На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная рабоат по "Педагогике"

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
10 вопрВ. Г. БЕЛИНСКИЙ О ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ 

По характеристике В. И. Ленина, Виссарион Григорьевич Белинский (1811—1848) был еще при крепостном праве “предшественником полного вытеснения дворян разночинцами , предшественником русской социал-демократии. Он прошел сложный путь идейного развития: от идеализма к. материализму, от просветительства к революционному демократизму. В популярных тогда системах утопического социализма Белинский очень ценил критическое содержание. 

Философские революционно-демократические  взгляды Белинского отражают процесс  углубления кризиса крепостного  строя. Белинский резко обличал  самодержавие и крепостничество  в России, реакционную, религиозно-мистическую  идеологию, теорию так называемой официальной  народности. Он выдвигал и обосновывал  необходимость отмены крепостного  права, демократизации всего общественного  быта России. При этом он доказывал, что основной путь коренного преобразования общественной жизни России должен быть революционным, хотя и не мог еще  указать реальных сил и средств для осуществления идей социализма. 

Белинский верил  в богатые творческие силы, талант русского народа, в его стремление к свободе, к пресыщению. “Грамоты наш народ не боится,— писал  он в “Письме к Гоголю”,— напротив, любит ее и бежит к ней, а  не от нее... Быстрые успехи в деле распространения грамотности в  простом народе основаны на глубокой потребности, какую чувствует народ  с грамотности, и на сильном стремлении, какое он оказывает к учению... Часто бородатые мужички ничего не жалеют при обучении детей своих  грамоте и достигают иногда этой цели при всевозможной бедности в  средствах”. 

Педагогические идеи В. Г. Белинского составляют органическую часть его литературного творчества. Впервые он выступил с решительной  критикой крепостного права и  отсталых взглядов на воспитание и  обучение детей в своей юношеской  драме “Дмитрий Калинин”, за которую  был исключен из Московского университета. 

С наибольшей полнотой взгляды Белинского на первоначальное семейное воспитание и обучение детей  раскрыты им в статье “О детских  книгах (1840) — рецензии на две сказки Гофмана и детские сказки дедушки  Иринея. Стоя на позициях революционного демократизма и гуманизма, Белинский определил цель первоначального воспитания — воспитать в ребенке человечность. “Первоначальное... воспитание,— писал он,— должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком”. 

Белинский высказывался за всестороннее развитие человека. “Не  упускайте из вида,— писал он,—  ни одной стороны воспитания: говорите детям и об опрятности, о внешней  чистоте, о благородстве и достоинстве  манер и обращения с людьми; но выводите необходимость всего  этого из общего и из высшего источника  — не из условных требований общественного  звания или сословия, но из высокости человеческого звания, не из условных понятий о приличии, но из вечных понятий о достоинстве человеческом”. 

Белинский диалектически  подошел к решению вопроса  о значении и сущности процесса воспитания, о взаимоотношении развития ребенка  и его воспитания. Он указывал, что  каждый ребенок с рождения имеет  индивидуальные задатки и наклонности, которые могут развиваться или  глохнуть в зависимости от внешних  обстоятельств и воспитания: “Каждый  человек есть индивидуальная личность, которая может делаться и хуже и лучше — только по-своему, индивидуально”. “... Душа младенца,— писал он,— ... дерево в зерне, человек в возможности!” 

Белинский указывал на “великое значение воспитания в  развитии природных задатков и наклонностей детей: “Разумное воспитание и злого по натуре делает или менее злым, или даже и добрым, развивает до известной степени самые тупые способности и по возможности очеловечивает самую ограниченную и мелкую натуру... Он требовал, чтобы воспитатели изучали законы развития, природные и возрастные особенности детей и сообразовались с ними: - “Человек имеет свои эпохи возрастания, не сообразуясь с которыми можно затушить в нем всякое развитие”. 

Белинский наметил  следующую возрастную периодизацию детей: младенчество — от рождения до 3 лет, пора детства — от 3 до 7 лет, отрочество — от 7 до 14 лет. 

Белинский выступал против обезличивания детей и  насилия над ними, отстаивал необходимость  бережного и любовного отношения  к детям со стороны взрослых, уважения в них будущих строителей новой  жизни. 

Велика заслуга  Белинского и в том, что он диалектически  разрешил проблему единства общечеловеческого  и национального, народного элемента в развитии России, в создании ее культуры, науки и просвещения. Он писал: “Народность обыкновенно  выпускается... из плана воспитания... Давайте детям больше и больше созерцание общего, человеческого, мирового; но преимущественно старайтесь знакомить  их с этим через родные и национальные явления... 

Общее является только в частном: кто не принадлежит  своему отечеству, тот не принадлежит  и человечеству”. Идея революционной  народности у Белинского сложилась  и оформилась в ожесточенной борьбе с представителями реакционной  теории официальной народности. Он был также противником славянофильской  идеализации русской патриархальности. В противоположность им Белинский доказывал, что развитие России невозможно без критического использования лучших достижений других народов мира. 

Большую ценность представляют высказывания Белинского о характерных  особенностях умственного развития детей дошкольного возраста. Эти  высказывания свидетельствуют о  его таланте тонкого наблюдателя, психолога, педагога, любившего детей, знавшего их потребности и интересы. Детство Белинский считал счастливейшей  порой жизни, которая часто вспоминается людям. Чувства и сознание людей  в детстве отличаются непосредственностью. Белинский отмечал близость детей  к природе. Резвость, живость, шаловливость — характерные черты детей  дошкольного возраста и вместе с  тем необходимое условие их развития, считал он. Белинский говорил, что  воспитание не должно быть скучным, однообразным, он выступал против бездеятельности  детей, а также против того, чтобы  давать малолетним детям книжки, лишь бы занять их и удержать от резвости и шалости. “Положим,— писал он,—  что и так, но что за польза в  этом. Нет, пусть лучше дети шалят  и резвятся — это необходимо в  их возрасте, пусть лучше бегают по саду или полю и привыкают созерцать  живую природу в ее красоте”. 

Белинский отмечал  большую впечатлительность детей  дошкольного возраста. Первые впечатления  очень сильно воздействуют на юную душу. “Все дальнейшее ее развитие совершается  под их непосредственным влиянием”. Вот почему родители и воспитатели  должны обращать большое внимание на то, что окружает их детей, делать строгий  отбор развивающих средств, в  частности детских книг — повестей, рассказов. Белинский говорил о  необходимости использовать в воспитании народные сказки, которые в художественной, выразительно-образной форме знакомят детей с жизнью животных, людей, с  народной . мудростью, с моральными представлениями народа. Но, рекомендуя давать детям и сказки, и фантастические рассказы, он справедливо указывал, что чрезмерное увлечение фантастическим убивает у них энергию действия, дает раздолье “теплым ощущениям, которыми ничего. не сделаешь для пользы общества указывал, что такое воспитание “не спасает и самого воспитанника при встречах его с действительной жизнью, когда нужна борьба с врагом, а не спокойное созерцание враждебных предметов, когда необходима сила, а не умилительные чувства”. 

Будучи материалистом, Белинский отмечал особо важное значение наглядности в обучении детей: “Наглядность,— писал он,— признана теперь всеми единодушно самым необходимым и могущественным помощником при учении. Она состоит в том, чтобы помогать памяти и уму ребенка представлением вида и образа предметов, которые он изучает”. В этом отношении значительную роль могут сыграть картины, картинки в учебных книгах и специальные учебные пособия: “Посмотрите, как жадны дети к картинкам. Они готовы прочесть самый сухой и скучный текст, лишь бы только он объяснял им содержание картинки. И. потому картинки все более и более делаются пособием при воспитании и учении”. 

Общественной задачей  родителей, считал Белинский, является нравственное воспитание детей, именно оно служит основной. цели — воспитанию будущего человека. Показателем же нравственного или безнравственного поведения является, по его мнению, не то, как человек рассуждает о нравственности, какой системы взглядов он придерживается на словах, а его практические дела, направленные на благо народа, на борьбу за его освобождение. Белинский осуждал всякое. фарисейство, ханжество, пошлые представления о морали эксплуататоров и пытался наметить основы новой нравственности Понятно, что в то время он не мог еще вскрыть классовых основ дворянской и буржуазной морали и сделать из этого соответствующие вы воды для педагогической теории. 

Но он дал много  ценных советов о том, как у  детей сформировать хорошие привычки нравственного поведения, в частности  привычки к постоянному систематическому труду. 

Большое значение в  первоначальном семейном воспитании, говорил Белинский, имеет доверие, дружба, ласковое отношение родителей  к детям: “Родители одною ласкою могут делать из своих детей все, что им угодно. Им ничего не стоит  приучить их с малолетства к выполнению долга — к постоянному систематическому труду в определенные часы каждого  дня важная, сторона в воспитании, от упущения ее много губится в  человеке” 

Белинский считал, что  родители должны стремиться удалять  детей от всяких дурных примеров и  приучать их к проявлению хороших  чувств, поступков не столько наставлениями, сколько с помощью хороших  примеров, огромную воспитательную роль может сыграть изучение детьми биографий  за мечтательных людей. Для нравственного  воспитания детей указывал Белинский, имеет очень важное значение поведение  самих родителей, а поэтому “вся жизнь отца и матери, всякий поступок их должен быть примером для детей  Положительные факты и явления  из окружающей жизни дают. возможность маленьким детям самим разбираться в том, что хорошо, что дурно: “Не говорите детям. “Это. хорошо потому и потому”, а покажите им хорошее, не называя его даже хорошим, но так, чтобы дети сами, своим чувством поняли, что это хорошо”. Важной частью нравственного воспитания Белинский считал воспитание у детей чувства патриотизма. Пламенный патриот своей родины, Белинский верил в великую историческую роль России. В 1840 г. он писал: “Завидуем внукам и правнукам нашим, который суждено видеть Россию в 1940 г. — стоящей во главе образованного мира, дающей законы науке и искусству и принимающей благоговейную дань уважения от всего просвещенного человечества”. Средствами воспитания у детей чувства патриотизма Белинский считал беседы, сказки, детские книжки о родном крае, о России, о жизни русского народа 

Белинский обстоятельно изложил задачи и обязанности  родителей по отношению к детям  и указал на долг и обязанности  детей по отношению к своим  родителям. 

Большое значение придавал Белинский физическому воспитанию детей, которое должно быть тесно  связано с другими сторонами  воспитательной работы. Он писал: “До  семи или около семи лет воспитание дитяти должно быть преимущественно  физическое, но не в духе почтенной  старины, которая буквально держалась  значения слова “воспитывать и закармливала чуть не насмерть, так что материя подавляла в них дух и они смотрели не детьми, а хорошо откормленными телятами, барашками или козлятами”. Он рекомендовал, чтобы в книгах для народа как можно больше давалось статей “об обращении с детьми, о необходимости часто мыть их, беречь от грязи, от простуды, об уходе за больными.. Сколько умирает детей от того, что за ними дурно смотрят”. Белинский указывал также на необходимость правильного образа жизни и разнообразных движений детей. Развитие здоровья, телесной крепости, гибкости и ловкости — “это — дело гимнастики и правильного образа жизни”. Очень важными для всестороннего развития детей Белинский считал игры. До семи лет “пусть дети играют, шумят, резвятся, лишь бы во всем этом не было ничего грубого, пошлого, неприличного и лишь бы они вовремя ели, вовремя ложились спать и в меру спали”. Однако это не значит, пояснял он, что дети все время должны предаваться играм, забавам и т. д. 

Умственное воспитание детей, говорил Белинский, должно начинаться с самого раннего возраста и быть тесно связано с физическим, нравственным и эстетическим воспитанием. Оно  должно целесообразно направляться взрослыми, должно, сообразовываться с  законами развития детской природы. Оно не должно быть преждевременным, переутомлять детей, убивать их самодеятельность и активность. 

В последние годы своей жизни Белинский особо  подчеркивал роль науки как основного  средства умственного развития детей. “Развивать детей должна наука,—  писал он,— ее постепенное, медленное, но тем более верное изучение, а  не книжки, написанные для забавы и  приучающие детей к поверхности, легкомыслию и мечтательности”. - Он высоко ценил также воспитательное значение для детей “созерцания  действительности”, знакомство с разнообразными явлениями окружающей природы и  сознательной жизни. 

Белинский рекомендовал с ранних лет воспитывать у  детей эстетическое чувство: “В детях с самых ранних лет должно развивать чувство изящного, как один из первейших элементов человечности”. 

В семейном воспитании Белинский отводил большую роль матери, которая с рождением ребенка  проявляет “нежнейшее попечение  и неусыпные заботы о его здоровье, о правильном развитии и является “другом юности, возмужалости и  старости”. Вообще Белинский. придерживался прогрессивных взглядов на назначение женщины в обществе, на ее образование. Величайшим гуманизмом преисполнены строки В. Г. Белинского, в которых он рисует тяжелое положение крестьянской женщины и детей. 

В. Г. Белинский, выдающийся критик детской литературы, разработал художественные и идейно-педагогические требования к детской книге. Он был  замечательным учителем детских  писателей, дал ценнейшие указания, как надо использовать книгу в  воспитательной работе с детьми. Многие его высказывания о детских писателях  и детской книжке полностью сохраняют  свою ценность и в наше время. “Книги, которые пишутся собственно для  детей, должны входить в план воспитания, как одна из важнейших его сторон”,— писал он в 1840 г. В. Г. Белинский высоко ценил воспитательное значение народных сказок и сказок, написанных классиками художественной литературы. Весьма ценными были его указания о языке детских книг. Он требовал простоты, ясности, выразительности и образности изложения. 
 

Белинский вписал в  историю развития русской и мировой  педагогики новые страницы, отличающиеся глубоким теоретическим обоснованием сложнейших педагогических проблем, политической заостренностью в духе революционного демократизма, гуманизма и патриотизма. Многие его педагогические идеи опередили  свое время, они получили дальнейшую разработку в учении революционных  демократов Н. Г. Чернышевского и  Н. А. Добролюбова, оказали сильное  влияние на других прогрессивных  педагогов 60-х гг. XIX в. 

А. И. ГЕРЦЕН О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ 

Определяя значение Александра Ивановича Герцена (1812— 1870) в истории революционно-освободительного движения, В. И. Ленин писал: “Герцен  принадлежал к поколению дворянских, помещичьих революционеров первой половины прошлого века... Декабристы разбудили  Герцена. Герцен развернул революционную  агитацию, Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная  с Чернышевского и кончая героями  “Народной воли . В. И. Ленин причислял его к величайшим мыслителям своего времени: “Герцен,— отмечал он,— вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед — историческим материализмом”. 

Беспощадно и последовательно  боролся А. И. Герцен против антинародной, реакционной правительственной  политики в области просвещения, критиковал крепостническую систему  воспитания и образования молодого поколения. 

С особой теплотой Герцен отмечал смелые выступления борцов за свободу народа, признавал, что  лучшие из них, в том числе некоторые  студенты, профессора, учителя, были в  период жестокой николаевской реакции  “одинокими стражами, безвестными  пионерами великой гуманитарной пропаганды”. Высоко оценивал Герцен "роль русских университетов в  деле образования молодого поколения. 

Педагогические взгляды  Герцена были продолжением его революционно-демократического философского мировоззрения, составляли с ним одно неразрывное целое. Они были изложены в - литературных произведениях, в статьях публицистического  характера, в переписке с друзьями и своими детьми. 

В высказываниях  А. И. Герцена ярко отразилось его  критическое отношение к получившей в то время большое влияние  и распространение на Западе и  в России теории изолированного от общественной среды воспитания “человека  вообще”, предложенной Руссо. В произведении “Кто виноват? Герцен показал, что применение этой теории на практике дает весьма печальные  результаты. Герой романа Бельтов, воспитанный  в отрыве от действительности, оказался человеком не подготовленным к жизни и полезной деятельности, не умеющим “разбирать связный почерк живых событий”. 

Герцен сформулировал  новые, революционно-демократические  идеалы. воспитания. Он требовал воспитывать свободную гуманную личность — гражданина, патриота Родины, который будет активно бороться с общественными порядками во имя достижения своего идеала, за освобождение народа, 

Герцен положительно относился к социальным и педагогическим мероприятиям, проведенным Оуэном в  Нью-Ланарке. Этот опыт, по словам Герцена, “костью стоит в горле людей, постоянно обвиняющих социализм в утопиях и в неспособности что-нибудь осуществить на практике”. В то же время он отвергал утверждение Оуэна, что “главный путь водворения нового порядка — воспитание”, что человек лишь пассивный продукт среды и обстоятельств. Герцен писал: “Люди переделывают не только природу, но и историю”. Люди “не нитки, не иголки в руках фатума, шьющего пеструю ткань истории”; они могут “переменить узор ковра”. Однако Герцен в то время не мог увидеть революционно преобразующей силы рабочего класса и преувеличивал роль крестьянства в переустройстве общества на социалистических началах. 

Много ярких страниц  посвящено Герценом критике школьного  образования, а также семейного  воспитания и обучения детей дворянства. Семейное воспитание в дворянских семьях он называл школой рабства и тиранства. Дети, писал он, несчастные вешалки, на которых выставляют все модные покрои платья, а воспитатели —  их душегубители, они могут лишь калечить детей в умственном и нравственном отношении. В результате этого “маленькие щенки растут и делаются бульдогами с правом грызть все, что носит название России”. 

Воспитание детей, считал Герцен, нужно начинать с  раннего возраста, своевременно и  планомерно развивать у них врожденные задатки — “зародыши (“их больше хороших, чем дурных”), формировать  из них людей революционного долга, патриотов родины, “воинов народа русского”. 

Семейное воспитание детей Герцен считал “делом общественным, делом величайшей важности”. “Семья,—  писал он в “Былом и думах”,—  начинается с детей... Из эгоизма двух она (любовь.— М. Ш.) делается не только эгоизмом трех, но и самопожертвованием двух для третьего”. Родители ответственны перед обществом за воспитание детей. 

“Величайшее дело начального воспитания, принадлежит матери”,—  указывал Герцен. Ребенок делает жизнь  матери более полной и содержательной. “Ребенок, не выводя женщины из дому, превращает ее в гражданское лицо”,— говорил он. 

Герцен был горячим  поборником равноправия женщины  с мужчиной, не ограничивал деятельности женщины только воспитанием детей. “Семейное призвание женщины,—  писал он,— никоим образом не мешает ее общественному призванию. Мир всеобщего так же открыт женщине, как и мужчине”. Он указывал, что участие женщины в общественной деятельности будет содействовать усилению ее воспитательной роли, и выступал. ревностным защитником разностороннего женского образования. 

Велика и ответственна в воспитании детей и роль отца. Воспитывая своих детей, Герцен осознавал  “огромность дела отцовского”, указывал, что судьба детей зависит и  от отца: “Если дети пойдут в дурную сторону,— писал он,— это будет  моя вина”. Он был нежным отцом, заботливым руководителем своих детей; сам  выбирал для них воспитателей и учителей, постоянно наблюдал за работой учителей, исправлял допущенные ими ошибки. 

Особенно большое  внимание Герцен уделял идейной направленности воспитания. Он прилагал все усилия к тому, чтобы его дети были воспитаны  в духе беззаветной любви к  родине, преданности высшим идеалам  человечества. Он сокрушался о том, что они воспитывались вдали  от России, не слышали русской речи. Его горячим желанием было окружить детей в семье воспитателями  и учителями из русских людей, способных обучить детей родному  языку, основательно познакомить их со своей родиной, воспитать у  них стремление продолжать “недоделанное  дело отца, т. е. революционную борьбу с крепостничеством и самодержавием. 

Одним из важнейших  условий воспитания детей в революционно-демократическом  духе Герцен считал установление в  семье дружественных отношений  между родителями и детьми, между  всеми членами семьи, уважение и  привязанность их друг к другу. Дети должны с раннего возраста проявлять  заботу друг о друге, членах семьи, о  близких людях. Со временем это непременно перерастет в высшие социальные чувства  — в деятельную любовь к людям, особенно к угнетенным и эксплуатируемым. Пятнадцатилетняя дочь Герцена признавалась в ученическом сочинении: “У меня всегда была страсть к политике. Когда в четырехлетнем возрасте меня начинали обучать чтению на подвижных буквах, новая фраза, которую я сама составила, была: земля и воля! Итак, мое увлечение политикой началось на моем четвертом году и кончится, вероятно, лишь со смертью”. 

Важнейшими задачами семейного воспитания детей Герцен считал развитие у них самостоятельности  мышления, сознательного поведения, приучение их к напряженной, но доступной  трудовой, умственной и физической деятельности, воспитание дисциплинированности. Он выступал против предоставления детям неограниченной свободы, за воспитание у них настойчивости, воли, умения подчинять свои желания требованиям взрослых. “Без дисциплины нет ни спокойной уверенности, ни повиновения, ни способа оградить здоровье и предупредить опасность”. 

Умственное воспитание Герцен считал важнейшей составной  частью всестороннего развития детей, его следует начинать с раннего  возраста и направлять на выработку  материалистического мировоззрения. Этому способствует, указывал он, изучение детьми природы, оно наполняет ум детей достоверными знаниями, приучает их логически мыслить, очищает ум от предрассудков и суеверий. В своей работе “Разговор с детьми А. И. Герцен с большим педагогическим искусством, живо, ясно, популярно изложил некоторые научные сведения, опровергнул религиозное учение о существовании души отдельно от тела, учил детей спрашивать старших, вырабатывать у себя способность смотреть на окружающие явления с точки зрения “здравого смысла”, необходимости борьбы за преобразование общественной среды. 
 

Своими педагогическими  высказываниями Герцен оказал сильное  влияние на развитие прогрессивной педагогической мысли в России 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общественно-педагогическое движение России второй половины 19 - начала 20 века.
Вторая половина XIX века отличалась оживлением общественно-политической и педагогической жизни России. Причиной возникновения общественного подъема  была Крымская война (1853-1856г.), подорвавшая  экономику, ухудшившая положение многих слоев российского общества, усилившая  эксплуатацию. В этой обстановке появились  различные политические течения, распространялись идеи П.Прудона и М.Штирнера, складывался нигилизм, идейным вождем в России считали Д.И.Писарева (1840-1868). В нигилистических кругах в 60 –е годы оформилось анархическое течение. Теоретическое обоснование нигилистического анархизма было сделано одним из его идеологов – Н.В.Соколовым (1832-1889), с точки зрения которого «политические вопросы теряют свое прежнее значение, уступая экономическим» [16, с.146]. Общественное движение, из узких кружков единомышленников, приобрело характер легальных, широких, общественных, политических партий с выработкой программ деятельности. В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении – консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции ( А.Н.Кураев). Социальную основу консерваторского направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России. С точки зрения консерваторов необходимо было совершенствовать духовную сторону народа, таким путем отдалить народ от социальных преобразований и политических движений. Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ 60-70-х годов, а в последующие десятилетия добивались ограничения их результатов. В экономической сфере они ратовали за неприкосновенность частной собственности, сохранение помещичьего землевладения и общины. В социальной области они настаивали на укреплении позиций дворянства – основы государства и сохранении сословного деления общества. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма – единение славянских нардов вокруг России. В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционные моральные принципы. Идеологами консерваторов были К.П.Победоносцев, Д.А.Толстой, М.Н.Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать. Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.) Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России. Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собрания), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия. Либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором стабильности, призывали провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества. В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, понижение выкупных платежей. Требование ликвидировать сословные привилегии, признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие было основой их морально-этических взглядов. Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» – ходатайств с предложением программы преобразований. Наиболее «левые» либералы иногда использовали конспиративные совещания своих сторонников. Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (В.А.Гольцев, П.А.Долгоруков, К.Д.Кавелин, Ф.И.Родичев, Б.Н.Чичерин, Д.И.Шаховской). Их организационной опорой были земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы») и научные общества. Либералы не создали устойчивой организационно оформленной оппозиции правительству. Совершенствовать личность как считали представители либералов возможно через свободу мысли, устного и печатного слова. Представители радикального направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройства общества (революционный путь). Цель радикалов заключалась в совершенствование личных качеств человека зависящих от окружающей среды, поэтому необходимым было преобразовать общественную среду. Во второй половине XIX в. радикалы не имели широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы трудящихся (крестьян и рабочих). В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества (разночинцы), посвятившие себя служению народа. Радикализм во многом провоцировался реакционной политикой правительства и условиями российской действительности: полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций. Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западноевропейского революционных движений. В радикальном направлении второй половины XIX в. господствующее положение занимало течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России и «общинного социализма». В общественном движении радикалов, второй половины XIX в., выделяются три этапа. В 60-е годы – складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков. В 70-е годы – оформление народнической доктрины, особый размах агитационной и террористической деятельности организаций революционных народников. В 80 – 90-е годы – активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы. В середине 90-х годов – ослабление популярности народничества и непродолжительный период широкого увлечения марксистскими идеями демократически настроенной интеллигенцией[13, с.274-277]. В основе развития народничества лежали идеи А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, которые в 60-70-х годах выступили в защиту интересов крестьянства. Объединение утверждало возможность развития страны по некапиталистическому пути, отрицало необходимость буржуазных свобод для России. Указывая на издержки и незавершенность этой реформы, народники хотели поднять народ на медленный бунт для устройства всеобщего равенства на основе уравнительности и коллективизма. Народническое движение восприняло идеи и других радикальных мыслителей – М.А.Бакунина, П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачева. Их революционные искания были основаны на убеждении в том, что «культура создана за счет народа и это налагает тяжкую ответственность на тех, кто пользуется плодами культуры». В 1878 году возникает первый кризис народничества, в результате чего в 1879 г. часть землевладельцев ( П.Б.Аксельдор, Л.Г.Дейг, В.И.Засулич, Г.В.Плеханов) образовали организацию «Черный передел» (1879-1881). Они сохранили верность основным программным принципам «Земли и воли» и продолжили просветительскую и агитационную работу среди крестьян. В том же году другая часть землевольцевсоздала организацию «Народная воля» (1879-1881). Ее возглавили А.И.Желябов, А.Д.Михайлов, Н.А.Морозов, С.Л. Перовская, В.Н.Фигнер и другие. Участники «Народной воли» перешли к тактике политической борьбы, начали террор против царя и правительства [1,с.42-44]. Программа организации предусматривала осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправления» в деревне и городах. В 1876 г. при участии «Земли и воли» в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация. Перед собравшимися выступил Г.В.Плеханов, призвавший бороться за землю и волю для крестьян и рабочих. Полиция разогнала демонстрацию, многие участники были ранены. Арестованных приговорили к каторге и ссылке. Г.В.Плеханову удалось скрыться от полиции. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу «Земли и воли». Главной задачей народников была борьба с государством. Программные требования народовольцев включали: подготовку политического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик – рабочим. Народовольцы провели ряд террористических акций против представителей царской администрации, но главной своей целью считали убийство царя. В ответ на террор правительство усилило репрессии. Большинство народовольцев были арестованы. Оставшаяся на свободе С.Л.Перовская организовала покушение на царя. Смертельно ранен и через несколько часов скончался Александр II -–1 марта 1881 г .. Активные участники «Черного передела» Л.Г.Дейч, В.И.Засулич, В.Н.Игнатов, Г.В.Плеханов обратились к марксизму, их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции. В 1883 г . в Женеве была образована группа «Освобождение труда». Ее программа: полный разрыв с народничеством и народнической идеологией; пропаганда марксизма; борьба с самодержавием; создание рабочей партии. Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат[13, c. 274-283]..  

Крестьянство они  рассматривали как реакционную  силу общества, как политический антипод  пролетариату. Группа «Освобождение  труда» действовала за границей и  не была связана с возникавшим  в России рабочим движением. В  самой России в 1883-1892 гг. образовалось несколько марксистских кружков (Д.И.Благаева, М.И.Бруснева, Н.Е.Федосеева и другие). Свою задачу они видели в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Идейно-теоретическая деятельность группы «Освобождение труда» за рубежом и марксистских кружков в России подготавливали почву для возникновения российской политической партии рабочего класса. Рабочее движение в 70-80 -х годах развивалось стихийно и неорганизованно. Рабочие выдвигали лишь экономические требования - повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, отмена штрафов. В отличии от Западной Европы русские рабочие не имели ни собственных политических организаций, ни профессиональных союзов. «Южно-российский рабочий союз» (1875) и «Северный союз русских рабочих» (1878-1880) не сумели возглавить борьбу пролетариата и придать ей политический характер. Наиболее крупным событием стала забастовка на Никольской мануфактуре фабриканта Т.С.Морозова в Орехове - Зуеве в 1885 г. Рабочие потребовали государственного вмешательства. В результате был издан закон 1886 г . о порядке найма и увольнения, упорядочении штрафов и выплаты заработной платы. В то же время закон усилил уголовную ответственность рабочих за участие в стачках. В 90-е годы XIXв России наметился промышленный подъем. Произошло увеличение численности рабочего класса. В 1895 г . в Петербурге разрозненные марксистские кружки объединялись в новую организацию – «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его создателями были В.И.Ульянов (Ленин), Ю.О.Цедербаум (Л.Мартов) и другие. Аналогичные организации были созданы в Москве, Екатеринославле, Иваново-Вознесенскеи Киеве. Они издавали листовки и направляли пропагандистов в рабочие кружки для распространения марксизма среди пролетариата. Под влиянием «Союза борьбы» в Петербурге начались стачки текстильщиков, металлистов, работников писчебумажной фабрики, сахарного и других заводов. Забастовщики требовали сократить продолжительность рабочего дня до 10,5 ч., повысить расценки, своевременно выплачивать заработную плату. Упорная борьба рабочих летом 1896 г . и зимой 1897 г ., заставила правительство пойти на уступки, был издан закон о сокращении рабочего дня до 11,5 ч. С другой стороны, оно обрушило репрессии на марксистские и рабочие организации, часть членов которых сослали в Сибирь. Под влиянием «легальных марксистов» часть социал-демократов России перешла на позиции «экономизма». Главную задачу рабочего движения «экономисты» видели в улучшений условий труда и быта. Они выдвигали только экономические требования и считали, что рабочие не должны тратить силы на политическую борьбу, так как ее плодами воспользуется буржуазия. Общественное движение во второй половине XIXв., в отличии от предшествующего времени, стало важным фактором политической жизни страны. Многообразие направлений и течений, взглядов по идейно-теоретическим и тактическим вопросам отразило сложность общественной структуры и остроту социальных противоречий, характерных для переходного времени пореформенной России[13, c. 274-283]. Сложившиеся общественно-политические течения повлияли на общественно-педагогическое движение реакционной России. Е.Н.Медынский довольно остро описывает ситуацию второй половины XIX века. «Общественное движение 60-х годов 19 века в России охватило широкие массы передовой интеллигенции и выдвинуло из ее среды борцов за новые взгляды и стремления, за прогресс и демократию. Не было области, которая не подверглась бы критике и обновлению. Рождалось сознание, что наука, искусство и все отрасли знания должны служить интересам народа». Появилось поколение людей, воспитанных на передовых идеях – А.И.Герцена и В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова, выдающихся представителей русской классической философии 19 века. Среди множества вопросов, выдвинутых в 60-70– е годы прошлого столетия, вопросы нравственного и физического воспитания молодого поколения встали перед русским обществом со всей остротой. В 60-х годах 19 века выступила целая плеяда замечательных представителей передовой русской педагогической мысли – Н.А.Добролюбов, П.Ф.Каптерев, Н.И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К.Д.Ушинский, Н.Г. Чернышевский, и других[12,с.65].
Вопросами воспитания начали заниматься не только педагогические жур
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.