На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Культура Киевской Руси

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА  И БИЗНЕСА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ
по курсу: «Отечественная история» 
 

ТЕМА: КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ  
 
 
 
 
 
 

        Выполнил:                                      студент I курса ФЗОД 34У ФММ                          Дворников А.А.                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                

         Проверила:                                старший преподаватель Голубенкова Е.Б.                              
 
 
 
 
       
г.Гороховец 2007 г. 
 
 
 
 
 
 
 

План 
 
 

I. Введение
II. Культура Руси до монголо-татарского нашествия
    Письменность, грамотность
    Древнерусская литература
    2.1.  Особенности  развития русской средневековой  культуры
    2.2.  Письменность, грамотность и литература Киевской  Руси
    2.3.  Эпические  произведения Древней Руси
      2.3.1. Сущность  былинного эпоса
      2.3.2. Герои  русских былин и их классификация
      2.3.3. Анализ  эпических произведений русского  народа и их оценка в исследованиях  историков и литературоведов
    Архитектура и живопись
    Русское прикладное искусство X – XIII в.: истоки и своеобразие развития
III. Заключение. Выводы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Введение
 
      Под культурой человеческого общества мы, как правило, понимаем совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе его общественно-трудовой практики.
      Говоря  о материальной культуре, мы имеем  в виду развитие техники, орудий труда, жилье, типы и виды одежды, предметы быта и т.п. В отличии от материальной, духовная литература включает в себя идеологические представления, систему  образования, науку, литературу, искусство, той или иной эпохи. Периодизация истории русской культуры в основном совпадает с общеисторической периодизацией. В истории русской культуры эпохи феодализма  выделяют  два больших этапа: русская средневековая культура
 IX – XVII в. и культура нового времени – XVIII – первая половина XIX в. В свою очередь в рамках первого этапа обычно выделяют в качестве отдельных периодов культуры: 
    Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (домонгольское время)
    времени образования и формирования единого Русского централизованного государства XIII – XV вв.
    культуру XVI в.
    культуру XVII в.
     В данной работе речь пойдет о становлении  и развитии древнерусской культуры X – XII вв. и о социокультурной ситуации на Руси в ту далекую для нас эпоху.
     Прежде  чем перейти непосредственно  к этому вопросу, необходимо подчеркнуть  особенности развития русской средневековой  культуры в целом. Во-первых, для культуры этого этапа характерна общая замедленность в развитии. В этот период господства натурального хозяйства, консервировались и общественные отношения. Отсюда, традиционность культуры средневековья. Во-вторых, в идеологии и мировоззрении людей ведущее место занимала церковь, определявшая характер, направление, формы и темпы культурного развития, стремившаяся всячески подчинить и регламентировать жизнь всех социальных групп и слоев населения. В-третьих, для этого периода характерно накопление знаний и практически научного объяснения многим фактам и явлениям еще не существовало. В-четвертых, культурное развитие тормозилось начавшей складываться системой зависимости ряда слоев населения, однако, процесс оформления крепостного права был прерван вторжением орд Батыя и установившимся с 1240 г. игом.
     Несмотря  на некоторые отличия в развитии Руси по сравнению с западноевропейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры. Это можно объяснить однотипностью социально-экономического развития Руси и западноевропейских стран и социальной структурой феодального общества.
     К сожалению, многие памятники, относящиеся  к древнерусской культуре домонгольского периода, не дошли до нас. Значительная их часть погибла в огне пожаров, нашествий и войн. Гибли целые города, а вместе с ними исчезали и бесценные творения иконописцев, летописцев, зодчих.
     Культура  всякого народа складывается из суммы  ценностей, унаследованных от прошлых  эпох, собственного вклада современников, заимствований у других народов. Так и культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро древнерусского государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов и Византии, из которой на Русь пришло христианство, оказавшее несомненное влияние на развитие Древней Руси, однако именно с ним нельзя связывать исключительные успехи русской культуры, как это делают многие представители буржуазной историографии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Культура  Руси до монголо-татарского нашествия
 
 
      Письменность, грамотность
 
 
     Буржуазные  ученые утверждали, что письменность на Руси распространилась с принятием христианства. Однако, на сегодняшний день отечественная наука располагает фактами, говорящими нам о существовании письменности на Руси еще в дохристианскую эпоху. О надписях по-русски на камне и дереве упоминают арабские авторы, жившие в X веке. Текст договора Олега с греками 911г. был составлен как на греческом, так и на русском языке. В 1949г. под Смоленском у местечка Гнездово археологами был обнаружен сосуд, на стенке которого присутствует надпись «гороухча». Существуют различные предположения по поводу значения данного слова (горчица, пряность, «Горух» писал и т.п.), важнее все же сама надпись, датируемая первой четвертью-серединой X в., т.е. сделанная задолго до принятия христианства. И подобных примеров достаточно много.
     К моменту принятия христианства, Русь уже имела собственный алфавит. Точной даты возникновения славянской письменности мы не знаем. Ученые полагают, что она существовала уже в IX в. В 60-е года IX в. Кирилл и Мефодий, два брата из Византийского города Салоники придумали для славян новую азбуку (известен алфавит южных славян из 24 греческих и 14 «своих» букв), которую назвали – кириллицей. Ею пользовались балканские славяне. Кириллица и глаголица (алфавит изобретенный Кириллом, и не имевший ничего общего ни с греческими, ни с латинскими), проникли к восточным славянам в конце IX – начале X века. По мнению ученых, на Руси существовал алфавит на основе греческого, имевший 23 греческих и 4 «славянских» букв ( Б, Ж, Ш, Щ).
     До  принятия христианства умеющих читать и писать на Руси было мало, но с 988 г. грамотность стала быстро распространяться практически во всех социальных слоях. Грамотой владело духовенство, князья, бояре и горожане. О широком распространении грамотности говорят многочисленные берестяные грамоты, в большом количестве обнаруженные в Новгороде, где практически все население умело писать и читать. О грамотности свидетельствуют многочисленные изделия ремесленников, подписанные авторами. В частности, в фотоальбоме по русскому прикладному искусству X – XIII вв. приводится фотография новгородского серебряного кратира с надписью следующего содержания: «Господи, помоги рабу своему Флорови. Братило делал»1.
     Огромное количество надписей (граффити) обнаружено на стенах древних соборов. Надпись на стене Софийского собора в Киеве, сделанная над саркофагом Ярослава Мудрого, позволила историкам сделать вывод, что киевских князей величали царским титулом.
     Распространению грамотности среди городского населения  способствовали школы, где обучались  дети из семей различного уровня достатка, наряду с боярскими отроками и детьми духовенства, доступ к грамоте имели и дети ремесленников. При Ярославе Мудром в Киеве была открыта школа, где обучались более трехсот детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого – Анна, одна из первых  грамотных женщин, ставшая королевой Франции.
     Вместе  с распространением грамотности  и письма на Руси появляется и литература. По словам Д.С.Лихачева: «Литература возникла внезапно. Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литературы французская, английская, немецкая. Ее начало восходит ко второй половине X в.»2. Но скачок в царство литературы был подготовлен всем предшествующим культурным развитием русского (тогда еще единого) народа. Высокий уровень развития фольклора сделал возможным восприятие новых эстетических ценностей, с которыми знакомила письменность. Созданные в Болгарии ранее сочинения с их литературным языком, способным выразить сложнейшие политические, нравственные и философские идеи уже с конца X века начинают проникать на Русь. В это же время создается и первое произведение русской литературы, так называемая «Речь философа», в которой кратко рассказывалась история мира от его «сотворения» и до возникновения вселенской церковной организации. В Киевской Руси был создан целый ряд выдающихся литературных произведений, среди которых «Поучение Владимира Мономаха», «Моление Даниила Заточника», «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона и другие. Все они донесли до нас важнейшие проблемы, которые волновали писателей того времени: призыв к волнению против общих врагов, прославление веры и сильной княжеской власти, гордость за свой народ и за отчизну.
     Своего  освещения требовали и события, происходящие на Руси. Русские святые вызывают необходимость в новых житиях. Возникает необходимость в проповедях и публицистических сочинениях, посвященных насущным проблемам и явлениям местной действительности. Развивающееся национальное самосознание потребовало исторического самоопределения русского народа, и нужно было найти свое место в той грандиозной картине всемирной истории, которую дали переводные хроники и возникшие на их основе компилятивные сочинения. И вот рождается новый жанр, которого не знала византийская литература-летописание. «Повесть временных лет», одно из самых значительных произведений русской литературы, которое определяет место славян и, в частности русского нарда, среди народов мира, рисует происхождение славянской письменности, образования русского государства, события русской истории и т.п. Составитель «Повести...» имел в своем распоряжении древнейшие летописные записи, которые в свою очередь, опирались на устные предания, переходившие из поколения в поколение, от отца к сыну. Историки предполагают, что первый летописный свод был создан в 966-997гг. Знаток летописания Л.В.Черепнин называет «точную» дату - 996 г., место написания - Киев.
     В оригинале «Повесть временных лет» до нас не дошла. Она известна нам  по многочисленным копиям-спискам последующих столетий. «Повесть...» открывала все летописные своды XII-XIV вв. Наиболее полно она сохранилась в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях. Об авторе «Повести…» между учеными ведутся споры. Историки А.А.Шахматов, Д.С.Лихачев, Б.А.Рыбаков и ряд других называют автором чернеца Федосьего монастыря Печерского-Нестора. Но у них есть противники, указывающие на множество стилистических  и фактических несоответствий между «Повестью» и произведениями, бесспорно принадлежавшими Нестору. Однако для истории русской культуры важнее не это. Трудно не согласиться с мнением Д.С.Лихачева, назвавшего «Повесть временных лет», монументальным произведением, наиболее полным и законченным историческим трудом Киевской Руси: «Рассмотренная вблизи, в упор, она производит впечатление случайного набора кусков драгоценной смальты, но окинутая взором в ее целом, она поражает нас строгою продуманностью всей композиции, последовательностью повествования, единством и грандиозностью идеи, всепроникающим патриотизмом содержания»3.
     Летописание продолжалось в русских землях и после распада единого государства. Летописцы удельных земель начинали свое повествование с «Повести…» и продолжали до момента отделения своих земель от Киева. Затем шел рассказ о местных событиях. Летописи каждой из земель отличаются друг от друга. Как греческая военная хроника звучит «Псковская летопись». Описанием княжеских усобиц наполнена летопись Галицко-Волынской земли («Ипатьевская летопись»). Новгородская летопись – это своеобразная городская хроника. Идея единой и сильной великокняжеской власти характерна для летописи Владимиро-Суздальской земли («Лаврентьевская летопись»). Различные летописные сочинения обычно называют по месту их хранения, или по имени автора, или ученого, их обнаружившего.
     Среди произведений периода феодальной раздробленности – бессмертное «Слово о полку Игореве». Жанр этого произведения необычен, т.к. здесь соединяются жанровые признаки ораторского произведения и фольклорных слов и плачей. Это произведение древнерусской литературы посвящено неудачному походу новгородского князя Игоря Святославовича в половецкую степь в 1185 году. В отличии от авторов Ипатьевской и Лаврентьевской летописей, неизвестный повествователь «Слова» не столько рассказывает о событиях похода, сколько размышляет о случившемся, выражает свое отношение к нему, размышления переплетаются с думами о прошлом и будущем своей страны. К.Маркс так определил основной идейный смысл «Слова»: «Суть поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием ….монгольских полчищ»4. Это произведение было открыто в конце XVIII века известным знатоком и ценителем древностей А.И. Мусиным – Пушкиным. К сожалению, подлинник не сохранился до наших дней, как и многие бесценные произведения древней культуры, оно погибло в огне пожара 1812 года.
     Наряду  с письменной литературой широкое  развитие имело устное народное творчество, и прежде всего знаменитые былины.
     «Былины (старины), русские народные эпические  песни – сказания. Возникли как  выражение исторического сознания русского народа в IX-XIII вв. В процессе бытования  впитали события позднейшего времени. Повествуют преимущественно о богатырях – защитниках Родины; отразили нравственные  и социальные идеалы народа».5 Такое определение дает былинам энциклопедия. Видный историк, академик Б.А.Рыбаков  отмечал, что: «былины и летописи – замечательные памятники русской общественной мысли».6
     Действительно, оба эти жанра словесности  повествуют о важных делах своего времени, оба они рассчитаны как  на своих современников, так и  на потомков, иногда на очень далеких. И мы, отдаленные потомки, благодарны древним сказителям и летописцам за те драгоценные сведения о судьбах Руси, о борьбе с кочевниками, о разных городских и княжеских делах, которые дошли до нас в устной передаче былин – «старин» и на пергаментных страницах летописных книг.
     Каждый  из нас фактически с детских лет  знает былинную «троицу»: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Но  далеко не каждый сможет продолжить этот счет, расширить круг действующих  лиц еще на пять – десять имен? Ценность богатырского эпоса заключается в том, что он по своему происхождению неразрывно связан с народом, с теми смердами- воинами, которые и землю пахали и воевали под киевскими знаменами с печенегами и половцами.
     Своими  корнями героический эпос уходит, вероятно, в тысячелетние глубины родоплеменного, первобытнообщинного строя. До нас дошла лишь незначительная часть древних былин, сложенных в первые века русской государственности и сохранившихся благодаря определенным историческим условиям русского Севера.
     Былины создавались и обновлялись вплоть до татаро-монгольского нашествия на Русь. Тяжелые поражения в битвах с кочевниками и установление иноземного ига не могли способствовать возникновению большого количества новых героических былин но, несомненно, поддерживали стремление русского народа сохранить свой старый эпический фонд как память о величии Киевской Руси, о создании своей государственности и общенародной защите родной земли. Былины содействовали поднятию духа и подготавливали к борьбе с татарами; недаром имена печенегов и половцев, реальных врагов Руси эпохи создания былин, почти полностью вытеснены в них именем татар.
     На  протяжении целого тысячелетия народ  разрабатывал и бережно хранил эпическую  поэзию, служившую своего рода «устным  учебником родной истории», передаваемым из поколения в поколение.
     Следы эпической поэзии в письменности Киевской Руси можно обнаружить уже  в летописном своде 997 г., восхваляющем княжение Владимира Святого. Летописец  действовал параллельно создателям былин, в центре которых был этот же князь, именуемый как «Владимир – Красное Солнышко».
     Возвращаясь к именам былинных героев, необходимо отметить, что многие из них –  реальные исторические личности. Они  с разной степенью вероятия могут  быть сопоставлены с историческими  деятелями. «Владимир – Красное Солнышко» - в этом образе былинного героя, как полагают исследователи, слились Владимир I Святославович (980 – 1015гг.) и Владимир Мономах (1133 – 1125 гг.); «Вольга» вероятно вместил в себя образы Олега Святославича (975 – 977гг.), Добрыни (980-е г.), Глеба (ум.1078г.); «Волхв Всеславич» - Всеслав Полоцкий (ум.1101г.); «Апракса Королевшина» - Евпраксия, сестра Мономаха; Козарин (1106г.), боярин Ставр (1118г.), богатырь-паломник Даниил (1107г.), боярин Путята (1113г.), Садко (1167г.), князь Роман (ум.1205г.). В былинах упоминаются и половецкие ханы: «Шарх – Великан», «Кудреван» - хан Шарукан; его сын Отрак и внук Кончак – «Коньшак»; «Тугарин Змеевич» - Тугоркан (1096г.); «Камен – царь» - татарские ханы Батый и возможно  Менгу – Каан (1239г.).
     В былинах обозначена и реальная местность: место действия – Киев, Чернигов, Новгород, Муром; названия рек, преимущественно южнорусских – Днепр, Пучай – река (Почайна в Киеве), река «Смородина» (Снепрод, левый приток Днепра) и другие.
     Сколько всего былинных героев? Хотя бы самых главных? На этот вопрос мы не найдем точного ответа, т.к. на сегодняшний день сколько-нибудь полного поименного списка героев русских былин, как считает знаток мира былинного эпоса – В.И. Калугин, нет, хотя когда-то он по всей видимости существовал, причем в самих же  былинах.7
     Вспомним  традиционный былинный зачин: «…в стольном Киеве – граде, у ласкова князя  Владимира, на его пированье –  почестен пир соезжаются и собираются все сильные, могучие богатыри и  полянцы удалые». В 2-х случаях: при описании таких почестных пиров и богатырской заставы у сказителя была возможность собрать вместе всех богатырей, развернуть полную экспозицию былинных героев. А при описании богатырской заставы он мог при этом не только назвать их по именам, но и представить. У каждого из богатырей на заставе свои занятия и обязанности: один – в атаманах, второй – в податаманьях, третий – писарь, четвертый – конюх, пятый – чашник.
     Вот как описывает заставу и представляет богатырей сказитель Еремей Чупров, записанный А.М.Астаховой в 1929г.:
     «Не далеко от Киева за двенадцать верст,
     Там и жили на заставе богатыре…
     Э да их было двенадцеть всех богатырей.
     Да  за старшего был Илья Муромец,
     Под им был Самсон да Колыбановичь,
     Ай  Добрыня да был у его во писарях,
     А Олеша жил в конюхах.
     Кабы  Мишка Торопанишка чашки-ложки  мыл,
     Чашки-ложки  мыл да повареночки…»8
     Из 12-ти всех богатырей сказитель называет лишь пять. Подобных перечислений в  былинах можно встретить немало. В 1901 г. сказительница Федосья Емельяновна  Чуркина взялась «собрать на заставе» всех богатырей, числом – 30-ть. Полного, поименного списка былинных героев нет, но его вполне можно составить, выстроив в ряд самых главных лиц, действовавших в русском былинном эпосе.
     Калугин В.И. попытался классифицировать героев былин по следующему принципу:
    Древнейшие былинные образы: Святогор, Волх Всеславьевич, Михайло Потык с женой Марьей, белой лебедью, Вольга, Микула Селянович.
    Главные герои русского эпоса: «троица» богатырей.
    Герои героического цикла: Суровень Суздалец, Сухматий, братья Дородовичи и др. (всего 15 имен).
    Герои Киевского цикла: Дунай, Соловей Будимирович, князь Владимир, Забава Путятична и др. (14 имен).
    Герои Новгородского цикла: Садко, царь морской, Василий Буслаев.
    Герои былин-сказок, апокрифов, баллад, легенд: князь Роман, Ванька Удовкин сын, Аника-воин и др. (всего 8 героев).
    Главные герои былин – скоморошин: Щелкан Дудентьевич, Кострюк, Терентий-муж, Агафонушко, Вавило.
     Однако, Калугин В.И. подчеркивает, что таковы «главные герои», а персонажей былинных намного больше. Только женских персонажей можно насчитать несколько десятков.
     Отдельно  в классификации стоят и далеко не второстепенные действующие лица – извечные враги Руси (их можно  насчитать у Калугина свыше 17-ти).
     Русским богатырям приходится сражаться  и с «нечистью» - Змеем Горынычем, Соловьем Разбойником, Идолищем Поганым, Чудищем, Кащеем..9
     Говоря  о проблеме классификации былинных героев Древнерусского эпоса следует учитывать, что в настоящее время в печати выходит множество сборников, словарей – справочников (например «Словарь славянской мифологии» - Н.Новгород, 1996г.; «Мифы и предания»: словарь-справочник античной мифологии и библейских сказаний. – М.,1998г. и др.), однако автор данной работы подобного «словаря» относительно русского былинного эпоса не встретил, но и утверждать, что на сегодняшний день его не существует – не может.
     Само  открытие русского эпоса состоялось лишь в XIX в., когда появились «Сборник Кириши Данилова» (1804-1818г.) и первые публикации былин из собраний П.В.Киреевского (1848) и П.Н.Рыбникова (1861). До середины XIX в. вообще никто, даже специалисты по народной словесности не подозревали, что былины из «Сборника Кириши Данилова» - не далекое и невозвратное прошлое, а настоящее, что их еще можно услышать в живом исполнении в Заонежье, на Киж-острове, на берегах Печеры и Белого моря. Народ бережно хранил и изустно от поколения к поколению, из рода в род передавал героические сказания. Академик Рыбаков указывает, что «этнографами XIX в. были зафиксированы случаи обязательного исполнения былин в деревнях во время новогодних празднеств, когда не только производились обряды, заклинания будущего, но и подводились итоги прошедшего».10 Калугин В.И. указывает, что за 100 лет (с 1861 по 1961гг.) стало известно более трех тысяч текстов и былин, и это еще не весь выявленный «золотой фонд» русского народного эпоса.
     А кто может сказать, сколько было былин во времена легендарного Бояна  или летописца Нестора? Сколько их было тысячу лет назад, в то время когда князь Владимир Святославович поклонялся еще сам языческим идолам и в 980г. в Киеве «постави кумиры на холму вне двора Теремного Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат».11
     Уже тогда Владимир со своей дружиной наверняка слушал песни вещих  боянов. Об этом мы можем судить по памятнику  литературы Древней Руси – «Слово о полку Игореве». Неизвестный автор «Слова» называет Бояна вещим, «велесовым внуком». Под Бояном здесь следует понимать, вероятно, собирательный образ песнопевцев Древней Руси, сказителей былинного эпоса.
     Былины  в том виде, в каком они дошли до XVIII – XIX столетий, когда пришло наконец время их записи, представляли собой уже несколько иной вид поэзии, не те «истинные рассказы о делах давно минувших дней». Они соединили в себе сказку и быль, реальность и фантастику, времена «Киевской Руси» и недавней «Руси Московской». Эти сочетания реальности и нереальности, правды и вымысла оказались настолько причудливыми, что исследователи до сих пор разгадывают эти «былинные ребусы» и по сегодняшний день разделяются на представителей 2-х школ: исторической и мифологической.
     Исследуя  былины,  Б.А.Рыбаков пришел к следующему выводу, в основу практически всех былин было положено реальное событие. В качестве примера приводится былина о новгородском боярине Ставре Годиновиче (Гордятиниче) и его жене Василисе. Само по себе редкое имя – Ставр, позволило исследователю сблизить его с летописным боярином Ставром, упоминаемом летописью под 1118г. Летописная ситуация полностью отражена в первой части былины: в 1118г. Владимир Мономах вызвал в Киев всех бояр из Новгорода, для принесения ему присяги на верность; несколько бояр, в т.ч. и сотского Ставра, великий князь приказал заточить. По былине Ставр - старый богатый новгородский боярин:
     «В  Новгороде живу да я хозяином,
     Я хозяином живу да управителем…»
     Былинный Ставр, как и его летописный тезка:
     «…Ставер  боярин во Киеве
     Посажен в погребы глубокие».
     В этой былине главное действие начинается с того, как молодая жена освобождает  Ставра, выигрывая его у Владимира  в шахматы; этого в лаконичной летописной записи нет, но все обстоятельства, связанные с арестом Ставра, полностью совпадают и в летописи и в былине.
     Ставр («Ставко») Гордятич впервые упоминается  в летописи в 1069 - 1070 гг.; к 1118 г. ему  должно быть около 70-ти лет, и былинный прототип правильно назван «старым боярином». Отчество «Годинович», «Гординович» образовалось от более простой формы «Гордятиничь» известной историкам по интереснейшей записи о Ставре Гордятиниче на стене Софийского собора в Киеве. Совпадение всех деталей, убедительное подтверждение «историзма» былины» о Ставре и Василисе, в основу которой было положено действительное событие 1118г.
     Как уже отмечалось выше, в Киевской Руси несомненно был распространен  древний эпос родоплеменной эпохи, о содержании которого нам очень  трудно судить. Вероятно, в нем был силен архаичный мифологический элемент и исконная опасность – наезды степных кочевников – уже тогда олицетворялась в виде гигантского змея, которого побеждают славянские богатыри. Отголоски такого сказания сохранились на Украине как легенды о братьях близнецах, победивших змея, запрягших его в огромный плуг и пахавших на побежденном змее огромную борозду, ставшую так называемыми «Змеевыми валами», пограничными укреплениями славян со стороны степи. Запряженный змей, очевидно символ тех плененных степняков, которых после победы заставили рыть  глубокие рвы и насыпать высокие валы, сохранившиеся до наших дней.
     К героическому эпосу следует отнести  и сюжет о князе Полянской земли – Кие, основателе столицы Древнего государства Руси – Киева. Летописец Нестор к сказанию о постройке города братьями Кием, Щеком и Хоривом, а так же сестрой их Лыбедью, добавил пересказ эпизода о походах славянских дружин под водительством Кия на Дунай и в Византию («яко же сказают»). Автор «Слова о Полку Игореве» еще знал песни о походах через степи на Балканы («рища в тропу Трояню через поля на горы»), что могло отражать события VI в., когда значительные массы славян победоносно воевали с Византией, и знал так же еще более ранние песни - плачи о трагической судьбе славянского князя VI в. Буса, плененного и мучительно убитого готами.
     Фрагментарные упоминания древнего эпоса, восходящего  к эпохе военной демократии, свидетельствуют о том, что он был героическим и общенародным: воспевались совместные походы многих племен на могущественную Византию, оплакивалась гибель 70-ти славнейших старейшин, убитых вместе с Бусом, воспевалась победа над степняками, увенчавшаяся постройкой укреплений, оградивших земли нескольких славянских племен (Полян, Руси, Северян, Уличей). К этой отдаленной старине, а возможно, к еще более ранним временам общения славян со скифами могут относиться некоторые сюжеты, вошедшие в позднейший былинный эпос, как например, бой отца с неузнанным сыном («Илья и Сокольник») и другие сюжеты общечеловеческого звучания, не связанные в былинах с конкретными событиями.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.