На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ассортиментная политика розничных торговых предприятий

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский  государственный аграрный университет» 

Кафедра организации предприятий АПК 
Факультет экономики и менеджмента 

Курсовая  работа
по дисциплине «Организация и управление торговым предприятием»
Тема: «Ассортиментная  политика розничных торговых предприятий» 

                       Выполнила: Фатеева К.А.
                           студентка группы 4431,
                           факультета экономики  и
                            менеджмента                                                                          
                                                                                          Проверил: Воробьёв С.П.
                                                                                       
 
 
 
 
 

       Барнаул 2009
 

       
       Содержание
Введение           3
    Теоретические основы ассортиментной политики розничных торговых предприятий         4
      Особенности формирования ассортимента в розничной торговле           4
      Управление ассортиментом и ассортиментная политика торговых предприятий        5
      Формирование ассортимента      11
        Анализ ассортиментной политики  ПК «Хлебокомбинат №5» 13
      2. 1. Общая  организационно-экономическая характеристика  предприятия ПК «Хлебокомбинат №5»     13
      2. 2. Анализ показателей ассортимента продукции ПК «Хлебокомбинат №5»          15
Выводы и предложения        29
Список литературы         30 
 

 

       
Введение
     В настоящее время рыночный успех деятельности торговых и производственных предприятий определяется правильно разработанной и последовательно осуществляемой ассортиментной политикой. Именно на основе изучения показателей ассортимента предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с его формированием, управлением и совершенствованием. К решению задач ассортиментной политики на любом хозяйственном уровне необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учётом того, как оно работает на конечные цели.
     Цель курсовой работы: разработка мероприятий по совершенствованию ассортиментной политики ПК «Хлебокомбинат №5»
    Задачи:
      изучить теоретические основы формирования ассортиментной политики предприятия;
      определить и проанализировать показатели ассортимента продукции ПК «Хлебокомбината №5», выявить влияние ассортиментной политики на спрос потребителей и конкурентоспособность предприятия;
      разработать направления по совершенствованию ассортиментной политики ПК «Хлебокомбинат №5».
      Объектом наблюдения является ПК «Хлебокомбинат №5».
     Предмет исследования – закономерности формирования и совершенствования ассортимента.
     Период  исследования – 2006-2008 гг.
     Основные  применяемые методы исследования – монографический, расчётно-конструктивный. 

    Теоретические основы ассортиментной политики розничных торговых предприятий
      Особенности формирования ассортимента в розничной торговле
         В качестве специфических особенностей формирования ассортимента в розничной торговле можно отметить следующие.
         Во-первых, в розничных торговых предприятиях при формировании ассортимента необходимо тщательно учитывать влияние как общих (внешних), так и специальных (специфических) факторов. Общие факторы не зависят от конкретных условий работы торгового предприятия и включают в себя покупательский спрос, товарное предложение (т.е. во многом производственные факторы) и цену. Специальные факторы отражают условия работы и включают тип, размер, материально-техническую базу предприятия розничной торговли.
         Во-вторых, в процессе формирования ассортимента в розничной торговле можно выделить три этапа. На первом - устанавливается укрупненный ассортимент товаров, основой для определения которого является спрос потребителей. На этом этапе в значительной степени определяется ассортиментный профиль предприятия розничной торговли. На втором - разрабатывается структура укрупненного ассортимента (т.е. соотношение различных групп товаров). Разработка структуры группового ассортимента позволяет осуществить связь выбранной специализации с планировочными решениями, вариантами исполнения торговой техники и т.д. На третьем - определяется уже развернутый ассортимент, осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров, наличие которого на предприятии в соответствии с конкретными заявками потребителей обязательно.
         Регулирование ассортимента товаров в предприятиях розничной торговли осуществляется с помощью ассортиментного перечня товаров  - это минимальное количество товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничного предприятия торговли. Ассортиментный перечень не должен быть жёстко фиксированным, неизменным документом. Установленные ассортиментные перечни должны подвергаться корректировке, учитывая происходящие изменения спроса, обновление промышленного ассортимента, результаты ярморочных закупок и т.д.
         Формирование  торгового ассортимента представляет собой часть (хотя и весьма значительную) процесса управления ассортиментом. Управление ассортиментом строится с учетом следующих принципов:
         • ориентация на изучение рынка, в том числе его конъюнктуры, товародвижения и т.п.;
         • обеспечение взаимозависимости промышленного и торгового ассортимента;
         • контроль за жизненным циклом товаров;
         • своевременность модификации каких-либо товаров;
         • оперативное изменение торгового  ассортимента;
         • рационализация ассортимента. [5, с.99]. 

      Управление ассортиментом и ассортиментная политика торговых предприятий
     Управление  ассортиментом - деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.
     Основными этапами управления являются установление требований к рациональности ассортимента, определение ассортиментной политики организации и формирование ассортимента.
     Установление  требований к рациональности ассортимента начинается с выявления запросов потребителей к товарам определенной ассортиментной принадлежности. Для этого могут быть использованы такие методы маркетинговых исследований, как социологический (опрос) и регистрационный (наблюдение), а для сезонных и модных товаров - метод исторических аналогий, в основе которого лежит предположение, что события, имевшие место ранее, могут повторяться с определенной долей вероятности.
     Кроме того, организации, применяющие стратегию  активного маркетинга, сами формируют спрос с помощью рекламы, выставок-продаж, презентаций и других методов. Требования к рациональности ассортимента изменяются в зависимости от конъюнктуры рынка (платежеспособности покупателей, социально - экономических, социально-культурных, правовых и информационных характеристик окружающей среды организации).
     Уровень требований к рациональности ассортимента индивидуален для каждой организации и определяется ее ассортиментной политикой.
     Ассортиментная  политика - общие намерения, возможности и основные направления, сформулированные высшим руководством организации в области ассортимента. Общие намерения могут быть определены в форме целей и задач для их реализации. [3, с.107]
     Цель  организации в области ассортимента - формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.
     Для этого должны быть решены следующие задачи:
     •  установлены реальные и предполагаемые потребности в конкретных товарах;
     •  определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности;
     •  выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;
     •  оценены материальные возможности  организации для выпуска, распределения и/или реализации отдельных товаров;
     •  определены основные направления формирования ассортимента.
     Основные  направления формирования ассортимента - это сокращение, расширение, углубление, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов.
     Сокращение  ассортимента — количественные и качественные изменения ассортимента товаров за счет уменьшения его широты и полноты.
     Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве и/или реализации отдельных товаров. Например, в последние годы наблюдается тенденция сокращения ассортимента за счет дешевых продовольственных и непродовольственных товаров, невыгодных изготовителю и продавцу, но необходимых потребителю.
     Расширение ассортимента — количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты, глубины и новизны.
     Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения; высокая рентабельность производства и/или реализации товаров; внедрение на рынок новых товаров и/или изготовителей; усиление конкуренции. Так, современное состояние российского потребительского рынка характеризуется расширением ассортимента за счет импортных товаров, а также товаров, изготовленных на основе зарубежных технологий.
     Расширение  ассортимента наряду с увеличением  товарной массы — одно из важнейших  условий насыщения рынка товарами. Вместе с тем это направление ассортиментной политики не исключает других направлений, которые дополняют его, придавая новые аспекты. Так, расширение ассортимента может происходить за счет его обновления при одновременном сокращении доли товаров, не пользующихся спросом. Расширение ассортимента за счет импортных товаров связано с сокращением ассортимента отечественных товаров, а также снижением их производства в целом.
     Углубление  ассортимента — количественные изменения ассортимента товаров за счет разработки и предложения новых торговых марок и/или их модификаций.
     Основанием  для выбора этого направления служит высокая насыщенность рынка, стремление снизить риск при выпуске товаров незначительной новизны, наличие известных, пользующихся спросом торговых марок, отсутствие возможности у организации выпускать товары новых видов.
     Следует отметить, что многие организации-производители, особенно зарубежные, считают углубление ассортимента наиболее приоритетным. Например, нередко автомобильные заводы выпускают многие годы одну марку автомобиля, но в новых модификациях. Иностранные владельцы кондитерских фабрик предпочитают иметь в ассортименте пять-шесть торговых марок-брэндов, а затем выпускать их новые модификации за счёт измененных рецептур изделий или замены одного вида вспомогательного сырья на другое.
     Стабилизация  ассортимента —  состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.
     Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых  продуктов повседневного спроса. Ассортимент непродовольственных товаров отличается высокой степенью изменений под воздействием моды, достижений научно-технического прогресса и других факторов.
     Обновление  ассортимента —  качественные и количественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны.
     Критерием выбора этого направления можно  считать необходимость удовлетворения новых постоянно изменяющихся потребностей и/или повышения конкурентоспособности, а также стремление изготовителей и продавцов стимулировать спрос путем побуждения потребителей делать покупки новых товаров для удовлетворения функциональных, социальных и психологических потребностей; изменение моды; достижения научно-технического прогресса.
     Это направление основывается на распространенном убеждении потребителей в том, что новые товары лучше ранее выпускавшихся. Однако это не всегда так, поскольку качество новых товаров может быть хуже, чем уже известных товаров. В таких случаях потребитель, осознав это, может испытать чувство разочарования, неудовлетворенности, недоверия к новым товарам вообще, а также к фирме-изготовителю или продавцу.
     Поэтому обновление ассортимента -  очень ответственное направление его формирования, связанное со значительным риском для всех субъектов рыночных отношений. В то же время в условиях конкурентной среды без обновления невозможно обойтись, так как новизна товаров - один из важнейших критериев конкурентоспособности организаций-изготовителей и продавцов.
     Совершенствование ассортимента —  количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности.
     Это комплексное направление изменений ассортимента товаров обусловливает выбор следующих возможных путей: сокращение, расширение и/или обновление ассортимента товаров для формирования рационального ассортимента. Целевой подход к формированию улучшенного рационального ассортимента составляет основную отличительную черту данного направления. При этом должны учитываться научно обоснованные рациональные потребности, а также требования общества к обеспечению безопасности для потребителей и окружающей среды, использованию достижений научно-технического прогресса для максимального повышения качества жизни.
     Учитывая  достижения науки о рациональном и сбалансированном питании, совершенствование ассортимента пищевых продуктов на современном этапе может быть достигнуто путем сокращения ассортимента высококалорийных продуктов и расширения биологически полноценных продуктов, богатых незаменимыми аминокислотами, жирными кислотами, витаминами, минеральными веществами и др., а также продуктов, содержащих пищевые волокна и неусвояемые вещества.
     Одним из путей совершенствования ассортимента может быть и его обновление. Однако обновление, как отмечалось, не всегда связано с улучшением качества товаров и наибольшим удовлетворением потребностей. Товары-новинки могут иметь непринципиальные отличия от товаров, ранее выпускавшихся и снятых с продажи (например, изменение упаковки, маркировки, массы, цены, товарной марки). Кроме того, иногда при производстве новых товаров используется более дешевое сырье, упрощенные технологии, что, естественно, вызывает снижение качества. Поэтому нельзя считать совершенствование и обновление одинаковыми направлениями формирования ассортимента.
     Гармонизация  ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, а также наиболее полно соответствующие целям организации.
     На  российском потребительском рынке  это направление формирования ассортимента сравнительно новое и выражается в стремлении ряда «элитных» магазинов формировать ассортимент по образцу известных зарубежных фирм.
     Кроме того, это направление характерно для крупных фирм, корпораций, акционерных обществ, имеющих дочерние предприятия в разных районах города либо регионах страны или мира.
     Выбор того или иного направления требует  знания факторов, влияющих на формирование ассортимента. 

      Формирование  ассортимента
     Формирование  ассортимента — деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достичь целей, определенных руководством организации. [5, с.111]
     Формирование  ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития ассортимента.
     Факторы формирования ассортимента. Различают общие и специфичные факторы формирования ассортимента.
     Общими  факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.
     Спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей, — определяющий фактор формирования ассортимента. В свою очередь, спрос зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей).
     Рентабельность  производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают определенное влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и др.). Так, формирование ассортимента алкогольной продукции в последние годы в значительной степени определяется мерами по государственному регулированию ее производства и реализации.
     Специфичными факторами формирования промышленного ассортимента являются сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента — производственные возможности изготовителей, специализация (класс и тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, материально-техническая база торговой организации, сегмент потребителей.
     Сырьевая  база производственных организаций определяется наличием природных ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей промышленности, выпускающей сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также затратами на производство и доставку сырья. Недостаточность или трудоемкость добычи, сбора или выращивания отдельных видов сырья приводит к сокращению ассортимента соответствующих товаров. Так, отдаленность районов произрастания, высокая трудоемкость сбора отдельных видов дикорастущих ягод привели к сокращению ассортимента изделий, вырабатываемых на натуральном сырье, и к их замене изделиями на синтетических пищевых добавках, имитирующих вкус, запах и цвет ягод (например, безалкогольные напитки).
     Материально-техническая  база товарного производства также оказывает значительное влияние на формирование ассортимента. Недостаточность производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого оборудования приводят к тому, что ассортимент товаров, пользующихся спросом, может сократиться. Последствиями этого являются чрезмерный спрос, рост цен и замена дефицитных товаров фальсифицированными. Именно из-за нехватки производственных ресурсов наряду с низкой рентабельностью сократился ассортимент высококачественных виноградных вин, но расширился ассортимент их подделок или низкокачественной продукции.
     Достижения  научно-технического прогресса — мощный стимул обновления ассортимента потребительских товаров. Разработка принципиально новых товаров, не имевших ранее аналогов, а также товаров повышенного качества возможна в основном в результате развития науки, техники и технологии. Так, благодаря разработке таких прогрессивных технологий, как асептическая стерилизация и сублимационная сушка, появились принципиально новые виды консервированных продуктов. Открытие полупроводников произвело революцию в ассортименте радиотехнических товаров.
     Торговый  ассортимент неизбежно формируется  под воздействием промышленного, поскольку производственные возможности изготовителя определяют состав предложения. Однако в условиях рыночной экономики производственные возможности изготовителя перестают быть определяющим фактором формирования торгового ассортимента.
     Заказы  торговых организаций, определяемые спросом  потребителей, оказывают все большее воздействие на формирование торгового ассортимента. У работников торговли появилась реальная возможность влиять на промышленный ассортимент через заказы товаров, пользующихся спросом.
     Специализация торговой организации  относится к наиболее значимым факторам формирования ассортимента товаров. Она определяется при создании, лицензировании или аттестации организации. Руководство организации принимает решение о специализации, от которой зависит ее последующая деятельность, в том числе и формирование торгового ассортимента.
     В период перехода к рыночным отношениям многие торговые организации, испытывая большие финансовые трудности, вносили изменения в свою ассортиментную политику путем включения в торговый ассортимент несвойственных товаров, не меняя при этом своего профиля. Многие специализированные магазины стали перепрофилироваться в магазины со смешанным ассортиментом. Однако, как показал опыт последних лет, большого успеха многим из них это не принесло. На современном этапе наблюдается тенденция возврата к специализации торговых организаций и формированию соответствующего ассортимента.
     Каналы  распределения товаров также имеют значение при формировании торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию торгового ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок товаров, для которых имеется налаженная система сбыта. Этим отличаются многие зарубежные или совместные фирмы, имеющие четко функционирующие каналы распределения товаров.
     Методы  стимулирования сбыта  и формирования спроса, в частности рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торгового ассортимента.
     Материально-техническая  база торговой организации  также может оказать определенное воздействие на формирование торгового ассортимента. Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки товаров сложного либо развернутого ассортимента, организация не должна и планировать формирование такого ассортимента. Например, нельзя включать в ассортимент скоропортящиеся или замороженные продукты питания при отсутствии холодильного оборудования.
     Сегмент потребителей, на который выходит торговая организация, определяет ассортимент товаров по уровню качества и цен (дорогие высококачественные или дешевые низкокачественные товары). На формирование ассортимента могут влиять национальные, религиозные и индивидуальные запросы потребителей.
     Регулирование перечисленных выше факторов составляет суть управления ассортиментом и достигается посредством установления определенных требований, предъявляемых к рациональному ассортименту. Эти требования регламентируются рядом нормативных, технических и технологических документов.
     Важную  роль в управлении ассортиментом  играют нормативные и технологические документы, регламентирующие базовую широту и полноту ассортимента.
      Анализ ассортиментной политики  ПК «Хлебокомбинат №5»
      Общая организационно-экономическая характеристика предприятия ПК «Хлебокомбинат №5»
     Производственный  кооператив «Хлебокомбинат №5» основан  в 1960 году на базе артели «Восход», которая  входила в состав предприятия  по производству промышленных и продовольственных товаров, подчинялась управлению Крайисполкома и производила бараночные изделия.
     Адрес: 656049, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Короленко,75, тел./факс 63-54-46.
     ПК  «Хлебокомбинат №5» производит хлебобулочную  и кондитерскую продукцию, осуществляет розничную торговлю собственной продукцией и розничную торговлю покупными товарами, сдает в аренду нежилые помещения.
     На  предприятии производится свыше 20 наименований хлебобулочных изделий, в том числе специальные целебные сорта хлебов: хлеб «Тонус» из цельного зерна, хлеб с йодоказеином, а также 15 видов сдобных изделий из слоенного теста, кроме того производится несколько видов сушки, баранки и бублики.
     Кондитерский цех производит свыше 40 наименований изделий: торты, пирожные, пряники, печенье, кексы и ряд продукции глазированной шоколадом. Имея собственную лабораторию и высококлассных специалистов-технологов, предприятие постоянно занимается обновлением и расширением ассортимента.  В производстве используется только натуральное сырье,  качество продукции контролируется на всех этапах, начиная с входного контроля сырья и до выхода готовой продукции.
     Предприятие ежегодно оснащается новым современным  оборудованием: в 2002 г. линия безмучного зернового хлеба;  в 2003 г. приобретена итальянская темперирующая шоколадная машина; в 2004 г. французская резальная хлебная машина для нарезки хлебов и батонов и фасовочные автоматы для сушки и пряников.
     Среднегодовая численность работников за 2008 г. составила 45 человек, численность на 1 января 2009 г. – 31 человек.
     Чистые  активы предприятия на начало года составляли 22769,0 тыс. рублей, на конец года – 24524,0 тыс. рублей, увеличение на 1755, 0 тыс. рублей произошло за счет увеличения остатка нераспределенной прибыли.
           Специализация предприятия
     Таблица №1 – Состав и структура товарной продукции
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.