На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Влияние народной подвижной игры на духовно-нравственное воспитание детей

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ  ВПО «Южный федеральный университет»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ
Факультет педагогики и практической психологии
Отделение дошкольного образования
Кафедра дошкольной педагогики 
 
 

Выпускная квалификационная (дипломная) работа.
Влияние народной подвижной  игры  на духовно-нравственное воспитание детей.
050715 «Дошкольная  педагогика и психология»
                                             Исполнитель: 
                                              Студентка 4 курса ОЗО
                                             Факультета педагогики и практической психологии
                    Отделения дошкольного образования
                                                 Кокова Елена Петровна
                                               Научный руководитель: к.п.н. доцент
                                              Абдульманова Любовь Витальевна
                                               Рецензент:  
 
 
 
 
 
 

Ростов  – на Дону
2007 г. 

Содержание. 

Введение. С. 3-5
Глава 1. Теоретические предпосылки к изучению проблемы духовно – нравственного воспитания детей. С.6-23
1.1. Понятие духовно-нравственных ценностей в психолого-педагогической литературе. С. 6-20
1.2. Возрастные особенности нравственного развития детей. С.20-23
1.3. Особенности формирования духовно-нравственных ценностей у детей посредством подвижной игры.  
Глава 2. Подвижная игра как средство духовно-нравственного воспитания детей. С. 24-53
2.1. Диагностика  и результаты духовно-нравственного развития детей. С.24-36
2.2. Специфика использования народных подвижных игр в духовно-нравственном воспитании детей. С.36-41
2.3. Динамика уровня духовно-нравственного воспитания детей. С.51-53
Заключение С.54-55
Список  литературы С.56-58
Приложение С.59
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
     На  современном этапе общественного  развития, когда остро стоят проблемы формирования подрастающего поколения, подготовки его к полноценной  самостоятельной жизнедеятельности, особое значение имеет воспитание устойчивых нравственных свойств личности. Активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. Данный факт призывает, прежде всего, педагогику обратиться к этой проблеме. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей и подростков приобретает особую актуальность в современных условиях меняющейся социально-политической обстановки в стране. Воспитательный процесс значительно усложняется в связи с изменениями системы ценностных ориентацией. По мнению Б.Р. Голощапова, 1995; А.К. Дусавицкого, 1996; А.И. Кочетова, 1997; Н.Э. Унт, 1990; Н.Е. Щурковой, 1997 гуманистическое воспитание молодежи в обстановке рыночных отношений требует поиска новых подходов к решению данной проблемы. Особая роль в этой связи отводится народной педагогике и национальным формам воспитания. Необходимость постановки данного вопроса обусловлена сопутствующим фактором необходимости сохранения народных традиций и национальных особенностей, в том числе и нравственных. Изучение философско-социологической и психолого-педагогической литературы показало, что проблема народности и народных традиций в воспитании не теряет своей актуальности. Это подтверждают исследования как авторов XIX в. (К.Д. Ушинский, Ф.М. Достоевский, К.П. Победоносцев, С.А. Рачинский, СИ. Миропольский, Д.И. Менделеев, Н.И. Ильминский, А.А. Штевен, М.К. Тенешева и др.),так и современных исследователей (Э.Е. Алексеев, Е.П. Белозерцев, Г.К. Вагнер, М.М. Громыко, В.М. Меньшиков, М.А. Некрасова, А.Г. Пашков, В.Ю. Троицкий, Ю.И. Юдин и др.). Вопросам национального воспитания посвящены труды таких авторов, как И.Н. Глузунова, 2002; Н.А. Петрова, 2002; В.В. Пионтковский, 2002; Н.И. Пономарева, 2001; Г.В. Пупынина, 2001; Ю.Б. Соколовская, 2001 и др. Однако анализ литературных источников показывает недостаточную разработанность проблемы роли именно народных средств воспитания, в частности народных подвижных игр, в формировании конкретных морально-волевых качеств личности и национального характера. Помимо этого, разрозненность и отсутствие обобщения опыта (педагогов, социологов, психологов и ученых других областей знаний по вопросу народного традиционного воспитания в России, может быть еще одной причиной недостаточно внимательного отношения к вопросам воспитания в соответствии с традициями  культуры. Таким образом, наличие перечисленных проблем обнаруживает недостаточную изученность использования  народных игр в педагогической практике и подчеркивает необходимость исследования данного вопроса в этом направлении. Разрешение этих вопросов имеет важное значение как в системе воспитания подрастающего поколения, так и в социо-культурном плане, а именно для возрождения и сохранения русских традиций. С нашей точки зрения, решению данных проблем должно способствовать включение в систему физического воспитания школьников русских народных подвижных игр, подобранных с учетом их влияния не только на физическое развитие, но и на духовно-нравственное воспитание, то есть на формирование определенных морально-волевых качеств. Анализ научных публикаций по проблеме использования подвижных игр на уроках физической культуры свидетельствует, что в них раскрываются только вопросы, связанные с влиянием игр на развитие двигательных качеств (Ю.И. Портных, Л.А. Станкявичус, С. Станьжиньска, А.А. Фетисов, В.И. Элашвили, и др.), мышления и познавательной деятельности (А.А. Антонов, Н.К. Ахматов, Н.В. Бабкина, Е.В. Заика, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, В.В. Горятнина и др.), моторики (В.М. Чекалов); на обучение двигательным действиям (Г.-Б.Г. Агаев, А.К. Атаев, Е.М. Геллер, А.А. Германова, О.А. Семкина и др.), что не дает полного представления о комплексном решении воспитательных, образовательных и оздоровительных задач в процессе учебной деятельности. Кроме того, авторами не рассматривались вопросы, связанные с изучением влияния народных подвижных игр на развитие личности детей, что и определило тему и цель нашего исследования.
     ОБЪЕКТ  ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс нравственного воспитания младшего школьника.
     ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: народная подвижная игра как средство духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
     ГИПОТЕЗА  ИССЛЕДОВАНИЯ: народные подвижные игры будут способствовать духовно – нравственному воспитанию младших школьников при следующих условиях:
     - народные подвижные игр будут отобраны по содержанию нравственно-духовных ценностей и включены в программу по физической культуре младшего школьника;
     - учителя школ будут иметь достаточную  профессиональную компетентность  в области использования нравственного  потенциала народных подвижных  игр;
     - насыщение разнообразной деятельность детей народными подвижными играми.
     ЗАДАЧИ  ИССЛЕДОВАНИЯ:
     1.Изучить степень разработанность проблемы в психолого-педагогической литературе.
     2. Выявить особенности влияния народных подвижных игр на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
     4. Классифицировать народные подвижные игры по принципу их преимущественного их влияния на духовно-нравственное воспитание
     Эксперимент проходил на базе Средней общеобразовательной школы № 3 г. Майского, КБР.
     Глава 1. Теоретические  предпосылки к  изучению проблемы духовно – нравственного воспитания детей.
 
     1.1. Понятие духовно-нравственных ценностей в психолого – педагогической литературе.
     Проблема  духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а  в современных условиях она  приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.
       В кратком словаре по философии  понятие нравственности приравнено  к понятию мораль. «Мораль (латинское  mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».
     В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».
     С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
     Мыслители разных веков трактовали понятие  нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями  человека».
     А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю».  «Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ».
     В научной литературе указывается, что  мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства, мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать.  Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».
     А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что  необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». 
     Василий Андреевич  говорил: «Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
     Сухомлинский  считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
     Школа является основным звеном в системе  воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка  доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К.Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.
     Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
     Рассматривая  систему нравственного воспитания, Н.Е.Ковалев, Б.Ф.Райский, Н.А.Сорокин различают несколько аспектов:
     Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся.
     Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.
     В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
     В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.
      В формировании  личности младшего школьника, с точки зрения С.Л.Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.
     Нравственное  воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно.
     Педагогика  зафиксировала, что в различные  возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного  воспитания. Ребенок, подросток и  юноша, например, по-разному относятся  к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.
      В разные возрастные периоды личного  развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности,  различны. В процессе развития  личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. В   дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации. С развитием новых коммуникационных технологий и  ростом количества средств массовых коммуникаций, а также относительная свобода в выборе и подаче материала увеличило роль этого фактора социализации.
      Начиная с подросткового возраста, большую  роль  в развитии личности играет общение со сверстниками, друзьями, среди  которых ребенок проводит большую часть своего времени.
      По  мере взросления роль семьи  в развитии ребенка постепенно уменьшается  и  увеличивается разносторонность воспитательных воздействий на личность ребенка.
    Н.И.Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени, его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. 
      Формирование  морального облика протекает в процессе  многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. 
    С точки зрения педагогической теории процесс нравственного воспитания в школе представляет собой  совокупность целенаправленных и последовательных действий ученического и педагогического коллективов, (педагогический словарь). Под понятием “педагогические действия” подразумеваются влияния, организуемые и получаемые учеником и коллективом в процессе учебно-воспитательной работы. Все эти влияния, а также их результаты, отражающиеся во взглядах и поведении, взаимосвязаны и выступают в совокупности, обеспечивающей, как и непосредственное, так и опосредованное воздействие на личность школьника. Поэтому важнейшими компонентами структуры процесса воспитания, как указывает А.Н.Леонтьев, являются процессы, идущие как бы навстречу друг другу. “Один из них, - подчеркивает он, - есть процесс воздействия объекта на живую систему, другой – активность самой системы по отношению к воздействующему объекту”.
    Качественная  сторона педагогических действий в процессе нравственного воспитания выражается в их силе и стойкости, а качественная сторона изменений в облике и характере личности проявляется в степени ее убежденности, которая реализуется в различных видах деятельности, формах отношения и поведения.
    Существенным  признаком процесса нравственного  воспитания является его концентрическое  построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного  уровня и заканчивается более  высоким. Для достижения целей, как  правило, используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
    Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно  вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Эффективность  процесса воспитания, как говорила Н.К.Крупская, “зависит от знания каждым преподавателем того живого материала, с которым он имеет дело; он должен знать, что ему необходимо внимательно изучать этого ученика и знать его близко”.
    Все факторы, обуславливающие нравственное становление, и развитие личности школьника, можно разделить на три группы: природные (или биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными воспитательными влияниями школьник социализируются, приобретают необходимый опыт нравственного поведения.
    Однако, несмотря на то, что на нравственное формирование личности оказывают воздействие  многие социальные условия и биологические  факторы, следует отметить, что решающую роль в этом процессе играют педагогические, так как они наиболее управляемые. Такое значение педагогического влияния придается еще и потому, что они более целенаправленно на выработку определенного рода отношений.
    Таким образом, анализ психолого – педагогической литературы позволил определить сущность нравственно воспитанной личности, которая состоит не только в усвоенных ее знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности. При организации процесса нравственного воспитания следует отдать предпочтение объективным отношениям,  в которые включаются учащиеся в различных видах деятельности и общения. Эти отношения составляют истинный объект педагогической деятельности. 
 

    1.2. Возрастные особенности  нравственного развития  детей.

 
    В литературе обычно указывается на роль сензитивных периодов в интеллектуальном развитии, но есть основания говорить и о сензитивных периодах нравственного  развития ребенка.
     Как отмечал Л. С. Выгодский, «нет и не может быть  другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возрастов, кроме тех новообразований, которые характеризуют сущность каждого возраста. Под  возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психологические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».
      Проблемой нравственного формирования личности и проблемой возрастной характеристики психологического развития детей на отдельные возрастные этапы необходимо считать те качества новообразования, которые возникают в процессе развития в сфере нравственного сознания, потребностей и нравственной воли ребенка и которые в самом основном определяют ту или иную степень его готовности к нравственному саморегулированию.
      Отечественный психолог А.В.Зосимовский разработал  периодизацию нравственного развития детей.
      Первый  этап охватывает младенчество и раннее детство — этап приспособительно реактивного поведения. Процесс первоначальной социализации малыша. Поскольку в поведении  младенца господствует непроизвольность, а осознанный нравственный выбор не представлен даже в зачаточном виде, рассматриваемый этап характеризуется как время преднравственного развития. В этот период ребенок приобретает готовность к адекватному реагированию (вначале сенсорному, а затем обобщенно-вербальному) на простейшие внешние регулирующие воздействия.
      Посредством разумно организованной «поведенческой» практики, ребенок подготавливается к переходу на следующий, принципиально новый этап своего духовного становления.
      Второй  этап характеризуется в целом формированием у детей первоначальной готовности добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение, ставить "надо" выше "хочу" причем недостаточная осознанность  нравственных действий проявляется у ребенка на данной ступени развития главным образом в том, что их направляют не собственные его убеждения, а некритически усвоенные им нравственные представления окружающих. Этот этап охватывает дошкольный и младший школьный возраст.
      С дошкольным периодом (от 3—4 до 6—7 лет) связаны истоки нравственного развития детей, когда у них на фоне непосредственно мотивируемой деятельности впервые возникают ростки произвольного положительного направленного поведения.
      В младшем школьном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. Игру как ведущий вид деятельности дошкольника сменяет теперь повседневное  выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Доминирующая у дошкольника непроизвольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной.
      Вместе  с тем даже самым высоким уровнем  нравственного развития младшего школьника  присущи свои возрастные ограничения. В этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще  полагается на  авторитет педагогов, родителей, более старших учеников. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к дурному влиянию.
      Третий  этап нравственного развития личности охватывает подростковый и юношеский возраст и представлен как этап нравственной самодеятельности воспитанника, под которой понимается вполне  сознаваемое,  и добровольное, подчинение человеком своего  поведения нравственным принципам.
      Подростковый  период отличен от младшего школьного тем, что у  воспитанников в эти годы  формируются собственные нравственные взгляды и убеждения.
      У подростка формируется понятийное мышление. Ему доступно понимание  связей между конкретным поступком  и качествами личности, на основе его  возникает потребность в самосовершенствовании.
      Осознавая свои возросшие умственные и физические силы, учащиеся средних классов стремятся  к самостоятельности и взрослости. Возросший уровень нравственного  сознания позволяет им сменить некритическое  усвоение поведенческих норм, характерное для дошкольников и младших учащихся, критическим, а отдельные  осознанные и внутренне принятые им моральные требования становятся его  убеждениями.
      Мораль  подростка в ее развитых формах качественно  очень близка морали взрослого человека, но все же имеет ряд отличий, главное среди них составляет фрагментарность нравственной убежденности подростка, обуславливающая избирательность его нравственной самодеятельности.
      Но, несмотря на развитость нравственных установок и воли подростка, он еще сохраняет черты существа увлекающегося, повышенно-впечатлительного и при определенных условиях склонного сравнительно легко попадать под чужое влияние, менять свои нравственные идеалы и устремления.
      Юношеский период морального становления воспитанника его нравственная сфера постепенно утрачивает черты "детскости", приобретая основные качества, свойственные высоконравственному взрослому человеку.
      Учащиеся  старшего возраста способны уже иметь  четкое научное представление о  морали, об истинности или ложности различных нравственных норм. Все это приводит юношеский период к преодолению фрагментарности, увеличению автономности нравственных убеждений и отражающего их нравственного поведения воспитанника. 
      У старшеклассников резко усиливается  возникающий еще в подростковый период этический критицизм, позволяющий уже очень немногое принимать на веру. В этом возрасте возникает потребность критической переоценки и переосмысливания когда-то бездумно воспринятого.
      Таким образом, фрагментарную самодеятельность в сфере морали, присущую подростковому возрасту, в юношеском возрасте сменяет всеохватывающая самодеятельность, что позволяет и весь юношеский период нравственного развития личности определить как период глобальной нравственной самодеятельности.
      Необходимо отметить, что моральное совершенствование человека, достигшего в юношеский период эталонного уровня нравственности, может продолжиться всю жизнь. Но с годами в нравственной сфере этого человека уже не возникает каких-либо принципиально новых образований, а происходит лишь укрепление, развертывание и совершенствование появившихся ранее. В общественном плане нравственная модель старшеклассника представляет ту нравственную ступень, начиная с которой человек, поднявшийся на нее, без скидок на возраст может быть признан  высоконравственным.
      Нравственное  развитие подрастающей личности —  это процесс обретения его  все большей и большей моральной  свободы, когда личность мало-помалу эмансипируется в своих действиях  от непосредственных влияний внешней  среды и от влияния собственных импульсивных желаний.
      Решающими для перехода воспитанника от одной  возрастной моральной ступени к  другой, более высокой, являются новообразования, возникающие в процессе развития в его интеллектуальной, потребностной  и нравственно-волевой сферах. 
 
 

1.3. Особенности формирования духовно-нравственных ценностей у детей. 

     О  нравственности  человека  можно  говорить  только  тогда,  когда  он  нравственно  ведет  себя  в  силу  внутреннего  побуждения  (потребности),  когда  в  качестве  контроля  выступают его собственные взгляды и убеждения.  Выработка таких взглядов  и убеждений и соответствующих им  привычек  поведения и составляют  сущность  нравственного воспитания.
      О  нравственности  человека  обычно  судят  по  его  поведению,  но  поведение – понятие весьма  широкое и охватывает  все стороны жизнедеятельности личности.  Поэтому для раскрытия его нравственной  сущности  необходимо  выделить  какую-то  наименьшую  единицу,  которая сохраняла бы  свойства  целого.  Такой  наименьшей  единицей  поведения  может  служить  поступок.
        Под  поступком  понимают  какое-либо  действие  или  состояние   человека,  но  всякое  действие  или  состояние  становится  поступком  только  при  условии,  если  оно  рассматривается  во  взаимосвязи  с  порождающими  его  целями,  мотивами  и  намерениями  личности.  При  этом  нравственными  должны  быть  как  сами  по  себе  действия  или  состояния,  так  и  порождающие  их  мотивы  и  цели. Таким  образом,  под  поведением  понимают  совокупность  поступков  человека,  выделяя  при  этом  внешние  действия  и  внутреннюю  обусловленность  поступков,  то  есть  их  мотивацию,  переживание.
      Нравственная  направленность  личности  раскрывается  не  в  отдельных  поступках, а в ее  общей деятельности,  которая оценивается,  прежде  всего,  через способность личности  активно проявлять жизненную позицию.  Нравственная  ценность  личности  заключается в ее  готовности  утверждать  этические идеалы  общества  в избранной  области  деятельности.
     Проанализировав  этот  вопрос,  можно прийти  к  выводу,  что  основными  критериями  нравственности  человека  могут  являться  его  убеждения,  моральные  принципы,  ценностные  ориентации,  а  также  поступки  по  отношению  к  близким  и  незнакомым  людям. Отсюда следует,  что  нравственным  следует  считать  такого человека,  для  которого  нормы,  правила  и  требования  морали  выступают  как  его  собственные  взгляды  и  убеждения  (мотивы),  как  привычные  формы  поведения.
     Привычное  поведение  формируют  многократно  повторенные  действия.  Оно  стабильно,  позволяет  человеку  в  одинаковых,  похожих  условиях  действовать  всегда  так,  как  нужно.
       Однако  нравственное  поведение   характеризуется  не  только  поступком,  но  и  системой  нравственных  привычек.  Они  наряду  с  нравственными  убеждениями  и  чувствами  входят  в  систему  внутренних  регуляторов  поведения.  Нравственная  привычка  –  это  способность  и  умение  произвести  действие  не  только  без особого на  то  контроля,  но  и в силу  выработанной  потребности в данной  деятельности.  Еще Д.  Локк  отмечал,  что в  воспитании  главную  роль  играет  формирование  нравственных  привычек ...  ни  в  коем  случае  не  следует  обременять  память  детей  правилами  и  предписаниями,  которые  тотчас  забываются.  Гораздо  полезнее  упражнять  их  в  действиях,  желательных  с  точки  зрения  истинной  моральности.
     Нравственные  привычки  укрепляются  в  деятельности,  и  в  школе  нужна  специальная работа  по  воспитанию  определенных  привычек  поведения.  С.Л.Рубинштейн  отметил,  что,  когда  человека  систематически  побуждают  поступать  определенным  образом  (нравственно),  мировоззрение,  мораль  как  бы  оседают  и  закрепляются  в  его  характере  в  виде  привычек  –  привычных  способов  поведения. 
      Привычка  к  поведению,  определенному  глубоко  усвоенными  нравственными  нормами, – показатель устойчивости морального мотива. Воспитание нравственной  привычки  необходимо  осуществлять  на  основе  положительной  мотивации  поведения  учащихся.
      Нравственное  поведение  характеризуется  тем, что оно у каждого определяется  сознательным  выбором  тех  или  иных  действий.  Поведение  нравственно,  если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела,  выбирая  единственно  возможный,  верный  путь  решения  стоящей  перед  ним  проблемы.  Уверенному  поведению  соответствует  твердая  внутренняя  убежденность.  Гармония  мыслей  и  дел – гарантия  нравственного  поведения  в  любой  ситуации,  при  возникновении  новых  и  неожиданных  проблем.
Характеристика  методов  формирования  мотивов  нравственного  поведения  младших  школьников рассматривается в исследованиях (      ).
      Выше обозначенные авторы полагают, что моральные  мотивы  руководят  нравственными  поступками  человека,  побуждают  его  размышлять  над  соответствующим  проявлением  образа  действий.  Чтобы  добиться  от  учащихся  глубоко  осознанного,  обоснованного  поведения,  учитель начальных классов ведет  целенаправленную  работу  над  формированием  мотивов,  их  дальнейшим  развитием.  В  данном  процессе  учитель  исходит  из  общественных  требований  времени.  А  поэтому  моральные  мотивы  не  только  основа  нравственного  поведения,  но  и  довольно  показательный  результат  воспитания.
      В исследованиях показано, что наши  представления  о  сути  нравственного  воспитания  школьников  изменяются  не  только  под  влиянием  новых  научных  концепций,  но  и  реальных  достижений  в области воспитания.  Распространенный  в недавние  годы  подход  к воспитательной  работе  ориентировал  учителя на  словесные формы передачи  ценностей.  Поэтому преобладали длительные  монологи  в сочетании с отдельными  мероприятиями.  Явно  не  хватало  индивидуального  подхода,  опоры  на  жизненный  опыт  ребенка,  учета  его  личных  особенностей.
      Основным  инструментом,  посредством  которого  учитель  направляет  и  организует  деятельность  ребенка,  являются  обычно  задания,  которые  он  ставит  перед  ребенком.  Для  их  эффективности  нужно,  чтобы  они  были  внутренне  приняты  ребенком,  от  чего  зависит  смысл  задания  для  него.  При  необеспеченности  мотивации  заданий  со  стороны  учителя  внутреннее  их  содержание  для ребенка может резко разойтись с их  объективным содержанием и с замыслом  учителя,  воспитателя.
      Иными словами, внешние воспитательные воздействия  способствуют формированию  положительных  черт  характера  и  нравственных  качеств  только при условии,  если  они возбуждают  у учащихся  положительное внутреннее  отношение и стимулируют их  собственное стремление  к моральному  развитию.
      Как уже отмечалось, у нравственного  человека сформированы  устойчивые  нравственные  мотивы,  которые  побуждают  его  к  соответствующему  поведению  в  обществе,  а  формирование  мотивов  нравственного  поведения  человека  обеспечивает  нравственное  воспитание.  На  этом  основании  справедливым  можно считать утверждение  о  том,  что  методы  формирования  таких  мотивов  есть  методы  нравственного  воспитания.
     Традиционные  методы  нравственного  воспитания  ориентированы  на  привитие  школьникам  норм  и  правил  общественной  жизни.  Однако  часто  они  действуют  лишь  в  условиях  достаточно  сильного  внешнего  контроля  (взрослые,  общественное  мнение,  угроза  наказания).  Важным  показателем  сформированности  нравственных  качеств  личности  является  внутренний  контроль,  действие  которого  приводит  порой  к  эмоциональному  дискомфорту,  недовольству  собой,  если  нарушаются  проверенные  личным  опытом  правила  общественной  жизни.
     Внутренний  контроль  формируется  благодаря  активной  деятельности  ребенка  в  интеллектуальной,  двигательной,  эмоциональной,  волевой  сферах.  Готовность  подчинять  свои  побуждения  представлениям  и  знанию  о  культуре  человеческого  бытия  повышает  самооценку  личности,  развивает  чувство  собственного  достоинства.  Сформированные  навыки  контроля  способствуют  успешному  развитию нравственных  качеств личности  в процессе  обучения  и воспитания.
     Педагогический  смысл  работы  по  нравственному  становлению  личности  младшего  школьника  состоит  в  том,  чтобы  помогать  ему  продвигаться  от  элементарных  навыков  поведения  к более высокому  уровню,  где требуется самостоятельность принятия  решения и нравственный  выбор.
     В  педагогической  литературе  описывается  множество  методов  и  приемов  нравственного  воспитания.  Очевидно,  что  они  не  одинаково  направлены  на  формирование  мотивов  нравственного  поведения.  Методов  и  особенно  различных  версий  методов  накоплено  так  много,  что  разобраться  в  них,  выбрать  адекватные  целям  и  реальным  обстоятельствам  помогает  лишь  их  упорядочение,  классификация.  Но  явления  воспитания  очень  сложны  и  противоречивы,  а  потому  единое  логическое  основание  для  классификации  многочисленных  способов  педагогического  воздействия  найти  трудно (  ).
     По  результатам    воздействия на детей методы можно  разделяют  на два класса:
    Влияния,  создающие  нравственные  установки,  мотивы,  отношения,  формирующие  представления,  понятия,  идеи,
    Влияния,  создающие  привычки,  определяющие  тот  или  иной  тип  поведения.
 Наиболее  последовательной  и  современной  представляется  классификация,  разработанная  Щукиной  Г. И.,  в  которой  выделяют  такие  группы  методов:
    Методы  разностороннего  воздействия  на  сознание,  чувства  и  волю  учащихся  в  интересах  формирования  у  них  нравственных взглядов  и убеждений (методы  формирования  сознания  личности);
    Методы  организации  деятельности  и  формирования  опыта  общественного  поведения;
    Методы  стимулирования  поведения  и  деятельности.
     Первый  этап  правильно  организованного  воспитания  –  знание  (понимание)  воспитанником  тех  норм  и  правил  поведения,  которые  должны  быть  сформированы  в  процессе  воспитания. Мотивы  условно  делятся  на  смыслообразующие  и  мотивы-стимулы. Для  учителя  начальных  классов  важной  задачей  является  формирование  смыслообразующих  мотивов.  Ведь,  действительно,  трудно  воспитать,  выработать  какое-либо  качество,  не  добившись прежде  всего ясного  понимания значения  этого качества.  К влияниям,  которые создают нравственные  установки,  смыслообразующие  мотивы,  отношения,  формируют  представления,  понятия,  идеи,  относятся  методы,  получившие  общее  название  методов  формирования  сознания  личности.
     Методы  этой  группы  очень  важны  и  для  успешного  прохождения  следующего важного этапа воспитательного процесса – формирования чувств, эмоционального  переживания  требуемого  поведения.  Если  ученики  остаются  безразличны  к  педагогическому  воздействию,  то,  как  известно,  процесс  развивается  медленно  и  редко  достигает  намеченной  цели.  Глубокие  чувства  рождаются  тогда,  когда  осознанная  школьниками  идея  облекается  в  яркие,  волнующие  образы.
      В  учебных  пособиях  прежних  лет  методы  этой  группы  назывались  короче и  выразительнее  –  методами  убеждения,  поскольку  главное  их  назначение  –  формирование  устойчивых  убеждений.  Не  знания,  а  убеждения  стимулируют  поступки  школьников,  поэтому  не  столько  понятия  и  суждения,  сколько  нравственная  уверенность  в  общественной  необходимости  и  личной  полезности  определенного  типа  поведения  должна  формироваться  на  этапе  развития  сознания.  Методы  достигают  цели,  когда  у  воспитанников  сформировалась  готовность  активно  включаться  в  предусмотренную  содержанием  воспитания  деятельность.
      Убеждение  в  воспитательном  процессе  достигается  при  использовании  различных  приемов  и  методов:  чтение  и  анализ  притч,  басен,  назидательных  рассказов;  этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример.
      Каждый  из  методов  имеет  свою  специфику  и  область  применения.  Несмотря  на  кажущуюся  простоту,  все  без  исключения  методы  этой  группы  требуют  высокой  педагогической  квалификации. Рассмотрим  наиболее  сложные  по содержанию  и  применению  методы  словесно-эмоционального  воздействия:  рассказ,  разъяснение,  этическую  беседу  и  метод  наглядно-практического  воздействия  –  пример.
      В  младших  классах  часто  используется рассказ на  этическую тему.  Это яркое эмоциональное изложение  конкретных  фактов и  событий,  имеющих  нравственное  содержание.  Воздействуя  на  чувства,  рассказ  помогает  воспитанникам  понять  и  усвоить  смысл  моральных  оценок  и  норм  поведения.  Хороший  рассказ не  только  раскрывает  содержание  нравственных  понятий,  но  и  вызывает  у  школьников  положительное  отношение  к  поступкам,  соответствующим  нравственным  нормам,  влияет  на  поведение.
      У  рассказа  на  этическую  тему  несколько функций:
    служить  источником  знаний,
    обогащать  нравственный  опыт  личности  опытом  других  людей,
    служить  способом  использования  положительного  примера  в  воспитании.
      К  условиям  эффективности  этического  рассказа  относятся  следующие:
      1. Рассказ  должен  соответствовать   социальному  опыту  школьников.  В  младших  классах  он  краток,  эмоционален,  доступен,  соответствует  переживаниям  детей.
    Рассказ  сопровождается  иллюстрациями,  которыми  могут  стать  произведения  живописи,  художественные  фотографии,  изделия  народных  умельцев.  Усиливает  его  восприятие  хорошо  подобранное  музыкальное  сопровождение.
    Обстановка  имеет  большое  значение  для  восприятия  этического  рассказа.  Эмоциональное  воздействие  окружающей  обстановки  должно  соответствовать  замыслу  и  содержанию  рассказа.
    Рассказ  производит  должное  впечатление  только  тогда,  когда  выполняется  профессионально.  Неумелый,  косноязычный  рассказчик  не  может  рассчитывать  на  успех.
    Рассказ  обязательно  должен  переживаться  слушателями.  Нужно  позаботиться,  чтобы  впечатления  от  него  сохранялись  как  можно  дольше.  Нередко воспитательное  значение  этического  рассказа  сильно  снижается  только  из-за  того,  что  сразу  после  него  дети  переходят  к  делу,  совершенно  отличному  и  по содержанию,  и по  настроению,  например  к спортивному соревнованию.
      Разъяснение – метод эмоционально-словесного  воздействия на  воспитанников.  Важная  черта,  отличающая  разъяснение от  объяснения  и рассказа, – ориентированность воздействия на  данную группу  или отдельную личность.  Применение  этого метода  основывается  на  знании  особенностей  класса  и личностных  качеств членов  коллектива.  Для младших школьников  применяются элементарные  приемы  и средства  разъяснения:  «Поступать  нужно  так»,  «Все  так  делают»  и  т. п.
      Разъяснение  применяется  только  там  и  только  тогда,  когда  воспитаннику действительно  необходимо  что-то  объяснить,  сообщить  о  новых  нравственных положениях,  так  или  иначе  повлиять  на  его  сознание  и  чувства.  Но  разъяснения  не  нужны  там,  где  речь  идет  о  простых  и  очевидных  нормах  поведения  в  школе  и  обществе:  нельзя  резать  и  разрисовывать  парту,  грубить,  плевать  и  т. д.  Здесь  необходимы  категорические  требования.  Разъяснение  применяется:
      а) чтобы  сформировать  или  закрепить  новое  моральное  качество  или  форму  поведения;
      б) для  выработки  правильного  отношения  воспитанников  к  определенному  поступку,  который  уже  совершен.
     В  практике  школьного  воспитания  разъяснение  опирается  на  внушение.  Для него  характерно  некритическое восприятие  школьником  педагогического воздействия.  Внушение,  проникая  незаметно в психику,  действует на  личность  в целом,  создавая  установки и мотивы поведения.  Младшие  школьники  особенно  внушаемы.  Педагог,  опираясь  на  эту  специфику  психики,  должен  использовать  внушение  в  тех  случаях,  когда  воспитанник  должен  принять  определенные  установки.  Внушение  используется  для усиления  воздействия  других  методов  воспитания.
     Необходимо  отметить,  что  при  неквалифицированном  применении  рассказ,  разъяснение,  внушение  могут  принимать  форму  нотации.  Она,  как  известно,  никогда  не  достигает  цели,  а  скорее  вызывает  противодействие  у  воспитанников,  желание  действовать  вопреки.  Нотация  не  становится  формой  убеждения.
     В  работе  с  учащимися  различных  возрастных  групп  широко  применяется  этическая  беседа.  В педагогической  литературе  она рассматривается и как метод привлечения учащихся  для обсуждения,  анализа поступков и выработки нравственных  оценок,  и как форма разъяснения школьникам  принципов нравственности  и их  осмысления,  и как средство  формирования  системы моральных представлений  и  понятий,  которые  в свою  очередь  выступают  в  качестве  основы  для  формирования  нравственных  взглядов  и  убеждений.
     Этическая  беседа  –  метод  систематического  и  последовательного  обсуждения  знаний,  предполагающий  участие  обеих  сторон  –  воспитателя  и  воспитанников.  Воспитатель  выслушивает  и  учитывает  мнения,  точки  зрения  своих  собеседников,  строит  свои  отношения  с  ними  на  принципах  равноправия  и  сотрудничества.  Этической  беседа  называется  потому,  что  ее  предметом чаще  всего становятся  нравственные,  моральные,  этические проблемы.  Цель  этической беседы  – углубление,  упрочение нравственных  понятий,  обобщение и закрепление знаний,  формирование  системы нравственных  взглядов  и убеждений.
      Этическая  беседа  –  метод  привлечения  воспитанников  к  выработке  правильных  оценок  и  суждений  по  всем  волнующим  их  вопросам.  Обсуждая  ситуации,  конкретные  поступки,  ребята  легче  постигают  их  сущность  и  значение.
Особенность  проведения  этических  бесед  в  начальных  классах  в  том,  что  в  них  можно  включать  инсценировки,  чтение  отрывков  из  художественных  произведений,  декламацию,  но  при  этом  нельзя  забывать,  что  в  этической  беседе  должен  преобладать  живой  обмен  мнениями,  диалог.  После  ее  проведения  классному  руководителю  необходимо  провести  работу  по  углублению  выявленных  нравственных  понятий,  норм  поведения,  организуя  практическую  деятельность  детей.
      Эффективность  этической  беседы  зависит  от  соблюдения  ряда  важных  условий:
    Беседа  должна  носить  проблемный   характер.  Воспитатель  должен  стимулировать  нестандартные  вопросы,  помогать  школьникам  самим  находить  на  них  ответы.
    Нельзя  допускать,  чтобы  этическая  беседа  развивалась  по  заранее  составленному  сценарию  с  заучиванием  готовых  или  подсказанных  взрослыми  ответов.  Нужно  детей  с  уважением  относиться  к  мнениям  других,  терпеливо  и  аргументировано  вырабатывать  правильную  точку  зрения.
    Нельзя  допускать  также,  чтобы  беседа  превращалась  в  лекцию:  воспитатель говорит,  воспитанники  слушают.  Лишь  откровенно  высказанные  мнения  и  сомнения  позволяют  воспитателю  направить  беседу  так,  чтобы  ребята  сами  пришли  к  правильному  пониманию  сущности  обсуждаемого  вопроса.  Успех  зависит  от  того,  насколько  теплым  будет  характер  беседы,  раскроют  ли  в  ней  воспитанники  свою  душу.
    Материал  для  беседы  должен  быть  близок  эмоциональному  опыту  воспитанников.  Только  при  опоре  на  реальный  опыт  беседы  на  отвлеченные  темы  могут  быть  успешными.
    В  ходе  беседы  важно  выявить  и  сопоставить  все  точки  зрения.  Ничье  мнение  не  может  быть  проигнорировано,  это  важно  со  всех  точек  зрения  –  объективности,  справедливости,  культуры  общения.
    Правильное  руководство  этической  беседой  заключается  в  том,  чтобы  помочь  воспитанникам  самостоятельно  прийти  к  правильному  выводу.  Для  этого воспитателю  нужно  уметь  смотреть  на  события  или  поступки  глазами  воспитанника,  понимать  его  позицию  и  связанные  с  ней  чувства.
      В  начальной  школе  этическая  беседа  имеет  простую  структуру.  Здесь  предпочтителен  индуктивный  путь:  от  анализа  конкретных  фактов,  их  оценки до  обобщения  и  самостоятельного  вывода.
      Пример  – воспитательный  метод исключительной  силы.  Его воздействие основывается  на  известной закономерности:  явления,  воспринимаемые  зрением, быстро  и без труда запечатлеваются в сознании,  потому  что  не  требуют  ни  раскодирования,  ни  перекодирования,  в  котором  нуждается  любое  речевое  воздействие.  Пример  действует  на  уровне  первой  сигнальной  системы,  а  слово  –  второй.  Пример  дает  конкретные  образцы  для  подражания  и  тем  самым  активно  формирует  сознание,  чувства,  убеждения,  активизирует  деятельность.  Когда  говорят  о  примере,  подразумевают,  прежде  всего,  пример  живых  конкретных  людей  –  родителей,  воспитателей,  друзей.  Но  большую  воспитательную  силу имеет и пример  героев  книг,  фильмов,  исторических  деятелей,  выдающихся ученых.
      Психологической  основой  примера  служит  подражательность.  Благодаря ей  люди  овладевают  социальным  и нравственным  опытом.  Не  всегда  подражательность  имеет  непосредственный  характер,  часто мы  ее  наблюдаем в опосредованной  форме – это не  механический  процесс,  не  автоматическое  перенесение черт,  качеств,  опыта определенной  личности,  не  простое повторение  и отражение.  Подражательность  –  деятельность  индивида.  Иногда  очень  трудно  определить  черту,  где  заканчивается  подражание  и  где  начинается  творчество.  Часто творчество  и  проявляется  в  особенном,  своеобразном  подражании.
     Младшие  школьники  подражают  тем,  кто  оказывает  на  них  наиболее сильное  впечатление.  Согласно  данным  психологов,  неизменную  симпатию  младших  школьников  вызывают  люди  смелые,  волевые,  находчивые,  обладающие  большой  физической  силой,  стройной  фигурой,  приятной  манерой  общаться,  правильными  чертами  лица.  При  выборе  моральных  примеров,  учитывая  эти  закономерности  восприятия  личности,  следует  добиваться  того,  чтобы  носители  добрых  начал  были  приятны  и  симпатичны,  а  носители  пороков  вызывали  неприязнь.  При  отсутствии  такого  соответствия  нужны  специальные  меры  по  их  обеспечению.  Высоконравственный,  но  малосимпатичный  персонаж  уместно  при  случае  наделить  характеристиками  и  оценками,  ослабляющими  вызываемое  им  чувство  неприязни,  а  порочного,  но  полюбившегося  детям  «героя»  суметь  доходчиво  и  доказательно  развенчать.  Столь  же  важно  предупреждать  возможные  случаи  появления  пассивно-созерцательных  идеалов.  Они  служат не столько побудителем к действию, сколько предметом любования, бесплодной  мечтательности.
      Жизнь  дает  не  только  положительные,  но  и  отрицательные  примеры. Обращать  внимание  школьников  на  негативное  в  жизни  и  поведении  людей, анализировать  последствия  неправильных  поступков,  извлекать  правильные  выводы  не  только  желательно,  но  и  необходимо.  Вовремя  к  месту  приведенный негативный  пример  помогает  удержать  воспитанника  от  неправильного  поступка,  формирует  понятие  о  безнравственном.  Естественно,  что  воспитание  зависит  и  от  личного  примера  воспитателя,  его  поведения,  отношения  к  воспитанникам,  мировоззрения,  деловых  качеств,  авторитета.  Известно,  что  для  большинства  младших  школьников  авторитет  учителя  абсолютен,  они  готовы  подражать  ему  во  всем.  Но  сила  положительного  примера  наставника  увеличивается,  когда  он  своей  личностью,  своим  авторитетом  действует  систематически  и  последовательно.  Кроме  того,  сила  положительного  воздействия  педагога  будет  возрастать  и  тогда,  когда  воспитанники  убедятся,  что  между  его  словом  и  делом  нет  расхождений,  ко  всем  он  относится  ровно  и  доброжелательно.
      В  педагогической  литературе  описывается  и  такой  метод  формирования  сознания  личности,  как  диспут.  Он  представляет  собой живой горячий спор  на  какую-то  тему,  волнующую воспитанников.  Диспуты ценны тем,  что убеждения,  мотивы  вырабатываются  при столкновении  и сопоставлении различных точек зрения.  Этот  метод сложный,  используется  в  основном  в  средних  и  старших  классах.  В  начальной  школе  его  можно  использовать  как  прием,  например,  в  этической  беседе. Нужно  отметить,  что  в  реальных  условиях  педагогического  процесса  методы  воспитания  выступают  в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных»  средств,  а гармонично  организованная  их  система. Разумеется,  на  каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться  в  более  или  менее  изолированном  виде.  Но  без  соответственного  подкрепления  другими  методами,  без  взаимодействия  с  ними  он  утрачивает  свое  назначение,  замедляет  движение  воспитательного  процесса  к  намеченной  цели.
2.1 Подвижные игры в физическом воспитании    

      Любая игра – это наука побеждать. В  игре вырабатываются такие жизненно-важные качества, как внимательность, усидчивость, память, настойчивость в достижении цели. 
Подвижные игры – важнейшее средство физической подготовки детей, развития психических функций, социализации личности в дошкольном и особенно в школьном возрасте, а значит и средство сохранения физического и психического здоровья.  
В играх  встречаются все основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, метания, преодоление препятствий, переноска грузов. 
Важно то, что в играх дети активны  и сообразительны, подчиняются правилам, повышают свой интеллектуальный уровень, учатся договариваться, работать в  парах, группах, командах. А игры с  пением и музыкой поднимают не только эмоциональный тонус, но и содействуют этическому воспитанию, поднимают настроение, формируют нравственные чувства.  
При подборе  игр следует ориентироваться  на развитие учащихся, их физическую подготовку, часть урока, тип урока, раздел программы, условия и возможности проведения игр.  
На уроках гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр, лыжной подготовки применяют такие  игры, в которых встречаются родственные  по структуре и характеру движения, двигательные действия. При этом учащиеся приобретают в упрощенной форме элементарные умения и навыки, что облегчает овладение материалом программы. 
Подвижные игры позволяют корректировать нарушения  пространственной ориентации, движений на точность, координацию, равновесие. Большое значение для развития моторики рук имеют игры с мелкими предметами: малыми мячами, палочками, кубиками, которые содействуют повышению тактильной и мышечно-суставной чувствительности, совершенствуют движения рук и пальцев, что в свою очередь влияет на развитие больших полушарий головного мозга, где находится центры управления движениями. 
При развитии ловкости надо обновлять знакомые игры, предлагать новые задачи на координацию  движения, проводить игры с более  сложными правилами коллективных и  индивидуальных действий, а также  игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим и игры, требующие умений сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях. Например, варианты различных салок: «Салки с ленточками», «Салки с приседанием» и т. д. 
Для развития быстроты проводятся игры с быстрой двигательной деятельностью, бегом на короткие дистанции, быстрым двигательным ответом на зрительные, тактильные, звуковые сигналы, например, «Шишки, желуди, орехи», «День и ночь».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.