На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Рынок труда и определение механизма его регулирования

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание:
Введение 3

1. Сущность рынка труда, его типология и структура. Эволюция понятия «рынок труда» 5

2. Особенности рынка труда 8

3. Инфраструктура рынка труда 11

4. Механизм  регулирования рынка труда 19
5. Регулирование рынка труда в г. Кемерово 20 20
Заключение  23
Список литературы 24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В системе экономических отношений  рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большей части населения страны.
     Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности и эффективности социально-экономической политики. Складывающаяся многоукладная экономика, основанная на рыночных отношениях, предъявляет новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, что обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития.
     Через механизм рынка труда устанавливаются  уровни занятости населения и  оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке  труда, становится безработица –  в целом негативное, но практически  неизбежное явление общественной жизни, которое напрямую зависит от состояния экономики.
     Занятость населения составляет необходимое  условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень  жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение  квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда, актуальны для экономики страны, и, пожалуй, особо актуальны для рассмотрения в период глобального финансово-экономического кризиса, оказавшего на них сильное влияние.
     После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими  экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.
     Спад  производства, связан со снижением  спроса у потенциальных покупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены экономить и сокращать производство. И одним из достаточно распространенных способов экономии является сокращение рабочего персонала. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Сущность рынка труда, его типология и структура. Эволюция понятия «рынок труда»

     Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.
     Исследуя  механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил из того, что  рабочая сила как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека», является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата.
     В тот период домонополистического капитализма удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей и спроса на условия труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные действия не несущих обязательства сторон, условием обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества. Поэтому понятие «рынок труда» Маркс относил к сфере обращения.
     С развитием капитализма, переходом  его в монополистическую стадию усложнились экономические связи  и экономические отношения, претерпел существенные изменения и рынок рабочей силы. Рабочее движение привело к расширению понятия «условия найма». Они стали включать в себя не только зарплату и рабочее время, но и гарантии занятости, оплаченное, но не отработанное рабочее время (т.е. отпуск), различные социальные выплаты и т.п.
     Изменилось  отношение к рабочей силе и  у предпринимателей. Развитие современного производства предъявило повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной  подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы. Бизнес активно включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем самым работников материальными затратами на учебу. Вложение средств на переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических отношений определило политику закрепления кадров, их стабилизации.
     Поэтому сокращение потребности в рабочей  силе в определенные периоды, ранее  приводившее к росту безработицы, стало в известной мере регулируемым процессом, встроенным в рыночный механизм. Это, в свою очередь, оказывает существенное влияние не только на социально-экономические, но и на политические процессы. Так, беспрецедентный рост безработицы в Германии в годы крупнейшего мирового экономического кризиса 1929-1933г.г., когда каждый третий трудящийся оказывался безработным, сыграл свою роль в становлении фашистской диктатуры.
     Сейчас  рынок труда представляет собой  систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый  на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.
     Организационной формой выражения таких интересов  на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы – с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.
     Механизм  регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятиях политики стабилизации кадров, особо активно осуществляемой в нынешних условиях финансово-экономического кризиса и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли. [8] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Особенности рынка труда

     Функционально-организационная  структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы:
     1. принципы государственной политики  в области занятости и безработицы;
     2. систему подготовки кадров;
     3. систему найма, контрактную систему; 
     4. фонд поддержки безработных;
     5. систему переподготовки и переквалификации;
     6. биржи труда; правовое регулирование занятости.
     На  рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой  сделке купли-продажи. Продавцы – это  работники, предлагающие свою рабочую  силу (способность к труду), а покупатели – это трудовые коллективы или  отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.
     На  рынке труда действует закон  спроса и предложения на рабочую  силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения  на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.
     На  рынке труда происходит жестокий беспощадный отбор наиболее способных  и предприимчивых. Слабых и неспособных  рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.
     Существовавшая  ранее в нашей стране административно-командная  система управления, при которой  государство как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушало мотивацию к труду.
     Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом. Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимо другое – иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод – распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда.
     Национальный рынок труда охватывает все общественное производство – через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально – квалификационного состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.
     На  рынке труда реализуется возможность:
     1. свободного выбора профессии,  отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями  (уровень оплаты труда, возможности  реализации творческих замыслов  и т.д.);
     2. найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;
     3. независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально – квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;
     4. свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.
     Конечной  целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально-трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п. [4,с 185-210]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Инфраструктура рынка труда

     Хотя  исследованию инфраструктуры труда  в настоящее время уделяется  большое внимание, тем не менее, отдельные  вопросы требуют пристального изучения. Прежде всего, требует уточнения  понятие инфраструктуры рынка труда, установление взаимосвязи и соподчиненности элементов инфраструктуры рынка труда, их классификация.
     В экономической литературе понятие  инфраструктура рынка труда трактуется следующим образом:
     1. совокупность учреждений и организаций,  государственных и коммерческих  предприятий и служб, обеспечивающих его нормальное функционирование;
     2. инфраструктура рынка труда включает  биржи труда, государственные  системы учета спроса на рабочую  силу, переподготовки кадров, регулирование  миграции, дотаций населения и  др.;
     3. совокупность институтов содействия занятости, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, профессиональной ориентации трудоспособного населения. В нее входит целая сеть фондов занятости, бирж труда (центров занятости), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и др.
     С точки зрения И. Бушмарина, инфраструктура рынка труда включает в себя, по сути, всю экономику, многочисленные государственные, общественные и частные  институты, а также систему образования, в том числе принадлежащую  фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации и, что очень важно, институт семьи.
     Такой подход дает основание рассматривать  инфраструктуру рынка труда в  широком и узком смысле. В широком  смысле инфраструктуру рынка труда  можно рассматривать как совокупность отраслей экономики и правовых институтов, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы. В узком смысле инфраструктуру рынка труда следует рассматривать как совокупность учреждений и организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих полную и рациональную занятость населения, а также достижение интересов, как работников, так и работодателей.
     Обычно  отмечают, что главной социально-экономической  функцией рынка труда является достижение эффективной занятости. Именно инфраструктура рынка труда обеспечивает выполнение этой функции, критерием успешного функционирования которой является достижение сбалансированности между спросом и предложением, а главной задачей – создание более эффективного взаимодействия между спросом и предложением. Под эффективной занятостью предлагается понимать полную и рациональную занятость.
     Следует иметь в виду, что в условиях рыночной экономики под полной занятостью понимают такую занятость, когда  работой обеспечивается то население, которое может и хочет работать. Под рациональной занятостью следует понимать такую занятость населения, которая создает условия для динамичного развития экономики и обеспечивает ее эффективное участие в международном разделении труда.
     Для реализации этой задачи, то есть обеспечения эффективной занятости населения, инфраструктура выполняет ряд функций:
     - содействие населению в трудоустройстве,  профессиональной ориентации;
     - обеспечение социальной защиты  работников, выходящих на рынок  труда;
     - осуществление профессиональной подготовки и переподготовки;
     - устанавливает контакты между  работодателями и работниками;
     - координирует деятельность различных  органов, в той или иной степени  связанных с осуществлением политики  занятости и деятельности на  рынке труда.
     Таким образом, инфраструктура рынка труда представлена как составная часть этого рынка, включающая государственные и негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации, нормативно-правовую и финансовую среду, обеспечивающие нормальное функционирование рынка труда, наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы.
     В настоящее время можно выделить следующие элементы инфраструктуры рынка труда, которые можно классифицировать по ряду признаков. Прежде всего, элементы инфраструктуры рынка труда делятся на государственные и негосударственные.
     Пожалуй, особое место в системе элементов  инфраструктуры рынка труда занимают государственные структуры. Как  показал опыт стран с развитой рыночной экономикой, проблемы занятости не могут быть успешно решены без поддержки государства. Дефицит финансовых ресурсов в этом случае может привести к существенному росту безработицы. Европейская модель занятости, прежде всего, связывает создание новых рабочих мест в частном секторе экономики, но при этом государство берет на себя выплаты пособий по безработице. Другими словами, создание социально-ориентированной экономики, которая в том числе предполагает занятость населения и высокий уровень доходов, невозможно без государственной поддержки.
     Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в  сфере труда и занятости является Федеральная служба по труду и  занятости, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
     Необходимо  особо отметить, что в России, где территория достаточно велика, определяющее значение в реализации государственной политики занятости принадлежит региональным и местным органам службы занятости, которые непосредственно предоставляют услуги населению по содействию в трудоустройстве. Именно способность местных отделений службы занятости удовлетворять самые разнообразные потребности населения в сфере занятости свидетельствует об эффективности всей организационной работы с экономически активным населением.
     Территориальные органы и государственные учреждения службы занятости - это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости – человек должен быть безработным.
     Органы  службы занятости совместно с  органами власти Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.
     Работу  Федеральной государственной службы занятости возглавляет и организует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами в области  занятости населения.
     Территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
     На  территориях субъектов Российской Федерации, городских сельских поселений  и на других территориях органы службы занятости координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
     Существующая  конкуренция на рынке труда приводит к тому, что на рынке, наряду с  государственными структурами, все  возрастающую роль начинает играть негосударственная система занятости, которая также занимается трудовым посредничеством. Она имеет ряд направлений своей деятельности.
     Проблемой занятости населения на государственном  уровне занимается биржа труда. Биржа  труда - это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочим и предпринимателем при совершении сделки купли-продажи рабочей силы.
     Биржа труда, как рыночная структура, выполняет  следующие функции:
     - сбор и анализ информации о  рынке труда, его состоянии  и перспективах;
     - профориентация, переподготовка и  трудоустройство населения;
     - содействие территориальной и  профессиональной мобильности;
     - участие в подготовке и реализации  программ занятости, участие в  решении проблем международного  сотрудничества по вопросам занятости;
     - контроль над соблюдением трудового  законодательства;
     - постановка на учет безработных  и оказание им помощи, социальная  защита населения и содействие  местным органам власти в организации  общественных работ.
     Биржа труда - наиболее развитая организационная форма существования рынка рабочей силы, занимающаяся посредничеством при найме рабочей силы. Услуги оказываются на бирже, как работодателям, так и работникам, ищущим работу. Работодатели получают от биржи труда информацию об «имеющейся свободной рабочей силе, ее количестве, качестве, профессиональном составе и т.п.», а работники, желающие найти работу или сменить ее - о свободных рабочих местах, их территориальном расположении, оплате труда и т.п.  
     Негосударственные службы занятости, действующие на рынке труда, могут оказывать услуги по всем квалификационно-профессиональным разрезам или специализироваться на подборе персонала для предприятий определенной отрасли и трудоустройстве граждан на рабочие места определенной отраслевой принадлежности.
     Отличительной чертой работы негосударственных служб занятости является индивидуальный подход к каждому клиенту, стремление в максимальной степени удовлетворить запросы клиента, гибкость в работе, использование современных методик профессиональной диагностики. Через негосударственные службы занятости можно получить более высококвалифицированную и высокооплачиваемую работу.
     В процессе своей деятельности негосударственные  структуры оказывают большой  спектр услуг консультационного  характера. Проводят работу, связанную  с выявлением потребностей и возможностей конкретного человека или работодателя. Деятельность частных агентств в определенной степени регламентируется законодательством о занятости, поскольку оказание услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     Эффективность работы негосударственных служб  занятости обусловлена развитием конкуренции между ними за свою нишу на рынке труда. Поэтому они наиболее подвижны и быстрее откликаются на требования рынка труда, совершенствуя качество и расширяя количество предоставляемых услуг.
     Некоторые негосударственные службы занятости имеют свои печатные издания, в которых публикуется информация о свободных вакансиях.
     Кроме рассмотренных выше государственных  и негосударственных структур, на рынке труда определенную роль выполняют  общественные организации, которые  правомерно рассматривать в качестве элементов инфраструктуры рынка труда. Общественные организации и объединения выражают интересы и отстаивают права субъектов отношений на рынке труда (профсоюзы - со стороны работников, ассоциации - со стороны работодателей).
     К элементам инфраструктуры рынка  труда также следует отнести  социальные и общественные фонды, финансирующие  мероприятия по социальному страхованию  и обеспечению занятости, а также  информационные механизмы, представленные информационно-аналитическими системами сбора, анализа и прогноза информации о развитии рынка труда и обеспечивающие обмен информацией между его субъектами.
     Деятельность  всех звеньев инфраструктуры рынка  труда регулируется законами, указами, постановлениями, приказами и другими  нормативными документами, устанавливаемыми органами законодательной и исполнительной власти, которые образуют нормативно-правовую основу функционирования инфраструктуры рынка труда.
     Таким образом, правомерно выделять следующие  основные звенья инфраструктуры рынка  труда:
    Государственные службы занятости.
    Негосударственная система занятости.
    Кадровые службы предприятий и фирм.
    Общественные организации и объединения, социальные и общественные фонды.
    Информационные механизмы.
    Нормативно-правовая база.
     Что касается информационных механизмов и нормативно-правовой базы, то они обеспечивают условия функционирование рынка труда, а также взаимосвязь между работодателями и инфраструктурой рынка труда, с одной стороны, и инфраструктурой рынка труда и потенциальными работниками - с другой стороны.
     Инфраструктура  рынка труда, действуя в определенном социально-экономическом и политическом пространстве, находятся под влиянием внешней и внутренней среды. Причем эти факторы оказывают не прямое, а опосредованное влияние, меняя, прежде всего качественные и количественные характеристики рынка труда, факторы его формирования.
     Все факторы, которые оказывают влияние  на развитие инфраструктуры рынка труда, условно можно разделить на внешние  и внутренние. Под внешними факторами  подразумеваются те, которые косвенным образом действуют на развитие инфраструктуры. Влияние внутренних факторов, связано с изменением или развитием одного из элементов инфраструктуры рынка труда, введением новых институтов. В этом случае, в соответствии с необходимостью соблюдения принципа системности инфраструктуры, изменение одного из элементов влечет изменение других. К внешним факторам, следует отнести и международные факторы.
     Однако  глобализация мировой экономики  ведет к формированию мирового рынка  рабочей силы, который также имеет свою инфраструктуру. Прежде всего, элементами инфраструктуры мирового рынка рабочей силы являются международные организации, занимающиеся вопросами регулирования трудовых отношений и миграции.
     На  региональных уровнях и в рамках интеграционных объединений также действуют различные организации, занимающиеся вопросами миграции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.