На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Антиинфляционная политика государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


               ВВЕДЕНИЕ
       Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны. Данная проблема в настоящее время широко обсуждается различными авторами (теоретиками и практиками) в литературе и в средствах массовой информации. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений в России, в том числе и с учетом мирового опыта.
     Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.
     Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначил процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляции получило в XX веке после первой мировой войны, а в советской экономической литературе - с середины 20-х годов.
     Наиболее  общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

     Однако  определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения  обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену.

      Это сложное социальное явление, порождаемое  диспропорциями воспроизводства в  различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития Российской экономики.
      Поэтому одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали (это такое повышение ставок заработной платы, которое вызывает неумеренное увеличение покупательной способности населения и рост рыночных цен, а последний, в свою очередь, порождает дальнейшее увеличение ставок заработной платы), а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.
     Цель  данной курсовой работы состоит в формулировке проблем и основных направлений антиинфляционной политики государств, соответствующей инфляционным процессам в стране.
     В соответствии с поставленной целью  необходимо решить ряд взаимосвязанных  задач:
    изучить теоретические аспекты антиинфляционной политики государства и рассмотреть основные способы антиинфляционного регулирования;
    обозначить этапы формирования и модель антиинфляционной политики России;
    оценить эффективность антиинфляционного регулирования в России на современном этапе в условиях мирового финансового кризиса.
 
 
 
 
 
 
 
 
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 

         1.1. Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики
     Словарь "Язык рынка" дает следующее определение: 1)"Инфляция - процесс переполнения каналов денежного обращения, выраженный в обесценении денег, росте цен на товары и услуги и снижении реального жизненного уровня трудящихся." 2)Словарь банковско-биржевой лексики определяет инфляцию как "чрезмерную экспансию денежной массы, сопровождаемую ростом цен и сокращением спроса." 3)"Инфляция - чрезмерное увеличение количества обращающихся в стране бумажных денег, вызывающее их обесценение," - так описывает этот термин толкователь русского языка С.И. Ожегов.
     Суммируя  все эти, в общем-то, идентичные, определения, можно сказать, что инфляция - это денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте цен, вызванном избытком денежной массы в обращении. Иными словами, эта проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность предпринимателей и потребителей (предложение денег) превышает реальную потребность (спрос на деньги). Очевидно, что в таком случае субъекты хозяйственных отношений постараются по возможности избавиться от возникших избытков денег, увеличивая свои расходы и уменьшая денежные сбережения. Это вызовет расширение спроса, повышение цен и снижение покупательной способности денег - отрицательные последствия неверной денежной политики государства, чреватые значительными экономическими и социальными потрясениями.
     Антиинфляционная  политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции.
     Негативные  социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику:
     1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование — регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП). Радикальным вариантов этой политики является дефляционная политика.
     2. Политика регулирования цен и  доходов, имеющая целью увязать  рост заработков с ростом цен.  Одним из средств служит индексация  доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.
     Оценивая  характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его  разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.
     Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос  недостаточен, осуществляются программы  государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги.
     Второй  подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя, таким образом, на экономику.
     Современная рыночная экономика инфляционная по своему характеру, поскольку в ней  невозможно устранить все факторы  инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).
     В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов. 

           1.2. Виды антиинфляционной политики 

     1.2.1. Фискальная политика
     Фискальная  политика – это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции.
     Рассмотрим  дискреционную сдерживающую фискальную политику, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля над инфляцией. Она включает в себя: (1) уменьшение правительственных расходов, или (2) увеличение налогов, или (3) сочетание (1) и (2). Во всех этих случаях наблюдается сокращение равновесного чистого национального продукта.
     Либеральные экономисты, которые считают, что  государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы, могут рекомендовать ограничение  совокупных расходов в период роста  инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.
     В некоторой степени необходимые  изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Эта так называемая автоматическая, или встроенная стабильность не включена в рассмотрение дискреционной фискальной политики.
     Если  налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и  ЧНП, то бюджетные излишки, которые  имеют тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможной инфляции.
     Налогово-бюджетная  политика и инфляция.
     Фискальная  политика может сыграть позитивную роль в борьбе с инфляцией. Рассмотрим эту ситуацию на примере общей схемы предотвращения прогнозируемой инфляции инструментами этой политики:
       
 

       
 
 

     Экономическая система какое-то время находится  в состоянии равновесия в точке  Е1 (реальный объем производства поддерживается на естественном уровне). Проект государственного бюджета на будущий финансовый год пессимистичен: по мнению экспертов, вероятно усиление инфляционных моментов, которое обусловливается предполагаемым ростом следующих компонентов совокупного спроса: резким повышением спроса на экспортные товары, бума потребительских расходов, повышением уровня планируемых инвестиций и затрат. Без принятия неотложных мер такое положение вещей сдвинет экономическую систему вправо-вверх (т.е. вызовет движение вдоль кривой совокупного предложения АS1 к точке Е2).
     Результатом явится общее повышение уровня цен с Р1 до Р2, но рост инфляции на этом не закончится. Общий рост цен на товары и услуги заставит фирмы со временем изменить свои ожидания относительно заработной платы и цен на привлекаемые факторы производства и другие ресурсы. Вследствие этого на краткосрочных временных интервалах кривая совокупного предложения сместится вверх в положение АS2. Когда реальный объем производства вновь упадет до своего естественного уровня, уровень цен будет продолжать увеличиваться до тех пор, пока не достигнет состояния нового долгосрочного равновесия Р3. Использование «сдерживающей» налогово-бюджетной политики – один из путей устранения угрозы инфляции. Государственный бюджет на следующий год может быть составлен таким образом, чтобы сокращение объема государственных закупок и заказов сочеталось с увеличением чистых налогов, компенсируя ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики. Правильное сочетание сокращения объема государственных заказов, трансфертных платежей и повышения налогов удержит кривую совокупного спроса в желаемом положении АD1, а экономическую систему – в состоянии стабильности.
     Экспансионистская фискальная политика как генератор  инфляции.
       В предыдущем примере представители власти корректируют бюджет для предотвращения роста инфляции, заботясь о благосостоянии своего народа. Рассмотрим теперь другую ситуацию. Например, экономическая система находится в равновесии в точке Е1, и эксперты рассчитывают на стабильность ситуации в обозримом будущем. Но приближаются выборы. Члены Конгресса, желая угодить избирателям, намерены увеличить выплаты из государственного бюджета, снизить налоги и незамедлительно внедрить дорогостоящие проекты для создания новых рабочих мест. Президент накануне перевыборов тоже хочет провести свою избирательную кампанию в атмосфере роста реального объема производства и сокращения безработицы. Сознавая общность своих интересов, Конгресс и Президент составляют проект нереально расширенного государственного бюджета на год предстоящих выборов. Как только эти планы начнут реализовываться, экономическая система выйдет из стационарного состояния (переместится из точки Е1 в Е2). Как и хотелось, реальный объем производства возрастает, безработица сократится, повышение уровня цен при этом будет незначительным. Избиратели останутся очень довольны, а результаты выборов – практически предопределенными.
     Однако  в следующем году заработная плата, цены на ресурсы и привлекаемые факторы  производства начнут увеличиваться  как по мановению волшебной палочки. И по мере того, как фирмы будут приспосабливать свои ожидания к новым условиям, вздувая цены с целью компенсации затрат, резко вырастут не только цены на товары и услуги, но и произойдет сокращение объема производства, сопровождаемое увеличением безработицы.
     Автоматическая  фискальная политика
     Тот тип фискальной политики - изменение  заказов, касающихся государственных  закупок и заказов, структуры  налогообложения и трансфертных платежей с целью повышения или понижения совокупного спроса, называется дискреционной налогово-бюджетной политикой.
     Однако  на практике уровень государственных  заказов, так же как и уровень  чистых налогов, может измениться даже при отсутствии каких-либо изменений в законах, их регулирующих. Это происходит потому, что многие законы, касающиеся структуры налогообложения и затратных механизмов, составлены таким образом, что параметры фискальной политики автоматически изменяются при перемене экономических условий. Такие изменения государственных закупок и заказов и чистых налогов, которые называются автоматической налогово-бюджетной политикой, наиболее тесно связаны с изменениями реального объема производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок. 

     Изменения реального объема производства.
     Уровень реального объема производства – один из базовых экономических параметров – в данном случае приобретает особую важность, ибо воздействует как на доходную (от поступления налогов), так и на расходную части бюджета. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений, включая подоходные налоги , отчисления на социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, с продаж и с оборота. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи. В основном это происходит за счет того, что увеличение реального объема производства естественно снижает безработицу. Учитывая оба эти обстоятельства, можно считать, что увеличение реального национального продукта сокращает дефицит государственного бюджета как в реальном, так и в номинальном его измерении.
     Изменения уровня цен.
     Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета  – доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Там, где налоговые ставки не индексируются, т.е. не изменяются автоматически при изменении темпов инфляции, инфляция также может вызвать увеличение доходов от налогов. (Классический пример – федеральный подоходный налог. Однако подоходные налоги в экономической практике США ныне индексируются и не ложатся дополнительным бременем на плечи налогоплательщиков). В то же время повышение уровня цен увеличивает номинальные расходы. Это происходит отчасти потому, что большинство трансфертных программ не индексированы в зависимости от роста стоимости жизни, отчасти – так как инфляция поднимает цены на товары и услуги, приобретаемые правительственными органами в рамках госзаказа. Заметим, что некоторые виды государственных закупок «проходят» по статьям бюджета в номинальной величине. Такое положение вещей приводит к тому, что номинальное увеличение расходов будет меньше необходимого при росте уровня цен, так что реальные расходы снизятся.
     Если  все статьи бюджета индексируются , то повышение уровня цен никак  не влияет на реальный дефицит государственного бюджета. На практике бюджет индексирован далеко не полностью, вследствие чего номинальные размеры налогов как в абсолютном, так и в процентном отношении растут быстрее, чем номинальные величины государственных закупок и затрат. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.
     Изменение процентных ставок.
     Рост  номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.
     Автоматическая  стабилизация.
     Существует  ситуация, когда в экономической  системе наблюдается оживление, реальный объем производства увеличивается, уровень цен растет, а безработица сокращается. Каждое из этих явлений приводит к пополнению государственного бюджета в реальном исчислении, то есть  к увеличению прямых поступлений, сокращению выплат и трансфертов, либо к обоим  этим процессам одновременно. Какие бы вопросы формирования государственного бюджета мы ни рассматривали, заложенные в налогово-бюджетной политике механизмы всегда направлены на сдерживание совокупного спроса во время оживления и подъема экономики. Наоборот, при наступлении экономического спада темпы роста реального объема производства замедляются, и возрастает безработица. При этом темпы инфляции снижаются, даже если сокращение деловой активности недостаточно масштабно, чтобы вызвать значительное снижение уровня  цен. Посему во время рецессии и экономического спада реальный дефицит государственного бюджета возрастает.
     Поскольку встроенные в налогово-бюджетную  систему механизмы обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплата пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами. Эти механизмы служат для смягчения реакции экономической системы на изменения объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно-импортных операций.
     Проблемы  фискальной политики:
    Временной лаг распознавания. Проходит некоторый промежуток времени между началом инфляции и тем моментом, когда происходит сознание этого факта.
    Административная задержка. Колеса правительства часто крутятся довольно медленно.
    Функциональное запаздывание. Имеет место временной лаг между тем моментом, когда принимается решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на уровень цен.
    Политические проблемы. Фискальная политика формируется на политической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование для целей стабилизации экономики.
    Эффект вытеснения некоторых инвестиционных капиталов на денежном рынке.
    Шоки совокупного спроса, имеющие корни за рубежом.
    Эффект чистого экспорта. Сокращая внутреннюю ставку процента сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт. Результатом этого является снизившийся внешний спрос на национальную валюту, обесценение этой валюты и, следовательно, увеличение чистого экспорта (совокупный спрос увеличивается, отчасти противодействуя сдерживающей фискальной политике).
      1.2.2. Кредитно-денежная политика
      В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом:
    Центральные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков.
    Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.
    Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков.
     Среди трех видов денежного контроля (операции на открытом рынке, изменение резервной  нормы, изменение учетной ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке.
     Три основных инструмента кредитно-денежной политики периодически дополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и увещевания.
     Воздействие ограничительной  денежно-кредитной  политики.
     Систему каналов, по которым реализуется  влияние денег в экономической  системе, называют передаточным механизмом. Расположенные ниже графики иллюстрирует работу этого механизма в ситуации, когда экономическая система подвергается воздействию одномоментного изменения количества денег.
     Первоначально рынок денег, модель которого изображена в части а графика находится в состоянии равновесия в точке Е1.                             
       
 
 
 
 

             Кривая предложения денег занимает положение МS1, а кривая спроса на деньги находится в положении МD1; следовательно, равновесное значение номинальной нормы процента равно R1. При этом значении будут осуществлены реальные плановые инвестиции в объеме, обозначенном в части б графика символом I1. Данный уровень плановых инвестиций, наряду с заданными условиями, касающимися объемов потребления, государственных закупок и чистого экспорта, учитывается в качестве структурообразующего элемента при построении кривой совокупного спроса АD1 в части в. Таким образом, точка е1, в которой пересекаются кривые совокупного спроса АD1 и совокупного предложения АS, является точкой первоначального равновесия экономической системы. Уровень равновесия реального объема производства обозначен символом у1, а Р1 соответствует равновесному уровню цен.
     Фиксируя  в качестве исходного положения  экономической системы точку  Е2 (рынок денег), центральный банк пересматривает тактическую цель своей денежно-кредитной политики и уменьшает количество денег в обращении. Графически это можно интерпретировать в виде сдвига кривой предложения денег влево. Растущая норма процента вызывает сокращение объема плановых инвестиций. Оно с свою очередь, сдвигает кривую совокупного спроса влево, заставляя снижаться уровни цен и реального объема производства. Это означает уменьшение величины номинального дохода, что заставляет кривую спроса на деньги также сдвинуться влево, но не настолько, чтобы избежать некоторого повышения нормы процента. Новое равновесие на краткосрочном временном интервале устанавливается тогда, когда рынок денег возвращается в состояние Е1, а экономическая система в целом вновь оказывается в точке е1.
     Подводя итоги, можно сказать, что на краткосрочных  временных интервалах последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики состоят в следующем:
    Повышение нормы процента.
    Уменьшение уровня реального объема производства.
    Понижение уровня цен.
     Обратившись к политике дорогих денег  для  ограничения инфляции , мы обнаружим, что чистый экспорт сократиться. Это означает рост торгового дефицита. (Проблема: инфляция a политика дорогих денег – более высокая процентная ставка – a возросший спрос на национальную валюту за границей a стоимость национальной валюты повышается a чистый экспорт сокращается–сокращается совокупный спрос). Следовательно, политика дорогих денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировке дефицита торгового баланса. 

     2.2.3. Монетаризм
     Монетаристский  подход состоит в том, что рынки  в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность.  Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Государственное управление считается неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику.
     Основополагающим  уравнением монетаризма является уравнение обмена:
     MV = PQ,где М – предложение денег, V – скорость обращения денег в кругообороте доходов; P – уровень цен или, точнее, средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства; Q – физический объем производимых товаров и услуг.
     Монетаристы видят в денежном предложении  единственный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Теоретические рассуждения монетаристов проистекают из того, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме того, монетаристы считают скорость обращения денег стабильной – в том смысле, что ее колебания невелики и она не изменяется в ответ на изменение самого по себе денежного предложения. Значит, изменения денежного предложения оказывает предсказуемое воздействие на уровень номинального ЧНП (=PQ).
     Монетаристы полагают, что, хотя изменение М может  вызвать краткосрочные изменения в реальном объеме производства и занятости, поскольку рынок приспосабливается к этому изменению, в длительной перспективе изменение М воздействует на уровень цен. Монетаризм исходит из того, что передаточный механизм проще и гораздо яснее, чем предполагает кейнсианская модель. Монетаристский передаточный механизм схематически изображен на рисунке ниже. С точки зрения монетаристов, изменение совокупного спроса влияет на номинальный ЧНП в длительной перспективе преимущественно через изменение уровня цен.
      Монетаристы значительно умаляют фискальную политику как средство перераспределения ресурсов и стабилизации. Они полагают, что абсолютная беспомощность и безрезультатность фискальной политики обусловлена эффектом вытеснения. Предположим государство создает бюджетный дефицит, продавая облигации, то есть занимая деньги у населения. Но занимая деньги, государство вступает в конкурентную борьбу с частным бизнесом за фонды. Государственные займы расширяют спрос на деньги, поднимаются процентную ставку и вытесняют значительное количество частных капиталовложений, которые в противном случае были бы прибыльными. Конечный результат воздействия бюджетного дефицита на совокупные расходы непредсказуем или несуществен.
     Большинство монетаристов не советуют использовать политику дешевых и дорогих денег для смягчения подъемов и спадов экономического цикла. С точки зрения монетаристов, экономическая нестабильность порождается скорее неправильным кредитно-денежным регулированием, чем внутренней неустойчивостью экономики. Поэтому монетаристы предлагают монетарное правило, согласно которому денежное предложение увеличивается в соответствии с долгосрочным ростом реального ЧНП.
     С точки зрения монетаристов, совокупный спрос смещается вправо или влево  главным образом в результате соответственного расширения или сокращения денежного предложения. Монетаристы считают кривую совокупного предложения крутой, или, если взять крайний случай, вертикальной. Почти вертикальная линия отражает классическую основу монетаризма.
     С точки зрения монетаристов, изменение  совокупного спроса влияет преимущественно на уровень цен и оказывает слабое воздействие на реальный ВНП. Данный вывод следует из предположения, что если Центральный банк придерживается монетарного правила, то объем производства в экономике все время находится на уровне почти полной занятости. Если те, кто делают политику, попытаются использовать стабилизационные меры, их усилия окажутся напрасными. В результате смещения кривой совокупного спроса с AD1 к AD2 мы получаем скромный рост реального объема производства, но значительный рост уровня цен. За очень скромное увеличение объема производства и занятости экономика платит высокую цену в виде инфляции.  

     2.2.4. Гипотеза естественного уровня
     Гипотеза  естественного уровня ставит под  вопрос само существование нисходящей кривой Филлипса. Этот подход дает вывод, что экономика является устойчивой в долгосрочном плане при естественном уровне безработицы.
     В соответствии с гипотезой естественного  уровня, неправильно ориентированная  кейнсианская политика полной занятости, исходящая из тезиса о существовании  кривой Филлипса, приведет к росту  уровня инфляции. В соответствии с  гипотезой естественного уровня, всякий данный уровень безработицы совместим с естественным уровнем безработицы в экономике.
     Гипотеза  естественного уровня имеет два  варианта – это теория адаптивных и теория рациональных ожиданий.
     2.2.4.1. Теория адаптивных ожиданий
     Наиболее упрощенный вариант теории адаптивных ожиданий сводится к тому, что люди представляют себе будущее подобно недавнему прошлому, отталкиваясь от которого они формируют свои планы, то есть фирмы ожидает в настоящем году тот же самый темп инфляции, что и в прошлом году. В более сложных экономических моделях нередко предполагается, что ожидания основаны на некоем средневзвешенном значении темпов инфляции за несколько предыдущих лет. Однако все эти предположения суть не что иное как вариации на одну и ту же тему: генералы всегда готовятся к прошедшей войне.
     Теория  адаптивных ожиданий в своей основе предполагает использование кривой совокупного предложения, имеющей  положительный наклон на краткосрочных  временных интервалах и перемещающейся вверх на долгосрочных интервалах. Таким образом, теория адаптивных ожиданий создает основу для вполне удовлетворительной интерпретации процесса инфляции. Однако по ряду причин эта теория не удовлетворяет многих экономистов.
     2.2.4.2. Теория рациональных ожиданий
     Концепция рациональных ожиданий является одним  из самых молодых направлений современной экономической теории. Вследствие использования методологических принципов классической экономики теория рациональных ожиданий получила также название «новая классическая экономика».
     Одна  из центральных идей неоклассиков состоит  в том, что экономические агенты, используя информацию, в состоянии самостоятельно прогнозировать экономические процессы и принимать оптимальные решения. На основе доступной информации экономические агенты принимают решения о текущем и перспективном потреблении, исходя из прогнозов относительно будущего уровня цен на предметы потребления. При этом потребители стремятся к максимизации полезности.
     Другим  основным положением ТРО является идея о том , что рынки товаров и  факторов производства высококонкурентными  и поэтому ставки заработной платы и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения в сфере производства и обмена. Под влиянием новой рыночной ситуации потребители и предприниматели принимают адекватные экономические решения и в результате цены на товары и ресурсы изменяются. Подобная реакция потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит на нет результаты стабилизационной политики.
     Однако  экономические агенты могут принимать  и неверные решения из-за неадекватной оценки имеющейся информации. Это имеет место, когда правительством принимаются неверные решения, влияющие на переменные, участвующие в определении объема совокупного спроса и предложения. Поэтому правительства должны отказаться от конъюнктурной антициклической политики.
     Не  отрицая необходимости участия  государства в экономических  процессах, сторонники концепции рациональных ожиданий считают неэффективной любую экономическую политику как кейнсианскую, так и монетаристскую. Неэффективность кейнсианской политики и в меньшей степени монетаристской, заключается в ее нестабильности, непредсказуемости факторов, определяющих принятие решений экономическими агентами. 

      1.2.5. Экономика предложения
      Экономисты  признали также, что фискальная политика, особенно изменение налогов, может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые фискальная политика может вызвать в соотношении уровень цен – реальное производство.
      Некоторые экономисты убеждены, что сокращение налогов приведет к сдвигу кривой совокупного предложения значительно вправо. Более низкие налоги увеличат размеры доходов после уплаты налогов и, таким образом увеличат сбережения домашних хозяйств. Сокращение налогов на предпринимателей увеличит прибыльность инвестиций. Более того, сниженные подоходные индивидуальные налоги  увеличивают также величину зарплаты после уплаты налогов, то есть той цены, которая выплачивается за работу, и следовательно, усиливают стимулу к труду. По всем этим каналам снижение налогов переместит кривую совокупного спроса направо от AS1 к AS2, что сократит инфляцию и обеспечит дальнейший рост реального ЧНП.
      В то время как с точки зрения традиционных кейнсианских подходов снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета, подход экономики предложения предполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов.
      Сторонники  теории, ориентированной на предложение, заявляют, что рано или поздно большая часть налогов (уровень налогов в данном случае высокий) трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей в форме более высоких цен. Налоги вызывают эффект ускорения инфляции издержек.
      Сторонники  теории экономики предложения считают, что существование большого разнообразия государственных трансфертных программ подрывает стимулы к труду. Они предлагают снизить предельные ставки налогов на сбережения, также они призывают ввести более низкие налоги на доходы от инвестиций, для того чтобы быть уверенными  в наличии достаточных инвестиционных возможностей для возрастающих сбережений в экономике.
      Большинство экономистов с большой осторожностью  относятся к описанной выше трактовке сокращения налогов с позиций экономики предложения. Во-первых, они чувствуют, что ожидаемое позитивное воздействие сокращения налогов на стимулы к труду. Сбережению и инвестициям, а также стимулы к риску могут быть на самом деле не столь сильны, как надеются сторонники экономики предложения. Во-вторых, любые сдвиги кривой совокупного предложения вправо по своему характеру имеют долгосрочный характер, тогда как воздействие на спрос станет ощущаться в экономике намного быстрее.
     Большой опыт проведения антиинфляционных мероприятий  в западных странах показывает целесообразность сочетания долговременной и краткосрочной политики. Обратимся к важнейшим задачам долговременной политики (антиинфляционной стратегии). 
 
 
 
 
 

2. ИНФЛЯЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 

    2.1. Этапы формирования и модель антиинфляционной политики в России
      Многочисленные  концепции инфляции, разработанные  за рубежом, можно с некоторой  долей условности разделить на однофакторные  и многофакторные. В первом случае акцент делается на изучении того фактора, чье влияние признается преобладающим: денежной массы, издержек на заработную плату, уровня налогов, предложения мировых денег, валютного курса и т.п.
     Однофакторные теории инфляции полезны для объяснения воздействия отдельных факторов на ситуацию в России. Так, очевидно влияние неадекватных налоговых ставок. У нас в больших масштабах, чем в развитых странах, неудачная система налогообложения привела к инфляционному перераспределению прибыли промышленных и других производственных корпораций в пользу теневого и финансово-банковского секторов. Если за рубежом велись длительные дискуссии по поводу оптимальной ставки налогообложения, то в нашей стране эта проблема решалась без необходимых профессиональных и политических обсуждений.
     Цель  антиинфляционной политики не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа.
     Судя  по мировому опыту, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост. Переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен.
     Реформа цен являлась одной из задач правительственной  программы 1991 г., однако проводилась  реформа не совсем продуманно. Первоначально  ставка делалась на постепенное изменение  производства и цен под контролем  государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. - на 17%.
     Результатом стало разбалансирование товарного  рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Люди, имеющие в своем распоряжении определенные суммы наличных денег  и наученные опытом январского обмена, начали в феврале-марте еще более активно вкладывать их в товары, защищая свои сбережения и от возможных действий по проведению дальнейших шагов денежной реформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен. Все это привело к активизации цен на черном рынке, так как сфера государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка товаров. Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население сокращало свои вклады в учреждениях Сберегательного банка.
     Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. По расчетам реформатов цены в стране должны были возрасти не более чем в 3-4 раза. Фактически же рост цен за 1992 год вырос в 26 раз. В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%. Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей.
Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:
     1) ограничение эмиссии денег Центральным  Банком РФ;
     2) сокращение бюджетного дефицита  путем секвестирования государственных  расходов;
     3) сдерживание колебания курса  рубля по отношению к иностранным  валютам путем установления их  пределов и использования валютной интервенции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.