На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы развития предпринимательства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

     Государственное образовательное  учреждение
     высшего профессионального  образования 

     ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

     Социально-экономический  факультет 

     Кафедра экономики и предпринимательства 
 
 
 
 

     Курсовая  работа
     по экономической теории 
 
 

     Проблемы  развития предпринимательства в  России 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Студента 3 курса СЭФ 

     Специальность ЭКБ  
                 
     Андреевой А.С. 

     Руководитель 

     Прокопенко  Л.К. 

     Дата  защиты: «__»______________ 2010 г. 

     Оценка:____________________ 
 

     Киров, 2010 г.
 

      Содержание 

     Введение……………………………………………………………………...3 

    Теоретические основы предпринимательства…………….…………...4
        Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности………………………………………………….…...4
        Функции предпринимательства…………………………………6
        Виды и формы предпринимательства…………………………..8
 
    Основные проблемы становления и развития предпринимательства в России……………………………………………………………………17
        Роль государства в регулирования предпринимательства......17
        Основные проблемы в области финансирования предпринимательства………………………………………...…24
        Проблема налогообложения предпринимательства………….30
        Поддержка и развитие малого предпринимательства в Кировской области………………………………………………31
 
    Заключение…………………………………………………………………37 

    Библиография……………………………………………………………....39
 

            
         Введение
     Перспективы строительства развитой рыночной экономики в России во многом связаны с процессами становления малого бизнеса и предпринимательства. Формирование и развитие предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит успех рыночных преобразований. Предпринимательство, рыночная экономика и конкуренция как по своему происхождению, так и по вкладываемому в них содержанию теснейшим образом связаны между собой. «Предпринимательство выступает в качестве одного из центральных институтов и главной движущей силы рыночной экономики, а предприниматель является ее доминирующим субъектом. Рыночная экономика по самому своему существу носит предпринимательский характер. И соответственно предприниматель – центральная фигура функционирования и развития рыночного хозяйства», - писал Ф.И. Шахмалов. Сегодня многие стали понимать, что именно предпринимательство двигает развитие производства, рынка, а значит и общества в целом. Страна процветает благодаря предпринимателям, а предприниматели – благодаря поддержке своих государств.
     Однако в силу объективных и субъективных причин, и прежде всего, из-за отсутствия нормативно-правовой базы, достаточных финансовых ресурсов и отсутствия традиций предпринимательства, особенно в секторе малого бизнеса, предпринимательство в России не получило должного развития и не полностью выполняет функции, присущие ему в развитых рыночных системах.  Актуальность исследования определяется тем, что в современной России, ставшей на путь рыночных преобразований, до сих пор не использован потенциал этого особого сектора экономики, призванного смягчать последствия кризиса, выступать в роли катализатора переходных процессов. Поэтому в данной работе будут рассмотрены трудности на пути развития и становления предпринимательства и возможные пути их преодоления.
     Целью данной курсовой работы является анализ предпринимательской деятельности в России на современном этапе. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
    рассмотреть существующие теоретические подходы к определению экономической сущности предпринимательства, выявить его виды и основные функции;
    обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед предпринимательством России;
    проанализировать данные проблемы и предложить способы их решения;
    проанализировать развитие малого предпринимательства на региональном уровне, а именно в Кировской области.
     Объектом исследования данной работы является становление и проблемы развития предпринимательства в России, предметом исследования служит предпринимательская деятельность.
     1. Теоретические основы предпринимательства 

     Выяснению сущности предпринимательства и предпринимателя уделяли внимание многие выдающиеся зарубежные ученые, поскольку с развитием рыночной экономики роль предпринимательства усиливается, а ведущими хозяйствующими субъектами становятся предпринимательские организации (фирмы, компании и другие сложные предпринимательские объединения). В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства, что вполне объяснимо: представители различных отраслей знаний (экономисты, философы, социологи, правоведы и др.) по-разному трактуют содержание этого термина, сообразуясь с поставленной целью исследования и накопленными знаниями. Можно, однако, с уверенностью утверждать, что разномыслие в толковании содержания термина «предпринимательство» свидетельствует не только о неоднозначности экономической, социальной, финансовой роли предпринимательской деятельности в рыночной экономике, но и об открытости предпринимательства как системы хозяйствования. 

     1.1. Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности 

     Вначале расскажем о подходах к определению сущности предпринимательства в западных странах. По мнению американских ученых, предпринимательство - это вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов. Предпринимательство - это рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами (их объединениями) на свой риск и под свою ответственность. Предпринимательство ассоциируется со стремлением сделать что-то новое, придумать что-то новое или улучшить уже существующее. Оно неразрывно связано с такими понятиями как динамизм, инициатива, смелость, и высвобождает в обществе тот потенциал, который многие интересные идеи превращает в реальность.
     В западных странах современное предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого - постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников. На наш взгляд, такой подход имеет весьма важное значение и для развития предпринимательства в России. Но следует подчеркнуть при этом, что для создания и развития своего предприятия предприниматель должен «искать» источники ресурсов на основе действующего законодательства.
     Определенный интерес вызывает точка зрения российского ученого-экономиста А.В. Бусыгина на сущностные понятия, характеризующие предпринимательство, под которыми он понимает стремление и действия к самостоятельному ведению деловой активности по практической реализации конкретной деловой идеи на определенных формализованных началах.
     А.В. Бусыгин считает, что предпринимательство есть искусство ведения деловой активности, прежде всего мыслительный процесс, реализуемый в форме делового проектирования. В профессиональном смысле, по его мнению, предпринимательство рассматривается как умение организовать собственный бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные с ведением собственного дела.1
     Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства дает В.И. Даль. В частности, он пишет, что «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» - «предпринявший» что-либо.2
     В современной экономической литературе в большинстве случаев сущность предпринимательства подменяется целью предпринимательской деятельности. Так, например, в Большом экономическом словаре под общей редакцией А.Н. Азрилияна дается следующее определение: «Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица».
     В учебниках предпринимательство определяется как непосредственная, самостоятельная, систематическая, на собственный риск деятельность по выполнению работ, оказанию услуг с целью получения прибыли, которая осуществляется физическими и юридическими лицами, зарегистрированными как субъекты предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством. Именно этот подход в России закреплен законодательно. Согласно современному российскому законодательству, под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».3
     В соответствии с трактовкой понятия предпринимательской деятельности, установленной в ГК РФ, можно выделить несколько характерных черт и особенностей предпринимательства:
    это самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений. Никто не может кого-нибудь принудительно заставить заниматься этой деятельностью;
    это не просто самостоятельная, но инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества;
    это деятельность рисковая, поэтому будущий предприниматель должен помнить, что он будет рисковать и преодолевать сопротивление среды, к тому же государство не берет на себя ответственность за возможные неудачи;
    предпринимательство — это не разовая сделка, а процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (дохода) законным путем, следовательно, это профессиональная деятельность, так как чтобы «систематически получать прибыль», нужно действовать компетентно, профессионально длительное время;
    это деятельность, осуществляемая лицами (физическими и юридическими), зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, следовательно, такая деятельность законная, осуществляемая в соответствии с правовыми законодательными актами;
    гражданским законодательством установлен основной мотив осуществления предпринимательской деятельности — получение прибыли, а чтобы этого добиться, нужно предложить (реализовать) потребителям товары (работы, услуги);
    в законодательстве сформулированы способы получения прибыли: путем пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
 
     1.2. Функции предпринимательства 

     В рыночной экономике предпринимательство выполняет общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую функции.4
     Определяющей, на наш взгляд, в развитой рыночной экономике является общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что в первую очередь и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что выступает объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства — одно из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а это выступает как проявление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.
     Ресурсная функция является важной функцией предпринимательства. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, в первую очередь ресурсы (в широком понимании этого слова): трудовые ресурсы, землю и природные богатства, средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант.
     Предприниматель может добиться наивысших успехов, если он сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, и все это объединить с использованием квалифицированной рабочей силы и эффективным потреблением всех видов ресурсов. Однако погоня за максимальным доходом (прибылью) зачастую приводит к хищническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции. Эта функция предпринимательства противоречива. С одной стороны, предприниматель заинтересован в рациональном использовании ресурсов, а, с другой, может безжалостно относиться к ним.
     Творческо-поисковая (инновационная) функция связана не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств для достижения поставленных целей. Эта функция предпринимательства тесно связана со всеми другими функциями, которые дополняют друг друга. Она вытекает из уровня экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, из условий принятия решений.
     Социальная функция проявляется в возможности каждого дееспособного лица быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция предпринимательства больше проявляется в формировании людей предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. Однако одновременно растет слой наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от устойчивой деятельности предпринимательских предприятий.
     Чем эффективнее будут функционировать предпринимательские предприятия, тем больше будет размер поступлений их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. Развитие предпринимательства обеспечивает рост количества рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение жизненного уровня и социального положения наемных работников.
     Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных структур, в изменении стратегии деятельности предприятия и т. д. Организаторская функция особенно четко проявляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном» (сетевом) предпринимательстве.
     Таким образом, сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех названных функций, которые объективно присущи цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности и государственной поддержки. 

     1.3. Виды и формы предпринимательства 

      Существуют различные критерии деления предпринимательства. В соответствии с этими критериями выделяют различные виды и формы предпринимательской деятельности. Для наглядности их можно отобразить в следующей таблице.  

Таблица 1. Классификация предпринимательской деятельности5
    Признак классификации Характеристика предпринимательской деятельности
    1 2
    По сфере деятельности Производственная Коммерческая Финансовая Консультативная
    По организационно-правовому статусу Хозяйственные товарищества Хозяйственные общества Производственные кооперативы Государственные и муниципальные унитарные предприятия
    По отношению к ответственности Индивидуальная (без применения наемного труда) Частная Государственная
    По количеству собственников Индивидуальная, частная Семейная Коллективная Смешанная, совместная
    По масштабам производства и численности работников Малое предприятие Среднее предприятие Большое предприятие
    По территориальному признаку Сельская, районная Городская, областная Региональная, национальная Зарубежная
    По отраслевой принадлежности Строительная, текстильная Металлообрабатывающая, горнодобывающая Пищевая, судостроительная Энергетика, транспорт, связь
 
     Подробно рассмотрим классификацию предпринимательской деятельности в зависимости от сферы деятельности.
     Производственную деятельность можно назвать ведущим видом предпринимательства. Это процесс производства конкретных товаров, осуществления работ и оказания услуг для их реализации (продажи) потребителям (покупателям). Поскольку производственное предпринимательство осуществляется в сфере материального производства, оно классифицируется в зависимости от отрасли хозяйственной деятельности на промышленное, строительное, сельскохозяйственное и др. Соответственно выделяют предпринимательство по подотраслям, например, в промышленности организуется предпринимательская деятельность в машиностроении, станкостроении и т.д.
     Производственное предпринимательство  с  народнохозяйственной точки зрения является определяющим, так как в этих организациях (фирмах, компаниях, предприятиях) осуществляется производство продукции (товаров) производственно-технического назначения и товаров массового потребления, необходимых для домохозяйств, фирм, государства в целом. Все виды товаров, работ и услуг для конкретных потребителей (населения, предпринимательских фирм, государства) производятся субъектами производственного предпринимательства. Разумеется, производственное предпринимательство не является абсолютно самостоятельным (независимым от других видов предпринимательской деятельности), но от его развития зависят экономический рост и уровень социального развития общества.
     Структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых условий для развития производственного предпринимательства, поэтому в России оно является наиболее рисковым занятием. Риск нереализации производственной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины тормозят развитие предпринимательства в производственной сфере, хотя относительно высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство как второй вид предпринимательской деятельности.
     Эта деятельность мобильна, быстро приспосабливается к потребностям, так как непосредственно связана с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства необходимы как минимум два основных условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому обязательно хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.
     Третьим видом предпринимательства является финансово-кредитное. Это специализированная область предпринимательской деятельности, характерной особенностью которой является то, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валютные ценности и национальные деньги (российский рубль). Для целей финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы), фондовые, валютные биржи и другие специализированные организации. Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами Центрального банка РФ и Минфина РФ. В соответствии с законодательными актами предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг должна осуществляться профессиональными участниками. Государство в лице Минфина РФ также выступает в качестве предпринимателя на рынке ценных бумаг. В этом качестве выступают субъекты Федерации и муниципальные образования, выпуская в оборот соответствующие ценные бумаги. Участниками рынка ценных бумаг являются коммерческие организации, осуществляющие эмиссию ценных бумаг.6
     Четвертый вид предпринимательства представляет собой консалтинговую деятельность. В настоящее время, когда экономическая ситуация и деятельность отдельных предприятий претерпевают существенные изменения и постоянно возникают новые проблемы, необходимы высококвалифицированные специалисты, которые могут дать советы по проблеме стратегии развития предприятия. Эти специалисты, дающие советы по вопросам своей специальности, получили название консультантов (от лат. consultans, consultantis – советующий). В зарубежной практике платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг.
     Консалтинговые услуги могут осуществляться в виде консалтинговых проектов (выявление проблем, разработка решений, осуществление решений проекта) и в форме разовых советов. Консультант должен соответствовать проблеме клиента. Решающим фактором, определяющим престиж фирмы-консультанта, служит ее предыдущая успешная, результативная деятельность.
     Методы консультирования могут быть различными: экспертное (консультант самостоятельно осуществляет диагностику и разрабатывает решения и рекомендации по их внедрению), процессное (консультант вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения), обучающее (консультант проводит у клиента лекции, семинары, разрабатывает для него учебные пособия, предоставляет всю необходимую информацию для возникновения идей и выработки решений). На практике, как правило, применяется сочетание всех трех методов.
     В интересах клиента необходимо применять мониторинг, который поможет определить, в правильном ли техническом направлении идет консультант и обеспечивает ли он нужное количество и качество вводимых ресурсов, каково отношение с персоналом, является ли консультант настоящим профессионалом и сможет ли он достичь согласованных с ним целей.7
     Интересно будет рассмотреть классификацию предпринимательства на примере нашего государства, то есть какой удельный вес занимает тот или иной вид предпринимательской деятельности в зависимости от выбранного критерия.
     В августе 2010 г. зарегистрировано 34,5 тыс. организаций, количество официально ликвидированных организаций составило 19,8 тысячи.8
     С помощью данных приведенной ниже таблицы рассмотрим классификацию предпринимательства по отраслевой принадлежности. 

Таблица 2. Демография организаций по видам экономической деятельности
      Количество  зарегистрированных организаций, август 2010 год Количество  официально ликвидированных организаций, август 2010 год
    Всего 34457 19791
    Из  него: Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
     
    677
     
    657
    Рыболовство, рыбоводство 53 33
    Добыча  полезных ископаемых 97 60
    Обрабатывающие  производства 2599 1376
    Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 294 114
    Строительство 3102 1753
    Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования 15029 9332
    Гостиницы и рестораны 718 282
    Транспорт и связь 2242 857
    Операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг 6476 2731
    Образование 415 385
    Здравоохранение и предоставление социальных услуг 438 256
    Предоставление  прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1608 1167
 
     Для наглядности данные, представленные в таблице 1, можно проиллюстрировать с помощью диаграммы (Рисунок 1).
     
Рисунок 1. Классификация предпринимательства по видам экономической деятельности 

     Из приведенных данных мы видим,  что наибольший удельный вес занимают организации, занятые в сфере оптовой и розничной торговли – 45%, то есть почти половину от общего числа организаций. На втором месте идут организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, их удельный вес составляет 19%. Наименьший удельный вес занимают организации, занимающиеся рыболовством и добычей полезных ископаемых, их удельный вес составляет менее 1%. Также мало организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды; образования; здравоохранения и предоставления социальных услуг – 1%.
     Что касается классификации предпринимательской деятельности по масштабам производства и численности работников, то наибольший удельный вес занимают средние и крупные предприятия.
     К числу средних предприятий относится число действующих на конец отчетного года хозяйствующих субъектов среднего предпринимательства – юридических лиц, средняя численность работников которых от ста одного до двухсот пятидесяти человек, предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС должны составлять не более 1 млрд. рублей.
     В приведенной ниже таблице представлена динамика числа средних предприятий в РФ за 2008-2010 гг. 

Таблица 3. Количество средних предприятий, РФ9
      2008 2009 2010
    Январь-март 16225 17195 17583
    Январь-июнь 16612 17476 18260
    Январь-сентябрь 17084 17723 18550
    Январь-декабрь 17387 18012  
 
     Для наглядности данные, приведенные в таблице, можно отразить в следующей диаграмме (Рисунок 2). 

     
Рисунок 2. Динамика численности средних предприятий, 2008-2010 гг. 

     Из приведенных данных прослеживается положительная динамика роста численности средних предприятий, если в январе-сентябре 2008 года насчитывалось 17084 предприятия, то январе-сентябре 2010 года их число возросло на 1466 и составило 18550 предприятий.
     К числу малых предприятий относится число действующих на конец отчетного года юридических лиц – субъектов малого предпринимательства (включая временно приостановивших хозяйственную деятельность сроком не более 2 лет), средняя численность работников  которых до ста человек включительно, предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год  без учета НДС  должны составлять не более 400 млн. рублей.
     В приведенной ниже таблице представлена динамика числа малых предприятий в РФ за 2008-2010 гг. 

Таблица 4. Количество малых предприятий, РФ10
      2008 2009 2010
    Январь-март 287027 227560 219582
    Январь-июнь 286177 227706 219607
    Январь-сентябрь 281703 227742  
    Январь-декабрь 282651 227529  
 
     Для наглядности данные, приведенные в таблице, можно отразить в следующей диаграмме (Рисунок 3). 

     
Рисунок 3. Динамика численности малых предприятий, 2008-2010 гг. 

     В отличие от средних предприятий, число малых предприятий за последние три года значительно сократилось. Если в январе-июне в РФ насчитывалось 286177 малых предприятий, то к январю-июню их число сократилось на 66570 (23,3%) и составило 219607 предприятий.
     Если рассмотреть соотношение малого и среднего предпринимательства за 2008-2010 гг., то мы увидим, что доля малого бизнеса постепенно сокращается. Если в 2008 году доля малого предпринимательства по отношению к среднему составила 94%, то в 2010 году этот показатель снизился до 92%.
      
Рисунок 4. Соотношение малого и среднего предпринимательства, 2008 год 

     
Рисунок 5. Соотношение малого и среднего предпринимательства, 2009 год 

      
Рисунок 6. Соотношение малого и среднего предпринимательства, 2010 год 

     Предпринимательская деятельность классифицируется  также по формам собственности.  

Таблица 5. Демография организаций по формам собственности11
      Количество  зарегистрированных организаций, август 2010 год Количество  официально ликвидированных организаций, август 2010 год
    Всего 34457 19791
    В том  числе по формам собственности: Российская
     
     
    33578
     
     
    19239
    В том  числе: Государственная
     
    93
    389
    Из  нее: Федеральная
     
    28
     
    214
    Субъектов РФ 64 174
    Муниципальная 343 609
    Частная 32277 17413
    Российских  граждан, постоянно проживающих за границей 6 2
    Потребительской кооперации 6 17
    Общественных  и религиозных организаций (объединений) 645 698
    Смешанная российская 208 111
    Иностранная 439 331
    Совместная  российская и иностранная 440 221
 
     Для лучшего восприятия данные изобразим с помощью диаграммы (Рисунок 7). 

     
Рисунок 7. Классификация  предпринимательства по формам собственности, 2010 год 

     Из  приведенных данных видно, что наибольший удельный вес занимают предприятия частной собственности – 96%. Предприятия федеральной собственности и собственности субъектов РФ относятся к организациям государственной собственности, их удельный вес очень маленький и составляет 1%.
     Итак, мы выяснили что такое предпринимательство  и какова сущность предпринимательской  деятельности, на какие виды она подразделяется и что из себя представляет каждый вид. Кроме того обратились к статистике в области численности малых и средних предприятий, которые занимают наибольший удельный вес, и сделали вывод из приведенных данных о том, что число малых предприятий постепенно уменьшается, а ведь именно малый бизнес составляет основу предпринимательства, основу рыночной экономики. Поэтому следующая глава нашей работы будет посвящена выявлению проблем развития предпринимательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Основные проблемы становления и развития предпринимательства в России 

     В настоящее время развитие предпринимательства  в России сталкивается с рядом  трудностей и противоречий. Основными  проблемами в сфере предпринимательской  деятельности являются следующие:
      отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;
      доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования;
      пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;
      недостаточность кадрового потенциала;
      правовая неграмотность самих предпринимателей;
      недобросовестность крупного бизнеса;
      нестабильность экономической ситуации в стране и т.д.
     Это, прежде всего, – проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты.
     Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Препятствия на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры».  

     2.1. Роль государства в регулировании предпринимательства 

     Известно, что рынок — саморегулирующаяся система, но чистой рыночной экономики не существует. Везде государство участвует в экономической жизни, правда, в различной степени. Поэтому современные экономические системы называют смешанной экономикой, так как рыночная система дополняется государственным регулированием экономики. Поскольку предпринимательство является неотъемлемой частью экономики, то задача государства — создать нормальные условия для функционирования всех видов бизнеса.
     Методы регулирования бизнеса могут быть прямыми и косвенными. Прямые методы означают непосредственную помощь конкретному предприятию, например по его финансированию, или помощь всем предприятиям, предоставляя им налоговые льготы. Косвенные, или селективные (т.е. выборочные), методы означают поддержку не всем предприятиям, а только отдельным категориям. Например, государство поддерживает инновационный либо экспортный бизнес или поощряет бизнес в тех регионах, которые находятся в тяжелом положении, где наблюдается большая безработица.
     Являясь, по сути, ограничителем, регулятором отношений, государственное регулирование должно основываться на четких принципах.
     На первое место среди принципов государственного регулирования предпринимательской деятельности следует поставить принцип законности. Государственное воздействие на экономику может осуществляться только на основе законов, нормы которых должны строго соблюдаться в процессе такого воздействия.
     Действие данного принципа можно рассмотреть на примере законов, с помощью которых государство осуществляет поддержку малого бизнеса.12
     Основой такой поддержки является Федеральный закон от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Конечно, с 1995 г. многое изменилось, и Закон нуждается в существенной корректировке. На протяжении последних лет было много дискуссий по поводу этого Закона, в котором принимали участие и Министерство экономического развития, и Антимонопольный комитет, и Государственная Дума РФ. Причем высказывались диаметрально противоположные точки зрения — от полной отмены Закона 1995 г., а вместе с ним и отказа от поддержки малого предпринимательства вообще, до расширения государственной поддержки всего бизнеса, включая не только средний, но и крупный. Однако победила нейтральная позиция и более разумная точка зрения. В 2004 г. Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении поправки к Закону 1995 г., исключив из него целый ряд статей.
     Вместе с тем в последнее время были приняты три закона, направленные на отмену бюрократических преград на пути развития малого бизнеса.
     Проведена реформа законодательства о проверках малых компаний. Принят важный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Этот закон с 1 мая 2009 года установил обязательную процедуру согласования внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства с органами прокуратуры Российской Федерации. Ограничены сроки проведения плановых проверок: не более 50 часов - для малых компаний, и не более 15 часов - для микропредприятий. Сокращены и права контрольных органов на проведение плановых проверок предпринимателей: не чаще 1 раза в 3 года.13
     Данный  закон должен был упорядочить  взаимоотношения между предпринимателями  и проверяющими органами и оградить бизнес от излишнего контроля, запретить внеплановые проверки. Однако могут ли руководители государства своему двухмиллионному российскому чиновничеству запретить подобными законами зарабатывать себе на жизнь? Конечно же, нет! Не помогает даже введенное с 1 июля обязательное получение в прокуратуре разрешения на выездную внеплановую проверку. Если верить, например, пожарным инспекторам, то для них получить такое разрешение - дело плёвое. Хочется понять: установлены ли новые коррупционные связи (контролёр-прокурор) или можно легко подделать «заявление» граждан, или доказать угрозу безопасности государства?
     Беспредел при работающем законе продолжался  до тех пор, пока Дмитрий Медведев в конце июля не потребовал от генпрокурора выяснить, кто «пьёт кровь» малых  предприятий и «кошмарит бизнес», так как «вообще ничего не поменялось». И только в октябре появился закрытый доклад генпрокурора, посвященный проверке ведомств, обладающих контрольно-надзорными функциями. Доклад так и не получил огласки, однако проверка генпрокуратурой плана проверок одного из ведомств показала, что 90% запланированных им мероприятий не соответствует требованиям закона. Вот они – настоящие вампиры, пьющие кровь малого бизнеса!
     Поэтому несмотря на принятый государством закон проблема коррупции в сфере предпринимательства не была решена. По данным опроса, проведенного среди предпринимателей в 2009 году, 95% предпринимателей утверждали, что антикоррупционное и бюрократическое давление на бизнес не снижается.14
     Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» вступил в силу в феврале 2002 г. Его цель — сократить количество лицензий с 800 до 100 (в некоторых регионах было незаконно установлено до 1600), сократить сроки лицензирования, установить среднюю плату за выдачу лицензии и продлить срок ее действия до 5 лет. Сейчас положение улучшилось, уже многие фирмы не рассматривают лицензирование как серьезное препятствие для роста фирмы. Тем не менее сроки получения лицензии не сократились, а даже увеличились (в среднем с 14 до 19 дней), а средневзвешенные расходы возросли с 8 тыс. до 10 тыс. руб. (вместо 1,4 тыс. руб., установленных Законом).
     Закон «О государственной регистрации юридических лиц» вступил в силу в июле 2002 г. Его цель — ограничить плату за регистрацию до 2 тыс. руб., осуществлять регистрацию в течение 5 дней после подачи документов и в одном учреждении. Но пока еще трудности регистрации остаются. Хотя сейчас при налоговых органах создан специальный отдел, предпринимателям все еще приходится бывать в разных государственных учреждениях: в Пенсионном фонде РФ и фондах обязательного социального и медицинского страхования РФ, пожарной и санитарной инспекции. В результате, если предприниматель самостоятельно проходит всю процедуру, то у него это занимает от 1 недели до 1 месяца (по Закону — 5 дней). Согласно опросам Центра экономических и финансовых исследований и разработок, 80% предпринимателей и 74% юридических лиц, которые регистрировались с помощью посредников, не уложились в 2 тыс. руб. за регистрацию. Средневзвешенная стоимость регистрации, по оценкам, составила от 3,5 тыс. до 4 тыс. руб. Отсюда вывод: бюрократические барьеры в этой области еще очень сильны.
     Тем не менее Президент Д.А. Медведев полон решимости сломать эти барьеры, о чем свидетельствует подписанный им 14 мая 2008 г. Указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Президент поручил Правительству РФ в двухмесячный срок разработать и внести в Государственную Думу РФ проекты федеральных законов, предусматривающие:
    усиление гарантии защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора);
    проведение планового мероприятия по контролю в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля не более чем один раз в 3 года (кроме налогового контроля);
    проведение внеплановых мероприятий по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, по согласованию с прокурором субъекта РФ;
    преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых для ее осуществления, замену (в основном) обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции;
    замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий;
    исключение внепроцессуальных прав органов внутренних дел РФ, касающихся проверок деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также возможности составления должностными лицами этих органов протоколов об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности;
    наделение органов государственной власти субъектов РФ правом определять порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе занимающимся социально значимыми видами деятельности, помещений в аренду на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) за счет специально выделенных для этой цели помещений и (или) порядок продажи в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства арендуемых не менее 3 лет помещений с возможностью рассрочки оплаты и без проведения аукциона.
     К другим принципам государственного регулирования предпринимательства относятся следующие:
    принцип свободы предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности – свободный выбор вида деятельности, контрагентов по договору, свободное определение условий договора, свободную конкуренцию, свободу деятельности на всей территории государства и т.д.;
    принцип равенства форм собственности и действующих на их основе хозяйствующих субъектов – отсутствие привилегий для каких-либо хозяйствующих субъектов в ущерб другим;
    принцип сочетания частных и публичных интересов – с одной стороны, частные интересы стремятся к максимальной саморегуляции, с другой стороны, защита публичных интересов невозможна без государственного регулирования;
    принцип единства экономического пространства – свободное перемещение товаров, работ, услуг и финансовых средств на всей территории РФ.15
     Современный мировой опыт показывает важность налаживания партнерских отношений государства и бизнеса, поскольку в таких отношениях заинтересованы обе стороны. Для предпринимательских структур – это путь получения от государства благоприятных условий хозяйствования и обеспечения надежной  прибыли от участия в выгодных совместных проектах, а для государства партнерство с бизнесом – это способ привлечь частный капитал к финансированию национально значимых проектов. Партнерские отношения государства и бизнеса складываются непросто. На западе для этого потребовалось несколько десятилетий. Россия же находится в начале пути.
     Российская практика взаимодействия государства и бизнес-структур в различных сферах позволяет выделить следующие формы совместного сотрудничества:
    контрактные формы;
    соглашения о разделе продукции;
    арендные отношения, лизинг;
    акционирование и участие в совместных предприятиях.
     В России рассмотренные механизмы сотрудничества государства и бизнеса используются недостаточно. В настоящее время такие проекты только стартуют в транспортных отраслях, энергетике, ЖКХ. Но сфера их применения пока ограничена, что не позволяет использовать потенциал государственно-частного партнерства в обеспечении граждан доступным жильем, в развитии агропромышленного сектора, в разработке и производстве медицинского оборудования и медикаментов. Поскольку расширение участия частного капитала в сфере социальной ответственности государства невозможно без создания условий для их реализации.16
     Вопрос регулирования предпринимательства со стороны государства был вынесен Президентом РФ Д.А. Медведевым на мировой уровень. Президент России принял участие в работе «круглого стола» бизнес-саммита «двадцатки» на тему «Роль бизнеса в обеспечении устойчивого и сбалансированного спроса».
     Значение  малого и среднего бизнеса для  преодоления последствий кризиса Президент России подчеркнул особо: небольшие предприятия и компании могут обеспечить дополнительную занятость, увеличение объёмов производства, а также потребительский спрос, и сыграть главную роль в стимулировании экономического роста.
     В период кризиса проблемы, которые сдерживают развитие малых и средних предприятий, обострились: уменьшается объём поддержки от финансовых институтов и от рынков капитала, от корпоративного сектора. Всё это связано с последствиями кризиса, но в конечном счёте это усугубилось также тем, что государства, и Российское государство в том числе, прежде всего направляли приоритетную помощь крупным производствам и стратегическим отраслям, чтобы сохранить остатки конкурентоспособности.17
     Для проведения эффективной антикризисной политики правительства должны уделять больше внимания вопросам улучшения предпринимательского климата, оптимизации условий ведения бизнеса, снижения административных барьеров, предоставлять преференции, содействовать освоению малыми и средними компаниями передовых технологий.
     В связи с вышеизложенным государство должно оказывать необходимую финансовую поддержку для развития предпринимательства. Согласно интервью, проведенного 15 марта 2010 г. с Министром экономического развития Э.С. Набиуллиной «на финансирование программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году будет направлено 11 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета».
     Дважды  в течение прошлого года увеличивались  затраты на поддержку предпринимательства. В итоге с 4,3 млрд. рублей они возросли до 18,6 млрд. рублей. При этом 93% средств было направлено на следующие мероприятия:
     - гранты начинающим - безвозмездные  безвозвратные субсидии до 300 тысяч  рублей вновь зарегистрированным  компаниям и индивидуальным предпринимателям;
     - субсидирование процентной ставки  по кредитам;
     - развитие микрофинансирования - займов до 1 млн. рублей сроком  до 1 года;
     - капитализация региональных гарантийных  фондов, предоставляющих поручительства  за малые предприятия при банковском  кредитовании.18
     Средства  федерального бюджета предоставлялись  на конкурсной основе. И в прошлом  году запросы регионов составили 36 млрд. рублей, то есть превысили в 2 раза возможности федерального бюджета. Отсюда вывод: государство выделяет недостаточное количество средств на развитие предпринимательства. Необходимо разрабатывать программы по увеличению финансирования бизнеса, в особенности это касается малого предпринимательства. 

     2.2. Основные проблемы в области финансирования предпринимательства 

     Одно из первых мест по значимости для развития бизнеса занимают проблемы финансирования, в частности кредитования.
     В финансовой сфере предприятия складываются с такими проблемами как:
    недостаточность собственных средств;
    проблематичность получения кредита;
    повышенный уровень себестоимости, отвлекающий финансовые ресурсы;
    нерегулярность и задержки финансирования;
    отсутствие единообразных методик кредитования;
    неразработанное нормативно-правовое законодательство кредитной деятельности.
     Особенно остро эти трудности ощущают на себе владельцы малого бизнеса. Как неоднократно отмечали и сами банкиры, и наблюдатели рынка, в кредитовании предпочтение отдается самым надежным заемщикам — крупному бизнесу, который может предоставить адекватные залоги по кредитам и имеет достаточно ликвидности. «Кредитовать пока действительно предпочитают качественных заемщиков, и за них идет настоящая борьба, в основном с крупными западными банками», — констатировал несколько дней назад член индексного комитета ММВБ Сергей Суверов.
     Однако  предоставляя преимущественно кредиты крупному бизнесу банки также сталкиваются с проблемами.  «Кредитуя крупные промышленные предприятия, банки рискуют оказаться в тяжелом финансовом положении, если у тех возникнут хоть небольшие задержки с платежами», — отмечалось в одном из обзоров. Такая стратегия стала постепенно распространяться в банковском сообществе. Однако как следует из исследования «Эксперта РА», более динамичный рост кредитования «малышей» характерен для частных, а не государственных банков. Эксперты объясняют это, в том числе, тем, что крупные компании в основном достаются богатым госбанкам, которые в кризис только «нарастили жирок» и могут выдавать крупные длинные кредиты под умеренные проценты. Так, например, объемы кредитования МСБ в первом полугодии 2010 года по сравнению с первым полугодием 2009 года у ВТБ 24 сократились на 14%, а у банка «Траст», наоборот, выросли на 640%.19
     Сталкиваясь с проблемой кредитования бизнеса, недостаток средств для создания компании отмечают около 45% владельцев малого бизнеса. Основным источником финансирования на данном этапе выступают личные сбережения (29%), а также средства друзей и знакомых (25%). Банковские займы доступны лишь 12% малых предприятий.
     По данным опроса, проведенного Общероссийской общественной организацией малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» основными источниками финансирования малого бизнеса являются следующие (табл. 6). 

Таблица 6. Основные источники финансирования малого бизнеса (% от числа опрошенных)20