На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Компетенции Президента российской Федерации, проблематика реализации главой государства своих полномочий в системе государственных ор

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


содержание 

 


ВВЕДЕНИЕ

 
 
     Принятие  Конституции Российской Федерации 1993 года было призвано преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей государственной власти. Логика построения новой Конституции РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления. Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
     При этом конституционная модель президентской  республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек»  и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Проблема заключается в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным содержанием и юридически и фактически гарантировать общество от авторитаризма. Необходимые для этого правовые условия в действующей Конституции имеются. Как бы ни были широки полномочия Президента, они небеспредельны. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.
     Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. Появилось немало посвященных ему исследований. Скорее всего, данная тема претендует на то, чтобы стать в России одной из «вечных». В своем развитии этот институт претерпел определенные изменения. После принятия Конституции РФ произошло изменение не только статуса но и компетенции президента РФ, так, например, из главы исполнительной власти он превратился в главу государства.
      На  сегодняшний день компетенция Президента РФ неоднозначно оценивается российскими  и зарубежными государствоведами. Вместе с тем, очевидно, что большую  часть своих функций глава  государства реализует посредством  взаимодействия с другими органами государственной власти и путем издания различных актов.
      Если, на сегодняшний день, проблема компетенции  Президента достаточно хорошо освящена, то в науке конституционного права  попытки анализировать акты Президента РФ, носят преимущественно несистематизированный, характер и касаются в основном указов главы государства, хотя Президент РФ подписывает и издает также распоряжения, различного рода письма, заключения и запросы, издает документы программно-политического содержания - послания, программы, заявления.
      Остается  недостаточно изученной роль главы  государства в законодательном  процессе. В своих посланиях Федеральному Собранию Президент неоднократно обращал  внимание парламента на необходимость  срочного заполнения правовых пробелов по самым важным вопросам государственного строительства. Именно от качества работы Государственной Думы в немалой степени зависит становление юридической базы правового государства, и именно медлительность российского парламента побуждает Президента к изданию указов законодательного характера. Поэтому остается актуальной проблема «указного права» в России.
      Не  до конца выявлены критерии соотношения  актов Президента и решений Правительства  РФ. Объяснение этому следует искать в новизне институтов государственной  власти Российской Федерации, находящихся в процессе развития. Аналогичными причинами обусловлена недостаточная разработанность проблемы соотношения актов Президента РФ и нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.
      Приведенные выше аргументы позволяют обозначить цель работы – рассмотрение вопросов компетенции Президента российской Федерации, выделение проблематики реализации главой государства своих  полномочий в системе государственных  органов.
      Для реализации цели работы необходимо решить ряд задач:
      рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ;
      проанализировать функции, полномочия, взаимодействие Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.
      Для этого в первой главе работы рассматриваются  вопросы - Понятие и признаки  государственного  органа  и системы органов государственной власти.
      Во  второй главе анализируются: порядок  выборов и вступления в должность  Президента РФ, рассматриваются правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ.
      В третьей главе анализируются вопросы компетенции Президента Российской Федерации во взаимодействии с органами государственной власти, а также проблемы актов Президента Российской Федерации.
 

Глава 1. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ И РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Системе

   

1.1. Понятие и признаки  государственного  органа

 
     Деятельность  любого государства реализуется  через систему его государственных  органов.
     Для государственного органа характерны следующие признаки:
    порядок создания и деятельности государственного органа, его компетенция, внутренняя организация закрепляются государством в правовых нормах;
    государственный орган обладает властными полномочиями. Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что, во-первых, орган государства наделен правом принятия решений, обязательных для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, на которых распространяется компетенция данного государственного органа; во-вторых, орган государства обеспечивает организацию исполнения принятых решений, опираясь при этом на материальную базу (средства государственного бюджета); в-третьих, орган государства принимает меры по охране принятых решений путем применения различных методов и мер убеждения, поощрения, государственного принуждения;
    государственный орган осуществляет задачи и функции, возложенные на него государством;
    государственный орган является организационно обособленной частью системы органов государственной власти.
     Государственный орган - это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством1.
     Совокупность  органов российского государства, взаимосвязанных и взаимодействующих  между собой в ходе осуществления  государственной власти, образует систему  органов государственной власти Российской Федерации. В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации.

1.2. Система органов  государственной  власти

 
     Россия  – демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления. Государственную  власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.
     К основам конституционного строя  относится принцип разделения властей. В соответствии с ним власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует строгого разграничения их компетенции, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие.
     Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и состоит из Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов РФ, федеральных служб России, российских агентств, федеральных надзоров России.2
     Взаимосвязь различных звеньев федеральных  органов исполнительной власти можно  представить в виде схемы.3
     Конституция РФ 1993 г. Знаменует собой качественно  новый этап и подход в регулировании  всей системы исполнительной власти  и органов, осуществляющих данную ветвь единой государственной власти.
     С принятие Конституции 1993 г. Значительно  расширился круг органов государственной  власти в РФ. К ним теперь относятся  представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государственной власти.4 До принятия новой Конституции РФ к числу органов государственной власти относились только Советы народных депутатов.5 Такой подход понятен и объясним, если учесть, что вся концепция советского народовластия строилась на искусственной и утопичной в своей первоначальной основе «концепции» о Советах, якобы соединяющих и воплощающих в себе полновластие, законодательную и исполнительную власть, а также контрольные функции.
     Отнесение органов исполнительной власти к  числу органов государственной власти обуславливает еще один вывод: органы исполнительной власти как разновидность органов государственной власти участвуют в осуществлении власти народа (народовластия) в России.6
     По  сравнению с Конституцией 1978г., многое существенно уточнено и поставлено на свое место в соответствии с доктриной разделения властей, местом и принципиально новым положением и ролью Президента РФ по конституции 1993г.
     В связи с вышеназванной проблемой  выделим следующее. По Конституции 1978г. Президент РФ являлся высшим должностным лицом РФ и главой исполнительной власти. По Конституции 1993г. статус Президента РФ серьезнейшим образом изменился. Исчезли формулировки о нем как о высшем должностном лицеи, что особенно важно, как о главе исполнительной власти.
     Последовательное  проведение в Конституции 1993г. принципа разделения властей обусловило качественно  новое по сравнению с Конституцией 1978г. решение вопроса о соотношении  Правительства и исполнительной власти Российской Федерации. Если по Конституции 1978г. Совет Министров – Правительство только орган исполнительной власти, то по Конституции 1993г. исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.7
     Система федеральных органов государственной  власти Российской Федерации включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, федеральные суды.
     В систему государственных органов  субъектов Федерации входят законодательные  органы  государственной власти, исполнительные органы, возглавляемые президентами в республиках, главами администраций в иных субъектах, суды субъектов Федерации. Согласно Конституции РФ  система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Государственные органы субъектов Федерации в пределах своего ведения и полномочий обладают всей полнотой государственной власти.
     Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим система  органов государственной власти Российской Федерации состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей.
     Правительство Российской Федерации – федеральный  орган исполнительной власти.8 Из ч.1 ст.110 Конституции и Указа Президента РФ от10.01.94г. №66 «О структуре органов исполнительной власти» можно сделать вывод, что Правительство РФ призвано возглавлять систему органов исполнительной власти (хотя в Конституции не используется такое понятие), а также обеспечить их согласованную деятельность9.
     Органы  законодательной власти включают Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные органы субъектов Федерации.
     Они одновременно являются представительными  органами. Они избираются непосредственно  народом и призваны выражать его  волю. В соответствии с принципом  разделения властей, на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность - принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения.
     Органы  законодательной власти Российской Федерации и органы законодательной власти ее субъектов не образуют единой системы законодательной власти в Российской Федерации.
     Органы  исполнительной власти включают федеральное  правительство, другие федеральные  органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ - заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
     Органы  исполнительной власти организуют исполнение законов, иных актов законодательных  органов, указов Президента РФ и актов глав субъектов Федерации. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, указов Президента РФ, нормативных актов глав администраций субъектов, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.
     В отличие от органов законодательной  власти федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации и  полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
     По  объему полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей  компетенции, ведающие всеми сферами  исполнительной власти (федеральное правительство, правительства субъектов Федерации) и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (например, федеральные министерства).
     Органы  судебной власти. К ним относятся  Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации. В своей совокупности они составляют судебную систему Российской Федерации. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
     В Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые  не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и  судебную. К числу таких органов  на федеральном уровне следует отнести Прокуратуру РФ, Центризбирком РФ, Центральный банк РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

1.3. Президент в системе  органов государственной  власти

     Ключевое  место в системе органов государственной  власти Российской Федерации занимает Президент РФ - глава государства.
     Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению  единства и устойчивости системы  государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.
     Каждый  из органов (институтов) государственной  власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом  ставится задача охранять государственные  устои в целом, суверенитет и  государственную целостность. Только при этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме10.
     Президент РФ формально не принадлежит ни к  одной из ветвей власти, он обеспечивает их согласованное функционирование. Как отмечается по этому поводу в российской литературе: «осуществлять функции «арбитра» в системе разделения властей, значит, быть вне этой системы, стоять над нею. «Обеспечение» путем такого президентского «арбитража» гармонии и слаженного функционирования властей сводит в значительной степени на нет основной смысл существования самой системы разделения властей, поскольку функции обеспечения гармонии и слаженного функционирования как раз и составляет главное предназначение такой системы»11. Положение Президента в системе органов государственной власти связано с конституционными прерогативами главы государства по отношению прежде всего к исполнительной власти. Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент вместе с тем находится «ближе» к исполнительной, нежели к другим ветвям власти. Это сближение главы государства с исполнительной властью находит выражение в конкретных конституционных полномочиях Президента как главы государства12.
     Предпосылки этой конституционной ситуации связаны  с особенностями формирования Правительства в России. Конституция не связывает процесс формирования Правительства с распределением мест между партиями и фракциями в парламенте. Иными словами, Правительство может быть сформировано по принципу парламентского большинства, но может быть сформировано и без учета этого принципа. Оба подхода соответствуют Конституции. Однако конкретная историческая ситуация, при которой состав Правительства не отражает парламентское большинство, может служить источником проблем в работе системы исполнительной власти, связанных с различными аспектами его деятельности, в частности законотворческой. Следствием этих проблем может стать низкая эффективность исполнительной власти, ее неспособность решать насущные задачи.
     Для преодоления подобной ситуации Конституция  установила ряд прерогатив Президента, пользуясь которыми он в «текущем» режиме может влиять на деятельность Правительства. Это такие прерогативы, как утверждение структуры федеральных органов исполнительной власти, назначение заместителей Председателя Правительства и министров, право председательствовать на заседаниях Правительства, контроль за законностью его актов, непосредственная подчиненность Президенту «силовых» ведомств. Президент имеет право отправить Правительство в отставку или принять отставку премьера, которая автоматически влечет за собой отставку Правительства в целом.
     Таким образом, во взаимоотношениях Президента с Правительством императивность действий главы государства в проведении внутренней и внешней политики проявляется  наиболее полно. Правительство и органы исполнительной власти в целом значительно более тесно, нежели другие ветви власти, «связаны» с Президентом, непосредственно подконтрольны ему. Юридические основы такого положения заложены в Законе РФ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г. (в ред. 31 декабря 1997 г.), в ст. 32 которого сказано о том, что Президент РФ руководит деятельностью целого ряда федеральных органов исполнительной власти13
     При Президенте действуют консультативные  органы: Совет Безопасности и Государственный  совет. Президент председательствует в этих советах.
     Президент формирует также свою Администрацию  и осуществляет общее руководство  ею. Администрация обеспечивает деятельность главы государства, создает условия  для реализации им функций гаранта  Конституции. При этом сама Администрация органом власти не является.
     В структуру президентской власти включаются полномочные представители  Президента в федеральных округах.
     Реализуя  свои конституционные полномочия, Президент  через своих полномочных представителей в Государственной Думе, Совете Федерации и Конституционном Суде взаимодействует с законодательной и судебной ветвями власти. Это проявляется, например, в использовании главой государства права законодательной инициативы, подписании Президентом принятых парламентом законов, обращениях главы государства в Конституционный Суд с запросами о соответствии федеральных законов и законов субъектов федерации Конституции России.
 

           

Глава 2. ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТА

2.1. Институт главы  государства, его  правовой статус

 
      Институт  главы государства существует во всех современных государствах. Глава государства занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене.
      В подавляющем большинстве стран  функционирует единоличный глава государства. 
      В зависимости от существующей в государстве  формы правления (монархической или республиканской) функции единоличного главы государства исполняет либо монарх, либо президент.
      Термин  «президент» происходит от латинского «praesidens», что буквально означает «сидящий впереди». В современном понимании президент - это должностное лицо, избираемое гражданами, парламентом или избирательной коллегией с участием парламента      на  определенный  срок14.
      В зависимости от существующей в  государствах с республиканской формой правления  модели президентской власти различают  президентские, полупрезидентские (смешанные) и парламентарные республики. Государства  с президентской и полупрезидентской формами правления имеют сильного президента, обладающего реальными полномочиями в осуществлении государственной власти.
      Особенности статуса президента в полупрезидентской  республике:
      президент избирается населением независимо от парламента путем прямых выборов;
      президент является главой государства. Исполнительную власть президент осуществляет совместно с главой правительства;
      правительство назначается президентом, однако оно должно пользоваться доверием парламента;
      правительство несет ответственность перед парламентом и частично перед президентом. Президент обладает правом роспуска парламента.
      Полупрезидентская форма правления существует во Франции, в Финляндии, Исландии, Ирландии, России. Причем в каждой из этих стран соотношение элементов президентской и парламентарной форм правления, в совокупности образующих полупрезидентскую форму правления, неодинаково.

2.2. Особенности конституционно-правового  статуса Президента  Российской Федерации

    Совокупность  органов российского государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти, образует систему органов государственной власти Российской Федерации. В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации.
      С принятием  Конституции РФ конституционно-правовой статус Президента РФ включает в себя следующие элементы15:
      правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;
      правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ;
      правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ.

2.2.1. Порядок выборов  и вступления в  должность Президента  РФ

     Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется Конституцией и на ее основе Федеральным законом16, а также Законом РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме» от 12 июня 2002г.
           Статья 81 Конституции  и ч. 1 ст.3 Федерального Закона «О выборах Президента РФ» гласят: «президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». То есть выборы осуществляются наиболее демократическим путем.
           Конституционным условием является то, что кандидатом в Президенты может быть гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в  Российской Федерации не менее 10 лет, данное требование так же закреплено в Федеральном Законе «О выборах Президента Российской Федерации».
           Федеральный Закон  «О выборах Президента Российской Федерации» подробно определяет порядок назначения выборов, выдвижения и регистрации  кандидатов, проведения предвыборной агитации, финансирования соответствующих  мероприятий, формирование и организации работы избирательных комиссий разного уровня, обжалования их решений и действий, составление списков избирателей, образования избирательных объединений и блоков, порядок голосования, определения и опубликования его результатов и так далее17.
           Если выборы Президента РФ признаны несостоявшимися (при явке на выборы менее половины граждан, имеющих  право голоса), недействительными (при  обнаружении грубых нарушений закона) или если при общих выборах  либо при повторном голосовании  ни один кандидат не избран Президентом, Совет Федерации назначает повторные выборы. «Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным Законом, вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента Российской Федерации, а при проведении досрочных выборов, а так же в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Российской Федерации, назначены повторные выборы Президента Российской Федерации, - на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации»18.
      Обязательным  атрибутом вступления Президента Российской Федерации в должность – инаугурацией, установленным статьей 82  Конституции, является присяга Президента. Принесение присяги Президентом России имеет важное юридическое значение. Это торжественный акт, призванный удостоверить легитимность Президента, избранного народом, символизирующий особый статус должностного лица, его ответственность перед обществом19. С одной стороны, присяга - обязывающая Президента клятва перед народом верно служить ему, с другой - юридически значимый документ, на содержание которого в своих решениях ссылается Конституционный Суд; присяга также правовой указатель, с которого начинается отсчет времени президентства конкретного лица: с момента принесения присяги Президент вступает в должность, начинает осуществлять принадлежащие ему полномочия и исполняет обязанности до момента принесения присяги вновь избранным Президентом.
     Присяга приносится на специальном экземпляре текста Конституции Российской Федерации. Установлено так же, что присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда. Текст присяги выглядит следующим образом «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу»20.
           Местопребыванием  Президента, его резиденцией является столица России – Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается государственный  флаг России.
       Установлены официальные символы  президентской власти и их  использование при вступлении в должность вновь избранного Президента  Российской Федерации21.
           Этими символами  являются: штандарт (флаг) Президента Российской Федерации22; Знак Президента Российской Федерации; специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции Российской Федерации.

2.2.2. Неприкосновенность Президента

     Неприкосновенность  Президента выступает как правовая гарантия его деятельности на посту  главы государства. Эта гарантия выходит за рамки общих принципов  неприкосновенности личности, установленных Конституцией, носит публично-правовой характер и призвана обеспечить повышенную охрану Президента в силу осуществляемых им государственных функций. Президента нельзя привлечь к уголовной и административной ответственности, подвергнуть мерам взыскания за административные правонарушения, задержать, арестовать, принудительно доставить для составления протокола или дачи свидетельских показаний, подвергнуть обыску, досмотру, иным мерам принудительного характера.
     Неприкосновенность  Президента не означает, однако, отсутствия его политической ответственности. Он может быть отрешен от должности согласно ст. 92 Конституции.
     Президент РФ, прекративший исполнение своих  полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения тяжкого преступления. В процедуре лишения неприкосновенности участвуют Генеральный прокурор РФ, обе палаты Федерального Собрания. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания вправе участвовать Президент, в отношении которого внесено представление Генерального прокурора о лишении неприкосновенности.
     Постановление по данному вопросу принимает  Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

2.2.3. Правовые нормы,  регулирующие порядок  прекращения полномочий Президента РФ

     В соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции  Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги, прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.
     В ч. 2 ст. 92 Конституции РФ предусмотрены  несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.
      В обычном порядке Президент РФ прекращает осуществление своих  полномочий с истечением срока, на который  он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно:
    по инициативе самого Президента РФ - в случае его отставки;
    по не зависящим от воли Президента РФ причинам - в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
    по инициативе Федерального Собрания - в случае принятия им решения об отрешении Президента РФ от должности.
     Отставка. Это добровольный уход с поста подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности, устного объявления будет в данном случае вряд ли достаточно. Подача в отставку и принятие Председателем Правительства на себя выполнение обязанностей Президента имеют уже бесповоротный для Президента характер. Иначе говоря, Президент не может потом объявить, что он “ передумал ” и отзывает свое заявление об отставке.
      Состояние здоровья. Конституционный Суд определил, что досрочное прекращение полномочий Президента в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия является элементом конституционного статуса Президента РФ. Порядок досрочного прекращения полномочий должен исключать возможность превращения его в способ необоснованного отстранения Президента от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента.
     Отрешение от должности (процедура импичмента). Президент РФ, согласно ст. 93 Конституции, может быть отрешен от должности Советом Федерации (СФ) только на основании выдвинутого Государственной Думой (ГД) обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления23.
     С объявлением решения Совета Федерации  об отрешении от должности Президента начинается исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства РФ.
 

Глава 3.  ФУНКЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 
     Прежняя Конституция отдавала определенные приоритеты высшему представительному  органу государственной власти –  Съезду народных депутатов, в том числе и по отношению к Президенту. Съезд был вправе рассмотреть любой вопрос, отнесенный к ведению РФ, заслушивал ежегодные доклады Президента, а если считал необходимым, то мог потребовать от Президента внеочередного доклада и в любое время отменить его акты.
      Действующая Конституция не только не дает таких  приоритетов парламенту РФ – Федеральному Собранию, но и исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов страны. Это отразилось даже на очередности глав Конституции: гл. 4 «Президент Российской Федерации» предшествует гл. 5 «Федеральное Собрание».
      Компетенция Президента РФ складывается из функций  и полномочий, которыми он наделяется как глава государства.
      Под функциями Президента РФ понимаются основные направления деятельности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти.

3.1. Функции Президента Российской Федерации

3.1.1. Президент – гарант прав и свобод человека

 
     Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина:
     В соответствии с Конституцией права  и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов  государственной власти, местного самоуправления. Соблюдение прав и свобод обеспечивается правосудием. Особую роль в этой сфере Конституция отводит Президенту. Слова об обязанности защищать Конституцию, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, верно служить народу есть в тексте присяги Президента, которую он приносит народу при вступлении в должность.
     Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы государственной  власти выполняют свои конституционные  обязанности в пределах своей  компетенции. Обеспечить такое положение в государстве должен Президент. Для этого Конституцией ему предоставлены особые полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
     Защищая права и свободы человека и  гражданина, Президент опирается на всю систему органов государственной власти. Функции гаранта прав и свобод человека и гражданина требуют от Президента постоянной заботы об эффективности исполнительной, законодательной и судебной властей, разумеется без вторжения в сферу их компетенции.
     Реализуя  полномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействует  с Правительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительными  органами, общественными объединениями. При Президенте действует Комиссия по правам человека. Комиссия призвана содействовать совершенствованию государственного механизма обеспечения прав и свобод.
     Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция  и нормативные акты субъектов  федерации полностью соответствовали  Конституции страны, федеральному законодательству, задачам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В противном случае Президент имеет право потребовать от любого федерального органа власти либо органа власти субъекта федерации соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а в случае их попрания - требовать восстановления нарушенных прав в полном объеме. При этом Президент может предпринять самые решительные меры, вплоть до принудительных.
     Конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент реализует, используя свое право законодательной инициативы. Он также издает указы по защите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, а также по обеспечению граждан всей полнотой личных, политических и социально-экономических прав.
     Власть  Президента ограничивается пределами  Конституции. Многие россияне воспринимают обязанности Президента гарантировать  Конституцию, права и свободы  человека и гражданина достаточно широко. Часто они адресуют Президенту свои жалобы на решения, например, правоохранительных органов или даже приговоры судов. Однако Президент, исходя из конституционного принципа разделения властей, не имеет права подменять функции и полномочия этих органов. Общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам24.

3.1.2. Президент – координатор взаимодействия органов государственной власти

 
     Обеспечивает  согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти:
     Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению  единства и устойчивости системы  государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции25. Активная координирующая роль Президента находит воплощение как в системе сдержек и противовесов, обеспечивающих баланс полномочий органов государственной власти федерального уровня, так и в отношениях между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля26. Порядок и механизм реализации этих полномочий Президента конкретизированы в федеральных конституционных законах и федеральных законах.
     Для разрешения разногласий между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов  федерации, а также между органами государственной власти субъектов  федерации Президент вправе использовать согласительные процедуры. Если согласованное решение не найдено, Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
     Статус  Президента РФ, закрепленный в Конституции  РФ 12 декабря 1993 года является объектом весьма частого его исследования в Конституционном Суде РФ на предмет определения границ президентских полномочий в связи с неопределенностью, возникающей в практике функционирования механизма «разделения властей».
     Так, 27 января 1999 года Конституционный Суд  РФ принял постановление «О толковании статей 71 (п. “г”), 76 (ч. 1) и 112 (ч. 1) Конституции РФ»27 12 декабря 1993 года в котором указал, что не только Федеральное Собрание (Парламент) РФ, но и Президент России может осуществлять правовое регулирование по вопросам, отнесенным ст. 71 Конституции 1993 года к ведению РФ. Кроме случаев, когда Конституция требует для решения конкретного вопроса принятие именно федерального закона или федерального конституционного закона. Как гласит Постановление «Президент РФ может издавать указы по вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, если они не урегулированы актом Парламента, т.е. законом. Но эти указы не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Кроме того, в соответствии с позиций Конституционного Суда РФ, именно Президент и Правительство РФ (а не Федеральное Собрание) по смыслу Конституции РФ 1993 года компетентны определять структуру (т.е. перечень) федеральных органов исполнительной власти».
     Очень широкая формула президентских  полномочий была дана в Постановлении Конституционного Суда от 31 июля 1995 года. По делу о проверке конституционности трех Указов Президента РФ и Постановления Правительства РФ 1993-94 гг., касавшихся восстановления конституционной законности и правопорядка в Чеченской Республике и обеспечения государственной безопасности и территориальной целостности РФ28.
     Во-первых, Конституционный Суд на основе толкования норм Конституции РФ сформулировал новое полномочие Президента РФ. В Постановлении Конституционного Суда РФ  говориться, что Президент вправе применять Вооруженные силы на территории Российской Федерации для разрешения внутренних конфликтов без санкции Совета Федерации в случае «экстраординарной ситуации» аналогичной той, что сложилась в Чеченской Республике в период с осени 1991 года по декабрь 1994 года. Понятие «экстраординарная ситуация» неизвестно российскому законодательству. Оно впервые введено в правовой оборот анализируемым постановление Конституционного Суда на основе толкования ряда конституционных норм. Не вторгаясь в сферу прерогатив законодателя, Конституционный Суд придал этому понятию качество правового института. Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ под экстраординарной ситуацией, — с наличием которой Конституционный Суд отожествляет полномочия Президента применять Вооруженные силы на территории РФ без санкции Совета Федерации, — понимается ситуация, создающая реальную угрозу нарушения основополагающих принципов конституционного строя, в частности, таких как принцип федерального устройства, единства и территориальной целостности государства. В Постановлении Конституционного Суда от 31 июня 1995 года очерчены контуры (признаки) такой экстраординарной ситуации, создающей основания для применения Президентом РФ Вооруженных сил без санкции Совета Федерации. Суть такой экстраординарной ситуации, аналогичной той, что сложилась в Чеченской Республике в 1991- 1994 гг., заключается в том, что в субъекте РФ: была разрушена система законных органов власти; созданы регулярные незаконные вооруженные формирования, оснащенные новейшей военной техникой; имели место массовые нарушения прав и свобод граждан; в одностороннем порядке субъектом РФ решен вопрос об изменении его статуса и выходе из состава Российской Федерации; прекращено действие Конституции РФ на территории субъекта РФ и когда неоднократные попытки Федеративной власти не привели к мирному политическому решению. В такой ситуации, как отмечено в анализируемом Постановлении Конституционного Суда: Президент РФ, в целях обеспечения государственной целостности РФ, конституционных прав и свобод вправе использовать Вооруженные Силы РФ на территории РФ. Анализируемое постановление Конституционного Суда РФ имело высокую актуальность в период, когда отсутствовало специальное регулирование процедуры использования Вооруженных сил РФ на территории РФ. Но ныне эта процедура регулируется Федеральными конституционными законами: «О чрезвычайном положении» (от 30 мая 2001г.) и «О военном положении» (от 30 января 2002г.). Так, в ФКЗ «О чрезвычайном положении» и «О военном положении» говорится, что: «на основании Указа Президента РФ… для обеспечения режима чрезвычайного (военного) положения могут привлекаться Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы». Согласно Законам от 30 мая 2001г. и 30 января 2002г.: Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы при обеспечении режима чрезвычайного (либо воинского) положения привлекаются для выполнения следующих задач:
      поддержания особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное (либо воинское) положение и выезда с нее;
      охраны объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта и объектов, представляющих особую опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды (а при военном положении – также и для охраны военных, важных государственных и специальных объектов);
      для пресечения деятельности незаконных вооруженных формирований (при введении и чрезвычайного и воинского положений);
      разъединения «противоборствующих» сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающимися насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники (при введении чрезвычайного положения);
      пресечения террористической и диверсионной деятельности (специфическая задача, решаемая при введении военного положения);
      для участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасения жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (при чрезвычайном положении);
      для участия в спасении и эвакуации населения, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями (при военном положении) (ст.17 Закона о чрезвычайном положении и ст.10 Закона о военном положении).
     Во-вторых, в связи с проверкой конституционности  Указов Президента РФ и Постановления  Правительства по Чеченскому делу в  своем Постановлении от 31 июня 1995 года Конституционный Суд РФ сформулировал весьма широкую, новую концепцию статуса Президента РФ в механизме «разделения властей»: на основе положений о «подразумеваемых (скрытых)» полномочиях Президента РФ и допустимости (и значимости) прямого применения Президентом конституционных норм при несовершенстве законодательного регулирования. Суть правовой позиции Конституционного Суда РФ заключается, таким образом, в том, что статус Президента РФ, помимо прямых конституционных установлений, следует отождествлять с так называемыми «подразумеваемыми полномочиями». Концепция подразумеваемых полномочий Президента РФ раскрывается в ряде положений Постановления Конституционного Суда. В нем говорится: «Конституция РФ определяет, что Президент действует в установленном Конституцией порядке. Для случаев, когда этот порядок не детализирован, а также в отношении полномочий,  не перечисленных в статьях 83-89 (о статусе Президента) Конституции РФ, их общие рамки определяются принципом «разделения властей» (закреплен в ст. 10 Конституции РФ) и требованиям ст. 90 (ч. 3) Конституции РФ, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и законам РФ. Кроме того, реализация Президентом своей компетенции “в установленном Конституции РФ порядке» предполагает также возложение им на Правительство РФ в соответствии с п. «ж» части 1 ст. 114 Конституции РФ задач во исполнении указов Президента».
     В-третьих, на основе проверки конституционности  Указов Президента РФ и Постановления  Правительства РФ по вопросам обеспечения  государственной безопасности и территориальной целостности РФ и урегулированию обстановки в Чеченской Республике (1993-1994 гг.) Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 31 июля 1995 года дал расширительное толкование конституционного статуса Президента РФ, выдвинул также концепцию допустимости прямого применения Президентом конституционных норм. Согласно позиции Конституционного Суда: в случае, когда законодательная база несовершенна — оно пробельно, противоречиво, устарело (в частности Конституционный Суд констатировал несовершенство законодательства об обеспечении обороны и безопасности), отсутствие в РФ надлежащей законодательной основы использования Вооруженных Сил РФ и других войск для обеспечения гарантий конституционного строя «существенно увеличивается значимость прямого применения конституционных норм», закрепленного в ст. 15 (ч. 1) Конституции РФ.

3.2. Полномочия Президента  Российской Федерации

 
     Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией обладает широким  кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции, которые могут быть дифференцированы в пять групп29.. Поскольку Президент наделен обширными конституционными функциями, его полномочия весьма многочисленны.

3.2.1. Полномочия Президента представительского характера

 
     К первой группе можно отнести полномочия Президента, производные от его статуса  как главы государства. В перечне  этих полномочий назовем следующие:
     3.2.1.1. «Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях»30.
     В соответствии с Конституцией РФ и  федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней  политики государства:
     Определение внутренней политики 
     Конституционные полномочия Президента по определению  основных направлений внутренней политики государства вытекают из статуса Президента как главы государства, и обусловлены тем, что основные направления государственной политики должны соответствовать Конституции и федеральным законам.
     При этом по Конституции Президент определяет не весь комплекс ближайших, среднесрочных и долгосрочных целей и задач в сфере внутренней политики, но лишь ее основные направления. Реализуют их как непосредственно Президент, так и федеральные органы государственной власти в рамках своей компетенции. Вопрос о степени директивности положений внутренней политики, определяемых главой государства, неразрывно связан с принципом разделения и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
               Императивность действий Президента  в проведении внутренней политики наиболее полно проявляется в его взаимоотношениях с Правительством. Президент наделен полномочиями по определению состава и порядка деятельности Правительства. Будучи главой государства, Верховным Главнокомандующим и председателем Совета Безопасности, Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства, давать соответствующие поручения Правительству и федеральным органам исполнительной власти, ведающим вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Президент ежегодно направляет в Правительство бюджетные послания.
     Более сложна и многопланова взаимосвязь  основных положений внутренней политики, определяемых Президентом, применительно к Федеральному Собранию. Как и Правительство, парламент играет активную роль в определении основных направлений внутренней политики: он принимает федеральные законы, постановления палат, заявления, декларации. Принципиальные позиции главы государства по вопросам внутренней политики государства находят свое выражение в заключениях на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также в письмах об отклонении федеральных законов. Президент может отклонить принятый палатами Федерального Собрания Федеральный закон. Для преодоления «вето» Президента палатам необходимо проголосовать за закон еще раз, но квалифицированным большинством.
     В рамках имеющихся в его распоряжении конституционно-правовых полномочий Президент  определяет основные направления внутренней политики также через нормотворческую и организационно-распорядительную деятельность - путем издания указов и распоряжений. Позицию главы государства по основным положениям государственной политики определяет базовый документ - Послание Президента Федеральному Собранию. Необходимость ежегодного обращения Президента к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях государственной политики предусмотрена Конституцией.
     Начиная с 1994 года Президент ежегодно выступает перед членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы с изложением своей оценки ситуации в различных сферах общественной жизни, формулирует свое видение основных направлений политики государства. Обозначенные в Послании приоритеты - важные ориентиры для Федерального Собрания и Правительства. Заявленные главой государства позиции по вопросам внутренней политики учитываются как парламентом, так и Правительством при составлении планов законопроектных работ, определении позиций депутатов по законопроектам. Сформулированные в Послании Президента оценки и приоритеты оказывают серьезное влияние на формирование общественного мнения по ключевым направлениям внутренней политики. По сложившейся практике основные направления внутренней политики Президент формулирует не только в указах и посланиях, но и в иных публичных выступлениях. Их тексты размещаются на официальном интернет-представительстве главы государства.
     Для содействия Президенту в реализации его конституционных полномочий по определению внутренней политики при главе государства создан Государственный совет
     Определение внешней политики   
           Президенту Российской Федерации даны широкие права  по проведению внешнеполитического  курса страны. Именно глава государства  во многом определяет позиции России на международной арене. Президент представляет Россию в международных отношениях, проводит переговоры, подписывает ратификационные грамоты. Конституционные полномочия главы государства во внешнеполитической области практически реализуются в формате различных текущих мероприятий. В первую очередь речь идет о переговорах с главами иностранных государств во время их визитов в Россию или зарубежных поездок Президента. Обыденным явлением стала «сверка часов» по различным вопросам мировой политики с иностранными партнерами по телефону. Активно задействован и такой канал международного общения, как обмен посланиями. Всему этому предшествует кропотливая работа, в ходе которой вырабатываются внешнеполитические позиции России.
     Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей31, а также назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях32. Этим назначениям предшествуют консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. Президент подписывает международные договоры. Международные договоры Российской Федерации – составная часть российской правовой системы.
     По  сложившейся практике основные направления  внешней политики Президент формулирует в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию, в иных публичных выступлениях. 

     3.2.1.2. Президент РФ «решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища».
     Право на гражданство – одно из неотъемлемых прав человека. Оно провозглашено во Всеобщей декларации прав и свобод человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Конституция Российской Федерации, российское законодательство о гражданстве в полной мере обеспечивают осуществление норм и принципов международного права в области гражданства и прав человека. Важнейшим проявлением этого является тот факт, что решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища Конституцией возложено на Президента - гаранта прав и свобод человека и гражданина.
     Полномочия  Президента в области гражданства  конкретизированы Законом «О гражданстве  Российской Федерации». Президент обеспечивает проведение единой государственной  политики в области гражданства. Ее основу составляет законодательство в этой области и практическая деятельность государственных органов, ведающих делами о гражданстве. В соответствие со статьей 33 этого Закона Президент принимает решения по вопросам приема в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства, восстановления в гражданстве, разрешения на выход из российского гражданства.
     Президент образует Комиссию по вопросам гражданства  из представителей федеральных органов  государственной власти, ученых и  общественных деятелей. Комиссия на общественных началах осуществляет информационное и аналитическое обеспечение деятельности Президента по реализации возложенных на него Конституцией полномочий по вопросам гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. Кроме того, Комиссия готовит предложения по совершенствованию законодательства и проведению единой государственной политики в этой области. По Закону Комиссия предварительно рассматривает ходатайства, поступившие на имя Президента, готовит предложения и проекты Указов, которые представляются Президенту. Комиссия работает на общественных началах.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.