На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Религия и её роль в культуре

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    1.     Концептуальные подходы в анализе религии как социокультурного феномена 

     Исходным  пунктом объективного социологического анализа религии должно быть понимание  ее как социокультурного института. Такой подход к изучению религии, которая совмещает в себе черты  культурной системы, то есть определяет сферу значений, символов и ценностей, относящихся к фундаментальным  аспектам человеческого бытия, и  вместе с тем функционирует в  обществе в качестве самостоятельного социального института (социальной подсистемы) в тесной связи с другими  социальными институтами, позволяет  с максимальной полнотой и объективностью выяснить и проанализировать уникальную роль религии в человеческой истории, в жизни современного общества. Отсюда проистекает вторая методологическая особенность социологического анализа  религии, заключающаяся в том, что  при исследовании ее функций как  социального института необходимо уделить особое внимание тем из них, которые относятся к культурной системе общества, то есть связаны  с ценностно-нормативными аспектами. И наконец, третья характерная методологическая особенность социологического анализа  религии состоит в том, чтобы  учитывать позицию личности, точку  зрения актера, то есть самого действующего лица (верующего), без чего трудно уяснить  в полной мере значение религиозного опыта, религиозных чувств и настроений верующих. Этот момент также чрезвычайно  важен, ибо чисто внешнее, объективное  наблюдение и изучение религии ведет, с одной стороны, к ложной дилемме "религия-наука", а с другой стороны, заведомо сужает культурологическое, мировоззренческое значение религии.
     Имеющийся на сегодня эмпирический материал, накопленный социологией религии  за вековую историю своего существования, дает основание предположить в качестве наиболее существенных черт религии  связь религиозного опыта и практики с "предельными, конечными условиями  человеческого существования", к числу которых принято относить такие фундаментальные события, как рождение и смерть человека, смысл его пребывания на земле, многочисленные страдания и переживания, добро и зло и другие драматические моменты. Социологи полагают, что возникновение и существование религии во всех без исключения обществах как раз и объясняются стремлением человечества не только найти ответы на эти фундаментальные проблемы собственного бытия, но и вместе с тем сформировать сознание и чувства верующих людей таким образом, чтобы они обрели уверенность и нашли моральную опору и утешение в религиозной деятельности.
     "Опыт смерти, зла и страданий", - отмечает известный американский специалист в области социологии религии Р. Белла, - приводит к постановке глубоких вопросов о смысле всего этого, на которые не дают ответа повседневные категории причины и следствия. Религиозные символы предлагают осмысленный контекст, в котором этот опыт может быть объяснен благодаря помещению его в более грандиозную Мировоззренческую структуру, и представлению эмоционального утешения, пусть даже это будет утешением самоотреченности. Однако религия, по мнению Р. Белла, не является только средством преодоления тоски и отчаяния. Скорее всего, она представляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт - как познавательный, так и эмоциональный. Что делать и что думать, когда отказывают другие способы решения проблемы - вот сфера религии.
     Р. Белл отмечает такую существенную деталь религии, как ее обращенность к самым общим проблемам человеческого бытия: она основывается не на конкретном чувственном опыте отдельного человека, а включает в себя обобщенные, символические характеристики бытия. Поэтому, как и любая другая система ценностей, религия обладает обобщенным, рефлексирующим содержанием.
     Эта особенность религиозных идей и  символов придает им особый авторитет  и власть над людьми, способствуя  интеграции и консолидации общества.
     Что касается социологического определения  религии, то вышеприведенные рассуждения  дают основание отнести ее к одному из главных компонентов культурной системы, связанной с фундаментальными, жизненно важными для общества ценностями, определяющими смысловое содержание человеческих действий. Популярное в  западной социологии толкование религии  определяет ее как "институционализированную систему верований, символов, ценностей  и практик, которые обеспечивают группу людей решением вопросов, относящихся  к сфере предельных категорий  человеческого бытия". Сходное  с этим определение религии дает и Р.Белл в своей известной работе "За пределами веры", отождествляя ее с "набором символических форм и действий, которые соотносят человека с конечными условиями его существования". Следовательно, наиболее существенная черта религии, религиозных символов и действий, заключается в их соотнесенности с конечными условиями человеческого существования - рождением и смертью человеческого существа, его жизненными трагедиями, бесконечностью окружающего мира и др. Именно этот смыслообразующий компонент религии дает основание рассматривать ее в качестве центрального компонента культурной системы, ибо проблема решения смысла "конечных условий человеческого существования" встает перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от типа общественного устройства.1
     Своеобразную  культурологическую трактовку религии  предлагает
Т. Парсонс. Исходя из разработанной им информационно-кибернетической модели системы человеческих действий, в соответствии с которой функционирование социокультурных систем определяется взаимосвязями (прямыми и обратными) четырех подсистем - биологического организма, личности, социальной и культурной систем - он так трактует религию:
"В  социокультурной сфере то, что  обычно называют религией, находится  на самом высоком уровне кибернетической  иерархии сил, которые, в смысле  определения общей направленности  человеческих действий среди  возможных альтернатив, допускаемых  условиями человеческого существования,  контролируют процессы человеческих  действий". Несмотря на некоторую  условность этого истолкования  религии, ввиду отождествления  общества с кибернетическим механизмом, оно, подобно предыдущим интерпретациям, подчеркивает смыслообразующий  момент религиозных ценностей,  обуславливающих их уникальное  место в системе культуры.
     Культурологический  подход к пониманию сущности религии  широко распространен в западной социологии, он имеет под собой  определенный исторический фундамент, но его защитники не принимают  во внимание социальную эволюцию религии, которая привела к заметному  ослаблению позиций религии в  обществе. В системе современной  культуры научное знание, в не меньшей  мере, чем религиозное, определяет смысл  и значение многих видов человеческой деятельности. Односторонность культурологической трактовки религии может быть преодолена, если дополнить его институциональным  подходом, в соответствии с которым  религия рассматривается как  социальный институт, а ее содержание раскрывается в ходе анализа выполняемых  им в обществе функций. 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Становление религии  как социального  института

 
     Институциональный подход к изучению религии предполагает анализ эволюции института религии  на различных ступенях развития общества. Ввиду чрезвычайной сложности указанного вопроса, ограничимся описанием  основных типов религиозных верований. Исторически первичными формами  религии являлись фетишизм, тотемизм и магия, существовавшие в первобытных обществах. При господстве фетишизма объектом религиозного поклонения выступал какой-то конкретный объект, растение, животное, наделяемые мистическими и сверхъестественными свойствами, Предполагалось, что обладание этим объектом приносит удачу в жизни, предохраняет от опасностей и невзгод. Тотемизм отличается от фетишизма тем, что тотем выступает в качестве коллективного религиозного объекта. Первобытные люди полагали, что тотем обладает мистической силой, способствующей сохранению первобытной общины. Магия представляла собой колдовские обряды и заклинания, посредством которых стремились воздействовать на различные события окружающего мира с тем, чтобы изменить их в желательном направлении.
     Вступление  человечества в эпоху цивилизации  знаменовалось возникновением гораздо  более сложных типов религиозных  систем. Создание социально стратифицированных обществ сопровождалось формированием  политеистических религий, ярким примером которых может служить античная древнегреческая религиозная система. Согласно греческой мифологии, миром  управляют множество богов, каждый из которых покровительствует определенным сферам жизнедеятельности человека: Аполлон - бог искусства, Гермес - торговли. Марс - войны и т.п. На вершине Олимпа восседает Зевс. Политеистические религии  являлись культурной и мировоззренческой  основой национально-государственных  образований. 

     Другим  известным типом религиозных  верований выступает монотеизм, возникший в процессе формирования трех главных мировых религий: буддизма (VI-V вв. до н.э.), христианства (1 в.) и ислама (VII в.). Для них характерно стремление объединить в одной вере людей  различных социальных групп, государств и национальностей. Монотеизм означает веру в единого бога как высшее духовное существо, хотя в трех мировых  религиях существуют разнообразные  вариации в отправлении религиозного культа и толковании единобожия. В  христианстве, например, бог един в  трех лицах (ипостасях): Бог-отец, Бог-сын  и Бог-святой дух.
     Как уже было сказано ранее, рассмотрение религии в качестве социального  института предполагает ее теоретическое  описание в терминах социальной системы, точнее, подсистемы социального целого.
     С социологической точки зрения институт религии, подобно другим социальным организациям, может быть представлен как система философской верой двух взаимосвязанных уровней:
     1) ценностно-нормативной модели, включающей  в себя совокупность верований,  символов и предписаний, относящихся  к определенному кругу явлений  и предметов, называемых священными;
     2) структуры поведенческих образцов, управляемых и регулируемых посредством  религиозных норм и верований.
     Ценностно-нормативный  уровень религии представляет собой  сложную совокупность верований, символов, ценностей, моральных заповедей, которые  содержатся в священных текстах  и писаниях. В христианской религии, например, источником ценностей и  знания выступает Библия, в мусульманстве - Коран и т.п. Эти священные  тексты являются для верующих источником знаний о мире, природе, космосе, человеке и обществе. Эти знания тесно переплетаются  с художественно-образным, подчас фантастическим изображением земной жизни.  

     Своеобразие религиозных понятий и идей заключается  в том, что они оказывают сильное  воздействие на психику и эмоции верующих, порождая у людей чувства  радости, надежды, скорби, греховности, смирения, наряду с чувством любви  к Богу, которое в совокупности с остальными формирует у верующего  особое "религиозное чувство".
     Религиозные верования и знания могут быть рассмотрены как ценностные системы, занимающие особое место в духовной культуре общества, поскольку они  определяют смысл и значение предельных состояний человеческого бытия, о которых говорилось выше. Наряду с этим они включают в свое содержание моральные ценности и установки, как правило, аккумулирующие в себе выработанные веками нормы и правила  человеческого общежития. Содержат они и гуманистическую ориентацию, призывающую к социальной справедливости и любви к ближнему, взаимной терпимости и уважению. Поэтому вполне естественно, что религиозные идеи и ценности способствуют социальной интеграции и  стабильности общества.
     Исключительно важная роль в ценностно-нормативной  системе религии принадлежит  религиозной символике, такой как  крест и распятие Христа, само церковное  строение, символизирующее устремление  верующих ввысь, ближе к Богу, алтарь в храме, иконы и т.п. Все религиозные  действия, связанные с отправлением религиозного культа, проведение церковной  службы и молитвы, различные обряды и празднества обязательно происходят с использованием религиозной символики. Ее художественное оформление призвано служить, с одной стороны, символом того священного мира, с которым  соприкасается верующий во время  культовых действий, а с другой - призвано вызвать у верующих соответствующие  религиозные чувства и настроения. 
 
 

     Характерной особенностью религиозных образцов поведения и действия, резко отличающей их от нормативных образцов поведения  в других сферах человеческой деятельности, является преобладание в них эмоционально-аффективных  моментов.
     Это дает основание относить "религиозное  действие" к типу нелогичного, нерационального  социального действия, которое в  значительной мере связано с эмоционально-чувственной, бессознательной сферой человеческой психики. Однако проблема взаимоотношения  рационального и нерационального  аспектов человеческой деятельности в  социологической и философской  литературе нередко однобоко интерпретируется - заостряется на противопоставлении двух полярных типов - науки и религии.
     Центральное место в религиозной деятельности принадлежит отправлению культа, содержание которого определяется религиозными идеями, верованиями, ценностями. Именно благодаря культовым действиям  формируется религиозная группа. К культовым действиям относятся  религиозные обряды и церемонии, проповеди, молитвы, богослужения и  т.п. Культовые действия рассматриваются  верующими как акт непосредственного  взаимодействия, контакта со священными объектами или божественными  силами, которым они поклоняются. Различают два основных вида культовых  действий:
     1) магическое (колдовское);
     2) умилостивительный культ.
     Магические  элементы присущи любой религии, как уже отмечалось, они занимали большое место в первобытных  религиях. В мировых религиях магические действия наполнились новым содержанием  и оказались подчиненными умилостивительному культу. Значение последнего заключается  в том, что верующие в ходе совершения культового действия обращаются к объектам поклонения с различными просьбами  и пожеланиями, относящимися к личным судьбам верующих и событиям, происходящим в окружающем мире. В любой достаточно развитой религиозной организации существует особая группа лиц (жрецы, священнослужители и т.п.), которые выступают посредниками между божественными, священными силами и объектами, и группой верующих.
       В первобытных религиях культовые  действия, как правило, совершались  коллективно, с участием всех  взрослых членов рода или племени.  В более развитых религиозных  системах разрешается индивидуальная  культовая деятельность, как например, молитва верующего у себя дома.
     Важную  роль в социологическом исследовании религии отводят изучению структуры  религиозной организации, Последний  термин может использоваться как  в широком смысле слова, когда  она отождествляется с социальной системой, и в узком - когда под  организацией понимают внутреннее устройство религиозных общин и способы  управления, руководства ими. Именно в этом смысле слова термин "религиозная  организация", наряду с понятиями "религиозного сознания" и "религиозного культа" использовался для описания и анализа природы религии  в марксистской социальной философии.
     Основной  формой современной религиозной  организации выступает церковь. Это такое объединение верующих, в котором придерживаются одного вероисповедания (или какой-то его  ветви, как например, православная или  католическая церковь.) В качестве институционализированной социальной организации деятельность церкви находится в определенных официально-правовых отношениях с государственными органами. Церковь претендует на универсализм, на то, чтобы распространить влияние  своего вероучения на все общество. Как известно, в эпоху средневековья  католическая церковь в Европе оспаривала политическую власть у королей и  императоров. 

     В церковной организации выделяются две основные социальные группы:
     1) клир - служители церкви, священники;
     2) миряне - рядовые члены церкви.  

     Священнослужители, таким образом, представляют особую статусную группу, призванную обеспечивать отправление религиозного культа и  контролировать деятельность церковного прихода, местной религиозной общины. Управленческую деятельность в церковной  организации осуществляют священнослужители  высшей иерархии - епископы, патриархи  и др. Надо отметить, что не все  религиозные объединения признают необходимость церковной иерархии. Баптисты, например, отрицают деление  верующих на клир и мирян, считая, что  каждый верующий обладает способностью совершать богослужение, то есть быть священником.2
     С социологической точки зрения можно  выделить четыре основные функции религии  в обществе:
     1) интегративную; 
     2) регулятивную;
     3) психотерапевтическую;
     4) коммуникативную. 
     Первые  две функции непосредственно  относятся к деятельности религии  в качестве института культуры, поскольку  они присущи ценностям и нормам, входящим в содержание культуры как  системы.
     Интегративная функция религии была достаточно полно раскрыта Э. Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозный символизм, религиозные ценности, обряды и обычаи способствуют социальной сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ.
     Принятие  определенной системы верований, символов, согласно Дюркгейму, включает человека в религиозную моральную общность и служит интегративной силой, сплачивающей людей.3
     Регулятивная функция религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный - через деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям. В сущности, эту функцию религии можно было бы назвать нормативной, ибо любая религия предписывает своим приверженцам определенные стандарты поведения, обусловленные господствующими религиозными ценностями.
     Психотерапевтическая функция религии. Сферой ее действия выступает, в первую очередь, само религиозное сообщество. Давно было замечено, что различные религиозные действия, связанные с отправлением культа -богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п. - оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов.
     Коммуникативная функция, как и предшествующие, имеет значение, в первую очередь, для самих верующих. Общение развертывается для верующих в двух планах: в плане общения их с богом и "небожителями", и в плане их общения друг с другом.
      "Богообщение" считается высшим  видом общения и в соответствии  с этим общение с "ближними" приобретает характер второстепенности. Важнейшим средством общения  выступает культовая деятельность - богослужение в храме, общественная  молитва, участие в таинствах,  обрядах и т.п. Языком общения  служит религиозная символика,  священные писания, ритуалы. 
     Указанные четыре функции религии как социального  института носят универсальный  характер, проявляются в любом  типе религиозной практики.4
     Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что религия  как социальный институт – это  организованное объединение людей, выполняющих определенные социально  значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых  членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
 


    3. Роль религии в развитии искусства

       В содействии с искусством религия обращается к духовной жизни человека и по-своему интерпретирует смысл и цели человеческого бытия.

Искусство и религия отражают мир в форме  художественных образов, познают истину интуитивно, методом озарения. Они  немыслимы без эмоционального дела человека к миру, без его развитой образной фантазии. Но у искусства  есть более широкие способности  образного отражения мира, выходящие  за пределы религиозного сознания.

     Исторически взаимодействие искусства и религии  осуществлялось следующим образом. Для первобытной культуры была характерна нерасчлененность публичного сознания, поэтому в древности религия, представлявшая собой сложное переплетение тотемизма, анимизма, фетишизма и  магии, была слита с первобытным  искусством и моралью, все совместно  они явились художественным отражением природы, окружающей человека, его трудовой деятельности (охоты, земледелия, собирательства). поначалу, разумеется, возник танец, представлявший собой волшебные телодвижения, имеющие  целью задобрить либо устрашить  духов. Потом родилась музыка и мимическое искусство. Из эстетической имитации действий и результатов труда равномерно развилось изобразительное искусство, направленное на умилостивление духов.

       Большое влияние религия оказала на античную культуру, одним из частей которой явилась древнегреческая мифология. Из легенд мы узнаем об исторических событиях того времени, о жизни общества и его проблемах. Так, гомеровский эпос считается принципиальным первоисточником в исследовании древнейшего периода греческого общества, о котором нет остальных свидетельств.

       Древнегреческие легенды послужили  почвой для возникновения античного  театра. Прообразом театральных представлений были празднества в честь популярного и любимого в Греции бога Диониса.                                        Во время празднеств выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов, которые исполняли особенные гимны — дифирамбы (от греч. dithyrambos — песня козлов). Из них и появилась позднее греческая катастрофа. Из сельских празднеств с шуточными песнями и плясками родилась трагическая комедия. Древнегреческая мифология оказала огромное влияние на культуру многих современных европейских народов. К ней обращались Леонардо да Винчи, Тициан, Рубенс, Шекспир, Моцарт, Глюк и многие остальные композиторы, писатели и живописцы.

       Библейские легенды, в том числе  основной миф о богочеловеке  Иисусе Христе, были самыми притягательными в искусстве. Живопись веками жила трактовками рождества и крещения Христа, тайной вечери, распятия, воскрешения и вознесения Иисуса. На полотнах Леонардо да Винчи, Крамского, Иванова. Христос представлен как высший идеал Человека, как идеал чистоты, любви и всепрощения. Таковая же нравственная доминанта преобладает в христианской иконописи, фресках, храмовом искусстве.

       Храм — это не лишь место  богослужения, это — крепость, знак  силы и независимости страны (города), исторический монумент. Так, самая  старая церковь в Ленинградской области — церковь св. Георгия в Старой Ладоге — была Построена в честь победы над шведами, осадившими Ладогу в 1164 г., И посвящена святому Георгию, покровителю ратных дел. Храмы, являясь культовыми сооружениями, имели огромное культурное значение: в них воплотилась история страны, традиции и художественные вкусы народа.

      

     Для каждого храма древнерусские  профессионалы находили свое единственное архитектурное решение. Умея точно  выбрать наилучшее место в  ландшафте, они добивались его гармоничного сочетания с окружающей природой, что усиливало выразительность  храмовых сооружений. Примером может  служить самое поэтичное творение древнерусского зодчества — церковь  Покрова в излучине реки Нерли  на Владимиро-Суздальской земле.

       Религия, являясь богатым, многовековым  пластом мировой культуры, оказала  большущее влияние на литературу. Она оставила миру Веды, Библию  и Коран.

       Веды – это широкий фонд  идей, ценнейший источник древнеиндийской  философии и разных знаний. Тут  речь идет о творении мира, вводятся многие понятия (космология, теология, гносеология, глобальная  душа и др.), Определяются практические  пути преодоления зла и страдания,  обретения духовной свободы. Отношение  к Ведам определило авторитет,  и обилие древнеиндийских философских  школ (веданты, сакхи, йоги и  др.). На почве Вед появилась  и вся древнейшая индийская  культура, подарившая миру Махабхарату  и Бхагавадгиту — одну из более фаворитных частей Махабхараты, где речь идет о нравственном аспекте индуизма, о внутренней свободе, о добре, зле и справедливости. Тут же развивается учение о йоге как системе практического совершенствования тела, души и духа.

Библия  является монументом древнееврейской  литературы (Ветхий завет)

и раннехристианской  литературы (Новый завет).

В Ветхий завет включены хроникально-законодательные  книги, сочинения народных проповедников, а также собрания текстов, относящихся  к разным поэтическим и прозаическим лаврам — религиозная лирика, размышления  о смысле жизни (книги Иова и  Экклезиаста), сборник афоризмов

(книга  Притчей Соломона), свадебные песни, любовная лирика (книга "Руфь" и книга "Есфирь" ).

В Библии нашли отражение жизнь народов  старого Средиземноморья — войны, соглашения, деятельность царей и  полководцев, быт и нравы того времени. Поэтому Библия является одним  из огромнейших памятников мировой  культуры и литературы. Без знания Библии многие культурные ценности остаются недоступными. Огромную часть художественных полотен эры классицизма, русскую иконопись и философию нереально понять без знания библейских сюжетов.

       Коран включает в себя исламское  учение о судьбах мира и  человека, содержит собрание обрядовых  и юридических установлении, назидательных  рассказов и притч. В Коране  представлены древнеарабские обычаи, арабская поэзия, фольклор. Литературные  достоинства Корана признаны  всеми знатоками арабского языка.

       Роль религии в истории мировой  культуры заключалась не лишь  в том, что она даровала человечеству "священные" книги — источники мудрости, доброты и творческого вдохновения. Религия оказала большое влияние на художественную литературу различных государств и народов. Возьмем, к примеру, христианство и русскую литературу. Потеряв ориентиры в суетном мире, в хаосе относительных ценностей, российские авторы издавна стали обращаться к христианской морали и позже к виду Христа как эталону данной морали.

     В древнерусской литературе (в житиях святых) подробно обрисовывали жизнь  святых, подвижников, праведников- князей. Христос еще не выступал в качестве литературного персонажа: очень  значительны были священный трепет и благоговейное отношение к  виду спасателя.        

     В литературе XIX в. Христа тоже не изображали, но в ней возникают виды людей  христианского духа и святости: у  Ф. М. Достоевского — князь Мышкин в романе "Идиот", Алеша и Зосима в "Братьях Карамазовых";

у Л. Н. Толстого — Платон Каратаев в "Войне и мире". Как это ни феноменально, литературным персонажем Христос в первый раз стал в русской литературе.

 А.  Блок в поэме "Двенадцать" впереди объятых ненавистью и готовых на погибель людей поставил Христа, образ которого, разумеется, символизирует надежду людей на очищение и покаяние хотя бы когда-нибудь, в будущем. Позже Христос покажется в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита" под именованием Иешуа, у Б. Пастернака — в "Докторе Живаго", у Ч. Айтматова — в "Плахе", у А. Домбровского — в "Факультете ненужных вещей".
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.