На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Взаимодействие налоговых органов с органами федерального казначейства, государственными внебюджетными органами и правоохранительными о

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
       Взаимодействие  налоговых органов с органами федерального казначейства, государственными внебюджетными органами и правоохранительными  органами по вопросам налогового администрирования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Томск  2009
 


ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение………………………………………………………………………………………3 

1. Возникновение  и развитие налогообложения…………………………………………...5 

2. Становление  и развитие Государственной Налоговой  Службы………………………..12
    2.1.История  налоговой службы Российской  империи……………………………….12
    2.2.Налоговое администрирование в СССР…………………………………………..14
         2.3.Становление налоговых органов  Российской Федерации……………………….17 

3. Взаимодействие  налоговых органов с органами  Федерального казначейства, государственными внебюджетными органами и правоохранительными органами по вопросам налогового администрирования…………………………………………………..21
    3.1.Современная  система налоговых органов в  России………………………………21
    3.2.Взаимодействие  налоговых органов с органами  Федерального казначейства.....23
    3.3.Взаимодействие  налоговых органов с государственными внебюджетными органами……………………………………………………………………………………….25
    3.4.Взаимодействие  налоговых органов с правоохранительными  органами……….27 

Заключение…………………………………………………………………………………….29
Список  использованных источников и литературы…………………………………………30 
 
 
 
 
 
 

         
 

       ВВЕДЕНИЕ 

       Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
       Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.
       Происходящие  в России изменения  в  области  политики  и  экономики, изменение  правовых и бюджетных отношений  меж уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют  проведения адекватной  налоговой  политики и построения эффективной,  справедливой и стабильной налоговой системы. Необходимость изменения   действующего налогового  законодательства  диктуется  и  его несовершенством, выражающимся,  в  частности  в  отсутствии   единой   законодательной   и нормативной базы налогообложения, многочисленности нормативных документов и  частом  несоответствии  законов  и  подзаконных  актов,   регулирующих налоговые отношения,  а также законов, относящихся к иным отраслям права, но   вторгающихся   в   вопросы   регулирования   налоговых    отношений, существование   правовых   пробелов  и отсутствие  достаточных правовых гарантий  для участников  налоговых отношений.
       Важнейшей частью налоговой системы государства  являются формы и способы взимания налогов. Но регулирование налоговых отношений не может осуществляться только лишь налоговыми органами. Целью данной работы является выявить тесное взаимодействие налоговых органов Российской Федерации с органами Федерального казначейства, государственными внебюджетными органами и правоохранительными органами по вопросам налогового администрирования.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
    Возникновение и развитие налогообложения
 
       По  Налоговому кодексу  РФ налог - это  обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований (глава 1, статья 8.1 НК РФ). [1]
       В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется  определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
       В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме  этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия  государства на  общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
             Итак, как уже говорилось выше, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях государственной  организации формой налогообложения  можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея сказано: «... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу». И так, первоначальная ставка налога составляла десять процентов от полученных доходов. [8]
             По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных  князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течение многих столетий: от Древнего Египта до Средневековой Европы. Так в Древней Греции в VII - VI вв. до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, строительство храмов, укреплений и т.д.
             В то же время в  древнем мире имелось и серьезное  противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что  свободный гражданин не должен платить  прямых налогов. Другое дело - добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.
             Многие же стороны  современного государства зародились в Древнем Риме.  Первоначально  все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время денежных податей граждане не платили. Расходы по управлению городом и государством были минимальными; поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства, так как это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий, а эти расходы обычно покрывались сдачей в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.
             Определение суммы налога определялась каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах.
             В IV-III вв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались все новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан, и их определение происходило каждые 5 лет. Римские граждане, проживавшие за пределами Рима, платили как государственные, так и местные налоги.
             Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции, жители которых были подданными империи, но не пользовались правами гражданства. Они были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. При этом единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация часто сохраняла местную систему налогов. Изменялось лишь ее направление и использование.
             Необходимость реорганизации  финансового хозяйства  Римского государства, в  том числе и  налоговая реформа, были одной  из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63г. до н.э. -14 г. н.э.). Была значительно сокращена практика откупов, переоценена налоговая база провинций, составлены кадастры, проведена перепись, введены обязательные декларации, налоговая служба стала преемственной (то есть опиралась на предшествующие результаты).
             Основным налогом  в Древнем Риме был поземельный  и единая подушная подать для жителей  провинций. Уже в Древнем Риме налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, так как население вносило налоги деньгами, оно вынуждено было развивать рынок и товарно-денежные отношения, углублять процесс разделения труда урбанизации.[8]
             Несколько позже  стала складываться финансовая система  Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был, по сути, сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдъем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею.
             Косвенное налогообложение  существовало в форме торговых и  судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и пр.
             После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем  самими русскими князьями. «Выход»  взимался с каждой мужской души и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме «выхода» было еще несколько ордынских тягот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога  Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV  также ввел дополнительные налоги.
         Для определения размера прямых  налогов служило «сошное письмо»,  которое предусматривало измерение  земельных площадей и перевод  полученных данных в условные  податные единицы «сохи» и  определение на этой основе  налогов. «Соха» измерялась в четвертях или четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков. По свидетельству В.О. Ключевского, наиболее нормальными размерами «сохи» промышленной, посадской или слободской были:» 40 дворов лучших торговых людей, 80 средних и 160 молодошных посадских людей, 320 слободских. Кроме нормальных тяглецов из торговых людей были еще маломочные, называемыми бобылями; в соху входило втрое больше бобыльских дворов, чем дворов молодошных торговых людей.
       Сельская  «соха» включала определенное количество пахотной земли и менялась в зависимости от качества почвы, а также социального положения владельца. «Сошное письмо» составлял писец с состоявшими при нем подьячими. Соха как единица измерения была отменена лишь в 1679 г., когда единицей налогообложения стал двор.
       Косвенные налоги взимались через систему  откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена  единая пошлина для торговых людей - 10 денег (5 копеек) с рубля оборота.
       Хотя  политическое объединение русских земель относится к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, однако, одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В связи с этим финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.
             Несколько упорядочена  она была в царствование Алексея  Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655г. Счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить бюджет государства.
       Современное государство раннего периода  новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. В этом государстве практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию.
       Государство не имело достаточного количества профессиональных чиновников, и в результате сборщиком налогов стал, как правило, откупщик. В Европе практиковался метод продажи  с аукциона права взимания налога. К чему это приводило - понятно. Поэтому проблема справедливости налогообложения стояла очень остро и привлекала внимание многих ученых и государственных деятелей. Так Ф. Бэкон [9] в книге «Опыты или наставления нравственные и политические» писал: «Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины в Нидерландах. Заметьте, что речь у нас сейчас идет не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не  одинаково ее действие на дух народа».
       Эпоха Петра I (1672-1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых  ресурсов из-за многочисленных войн,   большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны вводились все новые налоги (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и так далее). Но в то же время был принят ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, была введена подушная подать.
       В последней трети XVIII в России  прямые налоги в бюджет играли второстепенную роль по сравнению с косвенными (где основная роль - отчисления от казенной питейной продажи).
       В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее  основоположником считается  шотландский экономист и философ А. Смит. [10]
       В вышедшей в  1776 г. книге «Исследование  о природе и причинах богатства  народов» он сформулировал основные принципы налогообложения:
       1)Принцип  справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.
       2)Принцип  определенности, требующий, чтобы  сумма, способ и время платежа  были точно заранее известны  плательщику.
       3)Принцип  удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.
       4)Принцип  экономии, заключающийся в  сокращении  издержек взимания налога, в рационализации  системы налогообложения.[11]
       Именно  в конце XVIII  в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран Западной Европы, так и России. Еще при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4-е заведовали финансовыми вопросами. Екатерина II(1729-1796) преобразовала систему управления финансами. В 1802 г. манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Министерство Финансов и определена его роль. В манифесте говорилось: « Должность Министра финансов имеет два главных предмета: управление казенными и Государственными частями, кои доставляют Правительству нужные ... доходы и генеральное всех доходов разсигнование по разным частям Государственных расходов».
       На  протяжении XIX в. главным источником доходов оставались  государственные прямые (главные - подушная подать и оброк) и косвенные (главный - акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме государственных прямых налогов существовали земские сборы, специальные государственные сборы, пошлины.[8]
             В  80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Ставки налога в России, вне всякого сомнения, стимулировали промышленников  к получению максимальной прибыли (так как рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал).
       В России в к. XIX в. начался период урбанизации  и развития капитализма, росли доходы бюджета, происходили не только количественные, но и качественные изменения.
       Но  развитие России было прервано: сначала I мировая война (увеличение бумажноденежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и прочее), потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег). Очередной спад во всей финансовой системе наступил после Октября 1917 г. Основным источником доходов власти опять стала эмиссия и контрибуция, что отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства.
       Определенный этап налаживания финансовой системы наступил после провозглашения НЭПа. Появились иностранные концессии, разработана система налогов, займов, кредитных операций. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой обособленности предприятий от государственного аппарата управления.
             Важную роль в  налоговой системе играл налог  с оборота. В Европейских странах  он эволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторону  акцизов. На протяжении многих лет налог  с оборота вызывал отклонение цен не товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой, прежде всего, налог на капитал. Поимущественное обложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние капиталов было практически невозможным. Плюс к этому дважды облагались налогом доходы участников АО: сначала как совокупный доход АО, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.
             В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в  направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны, что привело страну, в конце концов, к кризису.
       Процесс становления налоговой системы, в более или менее цивилизованной форме, начался в России в конце XIX столетия, вызванный ростом государственных потребностей, в связи с переходом страны от прежнего натурального хозяйства к денежному. В течение 1881-1885 гг. была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, введены новые налоги и создана податная служба. В новой налоговой системе наибольшее место отводилось акцизам и таможенным пошлинам. Косвенные налоги составляли почти половину всех налоговых поступлений в государственный бюджет. Прямые налоги, основная составляющая всех сумм, поступающих в настоящее время в бюджет от сбора налогов, в то время составляли примерно 7% всего бюджета.
         Поступление податей до 1885 г. контролировала  Казённая палата, учреждённая ещё в 1775 г. Контроль этот заключался лишь в учёте налогов, поступающих в казну. Аппарата, который имел бы не только учётные функции, не было. Сбором налогов занималась полиция. Однако, в 1885 г., исходя из необходимости постоянного податного надзора на местах, был учреждён институт податных инспекторов при Казённой палате в количестве 500 человек, на которых был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России. Податные инспекторы были наделены довольно таки широкими полномочиями, сходными по объему с полномочиями сегодняшних налоговых инспекций.
       Надо  сказать, что с октября 1917 г., в  связи с отменой права собственности  на землю, аннулированием ценных бумаг, национализацией промышленности и  запрещением частной собственности были уничтожены почти все возможные объекты налогообложения. Налоговая политика новой власти сводилась только лишь к принудительному сбору с крестьянства, так называемой продразвёрстки, которая не носила даже характер налога. По декрету от 30.10.1918 г. принудительно изымались все излишки сельскохозяйственной продукции сверх необходимого минимума для собственного потребления. Лишь с переходом государства к новой экономической политике, в мае 1921 г., возникла необходимость создания новой налоговой системы. Был введён общегражданский налог, к уплате которого привлекалось всё трудоспособное население, поделённое на разряды. В 1923 г. была проведена реформа налогообложения крестьянства,  установлен единый сельскохозяйственный налог, промысловый и подоходный налоги, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, гербовый сбор. Но высокие налоговые ставки явились одной из главных причин постепенного сокращения частной торговли и промышленности, они привели к резкому неприятию частными налогоплательщиками нового налогового законодательства и, как следствие вышеуказанных причин, повлекли массовое уклонение плательщиков от уплаты налогов.[8] 

       2. Становление и  развитие Государственной  Налоговой Службы 

       Государственная налоговая  служба  России  имеет  давнюю  историю.  В  эпоху феодальной  раздробленности  процедура  сбора  податей  осуществлялась,  как правило, самими  князьями,  которые с дружинниками периодически  объезжали свои владения, либо  по их поручению  это делалось специально  на то уполномоченными    людьми - данниками.  Фактически  не изменился   порядок сбора налогов и во   времена татаро-монгольского ига. Особые чиновники (осинники, мытники,   таможенники, пошлинники и др.) систематически собирали дань с населения, значительная часть которой передавалась завоевателям.   

       2.1. История налоговой службы Российской империи 

       Прообраз   единой налоговой  службы  оформился   в  княжение  Ивана III с появлением финансового  управления  казенного  приказа. В  царствование  Алексея  Михайловича  число  приказов, ведавших сбором  налогов, значительно увеличилось, и лишь  в 1718  г. они  были  упразднены  Петром  1  в связи  с учреждением  камер-коллегии, в   обязанности  которой  вменялось  «надзирание и правление над окладными  и неокладными  доходами». Однако наряду с  налогами она должна  была заниматься устройством  дорог, вопросами земледелия, состоянием урожая, другими  проблемами  государственного строительства. Органом камер-коллегии в  провинции  был земский  комиссар, который со своими  помощниками    —    нижними    комиссарами   собирал  подати, надзирал  за  эксплуатацией  государственных  имуществ, выполнял  целый  ряд других, не связанных  с взиманием  налогов функций.  Надо  признать, что с  самого начала  своей деятельности камер-коллегия  не  стала тем центральным органом, который определял бы  налоговую  политику  государства. Более того, вскоре  после ее  создания сбор подушной  подати перешел   к  военной коллегии, монетная   и горная  регалии —   к  берг-коллегии, морские пошлины и некоторые важные  доходы с государственных имуществ — к камер-коллегии, гербовая бумага — к мануфактур-коллегии. Предпринятые  в  1731 г. попытки   нового регламента  по  оживлению   деятельности  камер-коллегии успеха   не  имели.   
       Во  времена  Екатерины II, указом от  24  октября 1780 г. была учреждена экспедиция о государственных доходах. Спустя год ее разделили на  четыре самостоятельных  экспедиции:  первая  занималась доходами,  вторая  —   расходами,  третья —   ревизией   счетов,  четвертая  —   взысканием   недоимок,  недоборов  и  начетов. Все четыре экспедиции  подчинялись генерал-прокурору. Петровские коллегии к этому времени были упразднены, а их функции по  финансовому управлению  переданы казенным  палатам. Восьмого сентября  1802 г.  было создано министерство финансов, основной задачей которого стало «управление казенными и государственными   частями, кои доставляют правительству нужные на  содержание его доходы, и генеральное всех доходов ассигнование  по   разным   частям   государственных расходов».[12]
         Структурным  подразделением министерства финансов был  департамент Податей и  сборов, который в 1863 г. разделили на два самостоятельных департамента: окладных  сборов  и  неокладных  сборов. Последний  в мае 1896 г. был преобразован в главное управление неокладных  сборов  и  казенной  продажи  питий.  Наряду  с названными   подразделениями  работой  по  взиманию налогов занимался  департамент торговли и мануфактур.   
       На  местах  вопросы  налоговой  системы  решались казенными  палатами, подчиненными   министерству финансов. Казенная   палата состояла из  управляющего, помощника   управляющего,   начальников отделений  и других  членов   по   штату.  При   казенной   палате образовывалось  губернское  податное  присутствие. В 1885 г. в  ведении  казенных  палат были   учреждены должности  податных  инспекторов, которые осуществляли   контроль  над   правильным   взиманием   налогов, пошлин  и различных сборов на своих участках. Таких участков  на   территории  Российской   империи   на 1902 г. насчитывалось  500. Учитывая  особую   значимость деятельности  податных инспекторов, их назначение  на   должность  и  распределение  по  губерниям осуществлялось лично  министром  финансов. [11]  
       На  податного инспектора возлагалось наблюдение за правильным  производством торговли, поступлением окладных  сборов, исчислением и  взиманием  пошлин  по безвозмездному  переходу  имуществ  (с  наследования, дарений  и  т. п.), участие в  раскладке поземельных налогов и со сборов с городских недвижимых имуществ, председательство в уездных  податных  присутствия  и участие по  некоторым  делам  в  уездных  съездах (и соответствующих  учреждениях). Податные   инспекторы изучали   реальное  положение  дел  в   хозяйственной деятельности населения и размеры получаемых  доходов. Они   же   расследовали  факты   злоупотреблений  по сокрытию  доходов  от налогообложения, уклонения  от уплаты  налогов.
       Для  упорядочения  работы  по  раскладке, учету и взиманию   основных  видов  налогов в конце  XIX  — начале  XX  веков  стали создаваться присутствия  по различным   видам  налогообложения —   коллегиальные органы  управления:  губернские и  уездные  податные раскладочные  присутствия. После упразднения губернского   податного  присутствия  его  функции   были переданы- самой   казенной палате   и  специальным присутствиям  по  основным  налогам: присутствию  по налогу  с   недвижимых   имуществ,  присутствию   по квартальному налогу и присутствию  по государственному  промысловому  налогу, возглавляемому губернатором лично.  Членами   этого присутствия  являлись  также управляющий   казенной палатой, вице-губернатор, прокурор  председательствующий окружного  (губернского) суда, управляющий  акцизным  управлением.    Раскладочные присутствия  в  уезде, возглавляемые податным   инспектором  участка, сохранились  вплоть до 1917 г. 
         
       2.2. Налоговое администрирование  в СССР 

       Радикальные перемены  начались только в конце  1918  г. 31 октября  1918 г. Совет  Народных Комиссаров  принял Декрет об организации финансовых отделов  губернских  и  уездных комитетов   Советов рабочих, крестьянских  и красноармейских  депутатов.
       Этим   декретом   было   утверждено  Положение    об организации  финансовых  отделов губернских и уездных исполкомов   и   одновременно  упразднены   казенные палаты,  акцизные  управления и финансовые   органы местных самоуправлений.    Губернский финансовый   отдел состоял из подотделов:  сметно-кассового, прямых  налогов  и  пошлин, косвенных  налогов и  секретариата. Финотдел уездного исполкома  делился на  два подотдела: сметно-кассовый и  налоговый.   
       Гражданская война и хозяйственная разруха  привели к   политике  военного  коммунизма,   когда  частная  торговля полностью  запрещалась, вводились  плановое снабжение  населения товарами  первой  необходимости (карточная система), трудовая повинность, продразверстка и т.п. В этих условиях ни о каких  цивилизованных  способах  пополнения  государственной казны  не могло  быть и речи.    Переход  к   восстановлению  народного  хозяйства начался  с марта  1921 г.: разверстка была  заменена продналогом, разрешена свободная торговля,  а экономика  в целом ориентировалась на государственно - капиталистический путь развития.    Декрет  ВЦИК    «О  замене   продовольственной  и сырьевой разверстки натуральным налогом» предусматривал   единый  налог  на   все  сельскохозяйственное производство. Однако правила  взимания такого налога в  1921   г. разработаны  не  были,   а  ситуация  с продовольствием вновь  складывалась так, что  налоги вводились применительно  к отдельным  отраслям сельского хозяйства и видам  продукции. До марта 1922  г. натуральный  налог  выплачивался  сеном  и  соломой, картошкой  и капустой, медом  и  другими продуктами питания, всего около 20  наименований. Это не  могло не сказаться на равномерности   и полноте обложения сельского населения.    Дело осложнилось и  тем, что налоги в начале 20-х годов  взимались различными   органами.  Так, продовольственный налог  собирался наркоматом  продовольствия; подворно-денежный налог — местными  органами власти; трудналог в  денежной   части —  наркоматом финансов, а   натуральный —   наркоматом труда. С 1924  г. предпринимаются попытки перейти к денежному исчислению   и взиманию  налогов.  [13] 
       В   период  НЭПа    основной   задачей  налоговой политики  Советского государства, наряду с  другими задачами, стало  вытеснение частника  из  всех  сфер производства, усиление  обложения  капиталистических элементов. В новых  экономических условиях начинают меняться характер налогов, их значимость в обеспечении  доходной части бюджета.  В хозяйственном  механизме, где цены устанавливаются  в плановом порядке, вне какой-либо зависимости от  спроса и предложения, налоги  перестают быть   регуляторами экономических отношений  в их классическом  понимании. Следует  отметить  особую  роль  сельхозналога  в экономическом  разгроме деревни, разрушении многовекового уклада хозяйствования на земле. Решающим    в этом  деле стал принятый тогда  курс на коллективизацию   сельского хозяйства. В 1928 г. была  проведена реформа  сельхозналогов и уже к 1930  г. дифференциация  налоговых  платежей оказалась такова, что 2,8% крепких  хозяйств обязывались  выплатить 29,6%  всего сельскохозяйственного налога. Остальные  70%   налога возлагались  на  середняцкие   хозяйства, которые  в структуре сельского населения занимали 60,4%. Свыше трети  всех  крестьянских хозяйств  освобождались от выплаты  сельхозналога из-за бедности.
       Одновременно  с реформой   налоговой   системы началось строительство нового  налогового аппарата. В соответствии с Положением о Народном  комиссариате финансов, утвержденным ВЦИК 26 июля 1921 г., в составе Наркомфина   было создано  организационно-налоговое управление, которое  позднее переименовали в управление налогами  и государственными  доходами. В губернских и  уездных финотделах налоговые  подразделения  остались без особых  изменений. Были   упразднены  податные инспекторы  при уездных финотделах  и сформирован  штат  фининспекторов, который  осуществлял   контроль  за  взиманием   прямых    налогов  и подчинялся  непосредственно губфипотделам.   
       В 1925 г. Наркомфин СССР принял  Положение   о наружном   налоговом надзоре, где определялись права, обязанности, задачи и функции  финансовых   инспекторов,  их   помощников   и   финансовых  агентов.  На наружный   налоговый  надзор возлагалось обследование плательщиков  налогов, изучение источников  их доходов,  объектов  налогообложения.  Ведение   окладного счетоводства  (карточки  недоимок,  книги,  отчетные ведомости  и  др.) передавалось кассовым  органам, а взимание  платежей —  налоговым  агентам.
       В  соответствии с Положением  о  налоговой инспекции  районных  и   городских финансовых   отделов  и    налоговых ревизоров 1949  г. в районах и городах, не    имеющих   районного деления,  действовали  налоговые    инспекции, состоящие из старшего  налогового инспектора, участковых налоговых инспекторов, их помощников,  налоговых    агентов  в   сельской  местности,   работников  бухгалтерии. Структура и штатная  численность  каждой   инспекции  определялась  количеством   налогоплательщиков, территориально-экономической характеристикой города (района). В  крупных  городах в   состав налоговых  инспекций  входили инспекторы  по   налогам  с  заработной  платы рабочих и служащих,   местным   налогам   с   предприятий,  учреждений   и   организаций и  государственной пошлины.[13]   
       В  1959  г. были  произведены очередные  перемены в  структуре налоговых  органов. Управление  налогов  и  сборов, налоговые отделы и инспекции  были переименованы соответственно в управления, отделы и инспекции  государственных доходов. Их функции   практически не  измелились. Управление государственных доходов Министерства финансов СССР продолжало заниматься планированием поступлений налогов и других доходов в  целом  по Союзу   и  по  союзным   республикам, следило за выполнением плана поступлений платежей в государственный бюджет;  разрабатывало проекты  ставок налога с оборота на промышленные   и  продовольственные товары, проводило ревизии, проверки и обследования работы по государственным  доходам  в  министерствах  финансов союзных   республик, а также  в  местных  финансовых органах, выполняло другие работы.    В   союзных   республиках  аналогичные   функции выполнялись.  управлением   государственных  доходов министерства  финансов союзной  республики. В  краях, областях, автономных  республиках, автономных  областях,  национальных  округах  были   созданы  отделы государственных доходов.  
       Структурными  элементами  управлений, отделов  были  подразделения по налогу с оборота, отчислений от прибыли   и   прочих  доходов, налогов  и  сборов  с населения, планирования и учета и т.д. Основная работа  по систематическому контролю за выполнением планов государственных доходов, правильным исчислением  и своевременным  поступлением  всех платежей в бюджет  возлагалась на городские и районные  инспекции  по государственным  доходам, которые входили  в структуру районного  (городского) финансового отдела исполкома  соответствующего Совета народных  депутатов. Возглавлял инспекцию начальник, если  в штате  было  свыше  десяти сотрудников,  или старший   инспектор, если  менее десяти. Руководство работой инспекции  государственных доходов осуществлялось  заведующим  городским  (районным)   финансовым  отделом. Он  решал  вопросы  приема  на  работу, перемещения  с одной  должности на другую, определял порядок работы  инспекторского состава.    На  сотрудников районных  (городских) инспекций государственных доходов возлагался постоянный  контроль за поступлением  от предприятий  и  организаций платежей  в бюджет; проведение документальных проверок по  полученным  отчетам, первичным бухгалтерским документам. Инспекторы  и  экономисты  разрабатывали предложения  по обеспечению  своевременного выполнения  планов поступления платежей  в бюджет; изыскивали  дополнительные  источники  доходов, вели  учет предприятий и  организаций, обязанных вносить платежи  в бюджет, выполняли другие контрольные  функции. Отход от административно-командной  модели развития  экономики  и  переход к  рыночным   отношениям потребовали радикальных  перемен не только в налоговом  законодательстве. Возникла настоятельная необходимость  в реорганизации налоговых органов.
       Государственные налоговые инспекции появились  в 1990 году, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24.01.90 г. № 76 "О Государственной налоговой службе".[2] Правовое положение данной структуры закреплялось Законом СССР от 21.05.90 г. "О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций". 

       2.3. Становление налоговых органов Российской Федерации 

       Период 1991 – 1998 гг. характеризовался серьезными изменениями в экономике России. Претерпевало изменение налоговое законодательство. Значительно возросло количество предприятий, относящихся к негосударственным формам собственности, и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.[14]
       31 декабря 1991 года Указом Президента  РФ «О государственной налоговой службе» [3] органы налоговой службы были выделены из Министерства РФ и преобразованы в систему центральных органов государственного управления с подчинением Президенту и Правительству РФ. В марте 1992 года при налоговой службе были образованы специальные подразделения по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений налогового законодательство, а также обеспечению  безопасности деятельности этой службы и ее сотрудников под названием Главное управление налоговых расследований. Впоследствии в июне 1993 года это подразделение было преобразовано в федеральные органы налоговой полиции как самостоятельный орган.
       Значительной  вехой в развитии налоговых органов России явилось преобразование Госналогслужбы Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.[4]. Несколько позднее постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. было установлено, что Министерство РФ по налогам и сборам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками, несущим ответственность за выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей [5], а также обеспечивающим государственное регулирование, межотраслевую координацию и государственный контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции [6].
       Повышение статуса налоговых органов сопровождалось не только простой сменой вывесок, а значительным увеличением функций, связанных с введением в действие с 1 января 1999 г. части первой Налогового кодекса РФ [1]. НК РФ определил правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений. Он установил основные положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, обеспечение мер по их выполнению, ведению учета уплачиваемых налогов, привлечению налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения, обжалованию действий должностных лиц налоговых органов и других элементов налогового администрирования [14].
       С 1 января 2001 г вступает в действие  вторая специальная часть НК РФ, которая регламентирует аспекты конкретного поведения основополагающих вопросов. Данная часть первоначально включала четыре главы, посвященные НДС, НДФЛ, акцизам и ЕСН.
       С 1 января 2002 г. вступает в действие еще  три главы: налог на прибыль организации, налог на добычу полезных ископаемых, налог с продаж (в настоящее время отменен). С 1 января 2003 г. вступают в силу еще три главы. Две главы – спецрежимы, новая редакция ЕНВД, новая редакция упрощенной системы налогообложения, и еще одна – транспортный налог.
       С 1 июля 2002 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам стало уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 г. – государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.