На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Образование как вид услуг

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 Федеральное агентство по образованию
 Министерство  образования и науки Российской Федерации
 Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования
 

 «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» 

 Кафедра экономических наук 

Контрольная работа
по  дисциплине «Экономика образования»
на  тему: «Образование как вид услуг»
  

     
  Выполнила: Ряднина Ольга,  студентка 5-го курса
52 группы  экономического  
факультета

Научный руководитель:
  Цыбина О.Ю.
             
 
 
 
 
 
 
 
 
Самара 2011
СОДЕРЖАНИЕ 

1. Образовательная  услуга: понятие, особенности, классификация.
2. Материальное  и нематериальное благо.
3. Понятие и  сущность образовательной услуги  как социально экономической категории
4. Заключение
5. Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  УСЛУГА: ПОНЯТИЕ,  ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ.
В условиях рыночной экономики деятельность системы  образования как социального института, обеспечивающего воспроизводство интеллектуально-культурного потенциала общества, выступает как образовательная услуга, принимающая товарную форму и, следовательно, имеющая свою потребительную стоимость и цену и, как любой товар, способная становиться объектом сбыта и маркетинга. 
Потребительная стоимость образовательных услуг заключается в том что они создают человеческий капитал, проявляющийся в более квалифицированной и более производительной рабочей силе. В связи с этим спрос на образовательные услуги формируется потребителями, предполагающими исходя из теории рациональных потребительских ожиданий, что инвестиции в образование окупятся впоследствии, в ходе трудовой деятельности, в виде более высоких доходов, чем у тех, кто сделал меньшие инвестиции. 
Последнее представление выработалось в эпоху о государственной экономики. Потребителем было государство, государственные учебные заведения выполняли его задание, готовя специалистов в соответствии с плановой разнарядкой и направляя их по окончании обучения на те рабочие места, где они нужны были государству. Иными словами, продуктом (слово «товар» здесь не вполне уместно) образования был специалист. Тот факт, что абитуриенты, будущие специалисты, были живыми людьми и сами желали получить то или иное образование, а в итоге приобретал и для своей пользы квалификацию и дающие определенные права документы, имел второстепенное значение. 
В рыночной экономике дело обстоит по-иному. Образовательная услуга и есть основной продукт, приобретаемый потребителем за свои деньги или за деньги спонсора (при бесплатном образовании именно спонсором — а не заказчиком — выступает государство). 
Правда, как будет показано, потребителем, оплачивающим услугу, может быть организация, нуждающаяся в специалистах, а в частном случае и государство. Что ж, это означает, что в данном частном случае осуществляется особая услуга — подготовка специалиста. 
Маркетинг образовательных услуг представляет собой социально ориентированный процесс, способствующий укреплению конкурентоспособности учебного заведения за счет более полного и качественного удовлетворения образовательных потребностей. Спецификой маркетинговой деятельности в сфере образования является то, что проводящее ее учебное заведение действует и конкурирует одновременно на двух рынках — образовательных услуг и труда. 
Уточним понятие образовательной услуги в современной рыночной терминологии. 
Образовательная услуга – это:  
1) учебно-педагогическая деятельность;  
2) предоставление образовательным учреждением возможности получения образования, повышающего стоимость рабочей силы потребителя и улучшающего его конкурентоспособность на рынке труда; 
3) система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства; 
4) в частном случае подготовка специалиста определенной квалификации для организации-потребителя. 
Можно выделить следующие особенности образовательных услуг: 
• подобно всем услугам они невещественны и не могут накапливаться, но накапливаются их результаты как действий, направленных на формирование человеческого капитала: 
• образовательная услуга имеет значительную протяженность во времени; 
• потребитель образовательных услуг должен обладать определенным набором качеств (уровень образования, объем знаний, умений. 
навыков, норм общественного поведения, иногда соответствие дополнительным требованиям к состоянию здоровья, полу); 
• образовательные услуги производятся и потребляются одновременно, они предоставляются потребителю полностью самим производителем. без посредников, хотя и допускают, при использовании компьютерных технологий, применение дистанционных методов обучения; 
• в потреблении образовательных услуг обязательно активное участие (интеллектуальное)потребителя; 
• качество образовательных услуг в конечном итоге влияет на развитие общества, отсюда вытекает заинтересованность государства в их качестве и необходимость соответствия последнего требованиям государственного контроля — даже в условиях рыночной экономики. 
В соответствии с определением образовательных услуг можно предложить следующую их классификацию; 
• по длительности оказания: краткосрочные — от одного дня до месяца: среднесрочные — от месяца до года; долгосрочные с различными уровнями — незаконченное среднее, среднее, среднее специальное, высшее, курсы повышения квалификации, аспирантура, докторантура; 
• по констатации достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов): с получением документов, подтверждающих достижение образовательного уровня; без получения; 
• по способу возмещения средств за обучение: образовательные услуги, оказываемые бесплатно (за счет бюджетных средств); платные; с частичным возмещением затрат. 
Выделяют ассортимент образовательных услуг и их номенклатуру. Ассортимент можно определить как набор направлений и специальностей, определенных в государственном образовательном стандарте. Номенклатура — это совокупность всех предлагаемых услуг: подготовка специалистов (разного уровня); переподготовка специалистов, включая второе высшее образование; повышение квалификации и т.д.

2. МАТЕРИАЛЬНОЕ И  НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГО.
1.Материальное  благо.
Различают неэкономические  и экономические блага. Первые не являются предметом производственной деятельности людей, не обмениваются на другие блага. Они, как правило, имеются в количествах, превышающих потребность в них. К таким благам относятся, например, воздух, в некоторых случаях — вода, хотя без них человек вообще не может существовать. 
Блага, количество которых ограниченно по сравнению с потребностью в них, называются экономическими. Этот термин принадлежит субъективистской школе экономической науки (представитель — известный итальянский экономист А. Пезенти). К экономическим благам относятся те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности. С экономическими благами связана проблема редкости благ, обусловливающая соответствующее поведение человека при ограниченности ресурсов. 
Блага также подразделяются на материальные и нематериальные.

Материальные блага включают: 
• естественные дары природы, землю, воду, воздух и климат; 
• продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности; 
• здания, машины, инструменты; 
• долговые обязательства; 
• паи государственных и частных компаний. Нематериальные блага делятся на две группы: 
• внутренние блага (они заключены в самом человеке и представляют качества и способности, побуждающие людей к действию и наслаждениям, например, деловые способности, профессиональное мастерство или способность получать удовлетворение от чтения и музыки); 
• внешние блага (они находят выражение в репутации и деловых связях). 
Выделяют долговременные и недолговременные блага. Первые используются для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз, то есть потребляются постепенно, в течение целого ряда последовательных использований (производственное оборудование). Вторые удовлетворяют потребность лишь один раз и полностью потребляются (пища). 
Блага делятся на взаимозаменяемые (субституты, или заменители) и взаимодополняемые (комплементарные). Первые могут замещать друг друга в удовлетворении одной и той же потребности, например, нефть и уголь как топливо, кирпич и дерево как стройматериалы, подсолнечное и оливковое масло как продукты питания. Вторые могут удовлетворять ту или иную потребность в том случае, если используются совместно. Например, магнитофон и кассеты к нему, автомобиль и бензин. В целом можно утверждать, что все блага являются взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми. 
Блага подразделяются на настоящие, которые находятся в непосредственном распоряжении субъекта, и будущие, которыми субъект может располагать лишь в будущем. 
Существуют прямые и косвенные блага. К первым относятся блага, призванные непосредственно удовлетворять потребности людей, то есть предметы потребления. Ко вторым — блага, использующиеся для производства других благ, то есть средства производства. Прямые и косвенные блага также принято называть потребительскими (конечными), идущим на потребление, и производственными (инвестиционными), используемыми в производстве (машины, станки, оборудование и т.д.). 
В зависимости от количества потребителей, пользующихся благами, выделяют частные и общественные блага. К частным относятся блага, которыми пользуются отдельные потребители, к общественным — блага, которыми пользуются совместно, коллективно. 
В западной
литературе продуктом, благом также считается услуга. К такому выводу приходят и отечественные экономисты. 
Услуга — это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности. От полезных вещей услуга отличается тем, что в ней совмещаются процессы производства и потребления. В большинстве случаев невозможны взаимозаменяемость, накопление, хранение, транспортировка услуг. 
Различают следующие виды услуг: личные, удовлетворяющие потребности каждого человека в получении образования, лечения, культурно-бытового обслуживания, и специфические, удовлетворяющие коллективные или особые потребности (управление, оборона,
наука, охрана общественного порядка). В зависимости от характера производственного процесса выделяют услуги общественно организованного обслуживания и услуги частных лиц. По сферам приложения труда услуги подразделяются на услуги, потребляемые материальным производством, и услуги, потребляемые нематериальным производством. 
В статистике опираются на следующую структуру услуг: 
• бытовые услуги (ремонт и индивидуальный пошив обуви, одежды; ремонт и техническое обслуживание транспорта; химчистка и крашение); 
• услуги прачечных, бань и парикмахерских, услуги проката и т.д.; 
• услуги связи; 
• услуги культуры; 
• услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, туристско-экскурсионные услуги; 
• услуги здравоохранения и образования; 
• услуги правового характера и
сберегательного банка; 
• услуги учреждений физической культуры и спорта. Согласно субъективистской доктрине, экономическая ценность благ зависит от их относительной редкости. В самом деле ценность определяется двумя обстоятельствами. С одной стороны, интенсивностью потребности (это величина психологическая), а с другой — наличным количеством данного блага, способного удовлетворить потребность. Следует учитывать, что всякая потребность может быть удовлетворена за счет нескольких благ, а с другой стороны, одно благо можно использовать для удовлетворения нескольких потребностей. Следовательно, существует не только проблема недостаточности экономических благ по сравнению с потребностями, но и проблема предназначенности каждого блага для определенного ряда применений.

2.Нематериальные  блага.
Понятие нематериального  блага. К особой группе объектов гражданских прав относятся нематериальные блага, под которыми понимаются не имеющие экономического содержания и не отделимые от личности их носителя блага и свободы, признанные действующим законодательством.
Характерная особенность  этой группы объектов состоит в том, что они:
    не имеют материального (имущественного) содержания;
    неотделимы от личности их носителя;
    обладают свойством индивидуализации самой личности обладателя этих прав.
Регулирование и защита нематериальных благ осуществляются комплексно, нормами ряда отраслей права. Применительно к гражданскому праву в теории права существовали, по крайней мере, две точки зрения на предмет гражданско-правового регулирования отношений по поводу нематериальных благ и связанных с ними личных неимущественных прав. По мнению одной группы ученых, гражданское право не регулирует, а лишь охраняет личные неимущественные права. По мнению других, правовое регулирование и охрана прав не могут противопоставляться, поскольку регулирование означает охрану прав, а их охрана осуществляется путем регулирования соответствующих отношений. В последние годы едва ли не господствующим стало мнение, что гражданское право как регулирует, так и охраняет нематериальные блага.
Блага первого уровня неразрывно связаны с самим существованием личности. Они объективно существуют независимо от их правовой регламентации и только в случаях посягательств на эти блага нуждаются в правовой защите.
Блага второго уровня - право на имя, право авторства и иные личные неимущественные права — являются субъективными правами, образующими содержание конкретного правоотношения и тем самым уже урегулированными нормами права. В случае же нарушения этих прав они пользуются правовой защитой.
Правоотношение, элементом которого является субъективное право лица на нематериальное благо, является абсолютным, так как управомоченному субъекту противопоставляются абсолютно все, обязанные воздерживаться от нарушения этого права. Однако в случае его нарушения оно приобретает характер относительного правоотношения.
Для обоих слагаемых  «нематериальных благ» характерными оказываются, по крайней мере, два неразрывно связанных между собой признака. Это:
отсутствие материального (имущественного) содержания;
неразрывная связь  с личностью носителя, предопределяющая не отчуждаемость и непередаваемость этого блага.
Не  отчуждаемость нематериальных благ не исключает того, что их осуществление и защита может быть поручена третьим лицам, например, иски о защите чести и достоинства несовершеннолетних могут предъявить их законные представители.
Не  товарность, отсутствие экономического содержания нематериального блага, его неразрывная связь с личностью носителя, являются необходимыми, но не исключительными признаками. Будучи неотделимым от личности носителя данного нематериального блага, наличие этого блага индивидуализирует, делает неповторимой саму личность носителя. Нематериальные блага характеризуют общественное состояние их обладателя и являются его неотъемлемым, хотя и подверженным изменениям, качеством в течение всего периода его существования. Нематериальные блага существуют без ограничения срока их действия.
3.ПОНЯТИЕ  И СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  УСЛУГИ КАК СОЦИАЛЬНО  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ
      Значение, которое сфера образования и  рынок образовательных услуг  имеют для развития национальной экономики и нации в целом, предопределило повышение внимания государства и науки к этой сфере за последние десятилетия во многих зарубежных странах. Понимая, что именно повышение качества образования является одним из необходимых инструментов для обеспечения дальнейшего прогресса, политики и ученые этих стран, а то и целых регионов, что имеет место быть, в частности, в случае с Европейским Союзом, чья политика в области образования будет рассмотрена автором в дальнейшем в работе, уже на протяжении ряда лет разрабатывают концепции наиболее эффективного развития рынка образовательных услуг.
      В России же, в силу вполне очевидных  причин, на протяжении долгих лет отсутствовало  само понятие образовательной услуги как категории рыночной, а развитие системы образования в стране строилось на совершенно иных принципах, отличных от тех, которые присущи рыночной экономике. Затем, в период перестройки и экономической нестабильности, внимание государства было отвлечено от данной сферы следствие острой необходимости в решении насущных на тот период проблем. Итогом является то, что сегодня, на наш взгляд в российской экономической науке отсутствует целостная концепция развития рынка образовательных услуг. Отдельные попытка создания такой концепции сводятся в большей степени к решению отдельных практических вопросов, что нарушает системность подхода и вытекает в итоге во фрагментарность.
      Одной из основополагающих задач для дальнейшего  изучения сферы образования и  рынка образовательных услуг, обеспечивающей системность такого изучения, является определение базовых понятий: что  понимается под образовательными услугами, чьи потребности они удовлетворяют, что выступает в качестве товара на рассматриваемом рынке, как и в каких организационно-правовых схемах складываются отношения между участниками общественных отношений на рынке образовательных услуг и так далее. 
            В российской экономической  литературе встречается достаточно много определений образовательной  услуги. В частности, можно встретить  мнение, что под образовательными услугами должен пониматься комплекс таких услуг, которые непосредственно  связаны с реализацией главных  целей образования, осуществлением его миссии. Такое определение, очевидно, является слишком обобщенным – оно мало что говорит о структуре понятия, механизме реализации и организационно-правовой форме.
      Часто под образовательной услугой  понимается некий комплекс учебной и научной информации, передаваемой гражданину в виде суммы знаний общеобразовательного и специального характера, а также практических навыков для последующего применения.
Другие ученые подходят к данному явлению шире и под образовательной услугой  понимают систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных  образовательных потребностей личности, общества, государства.
      Между тем, по мнению автора, такое определение  не совсем полно и не совсем точно  отражает суть тех отношений, которые  складываются по поводу оказания образовательных услуг. Начнем с того, что такая трактовка образовательных услуг не совсем согласуется с организационно-правовой конструкцией отношений по поводу реализации или, говоря языком, российской правовой доктрины, оказания услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Другими словами под услугами понимается определенные действия или определенная деятельность – в рамках указанного определения образовательной услуги услугой будет именно деятельность учебного учреждения по передачи учебной и/или научной информации.
      Кроме того, в приведенной трактовке  образовательной услуги под потребителем понимается индивид (гражданин). Между тем вопрос о том, кто является потребителем образовательной услуги, по мнению автора, не столь однозначен. Речь идет о том, что образовательные услуги могут приобретаться и не индивидами (гражданами), но и юридическими лицами, либо гражданами, но не являющимися непосредственно лицами, которые получают образование.
В работах отдельных  экономистов потребитель и заказчик образовательных услуг различаются. Действительно, если заказчиком по договору на оказание образовательных услуг  с образовательным учреждением  выступает не сам студент, а его  родители или один из них, либо если договор с образовательным учреждением заключается работодателем (юридическим или физическим лицом), а образование получает работник, то кто является потребителем в таких случаях?
      Правовая  доктрина исходит из того, что потребителем, даже в случае приобретения товаров, работ, услуг другим лицом, будет  являться лицо, которое непосредственно использует данные товары, работы, услуги. И если в случаях, когда заказчиков услуг (лицом, заключающим договор с образовательным учреждением и оплачивающим услуги) является лицо, которое само не будет в дальнейшем использовать полученные в процессе оказания услуг знания и извлекать из этого непосредственную выгоду, то тогда вопрос предельно ясен: потребитель и заказчик не совпадают в одном лице. Как это имеет место в случае, когда обучение оплачивается родителями ученика. Хотя и здесь, с правовой точки зрения, при определенных условиях заказчики могут быть признаны потребителями, например, для целей предъявления претензий к качеству услуг и т.д.
Однако ответ  на вопрос, кто есть потребитель  образовательной услуги, может быть не столь в тех случаях, когда в качестве заказчиков выступают работодатели, которые получают определенные экономические выгоды от тех знаний, умений и навыков, которые приобретают их работники в процессе оказания заказанных работодателем услуг образовательных учреждений, и которые работники в дальнейшем используют в процессе производства либо иной хозяйственной деятельности. Вопрос еще больше осложняется в случаях, когда обучение, профессиональная подготовка и переподготовка работников производится работодателем для собственных нужд и необходимость в таковой, как и формы такого обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяется самим работодателем, как это предусмотрено, в частности, и российским трудовым законодательством. По мнению автора, в отношениях, складывающихся по поводу оказания образовательных услуг, в определенных ситуациях может наблюдаться множественность лиц на стороне потребителей, причем как с юридической, так и с экономической точек зрения.
      Еще один вопрос, возникающий в связи  с этим – что подразумевать  под «выгодой» и под «использованием» полученных в ходе образовательных  услуг знаний и информации. Еще одна точка зрения на формулировку образовательных услуг сводится к тому, что образовательная услуга есть результат учебной, управленческой и финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения, направленной на удовлетворение производственного спроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочей силы и спроса индивидов на получение профессии или квалификации, переквалификации. Однако, несмотря на то, что в подавляющем большинстве случаев образовательными услугами пользуются с целью подготовки к дальнейшей трудовой деятельности или с целью переподготовки, переквалификации, цели потребителей образовательных услуг нельзя свести только и исключительно к целям получения знаний и навыков, которые в дальнейшем будут использоваться при работе.
      Образовательные услуги призваны удовлетворять не только производственный спрос. Ярким примером тому являются услуги образования в области музыки, языковой подготовки и т.п. Уроки иностранных языков могут брать не только для того, чтобы повысить свою конкурентоспособность на рынке рабочей силы, но и для того, чтобы путешествовать, общаться с друзьями из других стран, читать литературу на языке оригинала и т.д. Следовательно, ограничивать рынок образовательных услуг только услугами профессионального образования было бы в корне не правильно. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только производственные потребности, но и социальные, духовные. Потребность в совершенствовании и освоении нового свойственна представителям человеческого сообщества, причем такие потребности растут по мере удовлетворения материальных потребностей.
      В экономической литературе встречаются  различные трактовки потребностей в образовательных услугах. Так, в частности, некоторые понимают под потребностью в образовательных услугах или образовательной потребностью состояние личности, которое, в частности в условиях рынка, выступает в форме ожиданий (субъекта и социальных групп), во-вторых, как процесс (выбора и освоения образовательной траектории). С другой стороны, речь идет о формировании «заказа общества». Представляется, что такая трактовка потребности через ожидания, как отдельных индивидуумов, субъектов, так и социальных групп (в том числе предпринимательских структур) помогает более полно раскрыть данное понятие, подчеркивая, что формирование потребности в таких услугах, хотя и происходит не обязательно в связи с производством и экономикой, но подвержено как личностным, так и общественным, социальным влияниям. Что в том же примере с образовательными услугами в области обучения иностранным языкам прослеживается весьма четко: потребность в таких услугах может быть обусловлена как экономическими, производственными целями, так и целями личностного свойства, но формирующимися под влиянием ценностей социальных, в частности, ценностей общения в социуме.
      Таким образом, как мы видим, трактовки  понятия образовательной услуги являются весьма разнообразными и не всегда отличаются полнотой раскрытия  данного понятия. Представляется, что  для того, чтобы определить, что  представляет собой образовательная  услуга, необходимо изначально определить понятие «услуги» как таковой.
      Зарубежные  и отечественные ученые всерьез  обратили внимание на сферу услуг  где-то в середине прошлого столетия и в этой области зарубежные ученые-экономисты по понятным причинам опередили своих российских коллег. Первые отечественные публикации, посвященные этой тематике, появились позже. Однако ни в российской научной литературе, ни в зарубежной нет единого определения «услуги». Разные экономисты дают различные толкования данному термину. В частности, можно привести следующие наиболее характерные трактовки:
Услуги –  это действия или деятельность направленные непосредственно на потребителя.
 Услуги - это  виды деятельности, в процессе  выполнения которых не создается новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукта.
Услуги - это  блага, предоставляемые в форме  определенных действий или определенной деятельности.
Услуги - это  товары, которые могут производиться, передаваться и потребляться одновременно и характеризуются неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества и неотделимостью от источника.
            Нет единства в определении  понятия «услуги» и в словарях русского языка.
      Любой договор является обязательством. В  целом же, обязательство, согласно общепринятому  в российской правовой теории подходу  к определению обязательства, оно представляет собой определенное правоотношение, в силу которого одно лицо (именуемое в правовой теории кредитором) имеет право требования, а другое лицо (должник) обязано:
совершить какие-либо действия либо
воздержаться  от совершения каких-либо действий.
      Другими словами объекты гражданских  прав (а, следовательно, и обязательств) сводятся к двум формам: активной (действию) и пассивной (воздержанию от действия). Услуги и по общей трактовке объектов прав, и по законодательному определению договора оказания услуг, относятся к первой, активной, форме – к действию.
      Как категория рыночной экономики услуга представляет собой некий нематериальный эквивалент товара. С этой позиции  оказание услуг, в свою очередь, может  быть охарактеризовано как экономическая  активность, которая не имеет своим результатом передачу права собственности – в этом отличие экономических операций, связанных с оказанием услуг от операций по передаче материальных товаров.
      То  есть и правовая и экономическая  трактовка услуг сводится к тому, что услуги представляют собой некую  деятельность, процесс или набор  действий, который создает определенные выгоды для тех, кому услуги оказываются – заказчиков.
      Однако  нельзя сказать однозначно, что результат  действий при этом не имеет никакого значения. Понятие «результата» имеет  в большинстве случае значение разграничительного показателя для отделения договоров  услуг от договоров по выполнению работ (подрядных договоров). По крайней  мере, эта градация по результату достаточно четко прослеживается в российской науке и в российском законодательстве, хотя в зарубежном законодательстве и практике, а также в международном  праве подобное разграничение зачастую весьма зыбко. В частности, выполнение строительных работ по градации многих стран и в системе классификаторов Всемирной торговой организации, отнесено к разряду строительных услуг, тогда как в российской теории и праве такие работы относятся к подрядным отношениям.
      Вместе  с тем результат для указанного разграничения зависит от степени его материальности. Если результат материален, а деятельность по его производству сама по себе не имеет для потребителя/заказчика существенной ценности, тогда такие отношения подпадают под определение подрядных. А если результат идеален или материализован на каких-либо носителях, но не является основным или хотя бы единственным предметом, на котором сосредоточены интересы потребителя/заказчика, то такие отношения подпадают под определения услуг.
      Сфера услуг достаточно широка и многообразна, в том числе она включает в  себя и такие услуги, при которых  та или иная степень материализации действий. В частности, в российской литературе некоторые авторы, выделяя тот факт, что результат может быть услугой, указывают в качестве примера на аудиторские, консалтинговые и иные услуги, при которых результат становится и результата становится неотъемлемой частью соответствующих действий как таковых. Такой позиции, придерживаются, например, М.И. Брагинский и В.В. Витрянский. При этом ученые делают оговорку, что тем самым имеется в виду, что наличие или, напротив, отсутствие подобного результата позволяет определить, совершены или не совершены принятые на себя исполнителем действия.
      Однако, на взгляд автора, подобная позиция  не совсем корректна. В данном случае результат в материальной форме  не является частью услуги, а является доказательством ее совершения. Интерес  же для потребителя/заказчика услуги представляет не материальная форма результата, а та информация, которая была сгенерирована в процессе осуществления исполнителем деятельности по оказанию соответствующих услуг.
      В процессе оказания услуг исполнитель  предоставляет свой опыт, навыки, умения, то есть задействует нематериальные активы. Для оказания услуг не нужны  ни склады, ни товарные запасы, ни сырье  – нематериальный характер активов, используемых в процессе оказания услуг  предопределяет из свободу от определенных ограничений, которые свойственны операциям с материальными товарами. С другой стороны, эта нематериальность услуг и используемых в процессе их оказания активов снижает и ограничения материального характера, свойственные для конкурентной среды в производстве и торговле товарами. В итоге повышаются требования к уровню качества нематериальных активов, «инвестируемых» исполнителем в процесс оказания им услуг и в конечный результат.
      В экономической науке достаточно распространен подход к определению услуг через определение характерных для них свойств и признаков, к которым, по мнению автора, можно отнести следующие наиболее важные свойства:
Нематериальность (неосязаемость) услуг – услуги невозможно видеть, осязать и т.д. Эта нематериальность создает ряд плюсов и, одновременно, минусов в осуществлении деятельности, связанной с оказанием услуг. С одной стороны, нет необходимости в запасах, складах, расходах по содержанию и охране; услуги не нуждаются в транспортировке. С другой стороны, маркетинг услуг осложнен тем, что услуги сложно смоделировать и схематизировать, и продвижение услуг как товара должно основываться на способности создавать положительную визуализацию тех или иных услуг в умах потенциальных потребителей. С точки зрения потребителей, нематериальность услуги отражается в сложности оценки ее эффективности и сравнительного анализа с конкурирующими предложениями до момента непосредственного потребления услуги. 
Несохраняемость услуг – та же самая нематериальность услуг, которая, освобождает от проблемы управления запасами, вытекает в следующее свойство услуг, а именно в невозможность их сохранения. «Непроданные услуги» не могут  быть сохранены и отложены для использования в следующем временном периоде, следовательно, теряется время и упускаются экономические возможности. Например, консультант, которому удалось «продать» лишь два часа услуг в день, не может в дальнейшем «отработать» нереализованные часы – экономическая возможность получения дохода от реализации уже упущена.
Нетранспортабельность услуг – услуги в подавляющем большинстве случаев потребляются в месте их производства, хотя число услуг, для которых характерен разрыв между местом оказания и местом потребления существует, в последнее время возросло. В частности, можно упомянуть услуги аутсорсинга, некоторые виды туристских услуг. Само «место производства» может быть размытым в случае, например, с предоставлением услуг посредством новейших коммуникационных технологий, в частности в случае дистанционного обучения посредством сети Интернет.
Негомогенность (неоднородность) услуг – услуги в подавляющем большинстве случаев модифицируются таким образом, чтобы соответствовать данному конкретному клиенту и(или) данной конкретной ситуации. Другими словами услуги в большинстве своем, чтобы быть реализованными, должны быть индивидуализированными. Массовое, серийное производство услуг достаточно затруднено. И затраты, и «продукция» в процессе оказания услуг сильно отличаются от ситуации к ситуации, равным образом как и отношение между этими процессами. Все это затрудняет обеспечение постоянного и, главное, однородного качества оказываемых услуг.
Интенсивность труда – услуги в большинстве  случаев связаны со значительной человеческой активностью, более, чем с какими-либо четко определенными и закрепленными процессами. Человеческий фактор является главенствующим фактором успеха для большей части сервисной индустрии. Данное свойство услуг предопределяет необходимость особых подходов к управлению человеческими ресурсами. И данное же свойство предопределяет тот факт, что в случае услуг сложно добиться экономии на масштабе и(или) завоевать доминирующую долю рынка.
Колебания спроса – с сфере услуг сложнее предсказывать поведение потребительского спроса, чем в сфере торговли товарами.
Участие потребителя  услуги в ее формировании – большинство  услуг в современной экономике активного взаимодействия между исполнителем и заказчиком – тем, кто оказывает услуги и ее потребителем.
Непостоянство качества – поскольку процесс  оказания (производства) услуги непосредственно  связан с действиями или деятельностью  людей, то услуги, оказываемые разными  исполнителями, зачастую существенно  разнятся по своему качеству. Качество оказываемых услуг зависит от многих факторов, включая образовательный  уровень непосредственных исполнителей, их профессиональный опыт и т.д. Даже один и тот же человек может осуществлять одни и те же действия по-разному, с различным уровнем качества – на качество может повлиять мотивация, физическая форма, даже настроение и эмоциональный настрой.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.