На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности туристских ресурсов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Российский  Государственный  Торгово-Экономический  Университет 
 
 

Факультет Ресторанно-гостиничного бизнеса и услуг  в сфере РГБ 
 

По  дисциплине «Экономика отрасли»
Тема: «Особенности туристских ресурсов» 
 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель:
Лукиянчук И.Н.
Работ выполнила студентка 3 курса 31 группы в/о:
Медведева Анна. 

Москва 2010г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………...2
1.Понятие туристические  ресурсы……………………………………………….3
2.Классификация  туристических ресурсов……………………………………....4
3.Туристско-рекреационные  ресурсы……………………………………………6
4.Общая характеристика  туристских рекреационных зон России……………..8
5.Механизм создания  особых экономических зон в современных условиях..10
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение     
Туризм  – наиболее динамично развивающийся  сектор экономики. Начало нового тысячелетия было отмечено не только подъемом международного туристского движения, но и появлением новых тенденций в развитии данной отрасли.
Развитие  туристского  бизнеса   в   условиях   рынка   требует   наличия
рекреационных ресурсов, капитала, технологии и кадров.
   В   отличие  от  других  отраслей  экономики  туристские   ресурсы   очень
многообразны  и  включают  природные  и  антропогенные  геосистемы,  тела  и
явления  природы,  артефакты,  которые  обладают  комфортными  свойствами  и
потребительской стоимостью  для  рекреационной  деятельности  и  могут  быть
использованы   для   организации   отдыха   и   оздоровления   определенного
контингента людей  в фиксированное время с помощью  существующей технологии  и  имеющихся материальных возможностей.
 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие туристические ресурсы 
   Определить  ценность тех или иных территорий для туризма помогает изучение туристских ресурсов.      
Современный туризм невозможен без учета особенностей размещения этих ресурсов и их качества. Вследствие своего бурного роста  туризм в России стал объектом научного исследования, в котором изучению туристских ресурсов принадлежит важное место.     
Туристские  ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а  также иные объекты, способные удовлетворять  духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил. Эти объекты составляют или могут составить основу туристического продукта. Туристские ресурсы определяются в процессе социально-экономической и правовой деятельности. Для определения туристских ресурсов используются следующие механизмы.     
1. Создается реестр этого вида  ресурсов, который включает      
- классификацию и оценку ресурсов;      
- порядок использования и доступа  туристов к ресурсам с учетом  предельно допустимых нагрузок;      
- режим охраны ресурсов мероприятия и источники финансирования и развития, меры восстановления ресурсов;     
- режим охраны.     
2. Создается кадастр туристских  ресурсов, который включает:     
- оценку и картографические характеристики  территорий;     
- порядок осуществления контроля  за санитарно-гигиеническим и экологическим состоянием территории;     
- порядок осуществления контроля  за видами хозяйственной деятельности;     
- порядок выделения территории  как территории целевого туристского  использования и развития.      
Там, где нет каких-либо туристских ресурсов, туризм не может быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связано с опасностью для жизни человека, или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным. Некоторые ресурсы и объекты приобретают статус национального символа или святыни и тогда к ним устремляется неиссякаемый поток поклонников.     
Туристские  ресурсы определяются географическими и климатическими факторами, а также особенностями инфраструктуры района. Иногда синонимом туристского ресурса является туристский потенциал.  
2. Классификация туристских  ресурсов      
Туристские  ресурсы делятся на природные  и социально-экономические. Туризм, как никакая другая отрасль, заинтересован в постоянном сохранении и улучшении природной среды - важнейшего своего ресурса. В свою очередь природные туристские ресурсы можно классифицировать по тем же признакам, по каким географы классифицируют естественные (природные) ресурсы.      
Например, туристские ресурсы можно рассматривать  по:     
- принадлежности  к определенным компонентам природной  среды - климатическим, водным, лесным;  
- их функциональному  назначению - оздоровительному, познавательному,  спортивному;      
- степени изученности.      
К социально-экономическим туристским ресурсам можно отнести историко-культурные объекты (памятники и памятные места, музеи и т. д.) и явления (этнографические, политические, производственные и т. д.); кроме того, для развития отрасли необходимы финансовые, материальные и трудовые ресурсы.      
Предлагается  и такая классификация ресурсов отдыха и туризма - разделить их на непосредственные и косвенные. Первые можно определить как ресурсы, которые  используют сами туристы (красота ландшафта, лечебно-оздоровительные свойства местности, объекты познания и т. д.). Для освоения непосредственных ресурсов, без которых не существует туристской отрасли, привлекают косвенные ресурсы: сырьевые, энергетические, финансовые, материальные, трудовые и т. п. Таким образом, этот вид ресурсов вторичен. Такая классификация отражает специфику использования территории для туризма и подчеркивает ведущую роль непосредственных рекреационных ресурсов. Ведь территориальные различия именно этого вида ресурсов лежат в основе рекреационного использования того или иного места.     
Всемирная туристская организация предложила все ресурсы разделить на семь больших групп:      
- природные богатства;      
- энергетические  богатства;     
- человеческий  фактор (с точки зрения демографических  данных и аспектов культуры);     
- институциональные,  политические, юридические и административные  аспекты;     
- социальные  аспекты, особенности социальной  структуры, уровень и традиции  в сфере образования, здравоохранения  и отдыха;     
- различные блага  и услуги, транспорт, связь, инфраструктура  сферы отдыха и развлечений;     
- экономическая  и финансовая деятельность.     
Такая группировка ресурсов позволяет  наиболее рационально и комплексно подойти к формированию и оценке туристских продуктах на разных уровнях, включая национальный, региональный и местный.     
К основным свойствам туристских ресурсов относятся:     
- аттрактивность (привлекательность);     
- доступность;     
- степень изученности;      
- значимость  для показа (зрелищность);     
- пейзажные и  видеоэкологические характеристики;      
- социально-демографические  характеристики;     
- потенциальный запас, емкость;     
- способы использования.      
Итак, можно сказать, что туристские ресурсы  условно делятся на естественные (природного происхождения) и искусственные (созданные в результате человеческой деятельности). Динамичное развитие туризма и рекреации нуждается в развитии и тех и других ресурсов, поскольку даже при очень высокой ценности природных ресурсов отсутствие современной инфраструктуры, средств связи, предприятий спорта и досуга негативно отразится на значимости территории как туристского центра.  
  
 

3. Туристско-рекреационные  ресурсы      
Среди всех видов туризма важнейшую  социально-экономическую роль приобрел туризм, ориентированный на рекреацию  – на восстановление и развитие физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья.     
Для рекреационно-ориентированного сектора  экономики природные ресурсы, получившие в экономике название «природные рекреационные ресурсы», имеют решающее значение, так как от их количества и качества зависят тип рекреационных услуг и специализация туристско-рекреационных комплексов в целом.     
В научной литературе подробно описаны  отдельные виды рекреационных ресурсов, которые в зависимости от типа местности называют туристскими  или курортными.     
Особая  роль принадлежит природным ресурсам, которые формируют туристско-рекреационную специализацию региона.     
Природные ресурсы с точки зрения их происхождения  – это сумма всех физических, биологических и энергоинформационных ресурсов, использование которых  зависит от рекреационного спроса и специализации региона.      
С точки зрения экономики природными ресурсами являются элементы и силы природы, которые могут использоваться в производственной и непроизводственной сфере для удовлетворения потребностей людей. Общественная полезность природных ресурсов положительно или отрицательно изменяется в результате деятельности человека.  
Среди многочисленных функций природных ресурсов как средств производства большую актуальность приобретает их использование в качестве средств восстановления духовных и физических сил человека.  
Природные ресурсы обладают рекреационным и туристским потенциалом.      

Природные рекреационные  ресурсы можно классифицировать следующим образом:     
- происхождению;      
- видам рекреационного  использования;     
-скорости исчерпания (быстро исчерпаемые, медленно  исчерпаемые, неисчерпаемые);     
-возможности  самовосстановления и культивирования  (возобновимые, относительно возобновимые, невозобновимые);     
- возможности  восполнения (восполнимые и невосполнимые);      
- по возможности  замены одних ресурсов другими       
Историко-культурный потенциал страны является основой  культурного (познавательного) туризма  и включает всю социо-культурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной  деятельности. Минимальный набор  ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия [3]:      
- памятники археологии;      
- культовая и  гражданская архитектура;     
- памятники ландшафтной  архитектуры;     
- малые и большие  исторические города;     
- сельские поселения;      
- музеи, театры, выставочные залы и др.;      
- социокультурная  инфраструктура;     
- объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства, технические комплексы и сооружения.     
При посещении другой страны туристы  воспринимают в целом культурные комплексы, составной частью которых  является природа.  
Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса.   
Многие регионы богаты такими уникальными историческими территориями, как древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культурной архитектуры, исторические постройки, историко-культурные памятники и др. Они не должны оставаться застывшими образованиями. При организации уникальных территорий следует сочетать традиционные формы деятельности, исторически сформировавшие эти территории, с инновационными видами, к числу которых относится и туризм. Причем новые виды деятельности должны дополнять, а не подавлять сложившиеся хозяйственные, социокультурные и природные процессы.  

При развитии туристской инфраструктуры важно не нарушать исторический облик территории. Каждый вновь создаваемый  туристский центр (объект) должен соответствовать  национальным особенностям и традициям  и одновременно иметь свой неповторимый облик. Создание природно-исторических парков должно содействовать спасению ценнейших памятников истории и культуры как целостных архитектурно-ландшафтных и культурных комплексов. Необходимо осуществлять охрану и восстановление памятников культуры и истории рукотворного, природного и традиционного ландшафтов, которые также рассматриваются как непреходящие исторические ценности, национальное достояние.  
Культурное, историческое и природное наследие принято делить на следующие категории:     

- достояние,  используемое в основном туристами  (фестивали, представления, памятники  и др.);     
- достояние смешанного  пользования (менее значительные  исторические памятники и музеи,  театры, заповедники и др.);     
- достояние,  используемое в основном местным населением (гражданские сооружения, культовые объекты, кинотеатры, библиотеки и др.)     
По  комплексной оценке специалистов, географический туристский потенциал России достаточно высок, его величина отражает привлекательность туристских территорий для посещения туристами, как российскими, так и зарубежными, он составляет 55,8 %.     
Таким образом, Россия из года в год укрепляет  свои позиции на высоко конкурентном мировом рынке туристских услуг, в том числе за счет целого комплекса уникальных ресурсов и культурно-исторических памятников, которыми располагает.     
Памятники истории, культуры и природы являются национальным достоянием страны. Освоение территории для туристских целей требует бережного подхода.  

4. Общая характеристика  туристских рекреационных  зон России.     
Вопрос  о создании в России особых экономических  зон поднимался давно. Согласно Программе  экономического развития на среднесрочную перспективу на 2003 - 2005 годы, принятой распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 1163-р, предполагалось разработать правовые основы для создания в Российской Федерации «образований с особыми экономическими условиями функционирования (особых экономических зон)». Эта проблема неоднократно поднималась в печати.      
22 июля 2005 года Президент подписал  Федеральный закон за N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», где в ст. 2 дается понятие особой экономической зоны: «Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности». Таким образом, законодательно было закреплено понятие особой экономической зоны.      
Названный Закон начал регулировать промышленно-производственные и технико-внедренческие особые экономические зоны, а туристско-рекреационное  направление было предложено проработать  дополнительно и внести в Закон в виде поправок.      
В подготовке законопроекта об особых экономических зонах туристско-рекреационного типа в течение года приняли участие  Министерство экономического развития, Федеральное агентство по туризму, вновь созданное Федеральное  агентство по управлению особыми экономическими зонами и представители регионов России. И вот 3 июня 2006 года Президент России подписал Федеральный закон N 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Закон ввел третий тип особых экономических зон – «туристско-рекреационные особые зоны».      
Туристско-рекреационная  зона (ТРЗ) — вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма [10].     
Целями  создания туристско-рекреационных  зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов.     
Туристско-рекреационные  зоны имеют отличия от особых экономических  зон другого типа:     
- могут создаваться на одном  или нескольких участках территории муниципальных образований;     
- на момент их создания на  них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;      
- в туристско-рекреационных зонах  могут быть расположены объекты  инфраструктуры, жилого фонда и  иные объекты, находящиеся в  различных формах собственности,  включая частную;      
- земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий.      
В настоящее время на территории Российской федерации создано восемь особых экономических зон туристско-рекреационного типа.   

5.  Механизм создания особых экономических зон в современных условиях.       
Главной задачей организации особых экономических  зон является создание благоприятных  условий для привлечения инвестиций в отдельные регионы и отрасли  экономики. Достижение положительного эффекта предполагается путем предоставления инвесторам, осуществляющим хозяйственную деятельность на территориях особых экономических зон, различных льгот, прежде всего налоговых и таможенных. Создание на территориях туристско-рекреационных ОЭЗ в регионах современных туристских комплексов с развитой инфраструктурой будет способствовать увеличению турпотока в регионы и, как следствие, создание новых рабочих мест и пополнение региональных бюджетов. Специальный правовой режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах устанавливается в целях создания благоприятных условий для инвестиций и развития экономики отдельных регионов, внедрения наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий, содействия международной интеграции и сотрудничеству и т. д.       
Туризм, являясь отраслью экономики, аккумулирует мощные финансовые потоки и вносит значительный вклад в региональную экономику, способствуя развитию региона. Развитие индустрии туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления. Это позволяет государству решить вопрос о пополнении доходной части как федерального бюджета, так и бюджетов других уровней.      
Однако  в России вклад в ВВП от туризма  составляет всего 1%, несмотря на то, что Россия обладает колоссальным природным и культурно-историческим потенциалом, с помощью которого реально развивать различные виды туризма: экологический, оздоровительный, экстремальный, бизнес-туризм, морские и речные круизы и т.д. Особые экономические зоны (ОЭЗ) создаются государством с учетом его экономических задач в переходный период и предлагаются в качестве перспективной модели развития отдельных территорий, обладающих хорошими предпосылками для образования центров отрасли.
Основные цели создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа:
· увеличение доли туристского сектора и смежных  отраслей в ВВП России и обеспечение  за счет этого диверсификации экономики;
· стимулирование развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом;
· повышение  занятости населения (в 2016 году планируется  создать в 7 ОЭЗ около 64 тыс. рабочих  мест, а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях - около 155 тыс. рабочих мест);
· улучшение  здоровья и качества жизни населения за счет роста доступности получения гражданами Российской Федерации туристских и санаторно-курортных услуг;
· рост туристских потоков (с 3 млн. до 9,7 млн. туристов к 2016 году);
· сохранение окружающей среды, природных и культурных ценностей;
· развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.       
В подготовке законопроекта об особых экономических зонах туристско-рекреационного типа в течение года приняли участие  Министерство экономического развития, Федеральное агентство по туризму, вновь созданное Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами и представители регионов России. Принятием закона наряду с экономической эффективностью, отчислениями в бюджет, развитием налогооблагаемой базы могут быть решены важнейшие социальные проблемы: создание дополнительных рабочих мест, оздоровление населения, повышение его профессионального и интеллектуального уровня. Ведь с туризмом в регионы приходят передовые технологии. Решается и политическая задача: Россия становится в ряд ведущих туристских держав, интегрируется в мировое сообщество. Такое явление, как туристско-рекреационные зоны, для России впервые и вовсе уникально, и поэтому здесь есть возможность привнести что-то свое, новое.      
Однако  с вводом особых экономических зон  туристско-рекреационного типа появились и проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Среди них, , вопрос подготовки и переподготовки кадров. Повышение качества услуг в сфере туризма невозможно без высококвалифицированного персонала - считают в Федеральном агентстве. По нашему мнению, проблемы могут усугубиться еще и быстрым ростом количества рабочих мест. Возможно, потребуется параллельная работа Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами с Министерством образования и науки в части пересмотра заказа на подготовку специалистов непосредственно для сферы туризма. Следовательно, для осуществления данного направления туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне в сфере активного вовлечения рекреационных ресурсов в туристский бизнес необходимы: разработка новых учебных дисциплин, предметом изучения которых явилась бы туристско-рекреационная деятельность в особой экономической зоне (деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию.       
Таким образом, туристско-рекреационные ресурсы  должны становиться обязательным компонентом  подготовки специалистов профессионального  туристского образования, так как  являются исходной составляющей туристского бизнеса. При этом необходимо отметить, что туристско-рекреационная деятельность достаточно многопланова и многофункциональна.       
 Так, лояльный административно-правовой  режим предпринимательской деятельности  в особых экономических зонах  нередко использовался в качестве «канала перекачки» стратегического сырья, дефицитных ресурсов и валюты из России за границу. Согласно экспертным оценкам, из 2 млрд долл. США, ежемесячно нелегально вывозившихся из России, наибольшая часть проходила через свободные экономические зоны. Негативные последствия от создания свободных экономических зон могут состоять в усилении диспропорций территориального развития страны, оживлении теневой экономики, оттоке ресурсов из других регионов, в иных злоупотреблениях статусом свободной экономической зоны.       
Также достаточно актуальны проблемы организационно-правового  характера, не позволяющие полноценно использовать все преимущества применения льготного налогового, таможенного  и валютного регулирования, установленного в ОЭЗ, связанные с отсутствием четкого правового инструментария прямого действия, позволяющего отслеживать развитие ОЭЗ на всех этапах ее существования.      
В современный период целесообразно  уделять более пристальное внимание совершенствованию методов административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах, не уходить от системы государственного контроля (надзора) деятельности предпринимателей, учитывать особенности, связанные с режимом функционирования особых экономических зон, сферу предпринимательской деятельности и позитивный опыт зарубежных государств. Однако совершенно очевидно, что создание туристско-рекреационных особых экономических зон – серьезный шаг на пути развития как регионального туризма, так и развития туризма в России в целом. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.