На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Текстовое документирование его назначение и область применения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение………………………………………………………………………………. 4
Глава 1. Основные этапы развития письма………………………………………… 6
     1.1. Пиктографическое письмо……………………………………………….. 6
     1.2. Идеографическое (логографическое)  письмо…………………………… 9
     1.3. Слоговое (силлабическое) письмо……………………………………….. 11
     1.4. Буквенно-звуковое (алфавитное) письмо……………………………….. 13
Глава 2. Назначение и область применения  текстового документирования……. 17
     2.1. Назначение текстового документирования…………………………….. 17
     2.2. Область применения текстового документирования………………….. 18
Заключение……………………………………………………………………………. 21
Список  литература……………………………………………………………………. 24
Приложение 1. ………………………………………………………………………... 25
Приложение 2. ………………………………………………………………………... 26
Приложение 3…………………………………………………………………………. 27
Приложение 4…………………………………………………………………………. 28
Приложение 5 ………………………………………………………………………… 29 

 


Введение
     Текстовое документирование является одним из самых древних способов фиксации информации. Оно возникло тогда, когда появилась необходимость передавать информацию через пространство и  время. В результате текстового документирования возникает текстовой документ. Это документ, содержащий звуковую информацию, зафиксированную любым типом письма или любой системой звукозаписи.
      Ранее, до появления текстового документирования, использовались бездокументные способы передачи информации, например,  такие как: язык жестов, язык костров, язык барабанов и другие подобные способы, но они были ограничены пространством и довольно кратковременны. Уже в глубокой древности человек осознал необходимость преодоления этих недостатков, чтобы полученные знания могли быть переданы последующим поколениям.
      Для текстового способа документирования средством запечатления информации является письмо или письменность.
      Письмо  это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических  элементов (знаков или изображений) передавать речевую информацию (целые  сообщения, отдельные слова, слоги  и звуки) на расстояние и закреплять ее во времени.
      Письменность  это совокупность письменных средств, фиксирование и передача информации объединенной одной системой письма или одним алфавитом.
      В современном мире, несмотря на развитие различных технологий, текстовое документирование по-прежнему остается актуальным. Для хранения и воспроизведения информации, закрепленной текстовым способом документирования, не требуются ни какие специальные приспособления (например, техническое оборудование, электричество). Так же актуальность этого способа документирования подтверждается развитием информационного общества, для которого характерно стирание географических, геополитических границ.
      Цель работы – изучить текстовое документирование, его развитие, а также назначение и область применения.
      Исходя  из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
      рассмотреть этапы развития письма
      рассмотреть назначение и область применение текстового документирования
      Структурно  работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассказывается об основных этапах развития письма (пиктографическое, идеографическое, слоговое и буквенно-звуковое письмо), во второй главе рассматривается назначение и область применения текстового документирования.
     При написании работы были использованы материалы В.А. Истрина, в работе которого очень подробно рассмотрены причины возникновения письма и этапы развития, как на общемировом уровне, так и на конкретных примерах. Так же можно отметить, что много материала по этой теме содержится в таких книгах как  «История письма» Н.А. Павленко, «Документоведение» Н.Н. Кушнаренко, «Документоведение и делопроизводство: Учебное пособие» А.В.Охотникова, Е.А. Булавиной,  «Опыт изучения письма» И. Е. Гельб. Много познавательного и нужного содержится в работе Фридрих И. «История письма», в которой излагаются история и теория письма, анализируется проблема его происхождения и развития. Рассматриваются практически почти все письменности населения земного шара с древности до наших дней.
 


Глава 1. Основные этапы  развития письма
     В своем развитии письмо прошло несколько этапов. Каждый из этих этапов определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или фонемы) служили единицей письменного обозначения. Обычно выделяется четыре основных типа письма, традиционно называемые «пиктографическим» (от латинского picto – «рисую» и греческого  grapho – «пишу», т.е. рисуночное письмо), «идеографическим» (от греческих слов idea – «идея, понятие» и grapho, т.е. письмо понятий), «слоговым» и «буквенно-звуковым» [1, с.14]. «Это деление в известной мере условно, так как ни один из указанных типов письма не выступает в «чистом» виде. Каждый из них включает в себя элементы другого типа, образуя тем самым смешанные, переходные типы письма» [9, с.20]. Например, в пиктографии уже содержатся зачатки идеографии, а в идеографическом письме обнаруживаются многочисленные элементы слогового и буквенно-звукового письма. В свою очередь, буквенно-звуковое письмо часто совмещает в текстах идеографические знаки. Но такое деление дает возможность увидеть последовательность основных этапов в истории письма и тем самым представить общую картину развития и становления текстового документирования. 

     
      Пиктографическое  письмо
     Пиктографическое письмо это древнейший, самый первоначальный тип письма (от лат. pictus «картинный, нарисованный» и греч. grapho «пишу»). Пиктография - это фиксация и передача информации с помощью рисунков [10, с.145]. Была распространена у индейцев Америки, жителей Тропической Африки, аборигенов Австралии, малых народов Сибири и других вплоть до 20 века.
      Пиктограмма это схематический рисунок, художественное достоинство которого не имеет существенного  значения. Здесь важно было только, чтобы рисунок что-то сообщал, а  нарисованное правильно опознавалось теми, кому оно адресовалось.
      Появление пиктографического письма связывается  с периодом, когда первобытные  рисунки начинают применяться не только для эстетических  и религиозно-культовых потребностей, но и как средство коммуникации. Как полагают, пиктография относится к эпохе неолита, который начался для большинства народов с 8-6 тыс. до н.э. [6, с.62]. Появление в этот период племён, союзов племён - создало потребность в закреплении и передаче информации на большие расстояния.
     Основными средствами этого письма являются более  или менее сложные рисунки  сюжетного, повествовательного характера  или же серии рисунков. Оно представляет собой преднамеренное изображение  на камне, дереве, глине предметов, действий, событий с целью общения. [9, с.23].
     Пиктографическое письмо передает высказывание в целом, не расчленяя его на отдельные слова графическими элементами пиктограммы. В соответствии с этим отдельные элементы пиктограммы выступают как части единого целого и могут быть правильно поняты только в связи друг с другом. При помощи таких рисунков передавались на расстояние различные сообщения (например, военные, охотничьи) или же закреплялись во времени какие-либо памятные события, например, условие торгового обмена или сообщения о военных походах (Прил. 1). Иногда в этом письме использовались  и простейшие условные знаки, например черточки, указывавшие на количество предметов, о которых шла речь, условные знаки племенной собственности, календарные обозначения месяцев и т.п.
      Преимущества  пиктографического письма:
      передает только содержание высказывания, не отражая языковых особенностей передаваемого сообщения (звучания слов, их грамматических форм, последовательности слов и т.д.)
      не связано с конкретным языком, может быть расшифровано (прочитано) на любом языке
      обобщенность запечатления
      многозначность, может быть «прочтено» как слово, синоним этого слова, словосочетание, предложение с различными вариациями смысла, несколько предложений
      наглядность, доступность
      Однако  пиктографическому письму свойственны  и существенные недостатки. Будучи несовершенным и неупорядоченным  письмом,  пиктография допускает разные толкование сообщений и не дает возможность передавать сложные сообщения, содержащие отвлеченные понятия. Пиктография не приспособлена к передаче того, что не поддается рисуночному изображению, является абстрактным (бодрость, храбрость, зоркость и т.д.). Пиктографическое письмо невозможно прочитать, можно только толковать общий смысл сообщения.
     По  мере развития человеческого общества пиктографическое письмо перестало удовлетворять возраставшие потребности письменного общения. Каждый изобразительный знак пиктограммы, все более и более обособлялся, стал связываться с определенным словом, обозначая его. Постепенно этот процесс развился и расширился, что примитивные пиктограммы, утратив свою прежнюю наглядность,  начали выступать как условные знаки при обозначении не только слов с отвлеченным значением, но и слов, называющих конкретные предметы, вещи, обладающие наглядностью. И тогда на его основе возникает более совершенный тип письма - идеографическое письмо.
    Пиктографическое  письмо это самый древний тип письма, представляющий собой фиксирование целых событий, действий, явлений в виде рисунков или последовательности рисунков, не расчлененных на отдельные элементы. Появление пиктографического письма  обусловлено превращением небольших разрозненных родовых групп в более крупные племенные общины, а так же развитием между ними  постоянных торгово-обменных связей. Этот тип письма обладает существенным недостатком, который выражается в трудности толкования пиктограммы, т.к. это лишь первые попытки фиксирования информации и довольно схематические изображения не всегда одинаково «читаемые» автором и читателем, так же с помощью пиктографии невозможно передать абстрактные понятия. Однако это письмо обладает и существенными преимуществами, благодаря которым пиктография широко используется и в современном мире, такие как наглядность, доступность, обобщенность и независимость от какого-либо конкретного языка.  

     
      Идеографическое (логографическое) письмо
     Идеографическое письмо (от греч. idea – «идея, образ» и grapho – «пишу») тип письма, знаки которого (идеограммы) обозначают целые слова или же значимые части слов — морфемы.
     В идеографическом письме знак-рисунок постепенно превращается в знак-идею или идеограмму. Изобразительные знаки для конкретных предметов остались картинками, а для передачи общих понятий использовались слова со сходным звучанием. Например, по-египетски «ласточка» и «большой» звучат одинаково. Знак «ласточка» стал передавать оба эти значения. Если не было близко звучавшего конкретного слова, то на помощь приходила образность. Например, «энергичный» - выходящий из сердца, «щедрость» - протягивающий руки, «прохладный» - сосуд с льющейся водой. Таким образом, идеограмма означает уже не сам изображаемый конкретный предмет, а ассоциируемое с ним обобщенное понятие (например, круг с расходящимися лучами означает уже не солнце, а «жару», «тепло» или «день»). Для того чтобы различить значение данного знака (например, «дом» или «выходить»), стали ставить над ним специальный знак – детерминатив, т.е. так называемый ключ. Эти знаки сами не читаются, а лишь указывают, как прочесть основной знак. Например, в шумерской клинописи перед мужскими именами всегда ставился детерминатив в виде вертикальной черты. Отдельные детерминативы употреблялись перед именами царей, цариц, названиями городов, стран, рек и пр. Сегодняшние китайские иероглифы имеют похожее явление: символ со значением «дерево» присутствует в составе множества иероглифов, обозначающих деревянные предметы или виды деревьев; знак «вода» есть во многих иероглифах, имеющий «водную» тематику – «ручей», «лед».
     Зарождение  государства, которое нуждалось в устойчивом и точном письме для управления, учета, записи законов, а так же развитие общественного производства, торговли послужили стимулом для дальнейшего развития идеографического письма.
     Появилась потребность писать быстрее, передавать более сложные и длинные тексты. Это привело к большей схематизации рисунков, к превращению их в еще более условные знаки – иероглифы (Прил.2). Так на основе идеографии возникло иероглифическое письмо – высший этап развития идеографии - появившееся около 4 тыс. до н.э. В Китае иероглифическое письмо сохранилось до наших дней, хотя и не в форме чистой идеографии, а в виде словесно-слогового письма. Однако в основе его по-прежнему остаётся идеограмма. Иероглиф - условный изобразительно-образный графический знак идеографического письма, обозначающий слова (понятие), слоги и звуки. Знак в идеографическом письме превращается в образ-символ. Он становится более обобщенным, схематичным. Образ-символ - это переходная ступень от безусловного изображения к условному знаку.
     Достоинствами идеографического письма являются понятность, большая емкость,  компактность (для передачи одного и того же текста требуется в 4 раза меньше знаков, чем русских букв), отдельные знаки передают слова.
     Недостатки  идеографического письма:
      трудность передачи абстрактных понятий и собственных имен
      переносы одного знака на несколько связанных смысловыми ассоциациями слов (например, «нога» - «идти, стоять» или «глаз» - «видеть, смотреть, внимание, зоркость») создавали и увеличивали многозначность знаков
      невозможно указывать грамматические формы слов, отчего страдает точность передачи связи между понятиями
      является весьма сложным для обучения и неудобным для повседневного пользования (в Китае даже самые распространённые иероглифы содержат в среднем по 11 штрихов, а некоторые до 50 и более).
     Идеографическое письмо это второй этап развития письма, для которого характерно деление сообщения на знаки (идеограммы), обозначающие отдельные слова или морфемы. Этот тип письма отличается компактностью и емкостью, однако для его использования необходимо знать большое количество знаков. Кроме этого при использовании идеограмм возникают проблемы фиксирования абстрактных понятий и собственных имен. В развитии идеограмм можно проследить движение от изобразительных знаков к знакам условным, но еще сохраняющим наглядную основу, а затем уже к чисто условным знакам, утратившим всякий след наглядной изобразительности. 

     
      Слоговое (силлабическое) письмо
     Слоговое, или силлабическое (от греч. syllabе «слог») это письмо, в котором каждый графический знак обозначает такую единицу языка, как слог. Слоговые системы появились в середине 2 тыс. до н.э. Древнейшими слоговыми системами являлись шумерская, критская, письменность майя. Более поздними - японская слоговая азбука "кана" и корейское письмо. В настоящее время силлабические системы письма наиболее широко распространены в Индии, Тибете, Эфиопии и Юго-Восточной Азии.
       Слоговое  письмо проще логографического, но сложнее буквенно-звукового, так  как количество разных слогов в языке  меньше, чем количество разных звуков. Количество основных знаков в слоговых системах колебалось от 35-40 до двух с  лишним сотен. Кроме того, слоговое письмо точнее, чем логографическое, отражает язык, в особенности его фонетику. Сравнительно хорошо может передавать слоговое письмо и грамматические формы слов.
       По  сравнению с буквенно-звуковым слоговое письмо имеет лишь одно преимущество - большую легкость обучения грамоте. Для представителей подавляющего большинства  языков выделение слога из речи психологически проще, чем выделение отдельного звука, требует меньших аналитических  усилий. Недаром даже в современных  буквенно-звуковых системах обучение грамоте нередко начинается с  чтения по слогам.
       Знак  в слоговом письме обычно отображает сочетание гласный-согласный, или  просто один гласный звук. Но в некоторых  случаях знаки отображают более  сложные слоги (например, согласный-гласный-согласный  или согласный-согласный-гласный). Фонетическая связь слогов не находит отражения  в алфавите. Например, слог «ка» будет  выглядеть совсем непохожим на слог «ки», и в алфавите не будет схожих слогов с такими же гласными. Это видно в эфиопском письме, которое имеет слитные согласные и гласные звуки (Прил. 3) .
    Чаще  всего слоговая система письма применяется  для тех языков, где количество разных слогов невелико. Типичные в этом отношении японский и индийские языки. Слова в них строились из ограниченного количества слогов, повторяющихся в разных сочетаниях. Поэтому любое выражение мысли может быть передано сравнительно не большим количеством слоговых знаков. В японском письме, например, применяется всего 45 таких знаков [5, с.29].
     Наиболее  характерные черты слогового  письма заключаются в следующем:
      каждый письменный знак соответствует слогу
      основу слогового знака составляет графический элемент, обозначающий согласный звук
      гласные обозначаются графическими элементами, добавляемыми к основе слогового знака, причем одинаковые гласные обычно обозначаются одним и тем же графическим элементом
     Появление слоговых знаков можно рассматривать  как качественный и количественный скачок в истории развития письма. Качественный — потому, что слоговые знаки — это первые знаки, связанные  только со звучанием и свидетельствующие  тем самым, что уже начало осознаваться членение слов на слоги. Количественный — потому, что слогов в любом  языке значительно меньше, чем  слов и даже морфем, и, соответственно, в письме на смену очень большому числу идеографических знаков приходит ограниченное количество слоговых знаков.
     Слоговое  письмо это письмо, в котором отдельный  знак обозначает слог, а не отдельное  слово как в идеографическом  письме. Появление этого типа письма связано с развитием человеческого  мышления,  т.к. знаки уже не связаны  со звучанием слова, и графическим  сходством с изображаемым предметом, как это было в предыдущих этапах развития письма. Этот тип письма обладает сравнительно небольшим набором знаков, от 40 до двухсот, более точно отражает язык, в особенности его фонетику, передает грамматические формы слов. 

     
        Буквенно-звуковое (алфавитное) письмо
    Буквенно-звуковым письмом (алфавитом) принято называть такое письмо, в котором каждый графический знак (буква) обозначает не целое слово, как в идеографии, и не слог, как в слоговом письме, а отдельный типовой звук –  фонему. Поэтому буквенно-звуковое письмо иногда называют также фонемографическим и даже фонематическим [10, с.117].
     Таким образом, письменность стала абсолютно  четко передавать произношение.
     Главным достоинством буквенно-звукового письма явилось то, что для его использования  требовалось знание всего лишь около 22-30 символов, а не набор иероглифов из 2000 штук, как это требовалось  ранее. Никаких детерминативов также  оказалось не нужно.
     Буквенно-звуковое письмо появилось с изобретением около 1100 г. до н.э. в Палестине западносемитского алфавита. Самой характерной его разновидностью является финикийский алфавит, предок всех существующих сегодня в Европе видов письменности: латинского шрифта, кириллицы, греческого алфавита.
     Буквенно-звуковое письмо делится на консонантно-звуковое (передающее только согласные) и вокализованно-звуковое (передающее как согласные, так и гласные звуки).
     Консонантно-звуковое письмо применяется главным образом  семитскими народами – финикийцами, арамейцами, евреями, арабами и др. Консонантно-звуковое письмо, называемое так потому, что его знаками  обозначались только согласные  звуки (консонанты), является древнейшей разновидностью  буквенно-звукового письма. Появление  консонантно-звукового письма в  его чистом виде относится ко второй половине 2 тысячелетия н.э. [13,  с. 232]
     Консонантно-звуковые системы письма возникли и закрепились  преимущественно в тех языках, где значение, заключенное в корне, связано с согласными звуками, которые  обозначались на письме определенными  буквами. Гласные звуки, прослаиваясь между согласными, служили для  образования грамматических форм и  производных слов.
     Гласные не имели отдельных букв для своего обозначения и примысливались при  чтении. Это создавало с одной  стороны, весьма «экономное» письмо, позволяя обходиться небольшим количеством  разных графических знаков (от 20 до 30), а с другой стороны, делало консонантно-звуковое письмо менее точным, чем письмо вокализовано-звуковое, в передачи речи и нередко затрудняло понимания написанного. В связи с этим в некоторых языках, например в еврейском и арабском, со временем стали обозначаться и гласные, используя особые различительные знаки, надстрочные и подстрочные, правда, не всегда последовательно.
     Вокализовано-звуковое письмо это следующий этап в развитии буквенно-звукового письма. Вокализовано-звуковое письмо впервые возникло в 9 – 8 вв. до н.э. [13,  с.253] у древних греков, а от них перешло к римлянам (латинского письмо), к славянам и другим народам. Оно связано с обозначением на письме как согласных, так и гласных звуков.
     Во  2 – 1 тысячелетии до н.э. [5, с.31], когда складывалась алфавитная письменность, финикийцам принадлежало первенство в торговле на Востоке. Являясь мореплавателями финикийцы сталкиваясь с различными государствами, расположенными по побережью Средиземного моря, в том числе и с Грецией, усваивали достижения народов этих стран и одновременно влияли на развитие их культуры.
     Созданный греками алфавит был более  совершенным, чем финикийский, состоявший из 22 согласных букв (Прил. 4). Знаков для обозначения гласных букв у финикийцев не было. В греческом письме создаются знаки для обозначения согласных звуков, получивших равноценное значение. Фонетическая структура языка позволяла создание подлинно буквенного письма, которое впоследствии легло в основу ряда западных и юго-восточных алфавитов (латинского, готского, славянского).
    Буквенно-звуковое письмо – наиболее удобное письмо для большинства народов мира. Оно обеспечивает при помощи ограниченного  набора знаков (от 20 до 40) точную передачу звукового языка этих народов.
    Особенностью  буквенно-звукового письма по сравнению  с другими письменными системами  является его тесная связь с фонетикой  данного языка и простота употребления, что сильно облегчает обучение грамоте  и пользование этим письмом.
     Буквенно-звуковой тип письма, это письмо в котором  отдельный знак обозначает отдельный  звук. Таким образом, теперь  письменность стала абсолютно  полностью и  четко передавать  произношение. Этот тип письма очень удобен в употреблении, так как состоит из 20-40 знаков, с помощью которых можно отображать грамматические формы языка, взаимосвязь слов и  любые собственные имена.
     Таким образом, в своем развитии письмо прошло ряд этапов, от рисунка до отдельного знака – буквы.
     Пиктографическое  письмо самый древний тип письма, представляющий собой фиксирование целых событий, действий, явлений  в виде рисунков или последовательности рисунков, не расчлененных на отдельные  элементы. Появление пиктографического  письма  обусловлено превращением небольших разрозненных родовых  групп в более крупные племенные  общины, а так же развитием между  ними  постоянных торгово-обменных связей.
     Следующим этапом развития письма является идеографическое  письмо, знаки которого (идеограммы) обозначают целые слова или же значимые части слов — морфемы. Этот тип письма отличается компактностью и емкостью, однако для его использования необходимо знать большое количество знаков. Кроме этого при использовании идеограмм возникают проблемы фиксирования абстрактных понятий и собственных имен. В развитии идеограмм можно проследить движение от изобразительных знаков к знакам условным, но еще сохраняющим наглядную основу, а затем уже к чисто условным знакам, утратившим всякий след наглядной изобразительности.
     Третий  этап это слоговое письмо, в котором  отдельный знак обозначает слог, а  не отдельное слово как в идеографическом  письме. Появление этого типа письма связано с развитием человеческого  мышления,  т.к. знаки уже не связаны  со звучанием слова, и графическим сходством с изображаемым предметом, как это было в предыдущих этапах развития письма. Этот тип письма обладает сравнительно небольшим набором знаков, от 40 до двухсот, более точно отражает язык, в особенности его фонетику, передает грамматические формы слов.
     Последний этап развития письма это буквенно-звуковой тип письма, в котором отдельный знак обозначает отдельный звук. Таким образом, теперь  письменность стала абсолютно полностью и четко передавать  произношение. Этот тип письма очень удобен в употреблении, так как состоит из 20-40 знаков, с помощью которых можно отображать грамматические формы языка, взаимосвязь слов и  любые собственные имена.
      Развитие  письма протекало в направлении  передачи письменными знаками все  более и более мелких элементов  языка, что позволяло обходиться все меньшим количеством разных знаков. При этом письменные знаки  теряли свой первоначальный изобразительный  характер. Развитие письма было обусловлено возраставшими общественными потребностями, а также необходимостью более точной передачи человеческой речи.  
 
 
 
 
 
 

 


Глава 2. Назначение и область  применения  текстового документирования
     2.1.  Назначение текстового  документирования
     Текстовое документирование всегда играло и играет огромную роль в развитии общества и человеч
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.