На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Фискальная политика РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАВОВЕДЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
По  дисциплине «Экономическая теория»
Тема: «Фискальная политика РФ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Красноярск 2009 
 

     Содержание 

Введение………………………………………………………………… ……….3
Глава I. Сущность фискальной политики
1.1 Цели и задачи фискальной политики…………………………………….....4
1.2 Инструменты фискальной политики………………………………… ..…...6
1.3 Виды фискальной политики…………………….…………………………..10
      1.3.1. Дискреционная ………………………………………………………..11
      1.3.2. Недискреционная ……………………………………………………..13
Глава II. Бюджетная политика РФ на современном этапе
2.1 Бюджетная политика РФ на 2008-2010…...……………..............................16
2.2 Расходные обязательства РФ..........................................................................19
2.3 Основные  направления бюджетной политики в период кризиса………...22
Заключение…………………………………………………………  …………...28
Список  используемой литературы……………………………    ……………...30
     
Введение
 

     Фискальная политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулировании экономики посредством налогов и политики доходов и расходов.
     В прошлом, в течение длительного  времени, экономисты понимали лишь тот  факт, что государство через фискальную политику определяет, в какой пропорции  объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: фискальная политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.
     Каждое  правительство всегда проводит некоторую  фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Поэтому правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
     В данной работе раскрывается роль фискальной политики в государственной экономике, и рассматривается ее цели и структура. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования, и от того, как правительство будет осуществлять фискальную политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране, и судьба всей страны в целом. 

     Глава I. Сущность фискальной политики 

     1.1 Цели и задачи фискальной политики 

     Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет – смета  доходов и расходов государства за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений каналов расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.
     Ныне  экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие  на любую экономическую систему.
     Фискальная  политика – это политика государства в области налогообложения и государственных расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП.
     Фундаментальная цель фискальной политики состоит том, чтобы ликвидировать безработицу  или инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике.
     Стимулирующая фискальная политика включает:
     1) увеличение государственных расходов, или 
     2) снижение налогов, или 
     3) сочетание первого и второго. 
     Если  имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика.
     Сдерживающая  фискальная политика включает:
     1) уменьшение правительственных расходов, или 
     2) увеличение налогов, или 
     3) сочетание первого и второго. 
     Фискальная  политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля за инфляцией.
     Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков. Однако судить по этим показателям о действенности проводимой дискреционной политики достаточно сложно. Это объясняется тем, что, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты и излишки могут изменяться вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а, с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения объема национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности. Чтобы разделить эти причины и иметь возможность оценить правильность принимаемых мер, используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости.
     Изменение бюджета полной занятости показывает, как влияет проводимая фискальная политика на изменение совокупного спроса. Рост дефицита или сокращение излишка  бюджета полной занятости свидетельствуют о проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупного спроса. Наоборот, сокращение дефицита или увеличение излишка бюджета полной занятости являются результатом реализации сдерживающей фискальной политики, цель которой - сокращение совокупного спроса.
     Фискальная  функция проявляется в обеспечении  государства финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных потребностей. С ее помощью образуется централизованный фонд государства, за счет которого создается значительная часть доходов бюджета.
     Через фискальную функцию государство  обеспечивает:
     - достижение баланса между доходами  и расходами бюджетов;
     - равномерное распределение налоговых  поступлений по звеньям бюджетной  системы;
     - повышение уровня социальной  инфраструктуры в стране и в каждом отдельном регионе;
     - выполнение функций и задач  государства;
     - сохранение социальной стабильности. 

     1.2 Инструменты фискальной политики 

     Инструментарий  фискальной политики включает: манипуляцию  различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.
     Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные  закупки увеличивают уровень  совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.
     Налоги  и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим подробнее.
     Доходные  и расходные статьи бюджета располагаются  в соответствии с бюджетной классификацией конкретного государства.
     Бюджетные доходы
     Доходы  государственного бюджета образуются в основном из собираемых налогов. В  налоговых доходах консолидированного бюджета России, в отличие от развитых стран, лидирует не прямой налог на доходы физических лиц (из-за невысоких доходов основной массы населения и ухода от налогов богатой части населения), а косвенные налоги на физических лиц – на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, которые лишь опосредованно уплачиваются конечными покупателями, т.е. преимущественно физическими лицами.
     I Налоговые доходы:
    Прямые налоги на прибыль (доходы) предприятий и организаций по ставкам, установленным законодательством РФ, на прирост капитала.
    Налоги, взимаемые в зависимости от размера фонда оплаты труда, в том числе подоходный налог с физических лиц.
    Налог на добавленную стоимость.
    Акцизы.
    Лицензионные и регистрационные сборы.
    Налоги на товары и услуги.
    Налоги на имущество.
    Платежи за пользование природными ресурсами.
    Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, в том числе ввозные таможенные пошлины.
    Специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей экономики.
    Прочие налоги, сборы и пошлины.
     II Неналоговые доходы:
    Доходы от государственной собственности или от деятельности субъектов государственного управления.
    Доходы от продажи государственного имущества, в том числе от приватизации.
    Доходы от реализации государственных запасов.
    Доходы от продажи земли и нематериальных ресурсов.
    Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников.
    Административные платежи.
    Штрафные санкции.
    Сборы на специальные услуги.
    Доходы от внешнеэкономической деятельности
    Поступления на счета налоговых органов.
    Прочие неналоговые доходы
    Безвозмездные перечисления от:
      нерезидентов;
      других уровней власти;
      государственных внебюджетных фондов;
      государственных предприятий и учреждений;
      целевых бюджетных фондов.
     Бюджетные расходы
     В современном бюджете I место занимают социальные расходы (в России их часто называют расходами на социальные структурные мероприятия) – на образование, культуру, искусство и кинематографию, средства массовой информации, здравоохранение и физическую культуру, социальную политику.
     Расходы:
    Государственное управление, местное управление.
    Судебная власть.
    Международная деятельность.
    Национальная оборона.
    Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства.
    Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.
    Промышленность, энергетика и строительство.
    Сельское хозяйство и рыболовство.
    Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия.
    Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика.
    Развитие рыночной инфраструктуры.
    Жилищно-коммунальное хозяйство.
    Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
    Образование.
    Культура, искусство и кинематография.
    Средства массовой информации.
    Здравоохранение и физическая культура.
    Социальная политика.
    Обслуживание государственного долга.
    Пополнение государственных запасов и резервов.
    Финансовая помощь бюджетам других уровней.
    Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров.
    Мобилизационная подготовка экономики.
    Прочие расходы.
    Целевые бюджетные фонды
 
     1.3 Виды фискальной  политики  

     Фискальная  политика как способ финансового  регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения  и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и недискреционная. 

       
 
 
 
 

     1.3.1 Дискреционная фискальная  политика
     Под дискреционной фискальной политикой  понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
     Выделяют  два вида дискреционной политики:
    стимулирующую,
    рестриктивную.  
             

     Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада,  депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.
     В краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.
     В более долгосрочной перспективе  политика снижения налогов может  привести к расширению предложения  факторов производства и росту экономического потенциала.
     Осуществление этих целей связано с проведением  комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных расходов.
     Сдерживающая  бюджетно-налоговая  политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.
     Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.
     В краткосрочной перспективе эти  меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы  и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.  

      Затяжная  стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периодов, том числе и в России.
     В рамках дискреционной политики рассматриваются различные социальные программы, государственная программа занятости, изменения налоговых ставок.
     Государственная программа занятости является одной из мер в борьбе с безработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа за счет средств государства и местных органов власти. Например, широкое применение в рыночной экономике в период кризиса 1929-1933 гг. нашла программа организации общественных работ. По этой программе государство за счет бюджетных средств организовало различные виды работ для населения по принципу «лишь бы занять» — иногда одни копали ямы, а другие их закапывали. Поэтому довольно часто, с точки зрения экономики, эти программы были малоэффективны.
     Главная задача этих программ состояла в том, чтобы стимулировать совокупный спрос и снять социальное напряжение в обществе в условиях массового роста безработицы.
     Поскольку эти программы довольно расточительны, гораздо эффективнее    проводить    регулярную    антициклическую    политику,   чем бороться с последствиями кризиса не самым эффективным способом.
     Конечно, эти программы занятости могут модифицироваться. Так, для роста занятости можно поощрять мелкие предприятия, обеспечивающие максимальную занятость на своем производстве. Такая практика используется в Китае.
     В условиях нормального экономического развития правительство должно иметь стратегическую и четкую программу в области занятости, чтобы эффективно использовать ее в условиях спада, когда люди теряют работу. Программы занятости обычно носят довольно гибкий характер. Весьма эффективны они в том плане, что в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат и могут применяться местными властями на каком-либо локальном рынке.                                          
     Расходы на социальные программы включают в  себя выплаты пенсий, различные программы  помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и т. д. Эти программы позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения. Главным недостатком всех этих программ является то, что они вводятся в условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме.
     Изменение налоговых ставок, с этой точки зрения, является более эффект тинным инструментом в стремлении стабилизировать экономику.
     Так, снижение ставок подоходного налога в условиях кратковременного спада мoжет удержать доходы от сокращения,
предотвращая  тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы.
     Но  есть здесь и недостаток. Временное  снижение налогов не всегда приемлемо  для борьбы со спадом, так  как  в демократическом обществе, как  правило, сложнее повысить налоги после преодоления спада, гораздо проще бывает организовать политические настроения на борьбу с безработицей, чем на борьбу с инфляционным разрывом и чрезмерной занятостью.                                      
     Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру.
     Однако  узнать, во что выльются возникшие  тенденции макроэкономики полностью не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с известным запозданием. Образуется временной лаг между необходимостью настройки экономических рычагов фискальной политики и принятию решений правительства.
     Запаздывание  действия необходимых рычагов дискреционной  политики связано также с обычными административными процедурами по организации мероприятий, обусловленных проведением новой хозяйственной политики.
     Эффект  от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что  вложения средств в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени.
     Отмеченные  запаздывания, временные лаги между периодом возникновения потребности в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются друг на друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать. 

     1.3.2 Недискриционная  политика 

     Второй  вид фискальной политики – недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми  хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.
     "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.
     Их  суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого дохода. Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога на физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.
                                     
                 Встроенные  стабилизаторы, где:
                G — государственные расходы;
                Т— налоговые поступления
                      
 
 

     Рис.1
     На  графике размеры государственных расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения зависят от решений парламента и правительства, а не от роста ВНП (валового национального продукта). Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП. Налоговые же поступления во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи и доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема.
        

       В этот период налоговые поступления  превышают государственные расходы (T>G). Возникает излишек— профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики.
     График  отображает и падение налоговых  поступлений в период, когда ЧНП  уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, что спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.
     Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.
      Встроенные  стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний.
      На  основании данных о циклических  бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной  политики,  так  как  наличие  циклически   несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.
      В результате возникает структурный дефицит (излишек)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.