На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Типы рынков в условиях несовершенной конкуренции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 
 
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
"РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" 
КАЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 
 
Кафедра мировой экономики
 
 
 

Шифр  У-00111 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
по дисциплине "Экономическая теория" 
на тему: 
"
Типы рынков в условиях несовершенной конкуренции
 
 
 

Выполнена студентом(кой) 1 курса ____ группы  
дневной (заочной) формы обучения 
специальности __________________ 
Халитова Диана Айдаровна  
 
Руководитель 
к.э.н., доц. Осипов А.В.
 
 

 
 
Отметка о допуске (недопуске) к защите ______________  
 
 
 

Казань  2011 г.
Введение
Глава 1. Рыночный механизм и его функции
1.1 Сущность рынка.  Условия возникновения рынка
1.2 Функции рынка
1.3 Рыночная экономика
1.4 Структура  рынка. Инфраструктура рынка
Глава 2. Типология  рынков. Конкуренция и монополия  в рыночном механизме
2.1 Виды рынков
2.2 Рынок совершенной  конкуренции
2.3 Рынок чистой  монополии
2.4 Рынок монополистической  конкуренции
2.5 Рынок олигополии
Глава 3. Эффективность  и фиаско рынка
3.1 Эффективность  конкурентных рынков
3.2 Фиаско рынка
3.3 Роль государства  в формировании рыночной инфраструктуры
Заключение
Список использованной литературы
Приложение  
 
 
 
 
 

Введение
Современная экономика - это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, получение от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу  друг другу с целью взаимного  обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют  потребностям людей, их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат  необходимые им товары, а другие - денежный эквивалент этих товаров.
Понятие рынка, являясь одним из ключевых понятий  экономики, в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие  рынка многопланово и разнообразно. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромное количество людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.
Целью настоящей  курсовой работы является рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1). Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, рыночная экономика, структура рынка, инфраструктура рынка, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.
2). Раскрыть содержание  функций рынка, показать преимущества  рыночной экономики в использовании  ограниченных ресурсов на основе  анализа функций рынка.
3). Определить  критерии классификации видов  рынков. Дать обоснование критериям  их классификации. 
4). Провести сравнительный  анализ рынков совершенной и  несовершенной конкуренции по  критериям: количество участников, тип продукта, тип конкурентной  борьбы, условия вхождения и выхода  из отрасли, доступность информации.
Объектом исследования являются рынок и его виды.
Предметом исследования является механизм деятельности различных  видов рынка.
Структура исследования определена его целью и задачами.
Работа состоит  из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Теоретическую и методологическую основу данной работы составляют сборники научных трудов ученых и практиков.
Вопросы функционирования различных видов рынка отражены в работах таких отечественных  авторов, как Б.А. Райзберг, Валовой Д.В., Джуха В.М., Панфилова Е.А., проф. Чепурин М.Н., проф. Киселёва Е. А., Нуреев Р. М., Л.Лозовский, Е.Стародубцева и многих других.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Рыночный механизм  и его функции
1.1 Сущность рынка.  Условия возникновения  рынка. 

Рынок - одно из достижений человеческой цивилизации. Рынок возник более 6 тыс. лет назад  и прошел длительный путь развития - от простейших форм к сложным. Привести краткое и однозначное определение рыночной системы сложно, прежде всего, потому, что это не застывшее, раз и навсегда данное явление, а процесс эволюции экономических отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов труда и ресурсов, поступающих в индивидуальное и производственное потребление.
Категория «рынок»  в экономической теории имеет  широкую и узкую трактовку. В  широком смысле рынок определяется как особый способ организации экономических  отношений и поэтому отождествляется  многими авторами с рыночной экономикой "рынок - это экономические отношения, связанные с обменом товаров  и услуг, в результате которых  формируются прос, предложение и цена Б.Райзберг, Л.Лозовский, Е.Стародубцева.
В узком смысле рынок - это институт, обеспечивающий взаимодействие производителей и потребителей: "место купли-продажи товаров  и услуг, заключения торговых сделок.
На заре цивилизации, с первого общественного разделения труда - отделения пастушеских племен от земледельческих - люди начали обмениваться результатами своей деятельности. В  период разложения первобытнообщинного  строя обмен между общинами становится регулярным и приобретает форму  товарного обмена. Возникают и  развиваются товарно-денежные отношения, обусловленные двумя предпосылками: общественным разделением труда  и обособленностью производителей. Общественное разделение труда - постоянно  развивающийся процесс. Всякое его  углубление приводит к возникновению  новых отраслей, а, значит, к расширению многообразия потребностей и способов их удовлетворения. Параллельно развивается  обмен результатами хозяйственной  деятельности. Однако для возникновения  товарно-денежных отношений одного общественного разделения труда  мало. Продукты труда становятся товарами только тогда, когда они производятся независимыми, самостоятельными, обособленными  друг от друга производителями. Экономическая  обособленность означает, что решение  о производстве того или иного  товара принимает сам производитель, руководствуясь собственным видением, опытом и навыками. В принятии такого решения ему никто не мешает. Однако результат производства признается обществом только на рынке. Значит, начиная процесс производства, производитель уже в определенной степени зависит от рынка, ориентируясь на него, изучая конъюнктуру и другие факторы спроса.
Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного  вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.
     Не  менее важным условием возникновения  рынка является специализация. Специализация- форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например, автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например, завод шарикоподшипников), технологическую -- стадийную (например, прядильная фабрика). Специализация в настоящее время достигла такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.
     Важной  причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый  способный человек может произвести лишь небольшое количество благ.
     Причиной  формирования рынка является и экономическая  обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда в первую очередь предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.
     В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.
     Кроме того, причина становления рынка  кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок  предполагает свободу конкурентного  поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства  неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. 
 

1.2 Функции рынка
     Современный высокоразвитый рынок оказывает  огромное воздействие на все стороны  хозяйственной жизни, выполняя следующие  основные взаимосвязанные функции:
1) Самая важная  функция рынка - регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена - сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о которой писал еще А.Смит, но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.
2) Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.
3) Стимулирующая  функция осуществляется с помощью  рыночных цен. В данном случае  стимулируется эффектвность экономики. Цены “вознаграждают” дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
4) Информирующая  функция рынка. Рынок представляет  собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим  субъектам. Сложившиеся цены "сообщают" бизнесменам о состоянии экономики.  В частности, через конкретный разброс цен (скажем на чай, кофе и какао), через их падение и рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, об ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются, о запросах потребителей и т. д. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
5) Посредническая  функция состоит в том, что  рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров,  предоставляя им возможность  общаться друг с другом на  экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
6) Оздоравливающая (санирующая) функция жестока, но экономически оправдана. Рынок "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности - от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм. Т.е. предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства терпят поражение в конкурентной "борьбе" и "наказываются" банкротством. И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются. Решая задачи со многими экономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов, товаров и способов производства. Для одних участников рынка требования этого отбора оказываются непомерными, и они выбывают из "игры" по причине убытков и банкротства. Экономический успех, прибыли других участников свидетельствуют об удачно выбранных производственных решениях, способах роста и направлениях деятельности. Этот своеобразный естественный отбор в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные люди, позволяет сохранять саморегулируемость в движении потоков товаров, доходов и денег.
7) Через социальную  функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления.
С учетом функций  рынка его элементами выступают: производители и потребители; цены; спрос и предложение; конкуренция ("невидимая рука провидения", по А. Смиту). 
 

1.3 Рыночная экономика
     Рыночная  экономика - это система экономических  отношений по поводу купли-продажи  товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной  конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения  социально- экономических проблем. Современная рыночная экономика  представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной  системы правовых норм бизнеса, и  объединяемых единым понятием - рынок.
Основными принципами функционирования рыночной экономики  являются:
1) свобода экономической,  хозяйственной, предпринимательской  деятельности личности, социальной  группы;
2) примат потребителя:  появляется особый вид ответственности  перед потребителем, и потребитель  диктует свою волю, желания, вкус  производителю;
3) рыночное ценообразование:  цена на рынке формируется  в результате торга продавца  и покупателя, взаимодействия спроса  и предложения;
4) договорные  отношения;
5) конкуренция;
6) государственное  регулирование рынка и рыночных  отношений. В качестве инструментов  регулирования рынка выступают  государственные программы, налогообложение,  финансово-кредитная и банковская  система;
7) открытость  экономики: хозяйственные организации  и предприниматели обладают правом  осуществления внешнеэкономических  операций при соблюдении определенных  условий и ограничений;
8) обеспечение  социальной защищенности населения. 
 
 
 
 

1.4 Структура рынка.  Инфраструктура рынка
     Рыночной  экономике необходима инфраструктура (от лат. infra - ниже, под и structura-строение, расположение) - комплекс рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое. Иными словами, инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.
     Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и  другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.  Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи. В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки.
     Важнейшими  элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Элементом  инфраструктуры рынка выступает  кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды  профсоюзов и других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. Ядро кредитной системы - банковская система. Она включает в себя национальный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки.                                         В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.  Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила "рыночной игры". 

2. Типология рынков. конкуренция и монополия в рыночном механизме
2.1 Виды рынков
По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.
Существуют множество  видов рынков, главные из которых  можно сгруппировать по следующим  четырем признакам :
Таблица2.1.1 Основные виды рынков
 
по  виду продаваемого товара по  масштабам охвата территории с точки зрения соответствия действующему законодательству по  уровню конкуренции  
1 2 3 4  
- рынок  сырья; - рынок материалов;
- рынок драгоценностей;
- рынок средств производства;
- рынок недвижимости;
- рынок потребительских  товаров и услуг;
- рынок информационного  и интеллектуального (духовного)  продукта;
- рынок инноваций;
- рынок капитала;
- рынок валюты;
- рынок ценных  бумаг;
- рынок труда,  рабочих мест и рабочей силы
- мировой рынок - зональный рынок
- региональный  рынок
- национальный рынок
- внутренний  и внешний рынок (применительно  к каждой стране)
- легальный  (официальный) рынок - нелегальный  (теневой, чёрный…) рынок
- рынок совершенной  конкуренции (высококонкурент-ный, свободный); - рынок монополистической  конкуренции,
- рынок олигополии,
- рынок чистой  монополии (закрытый)
 
         
   В качестве исходного рыночного критерия целесообразно признать деление рынков по признаку «факторы производства».
  Каждый из рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие элементы. Так, рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т. д.; рынок информации - рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок - рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.
  В условиях углубления и расширения хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которых выступают торговцы всех стран. Вместе с тем пока продолжают существовать и относительно обособленные национальные рынки отдельных товаров в пределах государственных границ. Среди множества товарных рынков выделяются крупные рынки сырьевых, продовольственных товаров, машин и оборудования, других готовых изделий, рынки рекламных, строительных, туристских и иных услуг, а также фрахтовый, валютный и кредитный рынки. Существуют особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, выставки, ярмарки.
  Рыночная структура - набор технологических, рыночных и институ-циональных факторов, влияющих на поведение фирм. Виды рыночных структур определяются в зависимости от главных субъектов рынка - покупателей (psoneo - от греч.) и продавцов (poleo - от греч.) и количества субъектов (mono - один субъект; oligos - несколько; poly - много). В соответствии с этим можно построить матрицу рыночных структур. 

Таблица1.2.2 Матрица рыночных структур
 
Покупатели  (psoneo)
Продавцы
(poleo)
Много =poly=
Несколько =oligos= Один =топо=
 
много =poly=
1.Двусторонняя поли-полия (совершенная конкуренция) 2. Олигопсония 3. Монопсония  
несколько =otigos=
4. Олигополия 5. Двусторонняя  олигополия 6. Олигополия, огра-ниченная монопсонией  
один = mono=
7. Монополия 8. Монополия, огра-ниченная олигопсонией 9. Двусторонняя  монополия  
         
При рассмотрении структурной организации рынка  определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих  в процессе обмена всеобщего эквивалента  стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и  потребителей, характер и структура  отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
В микроэкономической теории исследуют следующие 4 типа рыночных структур:
совершенная (чистая) конкуренция;
монополия;
монополистическая конкуренция;
олигополия.
В теории строения рынков исследуют следующие основные факторы, определяющие рыночную структуру (см. приложение 1 - стр. 37): количество фирм в отрасли и их размеры; количество покупателей; тип производимой фирмами  продукции (однотипная (стандартная) или  дифференцированная); возможность для  входа в отрасль и выхода из неё других фирм; тип конкуренции (ценовая или неценовая); информированность  продавцов и покупателей относительно изменения факторов спроса и предложения. 

2.2 Рынок совершенной  конкуренции.
     Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere - сталкиваться, состязаться). Конкуренция - по А.Смиту - поведенческая категория, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - "невидимая рука" рынка, которая координирует деятельность его участников. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Конкуренция - соперничество  между участниками рыночного  хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое  столкновение неизбежно и порождается  объективными условиями: полной хозяйственной  обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной  конъюнктуры и противоборством  с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание  и процветание - закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка.
Рис. 2.1.1. Классификация  рыночного соперничества
Совершенная конкуренция - рынок, где множество фирм продают  совершенно одинаковые товары, и ни одна фирма не обладает достаточно большой долей рынка, способной  влиять на рыночную цену товара.
Рыночную структуру  совершенной конкуренции определяют 6 основных характеристик:
1) Множество  фирм и их незначительные размеры  в отрасли (фирмы являются «ценополучателями»).
2) Множество  покупателей.
3) Однотипная (стандартизированная)  продукция.
4) Легкие условия  для входа в отрасль и выхода  из нее других фирм.
5) Отсутствие  ценовой конкуренции между продавцами.
6) Полная информированность  всех участников рынка относительно  изменения цен и свойств товаров.
     График  спроса на продукт конкурентной фирмы представляет собой горизонтальную линию D = MR = AR, т.к. в условиях совершенной конкуренции имеется множество фирм, каждая из которых производит лишь небольшой объем производства продукции и поэтому каждая их них в отдельности не может влиять на установление цены на рынке. Другими словами, фирма в условиях совершенной конкуренции является «ценополучателем», т.е. получает цену на продукцию с рынка и вынуждена продавать каждую единицу продукции по определенной рыночной цене.
Итак, фирма в  условиях совершенной конкуренции: не способна оказать влияния на рыночную цену; принимает рыночную цену как  данную; сталкивается с абсолютной эластичностью спроса на свою продукцию.
Средний доход (AR) фирмы и ее предельный доход (MR) равны  рыночной цене продукта, а графики  среднего и предельного дохода совпадают  с графиком спроса. Общий доход (TR) растет по мере увеличения объема продаж (рис. 2.2).
Максимизация  прибыли фирмой в краткосрочном  периоде
Существует два  подхода к максимизации прибыли.
Первый основан  на сравнении средних и предельных величин (рис. 2.2.3.). В условиях совершенной  конкуренции фирма максимизирует  свою прибыль или минимизирует убытки, выбирая такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = МС) при условии, что цена (Р) превышает минимальное значение средних переменных издержек (Р > AVC). Точка - точка оптимального выпуска.
1) Если Q > Q*, то  МС > MR и невыгодно увеличивать  объем выпуска.
2) Если Q < Q*, то MR > МС, а это стимул для роста  производства.
3) В точке , МС - MR = Р или МС - Р.
Второй подход состоит в том, что фирма сравнивает получаемый ею валовой доход (TR) при  различных объемах выпуска с  валовыми издержками (ТС). Фирма выберет  вариант, когда разница между TR и  ТС будет максимальной, т.е. когда  будет достигнут максимальный объем прибыли.
До F1 и после F2 ТС > TR -- производство убыточно и  нецелесообразно.
Но и в этой, казалось бы, идеальной модели существуют изъяны. Экономисты признают четыре возможных  фактора, препятствующих эффективности  распределения ресурсов в конкурентной экономике:
а) нет причины, по которой конкурентная рыночная система  приведет к оптимальному распределению  доходов;
б) распределяя  ресурсы, конкурентная модель не допускает  побочных издержек и выгод или  производства общественных благ;
в) отрасль с  чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса;
г) конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий  для разработки новых продуктов.
Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим для понимания принципов функционирования рыночного механизма. 

2.3 Рынок чистой монополии
     Существуют  рынки, где в той или иной степени  возможно влияние на условия акта купли-продажи со стороны производителя (покупателя). Факт такого влияния определяет степень рыночной власти, характеризующей  рынки несовершенной конкуренции. Если для конкурентных рынков характерны только неценовые формы конкуренции, то отличительной особенностью несовершенных рынков являются ценовые формы борьбы между производителями. Потенциальная способность фирм устанавливать цены на свою продукцию определяет степень монополизации такого рынка.
     В зависимости от степени ограничения  конкуренции выделяют несколько  видов несовершенных рынков: монополия, олигополия и монополистическая  конкуренции.
     Монополия - исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Рыночная власть - это способность фирмы (продавца) или покупателя воздействовать на цену товара. У монополии рыночная власть полная. Чистая монополия - это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Чистая монополия - это крайняя форма рыночной структуры, противоположная совершенной конкуренции.
  Характерные черты чистой монополии: понятия «фирма» и «отрасль» совпадают; покупатели не имеют возможности выбора; чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении; кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса; чистая монополия ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.
  Барьеры для входа в отрасль - это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм. Все барьеры делятся на 2 вида: естественные, которые возникают по экономическим причинам (экономия от масштаба производства, контроль над ключевыми ресурсами) и искусственные, создаваемые институциональным путем, например, вследствие действий правительства (патенты, лицензии или нечестные действия монополиста).
Источники монопольной  власти:
1) Исключительные  права (авторские права, патенты,  лицензии, франчайзинг).
2) Устойчивые  предпочтения потребителей (низкая  эластичность спроса).
3) Контроль над  ресурсами (местонахождение, источники  сырья).
4) Эффект масштаба (оптимальный объем выпуска при  удовлетворении всего рыночного  спроса).
Виды монополий:
1) Закрытая монополия носит долгосрочный характер, т.к. она защищена с помощью юридических ограничений (выпуск денег, оружия).
2) Открытая монополия носит временный характер, т.к. связана с исключительными правами, закрепляющими права собственности какого-нибудь уникального товара.
3) Естественная  монополия носит долгосрочный характер, т.к. минимальный уровень средних общих издержек может быть достигнут при очень больших объемах производства (электроэнергетика, железные дороги и т.д.).
Общественные  издержки монопольной власти - это убытки или потери для общества в целом от монопольной власти. Предельные издержки - затраты на производство дополнительной единицы продукции. Показатель Лернера монопольной власти - L = (Р - МС)/Р, который показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. 0 < L < 1, чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана определяет степень концентрации рынка: Н = Р* + Р* + ... + Р* , где Н -- показатель концентрации, Рп -- процентная доля фирмы на рынке или удельный вес в отраслевом предложении.
Ценовая дискриминация - разница в ценах на одинаковый по качеству товар для разных покупателей, не связанная с затратами на его производство. Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация) - наличие особой цены для каждого покупателя. Ценовая дискриминация второй степени (по объему продаж) - назначение цены в зависимости от объема покупки. Ценовая дискриминация третьей степени (сегментированная ценовая дискриминация) - назначение разных цен для разных групп покупателей.
Кривая предельного  дохода монополиста лежит ниже кривой спроса. Для увеличения объёма продаж монополист снижает цену на каждую дополнительную единицу продукции. Кривая спроса на продукт чистой монополии  имеет отрицательный наклон, поэтому  фирма может оказывать влияние  на цену, контролируя выпуск товаров. Возможность влиять на цену товара называется монопольной властью. В  случае простой монополии предельный доход (MR), получаемый от продажи дополнительной единицы товара, ниже его цены (кроме первой единицы) - MR < Р. График MR проходит ниже кривой спроса Существует взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего дохода (TR) и предельного дохода монополии (MR). Когда спрос эластичен, значение MR положительно и общий доход растет. Когда спрос не эластичен, MR < 0 и TR падает. Наконец, когда спрос единичной эластичности, MR = 0, a TR -- максимальный, монополист, очевидно, ограничит объем выпуска эластичной частью кривой спроса. 

2.4 Рынок монополистической  конкуренции
  Монополистическая конкуренция - тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью фирмы-продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж, при этом ни одна из них не обладает всей полнотой власти по контролю рыночной цены. Рыночная власть - способность производителя (или потребителя) оказывать влияние на рыночную цену экономических благ.
Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию «чистой  монополии» и в то же время на «совершенную конкуренцию». Американский экономист Эдуард Чемберлин в книге «Теория монополистической конкуренции» (1933) разъяснил, что реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов.
Рынок монополистической  конкуренции наиболее конкурентен и наименее монополизирован - это рынок взаимодействия относительно большого числа продавцов, предлагающих дифференцированную продукцию (похожую, но не идентичную).
Кривая спроса фирмы в условиях монополистической  конкуренции -- нисходящая, эластичная. Факторы эластичности спроса - число конкурентов; степень дифференциации продукта.
Особенности рынка  монополистической конкуренции:
1) Дифференциация  продукта; замещение благ высокое,  но не абсолютное; лояльность  к торговой марке; фирмы обладают  ограниченной рыночной властью.
2) Большое число  продавцов; небольшая доля фирмы  в рыночном предложении; фирма  несёт определённые издержки  привлечения покупателей.
3) Относительно  свободный вход на рынок и  выход из него; издержки входа  выше, чем при совершенной конкуренции;  отсутствие отраслевых барьеров.
4) Автономность  поведения фирм приводит к  отсутствию сговора; свобода принятия  решений; отсутствие стратегического  поведения.
5) Убывающая  кривая спроса.
Уровень производства товара монопольно-конкурентной фирмой меньше, чем уровень производства фирмами, не являющимися монопольными конкурентами, но действующими при эффективном масштабе производства.
Дифференцировать  товар - это значит отличить его от других, аналогичных товаров по какому-либо признаку: качество, реклама, торговая марка, условия продажи, упаковка и т.д. Дополнительные расходы, связанные с дифференциацией товара, могут стать барьером для входа новых фирм в отрасль. Монопольно-конкурентная фирма производит на уровне меньшем, чем при эффективном масштабе производства.
Эффективный масштаб  производства - это объем выпуска, минимизирующий АТС. Поскольку фирма могла бы увеличить Q и уменьшить АТС, говорят о наличии избыточной мощности (AQ). AQ = эффективный масштаб производства - Q* (фактический объем выпуска).
Наличие избыточной мощности говорит о том, что покупатели потребляют не максимально возможное  количество товара и не по самой  низкой цене (Р* > МС). Это означает, что монополистическая конкуренция -- менее эффективная рыночная структура, чем совершенная конкуренция. Т.к. Р* > МС, то некоторые потребители воздерживаются от приобретения товара, таким образом возникают безвозвратные общественные потери монопольного ценообразования.
В краткосрочном  периоде каждая фирма на рынке  монополистической конкуренции  во многом подобна чистой монополии (см. рис. 2.4.2). Сначала она выбирает объем выпуска, исходя из равенства МС = MR, а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объему (Р*).Будет ли при этом фирма получать прибыль или нести убыток, зависит от соотношения цены и АТС. Однако в условиях монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго.
Источники получения  прибыли фирмой при монополистической  конкуренции: вывод на рынок уникального  товара; благоприятное расположение фирмы; маркетинговые барьеры; применение передовой технологии. В долгосрочном периоде прибыль притягивает конкурентов в отрасль, а убытки поощряют выход из нее. Процесс миграции фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет нулевой отметки. Эта ситуация аналогична совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.