ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
|
Поиск учебного материала на сайте<
|
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
|
| | |
Результат поиска |
|
Наименование:
|
реферат Преобразования Петра I в области культуры и быта |
Информация: |
Тип работы: реферат.
Добавлен: 15.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 6.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
|
|
|
Описание (план): |
|
|
Краснодарский
государственный университет культуры
и искусств
Факультет
права и юридической защиты культуры
Кафедра
теории и истории государства
и права
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по предмету:
Отечественная
история
«Преобразования
Петра I
в области
культуры и быта»
Работу
выполнил:
Студент
1 курса
ФПЮЗК
Заочная
форма обучения,
Группы
ЮФЗ-10
Краснодар
- 2010 г.
Содержание
Введение
Преобразования
Петра I
Быт
Петровского времени
Духовная
реформа
Сельское
хозяйство и промышленность
Образование
и наука
Искусство
(архитектура, скульптура,
живопись)
Заключение
Литература.
Введение
То
академик, то герой,
То
мореплаватель, то плотник,
Он
всеобъемлющей душой
На
троне вечный был
работник!
А.С.Пушкин
В
этих строках выражена самая суть
характера Петра 1 – царя-реформатора.
Еще с детства Петр отличался любознательностью,
и поражал всех живостью и непоседливостью.
Юный монарх отличается от своих братьев
Федора и Ивана и отменным здоровьем. В
1682 году по предложению патриарха Иоакима,
поддержанного частью бояр и стрельцами,
10-летнего Петра объявили царем. Однако
мать царя Петра Алексеевича, царица-регентша,
и ее помощники не смогли удержать власть,
т.к. не обладали достаточными государственными
способностями, и уже осенью 1682 года реальная
власть перешла к Софье Алексеевне, дочери
царя Алексея от первого брака, сестре
Петра.
В
годы правления Софьи Петр номинально
оставался царем, однако никакой роли
в политических делах не играл. Рос мальчик-царь
в обстановке постоянной борьбы боярских
группировок за власть, тогда же против
властей выступили стрельцы и солдаты.
Основное внимание в юные годы он отдавал
воинским играм, ”потехам”. По приказу
юного царя в окрестностях села Преображенское
на реке Яуза построили Пресбург - “потешную
фортецию”, которую осаждали по всем правилам
воинского искусства. В батальоны своих
“потешных”, помимо знатных, Петр собирал
холопов и “ простецов”, лишь бы были
они людьми шустрыми, веселыми и исполнительными.
Недалеко
от Преображенского располагалась
Немецкая слобода –Кокуй, где были
сосредоточены иноземцы, мастера всякого
рода, военные специалисты. Петр, вызывая
нередко удивление и осуждение, сближается
с иноземцами. С помощью новых учителей
иностранцев Петр усвоил основы арифметики
и геометрии, артиллерии и фортификации,
узнал правила вождения судов, возведения
крепостей, мог высчитать полет пушечного
ядра.
Подраставший
царь, занятый “потешными” играми и учением,
с явным неудовольствием и раздражением
следил за действиями сестры- правительницы.
Таков был его характер: упрямый, самостоятельный,
резкий. В 1689 году при поддержке своих
“потешных”, почти всех стрелецких и
солдатских полков, большинства дворян,
юный царь Петр берет власть в свои руки.
Начинается самостоятельное правление
Петра.
Преобразования
Петра I
Быт
Петровского времени
Реформы
Петра Великого касались различных
сфер жизни общества. В 1699 г. Петр издал
указ о изменении календаря. Ранее летоисчисление
велось по календарю византийского образца:
Новый год начинался 1 сентября. С 1699 года
Новый год должен был начинаться с 1 января,
по европейскому образцу. Эта реформа
вызвала большое недовольство, т.к. ранее
летоисчисление велось от сотворения
мира, а в пересчете на новый лад 1700 г. должен
был наступить только через 8 лет.
В
новом 1700 году был издан указ о
создании в Москве первых аптек; другим
указом запрещалось ношение ножей
под страхом кнута или ссылки.
В 1701 г. либеральный дух нового царствования
был выражен в ряде указов: воспрещалось
падать на колени при появлении государя;
обнажать голову зимой , проходя мимо дворца.
В 1702 г. наступил черед реформирования
семейной жизни: были сделаны попытки
обеспечить брачный союз более прочными
нравственными гарантиями. После посещения
Франции Петр издает указ о гостеприимстве.
По-новому
стало исчисляться и время суток. Куранты,
установленные на Спасской башне в начале
17 в. имели циферблат с 17 делениями, вращался
циферблат и подводил одну из цифр к стрелке.
Количество дневных и ночных часов в сутках
колебалось от 7 до 17. При Петре количество
часов в сутках стало неизменным – 24. В
начале 18 в. куранты в Кремле заменили
голландскими, с подвижными часовой и
минутной стрелками, и циферблатом с 12
делениями.
Почти
сразу после возвращения из Великого
посольства, в 1700–1701 гг. издаются и
оглашаются с барабанным боем на площадях
и улицах указы, предписывающие дворянству
брить бороды, а кроме того носить
платье немецкое и французское. Приверженцев
русской старины жестоко наказывали.
Царь самолично резал бороды боярам. Дворян,
явившихся на службу с бородой и усами
били батогами. Купцам за торговлю русским
платьем грозил кнут и каторга. Тогда же
вошел в моду и парик. При всем своем неудобстве
он имел и немалые преимущества: долго
сохранял форму, скрывал лысину, и придавал
своему владельцу представительный вид.
К
мероприятиям того же «бытового» порядка
следует отнести учреждение распоряжением
начальника петербургской полиции
26 ноября 1718 г. ассамблей, явивших собой
новую форму досуга для дворянства,
предшествовавшую великосветским балам.
В ассамблеях участвовали женщины,
что было не характерно для бытового
уклада предшествующей эпохи. Распоряжением
были предусмотрены время, место
и сам характер проведения ассамблей.
Гости танцевали, играли в карты
и шахматы, курили. По воспоминаниям
современников (камер-юнкера Ф. В. Берхгольца),
поначалу присутствовавшие чувствовали
себя достаточно неуютно и скованно, но
постепенно и ассамблеи и новое европейское
платье вошли в обиход дворянства и уже
ко II четверти XVIII в. стали восприниматься
вполне естественно. Для облегчения освоения
новых форм поведения в 1717 г. было издано
специальное пособие, сборник правил поведения
в обществе и дома под названием «Юности
честное зерцало или показание к житейскому
обхождению».
Духовная
реформа
Видное
место среди преобразований Петра
занимает Духовная реформа. Петр прекрасно
знал историю борьбы за власть своего
отца с патриархом Никоном, ему также
было известно отношение Духовенства
к его преобразованиям. В это
время патриархом в России был
Адриан. Отношения между Петром и
патриархом были явно натянутыми. Петр
отлично понимал стремление церкви
починить себе светскую власть- это и обусловило
те мероприятия , которые были проведены
в этой сфере. В 1700 г. умер патриарх Андриан,
но царь не спешил с избранием нового патриарха.
Руководство делами церкви было передано
рязанскому митрополиту Стефану Яворскому,
его объявили блюстителем патриаршего
престола. Хоть в лице Яворского Петр и
не видел в лице Яворского Петр и не видел
активного сторонника, но, по крайней мере,
Яворский не очень яростно выступа против
политики Петра.
На
дороге Петра стала еще одна проблема
- раскольничество.” Петру пришлось начать
борьбу с раскольничеством. Раскольники,
владея большими богатствами, отказывались
принимать участие в общих повинностях
: поступать на службу военную или гражданскую.
Петр нашел решение этому вопросу- он обложил
их двойным налогом. Раскольники отказались
платить- разгорелась борьба. Раскольников
казнили, ссылали в ссылку или пороли.“
Петр стремился оградить себя от влияния
церкви, в связи с этим он начинает ограничивать
права церкви и его ее главы: был содан
совет епископов, собиравшийся периодически
в Москве, а затем , в 1711г. , после создания
Синода- глава церкви потерял последние
штрихи независимости. Таким образом церковь
была полностью подчинена государству.
Н царь прекрасно понимал , что подчинение
церкви простому органу управления является
невозможным. И в 1721 г. был создан Святейший
Синод, ведавший делами церкви. ”Синод
был поставлен в один ранг с Сенатом, выше
всех остальных коллегий и административных
органов. Структура Синода ничем не отличалась
от структуры любой коллегии. В Синод входили
12 человек. Возглавлял Синод президент
, 2 вице-президента, 4 советника , 5 ассесоров.“
В 1722г. названия были изменены . Президентом
Синода был назначен Стефан Яворский.
После смерти Яворского его обязанности
фактически выполнял Феофан Прокопович,
человек, по оценке Петра, умный и образованный.
С Петром он был знаком давно, еще с 1716г.
,когда царь заметил этого молодого и красноречивого
проповедника и вызвал его в Петербург.
С этого времени Феофан Прокопович стал
деятельным помощником царя в составлении
целого ряда новых реформ. С церковной
кафедры он защищал идеи и стремления
царя - преобразователя.
“По
указу от 25 января 1721 г. Синод был
основан, а уже 27 января , заранее созванные
члены Синода принесли присягу и 14 февраля
1721 г. произошло торжественное открытие.
Духовный регламент, для руководства деятельностью
Синода, был написан Феофаном Прокоповичем
и исправлен и одобрен царем.”
Духовный
регламент это законодательный
акт, определявший функции ,права и обязанности
Синода, его членов по управлению Русской
православной церковью. Он приравнивал
членов Синода к членам других государственных
учреждений.
Церковь
отныне полностью подчинялась светской
власти. Нарушалась даже тайна исповеди.
По указу Синода от 26 марта 1722 г. всем
священникам предписывалось доносить
властям о намерении исповедавшегося
совершить измену или бунт. В 1722 г.
церковная реформа была завершена
установлением должности обер-прокурора
Синода. Таким образом Церковь лишилась
самостоятельной политической роли и
превратилась в составную часть бюрократического
аппарата. Нет ничего удивительного в
том, что такие нововведения вызвали недовольство
духовенства, именно по этой причине они
были на стороне оппозиции и участвовали
в реакционных заговорах.
Не
только внешний вид управления церковью
изменился, но и внутри церкви произошли
радикальные изменения. Петр не жаловал
ни “белых“ ни ”черных“ монахов. Видя
в лице монастырей статью неоправданных
расходов, царь решил сократить расход
финансов на эту сферу, заявив, что
укажет монахам путь к святости не
осетрами , медами и винами ,а хлебом, водой
и работой на благо России. По этой причине
монастыри были обложены определенными
налогами, помимо этого им надлежало заниматься:
столярным делом, иконописью, прядением,
шитьем и т.д. - всем тем, что не было противопоказано
монашеству.
Создание
такого вида управления и организации
церкви сам Петр объяснил следующим
образом:” От соборного правления можно
не опасаться Отечеству мятежей и смущения,
каковые происходят от единого собственного
правления духовного...“
Таким
образом Петр устранил угрозу покушения
духовной власти на светскую, и поставил
церковь на службу государству. Отныне
церковь являлась частью той опоры на
,которой стояла абсолютная монархия.
Сельское
хозяйство и промышленность
Не
менее значимые преобразования были
проведены в сфере сельского
хозяйства и промышленности. Стараниями
Петра были освоены новые культуры
растений: помимо хрестоматийно известного
картофеля (который, правда, будучи завезен
в страну Петром, получил широкое
распространение только во II половине
XVIII – начале XIX вв.), царь активно
содействовал распространению культуры
винограда. Специальными указами насаждались
более совершенные сорта технических
культур: льна, конопли. Заводился голландский
скот. Совершенствовались технологии:
специальными указами серпы заменялись
косами-литовками.
Преобразования
в технике и промышленности относятся,
пожалуй, к разряду самых неохватных
сфер деятельности Петра. Заинтересовавшись
привезенной князем Долгоруковым астролябией
и случайно найденным в сарае
старым английским ботиком, который, к
изумлению молодого царя, обладал
способностью ходить галсами против
ветра, он на всю жизнь сохранил увлеченность
техникой. Петр сам был мастером
многих ремесел – умел работать
руками. Его увлечением, которому он
часто посвящал свободное время,
было токарное дело. Технический прогресс
был непременным условием военно-политического
могущества России. При Петре русская
промышленность выходит на новый
уровень развития. В России при
активном участии государства устраиваются
мануфактуры, совершенствуется их техническое
оснащение, появляются современные
армия и флот. Петр вникал во все мелочи.
Издавались указы, регламентировавшие
ширину холстов, указы, под страхом ссылки
на галеры запрещающие выделывать кожу
для обуви дегтем и требующие обрабатывать
ее ворванным (китовым) салом, указы, касающиеся
обработки пеньки. Трудно сказать, были
ли мелочная опека и жестокое принуждение
необходимым условием проведения реформ.
Вполне возможно, что в стране, население
которой было ориентировано на дедовские
традиции и не спешило расставаться со
средневековыми методами хозяйствования,
другого пути не было. Сам Петр в одном
из своих указов высказался на этот счет
так: «наш народ яко дети, <…> которые
никогда за азбуку не примутся, когда от
мастера не приневолены бывают, которым
сперва досадно кажется, но когда выучатся,
потом благодарят».
Образование
и наука
Одной
из важнейших задач, поставленных царем,
было воспитание образованных людей, специалистов,
необходимых для построения нового
государства. Двадцатого января 1714 г. был
издан указ, согласно которому к
первой дворянской обязанности –
служить была добавлена еще одна
– учиться. До 15 лет дворянин должен
был обучиться грамоте, «цифири»
(т. е. счету) и геометрии, в противном
случае ему нельзя было жениться. Начало
светскому образованию в России
было положено открытием по указу 14
января 1701 г. Школы математицких и навигацких
наук, разместившейся в Сухаревой башне
в Москве. Почти одновременно с Навигацкой
в Москве была создана Артиллеристская
школа, а в 1712 г. – Инженерная. В этих школах
преподавались точные науки: арифметика,
геометрия, черчение и пр и т.д................. |
|
|
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
|
|
|
|
|
|