Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Преобразования Петра I в области культуры и быта

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.05.2012. Год: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Краснодарский государственный университет культуры и искусств
Факультет права и юридической защиты культуры
Кафедра теории и истории государства  и права 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по предмету:
Отечественная история 

«Преобразования Петра I
в области  культуры и быта» 

Работу  выполнил:
Студент 1 курса
ФПЮЗК
Заочная форма обучения,
Группы  ЮФЗ-10 
 

Краснодар - 2010 г. 

     Содержание 

Введение 

Преобразования  Петра I
    Быт Петровского времени
    Духовная  реформа
    Сельское  хозяйство и промышленность
    Образование и наука
    Искусство (архитектура, скульптура, живопись)  

Заключение  

Литература.
 


     Введение
     То  академик, то герой,
     То  мореплаватель, то плотник,
     Он  всеобъемлющей душой 
     На  троне вечный был  работник!
     А.С.Пушкин 

     В этих строках выражена самая суть характера Петра 1 – царя-реформатора. Еще с детства Петр отличался любознательностью, и поражал всех живостью и непоседливостью. Юный монарх отличается от своих братьев Федора и Ивана и отменным здоровьем. В 1682 году по предложению патриарха Иоакима, поддержанного частью бояр и стрельцами, 10-летнего Петра объявили царем. Однако мать царя Петра Алексеевича, царица-регентша, и ее помощники не смогли удержать власть, т.к. не обладали достаточными государственными способностями, и уже осенью 1682 года реальная власть перешла к Софье Алексеевне, дочери царя Алексея от первого брака, сестре Петра.
     В годы правления Софьи Петр номинально оставался царем, однако никакой роли в политических делах не играл. Рос мальчик-царь в обстановке постоянной борьбы боярских группировок за власть, тогда же против властей выступили стрельцы и солдаты. Основное внимание в юные годы он отдавал воинским играм, ”потехам”. По приказу юного царя в окрестностях села Преображенское на реке Яуза построили Пресбург - “потешную фортецию”, которую осаждали по всем правилам воинского искусства. В батальоны своих “потешных”, помимо знатных, Петр собирал холопов и “ простецов”, лишь бы были они людьми шустрыми, веселыми и исполнительными.
     Недалеко  от Преображенского располагалась  Немецкая слобода –Кокуй, где были сосредоточены иноземцы, мастера всякого рода, военные специалисты. Петр, вызывая нередко удивление и осуждение, сближается с иноземцами. С помощью новых учителей иностранцев Петр усвоил основы арифметики и геометрии, артиллерии и фортификации, узнал правила вождения судов, возведения крепостей, мог высчитать полет пушечного ядра.
     Подраставший  царь, занятый “потешными” играми и учением, с явным неудовольствием и раздражением следил за действиями сестры- правительницы. Таков был его характер: упрямый, самостоятельный, резкий. В 1689 году при поддержке своих “потешных”, почти всех стрелецких и солдатских полков, большинства дворян, юный царь Петр берет власть в свои руки. Начинается самостоятельное правление Петра.
 

       Преобразования  Петра I  

       Быт Петровского времени
       Реформы Петра Великого касались различных  сфер жизни общества. В 1699 г. Петр издал  указ о изменении календаря. Ранее летоисчисление велось по календарю византийского образца: Новый год начинался 1 сентября. С 1699 года Новый год должен был начинаться с 1 января, по европейскому образцу. Эта реформа вызвала большое недовольство, т.к. ранее летоисчисление велось от сотворения мира, а в пересчете на новый лад 1700 г. должен был наступить только через 8 лет.
       В новом 1700 году был издан указ о  создании в Москве первых аптек; другим указом запрещалось ношение ножей  под страхом кнута или ссылки. В 1701 г. либеральный дух нового царствования был выражен в ряде указов: воспрещалось падать на колени при появлении государя; обнажать голову зимой , проходя мимо дворца. В 1702 г. наступил черед реформирования семейной жизни: были сделаны попытки обеспечить брачный союз более прочными нравственными гарантиями. После посещения Франции Петр издает указ о гостеприимстве.
     По-новому стало исчисляться и время суток. Куранты, установленные на Спасской башне в начале 17 в. имели циферблат с 17 делениями, вращался циферблат и подводил одну из цифр к стрелке. Количество дневных и ночных часов в сутках колебалось от 7 до 17. При Петре количество часов в сутках стало неизменным – 24. В начале 18 в. куранты в Кремле заменили голландскими, с подвижными часовой и минутной стрелками, и циферблатом с 12 делениями.
     Почти сразу после возвращения из Великого посольства, в 1700–1701 гг. издаются и  оглашаются с барабанным боем на площадях и улицах указы, предписывающие дворянству брить бороды, а кроме того носить платье немецкое и французское. Приверженцев русской старины жестоко наказывали. Царь самолично резал бороды боярам. Дворян, явившихся на службу с бородой и усами били батогами. Купцам за торговлю русским платьем грозил кнут и каторга. Тогда же вошел в моду и парик. При всем своем неудобстве он имел и немалые преимущества: долго сохранял форму, скрывал лысину, и придавал своему владельцу представительный вид. 

       К мероприятиям того же «бытового» порядка  следует отнести учреждение распоряжением  начальника петербургской полиции 26 ноября 1718 г. ассамблей, явивших собой  новую форму досуга для дворянства, предшествовавшую великосветским балам. В ассамблеях участвовали женщины, что было не характерно для бытового уклада предшествующей эпохи. Распоряжением  были предусмотрены время, место  и сам характер проведения ассамблей. Гости танцевали, играли в карты  и шахматы, курили. По воспоминаниям  современников (камер-юнкера Ф. В. Берхгольца), поначалу присутствовавшие чувствовали себя достаточно неуютно и скованно, но постепенно и ассамблеи и новое европейское платье вошли в обиход дворянства и уже ко II четверти XVIII в. стали восприниматься вполне естественно. Для облегчения освоения новых форм поведения в 1717 г. было издано специальное пособие, сборник правил поведения в обществе и дома под названием «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». 

       Духовная  реформа
       Видное  место среди преобразований Петра  занимает Духовная реформа. Петр прекрасно  знал историю борьбы за власть своего отца с патриархом Никоном, ему также  было известно отношение Духовенства  к его преобразованиям. В это  время патриархом в России был  Адриан. Отношения между Петром и  патриархом были явно натянутыми. Петр отлично понимал стремление церкви починить себе светскую власть- это и обусловило те мероприятия , которые были проведены в этой сфере. В 1700 г. умер патриарх Андриан, но царь не спешил с избранием нового патриарха. Руководство делами церкви было передано рязанскому митрополиту Стефану Яворскому, его объявили блюстителем патриаршего престола. Хоть в лице Яворского Петр и не видел в лице Яворского Петр и не видел активного сторонника, но, по крайней мере, Яворский не очень яростно выступа против политики Петра.
       На  дороге Петра стала еще одна проблема - раскольничество.” Петру пришлось начать борьбу с раскольничеством. Раскольники, владея большими богатствами, отказывались принимать участие в общих повинностях : поступать на службу военную или гражданскую. Петр нашел решение этому вопросу- он обложил их двойным налогом. Раскольники отказались платить- разгорелась борьба. Раскольников казнили, ссылали в ссылку или пороли.“ Петр стремился оградить себя от влияния церкви, в связи с этим он начинает ограничивать права церкви и его ее главы: был содан совет епископов, собиравшийся периодически в Москве, а затем , в 1711г. , после создания Синода- глава церкви потерял последние штрихи независимости. Таким образом церковь была полностью подчинена государству. Н царь прекрасно понимал , что подчинение церкви простому органу управления является невозможным. И в 1721 г. был создан Святейший Синод, ведавший делами церкви. ”Синод был поставлен в один ранг с Сенатом, выше всех остальных коллегий и административных органов. Структура Синода ничем не отличалась от структуры любой коллегии. В Синод входили 12 человек. Возглавлял Синод президент , 2 вице-президента, 4 советника , 5 ассесоров.“ В 1722г. названия были изменены . Президентом Синода был назначен Стефан Яворский. После смерти Яворского его обязанности фактически выполнял Феофан Прокопович, человек, по оценке Петра, умный и образованный. С Петром он был знаком давно, еще с 1716г. ,когда царь заметил этого молодого и красноречивого проповедника и вызвал его в Петербург. С этого времени Феофан Прокопович стал деятельным помощником царя в составлении целого ряда новых реформ. С церковной кафедры он защищал идеи и стремления царя - преобразователя.
       “По указу от 25 января 1721 г. Синод был  основан, а уже 27 января , заранее созванные члены Синода принесли присягу и 14 февраля 1721 г. произошло торжественное открытие. Духовный регламент, для руководства деятельностью Синода, был написан Феофаном Прокоповичем и исправлен и одобрен царем.”
       Духовный  регламент это законодательный  акт, определявший функции ,права и обязанности Синода, его членов по управлению Русской православной церковью. Он приравнивал членов Синода к членам других государственных учреждений.
       Церковь отныне полностью подчинялась светской власти. Нарушалась даже тайна исповеди. По указу Синода от 26 марта 1722 г. всем священникам предписывалось доносить властям о намерении исповедавшегося  совершить измену или бунт. В 1722 г. церковная реформа была завершена  установлением должности обер-прокурора  Синода. Таким образом Церковь лишилась самостоятельной политической роли и превратилась в составную часть бюрократического аппарата. Нет ничего удивительного в том, что такие нововведения вызвали недовольство духовенства, именно по этой причине они были на стороне оппозиции и участвовали в реакционных заговорах.
       Не  только внешний вид управления церковью изменился, но и внутри церкви произошли  радикальные изменения. Петр не жаловал  ни “белых“ ни ”черных“ монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных  расходов, царь решил сократить расход финансов на эту сферу, заявив, что  укажет монахам путь к святости не осетрами , медами и винами ,а хлебом, водой и работой на благо России. По этой причине монастыри были обложены определенными налогами, помимо этого им надлежало заниматься: столярным делом, иконописью, прядением, шитьем и т.д. - всем тем, что не было противопоказано монашеству.
       Создание  такого вида управления и организации  церкви сам Петр объяснил следующим  образом:” От соборного правления можно не опасаться Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правления духовного...“
       Таким образом Петр устранил угрозу покушения духовной власти на светскую, и поставил церковь на службу государству. Отныне церковь являлась частью той опоры на ,которой стояла абсолютная монархия. 

       Сельское  хозяйство и промышленность
       Не  менее значимые преобразования были проведены в сфере сельского  хозяйства и промышленности. Стараниями Петра были освоены новые культуры растений: помимо хрестоматийно известного картофеля (который, правда, будучи завезен  в страну Петром, получил широкое  распространение только во II половине XVIII – начале XIX вв.), царь активно  содействовал распространению культуры винограда. Специальными указами насаждались  более совершенные сорта технических  культур: льна, конопли. Заводился голландский  скот. Совершенствовались технологии: специальными указами серпы заменялись косами-литовками.
       Преобразования  в технике и промышленности относятся, пожалуй, к разряду самых неохватных сфер деятельности Петра. Заинтересовавшись  привезенной князем Долгоруковым астролябией  и случайно найденным в сарае  старым английским ботиком, который, к  изумлению молодого царя, обладал  способностью ходить галсами против ветра, он на всю жизнь сохранил увлеченность техникой. Петр сам был мастером многих ремесел – умел работать руками. Его увлечением, которому он часто посвящал свободное время, было токарное дело. Технический прогресс был непременным условием военно-политического  могущества России. При Петре русская  промышленность выходит на новый  уровень развития. В России при  активном участии государства устраиваются мануфактуры, совершенствуется их техническое  оснащение, появляются современные  армия и флот. Петр вникал во все мелочи. Издавались указы, регламентировавшие ширину холстов, указы, под страхом ссылки на галеры запрещающие выделывать кожу для обуви дегтем и требующие обрабатывать ее ворванным (китовым) салом, указы, касающиеся обработки пеньки. Трудно сказать, были ли мелочная опека и жестокое принуждение необходимым условием проведения реформ. Вполне возможно, что в стране, население которой было ориентировано на дедовские традиции и не спешило расставаться со средневековыми методами хозяйствования, другого пути не было. Сам Петр в одном из своих указов высказался на этот счет так: «наш народ яко дети, <…> которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят». 

       Образование и наука
       Одной из важнейших задач, поставленных царем, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства. Двадцатого января 1714 г. был  издан указ, согласно которому к  первой дворянской обязанности –  служить была добавлена еще одна – учиться. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, «цифири» (т. е. счету) и геометрии, в противном  случае ему нельзя было жениться. Начало светскому образованию в России было положено открытием по указу 14 января 1701 г. Школы математицких и навигацких наук, разместившейся в Сухаревой башне в Москве. Почти одновременно с Навигацкой в Москве была создана Артиллеристская школа, а в 1712 г. – Инженерная. В этих школах преподавались точные науки: арифметика, геометрия, черчение и пр
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.