На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Аудит найма персонала (на примере ОАО «Якутскэнерго»)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 
 

     Необходимость в развитии внутреннего и независимого внешнего контроля – аудита обусловлена  повышением эффективности деятельности практически каждого предприятия. Цель аудита – обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской финансовой отчетности и налоговой отчетности. Данные по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и правильность начисления заработной платы и отчислений удержаний из нее могут быть объективно подвержены независимым аудитом.
Аудиторские проверки необходимы государственным  органом, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности  интересующей их финансовой отчетности.
      Потребность в услугах аудитора возникла в  связи со следующими обстоятельствами:
      1) возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ею и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
      2) зависимость последствий принятых  решений (а они могут быть  весьма значительны) от качества информации;
      3) необходимость специальных знаний  для проверки информации;
      4) частое отсутствие у пользователей  информации доступа для оценки  ее качества.
      Все эти предпосылки привели к  возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги - это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.
      Наличие достоверной информации позволяет  повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.
    Целью проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям  является установление соответствия применяемой в экономическом субъекте методики бухгалтерского учета расчетов с работниками действующим нормативным документам (актам), а также внутренним распорядительным документам. Такими документами являются положения по оплате труда работников, положение о премировании работников организации, трудовые договоры (контракты) и др.
     Проведение  аудита расчетов с персоналом и установление их соответствия нормативной базе позволяет  аудитору сформировать мнение о достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности организации во всех существенных аспектах.
     На  предприятиях, не прошедших аудиторскую  проверку, увеличивается риск несоблюдения бухгалтерского и налогового законодательства, влекущих за собой уменьшение поступлений  в бюджет.
     В настоящее время большое внимание уделяется вопросам подбора персонала и достойной оплаты его работы. Таким образом, значительное место в системе учета на предприятиях любых форм собственности принадлежит учету оплаты труда. Поэтому темой представленной курсового проекта является аудит расчетов с персоналом по оплате труда.
     При проверке расчетов с персоналом по оплате труда, аудитору необходимо подтвердить  достоверность следующих моментов:
    Правильность начисления заработной платы.
    Правильность, законность и своевременность удержаний из заработной платы.
    Правильность, своевременность и полноту выдачи заработной платы.
     Цель  курсового проекта состоит в закреплении теоретических знаний основ и методик проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда.
     Задачами  курсовой работы являются:
    Рассмотрение информационной и нормативно-правовой базы аудита расчетов по оплате труда.
    Определение основных этапов проведения аудита расчетов по оплате труда.
    Овладение методами сбора аудиторских документов.
    Выполнение аудиторских процедур по каждому этапу аудита на основе первичных документов и бухгалтерских регистров ОАО «ТОККО».
    Рассмотрение дальнейшего развития аудиторских процедур проверки расчетов по оплате труда.
     Организация и методика аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда нуждается в дальнейшем исследовании. Назрела необходимость тщательной научной и практической разработки многих вопросов, связанных с организацией и планированием аудиторской проверки с формированием аудиторских процедур по разделам аудита, в частности исследования аудита расчетов с персоналом по оплате труда, имеющего важное значение для удовлетворения материальных и социальных потребностей общества.
     Предметом исследования данного курсового  проекта является аудит расчетов по оплате труда.
     Объектом  курсового проекта является ОАО «ТОККО».
     Так как участок учета оплаты труда  является одним из наиболее трудоемких, аудит расчетов с персоналом по оплате труда имеет большое значение для каждого предприятия. Своевременное  выявление нарушений по данному  участку позволит правильно формировать себестоимость продукции (работ, услуг), что в свою очередь позволит предприятию избежать штрафных санкций, тем самым повышая эффективность деятельности предприятия в целом. 
 

Глава 1. Теория и методика аудита системы оплаты труда
1.1. Понятие аудита  системы оплаты  труда 

      Аудиторская деятельность (аудит) - это предпринимательская  деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг [1, с.135]:
            -постановка, восстановление  и ведение бухгалтерского учета;
            -составление деклараций  о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
            -анализ финансово-хозяйственной  деятельности;
            -оценка активов  и пассивов экономического субъекта;
            -консультирование  в вопросах финансового, налогового, банковского и  иного хозяйственного законодательства;
            -обучение;
            -и др.
            Аудит - независимая  экспертиза финансовой отчетности предприятия  на основе проверки соблюдения порядка  ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Украины, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.
            Цель аудита - решение  конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и клиента.
                    Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.  
            Основная задача аудита оплаты труда - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда.
            Задачи аудитора:
            1. Проверяя правильность  оплаты труда, аудитор должен  проверить
            -наличие и соответствие законодательству первичных документов по учету рабочего времени, объема выполненных работ, услуг, выпущенной продукции;
            -соответствие показателей  аналитического учета по счету  661 с записями в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и туже дату.
            2. При проверке  использования фонда оплаты труда,  аудитор должен проверить :
            -соблюдение установленных  штатным расписанием должностных  окладов работников предприятия;
            -своевременность  их индексации с учетом роста  цен в условиях инфляции;
            -утверждено ли штатное расписание на Совете правления или собрания акционеров, учредителей;
            -правильность оплаты  по сдельным нарядам рабочих,  имелись ли случаи приписки невыполненных работ;
            -правильность выплаты  премий работникам предприятия  (на основании утвержденного Положения или произвольно волевым действиям руководителя).
      При учете операций по заработной плате  необходимо принимать во внимание два  обстоятельства. С одной стороны, каждому работнику предприятия  начисляется величина оплаты по всем основаниям и определяется на этой базе сумма задолженности предприятия своим работникам (Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»); с другой стороны, заработная плата как элемент себестоимости относится на издержки производства (Дт 20 «Основное производство»). К этому же разделу учета относятся расчеты по социальному страхованию и обеспечению.[2,с.302]
      Учет  работников ведет отдел кадров, учет отработанного времени или выработки  ведут табельщики или начальники участков. Бухгалтерия открывает  на каждого работника лицевой  счет для ежемесячного учета заработка. Персональные сведения хранятся в личных карточках работников.
      Предприятие самостоятельно устанавливает формы  и системы оплаты труда, условия  премирования сотрудников. В соответствии с  принятой на предприятии системой оплаты труда ведется первичная документация: табели учета рабочего времени, наряды, договоры и другие документы.
      Кроме табеля составляются списки работников, работавших сверхурочно, в ночную смену  и т.д.
      Для начисления заработка сдельщикам кроме  времени учитывается и выработка, которая может учитываться по количеству выполненных операций, по конечной операции, по количеству сделанной продукции. Применяются следующие первичные документы по учету выработки:
      - наряд на сдельную работу;
      - маршрутный лист на каждую партию деталей;
      - ведомость выработки для массового  производства и др.
      Для начисления оплаты труда работнику  весь его заработок суммируется, и рассчитываются удержания. Составляются расчетные листки и формируется  расчетно-платежная ведомость. Расчетные и платежные ведомости составляются по цехам и отделам предприятия.
      Сводные сведения о выплатах и удержаниях для каждого работника по месяцам  хранятся в архивных карточках.
      Данные  о начисленной оплате труда и  удержаниях отражаются на бухгалтерских  счетах. Для этого определяют общую сумму начислений и удержаний по предприятию в целом. Составляется свод заработной платы за месяц. Содержание свода оплаты труда аналогично расчетно-платежным ведомостям. При расчете заработной платы на ЭВМ эти документы получают по единым данным.
      В бухгалтерии на основании первичной  документации производится расчет заработной платы. Размер начислений (заработная плата, премии, доплаты, отпускные суммы, пособия по нетрудоспособности и  т.д.) определяется на основании действующих  нормативных актов. В соответствии с действующим законодательством из начисленной суммы заработной платы производятся удержания: налог на доходы физических лиц (НДФЛ); удержания подотчетных сумм, по исполнительным листам и др.
      Налоги  взимаются ежемесячно в размерах, установленных Налоговым кодексом РФ. Их суммы подлежат перечислению в бюджет и учитываются на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».
      Деньги  на выплату заработной платы предприятие  получает со своего расчетного счета  в банке по чеку. Одновременно в  банк предоставляется платежные поручения [3,с. 98]:
      - на перечисления единого социального  налога во внебюджетные фонды;
      - перечисление налогов в бюджет;
      - перечисления по исполнительным  листам в пользу организаций  или отдельных лиц (алименты, штрафы  и др.).
      Страховые взносы учитываются на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и  обеспечению».
      Начисление  налогов производят в конце месяца. Перечисление налогов - не позднее дня  получения в банке наличных денежных средств на заработную плату. Налог  на доходы в натуральной форме перечисляется не позднее следующего за их получением дня. 
 
 
 

1.2. Нормативная база  аудита системы  оплаты труда в  организации 

     Цель  аудита расчетов с персоналом –  проверка соблюдения действующего законодательства о труде, правильности начисления заработной платы и удержания из нее, документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов персоналом.
     Аудиторская проверка расчетов с персоналом является весьма трудоемкой для средних и  крупных предприятий по причине  их разнообразия и систематического характера. Данная группа расчетов помимо взаимоотношений предприятия со своими работниками по поводу оплаты труда включает также расчеты по выданным в подотчет суммам на хозяйственные, командировочные и другие расходы по прочим операциям (предоставленным ссудам, возмещению причиненного ущерба и др.).
     Учет  этих расчетов осуществляется на счетах: 70 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. Аналитический  учет ведется по каждому сотруднику на соответствующем счете.
     Среди задач аудита расчетов с персоналом можно выделить следующие:
    Соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям.
    Учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам.
    Учет и начисление повременных и прочих видов оплат.
    Подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражение их в учете.
    Установление законности и полноты удержаний из заработной платы и из других выплат сотрудникам в пользу предприятия, бюджета, пенсионного фонда.
    Оценка мер, принимаемых администрацией по своевременному взысканию задолженности с работников (по подотчетным суммам, по фактам недостач и порчи ценностей, возврату ссуд).
    Проверка организации аналитического учета расчетов с персоналом и взаимосвязи аналитического и синтетического учета.[5,с.204]
     Представленные  задачи охватывают типовые учетные  задачи, а также общие принципы организации расчетов по соблюдению трудового законодательства.
     При этом трудовые отношения регулируются трудовым законодательством (включая  законодательство об охране труда) и  иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового  права, а именно:
     – Трудовым кодексом РФ;
     – другими федеральными законами, нормы которых должны соответствовать Трудовому кодексу РФ;
     – указами Президента РФ;
     – постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
     – конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
     – актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
     Основным  нормативным документом, регулирующим трудовые отношения в РФ, является Трудовой кодекс РФ, принятый Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ, введенный в действие с 1 февраля 2002 г. Трудовой Кодекс РФ состоит из шести частей. Он призван устанавливать уровень условий труда и всемерную охрану трудовых прав работников. Нарушение любой статьи ТК является серьёзным противозаконным действием и карается в административном или уголовном порядке, поэтому выполнение установленных в его статьях правил является обязательным для всех руководителей и работников.
     Помимо  ТК РФ, ведение бухгалтерского учёта  в области оплаты труда регламентировано следующими нормативными документами, иерархию которых можно представить в виде четырех уровней.
     Первый  уровень – законодательный. Основным актом первого уровня является Федеральный  закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность. В Законе представлены основные требования к содержанию первичных документов и регистров бухгалтерского учета по учету труда и заработной платы, а также порядок проведения инвентаризации расчетов.
     К документам первого уровня относится также Гражданский и Налоговый кодексы РФ. Правовая сила ГК РФ безусловно выше положений по бухгалтерскому учету. Поэтому гражданское законодательство диктует порядок организации бухгалтерского учета по отдельным вопросам и имеет приоритетное начало перед нормативным регулированием бухгалтерского учета на предприятиях.[6, c.45]
     К документам первого уровня, регулирующим исчисление заработной платы, также  необходимо отнести Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. №223-ФЗ (в ред. от 30.06.2008 г.).
     Второй  уровень – нормативный. Представлен  Положениями (стандартами) по бухгалтерском  учету, главным среди которых  является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 г. №34н. В этот уровень входят и Положения по бухгалтерскому учету отдельных участков учета и операций, которые также утверждены Минфином России.
     Указанные положения по бухгалтерскому учету  разработаны на основе Международных  стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета.
     Третий  уровень регулирования бухгалтерского учета – методический. Представлен  методическими разъяснениями и  указаниями Минфина России по применению ПБУ. Постановление Госкомстата РФ от 05.02.2004 г. №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» и т.д. Эти документы определяют общие правила организации и ведения учета труда и заработной платы и распространяются на все предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от подчиненности, форм собственности и видов деятельности, поэтому их следует рассматривать как нормативы. Техническим документом этого уровня является также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 г. №94н. Для учета расчетов с работниками по заработной плате предназначен счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
     В инструкции по применению плана счетов раскрыто краткое экономическое  содержание и назначение счёта, определён  порядок ведения синтетического учёта, приведена типовая схема  корреспонденции того или иного  счёта с другими синтетическими счетами.
     Четвертый уровень – уровень организации. Представлен организационно-распорядительной и методической документацией по организации и ведению бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской  отчетности непосредственно в коммерческой организации. Это в первую очередь учетная политика организации, а также рабочий план счетов и график документооборота. В организациях в целях регулирования взаимоотношений между работодателем и работниками разрабатывают и принимают внутренние нормативные документы, к которым относятся: коллективный договор, трудовой договор (контракт), положение о системе оплаты труда, положение о премировании, положение о вознаграждении по итогам работы за год, положение о вознаграждении за выслугу лет, штатное расписание и должностные инструкции.
     Источниками информации для проверки расчетов с  персоналом являются: документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, штатное расписание, положения, приказы, распоряжения, договоры гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг), договоры на выдачу ссуд, продажу товаров и первичные документы. Так, по учету личного состава используются: приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. №Т – 1), личная карточка (ф. №Т – 2), учетная карточка научного работника (ф. №Т – 4), приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. №Т – 5), приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. №Т – 6), приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. №Т – 8).
     По  учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются: табель использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. №Т – 12), расчетно-платежная ведомость (ф. №Т – 49), расчетная ведомость (ф. №Т – 53), лицевой счет (ф. №Т – 54).
     Кроме того, применяются первичные документы по учету выработки и сдельной заработной платы: наряды, рапорты, маршрутные листы и другие документы.
     К регистрам, которые подлежат проверке, относятся сводные ведомости  распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.), регистры по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, журналы-ордера ф. №№8 и 10 (при журнально-ордерной форме учета), Главная книга, баланс (ф. №1) и счета 68, 69, 70, 73, 84, 91.
     Приступая к проверке расчетов с персоналом по оплате труда и по другим операциям, аудитор должен выяснить, какие формы  и системы оплаты труда применяются  на предприятии; имеется ли внутреннее положение об оплате труда работников и коллективный трудовой договор; списочный и среднесписочный состав работников; как организован учет расчетов по оплате труда (состав и квалификация бухгалтеров, обеспеченность нормативными материалами, кто осуществляет контроль за их работой, компьютеризирован ли данный участок учета и т.д.); ограничен ли состав сотрудников, получающих наличные деньги на хозяйственные и другие расходы; осуществляется ли на предприятии выдача ссуд, продажа товаров в кредит, как оформляются эти операции и пр.[7, с.104] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Методика аудита  системы оплаты  труда в организации 

     При аудите расчетов с персоналом предприятия  по оплате труда необходимо проверить  следующие пункты.[8,с.86]
     1. Соблюдение положений законодательства  о труде, состояние внутреннего  контроля по трудовым отношениям:
     1.1. проверка наличия и правильности  оформления трудовых договоров.
     1.2. проверка наличия и правильности  оформления приказов о приеме  на работу.
     1.3. проверка наличия и правильности  оформления документов по аналитическому  учету работников предприятия:
     1.3.1. трудовых книжек;
     1.3.2. личных карточек работников;
     1.3.3. лицевых счетов работников.
     1.4. наличие и правильность оформления  выбытия работников, перевода на  другую работу;
     1.5. проверка наличия и правильности  оформления иных документов, которые должны иметься в наличии на предприятии:
     1.5.1. графиков сменности при сменной  работе;
     1.5.2. графиков отпусков;
     1.5.3. договоров о полной материальной  ответственности работников, непосредственно  обслуживающих или использующих  денежные, товарные ценности или иное имущество;
     1.5.4. системы заработной платы, размеры  тарифных ставок, окладов и иных  выплат;
     1.5.5. правила внутреннего трудового  распорядка;
     1.5.6. нормы труда и должностные  обязанности работников.
     2. Проверка правильности начисления  заработной платы:
     2.1. проверка правильности начисление  основной заработной платы:
     2.1.1. работникам с повременной оплатой  труда;
     2.1.1.1. проверка правильности заполнения  табеля учета использования рабочего  времени;
     2.1.1.2. проверка соответствия величины  оклада трудовому договору;
     2.1.1.3. проверка обоснованности применения  премий и иных поощрений работников;
     2.1.1.4. проверка правильности оплаты  сверхурочных часов работы;
     2.1.2. работникам со сдельной формой  оплаты:
     2.1.2.1. проверка наличия и правильности  оформления документов по учету выработки;
     2.1.2.2. проверка правильности учета  отступлений от нормальных условий  работы;
     2.2. проверка правильности начисления  дополнительной заработной платы:
     2.2.1. проверка правильности расчета  среднего заработка;
     2.2.2. проверка правильности начисления отпускных;
     2.2.3. проверка правильности начисления  пособий по временной нетрудоспособности  и проверка правильности оформления  документов, удостоверяющих временную  нетрудоспособность;
     2.2.3. проверка правильности начисления  выходного пособия.
     3. Проверка правильности удержаний  из заработной платы:
     3.1. обязательных удержаний:
     3.1.2. налог на доходы физических  лиц;
     3.1.2.1. правильность начисления налога, правомерность применения льгот  и вычетов;
     3.1.2.2. правильность оформления регистров налогового учета, своевременность перечисления налога, подача отчетности;
     3.1.3. удержания по исполнительным  листам:
     3.1.3.1. правильность начисления удержания;
     3.1.3.2. проверка обоснованности удержания;
     3.2. удержания по инициативе организации:
     3.2.1. проверка правомерности удержания;
     3.2.2. проверка правильности оформления  удержания;
     3.2.3. проверка правильности исчисления  удержания.
     4. Проверка правильности расчета  суммы причитающейся к выдаче:
     4.1. проверка правильности оформления  расчетно-платежной ведомости;
     4.2. проверка соответствия данных  первичных документов данным  расчетно-платежной ведомости.
     5. Проверка правильности исчисления  и документального оформления  начислений на заработную плату.
     6. Проверка правильности синтетического  учета расчетов с персоналом по оплате труда:
     6.1. проверка правильности отражения  на счетах бухгалтерского учета  операций по счету 70 «Расчеты  с персоналом по оплате труда»  по журналу операций;
     6.2. правомерность отнесения на себестоимость  продукции (работ, услуг) для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения выплат, начисленных персоналу организации;
     6.3. проверка тождественности данных  журнала хозяйственных операций  и главной книги по счету  70 «Расчеты с персоналом по  оплате труда»;
     6.4. проверка правильности расчета сальдо счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» по главной книге;
     6.5. проверка тождественности показателей  главной книги и оборотной  ведомости по счету 70 «Расчеты  с персоналом по оплате труда»;
     6.6. проверка тождественности показателей оборотной ведомости и бухгалтерского баланса.
     7. Проверка правильности выдачи  заработной платы:
     7.1. проверка соблюдения кассовых  операций, правильность оформления  кассовых документов;
     7.2. проверка соблюдения лимита кассового  остатка;
     7.3. проверка правильности депонирования не выданных сумм заработной платы.
     Представленные  блоки вопросов охватывают типовые  задачи учета, а также общие принципы организации расчетов по соблюдению трудового обязательства. Аудитор  по своему усмотрению при необходимости может разработать и включить в программу проверки другие пункты. В зависимости от особенностей деятельности предприятия и целей, задач данной проверки.
     При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда используют следующие методы проверки основных комплексов работ:
     • При проверке соблюдения положения  законодательства о труде, состояния  внутреннего учета и контроля по трудовым соглашениям.[10, с.54]
     Прежде  всего целесообразно проконтролировать, как на предприятии соблюдается трудовое законодательство. Основным документом, используемым для этой цели, является Трудовой кодекс РФ. Аудитор может проверить, как оформляется прием и увольнение сотрудников, учитывается рабочее время сотрудников, как строится система оплаты труда и др.
     Правильность  оформления работников (прием на работу и увольнение) проверяется по приказам, контрактам, трудовым соглашениям. Из применяемых систем оплаты труда  в основном используется сдельная и  повременная системы, что должно быть отмечено в соответствующих документах работников предприятия. При повышенной оплате труда необходимо проверить правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной – правильность применения норм и расценок.
     Учет  рабочего времени, соблюдения установленного режима работы и начисления заработной платы работающих, состоящих на повременной оплате труда, организуется в табеле учета использовании рабочего времени и расчета заработной платы (ф. №Т – 12). По этому документу можно проверить все необходимые данные по каждому работающему (дни отпуска, время нахождения в командировке, дни болезни и др.).[11, с.204]
     Для проверки применяется метод сбора  аудиторских доказательств по сопоставлению  соответствующих документов (личных карточек, табелей учета рабочего времени) с приказами и распоряжениями.
     • При проверке организации учета  и контроля выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам.
     Достоверность произведенных работникам начислений заработной платы и других выплат (премий, материальной помощи, подарков и т.д.) проверяются обычно выборочно. Для этого в выборку включаются данные по различным категориям работающих или уволенных сотрудников (руководителей, специалистов, рабочих), по основным видам начислений (удельный вес которых, как правило, превышает 5% от общей суммы заработной платы) и по разным временным периодам (обычно за один месяц каждого квартала). Проверке подвергаются расчетные и платежные ведомости, лицевые счета сотрудников, а также первичные документы (табели, наряды и др.), на основании которых произведены начисления заработной платы. Особенное внимание обращается на правильность их заполнения, соответствие требованиям нормативных документов. Аудитор проверяет, как оформлены первичные документы (наряды, маршрутные листы и др.), правильность применения норм и расценок, наличие подписей должностных лиц, заполнение соответствующих реквизитов; обращает внимание на имеющиеся исправления. Особое внимание уделяется: расчетам сдельного заработка при бригадной форме оплаты труда, правильности переноса итоговых сумм по работающим в расчетно-платежные ведомости. Целесообразно проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам (нарядам, разовым документам и др.). Если расчеты по учету сдельной заработной платы выполняются с применением ПК, то целесообразно проверить алгоритмы расчетов, нормативно-справочные данные.
     Здесь применяются такие методы сбора  аудиторских доказательств, подготовленных на предприятии, контроль арифметических расчетов (определение сумм сдельной заработной платы).
     • При проверке расчетов по начислению повременных и прочих видов оплат.
     При повременной оплате труда выясняется обоснованность применения тарифных ставок и условия соблюдения контрактов, а при сдельной – выполнение количественных и качественных показателей, правильность применения норм и расценок. В этом комплексе аудитор проверяет, как производились начисление повременной оплаты, расчеты по среднему заработку, расчеты за дни пребывания в отпуске, расчет премий и других видов оплат. [12, с. 98]
                                              , 

     где Сзп – сумма начисленной заработной платы;
     Сокл – оклад работающего;
     tр – отработанное время в месяц по графику рабочего времени (в часах);
     tф – месячный фонд рабочего времени (в часах).
     Начисленная повременная оплата для работников с оплатой согласно установленному разряду и тарифу проверяется  по формуле: 

                                           Cзп=Ti*tp, где 

     Ti – тариф i-разряда (i=1, 2, …, 7).
     При несовпадении данных, полученных аудитором, с бухгалтерскими записями необходимо установить причину расхождения, и если выяснится, что бухгалтер-расчетчик неправильно произвел расчеты, в расчете аудитора делаются соответствующие замечания. Бухгалтер-расчетчик должен произвести исправления и отразить их в соответствующих документах.
     При расчете начислений, которые определяются с использованием среднего заработка, прежде всего, необходимо установить, правильно ли определен средний  заработок, а затем проверить  правомерность выполненных начислений по соответствующим видам оплат.
     Аудитор также проверяет правильность начислений по прочим видам оплат и доплат: оплата отпусков, работы в праздничные  дни, доплата за работу в ночное время  и др. Методика проверки сводится к  выверке алгоритмов расчетов и исходных данных. По обнаруженным ошибкам бухгалтер-учетчик вносит необходимые исправления, пересчитывает начисления и удержания по работающим.
     • При проверке расчетов удержаний  из заработной платы с физических лиц.
     К основным видам удержаний относятся: налог на доходы физических лиц, удержания по исполнительным листам, прочие удержания (за брак, за товары, купленные в кредит, и др.). вначале необходимо проверить справочные данные (льготы по налогу на доходы физических лиц, размер удержаний по исполнительным листам и др.), затем установить соответствие алгоритма законодательным документам и, наконец, проверить сами выполненные расчеты.
     При проверке правильности исчисления налога на доходы физических лиц аудитор  руководствуется положениями гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ. Здесь ему необходимо уточнить количество льгот, величину налогооблагаемой базы, проверить правильность расчета налога на доходы физических лиц.
     При проверке налоговой базы учитываются  все доходы налогоплательщика, полученной им как в денежной, так и в натуральной формах. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, они не уменьшают налоговую базу, которая определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
     Налоговые ставки определены ст. 224 НК РФ в следующих размерах:
    13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей;
    35 процентов в отношении выигрышей по лотереям, других выигрышей и т.п.;
    30 процентов в отношении дивидендов, доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
     Основное  внимание аудитор уделяет проверке налога, исчисленного по ставке 13 процентов. Налоговая база для этой ставки определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 – 221 Налогового кодекса.
     Удержания по исполнительным листам на детей  проверяют, пользуясь следующей  формулой: 

                                        , где 

     Суд – сумма удержаний на содержание детей,
     Снач – общая сумма начислений по работающему за месяц,
     Сп.н. – сумма налога на доходы физических лиц, удержанного с начисленной за месяц суммы,
     N – процент удержаний.
     Проверка  других видов удержаний не представляет сложности. Так, при проверке удержаний  за товары, приобретенные в кредит, устанавливают период рассрочки, суммы  удержаний и сроки платежей. При  проверке погашения ссуд, выданных работникам, устанавливают сроки и внесенные суммы, сумму удержанного налога за пользование ссудой.
     • При проверке ведения аналитического учета по работающим.
     Аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется по физическим лицам  как состоящим, так и не состоящим в списочном составе предприятия по всем видам заработной платы, премиям, пособиям и другим выплатам и удержаниям (налогам, платежам и др.). Необходимые данные для этой цели накапливаются в лицевых счетах (накопительных документах), расчетно-платежной документации, при использовании ПК могут храниться в виде отдельных файлов.
     Аудитор должен проверить, ведется ли такой  учет, обратить внимание на сохранность  подобной информации и формирование на каждого работающего совокупного  годового дохода. Помимо прямых начислений в совокупный доход должны быть включены: стоимость натуральной оплаты работникам, вознаграждения по результатам работы за год, стоимость проезда к месту отдыха работников предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в отдаленных районах Дальнего Востока, стоимость бесплатно предоставляемого питания и продуктов, единовременные вознаграждения за выслугу лет.
     • При проверке сводных расчетов по оплате труда.
     Сводные расчеты по заработной плате выполняют по данным счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и корреспондирующим с ним счетом. При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту этого счета проверяют по данным журналов-ордеров ф. №№10 и 10/1, а дебетовые данные по счету 70 (выдача заработной платы, удержания и др.) – по данным журналов-ордеров ф. №1 «Касса», ф. №2 «Расчетный счет», ф. №8 – по счетам учета расчетов с бюджетом, депонентами и др.
     При автоматизированной форме учета  контролю подвергаются записи дебетовых и кредитовых оборотов. Кроме того, сводные данные проверяют по Главной книге (счета 70 и 69). Сальдо по этим счетам должны быть тождественны показателям баланса ф. №1 по ст. «Кредиторская задолженность перед персоналом организации» и «Кредиторская задолженность перед государственными внебюджетными фондами» раздела V пассива и по ст. «Прочие дебиторы» раздела II актива (в части долгов за работающими и органами страхования).
     Прежде  всего, необходимо проверить соответствие итогов в отдельных ведомостях (цехов, отделов) с общими итогами по предприятию. Затем устанавливается правильность произведенных операций по отнесению начислений заработной платы на соответствующие счета.
     Так, выплаты из фонда оплаты труда, включенные в себестоимость продукции, относятся в дебет счетов 20, 23, 25, 26 (производственные затраты), 29 (на расходы непромышленных производств и хозяйств), 08 (вложения во внеоборотные активы).
     • При проверке налогооблагаемой базы для расчетов по ЕСН.
     Помимо  контроля расчетов по оплате труда необходимо проверить правильность расчетов по начислению единого социального налога. С этой целью уточняют базу налогообложения для определения единого социального налога (по социальному страхованию, пенсионному обеспечению, медицинскому страхованию).
     • При проверке депонированных сумм по заработной плате
     Аудитор проверяет, как организован аналитический  учет по счету 76, субсчет «Депонированная  заработная плата». Устанавливает, велись ли карточки в разрезе физических лиц и депонированных сумм, как производилась выдача сумм депонированной заработной платы, на какой счет списывалась депонированная заработная плата после окончания срока исковой давности (трех лет).[13,с.176] 

Глава 2. Организационно- экономическая  характеристика
ОАО «ТОККО»
2.1. Краткая характеристика ОАО «ТОККО» 

     ОАО «ТОККО» - является юридическим лицом, обладает финансово-хозяйственной  самостоятельностью, имеет расчетный  счет и несет всю полноту ответственности  за результаты своей деятельности с  момента его государственной  регистрации.
     Целями  деятельности предприятия являются расширение рынка товаров и услуг, извлечение прибыли, а также содействие наиболее полному удовлетворению потребностей народного хозяйства и населения  в промышленных товарах и товарах  народного потребления. Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.
     Предметом деятельности ОАО «ТОККО» являются:
    розничная торговля товарами народного потребления, в том числе табачными изделиями, продовольствием и алкогольной продукцией;
    экспорт и импорт товаров народного потребления, в том числе табачных изделий, продовольствия и алкогольной продукции, а также продукции и оборудования научно-технического назначения;
    организация сети розничных торговых предприятий;
    коммерческое посредничество и представительство;
    оказание снабженческих, сбытовых услуг (обслуживание по обеспечению приобретения и сбыта продукции, товаров и услуг, сырья, материалов, оборудования, специальной техники другого имущества в соответствии с действующим законодательством);
    маркетинговые услуги и консультации;
    иные виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством РФ.
     Все виды деятельности осуществляются в  соответствии с действующим законодательством  РФ. Для занятий отдельными видами деятельности, перечень которых определяется специальными федеральными законами, (торговля табачной и алкогольной продукцией) предприятие получило специальное разрешение (лицензию).
     Общество  самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную  деятельность, а также социальное развитие коллектива. Основу планов составляют договоры, заключаемые с поставщиками и потребителями материально-технических и товарных ресурсов.
     Основными потребителями продукции фирмы  является население и близлежащие  организации. Основной рынок сбыта  – местный, городской. Уровень конкуренции – высокий, поскольку в отрасли существует стабильно высокая рентабельность вложения капиталов и поскольку товар, предлагаемый фирмой, пользуется постоянным, устойчивым спросом, это привлекает в данную отрасль многих конкурентов.
     Ассортимент товаров постоянно обновляется  и расширяется, поскольку постоянно  появляются новые товары, или новые  модификации уже известных марок  продукции. Все товары, которые продаются  через магазины фирмы, – либо отечественного производства, либо от зарубежных производителей. 

     

     Рисунок 1 Организационно-управленческая структура  ОАО «ТОККО»

 
 
2.2. Краткая характеристика  СУП ОАО «ТОККО» 

     Характер  разделения труда внутри организации  и координация взаимодействия в  направлении общих целей отражается в организационной структуре предприятия. Организационная структура характеризует внутреннее строение организации и представляет собой совокупность взаимосвязанных звеньев, выполняющих закрепленные за ними функциями.
     Наибольшее  распространение в торговле получила линейно-функциональная структура управления. В линейно-функциональной структуре управления линейные связи обеспечивают единство целей, а функциональные - специализацию управленческой деятельности, что позволяет решать сложные многоцелевые задачи.
     Система управления персоналом направлена на решение следующих задач:
     - оперативное удовлетворение потребностей  универмага в трудовых ресурсах  необходимой специальности и  уровня квалификации;
     - формирование и обеспечение комплекса  организационных, экономических,  социально-психологических усилий для надлежащего исполнения сотрудниками возложенных функций и повышения эффективности труда;
     - обеспечение связи между управлением  персоналом и другими направлениями  менеджмента.
     Директор  осуществляет:
     - общее руководство предприятием;
     - организует работу и эффективное  взаимодействие всех структурных  подразделений универмага;
     - направляет деятельность структурных  подразделений на обеспечение  прибыльной работы предприятия;
     - обеспечивает все принятые обязательства  перед Госбюджетом, поставщиками, заказчиками, банками, подписывает все договоры;
     - контролирует строгое обеспечение  режима экономии материальных, трудовых  и финансовых ресурсов;
    осуществляет организацию и совершенствование экономической
     деятельности  универмага и другие.
     Основные  функции кадровой службы:
     - участие в разработке и реализации  стратегии управления персоналом;
     - обеспечение предприятия необходимым  количеством кадров руководителей,  специалистов, рабочих требуемых  профессий, специальностей и квалификации;
     - осуществление эффективного подбора, расстановки и реализации трудового потенциала кадров в соответствии с их профессиональными, деловыми и нравственными качествами;
     - участие в формировании и развитии  стабильного трудового коллектива, создании благоприятного социально-психологического климата;
     - постоянное совершенствование управления  кадрами на основе реализации  целевых программ, современных персонал-технологий  и оказание систематической методической  помощи руководителям подразделений  по проблемам управления персоналом.
     Основные  задачи кадровой службы:
     - участвует в разработке единой  кадровой политики и осуществляет  её через повседневную кадровую  работу;
     - прогнозирует перспективную и  определяет текущую потребность  в кадрах, источники её удовлетворения;
     - содействует успешной адаптации новых работников в коллективе;
     - анализирует имеющийся кадровый  состав, планирует профессионально-должностное  продвижение работников;
     - организует изучение профессиональных, деловых и моральных качеств  работников на основе объективной  оценки при широком использовании  различных методов, а также проведение аттестации руководителей и специалистов;
     - формирует кадровый резерв для  выдвижения на руководящие должности,  составляет планы работы с  ним, разрабатывает схемы замещения.
     - осуществляет непрерывное образование  руководителей и специалистов, организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации рабочих.
     - участвует в разработке мотивационной  системы эффективного cтимулирования  работников в соответствии с  их трудовым вкладом.
     - организует эффективную систему  персонального учета, обработку поступающей кадровой информации.
     - осуществляет оформление кадровых  документов в установленные сроки  и обеспечивает их сохранность.
     - представляет все виды статистической  отчетности по работе с кадрами.
     Основные  задачи экономического отдела:
     - экономическое планирование в организации, направленное на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов роста товарооборота с целью достижения наибольшей экономической эффективности;
     - разработка материального стимулирования продавцов, руководителей, специалистов и других служащих, совершенствование организационной структуры управления, обеспечение рационального расходования фонда заработной платы, повышение роста производительности труда, контроль за правильностью применения тарифных ставок, должностных окладов, установление разрядов рабочим и категорий специалистам;
     - разработка прогнозных и текущих  заданий и расчетов по розничному  товарообороту и его структуре,  финансовым показателям, труду  и заработной плате, бытовому обслуживанию;
     - комплексный экономический анализ  деятельности организации и своевременная  разработка мер по ускорению  темпов роста производительности  труда, повышению уровня рентабельности, устранение нерациональных расходов; (Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, разрабатывает меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности, производительности труда, устранению потерь и непроизводительных расходов);
     - методическое обеспечение соответствующих  вопросов.
     - доведение до товарных отделов, секций и других структурных подразделений плановых показателей по товарообороту и контроль за их выполнением.
     Основными задачами заведующего отделом являются:
     - обеспечение четкой организации  торгово-технологического процесса  и высокую культуру обслуживания покупателей, выполнение плана товарооборота и др. показателей в целом по отделу;
     - обеспечение постоянного наличия  в продаже товаров в достаточном  ассортименте и надлежащего качества, ежедневно контролирует соблюдение  правил торговли и розничных цен;
     - совместно с др. отделами систематически  совершенствует формы и методы  продажи товаров, увеличивает  количество и качество оказываемых  услуг.
     - осуществление контроля за организацией  торгового обслуживания покупателей,  соблюдением законодательства, трудовой и производственной дисциплины, выполнением санитарных требований и правил личной гигиены, принимает необходимые меры по замечаниям и предложениям покупателей;
     - обеспечение условий хранения  и сохранности товарно-материальных  ценностей, вверенных материально-ответственным лицам;
     - постоянно анализирует производительность  труда работников торгового зала, стремясь систематически ее повышать. 

     Глава 3. Расчетный анализ и рекомендации по совершенствованию  системы оплаты труда  в ОАО «ТОККО» 

     3.1. Оценка и анализ  результатов аудита  системы оплаты  труда в ОАО  «ТОККО» 
 

     Начнем  проверку расчетов с рабочими и служащими  по оплате труда в ОАО «ТОККО» с проверки правильности документального оформления операций по учету труда и его оплаты. При этом основное внимание необходимо уделить правильности заполнения табелей учета рабочего времени.
     Проверка  показала, что случаев включения  в них вымышленных (подставных) лиц  нет, так как в нарядах и  табелях учета рабочего времени  фамилии совпадают с данными  учета личного состава. Случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения одних и тех лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях не обнаружено. Одна из расчетно-платежных ведомостей рассматриваемого общества представлена в приложении 1.
     При выборочной проверке первичных документов по учету труда и его оплаты недостатков обнаружено не было.
     Для контроля документирования затрат на оплату труда используют вопросы, представленные в приложении 2.
     По  итогам проведенной проверки правильности оформления первичных документов составим рабочий документ аудитора РД-1 «Аудит оформления первичных учетных документов по учету труда и его оплаты» (таблица 2). Эту форму можно использовать в ходе дальнейших внутренних аудиторских проверок данного участка. 
 
 
 

     Таблица 2. Рабочий документ – 1 «Аудит оформления первичных учетных документов по учету труда и его оплаты» ОАО «ТОККО» 

Объект  проверки
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.