Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Свободные экономические зоны

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ 

     Одно  из примечательнейших явлений современных  мировых экономических отношений  – бурный рост оборота предприятий, расположенных в свободных экономических зонах. Индустрия оффшорного бизнеса превратилась сегодня в самостоятельную отрасль международной экономики.
     Появление оффшорного бизнеса происходит, начиная, в основном, с середины ХХ в., когда многие британские колонии и зависимые территории стали получать полную и относительную независимость от своих метрополий.
     Государства, в которых расположены оффшорные  зоны, как правило, не имеют военных  расходов и содержат минимальное  число государственных чиновников, что позволяет им вести льготную политику в сфере налогообложения. При этом их источники доходов  весьма ограничены. Чаще всего их доходы составляют налоги с местного бизнеса, в основном туристического, и экспорт (чаще всего довольно незначительный) продукции сельского хозяйства  или природных ископаемых. По этой причине сборы за регистрацию  оффшорных фирм, ежегодные фиксированные  сборы с работающих организаций, ежегодная плата за лицензии могут  формировать до 80% их бюджета1. Помимо указанного, режим оффшорной юрисдикции ведёт к увеличению занятости населения, росту квалификации рабочей силы, притоку иностранного капитала, совершенствованию инфраструктуры и повышению активности в государстве и регионе.
     По  экспертным оценкам, 15000 компаний с  оффшорными целями учреждается каждый год в Гонконге и ещё около 50000 в других оффшорных юрисдикциях. Консалтинговые фирмы, работающие на этом рынке, полагают, что за период с 1995 по 2000 г. суммарно было учреждено ещё  примерно полмиллиона оффшорных компаний во всём мире. И число таких компаний растёт и по сей день.2
     На  настоящий момент, по оценке экспертов, в мире действует около 35-40 стран, являющимися специализированными  оффшорными юрисдикциями. Их доля в  мировом ВВП относительно невелика – 1,22%, а за минусом промышленного  производства и сельского хозяйства, которые не могут относиться к  оффшорному сектору, она снижается  до 0,79%. (см. табл.1). Тем не менее, по некоторым  экспертным оценкам, примерно половина всех мировых финансовых трансакций осуществляется через оффшорные  юрисдикции. В США 40% всех переводов  средств в пользу иностранных  получателей направляется именно в  эти страны.
       Приведённые данные свидетельствуют  о высокой важности роли оффшорных  юрисдикций, несмотря на ужесточение  антиоффшорного регулирования в  мировой экономике. Так, по  некоторым оценкам, до 50% современного  мирового движения капитала обслуживается  через оффшорные центры.
     Целью данной работы является, во-первых, определение  основных понятий, таких как, «свободные экономические зоны», «оффшорная юрисдикция», «оффшорная зона» и т.д., без правильной трактовки которых невозможно повествование; во-вторых, характеристика основных оффшорных  зон по четырём регионам мира: Европа, Азия, Латинская Америка и Африка, а также характеристика оффшорных  центров, расположенных на территории Российской Федерации.
     Данная  работа предназначена для создания полной картины деятельности современных  оффшорных зон не только за рубежом, но и в России, а также для  осознания возможностей российских налогоплательщиков по использованию  налоговых стимулов, льгот и особых режимов налогообложения, вводимых иностранными государствами, а также  отдельными регионами и территориями Российской Федерации для участников международных экономических отношений.
 

   
    ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
 
      История развития свободных  экономических зон
 
     Свободные экономические зоны (СЭЗ) - современное название для достаточно древнего экономического явления. Льготный режим торговли, вплоть до полного освобождения от налогов и пошлин, испокон веков применялся там, где возникала необходимость быстрого освоения новых территорий, привлечения инвесторов и активизации товарных и финансовых потоков. В частности, Свободные экономические зоны использовались правительством Российской империи для освоения Северного Причерноморья в XIX веке, а одним из самых известных «свободных портов» была Одесса. Сегодня, в связи с новыми реалиями международного разделения труда, учреждение свободных экономических зон актуально для целого ряда стран, и в частности для России, где также существует необходимость принимать торговые, финансовые и налоговые меры для укрепления экономики отдельных регионов.
     В классическом виде Свободные экономические  зоны представляют собой четко ограниченные районы со специфическим таможенным и торговым режимом, обеспечивающим свободу перемещения капитала, товаров  и рабочей силы. Эти анклавы  называют по-разному: «свободные таможенные территории», «экспортные зоны», «зоны  свободной торговли», «свободные банковские зоны», «промышленно-торговые зоны», «технико-внедренческие  зоны» и так далее, а в просторечье - «внутренние офшоры». Но в любом  случае это некий хозяйственный  субъект, имеющий беспошлинный или  льготный режим ввоза и вывоза товаров и определенную обособленность от остальной территории страны в  торговом и валютно-финансовом отношении. Свободные экономические зоны имеют  тесную связь с мировым рынком и активно привлекает иностранный  капитал.
     У зарубежных стран есть большой опыт использования Свободных экономических  зон. Сегодня в мире насчитывается  свыше тысячи свободных экономических  зон. Только в США их около 200. В  Китае и Вьетнаме за счет Свободных  экономических зон подняли экономику.
     При этом страны с благоприятным инвестиционным климатом делают ставку на привлекательность  вложений.
     Страны  с высоким уровнем инвестиционного  риска (как Россия) традиционно делают ставку на широкий диапазон и масштабность льгот, предоставляемых в свободных  экономических зонах. Для многих стран Свободные экономические  зоны стали едва ли не основным фактором, обеспечившим развитие экономики.
     Первые  Свободные экономические зоны на территории Российской Федерации начали образовываться в конце 80-х годов, то есть еще в эпоху Советского Союза. Основной целью их создания была активизация внешнеэкономической  деятельности предприятий и организаций  путем создания совместных предприятий.
     Предполагалось, что первые свободные экономические  зоны возникнут на Дальнем Востоке (то есть в регионе с развитым научно-техническим потенциалом) и  будут способствовать росту производства наукоемкой продукции на базе действовавших  национальных технологий и иностранного капитала.
     К сожалению, сама идея Свободных экономических  зон с трудом укладывалась в русло  тогдашних экономических представлений. Поэтому советская концепция  «зон совместного предпринимательства» изначально была половинчатой и в  конце концов так и осталась нереализованной. Они не представляли большого интереса ни для потенциальных иностранных  инвесторов (из-за ограниченности возможностей освоения российского рынка через  механизмы этих зон), ни для российских предприятий (из-за отсутствия стимулов для образования СП в этих зонах  и возможностей реализации эффективных  проектов).
     Второй  этап развития свободных экономических  зон наступил уже в 1990-х годах. После принятия парламентом и  правительством решений о создании зон свободного предпринимательства  в стране появилось 19 экстерриториальных экономических образований, в дальнейшем к ним прибавилось еще несколько.
     Опыт  создания свободных экономических  зон в современной России принято  считать неудачным. И неудачи  эти объясняются несколькими  факторами: неблагоприятный инвестиционный климат страны, непродуманность организационной  структуры управления, отсутствие жесткого контроля за исполнением бюджетных  субсидий и деятельностью хозяйствующих  субъектов Свободных экономических  зон. То есть факторы эти, главным  образом, субъективные и отнюдь не позволяют  говорить о том, что сама идея свободных  экономических зон неприемлема  для России. Напротив, для большинства  экономистов очевидно, что с помощью  механизма Свободных экономических  зон может быть решена проблема экономических  взаимоотношений федерального центра и субъектов РФ. Достаточно принять  ряд законов и подзаконных  актов, разграничивающих права и  полномочия центра и субъектов, определяющих статус стратегически важных регионов, порядок бюджетных взаиморасчетов.
     Создание  Свободных экономических зон - действенное  направление развития экономики  отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение  конкретных приоритетных экономических  задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых  в Свободных экономических зонах, в достаточной степени индивидуальна  и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. (Как  отмечено в «Свободные экономические  зоны: мифы и действительность», согласно мировому хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при  создании Свободных экономических  зон, почти всегда не совпадают с  тем, что происходит в результате фактического развития.)
     Варианты  свободных экономических зон  могут быть настолько же разнообразными, насколько разнообразны наши регионы. Это свободные порты и транзитные зоны (для регионов, имеющих благоприятное  геополитическое положение), зоны развития с налоговыми льготами для отдельных  отраслей или предприятий (для депрессивных регионов), особые экономические зоны (для стратегически важных регионов), точечные зоны (для отдельных хозяйствующих  субъектов в регионах), международные  зоны (для приграничных районов). 

      Характерные черты и классификация  свободных экономических  зон
 
     Со  времени подписания в 1973г. Киотской конвенции, определяющей свободную  зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение  во многих странах. Международные корпорации рассматривают СЭЗ как благоприятные  территории, где можно получить сверхприбыль (норма прибыли в СЭЗ в среднем  составляет 30-35%, а в азиатских  зонах – более 40%). Сроки окупаемости  капиталовложений в СЭЗ сокращаются  в 2-3 раза.
     Выделяют  следующие типы СЭЗ: таможенные зоны; беспошлинные торговые зоны; таможенные свободные зоны; зоны свободной торговли; внешнеторговые зоны; предпринимательские  зоны; зоны технико-экономического развития; зоны развития новой и высокой  технологии; научно-промышленные парки; экспортно-производственные зоны; свободные  промышленные зоны; оффшорные центры; свободные банковские зоны; туристические  центры и др.
     СЭЗ – это часть национальной территории, имеющая расширенную самостоятельность  в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей.
     Классификацию СЭЗ осуществляют по 4 критериям:
     1. По характеру деятельности.
     2. По степени интегрированности  в мировую и национальную экономику.
     3. По отраслевому признаку.
     4. По характеру собственности.
     I. По характеру деятельности выделяют:
     1. Зоны свободной торговли представляют  собой ограниченные участки территории, в пределах которой установлен  льготный режим хозяйственной,  в т.ч. внешнеэкономической, деятельности. Возникли еще в XVII – XVIII вв. Функции их сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров. Иногда допускается незначительная обработка иностранных товаров в целях их дальнейшего реэкспорта. К числу ЗСТ можно отнести магазины «дьюти фри» в международных аэропортах и свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.
     2. Экспортно-производственные или  промышленно-производственные зоны. Их относят к зонам 2-го поколения,  возникли в результате эволюции  торговых зон, когда в них  стали ввозить не только товары, но и капитал, заниматься не  только торговлей, но и производственной  деятельностью.
     Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным  таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая  продукция. Эти зоны пользуются существенными  налоговыми и финансовыми льготами.
     3. Научно-промышленные парки или  технико-внедренческие зоны. Относятся  к зонам 3-го поколения (70-80-е  гг. XXв.). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.
     Наибольшее  число таких зон функционирует  в США (технопарки), Японии (технополисы), Китае (зоны развития новой и высокой  технологии). В них организуется разработка и выпуск конкурентоспособной  наукоемкой продукции.
     4. Сервисные зоны представляют  собой территории с льготным  режимом предпринимательской деятельности  для фирм, оказывающих различные  финансово-экономические, страховые  и иные услуги.
     К числу сервисных зон относятся  оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые  гавани (НГ). Они привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем  банковской и коммерческой тайны, лояльностью  государственного регулирования. В  этих зонах концентрируется банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и  консалтинговая деятельность.
     Налоговые гавани отличаются от ОЗ тем, что в  них все фирмы (местные и иностранные) получают налоговые льготы на все  или некоторые виды деятельности.
     В н.в. в мире более 300 оффшорных центров, среди них около 70 НГ. В числе  стран, где функционируют оффшорные  компании, Лихтенштейн, Панама, Нормандские  острова, Остров Мэн (Великобритания), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария.
     Компании  в ОЗ либо не подлежат налогообложению, либо облагаются небольшим паушальным налогом. Также отсутствуют валютные ограничения и таможенные пошлины  для иностранного инвестора, существует свободный вывоз прибылей, низкий уровень уставного капитала.
     Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит  в привлечении дополнительных капиталов, получении дохода от пребывания компаний в ОЗ, создании дополнительных рабочих  мест.
     II. По степени интегрированности в мировую и национальную экономику различают:
     1. СЭЗ экстравертивного типа (ориентированы  на внешний рынок, экспорт составляет  от 75 до 90% всей производимой продукции).
     2. СЭЗ интровертивного типа (интегрированы  в национальную экономику).
     Классификация по отраслевому признаку затруднена тем, что в экспортно-промышленных зонах располагаются ПП различных  отраслей. Но существует и определенная специализация на одной или нескольких отраслях промышленности.
     По  характеру собственности выделяют СЭЗ: государственные; частные; смешанные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ПО РЕГИОНАМ МИРА

2.1Свободные экономические зоны в Европе

 
   Страны  и территории Западной Европы, где  располагаются оффшорные центры, подразделяются на территории с льготным и умеренным налогообложением. К  первому типу относятся Ирландия, Гибралтар и расположенные вблизи Великобритании острова Мэн, Гернси, Джерси, Адерней и Сарк.
   Основные  требования к оффшорным фирмам, которые  не платят налогов в этих центрах, заключается в том, что, во-первых, хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной зоне могут вести  только фирмы-нерезиденты и, во-вторых, эти фирмы могут действовать  в зоне только при наличии особого  статуса, который предоставляет  им законодательство того или иного  оффшорного центра.
   К территориям с льготным налогообложением, успешно развивающимся в последние  десятилетия, относится остров Мэн, англоязычный остров между Англией  и Ирландией с населением в 70 тыс. человек. По конституции он является самоуправляющейся территорией  в Соединённом Королевстве. Остров является ассоциированным членом ЕС по особому договору, в который  не входят вопросы налоговой политики. Объявив себя в середине 1970-х гг. оффшорным центром, остров Мэн превратился  в один из важнейших финансовых центров  Европы. На острове обосновались компании, трасты, банки и другие учреждения. Финансовый сектор обеспечивает порядка 25% национального дохода острова3.
   Остров  Мэн имеет правовую систему по типу английского общественного  права, а суды в целом применяют  английскую модель, что весьма важно  при учреждении трастов. Он обладает хорошо развитой юридической и другими службами. Центральное место в репутации острова как серьёзного оффшорного центра занимает его система контроля, которая имеет большой опыт части надзора и регулирования щекотливых финансовых вопросов. Остров имеет хорошие коммуникации, в том числе телефонную, факсимильную и телексную связь первого класса. Тесные авиасвязи с аэропортом Хитроу в Лондоне обеспечивает хорошее сообщение со всем миром.
   Остров  Мэн можно охарактеризовать как  стабильную, хорошо развитую и одновременно быстро расширяющуюся оффшорную  юрисдикцию на основе общего права, где  затраты ниже, чем в сравнимых  юрисдикциях Джерси и Гернси.
   На  острове отсутствует валютный контроль, клиентам обеспечивается секретность  ведения операций. Регистрация компаний занимает 10-12 дней. Отсутствуют налоги на перевод капитала, дополнительный доход, регистрацию, имущество, прибыль  от реализации, наследство и дарение. Формально оффшорные фирмы должны вести бухгалтерский учёт, но в  то же время они не обязаны его  никому предоставлять.
   На  острове Мэн регистрируются фирмы  трёх типов:
    фирмы-резиденты, которые имеют право действовать на территории самого острова и платят 20%-ный подоходный налог. Однако следует помнить, что любая первоначально зарегистрированная на острове фирма считает фирмой-резидентом до тех пор, пока она не подала ходатайство о получении другого статуса и не оплатила соответствующие годовые сборы;
    фирмы-нерезиденты являются безналоговыми, если сфера их деятельности находится вне острова Мэн. Они сами определяют для себя места проживания директоров, акционеров и секретаря фирмы. Ежегодный правительственный сбор с такой фирмы составляет 600 ф.ст. в год.
    Фирмы-исключения, также относящиеся к числу безналоговых фирм. Для них требуется, чтобы хотя бы один из директоров фирмы и её секретарь проживали на острове Мэн. Государственный годовой налог – 300 ф.ст.4
   В настоящее время на острове Мэн  разрабатываются законы, которые  упрощают формальности, относящиеся  к безналоговым фирмам. Вместо фирм-исключений будут так называемые «международные компании», и им предсказывают относительное  долголетие. Создание фирм этого типа вызвано требованиями Европейского союза. Что касается фирм-резидентов, то после принятия нового закона этот тип фирм, скорее всего, исчезнет, и  его придётся преобразовывать в  международные компании.
   Другим  примером «налогового рая» является Гибралтар, последняя колония Великобритании в Европе. Гибралтар, в котором  проживает 30 тыс. человек, является самоуправляющимся  образованием с 1965 г. Гибралтар –  ассоциированный член ЕС, но с определёнными  исключениями: здесь не применяется  договор об общем землепользовании и налог с оборота.
   В качестве оффшорного центра Гибралтар  рос быстрыми темпами, одновременно с этим развивались юридическая  и прочие службы. Этот быстрый рост в значительной степени повлиял  на телекоммуникации: в последние  годы в действие была введена новая  усовершенствованная телефонная система. Основные авиасвязи осуществляются с Лондоном несколькими ежедневными  рейсами, но имеются также авиалинии  для связи с Африкой и остальным  миром через испанские аэропорты  в Севилье и Малаге.
   Валютой является гибралтарский фунт, котируемый на одном уровне с английским фунтом. Валютного контроля не существует, а сегодняшний банковский сервис можно считать абсолютно современным, причём он улучшается по мере переезда сюда международных банков. Секретность  в банковском деле основана на общем праве. Отсутствуют требования обнародования имён бенефициариев до регистрации компании, даже в случае заявления об освобождении компании от налогов.
   Гибралтар предлагает два типа компаний, особо  выгодных с точки зрения налогообложения: нерезидентные и освобождённые  от налогов компании.
   Нерезидентная компания регистрируется в Гибралтаре, но централизированно управляется  и контролируется правлением, находящимся  вне Гибралтара. Если такая компания не имеет доходов в пределах Гибралтара и не является посредником в переводе прибылей в Гибралтар, то она не платит никаких налогов. На практике это  означает, что нерезидентная гибралтарская  компания должна иметь банковский счёт только вне Гибралтара. В отличие  от других юрисдикций, здесь с нерезидентных  компаний не взимается ежегодный  сбор.
   Компания  с правлением в Гибралтаре, которой  владеет нерезидент, может при  этом ходатайствовать об освобождении от уплаты подоходного налога. Гибралтар  предлагает гарантированное освобождение от налогов сроком на 25 лет при  условии, что компания прекрасно  управляется и что она соблюдает  правила, связанные с освобождением  от налогов.
   Обычная гибралтарская компания может получить статус освобождённой от налогов  за ежегодный взнос в 225 фунтов5. Преимущество обычной освобождённой компании в том, что она не считается резидентной в других странах. Для освобождённых от налогов гибралтарских компаний действуют особые правила. Например, они не должны иметь дела с резидентными компаниями или лицами, проживающими в Гибралтаре, но только с другими освобождёнными от налогов компаниями. Никакие изменения, касающиеся держателей акций или бенефициариев, не могут быть внесены без разрешения гибралтарских властей. Кроме того, освобождённые компании посредством ежегодных ревизий должны показывать, что компания действовала в соответствии с правилами об освобождении от налогов. Бухгалтерия является необходимой для ведущих дела компаний.
   В отличие от стран «налогового  рая», в которых деятельность иностранных  компаний облагается только регистрационным  и небольшим ежегодным сбором, в Европе имеется ряд стран, которые  взимают с зарегистрированных в  них фирм определённые виды налогов. К числу стран с умеренным  налогообложением относятся Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн, Кипр, Мальта, Монако.
   Видное  место в оффшорном бизнесе  занимает Лихтенштейн – маленькое  княжество между Швейцарией и  Австрией с населением в 32 тыс. человек. Выгодное расположение, хорошо развитые коммуникации, наличие высокопрофессиональной юридической службы, льготы иностранным  компаниям способствовали быстрому развитию этого оффшорного центра. В 2004 г. в Лихтенштейне было зарегистрировано свыше 40 тыс. иностранных фирм, доходы от которых составляли более 30% бюджета  страны6.
   Среди иностранцев популярны фирмы, управляющие  собственностью других фирм, а также  холдинговые компании, которые владеют  акциями других фирм и получают с  этого доход. Такие фирмы не платят Лихтенштейну никаких налогов, кроме  низкого налога на уставный капитал. Они также освобождены от аудиторского контроля. Их минимальный акционерный  капитал – от 30 до 50 тыс. швейц. фр. Фирме требуется как минимум  один местный директор. Срок регистрации  – две недели, её стоимость – 6 тыс. долл. Примерно столько же составляет ежегодный взнос.
   Среди богатейших людей мира очень популярны  зарегистрированные в Лихтенштейне фонды. Их минимальный акционерный  капитал обычно составляет 2 млн. швейц. франков, в случае семейного фонда  – 10 млн. швейц. франков7. Обычно фонды используются для управления капиталами и ценными бумагами. Хотя владельцем фонда является физическое лицо, деньги фонда ему не принадлежат. Это означает, что если основное предприятие данного лица обанкротится, капитал, принадлежащий фонду, останется нетронутым.
   По  сравнению, например, со Швейцарией преимуществом  этого оффшорного центра является то, что налог с дивидендов, переводимых  за границу, очень низкий и составляет всего 4%. Кроме того, считается, что  сегодня уровень конфиденциальности в банках Лихтенштейна выше, чем  в швейцарских.
   Швейцария – ведущая страна мира в области  банковского дела, где также действует  умеренное налогообложение.
   Несмотря  на то, что в Швейцарии можно  зарегистрировать фирмы различных  типов, самая популярная среди иностранцев  – корпорация. По своей сути она  похожа на российское акционерное общество. Минимальный размер акционерного капитала составляет 100 тыс. швейц. франков, из них 40% должны быть перечислены в местный  банк до регистрации фирмы. Директор фирм должен являться одновременно и  её акционером. Требуется чёткое ведение  бухгалтерии и ежегодное предоставление отчётов на аудиторский контроль. К федеральным налогам относятся 0, 825%-ный налог со всего капитала фирмы и подоходный налог (3,6-9,8% от прибыли). Подоходный налог тем выше, чем больше разница между годовым  доходом и акционерным капиталом. Если доход фирмы на 23% превышает  величину акционерного капитала, то взимается  максимальный подоходный налог.
   Налоги  взимают также кантоны и органы местного самоуправления. Существуют кантоны, где налоги чисто символические. В целом налоговая система  страны очень усложнена различными прибавками и вычетами. Одну из самых  больших статей расхода для владельца  фирмы представляет налог с дивидендов (35% от полученной суммы)8. Расходы на учреждение составляют примерно 8 тыс. долл., адвокатские и аудиторские услуги обходятся ежегодно примерно в такую же сумму.
   Активно развивались оффшорные операции на Кипре, который в 1990-е гг. приобрёл статус признанного центра деловой  активности в Восточном Средиземноморье  и вошёл в первую десятку стран, специализирующихся на оффшорном бизнесе. Представителей иностранных деловых  кругов привлекало выгодное географическое положение Кипра, современная система  связи, отлаженное банковское дело, отсутствие ограничений на вывоз капитала, льготное налогообложение.
   Однако  в связи с намечающимся вступлением  в Европейский союз Кипр по указанию Брюсселя провёл в 2002 г. налоговую реформу, результатом которой явилось  сокращение льгот для иностранного капитала. Так, в соответствии с правилами  ЕС были отмечены преференциальные налоговые  ставки для оффшорные компаний, повышены ставки корпоративного налога с 4, 25 до 10%, ограничена сфера применения двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, ужесточены требования в отношении  обеспечения прозрачности налоговых  схем и обмена информацией о происхождении  капиталов и клиентах.
   После вступления в ЕС (1 мая 2004 г.) Кипр тем  не менее имеет самый низкий уровень  корпоративного налога среди стран  сообщества ( Ирландия, например, ввела  единый корпоративный налог в 12,5%9). Кроме того, на Кипре сохранился ряд преимуществ в формировании налогооблагаемой базы, а также в применении методов обложения дивидендов (отсутствие обложения у источников) и др. Наиболее выгодные условия созданы для учреждения и деятельности на Кипре холдинговых компаний, которые по новому налоговому законодательству приобрели возможность получать дивиденды от участвующих в них компаний свободными от налогов и переводить выплачиваемые ими дивиденды за рубеж без обложения любыми налогами в юрисдикции нахождения холдинга, что нередко является сложной задачей. Таким образом, Кипр остался страной со льготным налогообложением, однако масштабы его деятельности резко сократились. Руководство Кипра делает упор на повышение его престижа в качестве мирового центра делового сотрудничества, отвечающего критериям ЕС и других международных экономических организаций ( ОЭСР, ФАТФ).
   Венгрия – одна из немногих стран Центральной  и Восточной Европы, на территории которой создан оффшорный центр. Для компаний, зарегистрированных в  оффшорном центре, Венгрия является налоговым раем, так как вместо 18%-ного корпоративного налога на прибыль  они платят 3%-ный. Оффшорным компаниям  предоставляется право вести  операции с иностранной валютой, получать иностранные займы и  кредиты без специального разрешения властей, регулирующих операции с иностранной  валютой. Иметь счета в иностранных  банках при условии, что определённая доля счетов приходится на венгерский банк. Посредническая деятельность таких  компаний в Венгрии ограничена внешней  торговлей с Россией, а также  посредничеством между российскими  компаниями. Принцип такого ограничения  простой – ориентировать оффшорные  льготы на основные преобладающие во внешней торговле товарные потоки и  широкий круг хорошо известных деловых  партнёров.
   В 2002 г. парламент Венгрии принял поправку к Закону, согласно которым статус оффшорной компании в стране можно  было получить лишь до 2002 г. В результате на «последней волне» было учреждено  ещё 373 оффшорные компании, и их общее  число достигло 740. Примерно треть  всех оффшорных компаний занимается торговлей и ремонтом транспортных средств, одна шестая часть – торговлей  недвижимостью, ряд компаний предоставляет  разнообразные финансовые услуги. Сумма  инвестированного оффшорными компаниями капитала превышает 13 млрд евро, что  составляет почти 3/4 годовых поступлений  в госбюджет страны. Однако в связи  со вступлением Венгрии в ЕС существовать эти компании смогут, по всей вероятности, лишь до 2017 г.

    2.2Свободные экономические зоны в Азии

 
   Оффшорный бизнес в странах Азии играет важную роль в движении как ссудных, так  и предпринимательских инвестиций, в обслуживании внешнеэкономических  связей, хотя по масштабам операций и количеству оффшорных компаний значительно уступает странам Карибского бассейна и Западной Европы.
   Как правило, оффшорные центры располагаются  на островах и архипелагах с выгодным географическим положением, развитыми  транспортными и телекоммуникационными  сетями, вблизи крупных международных  финансовых и торговых центров. Оффшорные  центры, возникшие в 1970-е гг., действуют  в Бахрейне, Гонконге, Малайзии (остров Лабуан), Сингапуре и Океании (Западное Самоа, Науру, Вануату, острова Кука).
   В настоящее время среди стран  Тихоокеанского региона оффшорные  операции динамично развиваются  на острове Вануату. Разработанное  с целью приобщения международных  деловых кругов к процветанию  республики, местное законодательство успешно выполняет свои функции. Налоговые льготы для оффшорных  компаний велики. Государство декларирует  и гарантирует, что здесь нет  подоходных налогов, налогов на прибыль  компаний, налогов на недвижимость, наследство, дарение и налогов  на капитал, а также налогов на дивиденды, проценты, гонорары, лицензии и продажи. Действуют упрощённые требования к регистрации компаний, порядку управления международными компаниями и оформлению годовых  отчётов. Компании обязаны платить  только ежегодные правительственные  сборы до 350 долл. За нарушение конфиденциальности на острове взимаются высокие  штрафы. Особенность часового пояса  на Вануату (смещение на 11 часов от Гринвича) позволяет в течение одного рабочего дня провести операции на трёх крупных валютных рынках мира – восточного и западного побережья США и Гонконга.
   На  острове зарегистрировано более 1500 компаний и более 60 банков10. Деятельность оффшорного центра приносит республике треть её валютных поступлений.
   Крупным финансовым центром со льготным налогообложением является Гонконг (Сянган). Большая  часть экономики рассматриваемой  территории связана с финансовыми  операциями. Здесь развита банковская деятельность (расположено примерно 250 банков), операции с ценными бумагами, страхование. Начиная с 1969 г. Гонконг  стал одним из крупнейших мировых  финансовых центров. Вместе с Сингапуром Гонконг делит четвёртое-пятое  место в мировой финансовой иерархии. В Гонконге действует крупнейшая фондовая биржа, много миллиардный  рынок золота – один из крупнейших в мире. Это один из наиболее крупных  торговых центров Азии.
   Многие  десятилетия Гонконг (английская колония) считался популярным оффшорным центром  в связи с льготным налогообложением и низким уровнем таможенного  обложения. В 1997 г. Гонконг был возвращён  под юрисдикцию Китая в качестве особого административного района, где по договорённости с Англией  в течение 50 лет должны сохраняться  экономические свободы и капиталистическая  система хозяйства.
   В последние годы популярность Гонконга несколько снизилась, что было связано  с ухудшением его экономического положения. В 2003 г. власти Гонконга объявили о первом за 20 лет повышении налоговых  ставок и введении ряда пошлин. Была увеличена на 1,5 процентных пункта ставка корпоративного налога – до 17,5%, в  результате чего ослабло одно из основных преимуществ Гонконга над его  традиционным соперником в регионе  – Сингапуром. Введён также налог  с продаж на товары и услуги, увеличены налоги на операции с недвижимостью, сохранён аудиторский контроль за деятельностью фирм. Несмотря на предпринятые местными властями меры по ужесточению финансового режима, Гонконг тем не менее остаётся крупным финансовым центром с одним из самых низких в регионе уровнем налогообложения.
        Свободные экономические зоны в Латинской Америке
 
   Большую известность странам Латинской  Америки и Карибского бассейна придают  действующие ни их территории оффшорные  зоны и финансовые центры, специализирующиеся на предоставлении финансовых, банковских, коммерческих и других услуг. В настоящее  время в регионе действует  около 15 оффшорных центров, большая  часть которых расположена в  странах Карибского бассейна.
   Основными центрами международного оффшорного бизнеса  в регионе  являются Антигуа и  Барбуда, Содружество Багамских  островов, Барбадос, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Республика Панама, Каймановы острова, Сент-Винсент  и Гренадины, Федерация Сент-Китс и Невис.
   Островные государства Карибского бассейна привлекают иностранный капитал в результате льготной налоговой политике и минимальной  бюррократичности национального законодательства. Несмотря на своё островное положение, эти государства имеют развитую систему телекоммуникаций (почта, телефон, телекс) и воздушное сообщение  с Северной Америкой и Европой. В  них развита банковская инфраструктура, существует высокий уровень банковского  регулирования, не взимается налог  на прибыль.
   Оффшорные компании, которые регистрируются в  странах Карибского бассейна, являются нерезидентами, процедура регистрации  и управления этими компаниями значительно  упрощена, управление компанией может  осуществляться на основе анонимности при соблюдении полной конфиденциальности, требования к финансовой отчётности для оффшорных компаний минимальные, компания освобождена (в большинстве случаев полностью) от всех местных налогов и выплачивает только ежегодный регистрационный сбор. Правда, эти оффшорные центры в большинстве случаев исключены из сферы влияния международных налоговых соглашений об избежание двойного налогообложения. Таким образом, ряд оффшорных центров в странах Карибского бассейна являются юрисдикциями с умеренными условиями налогообложения, а большинство из них – «налоговыми гаванями».
   Единственный  недостаток этих зон – их низкий престиж. Тем не менее, здесь зарегистрировано немало солидных банков, инвестиционных фондов, страховых и других компаний. Так, в конце 1990-х гг. в Панаме было зарегистрировано 337 тыс. оффшорных  компаний, на Британских Виргинских островах – 208 тыс., на Багамах – 50 тыс., на Каймановых островах – около 39 тыс., в Нидерладских Антилах – 22, 5 тыс., на Барбадосе  – около 13 тыс. В этих центрах  действует более 2 тыс. коммерческих банков11. Около одной пятой всего объёма мировых валютных операций проходит через оффшорные центры стран Латинской Америки и Карибского бассейна.
   Несмотря  на то что законодательство этих стран  в общих чертах одинаково, у каждой зоны есть своя специализация. Панама давно известна как страна, предоставляющая  льготные условия для регистрации  морских судов, Бермудские острова  – как финансовый центр, Британские Виргинские острова – как центр  международных коммерческих операций. Рассмотрим некоторые оффшорные  центры региона.
   Багамы (Багамское соообщество) – традиционная и широко известная безналоговая оффшорная зона, относящаяся к  «налоговым гаваням». Эта юрисдикция полностью исключает из расчёта  налогооблагаемой базы налог на прибыль зарегистрированных компаний и имеет благоприятное валютно-финансовое законодательство.
   Основная  форма компаний, регистрируемая на Багамах, - международная коммерческая компания, которая во многом напоминает акционерное общество. Международная  коммерческая компания, функционируя в оффшорном режиме, ведёт коммерческую деятельность вне территории своей  регистрации и только с иностранными гражданами и компаниями для этой юрисдикции. Компания пользуется следующими льготами:
   - полное освобождение от всех  местных налогов;
   - отсутствие требований по предоставлению  административной и бухгалтерской  информации ежегодного финансового  отчёта и аудита;
    - полная конфиденциальность и  анонимность владельцев компании  достигается выпуском акций на  предъявителя без указания номинала; возможность доступа к журналам  регистрации существует только  для зарегистрированных акционеров  или по решению суда;
    компании обеспечена максимальная безопасность капиталовложений, включая смену юридического адреса; возможность перевода капиталовложений в другую страну, а также слияния и поглощения другой компанией;
    допускается наличие одного акционера, совещание совета директоров и ежегодное собрание акционеров необязательны и могут проводиться вне юрисдикции регистрации компании;
    финансовая документация может храниться в любой стране;
    сроки регистрации компании составляют от трёх до пяти дней, её стоимость – примерно 2 тыс. долл., а ежегодные сборы не превышают 5 тыс. долл.
   На  Багамах зарегистрировано свыше 9 тыс. компаний.
   Во  второй половине 1990-х гг. – начале сегодняшнего столетия наиболее быстро развивалась оффшорная зона на Британских Виргинских оостровах, которая является лидером среди мировых оффшорных  центров. Зона, расположенная на островах на востоке Карибского моря, имеет хорошие коммуникации, прямую воздушную связь с США, а также другие воздушные линии. Законодательство этой популярной безналоговой зоны похоже на то, которое действует на Багамах. Даже типовое название оффшорных фирм то же – международная коммерческая компания. Однако это не оффшорная зона в её классическом понимании. Её достоинство связано с благоприятной системой налоговых соглашений, условиями работы официальных представительств и другими льготами, предоставляемыми зарегистрированным в ней компаниям. В этом оффшорном центре взимается небольшой налог на прибыль. Компании, зарегистрированные в зоне, используются как транзитные для внутрифирменных (трансфертных) переводов капиталов. В качестве конечного пункта такого трансферта в большинстве случаев выступают оффшорные компании в классических «налоговых гаванях».
   В зоне происходит быстрый рост оффшорных  компаний. В 1988 г. там было зарегистрировано 7,1 тыс. компаний, в 1991 г. – 15,6 тыс., а  в 1996 г. – уже 43 тыс. новых международных  коммерческих компаний. Таким образом, по некоторым оценкам, в регистре Британских Виргинских островов за 10 лет – с 1984 по 2009 г. было зарегистрировано 200000 международных компаний, а сегодня их число превысило 600000. Доходы от оффшорного бизнеса и туризма формируют подавляющую часть бюджета страны.
   Крупным оффшорным центром является Панама – независимая страна в Центральной  Америке, пользующаяся большой популярностью  у судовладельцев. Панама – один из крупнейших в мире торговцев национальным флагом, предоставляющая льготные условия  для регистрации морских судов. По количеству зарегистрированных судов ( свыше 13 тыс.) страна до сих пор занимает первое место в мире. В регистр  судов Панамы могут быть занесены суда, длина которых составляет 20 м и более, а водоизмещение  – по крайней мере 50 т. В соответствии с международной практикой это  минимальные требования к размерам и тоннажу судов.
   Наибольшую  привлекательность панамского судового регистра обуславливают два фактора:
    возможность двойной регистрации;
    отсутствие налогов на доходы и имущество, за исключением регистрационных и ежегодных стандартных налогов и сборов по минимальным ставкам.
   Хорошая инфраструктура, высокий ур
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.