На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сущность и принципы налогообложения. Налоговая система

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 
 

     Введение                                                                        3
     1 Налоги, их виды и функции                                       4
     2 Принципы налогообложения. Кривая  Лаффера      11
     3 Налоговая система Республики  Беларусь        17 
     Заключение                                                                    23
     Список  литературы                                                       25 

 

     
     Введение 
 

     Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств.
     Налоги  – это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов современного государства, эффективный инструмент регулирования рыночной экономики. Налоги, активно участвуя в перераспределительном  процессе, оказывают серьезное влияние  на воспроизводство, стимулируя или  сдерживая его темпы, усиливая или  ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос  населения.
     Результативность  системы налогообложения определяется ролью налогов. Эта роль положительна, если потенциал налогообложения  реализован на практике в максимально  возможной степени и достигнуто относительное равновесие между  функциями. Это проявляется в  оптимизации уровня налоговых изъятий, а именно в формировании бюджета, не ущемляющего интересы плательщиков.
     Обеспечение положительного влияния налогообложения  на сферы финансово-хозяйственной  деятельности — задача сложная, к  тому же противоречивая: для государства  первостепенной и главной является максимизация, а для налогоплательщика  — минимизация налоговых изъятий.
     Оптимизация налогообложения зависит от многих объективных и субъективных факторов, поскольку находится под воздействием экономики и политики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Поэтому одной из важнейших налоговых проблем является совершенствование механизма налогообложения Республики Беларусь.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Налоги, их виды  и функции 
 

     Под налогом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.
     Совокупность  взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.
     Величина  налоговой суммы (так называемое налоговое бремя) зависит, прежде всего, от налоговой базы и налоговой  ставки. Налоговая база — это та величина, с которой взимается налог, а налоговая ставка — это размер, в котором взимается налог. [9]
     Основными чертами налога как экономического явления выступают: 1) обязательность, или принудительность, уплаты; 2) безвозмездность и 3) безэквивалентность.
     Уплата  налога выступает как обязанность  налогоплательщика, в то время как у противоположной стороны (т. е. у государства) встречных финансовых обязательств не возникает.
     Элементы  налога. Ограничимся выделением 10 основных позиций:
    налоговая норма, которая в соответствующем законе определяет правила поведения в хозяйственной сфере;
    субъект налога (определяется тот хозяйствующий субъект, который должен платить налог, а также налоговый агент — лицо, которое призвано быть ответственным за перечисление в бюджет самого налога);
    носитель налога — тот хозяйствующий субъект, кто реально платит налог;
    объект налога (налогообложения) — это имущество, доход или прибыль, наличие которых ведет к возникновению обязанности платить налог в пользу государства.
     Каждый  налог имеет свой объект налогообложения:
     а) доход или прибыль;
     б) имущество хозяйствующего субъекта;
     в) ресурсы (земля, капитал, рабочая сила);
     г) хозяйственная деятельность (деловые операции, оборот денежных средств, финансовые сделки с ценными бумагами и т. п.);
     д) прочие действия (разовые сборы, местные виды налогов);
    налоговая база представляет собой количественное выражение объекта налогообложения. Под ней понимается стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Для исчисления налоговой базы вводится единица измерения или условная единица, (например, «лошадиная сила» при исчислении налогооблагаемой мощности двигателя автомашины);
    ставка налога (количественный параметр налога, приходящийся на единицу налогооблагаемой базы). Налоговые ставки могут быть твердыми (абсолютная сумма) и процентными (доля стоимости объекта налогообложения). В свою очередь процентные ставки подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
     При пропорциональной ставке сумма налога зависит только от налогооблагаемой базы.
     При прогрессивном налогообложении ставка налога повышается вслед за 
увеличением объекта налогообложения. Это приводит к тому, что после выплаты налога неравенство в присвоении чистого дохода, оставшегося в распоряжении хозяйствующего субъекта после уплаты налога, заметно сокращается.

     При регрессивном налогообложении по мере увеличения масштабов объекта налога налоговая ставка уменьшается. Поэтому вслед за увеличением налогооблагаемой базы неравенство в присвоении чистого дохода возрастает;
    налоговый период обеспечивает временную определенность существования налога (год, квартал, месяц, декада); по истечении налогового периода определяется налоговая база и 
    исчисляется сумма налога;

    налоговые льготы устанавливаются с целью уменьшения налоговой нагрузки;
    источник уплаты налога — экономический показатель, за счет которого производится уплата налога (доход, прибыль, надбавка к цене, чистая прибыль и т. п.);
    способ взимания налога. Различаются кадастровые и декларируемые налоги, а также налоги, взимаемые «у источника».
     а) Кадастровые налоги предполагают предварительную дифференциацию объектов налога по группам с учетом определенного признака. Составляется специальный справочник, где по каждой группе указывается индивидуальная налоговая ставка. При этом величина налога не зависит от степени доходности. Например, налог на транспортное средство или на землю определяется с учетом кадастровой оценки. Используется или не используется объект налогообложения с целью получения дохода — это для налогового агента значения не имеет;
     б) декларируемые налоги определяются на основе информации, которая содержится в специальном заявлении (декларации). Такой документ в установленный срок заполняет сам налогоплательщик. Налог такого рода платят после получения дохода, например, из разных источников и при его подсчете (налог на совокупный доход физических лиц и т. п.).
     в) налог у источника вносится в казну одновременно с определением денежного дохода, из которого подлежит изъятию (например, подоходный налог). [3]
     Основными видами налогов являются прямые и  косвенные.
     Первый  вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль предприятий (корпораций, фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
     Второй  вид — налоги на товары и услуги: налог с продаж, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
     1. Подоходный налог  с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет производится в конце его. Обычно подоходный 
налог взимается по прогрессивной ставке, повышающейся по 
мере роста дохода налогоплательщика. Высшие ставки подоходного налога в развитых странах колеблются от 30 до 70%. Самый высокий уровень подоходного налога — в Швеции.

     В последние десятилетия заметна  тенденция понижения ставок подоходного  налога в мире. Тем не менее, в развитых странах физические лица расходуют весьма существенную часть своего дохода на выплату этого налога.
     2. Налог на прибыль предприятий, организаций (фирм, корпораций) взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Однако для некоторых фирм в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог.
     Налог на прибыль предприятий (корпоративный  налог) составляет основную часть их налоговых выплат. Обложению налогом  подлежит прибыль, чистый доход (валовая  выручка за вычетом всех расходов и убытков).
     Налогообложение той части прибыли, которая подлежит распределению между акционерами (пайщиками) в виде дивидендов, 
в разных странах осуществляется по-разному. Полученные дивиденды подпадают под действие подоходного налога с физических лиц, в результате чего одна и та же сумма может дважды облагаться налогом: вначале корпоративным налогом как часть прибыли, а затем подоходным налогом с физических лиц как распределяемая прибыль, которая превращается с точки зрения налогообложения в доход акционеров. В результате возникает так называемое двойное налогообложение. Оно имеет место и в других случаях.

     В зависимости от подхода к двойному налогообложению распределяемой прибыли национальные системы взимания налога на прибыль предприятий можно сгруппировать следующим образом:
    классическая система, при которой распределяемая часть прибыли облагается вначале налогом на прибыль предприятий, а затем личным подоходным налогом (Бельгия, Нидерланды и Люксембург, США, Швеция, Швейцария, а также Россия);
    система снижения налогообложения на уровне компании, при которой распределяемая прибыль либо облагается по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Япония), либо частично освобождается от налогообложения (Испания, Финляндия);
    система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды независимо от того, удержан или не удержан корпоративный налог с распределяемой прибыли (Австрия, Дания, Канада, Япония); либо налог, уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при налогообложении акционеров (Великобритания, Ирландия, Франция);
    система полного освобождения распределяемой прибыли от корпоративного налога на уровне фирмы (Греция, Норвегия) или акционеров (Австралия, Италия, Финляндия).
     3. Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично — их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями.
     4. Поимущественные  налоги — это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах такие налоги включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.
     5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Последний схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя. [9]
     В странах ЕС налог на добавленную  стоимость утвержден в качестве основного косвенного налога (20-22%). Используется в налоговых системах более 40 стран мира. Однако по некоторым товарам и услугам НДС не взимается, а по другим взимается по повышенной или пониженной ставке.
     Акцизы представляют собой один из самых древних косвенных налогов; устанавливаются на единицу товара и включаются в цену реализации. По сути дела, выступают как налог на продажу товаров особого вида.
     Действительно, акцизы используются как налог лишь на отдельные виды товаров, например, алкоголь, табачные изделия, или на предметы роскоши, косметику и деликатесы, а также на минеральное сырье.
     В отличие от НДС акциз уплачивается один раз производителем подакцизных товаров в момент их реализации.
     Таможенные  пошлины и сборы вступают как плата за право провоза продукции (экспорт, импорт) или личных вещей через государственную границу. Чаще всего используются как инструмент протекционистской политики, направленной на защиту внутреннего рынка. [3]
     В зависимости от органов взимания различают государственные и местные налоги. Государственные налоги взимаются, как правило, центральным правительством и направляются в государственный (федеральный) бюджет (например, подоходный налог; налог на прибыль корпораций; таможенные пошлины). Местные налоги взимаются местными органами управления соответствующей территории для поступления в местный бюджет вместе с налогами других членов федерации — областей, земель и т.д. (например, индивидуальные акцизы, поимущественный налог).
     С появлением межрегиональных организаций  появился межгосударственный налог, поступающий в бюджет ЕС (например, налог на импортную сельскохозяйственную продукцию).
     По  направлениям расходования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги обезличиваются и поступают в казну государства, которое использует их на общегосударственные мероприятия. Специальные (целевые) налоги в соответствии с назначением взыскиваются с определенных плательщиков (например, на прибыль нефтяных компаний) и направляются на определенные цели (отчисления на социальное страхование).[8]
     Функции налога. Принято считать, что налог выполняет фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую, воспроизводственную и контролирующую функции.
          В историческом плане фискальная (доходная; бюджетная) функция является первичной. Налоги позволяют государству изымать часть доходов и формировать централизованные финансовые ресурсы, необходимые для содержания органов управления, непроизводственной сферы, армии и т. д. Это означает, что уровень налогов всегда предопределяется масштабами государственных расходов.
     Распределительная функция: для того чтобы иметь финансовые средства, необходимо их изъять у тех, кто оные имеет. Мобилизованные денежные средства перераспределяются государством между отраслями национальной экономики (экономический аспект), а также между социальными группами (социальный аспект). Не исключено, что через налоги станут изымать сверхдоходы (ренту); распределять финансовые средства с целью социальной защиты малоимущих слоев населения.
     Регулирующая функция налога особое значение приобрела в условиях смешанной экономики рыночного типа. Налог зарекомендовал себя как наиболее мобильное и высокоэффективное средство регулирования государством социально-экономических процессов. Понятно, что система налогообложения должна соответствовать принятой концепции экономического развития.
     Из  регулирующей функции непосредственно  вытекает стимулирующая функция налога. Дело в том, что налог оказывает непосредственное воздействие на состояние и формирование экономического интереса того или иного хозяйствующего субъекта. Выполнение налогом стимулирующей функции предполагает:
     а) адресное доведение налога до плательщика вместе с исключениями, преференциями, оговорками, специальными комментариями и т. д.;
     б) выделение конкретной цели стимулирования хозяйственной деятельности (сокращение или наращивание объемов производства, экология, масштабы использования того или иного фактора производства; форма хозяйствования; структура себестоимости; качество и цена изделия; защита отечественного товаропроизводителя и др.).
     Воспроизводственная функция налога направлена на обеспечение возобновляемости процессов национального производства. Предполагает полную компенсацию вовлекаемых в производство экономических ресурсов.
     Контролирующая функция налога связана с тем, что в таком случае возникает возможность четко отслеживать денежные и товарные потоки, саму хозяйственную деятельность. При таком контроле уточняется степень эффективности использования вовлекаемых в производство ресурсов, устанавливается сопричастность к общественным и государственным делам. Формируется налоговая дисциплина, которая предполагает своевременность платежей и расчетов, выплаты заработной платы наемному персоналу, а также соблюдение хозяйственного законодательства. [3]
     Выводы:
     1. Налог – это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.
     2. Основными видами налогов являются прямые (они взимаются с конкретного физического или юридического лица) и косвенные (они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги).
     3. Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях: фискальной, распределительной, регулирующей, стимулирующей, воспроизводственной и контролирующей. 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Принципы налогообложения.  Кривая Лаффера 
 

     Налогообложение в любом цивилизованном государстве  должно базироваться на определенных принципах — основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие и спокойствие населения.
     Основоположник  классической политической экономии шотландский философ и экономист Адам Смит (1723—1790) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал четыре принципа, актуальных и в настоящее время:
     • принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами (равная обязанность граждан платить налоги) соразмерно с их доходами («...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»). Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей налогоплательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства. Государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов. Налоговое бремя возлагается на одних лиц, привилегии предоставляются другим.
      В настоящее время для наглядного представления степени неравенства доходов используется так называемая кривая Лоренца (Рисунок 1).
     
     Абсолютно равномерное распределение доходов представлено на этой схеме биссектрисой ОСА, которая указывает на то, что любой данный процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода: на 20% хозяйств приходится 20% доходов, на 40% хозяйств — 40% доходов и т. д. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца (О—Е—А) отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, кривая Лоренца и биссектриса совпали бы и разрыв исчез. Напротив, на кривой О—D—А показана ситуация абсолютного неравенства: 1% хозяйств имеют 100% доходов, в то время как другие хозяйства вообще не получают никакого дохода.
     Применительно к анализу налогообложения, используя  кривую Лоренца, можно прийти к заключению, что прогрессивные налоги уменьшают неравенство: они делают распределение посленалоговых (после вычета налогов) доходов более равномерным по сравнению с распределением предналоговых доходов (до вычета налогов). Из этого следует вывод: прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство плательщиков;
     • принцип определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа  должны быть совершенно точно и заранее  известны налогоплательщику. Это устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям;
     • принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика. Система и процедура выплаты налогов должны быть понятными и удобными для налогоплательщиков;
     • принцип экономии, т.е. сокращение издержек взимания налога, рационализация системы налогообложения. Суммы сборов по каждому конкретному налогу должны в соответствии с рассматриваемым принципом существенно превышать затраты на его сбор и обслуживание.
     Н.И.Тургенев (1789—1871) в работе «Опыт теории налогов» (1818) писал, что подданные государства  должны давать средства к достижению цели общества или государства каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика.
     Немецкий  экономист Адольф Вагнер (1835—1917) в  конце прошлого века концептуально  дополнил принципы А. Смита. Смит считал налоги источником покрытия непроизводительных затрат государства и потому защищал  права налогоплательщиков. Вагнер руководствовался теорией коллективных потребностей и, следовательно, первостепенное значение придавал финансовым принципам достаточности и эластичности налогообложения. Принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы и налогоплательщиков, и государства с приоритетом последнего. Таким образом, финансовая наука поставила вопрос о сбалансированности финансовых интересов государства и налогоплательщиков.
     А. Вагнер предлагал 9 основных правил, объединенных в четыре группы:
     I. Финансовые принципы организации налогообложения:
     1)  достаточность налогообложения;
     2)  эластичность (подвижность) налогообложения.
     II. Народнохозяйственные принципы:
     3)  надлежащий выбор источника налогообложения,  т. е., в частности, решение вопроса, должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;
     4)  правильная комбинация различных  налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их переложения.
     III. Этические принципы, принципы справедливости:
     5)  всеобщность налогообложения;
     6)  равномерность налогообложения.
     IV. Административно-технические правила, или принципы налогового управления:
     7)  определенность налогообложения;
     8)  удобство уплаты налога;
     9)  максимальное уменьшение издержек  взимания.
     Выбор той или иной модели рынка определяет налоговое бремя производства. Либеральная модель позволяет государству взимать минимум налогов, а социально ориентированная предполагает высокие ставки налогообложения, широкий круг плательщиков, незначительные льготы.
     Налоговое бремя на макроуровне определяется как отношение общей суммы  взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта и показывает, какая часть произведенного общественного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов. В экономически развитых странах с социально ориентированной экономикой среднее значение налогового бремени составляет 40— 45%.
     Для конкретного налогоплательщика  налоговое бремя показывает долю совокупного дохода этого лица, которая отчуждается в бюджет. Показатель налогового бремени зависит от вида деятельности плательщика. Так, на предприятиях, занимающихся производством вин и ликеро-водочных изделий, он достигает 50%, так как в цене этой продукции велика доля акцизов, сельскохозяйственные же предприятия, на которые распространяются многие налоговые льготы, несут налоговое бремя, не достигающее и 10%. [5]
     Желание государства через повышение  налоговой ставки получить больше налоговых  поступлений сдерживается через  закономерность, которая в экономической науке получила название «эффекта Лаффера»: чем больше налоговая ставка, тем меньше с определенного момента налоговые поступления в государственный бюджет.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.