На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Результаты и уроки приватизации в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание
    Введение                                                                                                           2                                             
    Глава 1. Теория приватизации                                                                        3
      1.1 Сущность  приватизации                                                                 3
      1.2 Формы и способы приватизации                                                  6
      1.3 Экономическое содержание приватизации                                7
    Глава 2. Практические аспекты приватизации                                           12                            
      2.1 Цели приватизации                                                                       12       
      2.2 Этапы приватизации в России                                                     14
      2.3 Процесс приватизации предприятия 21
    Глава 3. Результаты и уроки приватизации в РФ                                     30
      3.1 Итоги  приватизации государственной собственности в РФ   30
      3.2 Положительные и отрицательные черты процесса
      приватизации  в России                                                                       35
      3.3 Оценка и уроки приватизации в РФ                                          40
      3.4 Перспективы приватизации                                                         43
    Заключение                                                                                                    46
    Список литературы                                                                                      47 
     
     
     
     
     

Введение 

     Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере  как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
     Анализ  теории и практики приватизационного  процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
     В теории приватизации и обобщении  ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.
     Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов приоритетов.
     Процесс приватизации в нашей стране продолжается до настоящего времени, но не носит массовый характер, большая часть государственного и муниципального имущества приватизирована в 90-х годах прошлого века. 
 
 
 
 

     Глава 1. Общая характеристика приватизации
     1.1 Сущность приватизации 

     «Понятие приватизации появилось сравнительно недавно. Сам термин «приватизация» был впервые введен американским исследователем Робертом У. Пулом в 1976 г. в одной из публикаций, подготовленных для периодического бюллетеня «Reason Foundation». Уэбстер в своем словаре понятие «приватизация определяет как «преобразование общественной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную.»1
     Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.
     «В  экономическом смысле под приватизацией понимается «преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной и муниципальной собственности частным и коллективным хозяйствующим субъектам». В.А. Виноградов, С.Я. Веселовский под приватизацией предприятия понимают инициированный государством и оформленный соответствующими законодательными органами процесс ограничения правомочий государства как субъекта собственности, хозяйствования и/или управления; под приватизацией экономики - происходящий в рамках национальной хозяйственной системы процесс сокращения масштабов государственного сектора, а также структурное перераспределение прав собственников в пользу частного капитала за счет уменьшения удельного веса государства в производстве валового национального продукта.»2 
Объективные причины развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.

     Приватизация  выполняет две функции. С одной  стороны, она должна стать элементом  экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:
     - формирование слоя мелких и средних собственников;
     - сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
     - перераспределение экономических основ власти.
     Несмотря  на разнообразие определений можно  выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная, каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.
     Бесплатная  приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так  как при государственной монополии  каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.
     Платная приватизация. В этом случае государственная  собственность подлежит продаже  по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах  за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем  его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.
     Один  из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:
     1. сбережения, необходимые для приобретения  в частную собственность объектов  промышленности, накапливаются медленно;
     2. требуется время, чтобы рынок  начал хорошо функционировать  и определил рыночную стоимость  предприятий;
     3. монополизированную социалистическую  промышленность необходимо реструктурировать,  прежде чем производственные  предприятия можно было бы  выставить на продажу.
     Сторонники  быстрой приватизации считают, что  таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.
     Приватизация  с одной стороны, должна стать  элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного  характера.
     Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации - акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.
     Достижение  социальной справедливости, повышение  экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета  не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.
     Успешное  проведение приватизации и особенно постприватизационное развитие предприятий  зависит от создания и функционирования управленческих, как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.
     Приватизация  является важнейшим инструментом институциональной  политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.
     «Приватизация призвана возродить частную собственность  как основу предпринимательства. Она  также должна возродить конкуренцию, предоставить свободу действия предпринимателям и руководителям - менеджерам предприятий  различных форм собственности.»3. 

     1.2 Формы и способы  приватизации 

     Понятие «приватизация» не всегда употребляется  в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные  называется приватизацией даже в  том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.
     Формальная  приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.
     Реальная  приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:
     - продукция - услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией - услугами других предприятий;
     - при использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению;
     - при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;
     - в случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями - поставщиками.
     Открытый  и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.
     Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.
     Прямая  продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.
     Приватизация  сопровождается рядом сопутствующих  мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.

      1.3 Экономическое содержание  приватизации.

      Рассмотрение  методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.
      Специфика сложившейся в начале процесса приватизации в России ситуации характеризуется следующими чертами: практическое отсутствие крупных частных фирм, слабость негосударственного сектора, отсутствие финансовых компаний и инвестиционных банков. Формализация и унификация структур экономической деятельности до сих пор сказывается на темпах и масштабах приватизации.
      Различные способы приватизации приводят к  передаче государственного имущества  в “частную” , “общую долевую” или  “акционерную” собственность. При  продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.
      Содержание  системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация – не цель реформы, а ее инструмент.
      Приватизация  способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений.
      Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива. Например, рост доходов  бюджета не может быть обеспечен  при продаже имущества на инвестиционных торгах, предполагающих передачу средств не государству, а предприятию. Явные противоречия существуют также между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации.
      Важным  средством приватизации является перераспределение  доходов и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря  изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен.
      Сравнительный анализ основных черт приватизационного  процесса в Восточной Европе и  в России показывает наличие общих  тенденций:
      1) использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий;
      2) введение чековой (или купонной) системы; 
      3) низкая доходность приватизации;
      4) аукционная продажа малых объектов.
      Приватизация  в развитых странах имеет ряд существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны российской приватизации.
      Приватизация  является тем звеном экономической  реформы, которое одновременно создает  предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения  политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования.
      Проведение  приватизационных мероприятий в  России сталкивается с целым рядом  объективных препятствий. Прежде всего, масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала  инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низкорентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).
      Приватизация  является важнейшим инструментом институциональной  политики, и ее осуществление ведет  к формированию новой социально-экономической  структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.
      Сложившийся механизм приватизационного процесса в России соответствует балансу интересов различных групп и слоев населения.
      В российской концепции приватизации соединились два разнонаправленных  подхода. Первый подход во главу угла ставит интересы трудовых коллективов  приватизируемых предприятий, второй – задачи народной приватизации и соблюдение принципа социальной справедливости при распределении государственной собственности. Занявший ведущее место на начальном этапе приватизации механизм закрытой подписки и чековых аукционов совмещает оба эти подхода. Наиболее трудным стал для предприятия выбор момента начала приватизации предприятия в целом (или арендуемого имущества) .
      Массовое  преобразование государственных предприятий  в акционерные общества создало  возможность развития фондового рынка в Российской Федерации. Были сняты ограничения на продажу акций, приобретенных работниками предприятий на трудовых льготных условиях. Отмена трехлетнего моратория на продажу акций способствовала выбору второго варианта акционирования большинством трудовых коллективов. Важное значение для приобретения дальнейшей самостоятельности приватизированными предприятиями имело принятие законодательных актов, регламентирующих продажу земельных участков.
      Приватизация  государственного и  муниципального имущества должна была ликвидировать монополию государственной собственности на средства производства, создать условия для развития производства, основанного на частной собственности. Целями приватизации являлись создание эффективной, социально ориентированной рыночной экономики, повышение активности субъектов хозяйствования, развитие конкуренции между ними и, как следствие, повышение производительности труда, расширение и совершенствование производства. 
Безусловно, в условиях развивающихся рыночных отношений государство оставит в своих руках предприятия, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности, а также, возможно, самые крупные предприятия, через которые возможно (помимо мер государственного регулирования) влияние на экономическое развитие страны. Однако тщательно подготовленная, неторопливая приватизация других потенциально конкурентоспособных государственных предприятий может благотворно сказаться на экономике в целом - повысить эффективность производства, а также уменьшить нагрузку на малочисленные, зачастую непрофессиональные, управленческие кадры государства и муниципальных образований. Однако успешное проведение преобразований собственности возможно только в рамках общей политики экономических преобразований как ее составная часть. Следует согласиться с исследовавшими процесс приватизации в развивающихся странах Мэри Шерли и Джоном Ниллисом, что в качестве условий для успешной приватизации «являются ориентированная на рынок макроэкономическая политика, способствующая увеличению эффективности как государственного, так и частного сектора, адекватный рынок капиталов и достаточный период времени для выявления фирм, которые можно было бы продать, не прибегая к значительным и неоправданным уступкам покупателю».4
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Практические аспекты приватизации
      2.1 Цели приватизации.
      Приватизация, как и любое экономическое  явление, имеет множество трактовок  своих целей и задач (как правило, они несколько противоречивы), и  в зависимости от политической ситуации в стране на первый план выходят то одни, то другие цели.
      Основные  цели приватизации в переходной экономике  должны быть следующими:
      1. Экономическая (повышение эффективности  функционирования хозяйства).
      2. Фискальная (увеличение доходов  государственного бюджета за  счет продажи предприятий в частные руки).
      3. Социальная (обеспечение социального  мира).
      4. Перераспределение экономических  основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации  взаимопротиворечива.
      Эксперты  по-разному пишут о целях приватизации государственной собственности в России, но все они сходятся во мнении на том факте, что реформирование отношений собственности в соответствии с идеалами свободы и справедливости обеспечивает создание многоукладной экономики, в которой каждая из форм собственности и соответствующих им типов хозяйствования, секторов экономики занимает свою нишу в удовлетворении совокупных потребностей. В разумном и сбалансированном сочетании различных форм собственности, их здоровой конкуренции, как свидетельствует опыт развитых стран, - залог успешного функционирования экономики.
      Учет  данной закономерности трансформации  мировой экономики, а также первых результатов реформирования национальной экономики убеждают в том, что:
      - долю государственного сектора в структуре ВВП необходимо существенно сократить, при этом ответственность за производство большей части продукции и услуг и за принятие инвестиционных решений должна перейти от должностных лиц к частным предпринимателям;
      - государственный контроль за естественными монополиями и стратегически важными отраслями экономики (энергетика, связь, транспорт, оборонный комплекс, часть банков) должен быть сохранен;
      - необходимо провести инвентаризацию государственной собственности и усилить контроль за сохранностью государственного имущества;
      - прозрачным и подотчетным должно стать управление государственной собственностью; ответственность за результаты хозяйственной деятельности лиц, уполномоченных управлять государственной собственностью, повысится;
      - реструктуризация и модернизация государственных предприятий должна обеспечить их конкурентоспособность;
        с целью недопущения захвата  государственного имущества монопольными  структурами, сращивания бизнеса  с государством и появления  привилегированного сектора экономики,  ее криминализации, необходимо изменить методы приватизации. Процесс приватизации должен быть максимально открытым, с детально разработанным правовым механизмом, поскольку только легальная приватизация способна противостоять коррупции и привести к позитивным экономическим и политическим результатам;
      - должен быть усовершенствован правовой механизм банкротства и закрытия неперспективных предприятий. Нового собственника приватизированных государственных предприятий необходимо определять с учетом национальных интересов, обеспечив контроль и периодическое информирование общественности о ходе выполнения принятых им обязательств;
      - должен быть создан правовой механизм деприватизации и передачи новому собственнику на выгодных государству и обществу условиях объектов, которые управляются неэффективно.
      В результате этих мер государство, все  в большей мере отказываясь от роли владельца, контролирующего производство, станет гарантом стабильной рыночной среды для предпринимательства, создаст правовое поле для эффективной  частной экономической деятельности, будет содействовать выходу на рынок новых экономических субъектов и осуществлять регулирование экономики с помощью преимущественно экономических методов - денежно-кредитной, финансовой, налоговой, амортизационной политики.
      Но  всё же приватизация выполняла две основные функции. С одной стороны, она должна была стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.
      Также можно сказать о том, что каждый гражданин на начальном этапе приватизации в России по-разному понимал её цели: кто-то извлекал из этого собственную выгоду, «прибирая к рукам» огромное государственное имущество, а кто-то смотрел на это со стороны, удивляясь, как же быстро меняется время. 

2.2 Этапы приватизации  в России 

      Официальная приватизация связана с двумя  очень важными обстоятельствами. Во-первых, в КПСС уже в 1991 г. верх взяло реформистское крыло. На апрельском пленуме ЦК КПСС было принято решение  о поддержке приватизации. Но августовские события того же года привели к запрету КПСС и открытому переходу власти к антикоммунистическим силам. Принятие официального решения о приватизации было в тех условиях явно недостаточным для реализации самого решения. Сложилась крайне неблагоприятная обстановка: развал старых союзных органов управления, развал потребительского рынка, отсутствие золотовалютных резервов, угроза голода, потеря управляемости народного хозяйства, бедность населения, отсутствие массированной поддержки из-за рубежа - вот далеко не полный перечень проблем, вставших перед новой государственной властью.
      Поскольку в отечественной экономике опыт разгосударствления полностью отсутствовал, задачи приватизации были шире, чем  в западных странах. Подавляющее  преобладание в нашей стране государственной собственности делало процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции.
      «В  большинстве экономических  и юридических источников выделяется два этапа проведения приватизации: чековый (ваучерный) - с июня 1992 г. по 1 июль 1994 г. и денежный - с 1 июля 1994 г. Однако некоторые юристы и экономисты приватизационный процесс в России подразделяют на три этапа. Например, Ю.Н. Аргунова первый этап связывает с принятием Закона «О кооперации в СССР» (1988 г.), Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде (1989 г.), Положения об акционерных обществах (1990 г.). Он ознаменовался снятием прямых запретов на развитие негосударственного сектора. 2 этап определяется введением в действие с 3 июля 1991 г. Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Этот период можно назвать периодом законно-стихийной приватизации. Упомянутый Закон носил общий, декларативный характер, в нем явно недостаточно уделялось внимания самому механизму приватизации. В работе отмечается, что начало 3 этапу положила Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год. В ней определялись цели и механизм приватизации, устанавливалась классификация объектов собственности по возможности их приватизации. Указом Президента РФ от 29 января 1992 г. N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" был утвержден пакет нормативных актов, среди которых, в частности, временные положения о продаже имущества на аукционе и по конкурсу.»5
      Первый  этап в 1992-1994 годах. Приватизационный процесс первого периода имел две важнейшие черты: во-первых, «ваучерный» характер осуществления; во-вторых, проведение в условиях зарождения рыночных отношений, что вызывало необходимость адаптации приватизируемого предприятия к только еще формирующейся рыночной среде.
      «Ваучерный» характер приватизации в России означает, что государственная собственность передается гражданам бесплатно. В августе 1992 года был издан Указ Президента РФ о внедрении приватизационных чеков (государственных ценных бумаг целевого назначения) - ваучеров, которые реализуют механизм бесплатной передачи имущества, долей в акционерных обществах и акций предприятий государственной собственности. Номинал каждого ваучера составлял 10 тыс. рублей. Это документ на предъявителя. По истечению срока действия приватизационные чеки считаются погашенными и изымаются из обращения. Приватизационные чеки действуют однократно в качестве средства платежа в процессе приватизации.
      На  приватизационные чеки могут приобретаться  объекты приватизации, а также  акции специальных инвестиционных фондов.
      В июле 1991 года в России был принят Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992-1994 годы. Все предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на три группы:
      1) мелкие предприятия (до 200 занятых  с балансовой стоимостью основных  фондов менее 1 млн. руб.), они подлежат продаже на аукционах (конкурсах);
      2) крупные предприятия (занято более  1000 человек при балансовой стоимости  основных фондов свыше 50 млн.  руб.), они приватизируются путем  преобразования в открытые акционерные  общества;
      3) остальные предприятия, они могут быть приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями принятой программы.
      Таким образом, акционерное общество становится основной организационной формой предприятий  в России.
      С появлением ваучеров как особого  типа ценных бумаг связано функционирование в нашей стране специальных инвестиционных фондов приватизации (чековых инвестиционных фондов - ЧИФ), не типичных для мировой практики. Функции чековых инвестиционных фондов состоят:
      а) в мобилизации за счет эмиссии  собственных акций;
      б) в инвестировании их в ценные бумаги приватизационных предприятий;
      в) в торговых операциях (спекуляциях) с ваучерами.
      Следовательно, в задачу чековых инвестиционных фондов аккумулирование чеков населения  и обмен их на акции предприятий. Минимальный размер уставного капитала чековых инвестиционных фондов составляет 500 тыс. руб.
      Вторая  особенность отечественной приватизации состояла в том, что она существенно отличалась от других стран, где реализуется в адекватной экономической среде. В отечественной же экономике рыночные отношения в стадии становления. Поэтому приватизация предполагает адаптацию приватизируемого предприятия к рыночным условиям.
      Адаптация приватизируемого предприятия к  формирующимся в России рыночным условиям представляет собой сложный  процесс, включающий экономико-правовую, производственную, финансовую и социальную адаптацию. Каждый из этих компонентов выполняет свою функцию, все они обусловливают друг друга. Но основой адаптации является производственное и финансовое приспособление, так как оно определяет всю хозяйственную деятельность предприятий.
      В адаптации приватизируемого предприятия на микроуровне решающую роль играет менеджмент предприятия, ибо умелое управление им позволяет сократить издержки приватизации, лучше мобилизовать финансовые ресурсы, успешно осуществлять инвестиционные процессы. Наибольшую сложность для приватизируемого предприятия представляет адаптация к рыночным условиям на макроуровне. Это связано с тем, что, во-первых, без учета внешних факторов предприятию невозможно решить весь комплекс своих внутренних (производственных, финансовых, социальных) проблем; во-вторых, формирование рыночных условий на макроуровне не зависит от самого предприятия, а во многом определяется политикой государства, тем, какова поддержка им приватизируемого предприятия посредством использования экономических, финансовых, административных рычагов.
      Особенностями начального этапа приватизации в  России (1991-1994 гг.) являются: приоритет  политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно  формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.
      Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как  постоянного инструмента государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).
      Эмиссия и обращение приватизационных чеков  стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных  инвесторов. Вторичный же рынок акций  приватизированных предприятий  развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности) , малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.
      Первый  этап закончился в июне 1994 года.
      С 1 июля 1994 года в соответствии с Указом президента РФ начался новый период в приватизационном процессе - постваучерный или денежный.
      Участниками денежной приватизации становятся крупные  инвесторы, а, следовательно, делается ориентация на экономическую целесообразность. Поэтому предполагается переход  к индивидуальному рассмотрению приватизационных проектов при продаже наиболее крупных предприятий.
      Среди способов денежной приватизации наибольший интерес представляют специализированные денежные аукционы и инвестиционные конкурсы.
      Механизм  продажи акций на специализированных денежных аукционах полностью повторяет механизм продажи акций на специализированных чековых аукционах. Акции также продаются по единой цене, подаются заявки двух разных типов, где указываются общая сумма платежа и количество приобретаемых акций. Главная особенность - оплата ценных бумаг осуществляется не чеками, а деньгами.
      Проведение  инвестиционных конкурсов предполагает осуществление покупателем акций  инвестиций в производство. Это делает инвестиционные конкурсы более целесообразными, так как экономическая цель денежной приватизации состоит в привлечении инвестиций в экономику, а не в пополнении государственного бюджета.
      Очевидна  устойчивая тенденция к снижению количественных показателей приватизированных  предприятий, что можно объяснить следующими факторами:
      а) завершением процесса приватизации по "унифицированным схемам";
      б) в основном завершено акционирование предприятий нефтяной отрасли, металлургии, морского и речного транспорта, являющихся наиболее привлекательными для инвесторов;
      в) отсутствием заинтересованности менеджмента  в проведении приватизации, что обусловлено  наличием в гражданском законодательстве права хозяйственного ведения, которое  практически выводит унитарные  предприятия из-под эффективного контроля государства;
      г) наличием в действующем приватизационном законодательстве устаревших норм и  необоснованных ограничений.
      Но  некоторые эксперты при оценке процесса приватизации выделяют ещё и третий её этап, связанный с понятием «индивидуальный  проект». Хотя этот термин и не был легализован в новом законе о приватизации, формальная заинтересованность правительства в «индивидуальных проектах» была оформлена в Постановлении Правительства РФ от 1 апреля 1997 г. №363 «О порядке реализации индивидуальных проектов приватизации федерального имущества» (в редакции от 12 мая 1997 г.). Согласно этому документу, индивидуальным проектом приватизации федерального имущества является комплекс мероприятий, направленных на приватизацию особо важного для страны региона или отрасли федерального имущества и предусматривающих проведение предпродажной подготовки этого имущества с привлечением независимого финансового консультанта. Опыт крупнейших сделок и в целом практики приватизации 1997-2000 гг., тем не менее, не дает оснований для выводов о радикальных новациях. Темпы приватизации резко сократились. С октября 1997 г. мобилизация свободных денежных ресурсов с целью установления контроля над новыми объектами становилась все более проблематичной, даже для крупнейших отечественных финансовых группировок.
      Приватизационная  реформа в России в основном завершилась  уже в 1995 (Табл. 1 и 2 Приложение 1). По данным Мирового Банка, на 1996 55% активов  бывших государственных предприятий  оказались выкуплены работниками  предприятий (менеджерами и служащими), 11% – населением через ваучеры, 34% оставались в собственности государства. Приватизация госпредприятий продолжалась и в последующие годы, но уже не играла принципиальной роли в экономических реформах.
      Финансовый  и политический кризис августа 1998 г. фактически подвел черту под массовой «денежной» приватизацией. В 1998 г. приватизация принимала все более «точечный» характер. Хотя задание бюджета по доходам от продажи государственного имущества снова было перевыполнено почти в 2 раза, но 66% всех доходов было получено от продажи на аукционе 2,5% акций РАО «Газпром», на сумму 13,8 млрд. руб. Если учесть, что всего за год было приватизировано 2583 предприятия, то можно сделать вывод, что стандартные приватизационные сделки не принесли весомого дохода в бюджет
      В 2000 г. приватизация как элемент экономических  реформ становится все менее актуальной. Это касается как системообразующей ее роли (весьма важной для первой половины 90-х гг.), так и бюджетной ориентации приватизационных продаж (с разной степенью успеха доминирующей во второй половине 90-х гг.). Этот процесс падения роли приватизации в развитии переходной экономики проявился, в частности, в возросшей в 1999 г. активности критики применявшихся моделей (объектом жестких нападок вновь стала не только российская модель массовой приватизации, но и бывшая некогда эталонной, с точки зрения Запада, чешская купонная схема).
      С точки зрения дальнейших системных  преобразований, приватизация со всей очевидностью уступила место вопросам корпоративного управления и реструктурирования приватизированных предприятий. С точки зрения пополнения доходов бюджета (с 1999 г. - финансирования бюджетного дефицита), на первый план вышли задачи рационализации использования и повышения эффективности управления государственной собственностью. Наконец, инвестиционная составляющая приватизационных сделок традиционно близка к нулю. Более того, многие сделки с инвестиционными условиями в 1999-2000 гг. стали по разным причинам объектом расследования на предмет возврата пакетов акций в собственность государства. Замедление приватизационного процесса связано со многими объективными и субъективными факторами. Наиболее существенным является отсутствие спроса на большинство продаваемых «остаточных» пакетов (в силу отсутствия интереса к данным хозяйственным объектам в принципе, либо в силу уже установившихся на конкретном предприятии формальных и/или неформальных полюсов корпоративного контроля). Объективной доминантой продолжающихся приватизационных продаж являлись мотивы установления контроля (завершения консолидации), типичные для пост-приватизационного периода во всех странах с переходной экономикой. Нерешенность проблем с земельными участками, незавершенными объектами, мобилизационными мощностями, наличием большого числа госпакетов акций (фактически неуправляемых) приводили к дополнительному замедлению приватизационного процесса и снижению цены совершавшихся сделок.
      Следует заметить также, что в регионах существует две сдерживающие приватизационный процесс тенденции: с одной стороны, невыполнение принятых в последние годы решений о приватизации, с другой стороны стремление региональных властей установить контроль над максимально возможным числом предприятий региона, в том числе находящихся в федеральной собственности. Объективным негативным фактором стало развертывание кризиса на финансовых рынках в 1997-1998 гг., что также снижало эффективность приватизационных сделок, наиболее важных для бюджета. С учетом падения привлекательности для инвесторов нефтяных компаний в условиях неблагоприятной мировой конъюнктуры возможности бюджетной ориентации приватизационной политики были (по крайней мере, до середины 1999 г.) особенно ограниченными. Принятие нового закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» не стало весомым стимулом для ускорения приватизации в 1998-1999 гг. Одним из сдерживающих факторов является непринятие Государственной Думой проекта закона «Об утверждении государственной программы приватизации государственного имущества в РФ». Существенно также, что в 1999 г. впервые доходы от приватизации не включены в доходную часть федерального бюджета, а отнесены к источникам финансирования бюджетного дефицита. Это позволяет избегать жесткой бюджетной ориентации при принятии решений о сделках, в большей степени учитывая реальную конъюнктуру.
      Среди юристов и экономистов выделяются и иные этапы приватизации. «Приватизация, т. е. продажа государственной собственности в руки частных лиц, проводится в России уже два десятка лет. Этот процесс прошел в России несколько этапов:
      1) спонтанная (1987 - 1991 гг.);
      2) массовая (1992 - 1994 гг.);
      3) денежная (1994 - 1997 гг.);
      4) залоговые аукционы (1995 - 1996 гг.);
      5) точечная (2001 г. - по настоящее время).
      К настоящему времени  Правительство не планирует масштабной приватизации в ближайшие годы. Однако к концу 2010 года государство должно распродать все лишнее имущество. Точнее имущество, которое сочтет лишним. Весьма маловероятно, что государство выпустит из своих рук то, что приносит большой доход и обеспечивает экономическую безопасность страны. Уже с 2006 года, как отмечают эксперты, началась особая приватизация — «в рамках решений создания интегрированных структур». Росимуществом уже началось формирование 29 интегрированных структур, что предусматривает внесение в уставные капиталы головных компаний акций 132 АО, преобразование в ОАО 117 унитарных предприятий, реорганизацию посредством присоединения еще восьми унитарных предприятий. Таким образом, государство пытается повысить эффективность предприятий, не лишаясь прав владения этим имуществом.»6
      Эпоха «дикого капитализма» прошла, как и эпоха  дикой капитализации. Своих собственников  получило практически  все имущество  в стране, и надеяться  на новую волну  передачи в частную собственность не приходится.  
Можно было бы сказать, что правовой институт приватизации умирает в глазах общественности, привлекая все меньше и меньше внимания. Только изредка рынок оживляется благодаря приватизации. Правительство РФ и власти субъектов федерации продолжают процесс приватизации.
 

2.3 Процесс приватизации предприятия 

    Первым шагом для приватизации Государственного и муниципального предприятия является утверждение Правительством Российской Федерации прогнозного плана (программы) приватизации на очередной год. Что касается регионов, то в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. N 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации) порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.
    Руководителю  предприятия следует обратить внимание, что включение предприятия в прогнозный план приватизации влечет установление в отношении действий руководства ряда ограничений. Так, в соответствии с Законом о приватизации со дня утверждения программы приватизации федерального имущества и до момента государственной регистрации созданного ОАО унитарное предприятие только с согласия собственника может совершать сделки, связанные с возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества, стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов предприятия или составляет более чем 5 млн руб. Также согласие собственника требуется на получение кредитов, создание других обществ и т.д.
    «План приватизации является важнейшим документом приватизируемого предприятия или имущества, сроки его правового статуса, его правовое положение в соответствии с Законом «Об акционерных обществах» полностью зависят от этого плана. Статья 1 Закона гласит, что "особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия. Следовательно, если приватизация проходит в другие сроки, чем в сроки утвержденного плана приватизации, то можно поставить под сомнение продажу акций любого предприятия.»7
    Руководство предприятия должно провести инвентаризацию имущества, прав на результаты научно-технической деятельности и обязательств предприятия.
    При проведении инвентаризации необходимо дать ответы на следующие вопросы:
    1) какие виды имущества  и обязательств  подлежат приватизации;
    2) на какую дату  следует проводить  инвентаризацию;
    3) кто должен проводить инвентаризацию;
    4) каков порядок  внесения корректив  в учетные регистры, связанных с исправлениями  возможных ошибок, выявленных при  проведении инвентаризации.
    Достоверность показателей статей бухгалтерского баланса (в  том числе промежуточного) подтверждается результатами полной инвентаризации имущества и обязательств организации. Исходя из этого инвентаризации должны быть подвергнуты все имущество организации независимо от его местонахождения, а также все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежит имущество, не принадлежащее унитарному предприятию, но числящееся на его забалансовом учете, а также имущество, фактически находящееся на унитарном предприятии, но не учтенное по каким-либо причинам.
    Конкретного порядка определения сроков проведения инвентаризации (ее начала, окончания и т.д.) законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества не содержит. Поэтому при выборе периода проведения инвентаризации приватизируемого предприятия необходимо руководствоваться общими правилами. В частности, в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, предусматривается, что инвентаризация проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, но не ранее 1 октября отчетного года.
    Следовательно, начало проведения инвентаризации приватизируемого имущественного комплекса целесообразно  устанавливать исходя из срока начала проведения приватизации, предусмотренного Прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества, но не ранее чем за три месяца до этой даты. В свою очередь, окончание работ по проведению инвентаризации и оформлению ее результатов должно быть не позднее этой даты. Конкретный же период (продолжительность) данных работ должен определяться в каждом отдельном случае исходя из структуры предприятия, величины имущества и других существенных факторов.
    В соответствии с п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. При этом в состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты. Кроме того, собственник (Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и др.) может при необходимости обязать руководителя приватизируемого предприятия ввести в состав инвентаризационной комиссии своих представителей.
    Очевидно, что важнейшая задача, решаемая в рамках проведения инвентаризации, заключается в проверке и последующем подтверждении наличия имущества предприятия и его обязательств. Другой, не менее важной задачей, является приведение балансовой стоимости имущества приватизируемого предприятия к уровню текущих рыночных цен, если последние окажутся ниже исторической стоимости (балансовой стоимости) этого имущества, а также выявление нереальной к взысканию дебиторской задолженности. Третья задача связана с отражением результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
    По-видимому, на этапе проверки фактического наличия  активов и финансовых обязательств целесообразно  разделить имущество  предприятия между  двумя группами - имущество, подлежащее приватизации, и имущество, не подлежащее приватизации. Определение состава имущества, не подлежащего приватизации, осуществляется на основании решений Правительства Российской Федерации об исключении отдельных видов активов из состава имущества, подлежащего приватизации, а также других нормативных правовых актов по приватизации.
    В соответствии с Федеральным  законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 22.08.2004) проведение оценки является обязательным при определении стоимости объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, подлежащих приватизации. Оценку может проводить только оценщик (юридическое и (или) физическое лицо), имеющий соответствующую лицензию.
    Что касается выявления сомнительной задолженности по обязательствам перед приватизируемым унитарным предприятием (дебиторская задолженность), то инвентаризационная комиссия должна осуществить проверку полноты и обоснованности ранее начисленного резерва по сомнительным долгам. Если данный резерв унитарным предприятием не начислялся, то следует сформировать его.
    Напомним, что сомнительным долгом для целей  бухгалтерского учета  признается задолженность, по которой истекли  сроки платежа, предусмотренные  договором, а при отсутствии таковых в договоре - сроки нормального документооборота, но не более трех месяцев. В бухгалтерском учете суммы начисления (доначисления) резерва будут отражаться по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». При выявлении невостребованного резерва (излишне начисленного) производится обратная запись (Дебет 63, Кредит 91).
    В процессе проведения инвентаризации могут  быть выявлены различные  отклонения, наиболее существенными среди  которых являются недостачи и потери от порчи имущества, излишки имущества, снижение стоимости имущества.
    В бухгалтерском учете  суммы недостач и  порчи имущества  списываются со счетов учета по фактической  себестоимости. Одновременно испорченные запасы приходуются по ценам возможного использования. Указанная операция отражается по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту счетов учета запасов; незавершенного производства; основных средств; вложений во внеоборотные активы, других счетов учета активов. Оприходование испорченных ценностей отражается по дебету счетов учета запасов (счет 10 «Материалы») и кредиту счета 91.
    Излишки имущества приходуются  по рыночной стоимости (ценам) с отражением этих сумм в бухгалтерском  учете по дебету счетов учета товарно-материальных ценностей, основных средств, денежных средств, других видов активов  и кредиту счета 91.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.