На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы развития предпринимательства в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования 
 

Факультет социально-экономический 
 
 
 
 
 

Проблема  развития предпринимательства в России 

Курсовая  работа по
экономической теории 
 
 
 
 
 
 

Студентки 2 курса СЭФ
Специальность
Кузнецовой А.И. 

Руководитель
.
Дата  защиты:  «     »________________2010г.
Оценка:  _____________________ 
 
 

2010г. 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Мировой опыт подтверждает – предпринимательство  важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
      Высокий уровень развития предпринимательства  выступает необходимым слагаемым  современной модели рыночной экономики. Предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка.
       Рассматривая  ситуацию, сложившуюся в экономике  России в последнее десятилетие, следует отметить, что развитие предпринимательства происходит достаточно медленными темпами. Доля бизнеса, особенного малого и среднего, в российской экономике значительно меньше, чем в странах Западной Европы и США. Несмотря на то, что переход к рыночной экономике в нашей стране начался еще в 90-е годы, предпринимательство до сих пор испытывает значительные трудности в своем развитии. Высокий уровень коррупции, слабая поддержка со стороны государства, отсутствие эффективной законодательной базы, и еще целый ряд причин заставляет бизнес уходить в тень, что, конечно же, отрицательно сказывается для государства и общества.
    Развитие  предпринимательства в значительной мере зависит от политики государства. Для формирования эффективной государственной  политики в отношении предпринимательства  важно знать проблемы, с которыми сталкивается бизнес в стране, а также выявить основные приоритеты и перспективы его развития.
    Целью данной курсовой работы является анализ состояния предпринимательства  в современной России, основных проблем и перспектив его развития.
    В ходе выполнения курсовой работы необходимо проанализировать фактический материал по исследуемой проблеме и сделать выводы об основных проблемах, сдерживающих развитие предпринимательства, а также выявить наиболее эффективные направления создания благоприятной среды для развития предпринимательства в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 
 

       1.1 Понятие и экономическая сущность предпринимательства 
 

       Предпринимательство как вид деятельности человека имеет давнюю историю.
       Еще в римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность. Под предпринимателем понимался арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего, к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей (в основном это были купцы). Поскольку производство в то время еще не ориентировалось на рынок, деятельность купцов была направлена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служили разницы в ценах перемещаемых с рынка на рынок товаров. К предпринимателям также относили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это понятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных и строительных проектов. Глава такого проекта ничем ни рисковал - он всего лишь руководил всеми работами по его организации, используя предоставленные ему финансовые, материальные и торговые ресурсы.
       Понятие «предпринимательства» получает свое развитие в XVII веке.
       В экономической литературе понятие «предприниматель» впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723г., где под ним понимался человек, берущий на себя «обязательство по производству или строительству объекта».
       В качестве научного термина понятие  «предприниматель» впервые употребил в своих работах известный английский экономист начала XVIII века Ричард Кантильон. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска. Р. Кантильон считал, что предприниматель — это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.д.). Его деятельность связана с покупкой чужих товаров по определенной цене, а продавать он их будет по цене, пока ему неизвестной. Кантильон подчеркивал, что предприниматель не обязан производить что-либо сам, либо заниматься предпринимательской деятельностью на свои деньги. Таким образом, Р. Кантильон отделял функции предпринимателя от функции капиталиста или управляющего и считал специфической функцией предпринимателя несение риска или неопределенности. Также Кантильон придавал предпринимательству первостепенное значение в экономике.
       Эту точку зрения продолжил в своих  трудах И.Тюнен. Он определил прибыль  предпринимателя, как остаточный доход, который получается, если из валовой прибыли вычесть процент на инвестированный капитал, плату за управление и страховой взнос. Последний рассчитывается в соответствии с исчислимым риском предприятия. Доход предпринимателя, по Тюнену, связан не просто с риском, а с непредсказуемым, неисчислимым риском, от которого нельзя застраховаться. Предпринимателя Тюнен считал «изобретателем и исследователем в своей области».
       Значительный  вклад в разработку теории предпринимательства  внес А. Смит. А. Смит был первым из ученых-экономистов, наиболее комплексно исследовавших вопросы предпринимательства с учетом уровня развития экономической жизни в середине XVIII в. В классическом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов» он анализировал важнейшие проблемы развития экономики, считая, что экономика — это система, в которой действуют объективные экономические законы, поддающиеся познанию. Важное значение имеет учение Смита о разделении труда, о трудовой теории стоимости, о личном интересе индивидуумов. А. Смит считал, что труд есть истинный источник богатств. Предприниматель, по Смиту, — это собственник капитала, который ради реализации какой-то коммерческой идеи идет на экономический риск и получение прибыли. По его мнению, предприниматель большей частью является капиталистом. А. Смит предпочитал частную собственность как материальную основу предпринимательства, но у него не было безграничного доверия к инициативе частных лиц. По Смиту, чтобы частное предприятие было полезно обществу, необходимы два важных условия: 1) у предпринимателя должна быть личная выгода от предприятия; 2) конкуренция должна держать его в определенных условиях. А. Смит является первым ученым-экономистом, который был против вмешательства государства в предпринимательскую деятельность. Но невмешательство государства у А. Смита является общим принципом, а не абсолютным правилом, поэтому государство должно устанавливать размер процента, стоимость (минимальную) банковских акций и др. Он был сторонником развития конкуренции между предпринимателями и противником крупных монополий, полагая, что «потребление — единственный конец и единственная цель всякого производства...».
       Интерес представляет мнение французского экономиста Ж. Бодо о том, что предприниматель — это лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело. Это тот человек, который планирует, контролирует, организует и владеет предприятием. Оперируя современными понятиями, это лицо, совмещающее функции собственника капитала и управляющего им. При этом Ж. Бодо указывал на необходимость освоения капиталистом новых знаний для развития своего предприятия.
       Несколько другой точки зрения на сущность предпринимательства придерживался еще один французский экономист Ж.-Б. Сэй. В своей теории производства и распределения Сэй уделял большое внимание роли предпринимателя. Главную его функцию он видел в координации факторов производства: земли, капитала и человеческого фактора, включающего не только труд, но и научные знания, необходимые для производства продукта и организации производственного процесса. Сэй также считал, что существует рынок самого предпринимательства, на котором определяется заработная плата предпринимателя. Спрос на предпринимательство является функцией от спроса на его продукт. Предложение на этом рынке ограничивается различными факторами, среди которых Сэй отмечал личные («моральные») качества предпринимателей, их опыт и «связи». В трактовке Сэя предпринимательство имеет сходство с другими факторами производства. Понятие предпринимательства у Ж.-Б. Сэя в целом ближе к понятию менеджера и также четко отличается от понятия капиталиста, как и у Кантильона. Сэй, как и А. Смит, был сторонником свободного предпринимательства. Он указывал на активный, инновационный характер предпринимательства, связанный не только с поиском, но и с необходимостью создания новых комбинаций факторов производства.
       Анализируя  учения классиков экономической  мысли в XVIII— XIX вв. можно сделать  вывод, что в них заложены фундаментальные положения о предпринимательстве, предпринимателях, которые не потеряли актуальности и сейчас. В то же время наблюдается широкий спектр взглядов на исследуемые вопросы.
       Среди современных экономистов, занимавшихся вопросами теории предпринимательства, следует отметить точку зрения известного австрийского экономиста Йозефа Шумпетера. Он определял функцию предпринимательства как новаторство. В своей теории экономического развития Шумпетер описывал факторы, которые необходимы для того, чтобы «экономика сошла со своей привычной траектории» (Шумпетер описывает гипотетическое устойчивое состояние «кругооборота» в экономике, которое характеризуется неизменным набором, количеством и способами употребления всех производимых благ):
    производство новых благ;
    применение новых способов производства и коммерческого использования существующих;
    освоение новых рынков сбыта, источников сырья;
    изменение отраслевой структуры.
       Людей, занимающихся этими экономическими «новаторствами» Шумпетер и относил к предпринимателям. По мнению И. Шумпетера, функция предпринимательства состоит главным образом в революционизировании производства путем использования изобретений или разнообразных возможностей для выпуска новых или старых (но новым способом) товаров, открытия новых источников сырья, рынков сбыта, реорганизации производства и т.п. Содержанием предпринимательской деятельности является «осуществление новых комбинаций факторов» производства и осуществления разнообразных нововведений. Особое значение для развития предпринимательства в любой стране имеет состояние хозяйственно-политической среды, которая предопределяет не только способы использования «новых комбинаций», но и основные типы мотивации предпринимательской деятельности.
       И. Шумпетер считал, что для развития предпринимательства необходимы два  основных фактора: а) организационно-хозяйственное новаторство; б) экономическая свобода. Он был противником вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, защитником свободного предпринимательства.
       Еще один современный экономист, Ф. Хайек, отмечал, что предприниматель как хозяйствующий субъект характеризуется особым поведением, стремлением обнаружить различные возможности получения прибыли, еще не замеченные другими хозяйствующими субъектами. Хайек особо подчеркивает, что в современных условиях предприниматели действуют в рамках высокой рыночной конкуренции и побеждает тот из них, кто в этой конкуренции выживает. Достаточно интересна мысль Хайека о некоторых условиях развития предпринимательства. По его мнению, «доля частных лиц, готовых опробировать новые возможности (если это, как им представляется, сулит улучшение их положения и если им не мешает давление со стороны соплеменников), везде примерно одинакова.
       Обобщая все выше сказанное, следует отметить, что современные точки зрения на суть предпринимательства во многом повторяют ключевые моменты, отмеченные еще экономистами XVIII-XIX века.
         В настоящее время в экономической литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства. Существует достаточно много точек зрения, отражающих сущность предпринимательства и его функции в рыночной экономике. Предпринимательство часто характеризуют как:
    рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами (их объединениями) на свой риск и под свою ответственность.
    особый, новаторский, стиль хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников.
    динамичный процесс наращивания богатства.
    процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью.
       В российском законодательстве предпринимательство  определяется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицам, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке.
      Таким образом, современное определение предпринимательства опирается на множество точек зрения. Наиболее общей является понимание предпринимательства, в широком смысле, как специфический фактор общественного воспроизводства (наряду с капиталом, землей и трудом), который обеспечивает необходимую динамику воспроизводственных процессов через создание новых более эффективных комбинаций производственно-сбытовых факторов.
      В более конкретной форме, предпринимательство – это система хозяйствования, основанная на рисковой, инновационной деятельности, целью которой является получение предпринимательского дохода, и затрагивающая либо весь процесс воспроизводства, либо отдельные его стадии (производство, распределение, обмен и потребление).
       Рассматривая  экономическую сущность предпринимательства, следует отметить, что предпринимательство тесно связно с рыночной экономикой. Если проанализировать суть предпринимательской деятельности в условиях рынка, становится понятно, что главная проблема предпринимательства – проблема выбора, как в условиях неограниченных потребностях лучше использовать ограниченные ресурсы для получения наибольшей возможной прибыли. Решая эту проблему, предприниматель, отвечает на 3 главных вопроса:
      что производить;
      как производить;
      для кого производить.
      Такая ситуация выбора возможно только в  рыночной экономике в условиях конкуренции, так как при плановой экономике  эти вопросы решаются государством за производителей (предпринимателей). Отвечая на эти вопросы, предприниматель учитывает наличие необходимых факторов производства, технических и технологических возможностей предприятия, и, конечно, запросы рынка.
      Решение этой проблемы не всегда предполагает одновременную минимизацию всех затрат. Чаще всего речь идет о получении оптимальной прибыли при данном уровне затрат.
      Предпринимательский доход отличается от «среднестатистической» прибыли и определяется как «сверхприбыль», возникающая в результате исключительно  рационального соединения факторов производства, что ведет к снижению индивидуальных издержек по сравнению с общественными, на базе которых формируется рыночная цена.
      В экономической теории понимание  предпринимательского дохода базируется на теории экономических (вмененных) издержек, в соответствии с которой предпринимательских доход делится на нормальную прибыль и экономическую прибыль (сверхприбыль).
      Характерным признаком предпринимательских  экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно  сопутствует бизнесу.
      Любое предприятие несет риски, связанные  с его производственной, коммерческой и другой деятельностью, любой предприниматель отвечает за последствия принимаемых управленческих решений. Фактор риска заставляет предпринимателя экономить финансовые и материальные ресурсы, обращать особое внимание на расчеты эффективности новых проектов, коммерческих сделок и т.д.
      Риск  в предпринимательстве — это вероятность того, что предприятие понесет убытки или потери, если намеченное мероприятие (управленческое решение) не осуществится, а также если были допущены просчеты или ошибки при принятии управленческих решений. Предпринимательский риск можно подразделить на производственный, финансовый и инвестиционный.
      Производственный  риск связан непосредственно с хозяйственной деятельностью предприятия. Под производственным риском обычно понимают вероятность (возможность) невыполнения предприятием своих обязательств по контракту или договору с заказчиком, риски в реализации товаров и услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкротства.
      Финансовый  риск — это вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, совершения операций с ценными бумагами, т.е. риск, который следует из природы финансовых операций. К финансовым рискам относятся кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск упущенной финансовой выгоды.
      Кредитный риск связан с неуплатой заемщиком  основного долга и процентов, начисленных за кредит. Процентный риск — опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными фондами в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. Валютные риски отражают опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, в том числе национальной валюты при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций. Риск упущенной финансовой выгоды определяется вероятностью финансового ущерба, который может возникнуть в результате неосуществления какого-либо мероприятия или остановки хозяйственной деятельности.
      В инвестиционной деятельности предприятия  можно выделить риск инвестирования в ценные бумаги, или «портфельный риск», который характеризует степень риска снижения доходности конкретных ценных бумаг и сформированного портфеля ценных бумаг, а также риск новаторства.
       Таким образом, обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод, что предпринимательство характеризуется следующими признаками:
    Предпринимательство – это процесс создания новых товаров (услуг), имеющих ценность для потребителя;
    осуществление деятельности с целью получения прибыли;
    осуществление деятельности на свой страх и риск, то есть под свою ответственность;
    систематичность осуществления деятельности;
    предпринимательство – процесс, осуществляемый на основе комбинирования факторов производства, эффективного использования имеющихся ресурсов для достижения наилучшего результата.
       Также можно выделить основные функции  предпринимательства:
    новаторская функция – содействие продуцированию новых идей, созданию новых товаров и т.д.;
    организационная функция – внедрение новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы и т.д.;
    хозяйственная функция – наиболее эффективное использование трудовых, финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов;
    социальная – изготовление товаров и услуг, необходимых обществу;
    личностная функция – самореализация предпринимателя как личности через достижение собственной цели, получения результата от работы.
 
 
       1.2 Формы и виды предпринимательства 
 

       Все многообразие предпринимательской  деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно- экономическим формам, степени использования наемного труда и др. Рассмотрим некоторые из них.
      По  виду или назначению предпринимательскую  деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, указанные ее формы взаимно пронизывают и дополняют друг друга, так что один из видов может содержаться в другом. Наиболее общим и важным является производственный вид предпринимательства, за ним следует коммерческий и замыкает цепь финансовый вид.
      К производственной предпринимательской  деятельности относится деятельность, в условиях которой предприниматель  непосредственным образом осуществляет производство продукции, товаров, работ, услуг, информации, духовных ценностей, подлежащих последующей реализации потребителям (покупателям). При этом функция производства является для предпринимателя основной, определяющей, тогда как другие сопровождающие производство функции, такие как сбыт продукции, играют вторичную роль, служат дополнением основной. Финансовый (денежный) итог производственного предпринимательства характеризуется в первую очередь прибылью, которую получает предприниматель в результате совершения, проведения сделки.
      Коммерческое  предпринимательство отличается прежде всего тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Суть этого вида предпринимательства  составляют операции и сделки по купле-продаже, т. е. перепродаже товаров и услуг.
      Финансовое  предпринимательство предполагает прежде всего проведение операций (сделок) с ценными бумагами. Финансовая сделка во многом повторяет производственную и коммерческую, особенность ее — в товаре. Финансовое предпринимательство требует получения информации из ряда источников. Это сведения о потенциальных покупателях денег, валюты, ценных бумаг, о курсах валюты, о кредитном проценте, об условиях осуществления финансово-кредитных операций и порядке их оформления, об источниках ресурсов, необходимых предпринимателю. Если такая информация у самого предпринимателя отсутствует, он вынужден получать ее из внешнего источника и платить за это денежное вознаграждение.
      По  формам собственности имущество  предприятия может быть частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).
      По  количеству собственников предпринимательская  деятельность может быть индивидуальной и коллективной.
      Формы предпринимательства в свою очередь  можно подразделить на организационно-правовые и организационно-экономические.
      К основным организационно-экономическим  формам предпринимательства можно  отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.
      Концерн — это многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах.
      Ассоциации  — мягкая форма добровольного  объединения экономически самостоятельных  предприятий, организаций, которые  одновременно могут входить в  другие образования. В состав ассоциации, как правило, входят односпециализиро-ванные предприятия и организации, расположенные на определенной территории. Основная цель создания ассоциаций — совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и других задач.
      Консорциум — это объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции {например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект). Такое объединение предпринимателей имеет возможность вложить средства в крупный проект, при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, так как ответственность раскладывается на множество участников. В условиях научно-технической революции консорциумы возникают в новых отраслях и на стыке различных отраслей и предусматривают проведение совместных научных исследований.
      Синдикат  — объединение сбыта продукции  предпринимателями одной отрасли  с целью устранения излишней конкуренции  между ними.
      Картель — это соглашение между предприятиями  одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и др.
      Финансово-промышленные группы представляют собой объединение  промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также  интеллектуального потенциала предприятий  и организаций
       В законодательстве Российской федерации  определены следующие организационно-правовые ормы предпринимательской деятельности:
      Хозяйственные товарищества
Хозяйственные товарищества могут создаваться  в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного). Полным является товарищество, участники которого (полные товарищи) заключили между собой договор о создании предприятия для совместного ведения определенной хозяйственной деятельности. Источником формирования имущества полного товарищества служат вклады его участников.
Полному товариществу не требуется устав. Оно  создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается  всеми его участниками. В учредительном  договоре указываются наименование товарищества, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, размер и состав складочного капитала товарищества, порядок изменения доли каждого из его участников. Здесь содержатся также сведения об ответственности участников полного товарищества за нарушение обязанностей по внесению вкладов и др.
      Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально  их долям в складочном капитале. Для определения размера налогов  каждый участник прибавляет свою долю прибыли к имеющемуся у него доходу и с этой суммы платит налоги.
      Участники полного товарищества солидарно  несут ответственность своим  имуществом по обязательствам товарищества.
      Несколько иное положение в смешанном    (коммандитном) товариществе  (или товариществе на вере),, Наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества  предпринимательскую деятельность и  отвечающими  по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Коммандитисты не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
      Товарищество  на вере, как и полное товарищество, не имеет устава. Оно создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами.
    Хозяйственные общества:
      общество с ограниченной ответственностью
          Такое общество учреждается  одним или несколькими лицами. Уставный капитал его разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
      общество с дополнительной ответственностью
          В отличие от общества с ограниченной ответственностью участники  общества с дополнительной ответственностью солидарно несут ответственность  по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном  размере к стоимости их вкладов, определяемых учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.
      Акционерное общество
          Широко распространенной формой предпринимательства в современных условиях являются акционерные общества. Большинство их создано путем приватизации государственных и муниципальных предприятий. Уставный капитал акционерного общества разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
          Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми. Участники открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. При этом оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
          В отличие от открытого  в закрытом акционерном обществе акции распределяются только среди  его учредителей или иного  заранее определенного круга  лиц. Такое общество не вправе проводить  открытую подписку на выпускаемые им акции.
          Акционеры закрытого  акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых  другими акционерами этого общества. Учредительным документом как открытого, так и закрытого акционерного общества служит устав, утвержденный учредителями. В нем, помимо общих сведений, должны содержаться условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений и др.
      Дочерние и зависимые общества
          Гражданским кодексом впервые определены дочерние и зависимые  общества. Дочерним признается хозяйственное  общество, если другое (основное) хозяйственное  общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). В то же время основное общество (товарищество) отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение его указаний. Несколько иной экономический статус имеет зависимое хозяйственное общество. Зависимым признается такое хозяйственное общество, если другое, преобладающее общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
      Производственные кооперативы
          Производственным  кооперативом,   или   артелью, признается добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии. В производственном кооперативе объединяются имущественные паевые взносы его членов. Сферой деятельности такого кооператива может быть, помимо производства, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг. Учредительным документом производственного кооператива служит его устав, утверждаемый общим собранием его членов. Важной особенностью производственного кооператива является то, что он не вправе выпускать акции, а также то, что каждый член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.
    Государственные и муниципальные унитарные предприятия
          Под унитарным предприятием понимается коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на закрепленное за ней собственником  имущество. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по долям между работниками предприятия или другими лицами. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности. Оно принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, называется федеральным казенным предприятием 
 

       1.3 Факторы и условия развития предпринимательства 
 

       Предпринимательство существует и развивается не изолированно от окружающего мира, а взаимодействуя с ним. Соответственно, развитие предпринимательства зависит не только от внутренних факторов, но и от факторов внешней среды, например, экономической, социально-культурной, технологической, организационно-технической, географической и т.д. Все эти среды составляют так называемые макросреду и микросреду, в которых функционирует предприятие.
       Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими, как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера.
       Рассмотрим  основные факторы различных сфер макросреды, влияющие на развитие предпринимательства.
    Политическая сфера.
       Политическая  ситуация в стране всегда оказывает  влияние на экономическую обстановку. В определенной степени способы  управления экономикой есть результат  политических целей и задач находящегося у власти правительства.
       Здесь следует отметить, что на развитие бизнеса значительное влияние оказывают  такие политические факторы как  стабильность политической обстановки в стране, а также политика государства, проводимая в сфере экономики и бизнеса. Таким образом, можно сделать вывод, что от обоснованной и эффективной политики государства в значительной мере зависит также и функционирование экономики, в том числе и развитие бизнеса.
    Экономическая сфера.
       Состояние экономики страны оказывает большое  влияние и на развитие бизнеса.
       Экономическая ситуация обусловливает наличие  платежеспособного спроса, возможности  покупки тех или иных видов  товаров. Она включает также рынок  труда, наличие свободных рабочих  мест, избыток или недостаток рабочей  силы. Сюда относятся также наличие и доступность денежных средств.
       Экономические условия — это в первую очередь  предложения товаров и спрос  на них; виды товаров, которые могут  приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут истратить  на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.
       На  экономическую обстановку существенно  влияют наличие и доступность  денежных ресурсов, уровень доходов  на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
      Приведем  некоторые факторы экономической  сферы, влияющие в той или иной степени на развитие бизнеса:
    степень развития рыночных отношений в экономике;
    показатели налоговой системы и внешнеэкономической деятельности;
    среднегодовые темпы инфляции;
    удельный вес частной собственности в совокупной собственности страны;
    структура распределения доходов населения;
    уровень развития финансовой системы страны (для бизнеса, это, прежде всего, возможность получения кредитов, инвестиционный микроклимат и т.д.);
    государственная поддержка предпринимательства (госзаказы, экономическая политика и т.д.).
    уровень развития инфраструктуры (транспортная система, коммуникационные системы и т.д.).
    Социально-демографическая сфера.
       Социально-демографическая  сфера на первый взгляд кажется малозначимым условием развития бизнеса. Однако, она  также оказывает косвенное влияние на состояние предпринимательства в стране. От  структуры населения по полу, возрасту, плотности населения по регионам, доходам и другим признакам может зависеть, например, спрос на те или иные продукты, услуги, количество трудоспособного населения в регионе и т.п. Большое значение имеет уровень образования населения, так как от него в свою очередь может зависеть количество специалистов на рынке труда. Миграция населения также имеет большое значение, так как «утечка» квалифицированных специалистов, например, может создавать кадровый дефицит для предприятия.
    Правовая сфера.
       Тщательно продуманная и подготовленная законодательная  база всегда является фундаментом для  создания успешно развивающейся экономики, в том числе и предпринимательства. Правовая сфера должна обеспечивать благоприятные условия для функционирования всех экономических субъектов, регулировать их взаимодействие, не создавая препятствий для их развития, но, в то же время, гарантируя их права, а также права граждан страны. Отметим основные факторы в правовой сфере, влияющие на предпринимательство:
    Наличие федеральных правовых актов по стандартизации, метрологии, защите прав потребителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг, управлению качеством и конкурентоспособностью товаров, охране окружающей природной среды, предпринимательству, ценным бумагам, финансам и т. д.;
    Наличие федеральных правовых актов, регулирующих взаимоотношения компонентов экономической системы страны;
    Наличие федеральных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность страны и фирм;
    Наличие федеральной программы создания правового государства;
    Качество прокурорского надзора за соблюдением федеральных правовых актов;
    Преемственность правового обеспечения по вертикали и горизонтали.
    Природно-климатическая сфера.
       Природно-климатическая  сфера также немаловажна для нормального функционирования бизнеса. Неблагоприятные климатические условия всегда создают дополнительные проблемы для развития предпринимательства, так как требуют дополнительных затрат (например, в условиях холодной зимы, это дополнительные затраты на обогрев помещений, а соответственно и трата ресурсов предприятия, которые могли бы быть использованы на другие цели). Значительное влияние оказывают также:
    Наличие и состав основных природных ресурсов страны;
    Характеристика климатических факторов страны;
    Дефицитность отдельных видов ресурсов по регионам страны;
    Степень использования вторичных ресурсов.
    Научно-техническая сфера:
       Научно-техническая  среда отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство через автоматизацию производства, совершенствование технологических процессов и т.д. Более высокий уровень автоматизации производства позволяет использовать ресурсы предприятия более эффективно, повышая рентабельность и прибыльность производства, улучшая качество продукции.
       К основным факторам микросреды можно  отнести следующие:
    качество, цены и конкурентоспособность товаров конкурентов;
    рыночная стратегия основных конкурентов;
    отношения к фирме и ее товару финансовых кругов региона (страны), средств массовой информации, государственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций и др.
    структуры и стратегии торговых посредников;
    наличие маркетинговых посредников: рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др.;
    связи с кредитно-финансовыми учреждениями;
    ставки налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и т.п.;
    существующая в регионе налоговая система.
       Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что на функционирование предпринимательства, перспективы его развития, оказывает влияние достаточно большое количество факторов как макро- так и микросреды. Это нужно учитывать как государству (для планирования эффективной экономической политики, политике поддержки предпринимательства), так и самим предпринимателям при создании собственного бизнеса.  
 

 

2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РОССИИ 
 

      2.1 История развития  коммерческой деятельности в  России 

Коммерческая  деятельность возникла в глубокой древности  с появлением товарно-денежных отношений  и торговых посредников.  В России становление торговли относят к VIII – IX вв. Центрами древнерусских городов были рынки (“торг”, “торжище”). Внутреннюю торговлю вели чаще всего сами производители, без посредников. Развитие же коммерческой деятельности в России связывают с появлением в X – XII вв. торговых посредников (посреднических групп) – прасолов, офеней, коробейников, купцов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.