На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономические риски

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

    Экономические риски: истоки и сущность
      Риск как экономическая категория, его сущность
      Виды рисков и причины их возникновения
    Экономические риски в управлении финансами
      Риск-менеджмент в процессе управления рисками
      Методы оценки и управления рисками
      Финансовые инструменты управления рисками
    Экономические риски в современном мире
      Новые риски посткризисного мира
      Уроки кризиса: новая система управления рисками
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Экономические риски: истоки и сущность
      Риск как экономическая категория, его сущность
  Для финансового менеджера риск –  это вероятность неблагоприятного исхода. Различные инвестиционные проекты  имеют различную степень риска, самый высокодоходный вариант вложения капитала может оказаться настолько  рискованным, что, как говорится, «игра  не стоит свеч»1.
     Риск  – это одна из важнейших концепций  финансовой деятельности. К сожалению, по поводу рисков существует множество  заблуждений, связанных с непониманием их объективной природы2.
     На  сегодня нет однозначного понимания  сущности риска. Это объясняется, в  частности, многоаспектностью этого  явления, практически полным игнорированием его нашим законодательством  в реальной экономической практике и управленческой деятельности. 3
     Кроме того, риск – это сложное явление, имеющее множество несовпадающих, а иногда противоположных реальных основ. Это обуславливает возможность  определений риска с разных точек  зрения.
     Анализ  определений риска позволяет  выявить основные моменты, которые  являются характерными для рисковой ситуации, такие как:
      случайный характер событий, который определяет, какой из возможных исходов реализуется на практике (наличие неопределенности)
      наличие альтернативных решений
      известны или можно определить вероятности исходов и ожидаемые результаты
      вероятность возникновения убытков
      вероятность получения дополнительной прибыли
   Стоит заметить, что в последнее время термин «риск» употребляется весьма вольно: так называют неопределенность любого вида, связанную с непредвиденными обстоятельствами любого вида; точно так же термин «неопределенность» подразумевает благоприятный исход. 4
   На  практике различие между категориями  риска и неопределенности состоит  в том, что когда речь идет о  риске, распределение исходов в  группе случаев известно либо благодаря  априорным расчетам, либо из статистических данных прошлого опыта, тогда как  в условиях неопределенности это  не так по той причине, что ситуация, с которой приходится иметь дело, весь уникальна, и нет возможности  сформировать какую – либо группу случаев.
   Таким образом понятия «риск» и «неопределенность» являются не идентичными понятиями, в них заложена пагубная двусмысленность.
   Следует так же отметить, что разница между  риском и неопределенностью относится  к способу задания информации и определяется наличием ( в случае риска) или отсутствием (при неопределенности) вероятностных характеристик неконтролируемых переменных. 5 Типичным примером ситуации неопределенности, но не риска является форс-мажор, препятствие непреодолимой силы, наступление которого непредсказуемо и поэтому всегда неожиданно.6
   Подытожив, ситуация риска – это разновидность  неопределенности, когда наступленеие событий вероятно и может быть определено, т.е. в этом случае объективно существует возможность оценить  вероятность событий, возникающих  в результате совместной деятельности партнеров по производству, контрдействий  конкурентов или противников, влияние  природной среды на развитие экономики, внедрение достижений науки в  народное хозяйство.
   Обратимся к понятию «экономический риск». Коренные изменения, происходящие в нашей экономике в последние годы, формирование рыночной системы хозяйствования, использование экономических методов управления привели к отказу от постулата детерминированности развития социально-экономических систем и заставили признать вероятностный характер стохастичности хозяйственного процесса. Экономический риск стал объективной реальностью хозяйственной жизни, затрагивающей каждого хозяйствующего субъект, реальностью, с которой нельзя не считаться.
   Под экономическим риском, как правило, понимают вероятность (возможность) потери хозяйствующим объектом части своих  активов, недополучения доходов  или возникновения дополнительных расходов в результате осуществления  производственно- коммерческой деятельности.7
   Актуальность  исследования проблем экономического риска в современной российской экономической науке возрастает по следующим причинам:
      вопрос недостаточно исследован в отечественной литературе. Очень сложно внедрять что - либо в хозяйственную практику, если существует дефицит теоретических разработок проблемы
      принципиальные изменения произошли в продуктивной и инновационной деятельности в стране. Широкое развитие получило частное предпринимательство. Возникли и продолжают создаваться акционерные и частные предприятия, банки, фонды, биржи и другие коммерческие структуры, многие из которых появляются в нашей стране впервые.8
      интерес к проблеме экономического риска объективно растет по мере усиления роли интенсивных факторов в развитии народного хозяйства и рыночном преобразовании систем управления социальной и экономической жизнью.
 
      Виды  рисков и причины  их возникновения
   В экономической литературе существует множество подходов к классификации  рисков, которые как правило определяются целями и задачами классификации.
   Наиболее  важными элементами, положенными  в основу классификации рисков, являются.
      время возникновения;
      основные факторы возникновения;
      характер учета
      характер последствий
      сфера возникновения
     По  времени возникновения  риски распределяются на ретроспективные, текущие и перспективные. Анализ ретроспективных рисков, их характера и способов снижения дает возможность более точно прогнозировать текущие и перспективные риски.
     По  факторам возникновения риски подразделяются на политические и экономические
     Политические  риски – это риски, обусловленные изменением политической обстановки, влияющие на предпринимательскую деятельность.
     Экономические риски – это риски, обусловленные неблагоприятными изменениями в экономике предприятия или в экономике страны.
     Наиболее  распространенным видом экономического риска, в котором сконцентрированы частные риски, является изменение конъюнктуры рынка, несбалансированная ликвидность (невозможность своевременно выполнять платежные обязательства), изменения уровня управления.
     По  характеру учета риски делятся на внешние и внутренние.
     К внешним рискам относятся риски, не связанные с деятельностью предприятия или его контактной аудиторией (социальные группы, юридические и (или) физические лица, которые проявляют потенциальный и (или) реальный интерес к деятельности конкретного предприятия). На уровень внешних рисков влияют политические факторы, экономические, демографические, социальные, географические и др. 9 Внешние риски также определяют как нерегулируемые, которые фирма может наблюдать и прогнозировать, но не может повлиять на причины их возникновения. Например риски изменения законов регулирования деятельности банковской системы.
     К внутренним относят риски, обусловленные деятельностью самого предприятия и его контактной аудитории. Внутренние риски часто определяют как регулируемые. Организация может воздействовать на вероятность реализации рисков, применяя различные инструменты управления рисками.10 Например, кредитные риски, снижаемые за счет применения процедур рейтингования клиентов и предварительной оценки рисков любой кредитной заявки.
     По  характеру последствий риски подразделяются на чисты и спекулятивные.
     Чистые  риски характеризуются те, что  они практически всегда несут  в себе потери для предпринимательской  деятельности. Причинами чистых рисков могут быть стихийные бедствия, войны, несчастные случаи, преступные действия, недееспособность организации.
     Спекулятивные риски характеризуются тем, что  они могут нести в себе потери, так и дополнительную прибыль  для предпринимателя по отношению  к ожидаемому результату.
     Наиболее  многочисленная по классификации группа по сфере возникновения, в основу которой положены сферы деятельности.
     В соответствии со сферами предпринимательской  деятельности обычно выделяют: производственный, коммерческий, финансовый риск, а также  риск страхования.
     Производственный  риск – связан с материалами, трудом и технологиями, используемыми фирмой. Управленцы сталкиваются с вопросами адекватногоиспользования сырья, сокращения себестоимости продукции, эффективности подготовки кадров и т.д. Не всегда представляется возможность оценить, будут ли ваши решения хороши для ближайшего времени и отдаленного будщего, возвратят ли производственные затрат, в том числе затраты на исследование и проекты.11
     Среди наиболее важных причин возникновения  производственного риска – возможное  снижение предполагаемых объемов производства, рост материальных и других затрат, уплата повышенных отчислений и налогов, низкая дисциплина поставок, гибель или  поврежденное оборудование.
     Коммерческий  риск – риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем.
     Причинами коммерческого риска являются: снижение объема реализации вследствие изменения  конъюктуры или других обстоятельств, повышенные закупочные цены товаров, потери товара в процессе обращения, повышение  издержек обращения.12
     Финансовый  риск связан с проблемой увеличения и адекватного управления фондами фирмы: правильностью предсказания финансовых нужд фирмы в будущем. Неадекватный капитал часто являются причиной неудач в бизнесе.13
     Основными причинами финансового риска  являются: обесценивание инвестиционно-финансового портфеля вследствие изменения валютных курсов, неосуществление платежей; войны, беспорядки, катастрофы.
     Страховой риск – риск наступления предусмотренного условиями страхования события, в результате чего страховщик обязан выплатитьь страховое возмещение. Результатом риска я вляются убытки, вызванные неэффективной страховой деятельностью на этап, предшествующем заключению договора страхования, так и на последующих этапах – перестрахование, формирование страховых резервов и т.д. Основными причинами страхового риска являются: неправильно определенные страховые тарифы, азартная методология страхователя; войны, беспорядки, катастрофы.
     Так же выделяют кредитные риски и рыночные риски.
     Под кредитными рисками подразумевают  вероятные потер, связанные с  отказом или неспособностью контрагента  полностью или частично выполнить  свои кредитные обязательств. Доверяя  кому- либо свои средства, компания принимает  на себя кредитный риск.14 Например, покупатель может не выполнить обязательств по оплате товаров, после того как они были ему поставлены.  Размер ущерба в результате наступления рискового события определяется как стоимость всех непокрытых обязательств контрагента перед компанией в денежном выражении, включая возможные расходы, связные возвратом его долга.
     Рыночные  риски характеризуют возможные  потери, возникающие в результате изменения конъюнктуры рынка. Они  связаны с колебаниями цен  на товарных рынках и обменных курсов валют, курсов на фондовых рынках. 15Например, компания заключила договор на поставку товаров покупателю через определенной время, и зафиксировало в договоре цену поставки. Когда подошел срок исполнения обязательств по договору, покупатель отказался от выполнения условий сделки. К этому времени цена на рынке на этот товар значительно снизилась, в результате из-за реализации товаров по более низкой цене другому покупателю компания понесла убытки.
     Вернемся  к понятию «экономический риск». Следует различать понятия риска и более узкое понятие экономического риска. Содержание экономического риска раскрывается применительно к процессам принятия хозяйственных решений в условиях неопределенности их исходы. Неопределенная ситуация предполагает наличие одного или нескольких вариантов ее завершения, имеющих различную вероятность их осуществления. Осознание подобной ситуации позволяет разрешить неопределенность путем принятия одного из нескольких вариантов решений с учетом критериев оценки риска.16 Можно считать очень удачным определение риска, данное Е.В. Серегиным17, рассматривающим риск как «деятельность субъектов хозяйственной жизни, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность оценить вероятности достижения желаемого результата, неудачи и отклонения от цели, содержащиеся в выбираемых альтернативах.» Нередко в экономике выделяют два уровня экономического риска (в зависимости от уровня принятия решений), это народнохозяйственный (макроэкономический) риск и риск на уровне фирмы (микроэкономический). До середины восьмидесятых годов в нашей стране основная доля риска приходилось на государство. С расширением прав и самостоятельности отдельных хозяйственных единиц ситуация коренным образом изменилась. Теперь весомую часть риска несут сами коммерческие организации, самостоятельно определяя номенклатуру производимой продукции, заключая договор с потребителями и поставщикам, выявляя основные направления и условия своих капиталовложений и свою инновационную деятельность. Они полностью принимают на себя связанный с этими решениями экономический риск.
     Обратимся к причинам существования экономического риска.
     Стохастический  характер экономических отношений  и вероятностный характер развития определяют многовариантность экономических  решений, а осуществление вариантов  увеличивает риск несовпадения прогнозов  с реальными результатами деятельности. 18
     Рост  риска связан также с научно –  техническим прогрессом, так как  развитие новой техники, компьютеризация  и информатизация нашего общества влекут за собой не только позитивные, но и  негативные экономические последствия.
     С развитием предпринимательства, особенного малого, встает проблема роста инициативы и самостоятельности коллективов  и отдельных людей, возможности  полного использования своего права  на риск и покрытия вероятных рисковых потерь.
     Еще одной причиной возрастания актуальности проблемы экономического риска является усиление нестабильности и непредсказуемости  общей экономической и политической обстановки в стране.
     Причинами существования экономического риска  является также ограниченность ресурсов при выборе и реализации различных  проектов, естественны ошибки из-за недостатка информации, наличие в  экономической жизни элементов  случайности и стихийности. (например, стихийных бедствий)
     Экономический риск относится к будущим контрактным сделкам. Экономический риск имеет долгосрочный характер, связан с перспективным развитием компании и более легко прогнозируемый. Если компания регулярно покупает или продает товары за рубеж, она постоянно сталкивается с риском сокращения выручки или роста расходов, связанных с неблагоприятными изменениями курсов валют. Такой долгосрочный риск и называется экономическим. В международной торговле возникает угроза убытков для любой компании, которая несет расходы в одной валюте, а доходы получает в другой. Любые изменения курсов валют могут повлечь ухудшение или улучшение финансового и рыночного положения компании.
    Экономические риски в управлении финансами
      Риск – менеджмент в процесс управления рисками
    В основе деятельности фирмы лежат стратегия и программа  управления рисками. Стратегия формируется  письменно и утверждается высшим руководителем организации. Приведем пример отрывка письменной стратегии, принятой американской компанией «Дженерал Миллз», в виде отдельного документа, к которым под расписку знакомятся все сотрудники фирмы.
Стратегия фирмы «Дженерал  Миллз» в сфере  управления рисками ВСЕ СОТРУДНИКИ ФИРМЫ ОБЯЗАНЫ ОКАЗЫВАТЬ ПОМОЩЬ ОТДЕЛУ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ И ПРИДЕРЖИВАТЬСЯСЛЕДУЮЩИХ  ПРИНЦИПОВ:
    Уничтожать или снижать до практически приемлемого уровня условия и виды деятельности, которые ведут к расходам на страхование рисков
    В тех случаях, когда риск не может быть элиминирован или снижен до не угрожающего и управляемого уровня, должна покупаться коммерческая страховка, покрывающая катастрофические потери. Прочие риски должны сознательно приниматься, либо страховаться исходя из здравого смысла или расчетов, на основе принципа максимальной защиты генеральных интересов всей компании. К прочим относятся риски, которые проанализированы и оценены как неспособные нанести крупный ущерб операционным или финансовым позициям компании. Однако в любом случае всякий риск для«Дженерал Миллз», который дешевле принять, чем оплатить страховые премии, следует сознательно принять на себя.19
       Попытки измерить и контролировать риск компании предпринимались менеджерами всегда, однако бурный рост и развитие финансовых и электронных технологий значительно  обогатили палитру методов риск-менеджмента. Прекрасный образец такого метода –  так называемый «риск – менеджмент предприятия», или «интегрированный риск-менеджмент», который предлагает принципиально новый способ увеличения стоимости акционерного капитала. Интегрированный  риск – менеджмент заключается в  выявлении и оценке совокупности рисков, влияющих на стоимость компании, и в управлении ими с помощью  общекорпоративной стратегии.20 Суть корпоративного риск-менеджмента - в идее о пластичности риск – профиля компании: менеджеры могут выбирать, какие риски принять, а от каких избавиться. Укрыться от рисков воистину невозможно: отсутствие стратегии активного риск-менедмента – фактическое решение принять все риски, которые возникнут в ходе работы, без учета того, какое их сочетание будет оптимальным. 
       Проведенное в 2002 году совместное исследование McKinsey и DirectorShip (по материалам «Вестника McKinsey», №1, 2004 г.) показал, что значительная часть членов совета директоров признали, что плохо понимают суть основных рисков, с которыми сталкивается их компания (35% опрошенных), считают, что в их компаниях не умеют эффективно оценивать риски и управлять ими (25%) или что в их компаниях вообще не оценивают риски и не управляют ими(20%). 21
     Обратимся к тому, какими знаниями и качествами должен обладать риск-менеджер. Претендентам на роль риск-менеджера в большинстве  случаев необходимо специальное  образование. В Великобритании наиболее признанными являются степени, присваиваемые Institute of Risk Managemen. Многие из практикующих риск-менеджеров имеют степень бакалавра риск-менеджмента Glasgow Caledonia University или степень магистра страхования и риск-менеджмента Cite University, London. Центр анализа риска и управления существует в London School of Economics. Наилучшей подготовкой обладают риск-менеджеры, сочетающие профильное образование с глубоким пониманием работы своей отрасли.
   Риск  – менеджеру необходим определенный набор личностный качеств, таких, как  склонность к работе на разных уровнях  корпоративной иерархии, от уровня среднего звена до правления; в своей  работе ему придется выходить и за рамки компании, сотрудничая с  юристами, крупными инвесторами и  бизнес-партнерами. В декабре 1999 года Ассоциация страховых и риск-менеджеров провела среди своих членов опрос на предмет того, какие виды риска являются для них самыми насущными. Первые позиции в списке заняли риск ущерба деловой репутации и бренду, а также недовольство сотрудников. Для управления первыми двумя видами рисков необходимо тесно сотрудничать с отделами маркетинга и финансов, а для управления последними – с отделом персонала и менеджерами среднего звена.
      Риск-менеджеру не помешает хорошая подготовка в области финансов и бухучета, так как все виды риска влияют на показатели отчета о прибылях и убытках и сводного баланса. Но первостепенная значимость финансовой подготовки может быть сильно преувеличена. Поскольку значительная часть работы в рамках корпоративного управления исходит из сферы финансов и бухгалтерского учета, создалась тенденция ставить знак равенства между риск-менеджментом и финансовым контролем, что еще раз подчеркнул опубликованный в Великобритании в 2002 году отчет Тэрнбулла, озаглавленный «Внутренний контроль: руководство для директоров по применению положений сводного кодекса». 22 В отчете говорилось о том, что правлениям следует управлять рисками в их совокупности и на регулярной основе анализировать эффективность оценки и контроля риска..
      В хорошо управляемой компании каждый работник в значительной мере становится риск-менеджером, а риск-менеджер становится коллективной профессией. Такой подход позволяет разрешить противоречия между расширением потребности в риск-менеджерах и невыносимо высокими требованиями к ним. 23
      Взаимодействуя  со всеми необходимыми подразделениями  компании, функция управления риском имеет целью решение следующих  задач:
      Выживание.  Удержание издержек и других параметров (например, моральных, экологических, юридических) организации в границах, которые позволяют сохранить фирму как работающую и прибыльную. Принято считать, что все параметры в конечном итоге сводятся к издержкам.24 Но это не всегда так. Например, утрата банкиром доброго имени и доверия клиентуры иногда может привести к невозможности дальнейшего ведения бизнеса, даже очень хорошо организованного и потенциально высокоэффективного. Приведем еще один яркий пример. Из-за неблагоприятных погодных условий число посетителей тематических парков «Диснейлед» резко сокращается, подвергая гигантское предприятие индустрии развлечений значительному риску, связанному с погодой. Этот риск ощущают на себе и клиенты. Непредсказуемые погодные условия переносят определенную долю погодного риска на них. Благодаря принятому Диснеем в 1965 году решению построить парк DisneyWorld в теплом и солнечном Орландо (штат Флорида) снизилась подверженность самого предприятия и его клиентов риску неблагоприятных погодных условий.
      Приемлемый уровень беспокойства. Данная задача ставится, как правило, с точки зрения высшего руководства или владельцев фирмы. Но на самом деле вопрос стоит более широко. Задача риск-менеджмента в ее полноте довольно сложна: чувство безопасности, вера в устойчивость достигнутого благосостояния и в возможность его улучшения – это базовые потребности человека. Человек спокойный обычно лучше работает, ему гарантирована хорошая жизнь, однако и он начинает расслабляться. В формулировку этой задачи можно было бы добавить слово «оптимальный»: «оптимальный по заданным критериям уровень беспокойства». Приведем пример. Компания Microsoft увеличило долю временного найма по сравнении с традиционной. Сократив долю постоянный издержек ( в данном случае фиксированную стоимость постоянной рабочей силы) в совокупных издержках производства, Microsoft приобрел большую гибкость  и способность реагировать на неожиданные колебания спроса, изменения в технологиях или законодательстве, увеличив таким образом свою жизнеспособность и уменьшив вероятность возникновения еще более неблагоприятных побочных эффектов этих изменений. Такая политика Microsoft, ко всему прочему, снижает риск, угрожающий постоянным работникам, так как им предоставляются более надежные гарантии занятости, чем те, на которые они могли бы рассчитывать в столь изменчивой отрасли.
      Стабильность доходов. Следует трактовать данную задачу широко, как например, стабильность благосостояния всех сторон, заинтересованных в фирме.
      Приемлемая непрерывность работы. В любой организации возможны сбои в работе. Задача риск-менеджмента – не допустить сбоев и остановок, которые чреваты гибелью фирмы. Иногда эта задача ставиться жестче, как предотвращение специфических потерь: например, не гибель больницы как организации, а недопущение смертности в больницах  из – за перебоев в работе.
      Целесообразный темп устойчивого роста фирмы. Как и в предыдущем пункте, для выполнения этой работы требуется подготовленность к риску срыва роста и ситуационное обеспечение возможных потерь, котрые могут замедлить рост или сделать его неустойчивым.
      Социальная ответственность. Любая организация в той или иной мере несет ответственность перед обществом за то, что бы помогать в решении задач, делающих общество более гуманным и цивилизованным. Прямого отношения к бизнесу данной фирмы это может и не иметь, но любой член общества должен вносить свою лепту в благосостояние общества. Некоторые виды потерь могут подорвать способность фирмы достойным членом сообщества. Риск-менеджмент должен защитить эту способность организации.
      Удовлетворение ограничений внешнего характера. Таких как юридические, регуляторные, традиционные.
      Экономичность. Удержание себестоимости риск-менеджмента на уровне, минимально достаточном для нормальной работы фирмы.
     Все эти задачи должны по-разному планироваться  в контекстах «до потерь», «во  время кризиса» и «после потерь». Задачи риск-менеджмента существенно  различны в превентивном режиме (до потерь), ситуационном режиме (во время кризиса) и в режиме постфактум (после потерь). Четкое определение задач очень важно при организации службы управления рисками, а также при согласовании деятельности ее различных компонентов.
      Задачу  управления рисками можно определить как процесс выработки и осуществления  интегрированного решения, которое  минимизирует широкий спектр случайных или злонамеренных событий, в конечном счете, наносящих существенный материальный ущерб фирме.25
При разработке стратегии риск – менеджмента  менеджеру нужно постоянно помнить  о взаимосвязи разных направлений  деятельности компании. Ограничиваясь  узкими рамками оного частного риска, менеджер может создать или усугубить  другие типы рисков компании. Такие  взаимодействия рисков не всегда заметны, особенно когда они происходят в  несвязанных между собой областях деятельности компании.26
     Вот наглядный пример конца 1980 – х  годов. В 1988 году инвестиционный банк Salomon Brothers попытался широкомасштабно заняться коммерческой банковской деятельностью, возглавив инвестиционную группу, попытавшуюся безуспешно взять под свой контроль крупную компанию RJR Nabisco, производящую табачные изделия и продукты питания. Была предпринята попытка приобрести компанию по схеме кредитного выкупа. Хотя попытка не увенчалась успехом, она сигнализировала рейтинговым агентствам и другим заинтересованным сторонам, что Salomon был готов увеличить общий объем стоящего перед ним риска. Это изменение риск- профиля нанесло удар по его направлению. Производных финансовых инструментов., которое являлось для компании источником значительной прибыли.
     Перспективы коммерческого банкинга Salomon были, казалось бы, слабо связаны с его направлением деривативов: другие сотрудники, другая технология, другая клиентура, другим было даже здание. Однако так как оба направления принадлежали банку Salomon, открытие более рискованного направления повлияло на общий риск и кредитоспособность компании. Направление деривативов оказалось особо чувствительным к кредитному риску Salomon: высокий и стабильный рейтинг был для клиентов был определяющее важным. Попытавшись выйти на рынок коммерческого банкинг, Salomon продемонстрировал свою готовность увеличить общую подверженность риску. Это сильно подорвало его конкурентоспособность в области деривативов, чувствительной к кредитным рискам и настроениям клиентуры. Более того, связь зарождающегося направления деятельности Salomon с направлением деревативов никак не повлияла на успешность первого направления, так как она не чувствительно к кредитным рискам.
      Этот  пример показывает, что, когда разные направления деятельности находится под общим «корпоративным зонтом», риск каждого направления разделяют все остальные. В случае с Salomon это сочетание направлений продолжало разрушать стоимость компании, пока методами финансовой инженерии не была создана дочерняя компания с рейтингом ААА, что позволило успешно разделить совместную структуру капитала.
      Пример  с банком Salomon Brothers подчеркивает также, что факторы риска пронизывают все основные решения компании. Изменяя свою бизнес стратегию, компания соответственно меняет риск-профиль, таким образом, создавая или разрушая стоимость. Риск-менеджмент почти всегда связан с альтернативами. Иногда эта альтернатива между издержками снижения конкретного риска и выгодам этого снижения; в других случаях это распределение риска между направлениями деятельности компании. Решения в области риск-менеджмента должны приниматься на уровне всей компании, так как последствия управления любым конкретным риском влияют на ее стоимость.27
  Рассмотрим процесс управления различными видами рисков. Управление риском не может рассматриваться как одномоментное решение или действие, пусть даже детально проработанное и обоснованное. В случае быстро изменяющихся условий функционирования бизнеса такая статическая точка зрения противоречила бы принципу результативности. Поэтому управление риском представляет собой динамический процесс. Прежде чем начать поэтапный разбор процесса управления рисками, том случае если та или иная сделка характеризуется риском потерь, размер которых превышает установленный лимит, она отклоняется. Тем самым компания регулирует уровень риска по осуществляемым сделкам.
      Предполагается, что вероятность дефолта со стороны  сразу нескольких покупателей (заемщиков) довольна низка, поэтому в качестве основного показателя рассматривается  объем убытков на одного клиента.
      В мировой практике максимальный размер кредитного риска на одного клиента  варьируется в пределах 15-25 % от собственного капитала компании. Каждая компания выбирает для себя эту величину в зависимости  от отношения к риску. Если у компании большое количество клиентов, то устанавливается  граница стоимости сделки, ниже которой она считает нецелесообразным управлять риском.
После определении максимально допустимого  размера кредитного риска на одного клиента необходимо оценить вероятность  неисполнения каждым конкретным покупателем (заемщиков) своих обязательств. Сделать  это можно путем анализа внутренних факторов, влияющих на кредитоспособность клиента, таких как стабильность денежных потоков, величина собственного капитала, кредитная история, качество управления. Каждому из вышеперечисленных  факторов риск-менеджер присваивает  определенный вес  (оценку значимости показателя в процентах) и балл (качественную оценку). По результатам кредитного анализа составляется сводная рейтинговая  таблица, в которой каждому контрагенту  присваивается риск-класс (рейтинг  кредитоспособности)
      Риск  – класс устанавливается на основе рассчитанного итогового балла  оценки клиента. Каждое предприятие  разрабатывает свою шкалу, в которой  итоговому баллу соответствует  определенный риск-класс. Затем на основе каждого риск-класса определяется размер кредитных лимитов, который может  варьироваться от максимально возможного до нуля.
Таким Образом, определенному риск-классу соответствует определенный размер лимита. Чем выше риск – класс, тем  ниже вероятность дефолта со стороны  покупателя и тем больший кредитный  лимит ему будет установлен.
     Рассмотрим пример. Оценка эффективности управления кредитными рискам в компании «Аэрофлот» осуществляется на основании двух ключевых показателей: соотношения объема убытков от разорений агентов к выручке, получаемой от продажи агентами авиаперевозок (loss/profit); соотношение кредитного риска, принимаемого на себя компанией, к выручке, получаемой от продажи агентами авиаперевозок (risk/profit). В данном случае динамика показателя risk/profit   показывает изменение потенциальных потерь компании, loss/profit – фактических.
      Исходя  из стратегии, реализуемой на рынке, компания определяет для себя приемлемое соотношение убытков (риска) к получаемому доходу. Если объем убытков превращает установленный компанией уровень либо динамика loss/profit ухудшается, то принимаются мер, направленные как на снижение общего риска и убытков компании, так и в отношении группы контрагентов.
      Основным  инструментом для снижения кредитного риска стало использование банковских гарантий при организации продажи  авиаперевозок через агентскую  сеть компании. То есть банк гарантирует  исполнение части обязательств, принятых на себя контрагентом. Такой подход позволит значительно снизить кредитный  риск и потери компании и дать контрагентам удобный инструмент дл осуществления  взаиморасчетов, поскольку отпадает необходимость в отвлечении из оборота  значительных денежных средств на осуществление  предоплаты, что в результате стимулирует  продажу авиаперевозок. 28
      Для эффективного управления кредитными рисками  недостаточно установить кредитные  лимиты для клиентов: необходимо осуществлять регулярный мониторинг клиентской кредитоспособности, периодически корректировать рейтинговые таблицы и пересматривать установленные лимиты. Делать это целесообразно раз в квартал либо  при наступлении любого значительного события, которое прямо или косвенно может повлиять на кредитоспособность клиента.
      Теперь  рассмотрим в общих чертах процесс  управление рыночными рисками. Управление рыночными рисками, как и кредитными, осуществляется с помощью системы  лимитов. Иными словами, при реализации продукции, формировании валютного  или инвестиционного портфеля вероятные  максимальные потери не должны превышать  установленных лимитов.
   При определении лимитов за основу берется  максимально допустимый единовременный размер потерь, который не повлечет за собой нарушения нормальной деятельности компании. Размер возможных потерь по конкретному активу компании( готовая  продукция, валютные портфели, инвестиционные портфели) подверженному влиянию  рыночного риска, может быть определен  как на основании «исторического»  анализа , так и путем экспертных оценок. При управлении рыночными рисками можно установить следующие виды лимитов:
    На сумму сделки по приобретению или реализации продукции, если она заключается на таких условиях, при которых результат ее проведения зависит от колебания рыночных цен.
    На размер валютной составляющей активов, которые снижают вероятность потерь при изменении курса какой – либо валюты.
    На совокупный размер собственного инвестиционного портфеля компании.
     Рассмотрим  следующий пример. Рассчитаем лимит на сумму сделки по реализации продукции. По условиям сделки компания должна поставить продукцию покупателю через несколько месяцев после заключения договора по заранее оговоренной цене.
         Капитал компании составляет 100 млн. долл. США; максимально допустимый утвержденный размер единовременных потерь компании – 20% от капитала, то есть 20 млн. долл. США.
         На основании анализа, проведенного риск – менеджером, было определено, что максимальный размер потерь при заключении подобной сделки может составлять 50% от размера сделки.
         Лимит сделки будет  равен:
      100 млн. долл. х 20% : 50%=40 млн. долл.
      Таким образом, максимальный размер потерь по сделке в случае наступления наихудшего из возможных рыночных сценариев – 50%. Другими словами, при максимально допустимом размере потерь компания может заключить сделку на сумму 40 млн. долл.
      Окончательный размер лимита корректируется высшим руководством компании исходя из стратегии  развития, наличия свободных денежных средств и отношения компании к риску.
  Также необходимо регулярное проведение так называемых стресс-тестингов, то есть моделирование последствий наиболее неблагоприятных событий. К примеру, моделируется ситуация значительного роста цен на сырье и материалы и проводится анализ последствий такого роста для предприятия, делаются выводы и разрабатываются соответствующие меры.
      А как определить эффективность систем правления рисками?! Ответ на тот  вопрос не слишком прост. В 2002-2003 гг. известная консультативня фирма  ПрайсвотерхусКуперс  провела специальное  исследование и выявила десять характеристик  лучших в мире систем управления рисками. Это результат объективного изучения лидирующих фирм, которые извлекают  из своего риск-менеджмента наибольшую пользу. Все критерии превосходства  в списке, приведенном ниже одинаково  важны.
      Одинаковое внимание уделяется и рискам, которые можно измерить, количественно, и рискам, не поддающимся количественному описанию.
      Риски идентифицируются, описваются и квантифицируются возможно более точно, не хоронятся в общих выражениях и группировках.
      Осознание риска пронизывает всю фирму: результаты работы, цены, прогнозы и доходы – все оценивается с учетом рисков, платежные схемы и очередность отражают приоритеты управления рисками.
      Ответственность за управление рисками четко распределена между всеми сотрудниками фирмы, не изолирована в отдельном подразделении.
      Риск – менеджеры решительны, могут настоять на своем
      Фирма уклоняется от продуктов, союзов и сделок, которые плохо понимает
      Неопределенность воспринимается естественно. При принятии решений рассматриваются разные сценарии
      Риск – менеджеры подконтрольны регулярному внутреннему аудиту, стремящемуся сопоставить расходы на управление рисками с его результатами
      Риск-менеджмент производит прибавочную стоимость повышая шансы проектов на успех
      Организационная культура признает четко определенные риски. Рисковый «аппетит» фирмы воспринимается и понятен всем членам организации
     Обратимся еще к одному результату исследований фирмы ТиллингастТауэрс Перрин. По их данным, количество американских фирм, имеющих в своем штатном расписании должность «Главный правляющий риском», поднялось с 20% в 2002 г. до 38% в 2004 г. При этом опрошенный широкий круг руководителей обращаются к риск-менеджменту в ожидании следующих результатов.
      Рост доходов – 77%
      Рост поступлений – 55%
      Рост возврата на вложенный капитал – 89%
      Усиление конкурентной позиции – 55%
      Рост устойчивости доходов – 92%
      Улучшение стратегического и операционного планирования – 97%
      Адекватность ценообразования – 77%
      Улучшение управления размещением капитала – 92%
      Контроль за издержками – 50%
      Управление соотношением активов и обязательств – 93%29
     Нынешние  менеджеры чувствуют, что обладают все меньшим правом на ошибку при  принятии решений. Мысль о том, что  менеджеры постоянно «ступают на тонкой черте между успехом и  неудачей», стала общераспространенной. Увеличивается как давление, направленное на предотвращение потерь, так и  давление, имеющее целью исправить  существующую ситуацию – улучшить корпоративные показатели и повысить стоимость компании. Можно утверждать, что понятие «неопределенность» стало неотъемлемой частью мировоззрения  старших руководителей во всем мире.30
   Институционализация риск-менеджмента обусловлена не столько глобализацией, регулированием, стоимостью компании или новыми технологиями, ни даже темпами изменений (хотя все  они, несомненно, важны), сколько сменой ответственности, ценностей и ожиданий менеджеров. Меняющиеся риск-установки  – и увеличенное давление в  процессе принятия решений – повышают потребность менеджеров в новых  гарантиях относительно связанного с их решениями потенциала повышения  или понижения. Таким образом, риск-менеджмент выступает в качестве развивающейся системы гарантий и контроля и способен привести компании к благоприятным бизнес-исходам. Институционализация риск-менеджмента фактически является ответом на последние тенденции. 

      Методы  оценки и управления рисками
Риск  – очень опасное дело, тем более, когда речь идет о крупных денежных суммах. Нельзя точно предугадать  результат сделки или последствий  принятия управленческого решения, но регулярный мониторинг рисков и  использование определенных методик  для их анализа и оценки позволяют  избежать многих проблем. Предвидение  возможной ситуации – вот что  является сегодня сильнейшим конкурентным преимуществом. Правильное и своевременное  применение накопленного опыта и  знаний о рисках помогут сохранить  стабильность и успешность компании.
      Проектный менеджмент – западное веяние –  все прочнее завоевывает позиции в России. Возникает резонный вопрос: почему раньше в России не занимались управлением бизнеса с применением проектного подхода? Ответ очевиден: в условиях отсутствия конкуренции и частной собственности борьба за время не была в числе главных факторов, обеспечивающих успешную работу компании.
      При переходе к рыночной экономики частные  компании не могли воспользоваться  опытом реализации проектов советское  время, так как в тот период не проводилось систематизации и  анализ результатов завершившихся  работ, а также изучение влияния  рисковых событий на ход проекта. По этой причине сегодня компании стараются накопить собственный опыт, чтобы эффективно использовать его при выполнении будущих проектов. К сожалению, таких предприятий не много, к тому же большинство их них не уделяют должного внимания анализу и оценке рисков, т.к. считает, что невозможно предусмотреть сразу все риски и бессмысленно тратить время на их тщательный анализ и проработку до начала проекта. Как правило эти компании решают все проблемы «на ходу», что приводит к затягиванию сроков реализации проектов, увеличиванию их стоимости и т.д. Конечно, такая ситуация во многом объясняется продолжительной нестабильностью в стране.
      Но  сегодня недооценивать вероятность возникновения рисков и их воздействия на проект нельзя. Для России этот вопрос особенно актуален, поскольку риски, связаны с недостаточным развитием механизмов рыночного управления.
      При организации управления рисками, очень  важно сначала определить данный риск. Как показывает зарубежная практика, для определения рисков, наиболее эффективными являются методы группового участия членов проекта, когда они  выступают в роли экспертов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.