На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствование финансового состояния в части использования дебиторской задолженности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
     Введение
     Глава 1. Дебиторская задолженность как часть финансовых ресурсов предприятия
      Экономическая сущность дебиторской задолженности
      Структура дебиторской задолженности
      Управление оборачиваемостью дебиторской задолженности
    Глава 2. Анализ финансово хозяйственной  деятельности предприятия
          2.1. Технико-экономическая характеристика  предприятия
     2.2. Анализ прибыли и рентабельности
         2.2.1 Исследование факторов, влияющих  на сумму прибыли реализации  продукции
         2.2.2. Анализ рентабельности
     2.3. Анализ финансового состояния  предприятия
         2.3.1. Общая оценка динамики и структуры  статей баланса
         2.3.2. Анализ финансовой устойчивости
         2.3.3. Анализ ликвидности баланса
     2.4. Анализ финансового состояния предприятия в части дебиторской задолженности
     Глава 3. Рекомендации по улучшению финансового состояния в части использования дебиторской задолженности
    Заключение
    Список  использованной литературы
    Приложение
 


     Введение 

     Каждый  день организации совершают финансово-хозяйственные  операции, которые связаны с движением  материальных ресурсов, денежных средств  или принятием на себя определенных обязательств.
     Долги, возникающие в результате деятельности субъектов хозяйственного права, принято  называть кредиторской или дебиторской  задолженностью в зависимости от того, кто является должником.
     Дебиторская задолженность - неизбежное следствие  существующей в настоящее время  системы денежных расчетов между  организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа  с моментом перехода права собственноси на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.
     Образование дебиторской задолженности в  условиях рыночной экономики становится неотъемлемым элементом при осуществлении  финансово-хозяйственной деятельности. Предприятие не всегда способно рассчитаться за готовую продукцию, выполненные  работы или оказанные услуги сразу, поэтому возникает отсрочка платежа, которая получила название коммерческого  кредита. Коммерческий кредит - одна из первых форм кредитных отношений  в экономике, породившая вексельное обращение и тем самым активно  способствовавшая развитию безналичного денежного оборота, находит практическое выражение в финансово-хозяйственных  отношениях между юридическими лицами в форме реализации продукции  или услуг с отсрочкой платежа. Основная цель этой формы кредита - ускорение процесса реализации товаров, а, следовательно, извлечения заложенной в них прибыли.
     В настоящее время в условиях развития рыночных отношений у предприятий  значительно возросло количество контрагентов дебиторов, из-за ряда объективных и  субъективных факторов усложнились  порядок учета и отражения  в отчетности дебиторской и кредиторской задолженности. Более сложным стало  налогообложение операций, связанных  с учетом дебиторской задолженности.
     Для того чтобы правильно выстроить  взаимоотношения с клиентами, необходимо постоянно контролировать текущее  состояние взаиморасчетов и отслеживать  тенденции их изменения в средне- и долгосрочной перспективе. При  этом контроль должен быть дифференцирован  по отношению к различным группам  клиентов, каналам сбыта, регионам и  формам договорных отношений.
     Наличие дебиторской задолженности на предприятии  создает финансовые затруднения  с приобретением производственных запасов, выплатой заработной платы  и др. Кроме того, замораживание  средств в дебиторской задолженности приводит к замедлению оборачиваемости капитала. В связи с вышесказанным, предприятие заинтересовано в сокращении сроков погашения причитающихся ему платежей для ликвидации своих долгов.
     Целью работы является проведение анализа  дебиторской задолженности предприятия  и на основании данных анализа  предложены мероприятия по совершенствованию  анализа и контроля расчетов с  дебиторами в исследуемой организации.
     Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить  сущность, задачи анализа и управления  дебиторской задолженностью предприятия. 
2. Проанализировать  состояние дебиторской задолженности  на предприятии. 
4. Предложить  мероприятия, направленные на  повышение эффективности управления  дебиторской задолженностью в  анализируемой организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Дебиторская задолженность  как часть финансовых ресурсов предприятия 

        Экономическая сущность дебиторской задолженности
 
     Должник, дебитор  (от латинского слова  debitum-долг, обязанность) одна из сторон гражданско-правового обязательства имущественной связи между двумя или более лицами.
     Дебиторская задолженность - это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности  при системе безналичных расчетов представляет собой объективный  процесс хозяйственной деятельности предприятия.
     По  характеру образования дебиторская  задолженность делится на нормальную и неоправданную. К нормальной задолженности предприятия относится та, которая обусловлена ходом выполнения производственной программы предприятия, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил). Неоправданной дебиторской задолженностью считается та, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся недостатков в ведении учета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений (товары отгруженные, но неоплаченные в срок, задолженность по недостачам и хищениям и др.)
     Дебиторская задолженность в соответствии, как  с международными, так  и с Российскими стандартами бухгалтерского учета определяется как сумма, причитающаяся компании от покупателей (дебиторов).
     Дебиторская задолженность – важный компонент  оборотного капитала. Когда одно предприятие  продаёт товары другому предприятию, совсем не значит, что стоимость  проданного товара будет оплачена немедленно.
     Дебиторская задолженность является активом  предприятия, который связан с юридическими правами, включая право на владение.
     В целом под активом понимается имущество, имущественные блага  и права субъекта, имеющие стоимостную  оценку. Будущая экономическая выгода, воплощённая в активе в активе – это потенциальный, прямой или  косвенный вклад в приток денежных средств субъекта. Следовательно, дебиторская  задолженность – это будущая  экономическая выгода, воплощённая в активе, и связанная с юридическими правами, включая право на владение.
     Актив дебиторской задолженности имеет  три существенные характеристики:
    Он воплощает будущую выгоду, обеспечивающую способность прямо или косвенно создавать прирост денежных средств.
    Активы представляют собой ресурсы, которыми управляет хозяйствующий субъект. Причем права на выгоду или потенциальные услуги должны быть законны или иметь юридическое доказательство возможности их получения. Например, при отражении факта продажи актива у продавца образуется дебиторская задолженность. Договор купли-продажи позволяет определить вероятную будущую выгоду. Но, если покупатель не внесет определенную сумму погашения дебиторской задолженности, то продавец фактически не теряет контроль над ресурсами, то есть потенциальным поступлениям, и, следовательно, актив перестает быть активом.
    К активам не относятся выгода, которая будет получена в будущем, но в настоящее время не находится под контролем предприятия. При этом ключевым моментом является решение бухгалтера о том, что та или иная хозяйственная операция произойдет.
     Фактом  подписания договора фирмой устанавливается  будущая вероятность выгоды, которая  и находится под контролем  у бухгалтера. Именно бухгалтер определяет событие достаточно или не достаточно значительным при отражении как актива фирмы. В большинстве случаев значительность подразумевает завершенность операции.
     В текущие активы дебиторская задолженность  может быть включена полностью, если сумма, которая не будет получена в течение одного года, раскрыта. Наряду с этим, дебиторская задолженность, числящаяся более года, в составе  долгосрочных активов может быть включена в статью «дебиторская задолженность».
     Активы  – это в определенной мере затраты  которые должны стать доходами в  будущем. Отсюда и возникает необходимость  рассмотреть, как списываются затраты, вложенные в активы, в том числе  дебиторскую задолженность. В связи  с этим в бухгалтерском учете  признается не выплата денег, а возникновение  или отсутствие прав на эти выплаты. Соответственно и доходом считается  не получение платежей, а возникновение права на них. Причем доходы данного отчетного периода, всегда должны быть соотнесены с расходами, благодаря которым эти доходы были получены.
     В настоящее время, в связи с  переходом на новый план счетов и  новую систему учета дебиторской  задолженности, выделяют следующие  виды: дебиторская задолженность  покупателей и заказчиков, дочерних, зависимых товариществ, совместно  контролируемых юридических лиц, прочей дебиторской задолженности, расходы будущих периодов, дебиторская задолженность по выданным авансам. 
 

        Структура дебиторской задолженности
     Структура дебиторской задолженности традиционно рассматривается в двух аспектах: 
- в соответствии со сроками ее погашения:

- долгосрочная (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты); 
- краткосрочная (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты); 
- в соответствии с причинами возникновения задолженности:

- расчеты с контрагентами;
- авансы и т. п.
     Также для исследования структуры применяют расчеты удельных весов элементов
дебиторской задолженности в общей величине дебиторской задолженности. 
     При проведении анализа дебиторской  задолженности целесообразно осуществлять2:

    Исследование состава и динамики дебиторской задолженности, а также факторов, определяющих ее объем и изменение;
    Анализ структуры дебиторской задолженности;
    Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности;
    Определение текущей (дисконтированной) стоимости дебиторской задолженности;
    Разработку вариантов управленческих решений, направленных на сокращение неоправданной дебиторской задолженности, и выбор наиболее эффективных из них;
    Прогнозирование дебиторской задолженности.
      В качестве источников могут быть использованы данные форм №1 и №5 бухгалтерской отчетности, формы №3 «Сведения о финансовом состоянии организации» статистической отчетности.    
      Для проведения внутреннего анализа  наряду с отчетностью привлекаются договоры с покупателями (заказчиками) и поставщиками (подрядчиками), данные регистров бухгалтерского учета (журналы-ордера, ведомости учета расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками по авансам выданным, подотчетными лицами, прочими дебиторами).    
      При анализе дебиторской задолженности прежде всего рассматривается изменение величины дебиторской задолженности в целом и по отдельным ее видам, а также выясняются факторы, повлиявшие на динамику показателей.     
      Как объект учета дебиторская задолженность  по сроку платежа классифицируется на:
      отсроченную (срок исполнения обязательств, по которой еще не наступил);
      просроченную (срок исполнения обязательств, по которой уже наступил).
     Образование дебиторской   задолженности   экономически объяснимо недостатком оборотных  средств.
     Дебиторская задолженность - это элемент оборотного капитала, т.е. сумма долгов, причитающихся  организации от юридических или  физических лиц. По существу увеличение дебиторской задолженности означает отвлечение средств из оборота предприятия.     
      Дебиторскую задолженность можно классифицировать по различным критериям, например, по причинам образования ее можно разделить на оправданную и неоправданную.     
      Так, к оправданной дебиторской задолженности следует отнести дебиторскую задолженность, срок погашения которой еще не наступил и составляет менее 1 месяца и которая связана с нормальными сроками документооборота;     
      К неоправданной следует отнести просроченную дебиторскую задолженность, а также задолженность, связанную с ошибками в оформлении расчетных документов, с нарушением условий хозяйственных договоров и т.д.    
      Существует  и так называемая безнадежная дебиторская задолженность, что представляют собой суммы неоплаченных задолженностей покупателей, потребителей, сроки исковой давности, по которым либо истекают, либо уже истекли.     
      По  статьям бухгалтерского баланса  дебиторская задолженность делится  на следующие виды:
      покупатели и заказчики;
      векселя к получению;
      задолженность дочерних и зависимых обществ;
      авансы выданные; прочие дебиторы.
       В Бухгалтерском балансе (форма №1) дебиторская задолженность подразделяется на долгосрочную (платежи по которой ожидаются более чем через 12 мес. после отчетной даты) и краткосрочную (платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. после отчетной даты).  
     В форме №5 долго- и краткосрочная  задолженности подразделяются на следующие виды:

    задолженность покупателей и заказчиков за товары, работы и услуги;
    задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками в части авансов выданных;
    прочие виды дебиторской задолженности, включающие:
      задолженность за подотчетными лицами;
      другие виды задолженности.
       Величина  дебиторской задолженности определяется многими разнонаправленными факторами.     
      Условно эти факторы можно разделить  на внешние и внутренние.
К внешним факторам следует отнести:
      состояние экономики в стране - спад производства, безусловно, увеличивает размеры дебиторской задолженности;
      общее состояние расчетов в стране - кризис неплатежей однозначно приводит к росту дебиторской задолженности;
      эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ, поскольку ограничение эмиссии вызывает так называемый "денежный голод", что в конченом итоге затрудняет расчеты между предприятиями;
      уровень инфляции в стране, так при высокой инфляции многие предприятия не спешат погасить свои долги, руководствуясь принципом, чем позже срок уплаты долга, тем меньше его сумма;
      вид продукции - если это сезонная продукция, то риск роста дебиторской задолженности объективно обусловлен;
      емкость рынка и степень его насыщенности, так в случае малой емкости рынка и максимальной его насыщенности данным видом продукции естественным образом возникают трудности с ее реализацией, и как следствие ростом дебиторских задолженностей.
 
     1.3. Управление оборачиваемостью  дебиторской задолженности
     Оборачиваемость дебиторской задолженности (receivables turnover ratio — RTR) — отношение выручки от реализации к средней сумме счетов к получению за минусом резервов на сомнительные позиции.
RTR = (продажи  в кредит или выручка) / (средняя  дебиторская задолженность).
     Коэффициент показывает, сколько раз счета  к получению превращались в денежные средства или сколько единиц выручки  получено с 1 руб. дебиторской задолженности. Чем выше его значение, тем меньший  период времени проходит между отгрузкой  продукции потребителям и моментом их оплаты. Высокие значения этого  показателя положительно отражаются на его ликвидности и платежеспособности.
     Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности  в днях (day’s sales outstanding — DSO) рассчитывают по формуле:
DSO = (Средняя  деб. задолженность * 365) / (Продажи в кредит или Выручка).
     Характеризует средний период времени, в течение  которого средства от покупателей поступают  на расчетные счета предприятия. Отсюда его другое распространенное название и аббревиатура — ACP (average collection period). Чем меньше значение данного показателя, тем в более выгодных условиях находится предприятие.
     Управление  дебиторской задолженностью — отдельная функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента.

   Основные  задачи:

    комплексная проверка дебитора на начальном этапе
    юридическое сопровождение сделок
    финансирование дебиторской задолженности
    учет, контроль, оценка эффективности дебиторской задолженности
    взыскание просроченного долга
    претензионная работа с недисциплинированными дебиторами

   Функции:

    планирование (определение финансовых и управленческих целей)
    организационная функция (обеспечение выполнения запланированных целей)
    мотивирование (утверждение системы мотивации для сотрудников, участвующих в процессе управления дебиторской задолженностью)
    контроль
    анализ результатов и обратная связь

   Участники:

   В современной экономике управление дебиторской задолженностью давно  вышло за пределы функций только лишь финансового менеджмента. В  современной коммерческой организации  в процессе управления задействованы  следующие лица и структурные  подразделения:
    Генеральный директор
    Коммерческий отдел и отдел продаж (коммерческий директор, руководитель отдела продаж, менеджеры по продажам)
    Финансовый отдел (финансовый директор, финансовый менеджер)
    Юридический отдел и служба безопасности
     Проблема  ликвидности дебиторской задолженности  – становится ключевой проблемой  почти каждой организации. Она, в  свою очередь, расчленяется на несколько  проблем: оптимальный объем, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности.
     Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из видов укрепления финансового положения фирмы. Опыт реформирования предприятий показывает, что меры по возврату дебиторской  задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности  за счет внутренних резервов предприятия  и могут быстро принести положительный результат. Возврат задолженности в сжатые сроки – реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств. Управление дебиторской задолженностью может быть отождествлено с любым другим видом управления как процесс реализации специфических управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля.
     Планирование  – это предварительные финансовые решения. Чтобы оно было эффективным, необходимо: определить долгосрочную цель организации, сформулировать стратегию  организации, определить политику действий, выбрать рациональные процедуры  действий.
     Организация управления означает координацию действий по такой последовательности: вся  область действий должна быть сгруппирована  по выбранным функциям; лицам, которые  ответственны за свою деятельность, должны быть предоставлены адекватные права.
     Под мотивацией подразумевается совокупность психологических моментов, которыми определяется поведение человека в  целом.
     Действия  по контролю – это: подготовка стандартов действий, сравнение фактических  результатов со стандартными.
   Таким образом, управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой  политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции  и заключающейся в оптимизации  общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации. В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью фирмы  лежит принятие финансовых решений  по следующим фундаментальным вопросам:
    учет дебиторской задолженности на каждую отчетную дату;
    диагностический анализ состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности;
    разработка адекватной политики и внедрение в практику фирмы современных методов управления дебиторской задолженностью;
    контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности.
     Политика  управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей  политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в  оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении  своевременной ее инкассации.
     Задачами  управления дебиторской задолженностью являются:
    ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
    выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
    определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
    ускорение востребования долга;
    уменьшение бюджетных долгов;
    оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.
 
 
    Глава 2. Анализ финансово  хозяйственной деятельности предприятия 

2.1. Технико-экономическая  характеристика предприятия 

      ОАО «Уральский завод резиновых технических  изделий» осуществляет свою деятельность в отрасли химической промышленности с 1941 года, является одним из ведущих  предприятий России, выпускающих  резиновые технические изделия, и единственным предприятием в отрасли  по многообразию ассортимента (более 15 тысяч наименований). Предприятие  работает с такими видами специфических  каучуков, как фторкаучуки и кремнийорганические  каучуки, позволяющими выпускать изделия, работающие в диапазоне температур от минус 60°С до 250°С, обеспечивающие любые требования потребителей.
      Основным  видом деятельности Общества является выпуск резиновых технических изделий. По объему товарной продукции, выпущенной предприятиями резинотехнической отрасли за 2009 год, ОАО «Уральский завод РТИ», занимает четвертое место, произведя 13,1% от общего выпуска продукции среди 11 крупных предприятий. 
        В разрезе ассортимента продукции  предприятие занимает:
    по ленте конвейерной - второе место среди 6 предприятий РФ, выпускающих данный вид продукции;
    по ремням плоским - третье место среди 6 предприятий РФ, выпускающих данный вид продукции;
    по рукавам резиновым - седьмое место среди 16 предприятий РФ, выпускающих данный вид продукции;
    по формовым РТИ - семнадцатое место среди 40 предприятий РФ, выпускающих данный вид продукции.
  Основными покупателями продукции ОАО «Уральский завод  РТИ»  являются
предприятия горнодобывающей промышленности, металлургии, машиностроительного комплекса  и предприятия оборонно-промышленного  комплекса.
      Клиентами Общества, получающими продукцию  ОАО «Уральский завод резиновых  технических изделий», являются такие  крупные предприятия, как: Торговый дом «ЕвразХолдинг», ОАО «СеверСталь», ГМК «Норильский никель», АК «АЛРОСА», ОАО «НЛМК», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «МЕЧЕЛ», Компания РУСАЛ, Миттал Стил (Украина, Казахстан).
      Основные  регионы России, в которые осуществлялась отгрузка продукции ОАО «Уральский завод РТИ» в 2009 году –  Урал, Западная Сибирь и Центральный  район.  

Таблица 1
Основные  технико-экономические показатели деятельности предприятия за 2008-2009 г.г.
Наименование  показателей Един. измер. Значение  показателей Изменение
2008 год 2009 год абс. относ. %
1 2 3 4 5
5 6
1.Объем реализованной продукции тыс.руб. 1 617 289 1 211 975 - 405 314 74,94
2. Среднесписочная численность работников чел. 1 669 1 381 - 288 82,74
3. Фонд оплаты труда работающих
тыс.руб. 340 308 255 764 - 84 544 75,16
4.Среднегодовая зарплата работника руб. 203 904 185 208 - 18 696 90,83
5.Производительность труда руб/чел 763 168 677 435 - 85 733 88,77
6. Себестоимость товарного выпуска
продукции
тыс.руб. 1 399 819 984 367 - 415 452 70,32
7. Прибыль тыс.руб. - 21 317 - 24 975 - 3 658 104,66
8.Собственный  капитал тыс.руб. 171 421 146 446 - 24 975 85,4
 
     В целом по предприятию наблюдаем  уменьшение всех показателей в 2009  году по отношению к 2008 году.
     Резкое падение объемов продаж и производства в первом полугодии 2009 года, а также рост ставок по кредитным ресурсам повлияли на результаты деятельности предприятия за год. По итогам 2009 года предприятием получен убыток в сумме 24 975 тыс. рублей, который увеличился по сравнению с прошлым годом на 3 658 тыс. рублей. 

       2.2.Анализ  прибыли и рентабельности 

       Необходимость такого анализа обусловлена тем, что прибыль выступает, с одной  стороны, результатом хозяйственной  деятельности, так как главным  ее фактором является  себестоимость  продукции, работ, услуг. С другой стороны  прибыль является результатом финансовой деятельности, так как выпущенную продукцию необходимо реализовать. 

2.2.1 Исследование факторов, влияющих на сумму  прибыли от реализации  продукции 

       Чтобы выявить факторы, влияющие на изменение  прибыли, необходимо проанализировать расчетную формулу:
         
               = - =  1 211 975 - 984 367 = 227 608;                 (1)
где: - прибыль от реализации;
       – объем реализованной продукции;
      – полная себестоимость.
       Для того чтобы провести анализ влияния факторов на изменение прибыли, составляется таблица 2.
      Таблица 2
Анализ  влияния факторов на прибыль от реализации продукции
Показатели 2008 год 2009 год абсолютное  изменение относительное изменение, %
1. Полная себестоимость 1 399 819 984 367 - 415 452 70,32
2. Выручка от реализации 1 617 289 1 211 975 - 405 314 74,94
3. Прибыль от реализации продукции 217 470 227 608 10 138 104,66
 
     Видно, что выручка от реализации продукции в 2009 году, по сравнению с 2008 годом снизилась на 405 314 тыс.руб., это связано со снижением полной себестоимости. Снижение полной себестоимости составило 415 452 тыс.руб. В 2009 году предприятие получило прибыль 227 608 тыс. руб, что на 10 138 тыс.руб. больше, чем в 2008 году. Полученные результаты и сделанные выводы отразим в таблице 3.
     Таблица 3
     Количественное  влияние факторов на изменение прибыли  от реализации продукции.
Показатели Влияние, тыс.руб.
Общее изменение прибыли: в т.ч. за счет:  
1. изменения объема реализации - 405 314
2. изменения себестоимости - 415 452
 
2.2.2. Анализ рентабельности 

     Рентабельность  — (от немецкого retabel - доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях, в отраслях и народном хозяйстве в целом. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам, где в качестве прибыли может быль использована величина балансовой, чистой прибыли, прибыли от реализации продукции, а также прибыли от разных видов деятельности предприятия. Предприятие считается рентабельным, если в результате реализации продукции, работ, услуг оно покрывает все свои издержки и получает прибыль.
     В  данном разделе приводится анализ показателей  рентабельности в целом по предприятию. Все данные и результаты расчетов заносятся в таблицу 4.
     Рентабельность  товарной продукции:
               = = - 24 975/984 367 = - 2,5 (2009 год);              (2)
     Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля  реализации.
     После расчета наблюдаем повышение  рентабельности товарной продукции в 2009 году по отношению к 2008 году на 1, это произошло вследствие уменьшения полной себестоимости продукции. 

     Рентабельность  продаж:
               =                                 (3)
     Показывает  удельный вес прибыли в составе  выручки от реализации продукции, т.е. какую сумму чистой прибыли получает предприятие с каждого рубля  проданной продукции. Иными словами, сколько средств остается у предприятия  после покрытия себестоимости продукции, выплаты процентов по кредитам и  уплаты налогов. Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший  аспект деятельности компании - реализацию основной продукции, а также позволяет  оценить долю себестоимости в  продажах.
     Заметно увеличение рентабельности продаж в 2009 году по отношению к 2008 году за счет снижения себестоимости, а следовательно и выручки от реализации продукции. 

     Рентабельность  активов:
                         =                                                  (4)
     Этот  показатель характеризует прибыль, полученную с одного рубля, авансированного  в формирование активов. Это показатель эффективности оперативной деятельности предприятия. Является основным производственным показателем, отражает эффективность использования инвестированного капитала.
     В 2009 году наблюдаем увеличение рентабельности активов по отношению к 2008 году, значит, на предприятии возросла эффективность использования прибыли, авансированной в формирование активов. 

     Общая рентабельность капитала:
                    (5)
      Разница между рентабельностью собственного капитала и рентабельностью общей  величины капитала принято называть эффектом финансового рычага. Он характеризует  приращение рентабельности собственного капитала за счет использования кредита.
       Полученные  результаты и сделанные выводы отразим  в таблице 4.
Таблица 4
 Анализ  показателей рентабельности
    Условное обознач. 2008 год 2009 год Отклонен, (+,-)
1. Прибыль, тыс.руб. Пр 21 317 24 975 3 658
2. Себестоимость реализ. продукции, тыс.руб. Сполн 1 399 819 984 367 - 415 452
3. Рентабельность ТП, % 
Rтп - 1,5 - 2,5 - 1
5. Рентабельность продаж, % Rпр 13,4 18,8 5,4
6. Рентабельность активов, % - 2,9 - 3,6 - 0,7
7. Общая рентабельность капитала, % Rоб.к. 2,56 - 2,06 - 4,62
 
 
2.3. Анализ финансового  состояния предприятия 

       Финансовое состояние – это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.
       Основной  целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и  точную оценку финансового состояния  предприятия.
       Основным, а иногда и единственным источником информации о финансовой деятельности предприятия является бухгалтерский  баланс и отчет о финансовых результатах  и их использовании. 

2.3.1. Общая оценка динамики  и структуры статей  баланса 

     Общая оценка динамики и структуры статей производится путем вертикального (структурного) и горизонтального (временного) анализа. По данным исходного бухгалтерского баланса составим аналитические таблицы 5 и 6 , в которых проведем вертикальный (структурный) и горизонтальный (временной) анализ баланса.
     Признаками  «хорошего» баланса можно назвать  следующие показатели:
    Коэффициент текущей ликвидности не ниже нормативного значения
    Обеспеченность предприятия собственным оборотным капиталом
    Рост доли собственного капитала
    Отсутствие резких изменений по отдельным статьям баланса
    Дебиторская задолженность находится в равновесии с кредиторской
    Отсутствуют нежелательные статьи (убытки, просроченная задолженность бюджету, банкам)
    Запасы и затраты меньше величины источников их формирования).
 
       Вертикальный  анализ:
       За 2009-2010 г.г. основную долю в структуре  актива баланса занимали внеоборотные активы, а вот в предыдущие года ситуация была противоположной и основную долю занимали оборотные активы. На начало 2010 года – 50,52%, что на 3,74% больше чем в 2009 году. Внеоборотные активы практически полностью представлены основными средствами.
       В оборотных активах основная масса  приходится на запасы – 21,5%. А в 2009 году – 23,66%.  Доля дебиторской задолженности (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) – 19,34%, что на 4,85% меньше по сравнению с 2009 годом. Произошло уменьшение доли денежных средств в 2010 году. Это уменьшение составило 0,11%.
       Изменения произошли и в пассиве баланса. Основную долю в пассиве баланса занимают краткосрочные обязательства, из них кредиторская задолженность  – 36,47% и 40,74% в 2009 и 2010 году соответственно. На долю капитала и резерва приходится 22,95%.  

       Горизонтальный  анализ:
     Баланс  предприятия за 2008-2009 г.г. уменьшился с 731 061 тыс.руб. до 638 233. В оборотных активах значительную роль сыграло уменьшение дебиторской задолженности на 45%  и доли запасов на 64%.
       В пассиве баланса также произошли  значительные изменения. Здесь основную роль сыграло уменьшение нераспределенной прибыли. Уменьшение по краткосрочным обязательствам составило, кредиторская задолженность уменьшилась. Изменений в структуре уставного, добавочного и резервного капиталов не наблюдаем. 

2.3.2. Анализ финансовой  устойчивости 

     Финансовая  устойчивость – определенное состояние  счетов предприятия, гарантирующее  его постоянную платежеспособность.
       К основным источникам покрытия запасов  и затрат относятся:
      1.Собственные оборотные средства (СОС), величина которых находится по следующему выражению:
СОС = СК + ДП - ВА = 146 446 + 14 541 – 322 432 =  - 161 445 тыс. руб,     (2009 год)   (6)
      где СК - собственный капитал;
   ДП - долгосрочные пассивы;
          ва - внеоборотные активы.
      Результаты  вычислений отразим в таблице 7.
      Таблица 7
      Собственные оборотные средства
СОС, тыс. руб.
2008 г. 2009 г.
- 167 307
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.