На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Географическое направление в социальной мысли Европы (Шарль Монтескье, Генри Бокль, французская школа, Л.И.Мечников)

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Академия  гуманитарных наук (Омское отделение)
НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия»
Социально-экономический  факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 
 

По  дисциплине: Геополитика
За 4 курс  7 семестр
Тема: Географическое направление в социальной мысли Европы (Шарль Монтескье, Генри Бокль, французская школа, Л.И.Мечников)
Форма контроля: экзамен 
 
 
 
 
 
 
 

                Студента 4 курса
                Специальности государственное  и муниципальное  управление
                Форма обучения заочная
                Верещагиной Екатерины Геннадьевны 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

2011 год
    СОДЕРЖАНИЕ
 

    Введение
      Первоначально геополитика понималась всецело в терминах завоевания прямого (военного или политического) контроля над соответствующими территориями. Во многих своих аспектах традиционная геополитика возникла в русле географического направления или географического детерминизма в социальных и гуманитарных науках XIX—XX вв. Географический детерминизм основывается на признании того, что именно географический фактор, т.е. месторасположение страны, ее природно-климатические условия, близость или отдаленность от морей и океанов и другие параметры определяют основные направления общественно-исторического развития того или иного народа, его характер, поведение на международно-политической арене. Другими словами, географическая среда рассматривается в качестве решающего фактора социально-экономического, политического и культурного развития народов.
      В соответствии с классическими, восходящими  к глубокой древности представлениями географического детерминизма считалось, что развитие человеческого общества зависит исключительно от географических факторов, а установление государственных границ основывается на праве сильного и целиком зависит от завоеваний. Вопрос о влиянии географической среды (в первую очередь климата) на обычаи, нравы, образ правления и некоторые общественно-исторические процессы рассматривали уже античные авторы.
      Между тем существует разительное отличие  прежних, часто фрагментарных, представлений, знаний и суждений о влиянии географических условий на жизнь человеческих ассоциаций, как бы порой глубоки и важны они ни были сами по себе, от качественного скачка в их осмыслении на рубеже XIX—XX веков [1].
 

    Географическое  направление в  социальной мысли  Европы
      Суждения  относительно того, что жизнь государств и народов во всем ее разнообразии в большой степени обусловлена  географическим окружением и климатом, сопровождают социальное бытие человека на протяжении всей его истории. Многие философы, ученые, политические мыслители обращали внимание на воздействие географических факторов на политические процессы и события. Сами геополитики часто утверждали, что Монтескье, Гердер, немецкие географы Карл Риттер, Фердинанд фон Рихтхофен и другие видные ученые являются их предшественниками. Развернутые социологические системы в русле географической школы были созданы в XIX веке такими авторами, как Г.Т. Бокль, В. Кузен, Э. Ренан, И. Тэн и др. [6].

2.1. Французская географическая  школа.

      В Новое время одним из первых, кто  приступил к систематическому изучению взаимосвязи географии и политики государств, был французский политический мыслитель Жан Бодеп (1530—1596), депутат от третьего сословия в Генеральных штатах в Блуа. В сочинении «Метод легкого изучения истории» (1566) он изложил свой взгляд на общество как на сумму кровно-хозяйственных союзов-семей, формирующееся независимо от воли человека под влиянием естественной среды. Среди географических факторов Боден выделял в качестве наиболее значимого климат, приписывая его действию физическое превосходство северных народов над южными и горных над долинными. Он обращал внимание государственных и политических деятелей своего времени на необходимость принимать в расчет в административной и законодательной деятельности помимо социальных также и климатические условия. В своих взглядах Боден подошел к созданию широкой концептуальной системы географического детерминизма ближе, нежели любой из его предшественников. Его утверждение, что сила и развитие суверенного государства прямо зависит от влияния окружающих его природных условий, совпадает, по существу, со взглядами современных геополитиков.
      После Бодена проблема влияния географических факторов на политику долгое время оставалась вне поля зрения философов и политических мыслителей. Только в XVIII веке она вновь становится объектом внимания, на этот раз у Монтескье в его труде «О духе законов»(1748) [6].
      Французский просветитель, правовед и философ  Шарль Луи Монтескье (1689-1755) сыграл  важную роль в развитии представлений о государстве и обществе сыграл. Он пытался вывести из географических условий характер, нравы и обычаи народов, их хозяйственный и политический строй. Средством обеспечения законности он считал принцип разделения властей. Прослеживая зависимость политического устройства от особенностей государства, его размеров, населенности, климата, географической среды, от религии, исповедуемой народом, и его нравов, Монтескье привнес в науку о праве и в гуманитарное знание вообще естественно-научный метод, выступив, в частности, основателем географической школы в социологии и политологии. В книге "О Духе законов" Монтескье изложил теорию форм власти, в основе которой лежали трехчастная схема - "республика-монархия-деспотия".
      Монтескье явился одним из основателей современной  географической школы в социологии и политологии. Географическая школа - направление в социологии и политологии, рассматривающее географическую среду (климат, реки, почву и т. п.) как определяющий фактор развития общества и государства.
      Иными словами, он ввел в свою концепцию нормативный элемент, который в более поздней геополитике, особенно немецкой, приобрел приоритетное значение [3].
      В исследованиях истории геополитики  часто можно встретить утверждения, что Монтескье один из первых провозгласил чисто географический фактор (климат) определяющим в общественном развитии и доказывал в своих трудах, что географическая среда и в первую очередь климат — решающая причина различия форм государственной власти и законодательства. Климат, по мнению Монтескье, также оказывал свое прямое влияние на физиологическое состояние организма и, прежде всего, на психологию людей, а через нее уже на общественные и политические явления. Это была первая попытка с помощью вульгарного географического детерминизма объяснить различие форм государственного правления.
      Данная  точка зрения Монтескье была использована в свое время немецкими геополитиками. Правда, в качестве исходного пункта был взят не климат, а «жизненное пространство», и его влияние на психологию людей из физиологической области было перенесено в социальную. Нечто аналогичное проповедуют геополитики Германии и сейчас. При этом сохранился принцип подхода к решению задачи. В геосоциологической концепции западногерманские геополитики также пытаются через человека и его психологическое восприятие окружающей действительности объяснять историческое развитие. Изменился лишь объект исследования. Главное внимание сейчас уделяется самому сознанию, его преобразованию и воспитанию в реваншистском духе. Именно этим объясняется повышенный интерес к учению Монтескье геополитиков в Западной Германии.
      Последним заметным представителем французской  географической школы в общественной мысли XVIII века был Анн Робер Жак Тюрго (1727—1781) — философ, экономист и государственный деятель.
      Начиная с XIX столетия, постепенно, школа географического детерминизма перемещается в Германию, получив там полное свое развитие на стыке двух веков — девятнадцатого и двадцатого.
      Основателем географической школы во французской  социологии следует считать Фредерика Пьера Гийома Ле Пле (1806—1882).
      Французская социально-географическая школа получила столь широкое распространение, что оказала влияние даже на эстетику: историком Жаном Батистом Дюбо (1670—1742) была создана так называемая «теория среды». Дюбо основным фактором развития искусства считал климатические условия страны; Монтескье, который также придерживался этой теории, таковыми считал экономические и социальные факторы, обусловленные, в свою очередь, географической средой и климатом; Ипполит Адольф Тэи (1828—1893) расширил понятие «среды»(milieu), рассматривая ее как совокупность различных факторов. Это, с одной стороны, неизменные климатические и географические условия страны, с другой — характер расы, государственного устройства и «моральная температура», или «состояние умов и нравов» данной эпохи. Географическая среда определяет, например, характер живописи: «линейный» на юге и «колористический»на севере.
      Французский социолог Эдмон Демолен (1852—1907) в 80-х  гг. на основании изучения социальных условий жизни различных групп  сельского населения, а также  сравнительного исследования быта горняков и фабричных рабочих разных стран (например, Франции и России) выдвинул идею социографии (социальной географии) — ответвления социологии, которое изучает влияние местных условий жизни на образование «общественных типов».
      Социогеография  — социологическая дисциплина, которая  анализирует географический аспект социальной жизни конкретных общественных групп: их территориальную дифференциацию, пространственное распространение, влияние деятельности человека на окружающую среду. Термин, близкий по смыслу, был введен в научный оборот в 1913 г. Р. Штейнметцем, предложившим выделить в качестве особой социологической дисциплины социогеографию, или «социальную географию», которая в противоположность абстрактно-теоретической социологии должна дать полное описание жизни народа той или иной эпохи.
      Социогеография  сформировалась под влиянием географического  направления во французской социологии, один из первых представителей которой стал Поль Видаль де ла Блаш (1845- 1918. усматривал цель социальной географии в анализе ландшафта, представляя его как «открытую книгу», которая позволяет выявить способ жизни тех или иных человеческих коллективов [6].
     В 1872 г. в Нанси создается первая кафедра географии, которую возглавил неизвестный тогда Поль Видаль де Ла Блаш. Будучи ярким представителем официальной науки, Видаль де ла Блаш считается основателем французской географической школы. Он внес немалый вклад в развитие геополитических представлений. Историк по образованию, он был увлечен «политической географией» Ратцеля и строил свои теории, основываясь на этом источнике, хотя многие аспекты немецкой геополитической школы он подвергал жесткой критике.
     Видаль  де ла Блаш отказывается от геополитического (немецкого) детерминизма. Он определяет человека в качестве «географического фактора» такого же порядка, как и природа. Будучи наделенным инициативой, человек, по Видаль де ла Блашу, является в большей мере актером, чем зрителем.
     В 1903 г. увидела свет книга Видаль де ла Блаша «Картина географии Франции», которая имела значительный успех и знаменовала собой появление школы географов Франции. Постоянное обращение автора к геологии, молодой и популярной тогда науке, вызывало одобрение современников и придавало в их глазах географии научный характер. В этой книге Видаль де ла Блаш обращается к теории почвы, столь важной для немецких геополитиков: «Отношения между почвой и человеком во Франции отмечены оригинальным характером древности, непрерывности... В нашей стране часто можно наблюдать, что люди живут в одних и тех же местах с незапамятных времен. Источники, кальциевые скалы изначально привлекали людей как удобные места для проживания и защиты. У нас человек — верный ученик почвы. Изучение почвы поможет выяснить характер, нравы, предпочтения населения. Изучение земли поможет нам понять характер, нравы и устремления жителей. Для того чтобы получить точные результаты, это изучение должно быть обоснованным, т.е. учитывать в отношении аспект современного состояния земли с учетом ее состава и геологического прошлого».
     Критика чрезмерного возвеличивания пространственного фактора у Ратцеля привела Видаль де ла Блаша к выработке собой геополитической концепции — «поссибилизма» (от слова «possible»— «возможный»). Согласно этой концепции политическая история имеет два аспекта — пространственный (географический) и временной (исторический). Географический фактор отражен в окружающей среде, исторический — в самом человеке (носителе инициативы).
     Видаль  де ла Блаш был убежден, что ошибка немецких «политических географов» заключалась в том, что они  считали рельеф детерминирующим фактором политической истории государств. Тем самым, по его мнению, принижался фактор человеческой свободы и историчности. Сам же он предлагает рассматривать географическое пространственное положение как «потенциальность», «возможность», которая может актуализироваться и стать действительным политическим фактором, а может и не актуализироваться. Это во многом зависит от субъективного фактора — человека, данное пространство населяющего. «Любое пространство (долина, гора, река, сельская местность, город) содержит в себе множество виртуальностей (так, например, река может быть границей, путем сообщения или местом торговли); только человек, — утверждал Видаль де ла Блаш, — может материализовать некоторые из этих возможностей. Географическое бытие местности отнюдь не предопределено природой раз и навсегда... Оно является производным от деятельности человека и придает единство материалам, которые сами по себе такого единства не имеют».
     «Поссибилизм» Видаль де ла Блаша был воспринят большинством геополитических школ как коррекция жесткого географического детерминизма предшествующих геополитических авторов [7].
      Центральным элементом концепции Видаль де ля Бланша является понятие локальности  развития цивилизации, основу которого составляют отдельные ячейки, очаги. Эти первичные клетки, элементы цивилизации представляют собой очень небольшие общности людей, которые складываются во взаимодействии человека с окружающей природой "Географическая индивидуальность", писал Видаль де ля Бланш, не есть что-то данное заранее природой, она лишь резервуар, где спит заложенная природой энергия, которую может разбудить только человек. Эти "ячейки", "первичные элементы" взаимодействуя между собой, постепенно образуют ту ткань цивилизации, которая, расширяясь, охватывает большие территории [5].
      Существенный  вклад в социогеографию внесла Амстердамская социологическая школа, представители которой, критикуя географический детерминизм, делали главный акцент на исследовании связей между социологией и географией. Задачу социогеографии они видели в изучении географического контекста жизни социальных групп, считая, что различие между нею и географией ландшафта состоит в том, что последняя изучает не группы, а ландшафт. Л. Февр обращал внимание на отличие социальной морфологии, изучающей то, как географически выражено социальное состояние, от географии, анализирующей действия человека на географическое окружение. Близкой точки зрения придерживался М. Сорр, считавший, что социогеография, так же как и социология, исследует активность социальных групп, однако ее предметом является экстериоризация (внешнение) деятельности человека в предметах ландшафта [6].  Не ограничиваясь исследованием влияния человека, его деятельности на природный ландшафт, социогеография включает в круг своих проблем социальное пространство, отношения между населением и территорией, зависимости социальной жизни от окружающего природного мира, влияние освоения природы на развитие внутриобщинных и межобщинных связей, а также отношения человека и пространства, роль пространственно-географических факторов в социальной жизни [7].

2.2. Бокль, Генри Томас.

      В XIX веке сторонники географической школы уже не ограничиваются исследованиями влияния только климата на общественное развитие. Сама жизнь, успехи науки и техники ставили под сомнение господствующие в то время взгляды прошлого. В общей системе географической школы формируется второе направление, представители которого пытаются установить значение не только климата, но и плодородия почв, влияние транспортных магистралей и на жизнь общества. Особенно яркое воплощение данное направление получило в трудах англичанина Генри Томаса Бокля (1821 — 1862).
      Профессор географии Лондонского университета Бокль был разносторонним ученым. Работы Бокля дают право отнести его к сторонникам географической школы, хотя он и не был типичным ее представителем. В своей книге «История цивилизации в Англии» Бокль, дополняя учение Монтескье о климате, выдвинул идею о совокупности условий географической среды, влияющей на жизнь общества. В результате он выделил четыре группы: «климат, пищу, почву и общий вид природы»[6]. От первых трех факторов непосредственно зависит «производство богатства», т. е. материальное положение человека. Причем у менее цивилизованных народов приращение «богатства» идет главным образом от внешних природных сил («плодородия почвы»), а у более цивилизованных — от субъективной, рациональной деятельности, ведущей к накоплению знаний. Первое приращение имеет предел, у второго такой предел отсутствует, это снимает отграничения на дальнейшее ускоренное развитие. К другим законам влияния среды на уровень развития и характер народа Бокль причислил потребность в разнокалорийной пище людей жаркого и умеренного климата («пища кислородная» и «пища углеродная»), разную степень социальной дифференциации обществ [4].
        Однако он не ограничивался данными компонентами и признавал, например, влияние развитого человеческого разума на исторический процесс Бокль, в отличие от Монтескье, подчеркивал основное влияние не климата, а ландшафта. Уделяя первостепенную роль географическим условиям (климату, плодородию почвы, ландшафту) как стимулу общественного развития, Бокль, вместе с тем, подчеркивал, что достигнутый уровень экономического благосостояния «зависит не от благости природы, а от энергии человека», которая безгранична в сравнении с ограниченностью и стабильностью естественных ресурсов. Ландшафт, значение которого Бокль особенно подчеркивает, «действует на накопление и распределение умственного капитала». Бокль различает ландшафты, возбуждающие воображение (различные виды «грозной природы»), и ландшафты, способствующие развитию рассудка, логической деятельности. Первый тип характерен для тропиков и прилегающих к ним регионов. Это — места возникновения всех древнейших цивилизаций, в которых преобладающее воздействие имели силы природы. Одни из них вызвали неравное распределение богатства, другие — «неравномерное распределение умственной деятельности, сосредоточив все внимание людей на предметах, воспламеняющих воображение. Вот почему, принимая всемирную историю за одно целое, мы находим, что в Европе преобладающим направлением было подчинение природы человеку, а вне Европы — подчинение человека природе».

2.3.Мечников  Лев Ильич.

      Всплеск развития русской школы географического  детерминизма приходится на XIX — начало XX века. Следует отметить, что русские исследователи не занимались простым переводом на родной язык идей западноевропейских ученых.
      Большой вклад в изучение влияния географической среды на человека и общество внес российский географ и статистик Лев Ильич Мечников (1838–1888).
      В последний год жизни Л.И. Мечников, профессор кафедры сравнительной географии и статистики академии Невшательского кантона Швейцарии (с 1884), приступил к работе над историей человечества от подневольных союзов до будущих свободных союзов и их связи с географической средой. Однако ухудшение здоровья заставило его ограничиться исследованием периода подневольных союзов.
      Ученый  пришел к выводу, что цивилизация зарождается в специфических географических условиях. В центре осваиваемой территории всегда река – река-кормилица, заставлявшая население объединять свои усилия в общей работе, солидаризироваться враждовавшие группы населения. Это вело к объединению людей, зарождению цивилизаций. Древние цивилизации Египта, Месопотамии, Индии и Китая Мечников относил к эпохе подневольных союзов. Осваивая великие исторические реки – Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы и Хуанхэ, цивилизации продвигались, считал Мечников, к средиземным морям, что сопровождалось ростом свободы в обществе: освоение средиземных морей было по силе тем цивилизациям, где в подневольных союзах подчинение постепенно уступало место добровольным и свободным союзам, способным осваивать океаническую среду.
      Главное произведение Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества» было издано. Именно в нем изложены геосоциологические идеи Мечникова. И разделены влияние среды на человека и общество на:
      астрономическое влияние (или астрономическое отношение  Земли к Солнцу, т. е. Земля как часть Солнечной системы);
      влияние физико-географической среды (отношение  между геосферой, гидросферой и  атмосферой);
      влияние растительного и животного мира (антропологических условий).
      В то же время ученый, исследуя влияние  среды на формирование человеческих рас, пришел к выводу, что они совокупный результат наследственно приобретенных  физических и умственных особенностей. В отличие от Ф. Ратцеля, выделявшего «господствующие» и «подчиненные» типы народов, Мечников делил их в зависимости от условий среды обитания на «избранных» и «отверженных», т. е. тех, кому для выживания настоятельно требуются солидарность и сотрудничество. Он вывел общую формулу, позволяющую вычислить взаимную связь между физико-географической средой и различными этапами социальной эволюции, между различными периодами коллективной истории человеческого рода.
      Согласно  формуле Мечникова, четыре древние  цивилизации возникли на великих  реках: египетская – в долине Нила, азиатская – в междуречье Тигра и Евфрата в Передней Азии, индусская – в бассейне Инда и Ганга и китайская – на реках Хуанхэ и Янцзы. Колыбелью первой цивилизации Мечников считал Африку (хотя древнегреческие историки рассматривали Египет составной частью Азии), а остальных – Азию. В своем развитии эти цивилизации прошли три эпохи: речную (Древние века), средиземноморскую (Средние века) и океаническую, или интернациональную (Новое время). По Мечникову, гидрологические системы служили колыбелью для каждой из четырех великих цивилизованных культур древности.
      Л.И. Мечников сделал гениальный вывод-предвидение  о векторе будущих глобальных процессов, о том, что в будущем у человечества других путей, кроме смерти или солидарности, нет: «Если оно не хочет погибнуть, то люди неизбежно должны прибегать к солидарности и к общему коллективному труду для борьбы с окружающими неблагоприятными условиями физико-географической среды. В этом заключается великий закон прогресса и залог успешного развития человеческой цивилизации» [7].
      Ученый  видел основу исторического развития прежде всего в гидросфере. Водные пути, по Мечникову, являясь как бы синтезом географических условий, оказывают гораздо большее влияние на развитие общества, чем другие компоненты среды. В соответствии с тем, что именно составляет основу цивилизации — река, море или океан, — Мечников разделил историю человечества на три периода: [6]
      1) древние века, речной период речной, охватывающий четыре древних цивилизации (Египет на Ниле, Месопотамия на Тигре и Евфрате, Индия на Инде и Ганге, Китай на Янцзы и Хуанхэ); отличительные черты этого периода — деспотизм и рабство;
      2) средние века, средиземноморский период, или средневековый (с основания Карфагена до Карла Великого), характеризующийся крепостничеством, подневольным трудом, олигархическими и феодальными федерациями;
      3) новое время, или период океанический, охватывающий Новое время (с открытия Америки); этот период, по Мечникову, только начинается; в нем должны осуществиться свобода (уничтожение принуждения), равенство (ликвидация социальной дифференциации), братство (солидарность согласованных индивидуальных сил). Этот третий период развития цивилизации, несмотря на свою молодость по сравнению с двумя предыдущими, может быть разделен также на две эпохи:
      1) атлантическая эпоха от открытия Америки до момента «золотой лихорадки» в Калифорнии и Аляске, широкого развития английского влияния в Австралии, русской колонизации берегов Амура и открытия для европейцев портов Китая и Японии;
      2) всемирная эпоха. Это разделение человеческой истории, представляющей в действительности единый процесс, вполне соответствует также и трем последовательным фазисам социальной эволюции, и трем восходящим ступеням органической эволюции в природе [2].
      Таким образом, еще в 80-х гг. XIX в. Л.И. Мечников обосновал великий закон прогресса – глобализацию человеческого общества [7]. 
 
 

 

    Заключение.
      Мысль о том, что общественно-исторические явления определяются условиями среды, составляет стержневой элемент материалистического понимания истории. В данном контексте географический детерминизм является частью этого философского направления. Идеи об обусловленности жизни людей и обществ географической средой высказывали еще древние мыслители, такие как Демокрит, Геродот, Страбон, Полибий и др. Подобные идеи выдвигались средневековым арабским мыслителем Ибн Хальдуном.
      Древние греки первыми обратили внимание на влияние географической среды на социальное существование человека. И это был отнюдь не умозрительный интерес — он диктовался сугубо практическими соображениями. Вместе с развитием цивилизации, ростом числа городов-государств и их населения возникали и чисто геополитические проблемы: необходимость расширения жизненного пространства для увеличивающегося населения, колонизация свободных территорий по всему периметру Средиземноморья с целью сброса избыточного населения, пограничные проблемы и др. Решать их приходилось нередко путем войн с соседями. Известный им мир они стали делить в соответствии с климатическими условиями.
      Однако  только в Х1Х веке они получили научное обобщение, во многом благодаря  усилиям именно географической школы. Центральное место в ней занимало географическое положение государства. Исходным принципом в ней служил географический детерминизм.
      Одним из основателей современной географической школы можно считать французского философа и политического ученого XVIII в. Ш.-Л. Монтескье. Монтескье пытался  вывести из географических условий характер, нравы и обычаи народов, их хозяйственный и политический строй. Эту проблематику в тех или иных аспектах затрагивали многие ученые и исследователи XIX в. Немало в этом направлении сделали известный английский историк Г.Т.Бокль, французский географ Р.Элизе, американский географ Э.Хантингтон, известный русский ученый Л.И.Мечников и др.
 

    Список  литературы
    Гаджиев К.С. Введение в геополитику: Учебник  для вузов. М.: Логос, 2000. – 257 с.
    Геополитика: Хрестоматия. – Владивосток: ВГУЭС, 2008. – 297 с.
    Добреньков В.И., Кравченко А.И. История зарубежной социологии. – М.: Академический проект, 2005. - 704 с.
    Исаев Б. А. Геополитика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 384 с.
    Кузнецов  Ю., Никольский В. Введение в теорию национальной безопасности. Проблемы безопасности русского народа и современность. - Алма-Ата: Верный, 1999. - 808
    Тихонравов  Ю.В. Геополитика: Учебное пособие. —  М.: ИНФРА-М, 2000. – 269 с.
    Фокин С.В. Российская школа геополитики: Учебник / Под общ. ред. В. А. Михайлова; Отв. ред. Л. О. Терновая, С. В. Фокин. – М.: РАГС, 2007. – 368 с.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.