На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Средства контроля и диагностики цифровых устройств

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
 В  последнее десятилетие широкое  распространение на сетях телекоммуникаций  получают цифровые системы, к  которым относятся:
- сетевые  элементы (системы передачи SDН, цифровые автоматические телефонные станции (АТС), системы передачи данных, серверы доступа, маршрутизаторы, терминальное оборудование и др.);
- системы  поддержки функционирования сети (управления сетью, контроль трафика  и др.);
- системы  поддержки бизнес-процессов и  автоматизированные системы расчетов (биллинговые системы).
Ввод  в техническую эксплуатацию цифровых систем ставит главной задачей обеспечение  их качественного функционирования [1-5].  Для построения современных  цифровых систем используется элементная база, основанная на применении больших  интегральных схем  (БИС), сверхбольших интегральных схем  (СБИС) и микропроцессорных  комплектов (МПК), которая позволяет  существенно повысить эффективность  систем – увеличить производительность и надежность, расширить функциональные возможности систем, уменьшить массу, габариты и потребляемую мощность. В то же время   переход к  широкому использованию  БИС, СБИС и  МПК в современных телекоммуникационных системах создал вместе с бесспорными  преимуществами и ряд серьезных  проблем в их эксплуатационном обслуживании, связанных в первую очередь с  процессами контроля и диагностики. Это связано с тем, что сложность  и количество находящихся в эксплуатации цифровых систем растет быстрее, чем  число квалифицированного обслуживающего персонала. Так как любая цифровая система имеет конечную надежность, то при возникновении в ней  отказов, возникает необходимость  быстрого обнаружения, поиска и  устранения неисправностей и восстановления заданных показателей надежности. Особенное значение имеет то обстоятельство, что традиционные методы технической диагностики требуют или наличия высококвалифицированного обслуживающего персонала или сложного диагностического обеспечения. Необходимо отметить, что с повышением общей надежности цифровых систем уменьшается количество отказов и вмешательство оператора для поиска и устранения неисправностей. С другой стороны, наряду с повышением надежности цифровых систем наблюдается тенденция к определенной потере обслуживающим персоналом навыков устранения неисправностей. Возникает известный парадокс, чем надежнее цифровая система, тем медленнее и менее точно отыскиваются неисправности, т.к. обслуживающий персонал с трудом накапливает опыт поиска и локализации неисправностей в цифровых системах повышенной сложности [1,5]. В целом до 70-80% времени восстановления отказавших систем составляет время технической диагностики, состоящее из времени поиска и локализации отказавших элементов. Однако как показывает эксплуатационная практика, сегодня инженеры не всегда готовы решать на требуемом уровне задачи технической эксплуатации цифровых систем.  Поэтому возрастание сложности цифровых систем и важность обеспечения их качественного функционирования требует организации ее технической эксплуатации на научных основах. В этой связи инженеры, связанные с технической эксплуатацией цифровых систем, должны не только знать, как работают системы, но также знать, как они не работают, как проявляется состояние неработоспособности [1,22].
Решающим  фактором, обеспечивающим высокую готовность цифровых систем, является наличие  средств диагностики, позволяющих  оперативно проводить поиск и  локализацию неисправностей. Для  этого необходимо, чтобы инженеры имели хорошую подготовку по предупреждению и распознаванию возникновения  неработоспособных состояний и  неисправностей, т.е. были знакомы с  целями, задачами, принципами, методами и средствами технической диагностики. Умели грамотно их выбирать, применять и эффективно использовать в эксплуатационных условиях. Настоящее учебное пособие по курсу "Техническая диагностика цифровых систем" призвано привлечь должное внимание к проблемам и задачам  технической диагностики при подготовке бакалавров и магистров по направлению телекоммуникаций. 

1. ТЕХНИЧЕСКАЯ  ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЦИФРОВЫХ СИСТЕМ  И УСТРОЙСТВ
1.1.          Жизненный цикл цифровой системы
     Цифровые  устройства и системы, как и другие технические системы, создаются  для удовлетворения конкретных потребностей людей и общества. Объективно цифровой системе присущи иерархичность  структуры, связь с внешней средой, взаимосвязь элементов, из которых  состоят подсистемы, наличие управляющих  и исполнительных органов и т.п.
     При этом все изменения цифровой системы, начиная с момента ее создания (возникновения необходимости ее создания) и кончая полной утилизацией, образуют  жизненный цикл (ЖЦ), характеризуемый  рядом процессов и включающий различные стадии и этапы [22,26]. В  таблице 1.1 приведен типовой жизненный  цикл цифровой системы.
Жизненный цикл цифровой системы – это совокупность исследования, разработки, изготовления, обращения, эксплуатации и утилизации системы от начала исследования возможностей ее создания до окончания использования  по назначению.
Составляющими жизненного цикла являются:
- стадия  исследования и проектирования  цифровых систем, на которой осуществляются  исследования и отработка замысла,  формирование уровня качества, соответствующего  достижениям научно-технического  прогресса, разработка проектной и рабочей документации, изготовление и испытание опытного образца, разработка рабочей конструкторской документации;
- стадия  изготовления цифровых систем, включающая: технологическую подготовку производства; становление производства; подготовку  изделий к транспортировке и  хранению;
- стадия  обращения изделий, на которой   организуется    максимальное      сохранение качества готовой  продукции в период транспортировки  и хранения;
         - стадия   эксплуатации, на которой  реализуется,  поддерживается и  восстанавливается качество системы,  оно  включает: целевое использование,  в соответствии с назначением;  техническое   обслуживание;   ремонт и восстановление после  отказа.
     На  рис. 1.1 приведено типовое распределение  стадий и этапов жизненного цикла, цифровой системы. Мы будем рассматривать  задачи, возникающие на стадии жизненного цикла, связанном эксплуатацией  цифровых систем. Итак, эксплуатация системы  — стадия жизненного цикла, на которой  реализуется (функциональное использование), поддер­живается (техническое обслуживание) и восстанавливается (техническое обслуживание и ремонт) её качество.
Часть эксплуатации, включающая транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт, называют технической эксплуатацией.
                                                                                                                                                                             Таблица 1.1
Стадии  жизненного цикла цифровой системы 

 Поисковые  исследования 
Научно исследовательские работы (НИР) 
Опытно-конструкторские  разработки (ОКР) 
Промышленное  производство 
Эксплуатация
1. Постановка  научной проблемы
2. Анализ  публикаций по исследуемой проблеме
3. Теоретические  исследования и разработка научных  концепций (исследовательский   задел) 
1. Разработка  технического задания на НИР
2. Формализация  технической идеи
3. Исследование  рынка
4. Технико- экономическое  обоснование 
1. Разработка  технического   задания на ОКР
2.             Разработка эскизного проекта
3. Изготовление  макетов
4. Разработка  технического проекта
5. Создание  рабочего  проекта
6. Изготовление  опытных  образцов, их испытание
7. Корректировка   конструкторский документации (КД) по результатом
изготовления  и испытания опытных образцов
8. Техническая  подготовка,  производства 
1. Изготовление  и испытание  установочной  серии
2. Корректировка  конструкторский документации  (КД) по результатам
изготовления  и испытания установочной   серии
3.  Серийное  производство 
1. Приработка 

2. Нормальная эксплуатация 

3. Старение
4. Ремонт  или  утилизация
                                                                                                                                                                                      1.2.Основные задачи теории технической  эксплуатации цифровых систем
Классификация основных задач технической эксплуатации цифровых систем приведена на рис. 1.2 [1,5]. Теория технической эксплуатации систем рассматривает математические модели деградационных процессов в работе систем, старения и износа узлов, методы расчета и оценки надежного функционирования систем, теорию диагностирования и прогнозирования отказов и неисправностей в системах, теорию оптимальных профилактических мероприятий, теорию восстановления и методы увеличения технического ресурса систем и т. д. В связи с тем, что эти процессы в основном стохастические, с целью разработки их математической модели применяют аналитические методы теории случайных процессов и теории массового обслуживания. В настоящее время для этих же целей успешно применяются статистическая теория принятия решений и статистическая теория распознавания образов. 

Использование новых направлений математической теории случайных процессов в  разработке моделей процессов технической  эксплуатации систем позволяет значительно  расширить наши познания и успешно  управлять процессами для повышения  эффективности функционирования и  улучшения работоспособности достаточно сложных цифровых систем.
Поэтому на первом этапе исследования осуществляется решение следующих задач: оптимальное  управление эксплуатационными процессами, разработка оптимальных моделей  эксплуатации цифровых систем, составление  оптимальных планов организации  техобслуживания, выбор оптимальных  профилактических процедур, разработка методов эффективной технической  диагностики и прогнозирование  технического состояния систем.
Как  указано в [1,5], основная задача теории эксплуатации состоит в научном  прогнозировании состояний сложных  систем или технических устройств  и выработке с помощью специальных  моделей и математических методов  анализа и синтеза этих моделей  рекомендаций по организации их эксплуатации. Следует отметить, что при решении  основной задачи эксплуатации используется вероятностно-статистический подход к  прогнозированию и управлению состояниями  сложных систем и моделированию  эксплуатационных процессов. Поэтому  теория эксплуатации цифровых систем в данный период быстро формируется  и усиленно развивается.
Техническая эксплуатация цифровых систем сводится к оптимизации деятельности человеко-машинных систем и процедур управляющих воздействий  человека на функционирование систем. Поэтому режимы эксплуатации цифровых систем (рис. 1.2) можно различать в  зависимости от отношений человеко-машинной системы: предэксплуатационные режимы систем, эксплуатационные режимы систем, режимы технического обслуживания и режимы ремонта систем. Режимы различаются определенными этапами и фазами, типом процедур управляющих воздействий техперсонала на функционирование систем.
Режимы  эксплуатации зависят в основном от качества элементной базы систем, степени  использования микропроцессорной  техники в составе аппаратуры, комплекса контрольно-измерительной  аппаратуры, степени обучения техперсонала, а также других обстоятельств, связанных  с обеспечением запасными элементами систем. Кроме того, режимы эксплуатации обусловлены основными требованиями, предъявляемыми  цифровым системам:    верностью передачи информации, временем задержки в доставке информации, надежностью  доставки информации.
Эксплуатация  систем — это процесс их использования  по назначению при поддержании систем в технически исправном состоянии, который состоит из цепочки различных  последовательных и планомерных  мероприятий: техобслуживания, профилактики, контроля, ремонта и т. д.
Техобслуживание систем (рис. 1.2) характеризуют три  основных этапа: профилактическое обслуживание, контроль и оценка технического состояния, организация техобслуживания. Определить степень влияния отдельных этапов техобслуживания на надежность систем весьма затруднительно, но известно, что  они оказывают существенное влияние  на качество и надежность функционирования систем.
Контроль  и оценка технического состояния  систем производится контролем за качеством функционирования узлов систем, методами технической диагностики отказов и неисправностей, а также реализацией алгоритмов прогнозирования отказов в системах.
1.3.Общие  принципы построения системы  технической эксплуатации
Общая задача системы технической эксплуатации (СТЭ) состоит в обеспечении бесперебойного функционирования цифровых систем, поэтому  основным направлением развития СТЭ  является автоматизация важнейших  технологических процессов эксплуатации [8]. Функциональной задачей технической эксплуатации является выработка управляющих воздействий, компенсирующих влияние внешней и внутренней сред с целью поддержания заданного технического состояния цифровых систем. Эта общая функция делится на две: общую эксплуатацию — управление состоянием внешней среды и техническую эксплуатацию — управление состоянием внутренней среды. При этом управление состоянием внутренней среды заключается в управлении ее техническим состоянием.  

Рис. 1.3. Структурная схема автоматизированной системы технической эксплуатации: ПНРМ — подсистема пусконаладочных  и ремонтных работ; СТХ — подсистема снабжения, транспортирования и  хранения; СОИСТЭ — подсистема сбора  и обработки информации СТЭ; ТТД  — подсистема тестового технического диагностирования; ЭОСТЭ — подсистема эргономического обеспечения СТЭ; УСТЭ — подсистема управления СТЭ.
АСТЭ  состоит из двух подсистем: подсистемы технической эксплуатации при подготовке и использовании цифровых систем (ТЭПИ) и подсистемы технической  эксплуатации при использовании  цифровых систем по назначению (ТЭИН). Каждая из этих подсистем содержит ряд элементов, основные из которых показаны на рис. 1.3. Более подробно функции подсистем приведены в табл. 1.2.
Таблица   1.2 

 
Подсистема   Основные функции  ПНРМ 
Организация пусконаладочных работ вновь  вводимых цифровых систем, а также  текущего,  среднего и  

капитального ремонтов 

СТХ 
Размещение  и пополнение ЗИП, баз снабжения  и заводов изготовителей ЗИП, транспортирование и хранение ЗИП 

СОИСТЭ 
Планирование   использования  цифровых систем   и   ведение   эксплуатационной документации, сбор и обработка эксплуатационных данных, разработка рекомендаций по совершенствованию  СТЭ 

ТТД 
Определение технического состояния, обнаружение  дефекта с заданной глубиной, взаимодействие с подсистемой функционального  технического диагностирования (ФТД) 

ЭОСТЭ 
Выполнение  части функций ТТД, требующих  участия человека, обеспечение двухсторонней  связи в системе «человек —  машина», участие в проведении текущего ремонта, выполняемого без прекращения  функционирования 

УСТЭ 
Определение очередности выполнения задач ТТД, ЭОСТЭ для конкретных условий, управление процессом восстановления, обработка  результатов выполнения задач ТТД  и ЭОСТЭ, организация взаимодействия с другими элементами цифровых систем 
 

  

Наличие СТЭ позволяет значительно уменьшить  время обнаружения неисправностей в цифровых системах и на основе контрольной информации о состоянии  систем предупреждать появление  простоев в ее работе. С этой целью  организуются центры технической эксплуатации цифровых систем, которые осуществляют функции, указанные на рис. 1.4. 

В современных  цифровых системах распространен статистический метод обслуживания, который заключается  в том, что ремонтно-восстановительные  работы начинаются после того, как  качество функционирования достигло критического значения. Если при контроле за состоянием элементов систем появляются признаки снижения качества функционирования, то они отключаются от сети для восстановления работоспособности. 

Контроль  функционирования цифровых систем осуществляется по совокупности параметров, характеризующих  их работоспособность.  

Контроль  функционирования цифровых систем осуществляется по следующим характеристикам; верности передачи сообщений; времени передачи сообщений; вероятности своевременной  доставки сообщений; среднему времени  доставки сообщений и др. Общая  схема функционального контроля показана на рис.1.5. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

  

Рис. 1.4. Основные функции центра технической  эксплуатации 
 

          

                           

Рис.1.5. Алгоритм системы функциональной диагностики  цифровой системы 
 

2. ОСНОВЫ  КОНТРОЛЯ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ  ЦИФРОВЫХ  СИСТЕМ 

  

2.1. Основные  понятия и определения 

  

         Одним из наиболее эффективных  способов улучшения эксплуатационно-технических  характеристик цифровых систем, занявших доминирующее положение в современных телекоммуникационных системах является использование при их эксплуатации методов и средств контроля и технической диагностики. 

Техническая диагностика представляет собой  область знаний, позволяющая с заданной достоверностью разделять неисправное и исправное состояния систем и цель ее состоит в локализации неисправностей и в восстановлении исправного состояния системы. С точки зрения системного подхода средства контроля и технической диагностики целесообразно рассматривать как составную часть подсистемы технического обслуживания и ремонта, т.е системы технической эксплуатации[11,13,37]. 

Рассмотрим  основные понятия и определения, применяемые для описания и характеристики методов контроля и диагностики [11,13,37].  

Техническое обслуживание - это комплекс работ (операций) для поддержания системы в  исправном или работоспособном  состоянии. 

Ремонт - комплекс операций по восстановлению работоспособности и восстановлению ресурсов системы или ее составных  частей. 

Ремонтопригодность - свойство системы, заключающееся в  приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения ее отказов и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонта. 

В зависимости  от сложности и объема работ, характера  неисправностей предусматриваются  два вида ремонта цифровых систем: 

- неплановый  текущий ремонт системы; 

- неплановый  средний ремонт системы. 

Текущий ремонт - ремонт, выполняемый для  обеспечения или восстановления работоспособности системы и  состоящий в замене или восстановлении ее отдельных частей. 

Средний ремонт - ремонт, выполняемый для  восстановления исправности и частичного восстановления ресурса с заменой  или восстановлением составных  частей ограниченной номенклатуры и  контролем технического состояния  составных частей, выполняемом в  объеме, установленном нормативно-технической  документацией. 

Одним из важных понятий в технической  диагностике является 

техническое состояние объекта. 

Техническое состояние - совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств объекта, характеризуемая в определенный момент признаками, установленными нормативно-технической  документацией. 

Контроль  технического состояния - определение  вида технического состояния. 

Вид технического состояния - совокупность технических  состояний, удовлетворяющих (или неудовлетворяющих) требованиям, определяющим исправность, работоспособность или правильность функционирования объекта.  

         Различают следующие виды состояния  объекта: 

- исправное  или неисправное состояние, 

- работоспособное  или неработоспособное состояния, 

- полное  или частичное функционирование. 

Исправное - техническое состояние, при котором  объект соответствует всем установленным  требованиям. 

Неисправное - техническое состояние, при котором  объект не соответствует хотя бы одному из установленных требований нормативных  характеристик. 

Работоспособное - техническое состояние, при котором  объект способен выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в установленных пределах. 

Неработоспособное - техническое состояние, при котором  значение хотя бы одного заданного  параметра, характеризующего способность  объекта выполнять заданные функции, несоответствует установленным требованиям. 

Правильное  функционирование - техническое состояние, при котором объект выполняет  все те регламентированные функции, которые требуются в текущий  момент времени,  сохраняя значения заданных параметров их выполнения в  установленных пределах. 

Неправильное  функционирование - техническое состояние, при котором объект не выполняет  части регламентированных функций, требуемых в текущий момент времени  или не сохраняет значения заданных параметров их выполнения в установленных  пределах. 

Из определений  технических состояний объекта  следует, что в состоянии исправности  объект всегда работоспособен, в состоянии  работоспособности правильно функционирует  во всех режимах, а в состоянии  неправильное функционирование-неработоспособен и неисправен. Правильно функционирующий объект может быть неработоспособным, а значит, неисправным. Работоспособный объект может быть также неисправным. 

Рассмотрим  некоторые определения, связанные  с понятием контролепригодности и техническим диагностированием. 

Контролепригодность - свойство объекта, характеризующее его приспособленность к проведению контроля заданными средствами. 

Показатель  контролепригодности - количественная характеристика контролепригодности. 

Уровень контролепригодности - относительная характеристика контролепригодности, основанная на сравнении совокупности показателей контролепригодности оцениваемого объекта с соответствующей совокупностью базовых показателей. 

Техническое диагностирование - процесс определения  технического состояния объекта  с определенной точностью. 

Поиск дефекта - диагностирование, целью которого является определение места и, при  необходимости, причины и вида дефекта. 

Тест  диагностирования - одно или несколько  тестовых воздействий и последовательность их выполнения, обеспечивающие диагностирование. 

Проверяющий тест - тест диагностирования для проверки исправности или работоспособности  объекта. 

Тест  поиска дефекта - тест диагностирования для поиска дефекта. 

Система технического диагностирования - совокупность средств и объекта диагностирования и, при необходимости, исполнителей, подготовленная к диагностированию или осуществляющая его по правилам, установленным соответствующей  документацией. 

Результатом диагностирования является заключение о техническом состоянии объекта  с указанием, при необходимости, места, вида и причины дефекта. Число  состояний, которые необходимо различить  в результате диагностирования, определяется глубиной поиска неисправности. 

Глубина поиска неисправности - степень детализации  при техническом диагностировании, указывающая до какой составной  части объекта определяется место  неисправности. 

  

2.2. Задачи  и классификация систем технической  диагностики 

  

Все более  возрастающие требования к надежности цифровых систем вызывают необходимость  создания и внедрения современных  методов и технических средств  контроля и диагностики для различных  стадий жизненного цикла. Как отмечалось ранее переход к широкому применению БИС, СБИС и МПК в цифровых системах создал вместе с бесспорными преимуществами и ряд серьезных проблем в  их эксплуатационном обслуживании, связанных  в первую очередь с процессами контроля и диагностики. Известно, что  затраты на поиск и устранение неисправностей на этапе производства составляют от 30% до 50% общих затрат на изготовление устройств. На этапе  же эксплуатации не менее 80% времени  восстановления цифровой системы приходится на поиск неисправного сменного элемента. В целом затраты, связанные с  обнаружением, поиском и устранением  неисправности возрастают в 10 кратном  размере при прохождении неисправности  через каждый технологический этап и от входного контроля интегральных микросхем до выявления отказа на этапе эксплуатации обходятся в 1000 раз дороже. Успешное решение  подобной задачи возможно только на основе комплексного подхода к вопросам контроля диагностики, так как системы  диагностики используются на всех этапах жизни цифровой системы. Это требует  дальнейшего повышения интенсивности  работ по обслуживанию, восстановлению и ремонта на этапах производства и эксплуатации. 

Общие задачи контроля и диагностики цифровых систем и ее составных частей обычно рассматриваются с точки зрения основных стадий разработки, производства и эксплуатации. Наряду с общими подходами к решению этих задач имеются и существенные различия, обусловленные специфическими особенностями присущими этим стадиям [1,7,22]. На стадии разработки цифровых систем решаются две задачи контроля и диагностики: 

1. Обеспечение  контролепригодности цифровой системы в целом и ее    

    составных частей. 

2. Отладка,  проверка исправности и работоспособности  составных частей  

    и цифровой системы    в  целом. 

При контроле и диагностике в условиях производства цифровой системы обеспечивается решение  следующих задач: 

1. Выявление  и отбраковка дефектных компонентов  и узлов на ранних  

    этапах     изготовления. 

2. Сбор  и анализ статистической информации  о дефектах и типах  

    неисправностей. 

3. Снижение  трудоемкости и, соответственно, стоимости контроля и  

    диагностики. 

Контроль  и диагностика цифровой системы  в условиях эксплуатации имеют следующие  особенности: 

1. В  большинстве случаев достаточна  локализация неисправностей на  

    уровне     конструктивно-съемного узла, как правило, типового  

    элемента замены (ТЭЗ). 

2. Высока  вероятность появления к моменту  ремонта не более одной  

    неисправности. 

3. В  большинстве цифровых систем  предусмотрены некоторые  

    возможности контроля и     диагностики. 

4. Возможно  ранее обнаружение предотказовых состояний при        

    профилактических осмотрах. 

Таким образом, для объекта, подлежащего техническому диагностированию должны быть установлены вид и назначение системы диагностирования. Согласно [1,14,21] устанавливаются следующие основные области применения систем диагностирования: 

а)  на этапе производства объекта: в процессе наладки, в процессе    

     приемки; 

б) на этапе  эксплуатации объекта; при техническом  обслуживании в  

    процессе применения, при техническом обслуживании в процессе     

    хранения, при техническом обслуживании  в процессе транспортировки; 

в) при  ремонте изделия: перед ремонтом, после ремонта. 

Системы диагностирования предназначаются  для решения одной или нескольких задач: проверки исправности; проверки работоспособности; проверки функционирования: поиска дефектов. При этом составляющими системы диагностирования являются: объект технического диагностирования, под которым понимают объект или его составные части, техническое состояние которых подлежит определению, средства технического диагностирования,  совокупность измерительных приборов, средства коммутации и сопряжения с объектом. 

Техническое  диагностирование (ТД) осуществляется в  системе  технического  диагностирования  (СТД), которая  представляет  собой  совокупность  средств и  объекта  диагностирования  и при  необходимости  исполнителей, подготовленная  к  диагностированию  и  осуществляющая  его  по  правилам,  установленным  документацией. 

Составляющими  системы  являются: 

объект  технического  диагностирования (ОТД),  под которым понимают  системы или его составные части,  техническое состояние   которых подлежит  определению,  и средства  технического  диагностирования -  совокупность  измерительных приборов, средств коммутации  и сопряжения  с ОТД. 

Система технического  диагностирования работает  в  соответствии  с алгоритмом  ТД,  который  представляет  совокупность предписаний  о  проведении  диагностирования. 

Условия  проведения  ТД,  включающие  состав   диагностических  параметров (ДП),  их  предельно  допустимые  наименьшие  и наибольшие  предотказовые  значения,  периодичность диагностирования  изделия и эксплуатационные  параметры применяемых средств, определяют  режим технического  диагностирования и контроля. 

         Диагностический  параметр (признак)-  параметр,  используемый  в установленном   порядке  для  определения   технического  состояния  объекта. 

Системы  технического  диагностирования (СТД)  могут  быть  различными  по  своему  назначению,  структуре,  месту  установки,  составу,  конструкции,  схемотехническим решениям. Они  могут  быть  классифицированы по ряду признаков, определяющих  их  назначение,  задачи,  структуру,  состав  технических   средств: 

по  степени  охвата  ОТД;  по  характеру взаимодействия  между ОТД и системой технического диагностики и контроля (СТДК); по  используемым   средствам технического  диагностирования и контроля;  по  степени автоматизации ОТД. 

По  степени  охвата  системы  технического  диагностирования могут  быть  разделены  на  локальные и общие. Под локальными  понимают  системы технического диагностирования,  решающие  одну  или несколько перечисленных выше  задач - определения работоспособности или поиск места отказа. Общими – называют  системы технического  диагностирования,  решающие  все поставленные задачи  диагностики. 

По  характеру  взаимодействия  ОТД со  средствами технического диагностирования  (СрТД) системы технического  диагностирования подразделяют  на: 

системы  с  функциональной  диагностикой,  в которых  решение  задач  диагностики  осуществляется  в процессе  функционирования  ОТД  по  своему  назначению,  и системы с тестовой  диагностикой, в которых решение задач диагностики   осуществляется  в специальном режиме  работы ОТД путем подачи  на него  тестовых  сигналов. 

         По  используемым  средствам технического  диагностирования системы  ТД  можно  разделить на:  

 системы   с  универсальными  средствами  ТДК (например ЭВМ); 

       системы  со специализированными   средствами  (стенды, имитаторы,  специализированные      ЭВМ); 

       системы  с внешними  средствами,  в которых  средства  и ОТД  конструктивно отделены  друг     от  друга; 

системы  со  встроенными  средствами,  в которых  ОТД  и СТД конструктивно представляют  одно  изделие. 

         По  степени  автоматизации   системы  технического  диагностирования  можно  разделить  на: 

       автоматические,  в которых   процесс  получения  информации  о  техническом  состоянии  ОТД  осуществляется  без участия человека; 

       автоматизированные,  в которых  получение и обработка информации  осуществляется  с частичным участием  человека; 

       неавтоматизированные (ручные),  в  которых  получение и обработка информации  осуществляется  человеком-оператором. 

      Аналогичным  образом  могут   классифицироваться  и  средства  технического  диагностирования:  автоматические; автоматизированные; ручные. 

       Применительно  к объекту   технического  диагностирования  системы  диагностики  должны: предупреждать  постепенные   отказы; выявлять  неявные  отказы; осуществлять  поиск  неисправных   узлов,  блоков, сборочных  единиц  и  локализовать  место  отказа.  

  

2.3. Показатели  диагностирования и контролепригодности 

  

Как указывалось  ранее, процесс определения технического состояния объекта при диагностировании предусматривает использование  диагностических показателей.  

Диагностические показатели представляют набор характеристик  объекта, используемые для оценки его  технического состояния. Показатели диагностирования определяют при проектировании, испытании  и эксплуатации системы диагностирования и используют при сравнении различных  вариантов последних. Согласно [15] устанавливаются  следующие показатели диагностирования: 

1. Вероятность  ошибки диагностирования вида - вероятность  совместного наступления двух  событий: объект диагностирования  находится в техническом состоянии , а в результате диагностирования считается находящимся в техническом состоянии (при показатель ,  является вероятностью правильного определения технического состояния объекта диагностирования) 

              ,                   (2.1) 

где      - число состояний средства диагностирования; 

  - априорная  вероятность нахождения объекта  диагностирования в состоянии ; 

- априорная  вероятность нахождения средства  диагностирования в состоянии  ; 

- условная  вероятность того, что в результате  диагностирования объект диагностирования  признается находящимся в состоянии   при условиях, что он находится  в состоянии  и средство  диагностирования находится в  состоянии  ; 

- условная  вероятность получения результата "объект диагностирования находится  в состоянии   "  при условии,  что средство диагностирования  находится в состоянии ; 

- условная  вероятность нахождения объекта  диагностирования в состоянии   при условиях, что получен результат  "объект диагностирования находится  в состоянии   " и средство  диагностирования находится в  состоянии . 

2. Апостериорная  вероятность ошибки диагностирования  вида    - вероятность нахождения  объекта диагностирования в состоянии   при условии, что получен результат  "объект диагностирования находится  в техническом состоянии   "(при =) показатель      является апостериорной вероятностью правильного определения технического состояния). 

                       ,                                               (2.2) 

где  - число состояний объекта. 

3. Вероятность  правильного диагностирования  D - полная вероятность того, что  система диагностирования определяет  то техническое состояние, в  котором действительно находится  объект диагностирования. 

                        .                                  (2.3) 

4. Средняя  оперативная продолжительность  диагностирования  

- математическое  ожидание оперативной продолжительности  одно- 

кратного  диагностирования. 

,                          (2.4) 

где    - средняя оперативная продолжительность  диагностирования объекта, находящегося в состоянии ; 

        - оперативная продолжительность  диагностирования объекта, находящегося  в состоянии   при условии,  что средство диагностирования  находится в состоянии . 

Величина  включает продолжительность выполнения вспомогательных операций диагностирования и продолжительность собственно диагностирования. 

5. Cредняя стоимость диагностирования - математическое ожидание стоимости однократного диагностирования. 

,                                 (2.5) 

где   - средняя стоимость диагностирования объекта, находящегося в состоянии ; 

- стоимость  диагностирования объекта, находящегося  в состоянии   при условии,  что средство диагностирования  находится в состоянии . Величина   включает амортизационные затраты диагностирования, затраты на эксплуатацию системы диагностирования и стоимость износа объекта диагностирования. 

6. Средняя  оперативная трудоемкость диагностирования - математическое ожидание оперативной  трудоемкости проведения однократного  диагностирования 

                      ,                    (2.6) 

где   - средняя оперативная трудоемкость диагностирования при нахождении объекта  в состоянии  ; 

  - оперативная  трудоемкость диагностирования  объекта, находящегося в состоянии   при условии, что средство диагностирования  находится в состоянии . 

7. Глубина  поиска дефекта  L - характеристика  поиска дефекта, задаваемая указанием  составной части объекта диагностирования  или ее участка с точностью,  до которых определяется место дефекта. 

Рассмотрим  теперь показатель контролепригодности. Контролепригодность обеспечивается на стадиях разработки и изготовления и должна устанавливаться в технических заданиях на разработку и модернизацию изделия. 

Согласно [16] установлены следующие показатели контролепригодности и формулы для их расчета: 

1. Коэффициент  полноты проверки исправности  (работоспособности, правильного  функционирования):                        

               ,                                                     (2.7) 

где       - суммарная  интенсивность отказов  проверяемых составных частей системы  на принятом уровне деления; 

          – суммарная интенсивность отказов  всех составных частей системы  на принятом уровне деления. 

2.     Коэффициент глубины поиска:    

                                    ,                                            (2.8) 

          где  – число однозначно  различимых составных частей  системы на     принятом  уровне деления, с точностью  до которого определяется место  дефекта; 

                – общее число составных частей  системы на принятом уровне  деления, с точностью до которых  требуется определение места  дефекта. 

3.     Длина теста диагностирования:         

                                                                   (2.9) 

где || - число тестовых воздействий. 

            4.   Среднее время подготовки  системы к диагностированию заданным  числом специалистов: 

                                  ,                              (2.10) 

где  - среднее время установки  снятия измерительных преобразователей и  других устройств, необходимых для  диагностирования; 

          – среднее время машинно-демонтажных  работ на системы, необходимых  для подготовки к диагностированию. 

          5. Средняя трудоёмкость подготовки  к диагностированию:  

               ,                                     (2.11) 

где   –  средняя трудоёмкость установки  и снятия преобразователей и других устройств, необходимых для диагностирования; 

        – средняя трудоёмкость монтажа  – демонтажа работ на объект  для обеспечения доступа к  контрольным точкам и приведение  объекта в исходное состояние  после диагностирования. 

          6. Коэффициент избыточности системы: 

                                                       (2.12) 

где    - объём  составных частей, введённых  для диагностирования системы; 

         - масса или объём системы. 

          7. Коэффициент  унификации устройств  сопряжения и системы со средствами  диагностирования: 

                                                           (2.13) 

где   - число унифицированных устройств  сопряжения. 

                   - общее число устройств сопряжения. 

          8. Коэффициент унификации параметров  сигналов системы: 

                                                               (2.14) 

 где  - число унифицированных параметров  сигналов системы, используемых  при диагностировании; 

                   - общее число параметров сигналов, используемых при диагностировании. 

          9. Коэффициент трудоёмкости подготовки  системы к диагностированию: 

                                                       (2.15) 

где  - средняя оперативная трудоёмкость диагностирования системы; 

        - средняя трудоёмкость подготовки  системы к диагностированию. 

          10. Коэффициент использования специальных  средств диагностирования:                                                 

                                                   (2.16) 

где   – суммарная масса или объём  серийных и специальных средств  диагностирования; 

         –  масса или объём специальных  средств диагностирования. 

          11. Уровень контролепригодности при оценке: 

дифференциальной:                               (2.17) 

где  - значение показателя контролепригодности оцениваемого системы;   - значение базового показателя контролепригодности.                

Комплексной                        ,                      (2.18) 

где  - число показателей контролепригодности,  по совокупности которых оценивают уровень контролепригодности; 

          -  коэффициент весомости  -го показателя контролепригодности. 

  
 

3. ЭЛЕМЕНТЫ  ЦИФРОВЫХ СИСТЕМ И ПРОБЛЕМЫ  ПОВЫШЕНИЯ ИХ НАДЕЖНОСТИ 

  

            3.1. Цифровые системы, основные  критерии  их надежности 

  

Основной  задачей современных цифровых систем является повышение эффективности  и качества передачи информации. Решение  этой задачи развивается в двух направлениях: с одной стороны, совершенствуются методы передачи и приёма дискретных сообщений для увеличения скорости и достоверности передаваемой информации при ограничении затрат, с другой стороны, разрабатываются новые  методы построения цифровых систем, обеспечивающие  высокую надежность их работы [1,3,21,52] 

       Такой подход требует разработки  цифровых систем, реализующих сложные  алгоритмы  управления в условиях  случайных воздействий  с необходимостью  адаптации [1,3,52] и обладающих свойством  отказоустойчивости [1,52]. 

      Применение для этих целей  БИС, СБИС и МПК позволяет  обеспечить высокую эффективность  каналов передачи информации  и способность в случае отказа быстро восстановить нормальное функционирование  цифровых систем. 

      В дальнейшем под современной  цифровой системой  будем понимать  такую систему, которая строится  на основе БИС, СБИС и МПК.  

Структурная схема цифровой системы приведена  на рис.3.1. Передающая часть цифровой системы   осуществляет ряд преобразований дискретного сообщения  в сигнал . Совокупность операций, связанных с преобразованием передаваемых сообщений в сигнал, называется способом передачи, который можно описать операторным соотношением [51] 

                          (3.1) 

где  - оператор способа передачи; 

          - оператор кодирования; 

        - оператор модуляции; 

        - случайный процесс возникновения  сбоев и отказов в передатчике. 

Появление сбоев и отказов  в передатчике  приводит к нарушению условия  ><  и увеличению числа ошибок в цифровой системе. Вследствие этого  необходимо таким образом проектировать  передатчик, чтобы увеличение числа  ошибок за счет нарушения условия  ><  было достаточно малым. 

Сигналы, передаваемые в среде распространения, претерпевают в ней ослабление  и искажения. Поэтому сигналы , приходящие в пункт приема могут существенно отличаться от передаваемых передатчиком. 

  

  

  
 

                             

                                                                                               

                                                     

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Рис 3.1.  Структурная схема цифровой системы 

          

      Влияние среды на распространяемые  в ней сигналы можно также  описать операторным соотношением [51] 

                              (3.2) 

где    - оператор среды распространения. 

В канале связи на передаваемый сигнал накладываются  помехи, так что при передаче сигнала   на входе приёмника  действует  искаженный сигнал: 

,                      (3.3) 

где     - случайный процесс, соответствующий  одной  из помех;             

           - число независимых источников  помех.  

      Задача приемника состоит в  том, чтобы по принятому искаженному  сигналу   определить какое  сообщение передавалось. Совокупность  операций приемника можно описать  операторным соотношением [51]: 

   (3.4) 

где –  оператор способа приема; 

       - оператор демодуляции; 

       - оператор декодирования; 

       - случайный процесс возникновения  отказов и сбоев в приемнике. 

      Полнота соответствия   переданной  последовательности  зависит не  только от корректирующих возможностей  кодированной последовательности , уровня сигнала и помех и их  статистики, свойств декодирующих устройств, но и от способности цифровой системы корректировать ошибки, вызванные аппаратурными сбоями и отказами передатчика и приемника    и [52]. Рассмотренный подход позволяет описать процесс передачи информации математической моделью, что дает возможность выявить влияние различных факторов на эффективность    цифровых систем и наметить пути повышения их надежности.  

Известно, что все цифровые системы бывают невосстанавливаемые и восстанавливаемые. Основным критерием надежности невосстанавливаемой  цифровой системы является вероятность  безотказной работы [1,9,21]: 

                                                                          (3.5) 

это вероятность  того, что за заданный отрезок времени  t не произойдет отказа; 

         где    -             

? –  интенсивность отказа;  

         - число элементов в цифровой  системе; 

          - интенсивность отказа одного  элемента цифровой системы. 

Основным  критерием надежности восстанавливаемой  цифровых систем является  коэффициент  готовности [1,9,21] 

,                                                (3.6) 

который характеризует вероятность того,  что система будет находиться в исправном состоянии в произвольно  выбранный момент времени; 

      где    - средняя наработка  на отказ; 

  Это  среднее значение длительности  непрерывной работы системы между  двумя отказами. 

,                                         (3.7) 

где N- общее  число отказов; 

    -время работы между () и  отказом. 

. 

- время  восстановления. Среднее время простоя  системы, вызванное отысканием  и устранением отказа. 

,                             (3.8) 

где - длительность  отказа. 
 
 

где  - интенсивность восстановления, характеризует  число восстановлений в единицу  времени. 

  

3.2. Пути  повышения   надежности цифровых  систем 

  

Современные цифровые системы, представляют собой  сложные территориально распределённые технические комплексы, выполняющие  важные задачи по своевременной и  качественной передаче информации [1,3,21,52].  

Техническое обслуживание и обеспечение необходимых  ремонтно-восстановительных работ  для сложных цифровых систем является важной проблемой. 

При выборе цифровых систем необходимо убедится, что их производители готовы осуществить  техническую поддержку в течении не только гарантийного, но и всего срока службы, т.е. до наступления предельного состояния. Таким образом, при принятии решения о приобретении цифровых систем операторам необходимо учитывать долговременные затраты на ее техническое обслуживание и ремонт. 

Необходимо  отметить, что качество предлагаемых услуг, а также размеры затрат, которые несёт операторская компания в своей деятельности, в значительной степени зависит от подготовки и  организации процесса технического обслуживания и ремонта цифровых систем. Поэтому задача совершенствования  методов технического обслуживания и ремонта, территориально распределённых цифровых систем приобретает всё  большую актуальность. 

Известно, что требования международных стандартов в области качества обязывают  оператора связи как поставщика услуг включать в область системы  качества – техническое обслуживание и ремонт  цифровых систем. 

Как показывает международный опыт развитых стран, в которых уже пройдён период массовой цифровизации сети телекоммуникаций и внедрения принципиально новых услуг, эффективно эта задача решается созданием развитой инфраструктуры организационно-технической поддержки, включающей в себя также систему сервис центров и центры ремонта [1,5,21,52]. 

Поэтому поставщики цифровых систем должны организовать центры сервисного обслуживания для  осуществления гарантийного и послегарантийного  обслуживания своего оборудования, текущей  её эксплуатации и ремонта. 

Обычно  структура системы сервис центров  включает в себя: 

-         главный сервис центр, координирующий  работу всех остальных сервис  центров и имеющий возможность  выполнять наиболее сложные виды  работ; 

-         региональные сервис центры; 

-         службы технического сервиса  оператора связи. 

Однако, как показывает практика, наряду с  высоким качеством поставляемого  оборудования и его  широкими функциональными  возможностями возникает и ряд  проблем: 

-         недостаточное развитие (а в ряде  случаев отсутствие) сети сервисного  обслуживания поставляемых цифровых  систем; 

-         поставщиков цифровых систем  больше, чем сервис центров; 

-         высокая стоимость ремонта цифровых  систем . 

В этой связи к поставщикам необходимо предъявлять соответствующие требования по организации технического обслуживания поставляемого оборудования и срокам замены неисправных узлов цифровых систем. 

         Так как уровень удобства функций  технического обслуживания цифровых  систем варьируется от системы  к системе, то и работа с  различными системами требует  разной степени подготовки обслуживающего  персонала. Как показывает практика, по-разному строят фирмы поставщики  телекоммуникационного оборудования  и свою стратегию организации  сервисной поддержки: 

-         создание главного сервис центра  технической поддержки; 

-         создание развитой сети региональных  центров поддержки; 

-         поддержка через сеть дистрибьюторов  и своё представительство; 

-         поддержка силами дилерской сети.
В настоящее  время существует большое разнообразие форм, методов и видов технического обслуживания. Услуги заказчикам предоставляются  в четырёх различных формах: 

-         самообслуживание силами самих  заказчиков; 

-         обслуживание на месте эксплуатации  оборудования; 

-         обслуживание в центрах, производящих  не ремонт, а замену; 

-         обслуживание в центрах ремонта. 

Необходимо  особо отметить, что в настоящее  время не существует единой концепции  сервисного обслуживания.  

1. Одни  операторские компании придерживаются  мнения, что главной задачей является  ускорение ремонта, что достигается  заменой плат и даже блоков, которые затем проходят полный  цикл контроля и восстановления  их работоспособности в центрах  ремонта, оснащённых комплектом  современного диагностического  оборудования. 

2. Другие  операторские компании предпочитают  переходить к ремонту на уровне  элементов, для локализации неисправностей  которых они используют новейшие  диагностические средства высокой  функциональной сложности. 

Поэтому неотъемлемой составной частью систем технического обслуживания и ремонта  как системы управления состоянием цифровых систем является система технического диагностирования. В настоящее время  общепризнанно, что одним из важных путей повышения эксплуатационной надёжности и в конечном счёте качества функционирования цифровых систем является создание эффективной системы технического диагностирования. 

Поэтому решение задач технического обслуживания и ремонта предполагает использование  соответствующей системы технической  диагностики цифровых систем на этапе  их эксплуатации, которая должна обеспечивать двухступенчатую стратегию поиска неисправностей в цифровых системах с глубиной поиска соответственно до типового элемента замены (ТЭЗа), платы и микросхемы. С учётом расширения номенклатуры цифровых систем возникает необходимость в снижении требований к квалификации обслуживающего персонала систем технического диагностирования, особенно для центров сервисного обслуживания и ремонта. Диагностическая аппаратура, предназначенная для этих центров должна иметь по возможности минимальные массогабаритные показатели и обеспечивать учёт специфики каждого объекта диагностирования. 

    В настоящее время известны  следующие основные направления  работ по повышению надежности  функционирования цифровых систем: 

    1. В первую очередь надежность  повышается за счет использования  высоконадежных компонентов. Это  направление сопряжено со значительными  затратами средств и обеспечивает  лишь решение задачи безотказности,  но не ремонтопригодности. Односторонняя  ориентация при создании систем  на достижение высокой безотказности  (за счет использования более  совершенной элементной базы  и узлов) в ущерб ремонтопригодности, во многих случаях не приводит, в конечном счете, к повышению коэффициента готовности в реальных условиях эксплуатации. Это связано с тем, что даже высококвалифицированные специалисты с использованием традиционных технических средств диагностики тратят на поиск и локализацию неисправностей в сложных современных цифровых системах до 70-80% активного времени ремонта. 

             2. Вторым направлением повышения  надежности является дублирование  или резервирование технических  средств и каналов связи. Это  направление требует вложения  больших экономических и трудовых  затрат, что в конечном итоге  ведет в ряде случаев к неоправданному  расточительству, кроме того, в  этом случае должна быть обеспечена  повышенная надежность самих  переключающих устройств. 

               3. Это направление связано с  улучшением эксплуатационных и  технических характеристик, путем  улучшения показателей ремонтопригодности  средствами технической диагностики.  Необходимо отметить, что в существующих  цифровых системах отсутствуют  средства, которые позволили бы  оперативно осуществлять селектирование канальных ошибок от ошибок, вызванных аппаратурными источниками в передающей и приемной частях (модемах, кодеках, устройствах синхронизации и т.д.). В таких цифровых системах обнаружение факта отказа, поиск и локализация аппаратурных источников неисправностей производится в режиме «Авария связи». Кроме того, большинство существующих средств контроля и диагностики практически применимы в ремонтно-профилактических режимах, что приводит к большому пространственно-временному разрыву между возникновением и обнаружением неисправностей. Последнее, в конечном итоге, приводит к значительным экономическим и временным затратам на поиск и локализацию местоположения источника и причины неисправностей. 

В этой связи, в целях улучшения показателей  ремонтопригодности, необходимо предусмотреть  специальные меры для оперативного обнаружения факта появления  ошибок из-за аппаратурных источников, поиска и локализации, как места  появления сбоев и отказов  в блоках цифровых систем (модемах, кодеках, устройствах синхронизации  и т.д.), так и неисправностей в  функциональной схеме неисправного узла. 

С целью  поддержания  цифровых систем в технически исправном состоянии создается  подсистема контроля и диагностики, которая представляет собой совокупность программных и аппаратных средств, предназначенных для диагностирования их технического состояния и поддержания (или восстановления) необходимого качественного уровня работы. Средства контроля и диагностики  цифровых систем позволяют ускорить сложные  процессы обнаружения и устранения отказов, уменьшить время простоя  оборудования.  

         К элементам цифровых систем  относятся оконечная аппаратура, каналообразующая аппаратура, коммутационные  системы, и т.д.[1,5] 

На рис. 3.2. показана структурная схема элемента цифровой системы передачи информации, где приведены контрольные точки. Устройство управления и контроля, наряду с основными устройствами преобразования сигналов (УПС) и защиты от ошибок (УЗО), также контролирует детектор качества сигналов (ДКС), устройство сопряжения  (УС) и оконечное оборудование данных (ООД). Контроль цифровых систем позволяет выявить  
 

             

  

  

             

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Рис.3.2. Структурная схема  элемента цифровой системы передачи     

              информации 

  

неисправные узлы, снижает количество аппаратурных ошибок, сокращает время простоя  терминальных устройств. 

  

Одной из основных задач является оценка состояний качества дискретных каналов, которые классифицируются как работоспособное  и неработоспособное состояние.  

Известно, что качество дискретных каналов  оценивается качеством передачи информации по каналам [1,5]:  

-         методом оценки через вторичные  статистические характеристики  сигналов (искажений элементов, сигналов  стирания ошибок); 

-         методом оценки через параметры  сигналов; 

-         методом оценки через параметры  помех. 

Результаты  этих оценок используются как для  диагностики технического состояния  канала передачи данных, так и для  повышения верности принимаемой  последовательности сигналов. 

          Подсистема технической диагностики  состоит из аппаратных и программных  средств, обеспечивающих оценку  информативных диагностических  признаков, позволяющих путем  обработки диагностической информации  с заданной вероятностью, и глубиной  диагностировать технические состояния  цифровых систем. 

 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.