На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль Болгарии в распространении Христианства на Руси

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ     

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОУ ВПО
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

                Исторический  факультет
                Кафедра  История России до XX века 
                 

Роль  Болгарии в распространении
Христианства  на Руси 
 

Курсовая  работа
по специальности  – История 
 
 
 
 
 
 
 

                                              студентки 2 курса
                                              Шамсиевой Малики
                                              Научный руководитель:
                                              к.и.н., старш. преподаватель 
                                              Матюшко И.В. 
 
 

Оренбург 2009
Содержание 

     Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Историография проблемы:
     1.1 вопрос о болгарском влиянии  в отечественной историографии;
     1.2  мнения некоторых отечественных историков на причины принятия христианства на Руси …………………………………………………………….6
Глава 2.  Причины принятия христианства…………………………………....13
Глава 3.  Болгарское влияние в период сложения христианского комплекса……………………………………………………………………….. 17
     3.1. Переводные книги……………………………………………………19
     3.2. Причины заслона «болгарских корней» христианства на Руси «Корсунской легендой»…………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиография
    источники……………………………………………………………….…30
    литература…………………………………………………………………36
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 
     Крещение  Руси - историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. Оно - итог долгих и сложных экономических, социально-политических и культурных процессов, в которых Древняя Русь выступает в ее широких международных связях. Крещение Руси как научная проблема чрезвычайно сложна, и ее всесторонняя разработка требует объединенных усилий историков, религиоведов, философов, литературоведов, этнографов и искусствоведов: неоднозначен взгляд исследователей, как на сам акт крещения, так и на его долговременные духовные, общественно-политические и культурные последствия.
     Христианство  возникло как мировая религия, поскольку обращалась ко всем людям безотносительно к их принадлежности, к каждому отдельному человеку, не спрашивая какого он «рода и племени», во что верует, свободный он или подневольный, то есть, к человеку, как таковому, на равных основаниях. Христианство предложило новую систему духовных ценностей и ориентаций, потеснившую идолов ради идеалов, утверждающую связь между Богом и человеком, вверявшую духовному миру человека свободу - прогресс, который был внесен христианством в духовную историю человечества. Культурное наследие (письменность, литература, изобразительные и прикладные искусства, зодчество и т. д.) - все это было тесно связано с духовным возрождением и освобождением. Христианство привнесло эпохальную смену ценностных ориентаций - прогресс в сознании свободы, дающий выход положительному выражению индивидуальности человека.
     В 1988 году прошел тысячелетний юбилей принятия христианства на Руси. Признавая международную  значимость этого события в истории, ЮНЕСКО приняла решение широко отметить эту дату. В нашей стране и за рубежом проходили встречи, конференции, выставки.
     Нужно признать, что в конце 80-х годов 20 века нельзя было говорить о всеобщем признании христианства. Несколько  поколений воспитанные в неверии, не могли смириться в сопричастности, единства действий церковных организаций и организаций государственных - прежде всего таких, как школа и вуз. Но даже тогда, в преддверии очередного крутого исторического перелома, думающие люди России признавали, что все мы, будь то верующие или неверующие, - соотечественники и все одинаково заинтересованы в благополучии и лучшем будущем нашей Родины. Вот почему разные люди, независимо от их отношения к религии, должны иметь возможность знать о системах ценностей, мировидении, нравственности друг друга.
     На  данном этапе современная действительность XXI века позволяет посмотреть на важное историческое событие, принятие христианства на Руси, не через призму религиозности, как это было до 1917 года, не через повальный атеизм, как в середине XX века, а трезвым взглядом человека свободного от предрассудков в своих суждениях и оценках. Мне кажется, что современному поколению настало время разобраться в отношении его к религии.
     Актуальность  данной темы состоит в том, что  христианизация Древней Руси осуществлялась не только греками, но что самое интересное – болгарами, болгарской церковью и литературой. Вообще христианизация не только проливает свет на далекое прошлое, но и высвечивает немало современных проблем, непосредственно соотносимых с оценкой религии в целом, ее роли в общественной жизни для каждой конкретной исторической эпохи. Для этого будет актуально рассмотреть первопричины появления и распространения христианства на Руси.
     Цель  данной работы состоит в том, чтобы выяснить влияние Болгарии на процесс христианизации Руси. Задачей этой работы является определение:
      факторов, способствовавших принятию христианства;
      почему именно христианство прижилось на Руси;
      насколько важным было это историческое событие.
     Использованная  литература в основном имеет обзорный характер, но объединяет ее то, что описывается как сам факт крещения Руси - неизбежный этап цивилизации, и влияние на этот процесс такого государства как Болгария, а так же историческое значение крещения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Историография проблемы
Вопрос  о болгарском влиянии  в отечественной  историографии и  мнения некоторых  отечественных историков  на причины принятия христианства на Руси.
     Для того, чтобы было понятно, что же собой представляла Русь до принятия христианства, и каковы были причины и последствия принятия православия на Руси нам надо обратиться к трудам некоторых отечественных историков, таких как С.Ф. Платонов, Н.М. Карамзин, С.И. Соловьев, а также некоторых современных историков, придерживавшихся, порой различных точек зрения по этому вопросу.
     Несомненно, принятие православия для Руси определило всю ее последующую историю, развитие государственности, самобытной культуры, особенности национального характера  русского народа.
     Земли и народы, объединенные под названием Русь, узнали христианство задолго до 988 г., когда его принял великий князь Киевский Владимир Святославович (980-1015 гг.). Есть свидетельства того, что один из русских князей со своими воинами крестился еще в IX в. Существует также предположение, согласно которому именно русов, находившихся под властью хазар, крестили просветители славян Кирилл и Мефодий во время своего путешествия в Хазарию в 858 г.1 Дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения проложила княгиня Ольга, вдова князя Игоря. Около 955 г. она приняла крещение в Константинополе. Оттуда княгиня привезла греческих священников на Русь. Однако ее сын Святослав не видел нужды в христианстве и чтил старых богов. Заслуга же утверждения православия на Руси принадлежит князю Владимиру, сына Святослава.
     Н.М. Карамзин так пишет о принятии православия и причинах его принятия на Руси: "Скоро знамения веры христианской, принятой государем (Владимиром), детьми его, вельможами и народом, явилось на развалинах мрачного язычества в России, и жертвенники Бога истинного заступили место идольских требищ. Великий князь соорудил в Киеве деревянную церковь св. Василия, на том, месте, где стоял Перун, и призвал из Константинополя искусных зодчих для строения храма каменного во имя Богоматери, там, где в 983 году пострадал благочестивый варяг и его сын. Между тем ревностные служители алтарей, священники, проповедовали Христа в различных областях государства. Многие люди крестились, рассуждая, без сомнения, так же, как и граждане киевские; другие, привязанные к закону древнему, отвергали новый: ибо язычество господствовало в некоторых странах России до самого XII в. Владимир не хотел, кажется принуждать совести; но взял лучшие, надежнейшие меры для истребления языческих заблуждений: он старался просветить россиян. Чтобы утвердить веру на знаниях книг божественных, еще в IX в. переведенных на славянский язык Кириллом и Мефодием и, без сомнения, уже давно известных киевским христианам, Великий князь завел отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России. Сие благодеяние казалось тогда страшной новостью, и жены знаменитые, у коих неволею брали детей в науку, оплакивали их как мертвых, ибо считали грамоту опасным чародейством".2
     Из  этого отрывка "Истории государства  Российского" видно, что Карамзин, акцентирует внимание на недостаточном просвещении Руси до принятия православия. По его мнению, это главная причина принятия христианства. Политические и экономические причины он не рассматривает или рассматривает, но считает их менее важными. Это и понятно, ведь Н.М. Карамзин представляет нам развитие истории, как усилия отдельных личностей, глав государства с их сильной государственной властью (самодержавием). Такой же точки зрения по этому вопросу придерживается и Д.И. Иловайский в своих "Очерках отечественной истории" и многие другие историки, почитатели и последователи Карамзина, связывавшие принятие христианства с историческими легендами.
     Да, несомненно, христианство принесло на Русь просвещение в виде грамотности  и более высокого уровня распространения письменности в государственных структурах и среди власти на местах, но ведь такое государство, как Древняя Русь, подчинившая почти всю Русскую равнину при предшественниках Владимира, хотя и в условных границах, до этого события только на силе существовать не могло, тем более что оно было уже в те времена многонациональным. Для правильного ведения государственного хозяйства (налогообложение, торговля) требовались грамотные люди, требовалась письменность, грамотность и они существовали, хотя и в незначительной степени, на высшем уровне государства. Здесь то и требовалось максимальное усиление роли государства, его шаткого единства. И христианство, как главная и универсальная в те времена объединяющая сила помогла этому процессу. Но утверждать, что Русь до принятия христианства Владимиром была совершенно варварской и темной страной нельзя.
     Известный специалист по русскому летописанию А.А. Шахматов вообще считал, что крещение Руси произошло еще до княжения Владимира. Ведь еще до него здесь появились церковнославянский язык и болгарская письменность, что отразилось в договорах с греками. Богослужения в церкви св. Ильи так же совершались на болгарском языке духовенством из Болгарии. Русь уже тогда знала христианство через проповедников христианского учения, как из Византии, Болгарии, так и из Рима. Резкого разделения Церквей в то время еще не было.
     Большинство историков подчеркивают насильственный характер крещения Руси. «Многие люд не желавшие креститься убегали в леса, убивали, как и священников, так и своих же сородичей, принявших новую религию».3 Однако было бы ошибкой сводить весь процесс христианизации к насилию со стороны государства. Введение христианства на Руси принципиально отличалось от насильственного крещения язычников Нового Света испанцами или Прибалтики крестоносцами. Распространение новой религии на Руси не являлось упорным насаждением извне чужой культуры; это был закономерный и естественный процесс. Но стоит помнить о том, что старое и отжившее - в данном случае язычество - всегда упорно сопротивляется новому. Добавляя к выше сказанному, по мнению этих ученых крещение Руси князем Владимиром стало завершением крупной настоящей реформы в духовной сфере, сопоставимой по своим политическим последствиям и общему значению для русской истории с преобразованиями Петра Великого. Во-первых, Владимир прочно обосновался, в отличие от своих предшественников, в Киеве и сделал его культурной, духовной и политической столицей государства. Во-вторых, князь стремился политически объединить все союзные славянские племена с помощью общей для всех религии. Характерно, что основы новой веры утвердились на Руси примерно за 100 лет. Норвегии и Швеции на это потребовалось 150 и 250 лет соответственно, хотя и принимали они христианство в одно и то же время.
     Государственная реформа Владимира пробудила огромный духовный потенциал народа, и дал толчок бурному развитию страны. Вместе с христианством на Русь пришли письменность и книжное просвещение на доступном для всех славянском языке. В Западной Европе в то же время утвердились богослужения и чтения на латыни, которыми владела весьма незначительная часть общества. Однако ученые отмечают, что с принятием новой веры изменился гражданский и семейный быт, появились новые нравственные понятия и правила поведения в обществе. Церковь и ее служители стремились укрепить политический авторитет князей и предать их власти сакральный "священный" характер. Это так же способствовало объединению страны и дальнейшему ее развитию.
     Таким образом, историки придерживаются мнения, что крещение сыграло положительную роль в государственном развитии Руси. Однако есть и другие, нетрадиционные мнения, высказываемые, в частности, историком И. Фрояновым, взгляды которого всегда отличались оригинальностью и даже парадоксальностью. Он считает, что Владимир ввел христианство для того, чтобы сохранить уже разрушавшийся восточнославянский родоплеменной союз и удержать господствующее положение сильного племени полян, прежде всего киевской верхушки. Эту реформу Владимира, по мнению И. Фроянова, нельзя назвать прогрессивной, так как вводилась она для сохранения старых родоплеменных порядков. Язычество между тем не утратило в Древней Руси своей социальной и политической перспективы, а мировоззрение древнерусских христиан И. Фроянов считает в значительной мере языческим. Русь стала христианской лишь формальной. До создания православной державы было еще далеко. Взгляды И. Фроянова в определенной степени созвучны последним выводам российских специалистов по истории языков и культуры, указывающих на своеобразное слияние и смещение языческих и христианских представлений в мировоззрении древнерусского населения.4
     Совсем  радикальных взглядов по этому вопросу  придерживаются группа историков во главе с А.Т. Фоменко, утверждающая что Русь ничего не потеряла, но и не обрела от принятия новой религии. Но это уже другой вопрос.
     Преобладание  христианства не означало полного исчезновения язычества. Пишут иногда о "двоеверии" древнерусского общества. Элементы язычества  сохранялись на Руси на протяжении многих столетий, доходило даже до открытых выступлений языческих жрецов - "волхвов". Но поворот вспять, к язычеству стал невозможным.5
     К сожалению, вопрос о болгарском влиянии  на Русь в  нашей  историографии  разработан  недостаточно. Византия в силу своего огромного культурно-исторического авторитета, подкрепляемого многовековой  религиозно-богословской традицией акцентировать внимание    главным образом на Корсунской версии6 крещения и появления церковной иерархии,   обычно   помещается в центре исследовательского интереса. Между тем вполне резонно предположить, что Владимир пользовался услугами болгарской церкви, что русская церковь первоначально зависела не от Византии, а от болгарского патриархата. Такое положение вещей, по мнению М. Д. Приселкова, могло сложиться из-за чрезмерных претензий   константинопольской церкви, требовавшей от поместных   церквей прямого    подчинения.   Возможно,   Владимир,   опасаясь, что церковное    подчинение    поставит    Киевское государство в зависимость от империи, предпочел иметь дело с болгарским   патриархатом,   который и поставил на Руси первых епископов,    ставших   создавать новую церковную организацию.7
     Еще более возможен другой вариант. Крестившись, Владимир расторг ранее существовавшую связь Киева и Болгарии по линии  церковного сотрудничества и «возвел» русскую церковь к Царьграду. А. А. Шахматов, настаивая на последнем варианте, еще сильнее подчеркивает издавна существовавшую традицию культурного и религиозного взаимодействия двух славянских народов. Христианство, на его взгляд, пришло на Русь из Болгарии. Логика утверждения в этом случае основывается на ряде соображений. Если Владимир крестился не в Корсуни, а в Киеве, на что указывают, в частности, некоторые древнейшие источники, в которых говорится о крещении великого князя в Киеве, т. е. если Корсунская легенда — только легенда, то в древнерусской столице или около нее должна была быть церковь, попы, епископ, назначенные болгарским патриархом, а не константинопольским, так как последний, по условиям договора с Василием II, только добивался крещения «варваров» и поставления своих попов. Отношения же с Болгарией были тесными и древними, о чем свидетельствует и то обстоятельство, что болгары имели доступ к военным тайнам Киева и не однажды выдавали их, предупреждая о предстоящих набегах Руси. Например, под 941 и 944 гг. летопись сообщает о походе Игоря на Царьград и о том, что «болгары послали весть царю, что идут русские на Царьград».8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.
Причины принятия христианства
     Ко  времени так называемого крещения Киевская Русь была одной из крупнейших феодальных монархий в Европе, объединявшей около десятка племенных союзов. Свершившиеся крупные социальные преобразования требовали соответствующего идеологического оформления. Христианский монотеизм как раз давал опору идее политического единства, своим авторитетом поддерживал новые феодальные отношения, освящал великокняжескую власть, помогал ее укреплению, повышению международного авторитета. 9
  Древняя Русь двигалась по пути социально-экономических и культурных преобразований, решала конкретные государственные задачи, и вопрос о принятии новой веры был для нее вопросом государственной необходимости. 10
     Многобожие, соответствовавшее исчезавшим родоплеменным  отношениям, не могло обеспечить идеологическую поддержку набиравшего силу феодализма, не способствовало упрочению единовластия киевского князя. Объединенное Владимиром государство включало многие народности, каждая из которых жила своими верованиями. Чтобы политика объединения имела успех, силового давления было мало, требовалась интернациональная религия.
     Тем не менее, христианство обнаружило для  себя на Руси немало благоприятных  предпосылок, среди которых одной  из главных была потребность в  гуманизации отношений между  людьми.
     Причины одного из крупнейших событий древнерусской истории носили социальный характер. Поскольку древнерусское раннефеодальное общество нуждалось в религии, которая бы освящала его порядки, а возможности религиозного производства внутри страны оказались в значительной мере исчерпанными, то вполне естественно, что взоры социальной общности обратились к соседним странам. В конце X в. в такого рода ситуации оказалась и Киевская Русь.
     В 976 г. Византийской империей начал править Василий II. Жаждущий славы, честолюбивый Василий стремился сделать империю могущественным оплотом восточного мира, эллинизма и православия одновременно. Благодаря военной силе, дипломатическим уловкам, умелому администрированию цель во многом оказалась достигнутой. В X в. Константинополь являл собой центр европейской культуры.
     В 986 г. Василий II, пытаясь одолеть давних противников—болгар, вступил в их страну, но был разгромлен при проходе Траяновых ворот на Балканах.
     В 971 г. вспыхнуло первое феодальное восстание  под руководством Варды Фоки. Подавленное, оно возобновилось в еще больших размерах.
     Василий II призвал другого феодала Варду Фоку. Однако понял, что Варда Фока и Варда Склир, бывшие противники, которые теперь пришли к соглашению и, объединив силы, выступили в 987 году против императора.
     Василий II решил прибегнуть к помощи русов. Осенью того же года послы императора прибыли в Киев. «И истощились богатства его (Василия), и побудила его нужда вступить в переписку с царем русов. Они были его врагами, но он просил у них помощи,— сообщает о событиях 80-х годов X в. один из арабских хронистов.— И царь русов согласился на это, и просил свойства с ним». 11
     Был заключен договор, по которому Владимиру  отдавалась в жены императорская сестра Анна. Условия договора требовали, чтобы князь и его народ приняли крещение и оказали императору военную поддержку. Разумеется, главный и основной интерес Василия состоял в том, чтобы заполучить русские войска, крещение же и брак можно было совершить и после.
     Но  византийцы не слишком торопились с исполнением обязательств перед союзной стороной. Принцессы крови никогда еще не выходили замуж за «варварских» князей, даже крещеных. Несколько ранее руки той же Анны просил для своего сына император германский и получил отказ.
     Разгневанный  греческой необязательностью, Владимир быстро собрал войско и двинул «на Корсунь, город греческий», древний Херсонес.
       После восьмидневных сборов, утешений  царевна, напутствуемая словами  о том, что ее брак будет  способствовать просвещению Русского  государства, навсегда сделает северных соседей друзьями Ромейской державы, отправилась в Тавриду. Там ее ждал князь Владимир, к титулам которого прибавился новый — цесарь (царь, император). В Херсонесе Владимир и Анна обвенчались и весной 988 г. отправились через Крым, Тамань, Азовские земли в обратный путь к Киеву.
     С Корсунской войной связана так называемая Корсунская легенда о крещении Владимира, версии которой представлены в летописях, а также древнейших житиях Владимира. 12
     Но  эта легенда, похоже, была придумана  Корсунским духовенством. Активная роль греков в становлении русской церкви предопределила превращение легенды в официальную церковную версию, которая вытеснила все другие, и прочно обосновалась в летописной традиции. 13
     Уже в 980 г., став великим князем, подчинив все восточнославянские племена и продолжая дальше политику консолидации великокняжеской власти, Владимир начал проводить реформу религиозной жизни, стремясь привести ее в соответствие с теми общественными отношениями, которые складывались на Руси в ходе набиравшего силу процесса ее феодализации. Его первоначальный замысел состоял в том, чтобы упорядочить политеизм, создать единое святилище славянских богов. С этой целью он распорядился преобразовать языческий пантеон, отвести в нем первостепенное значение дружинному богу войны Перуну.
     Важно отметить, так скажем, «археологические корни» с элементами христианства. Процесс, в результате которого христианство оказалось    включенным в социокультурную жизнь восточного славянства, носил   далеко не единовременный характер. Он начал осуществляться в исторически более ранний период, когда не было на  Руси ни церковной  организации,   ни  церковной  иерархии. Искать корни того факта, который именуется «христианизацией» и с которым обычно связывают значительную перемену или даже переворот в духовной и культурной жизни восточных славян, правомерно не только в деяниях Владимира. Новейшие исследования дают основания предполагать, что славяне были знакомы с христианской религией еще в первые века нашей эры. Характер отдельных    захоронений в   так называемой Черняховской культуре (II—IV вв.), когда вместо   трупосожжения применялся обряд простого погребения, побуждает думать о проникновении в славянскую среду элементов христианства от соседних готов. Вопрос о двойственности погребального ритуала еще ждет своего дальнейшего изучения. 14
     Таким образом, принятие христианства было необходимо. Подводя итог выше сказанному, следует отметить причины принятия христианства:
    необходимость укрепления международного авторитета. Несмотря на обширные территории, при заключении договоров на Русь смотрели как на варвара, т.к. другие страны «клялись одним Богом», а Русь – «списком Богов»;
    необходимость укрепления власти царя;
    необходимость объединения страны.
 
 
 
     Глава 3. 
     Болгарское влияние в период сложения христианского комплекса
       Без преувеличения можно утверждать, что одной из важных исторических основ древнерусской культуры рассматриваемого периода были импульсы, шедшие от болгар. Исследователи справедливо отмечают, что без учета роли Болгарии невозможно до конца понять такие важные события истории Древней Руси, как значительное распространение здесь христианства уже в первой половине X в, и почти одновременное с этим развертывание литургии на славянском языке. 15 
     Возникшая около 863 г., т. е. более чем за столетие до окончательного введения христианства на Руси, болгарская церковь быстро набралась сил, вооружилась славянскими переводами библейских и богослуживых книг и уже с 927 г. стала независимой от константинопольского патриарха, управлялась собственным иерархом из болгар. К началу XI в. она насчитывала свыше 30 епархий. Даже после того как болгарское царство пало (1019 г.) и церковное влияние Византии резко возросло, церковь эта еще до 1056 г. избирала себе архиепископа — болгара. 
     «Нельзя не обратить внимания, — пишет, например, митрополит Минский и Белорусский Филарет, — ...какое серьезное значение для просвещения нашего отечества имела письменность соседней Болгарии... Именно оттуда... на Русь поступали богослужебные книги и богатая духовная литература».
     Поначалу  никто, кроме болгар, не мог поставить  восточным славянам в большом  количестве богослужебные наставления на понятном им языке, никакая церковь, кроме болгарской, не могла снарядить на Русь значительного числа миссионеров, способных широко и главное доступно пропагандировать христианские представления. Первые учителя, приступившие к обучению русских славянской грамоте и письму, были из болгар. Также весьма правдоподобным представляется сказание о том, что первые шесть епископов на Руси были родом из Болгарии, что вместе с ними пришли иереи, дьяконы и другие лица духовного звания.16
     В историческом развитии славян, принявших христианство восточного образца, полученные из Болгарии языковые новации оказались чрезвычайно существенными. Они играли ту же роль, что латынь на западе. Больше того, болгарские языковые импульсы в отличие от латыни сохраняли свою силу вплоть до XIX века.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.