На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные производственные фонды транспортного предприятия, пути и резервы повышения эффективности их использования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение 4
1. Понятие и состав основных производственных фондов предприятия. Показатели их использования 6
1.1. Понятие и состав основных производственных фондов автотранспортного предприятия 6
1.2. Показатели использования основных производственных фондов автотранспортного предприятия 15
2. Анализ показателей использования основных производственных фондов на ЗАО ПОГА-1 22
3. Пути повышения эффективности использования основных производственных фондов на предприятии 30
Заключение 36
Список использованной литературы 38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Транспорт является важной производственной инфраструктурой, обеспечивающей основное производство. Поэтому важна стабильная работа автотранспортных предприятий, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозками.  Производственный процесс на каждом автотранспортном предприятии осуществляется при участии средств производства, то есть средств труда и предметов труда, которые составляют вещественное содержание основных и оборотных фондов. Важную часть основных производственных фондов автотранспортного предприятия составляют транспортные средства, которые обычно занимают более 50% в структуре основных фондов автотранспортного предприятия.
    В настоящей курсовой работе дается толкование основных производственных фондов автотранспортного предприятия, их структура, состав, значение в деятельности предприятия, показатели их использования, методы повышения эффективного использования. Вместе с этим в курсовой работе, используя теоретические основы повышения эффективности использования основных производственных фондов, произведен анализ их использования по данным конкретного автотранспортного предприятия.
    Таким образом, целью курсовой работы является изучение основных производственных фондов на автотранспортном предприятии и  анализ их использования. Предмет изучения – основные производственные фонды, а объектом изучения является автотранспортное предприятие ЗАО «ПОГА-1».
    Для осуществления поставленной цели в  работе будут решены следующие задачи:
    теоритическое изучение понятия «Основные производственные фонды» и показателей их использования;
    расчет и анализ показателей эффективности использования основных производственных фондов на базовом предприятии;
    разработка методов улучшения эффективности использования основных производственных фондов автотранспортного предприятия.
    Основные  фонды являются неотъемлемой частью любого предприятия и от повышения эффективности их использования зависят важные показатели деятельности предприятия, такие как финансовое положение и конкурентоспособность на рынке. Поэтому изучение и анализ основных производственных фондов всегда является актуальным.
    В работе были использованы учебники и  статьи отечественных и зарубежных авторов, материалы интернета.
    Роль  основных фондов, эффективное их использование при различных экономических отношениях всегда важна. Это обусловлено тем, что главным источником прибыли любого предприятия является умелое, разумное достаточно полное использование основных производственных фондов, со своевременной их модернизацией и обновлением. В сочетании с человеческим трудом, развитым менеджментом на различных уровнях производства и маркетингом достигается максимальная эффективность использования основных фондов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Понятие и состав  основных производственных  фондов предприятия.  Показатели их  использования

   1.1. Понятие и состав основных производственных фондов автотранспортного предприятия

 
    Производственный  процесс на любом предприятии, в том числе и на автотранспортном, осуществляется при участии средств производства, то есть средств труда и предметов труда, которые составляют вещественное содержание основных и оборотных фондов. Отнесение средств производства к основным и оборотным производится в зависимости от характера их участия в производственном процессе и их роли в образовании готового продукта.
    Основные  фонды транспорта – это средства труда, которые целиком участвуют во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натуральную форму и перенося свою стоимость на вновь созданный продукт частями по мере своего износа в виде амортизационных отчислений [1]. Основные фонды - важнейшая и преобладающая часть всех фондов в промышленности (имеются в виду основные и оборотные фонды,  а также фонды обращения).  Они определяют  производственную мощь предприятий, характеризуют их техническую оснащенность, непосредственно связаны с производительностью труда,  механизацией, автоматизацией производства, себестоимостью продукции, прибылью и уровнем рентабельности [2].
    Критерием отнесения средств производства (имущества) к основным фондам является срок их годности, который должен превышать  один год.
    В зависимости от роли и назначения  основные фонды разделяются на производственные и непроизводственные. К основным производственным фондам относятся  те основные фонды, которые участвуют  в производственном процессе непосредственно (станки, оборудование и т.п.) или создают условия для производственного процесса (производственные здания, сооружения и т.п.). Производственные основные фонды транспорта – это средства труда, которые прямо или косвенно участвуют в транспортном процессе и переносят свою стоимость на выполненные перевозки. Основные производственные фонды - материально техническая база общественного производства. От их объема зависят производственная мощность предприятия и в значительной степени уровень технической вооруженности труда. Накопление основных фондов и повышение технической вооруженности труда обогащают процесс труда, придают труду творческий характер труда, повышают культурно - технический уровень общества [6].
    Непроизводственные  основные фонды используются для  удовлетворения культурно-бытовых  нужд работников предприятия. Основные непроизводственные фонды в технологическом процессе не участвуют, включают жилые дома, здания и сооружения коммунального и культурно-бытового назначения. Несмотря на то, что непроизводственные основные фонды не оказывают какого-либо непосредственного влияния на объем производства и рост производительности труда, постоянное увеличение этих фондов связано с улучшением благосостояния работников предприятия, повышением материального и культурного уровня их жизни, что, в конечном счете, сказывается на результате деятельности предприятия.
    Производственные  основные фонды автотранспортных и  ремонтных предприятий по вещественно-натуральному составу делятся на следующие группы:
    Здания. К зданиям относятся строения, занятые производственными цехами и отделами, обслуживающими производство и предприятия, а также их внутреннее оборудование – водопровод, канализация, газопровод и так далее. Здания делятся на производственные (гаражи, мастерские и др.), административно-управленческие, непроизводственные (детские сады, клубы и др.), складские, жилые и другие. Они создают условия для нормального хода производственной деятельности предприятия.
    Сооружения - это инженерно-строительные объекты, которые непосредственно в процессе производства не участвуют, но выполняют техническую функцию обслуживания производства. К ним на автотранспортном предприятии относятся хранилища топлива, бензоколонки, навесы, эстакады, подъездные пути, шоссейные дороги, водонапорные башни и другие.
    Передаточные устройства - это линии передач, кабельные линии, телефонная и телеграфная сети, трансмиссии, радиосвязь, магистрали трубопроводов, нефтепроводы, воздухопроводы и так далее. Осуществляют передачу разного вида энергии, связь и т.д.
    Машины и оборудование, включающие следующие средства труда:
        силовые машины и оборудование – электромоторы, электрогенераторы, производящие тепловую и электрическую энергию для рабочих машин, а также электростанции, компрессоры, оборудование трансформаторных подстанций и др.;
        рабочие машины и оборудование – оборудование, непосредственно участвующее в изготовлении продукта (моечные машины, водомаслогрейки, вулканизационные аппараты, станки, прессы и др.);
        измерительные и регулирующие приборы, устройства и лабораторное оборудование – приборы для измерения параметров, стенды для испытания, выносные пульты управления и т.д., которые предназначены для измерения, контроля и регулирования параметров оборудования;
        вычислительная техника и оргтехника – компьютеры, электронное оборудование и т.д., предназначенные для автоматизации управления и выполнения вычислительных работ.
    Транспортные средства – автомобили грузовые, легковые, автобусы, специальные автомобили, прицепы, полуприцепы и т.д. Они предназначенные для перемещения грузов и работников.
    Инструменты и приспособления - все виды механизированных и немеханизированных орудий ручного труда и приспособления, прикрепляемые к машинам, служащие для обработки предметов труда (электросварка, манипуляторы, отбойные молотки, тиски, патроны и др.).
    Производственный и хозяйственный инвентарь включает предметы, служащие для облегчения операций во время работы (рабочие столы, верстаки и др.), оборудование, способствующее охране труда и др.
    Прочие фонды - технические библиотеки, противопожарный инвентарь и др.
    В настоящее время используемая в  учете классификация дает лишь общее  представление о составе основных производственных фондов. Ее недостатком  является сборный характер отдельных  групп, объединяющих основные фонды, различающиеся  ролью в производственном процессе и сроками службы. Так, в группу зданий включаются здания, имеющие различное назначение. Чрезвычайно разнообразна по своему составу и группа сооружений, куда включаются объекты, связанные с хранением и подачей топлива, а также обслуживающие подвижной состав (открытые стоянки), гидротехнические и другие сооружения. Для получения более правильного представления о составе основных производственных фондов с точки зрения их роли в производственном процессе нужна дальнейшая детализация отдельных групп действующей классификации [1].  
       Под структурой основных производственных фондов понимается процентное соотношение  стоимости отдельных групп основных производственных фондов в их общей стоимости. Различают следующие виды структур:
    технологическую – активные и пассивные производственные фонды;
    производственную – принадлежность фондов к отраслям, подотраслям, основному и вспомогательному производству;
    возрастную – деление фондов в зависимости от срока службы [3].
    Структура основных производственных фондов на разных АТП может быть различной  – в зависимости от состава  автомобильного парка, наличия производственных помещений для технического обслуживания и ремонта, уровня механизации гаражных процессов, режима работы автотранспорта и т.д.
    Характерной особенностью структуры основных производственных фондов АТП является меньший удельный вес зданий и сооружений в их общем объеме по сравнению с промышленными предприятиями, а также больший удельный вес транспортных средств (схема 1.1.1.)
    Схема 1.1.1. Примерный состав и структура основных производственных фондов АТП. 

      Основные производственные фонды  АТП (100%)

Транспортные  средства (60-70%)   Производственные и административные здания (20-25%)   Сооружения  и передаточные устройства (3-8%)   Силовые машины и силовое оборудование     (1-2%)   Рабочие машины и оборудование (1-2%)   Инвентарь и  инструменты (1-2%)   Прочие фонды (1-2%)
      

    С развитием малого и среднего бизнеса  в отрасли различие в структуре  основных фондов отдельных транспортных предприятий (зависящей не только от величины предприятия, но и от номенклатуры выполняемых им транспортных услуг) углубляется. Так, при расширении объема услуг по хранению и распределению  перемещаемых товаров увеличивается  удельный вес складских помещений, погрузочно-разгрузочных механизмов и других основных фондов, необходимых для обеспечения производства подобных услуг. При выполнении пассажирских перевозок появляется потребность в таких основных фондах, как пункты остановки подвижного состава на маршруте, кассовые помещения, здания для хранения багажа, здания автовокзалов и т.д. [7]
    В зависимости от роли в производственном процессе различают активную и пассивную  части основных производственных фондов. Активные основные фонды – это основные фонды, которые непосредственно участвуют в процессе оказания транспортной услуги. К ним относятся машины и оборудование, транспортные средства, вычислительная техника, инструменты и т.д. Преобладающая часть активных производственных фондов на АТП – автомобили, эксплуатация которых непосредственно определяет объем транспортных услуг. В связи с особым вниманием, которое уделяется оптимизации структуры и проблемам использования активной части основных производственных фондов, выделяют отдельные классы подвижного состава. Так, можно выполнить группировку грузовых автомобилей по типу кузова (бортовые, самосвалы, фургоны, цистерны и т.п.), по грузоподъемности, по сроку эксплуатации; группировку автобусов по пассажировместимости, по длине оси и др.
    Пассивные основные фонды – фонды, создающие  и обеспечивающие нормальные условия  для использования активной части  основных производственных фондов. К  пассивным фондам относятся здания, сооружения, передаточные устройства и инвентарь. Как видно из схемы 1.1.1. их удельный вес в общей структуре основных производственных фондов сравнительно невелик.
    Невысокий уровень механизации ремонтно-обслуживающих  работ в автотранспортных предприятиях определяет относительно небольшой удельный вес машин и оборудования, используемых при техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, в структуре основных производственных фондов. Удельный вес этой составляющей существенно снижается, когда АТП при производстве технических воздействий на автомобили пользуется услугами других предприятий. На крупных АТП удельный вес пассивной части основных фондов в их общей структуре, как правило, значительно выше, чем в малых предприятиях, где могут отсутствовать специальное оборудование, закрытые стоянки автомобилей, складские помещения и другое.
    Учет  основных производственных фондов на предприятиях ведется в натуральных  и стоимостных показателях. Учет основных фондов в натуральных единицах необходим для изучения их количественного и качественного состава, определения производственной мощности предприятия, составления баланса машин и оборудования. На каждую единицу основных фондов составляется паспорт, отражающий время постройки или приобретения, техническую характеристику, производственные ремонты, степень износа и использования. Для проверки технического состояния основных фондов в конце года, как правило, создается инвентаризационная комиссия. Поэтому учет и оценка основных производственных фондов в натуральном выражении дает представление об их техническом состоянии.
      Основные фонды измеряются в  различных физических единицах: грузовые автомобили учитываются  числом единиц и количеством  автомобилетонн, автобусы – числом  единиц и количеством автомобилемест, здания гаражей – числом единиц  и количеством автомобилемест  одновременной вместимости.
    Обобщенную  числовую характеристику объема всей совокупности основных фондов получают в стоимостном выражении. Стоимостная  оценка используется при изучении динамики объема основных производственных фондов и их структуры, исчислении размеров амортизации основных фондов. Она  может быть различной в зависимости  от времени и состояния фондов. В зависимости от времени различают  первоначальную, восстановительную  и балансовую стоимость, в зависимости  от состояния – полную и остаточную.
    Полная  первоначальная стоимость – это  сумма, фактически уплаченная за объект при его строительстве или приобретении, с присоединением к ней затрат на доставку и монтаж, а также дополнительных затрат на расширение или модернизацию, сделанные в последующие периоды. По этой оценке основные фонды зачисляются на баланс предприятия. Полная первоначальная стоимость используется при определении суммы амортизации. Данный вид стоимости определяется по формуле:
                                                            (1.1.1.)
    где - цена приобретения, руб.; - затраты на транспортировку, руб.; - стоимость монтажных работ, руб.; - прочие затраты, руб.
    Восстановительная стоимость отражает стоимость воспроизводства  данного вида основных фондов в современных  условиях. Для ее определения проводится специальная процедура – переоценка основных фондов. Целью переоценки являются создание для предприятий  необходимых условий формирования обоснованных накоплений денежных средств  на обновление основных фондов и создание экономически обоснованной исходной стоимостной  базы для оценки имущества в период его приватизации.
    Исходными данными для переоценки являются первоначальная (балансовая) стоимость  основных фондов, определенная по результатам  инвентаризации, и коэффициенты переоценки первоначальной стоимости в восстановительную по группам основных фондов. Таким образом, восстановительная стоимость определяется по формуле:
                                                                                 (1.1.2.)
    где - первоначальная стоимость, руб.; - коэффициент переоценки основных фондов.
    Балансовая  стоимость – это стоимость, по которой основные фонды числятся на балансе предприятия. До переоценки – по первоначальной, после –  по восстановительной.
    Остаточная  стоимость представляет собой разность между балансовой стоимостью основных фондов и суммой их износа:
                                                                                 (1.1.3.)
    где - балансовая стоимость, руб.; - сумма износа, руб.
    Также для характеристики основных производственных фондов на АТП применяются следующие  стоимостные показатели:
    Среднегодовая стоимость определяется на основе первоначальной стоимости с учетом ввода и ликвидации основных фондов:
                                                            (1.1.4.)
    где - стоимость введенных основных фондов, руб.; - число месяцев функционирования основных фондов; - ликвидационная стоимость основных фондов, руб.; - количество месяцев функционирования выведенных из эксплуатации основных фондов.
    Среднегодовая стоимость также может быть определена по формуле средней хронологической. Сумма основных фондов предприятия  постоянно меняется. Она может  увеличиваться за счет ввода в  действие новых зданий, сооружений, поступления новых автотранспортных средств. В то же время происходит выбытие фондов из-за физического  и морального износа, передачи или  продажи другим предприятиям. Поэтому  определяют среднюю стоимость (годовую или квартальную).
    Стоимость износа – часть стоимости основных фондов, которая уже была перенесена на себестоимость оказанных транспортных услуг за период эксплуатации в виде амортизационных отчислений.
    Ликвидационная стоимость – стоимость реализации изношенных или выведенных из эксплуатации отдельных объектов основных фондов (стоимость лома).
    Амортизационная стоимость – стоимость, от которой начисляется амортизация (балансовая или остаточная).

   1.2. Показатели использования основных производственных фондов автотранспортного предприятия

 
    Учет  и оценка основных фондов позволяют судить об их количественной доли в общем составе элементов предприятия. Суждение же о том, как использование этих фондов (качественная сторона) влияет на изменение экономики и структуры предприятия, можно получить только из рассмотрения показателей. Выделяют несколько групп показателей использования основных производственных фондов:
    экстенсивные показатели, характеризующие уровень использования основных производственных фондов по времени, - коэффициент использования подвижного состава на линии (коэффициент экстенсивного использования) и коэффициент сменности;
    интенсивные показатели, характеризующие качественное состояние основных производственных фондов и отражающие уровень их использования по мощности (производительности), - коэффициент интенсивного использования, коэффициент обновления, коэффициент выбытия основных фондов, коэффициент износа и коэффициент годности;
    обобщающие (интегральные) показатели, учитывающие совокупное влияние всех факторов как экстенсивных, так и интенсивных – фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, рентабельность и др.
    Рассмотрим  каждый из приведенных выше показателей  подробней.
    Коэффициент использования подвижного состава представляет собой отношение фактического времени работы в часах к плановому фонду рабочего времени:
                                                                                                      (1.2.1.)
    где – коэффициент использования подвижного состава; - фактическое время работы за определенный период, ч; - плановый фонд рабочего времени за тот же период, ч.
    Плановый  фонд времени определяется временем в часах, в течение которого подвижной  состав или оборудование должны работать по плану, с учетом минимально необходимого времени для проведения планово-предупредительного ремонта.
    Коэффициент сменности () характеризует экстенсивное использование оборудования (подвижного состава) и показывает, сколько смен отработала единица оборудования. Он определяется как отношение времени работы подвижного состава или оборудования в сутки () к нормативному времени работы в одну смену ():
                                                   .                                                 (1.2.2.)
    Коэффициент интенсивного использования  () основных производственных фондов характеризует степень их использования за 1 час работы и определяется по формуле:
                                                                                                    (1.2.3.)
    где - фактическая выработка в единицу времени; - нормативная выработка в единицу времени (определяется на основе технического паспорта).
    Коэффициент обновления () характеризует интенсивность ввода в действие новых производственных мощностей и определяется как отношение стоимости введенных основных фондов за отчетный период () к общей стоимости основных фондов за отчетный период () по состоянию на конец года:
                                                 .                                                (1.2.4.)
    Коэффициент выбытия основных фондов () характеризует интенсивность выбытия основных фондов. Он равен отношению стоимости выбывших основных фондов () к их общей стоимости на начало отчетного периода ():
                                                                                                (1.2.5.)
    Коэффициент износа () показывает, какая часть стоимости основных производственных фондов уже перенесена на готовую продукцию предприятия, а также степень изношенности имеющихся на предприятии фондов и определяется отношением суммы износа к балансовой стоимости основных фондов :
                                                                                                 (1.2.6.)
    Коэффициент годности () характеризует неизношенную часть основных фондов и исчисляется делением балансовой стоимости, уменьшенной на сумму износа, на балансовую стоимость основных фондов. Он может быть получен вычитанием из единицы коэффициента износа:
                                                                                                  (1.2.7.) 
                                                                                                     (1.2.8.)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.