На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Международным отношениям"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Международные отношения как  особая сфера общественных отношений. Специфика  природы
МО рассматривают  различные аспекты:
    Проблемы международного права
    Глобализация
    Международный туризм
    Закономерности  предполагают прогнозирование. В последние 50 лет – это проблема ядерного оружия, международного терроризма.
    Что такое МО? Смысл?
Проблематика  МО относится к социально-политическим. Почему мы выделяем науку и МО отдельно?  МО – это сфера общественной жизни.
МО возникли в определенный период времени. Взаимоотношения между различными группами общества приобретают специфический характер. При возникновении государств, отношения между  ними становятся:
      постоянными
      институциональный характер
      возникает специальный аппарат урегулирования МО
Взаимоотношения между государствами опираются на специальные правила (международное право). Развитие МО связано с отношениями между государствами. Хотя сегодня, говоря о глобализации, подчеркивают, что государствам не принадлежит ведущая роль в международных отношениях.
    Тем не менее основа МО – это отношения между государствами (Тимошенко). Специфика  -  внутри государства существует иерархия государственной власти,  то есть верховная власть, определяющая нормы поведения. А в отношениях между государствами такого нет. Это анархия, то есть государства равны, они договариваются с друг другом. (анархическая природа МО) Другая специфика – государственный суверенитет. Третья специфика – тесная связь теории МО с современной политикой государства. Любые вопросы тесно связаны с текущей политикой государства. Доступ к источникам затруднен.  

    Взаимозависимость в МО. Понятия мировая  политика, международная  политика, МО.
    Понятие Внешняя политика (ВП) охватывает все  направления деятельности. У каждого  государства есть своя ВП. ВП направлена на развитие связей, установление отношений с другими государствами. МО возникают, когда есть хотя бы 2 действующих лица. МО – это взаимодействие.
    Государство строит свою политику целенаправленно. МО претерпевают свои изменения.
     Особенности  современных МО:
    Увеличение числа участников МО. С большим трудом можно отделить процессы, внутригосударственные и процессы, происходящие с народами. (например, гуманитарная интервенция)
    Понятие мировая политика включает все взаимосвязи  в мире. Существует более узкое  понятие -  международная политика, которая рассматривает постоянные устойчивые связи, опробованные государством.
    Содержание  взаимодействий – межгосударственные политические отношения (МО). Так данное определение понимает большинство  специалистов. Внешняя политика - -это  процесс формализованный, институционализированный.
     
    Предмет теории МО, ее отношения с другими общественными науками.
    При изучении всех этих проблем формируется  Теория МО. ТМО – это наука  об устойчивых взаимосвязях и постоянном их функционировании. Подходы к системе в изучении МО существуют. Второе значение ТМО -  это совокупность различных _______ и подходов в изучении международной жизни. Все зависит от того с какой точки зрения (методолгия, науч.) рассматривать ситуацию. Среди специалистов существуют общие подходы (понимание методов МО).
    Методы  изучения МО:
    формирование науки о МО
    место теории МО в системе общственных наук.
    методы изучения МО
    МО  имеет исторические происхождение. Это устойчивые, постоянные и формализованные  связи появляются с возникновением государства.
    С 17 века в Европе появляются науиональные государства, развитие отношений между ними. Формирование МО: международное право, дипломатическая  служба, разветвленная система МО. С 17 века в МО приобретают свой современный  вид.
    Развитие  МО ( 1 часть гос. деятельности)  связано с выживанием, развитием государства.
    Люди  задумывались: что такое МО, ВП государства. Принимались попытки прогнозирования. (зачатки научных знаний)
    С нового времени на основе научных и гуманитарных подходов начинает развиваться науки. В то время изучение МО начиналось с изучения истории дипломатии. МО были сферой деятельности узкого круга лиц.
    С 17 века можно говорить о формировании науки  международного права. История дипломатии и международная политика – основные направления для изучения (до 19 века). В 19 веке появляются общественные науки. С 19 века МО стали не только сферой монархов. Со второй половины  политики осуществляли давления общественности. Значение приобрели экономическое вопрсов. Привлекаются разделы политической науки, использовались методы экономической науки.
    Анализ  ВП ведется с использованием данных социологии, психологии + естественные науки (математика).
    Но  где здесь сами МО? МО -  совокупность дисциплин, направленная на изучение общественной жизни. Современное понятие о науке сформировались недавно. В каких условиях это произошло?
    1 М.В. -  перелом в развитии науки.  Она завершилась. Пик – это  большой форум государств. Обсуждался  широкий круг международных проблем.  К работе конференции было  привлечено множество ученых. Они пришли к выводу: 1 М.В. перевернула мир. Принесла огромные страдания. МО надо изучать с целого и прогнозирования событий. Изучение современных текущих проблем должно вестись комплексно. Уже в 1919 г. на основе дискуссий в Уэльсе в университете были профинансированы кафедры МО. 1922 г. -  общество по изучению МО (англ. и амер. ученые). Далее оно разделилось: в Великобритании Королевский Университет, в США – Йоркский Совет по МО. Центры по изучению МО, кафедры считали, что
    прогнозировать развитии МО
    подготовка решений в области ВП
    Т.е. с самого начала наука МО тесно  связана с практикой.
    Говоря  о науке МО можно сказать:
    НМО -  это комплексный предмет, опирающийся на некоторые гуманитарные науки.
    НМО базируется на методах и теориях, разрабатываемых в других науках.
    ! Значение  имеет история диломатии, МП, политическая  наука: наука+некоторые разделы  социал. Философии (разделы о прогрессе  человеческого общества).
    А что  не составляет специфика МО?
    Точка зрения Тимошенко:
    Есть  несколько особенностей
    НМО имеет свое предметное поле (объект) а именно современное состояние МО
    Существуют свои методы изучения МО
    Свой понятийный аппарат в НМО. Здесь есть серьезные моменты (сила, баланс). У них иной смысл, чем в других науках.
    Предмет исследования
    Объект  – это реально существующий. Предмет – та сторона объективной реальности, на что направлено изучение. Человек вносит в изучение свое отношение, взгляды, позицию, идеолгию. Предмет изучения приобретает субъективный характер.
    Т.О. Понятие государства приобретает  ! значение.
    (например, Х.В. с точки зрения СССР  мы догоняли США, создавали  ядерное оружие для отражения  удара со стороны США. А с  т.з. США  -  наоборот) Субъективизм  – отличительная черта науки  о МО. 

    Особенности теоретического знания в ТМО. Методы изучения МО
     В  любой науке формирование теоретического  знания идет обычным путем,  существует описание -  это и  есть обычный путь. Далее следует  анализ, объяснение, выстраивается  теория. На основ закономерностей  может дать прогноз. В НМО  прогнозирование – это главная задача. На основ прогноза готовятся решения + их корректировка. Если мы прогнозируем и предлагаем решения, то это значит мы что-то знаем. В НМО можно говорить о закономерностях, а не о законах. Любые прогнозы в НМО носят вероятный характер. (стохастический)
    Методы  изучения МО (определенные приемы):
    Методы  связаны друг с другом – это  система методов. Это методология. На основе этого специалисты выстраивают  свои теории.
    Методы:
    общенаучные (дедукция, индукция, аналогия, сравнения)
    методы других общественных наук
    Для МО чаще используются методы политической науки (например, проблема политической власти в МО)
    Методы международно-правовой науки)
    в последние десятилетия внедряются социологические методы, особенно в изучении  роли негосударственных акторов.
    популярны и психологические методы (изучение настроения масс, процесса принятия решения)
    естественнонаучные и математические методы
    специфические методы самой науки МО
                      3 категории
      эмпирические
      экспликативные
      прогностические
    Эмпирические  методы:   Сбор и накопление материала по средством наблюдения ( прямого: для дипломатов, например участие в событиях, косвенного: чтения газет, ТВ, радио, инструментального: опросы, анкеты)
    Изучение  документов. Здесь есть своя особенность: многие документы доступны только по истечении опред. времени + документы, не предназначенные для изучения -  по принятию решения. Человек, которому пришел этот документ, все знает. Изучение документов должно дополнятся другими источниками
    Метод аналогии и сравнения, Метод эксперимента (при анализе отдельных событий, решений)
    Экспликативные  методы:   Это формализованные методы для того, чтобы выделить определенные закономерности на основе фактов. Применяются методы из психологии и социологии. ( например, из социалогии, мы анализируем вырезки из газеты за определенное время – заявления президента и смотрели частоту употребления определенных слов – контент-анализ?
    Метод ивент-анализ выделение характеристик  тех или иных событий.
    Из  психологии:
      когнитивное картирование. То есть составление характеристики государственных руководителей  ( т.з., его жизненные позиции)
      В работе посольств это должностные  обязанности определенных сотрудников. 

      Метод Дэльфи:
      Суть  – есть межд. проблема. Собирают специалистов, задают им вопросы. Разброс ответов большой. Крайние точки зрения отбрасываются, специалистов со сходными т.з. собирают и опять задают им те же вопросы. Крайние т.з. отбрасыватся, и так до тех пор пока не будет единого мнения.
      Составление сценария – прогнозируется ситуация. Специалистам дают роли: ты -  США, ты – Россия и как надо себя вести. В этом сценарии разрабатывается специалистами. А вдруг в жизни возникнет такой сценарий
      Использование методов системного анализ – моделирование. Здесь используются математические вычисления, а в методе сценария нет
      Дж. Розенау: « истина -  это то, относительно чего существует междисциплинарное  согласие» 

      Система МО:
      Общие понятия системного анализа и их приложение в МО
      структура и типология в МО
 
 
    Использование системного подхода  в анализе МО. Понятие  системы МО, ее элементы, внешняя среда
    Системный подход позволил рассматривать МО в  комплексе, во взаимосвязи. Понятие  системы может быть применено  к процессам во внешнем мире и  человеческом обществе. Оно означает ряд взаимосвязанных элементов (частей). Они связаны друг с другом – это структура. Функционирование системы: как взаимодействуют элементы.
    Среда системы:
      внешняя
      внутренняя (контекст системы)
      Цели  системы: любая система желает сохранить  себя.
      В любой системе происходят определенные изменения  -   трансформация системы.
      Элементы  системы -  международные акторы. Основной элемент – государство + другие участники (международные организации, ТНК и др.)
      Структура системы -  взаимодействие между  государствами. Возникает сложность  при определении внешней среды. Так как трудно провести грань между системой и внешней средой.
      2 Понятия:
      внешняя среда – природа (условия жизни человека зависят от места обитания, то есть от природных ресурсов, от экологии.
      Культура, цивилизация, экономика (внешняя среда, человеческая цивилизация)
      Главный момент: системы МО – это социальная система* система открыта и слабоорганизована * СМО – система развивающаяся.
      Результаты  системного подхода прослеживаются в:
      стратегиях (военных)
      изучение военно-политических решений (как они принимаются)
      В других делах системный подход не принес желаемого результата. МО – это не только система слабо организованная, открытая, но и планомерная
      (например, отношения военно-политические –  это одна система; отношения  экономические -  другая система)
        
       

    Особенности структуры МО, типология  СМО: виды, уровни, структуры
 
---
    Можно рассматривать типологии:
    историческая (Вестфальская, Венская СМО)
    по сферам деятельности (экономическая, военная)
    Особенности СМО:
    Любая система стремится к сохранению своей стабильности. СМО не является постоянной. Одна система сменяет другую. Системный анализ широко использует математический аппарат, но к МО это малоприменимо. Специалисты больше говорят о системном подходе, чем о системном анализе. Специалисты сталкиваются с неясностями, недоговоренностями. Сложился ряд общепринятых подходов.
    Все многообразие МО изучить нельзя. При всем множестве элементов системы выделяют наиболее важные; состояние МО зависит от наиболее крупных игроков (великие державы). Это системообразующие государства (например, в Вестфальской системе – Франция, Великобритания, Испания – определяли состояние МО; Венская система – Великобритания, Австро-Венгрия, Россия, Франция)
    Связи, определяющие структуру, тоже выделяются.
    В основе взаимоотношений часть лежат силовые отношения (центросиловые) Это определяет структуру системы.
    Но  почему тогда одна система сменяет  другую?
    Ни одна система долго оставаться не может (договорная база закрепляет системы) Узлы противоречий могут сменить систему. С 70-х годов в экономике иное соотношение сил (США, Япония, Европа). Сегодня различные региональные группировки.  Когда противоречия достигают накала, то меняется структура МО, системообразующие элементы.
    Есть  один подход, который не общепринят, но популярен. СМО, взаимосвязи системообразующих государств должны действовать в системе координат (структурная надстройка)   Международные организации, нормы Международного права.
    Международные организации – это результат  совместной деятельности государств. Когда нарушаются нормы МП, то это показывает, что система меняется. Можно выделить и подсистемы. До холодной войны системообразующий фактор – отношения между СССР и США, но это мало говорит об отношениях на Ближнем Востоке, Латинской Америке.
    Уровни  структуры:
      глобальная система МО
      региональная система (подсистема МО) ЕС, АСЕАН, Африканский союз.
      Уровень двусторонних взаимоотношений (самый низкий уровень)
      Виды  отношений:
      военно-политические
      идеологические
      этнические
      научно-технические
      культурные
      экономические (на основе этого можно выстраивать свои подсистемы)
 
    Традиции  реализма и идеализма  в истории общественно-политической мысли
    Политический  реализи в теории МО:
      Теория МО в истории социально-политической мысли
      Основные понятия политического реализма
      Современные разновидности политического реализма
    Война всегда была предметом особой заботы государства. А почему люди воюют, почему существуют между государствами  напряженные отношения?
    В Древней  Греции впервые возникли такие мысли (труды Аристотеля «Полития». Но первый ученый, задавшийся проблемой войны  и мира был Фукидид « Пелопенесская война» Суть: в основе деятельности государства лежит стремление укрепить свое влияние с использованием силы. (Фукидид ничего экстраоригинального не высказал) Стремление к расширению влияния определяет состояние МО. Школа политического реализма – школа здравого смысла. Этой проблемой занимались Н. Маккиавелли ( конец 15 – начало 16 вв) «Государь», где излагаются принципы руководства государством, укрепления его влияния. Другой ученый школы – Ришелье (фр. Кардинал). Впервые он поставил проблему интересов государства и выдвинул концепцию национальныз интересов. Он руководствуется интересами Франции. Проявление подходов -  конец 19 начало 20 вв ---- 1 М.В.
    Формировалась и другая школа 
    А почему люди воюют, может есть другой путь развития? Идеи универсализации были выражены в трудах средневековых теоретиков. На основе христианских идей должны быть объеденены все государства. Ряд светских мыслителей высказывали идеи создания универсального государства (например, это вылилось в создание ЕС) В 17 веке идея установления мирных отношений отразилась в нормах Международного Права. (голландский юрист Гуго Гроций внес свой вклад)
    Идея  И. Канта (конец 18 в) «Трактат о вечном мире» по мере развития установления либерально-демократических режимов исчезнут основы для конфликтов. 

    Либерально-идеалистическая  традиция (политический идеализм)
    Христианские  традиции, нормы МП, либеральная  философия
    Этот  подход исходил из того, что возможно построить мирное развитие человечества. Эти специалисты говорили о том, что должно быть, а не что есть, отсюда идеалистическая.
    Отдельные идеи подхода претворялись в жизнь (например, создание международных  организаций, развитие норм МП)
    Идеи  мало обсуждались руководствами. Это  показала 1 МВ. После войны возникают мысли, что надо избегать конфликтов.
    В 14 пунктах  В. Вильсона данное проявилось. Идеалистическая  парадигма проявилась в ограничении  вооружений, создание ян?
    1 МВ ----толчок для развития науки  о МО, обострились дискуссии между  подходами (борьба реализма и идеализма – «большие дебаты») Б.Д. характеризовались:
      большим влиянием пользовался идеализм (пакт Брияна-Келлога). В основном это были работы английских ученых (Цимер, Бэйкер)
      К концу 30-х гг. влияние идеализма снижается.
      Рост  фашистской угрозы, напряженность+неэфективность Лиги Наций подрывали идеалистическую школу. Многие ученые выступили против школы (Эдвар Карр) Он был больше известен как историк России. Он не был в чистом виде реалистом. Сторонник Советского Союза. Причина напряженности – фашистские государства, а не СССР. Его труд «20лет – кризис» 1939 г. издания, где говорилось, что опора на международные соглашения не дали результатов, так как не могл остановить агрессоров. Это можно сделать с использованием силы.
      Наряду  с Э. Карром был Шварцебергер и Моргентау. Труд Моргентау « Политика Международная». Изложил основные понятия школы политического реализма.
      США оказались  в центре международных  проблем. Их выдвижение происходило  во время 2 МВ.
      Можно выделить и французского ученого  Раймона Арона. Его заслуга: познакомил западную политическую науку с идеями Моргентау.
      Основные  идеи Моргентау:
      В основе изучения МО должны лежать 2 проблемы: причины возникновения войн, условия становления мира
      главные участники МО – государства, обладающие суверенитетом и полнотой власти на своей территории. Межд. организации и др. – это производные
      цель существования государства – выживание и расширение своего влияния
      Государства используют прежде всего силу.
      Сила, по Моргентау, имеет особое значение (военная сила, моральная, дух, искусство дипломатии) – это возможность влияния на другие государства.
      Так как в системе МО существует анархия, то государство может надеяться только на себя.
      Характер взаимоотношений между государствами -  государства сталкиваются друг с другом (усиление одного ослабляет другие)
      Сильное государство стремится захватить  слабое.   Против такого государства  могут возникнуть коалиции. Образуется баланс сил.
    6.Дилемма  безопасности: усиление государства  вызывает тревогу у соседей,  то есть мир между государствами – явление временное.
    игра с нулевой суммой (улучшение одного – ухудшение другого, невозможно согласовать интересы, чтобы всем было хорошо)
    национальные интересы
    Идеи  нашли свой отклик в руководстве  США --- основа внешнеполитического  планирования США. Школа в основном далее развивалась в США в трудах Джорджа Кеннона. Концепция сдерживания коммунизма. Г. Киссинджер «ядерное сдерживание». Если для Моргентау причины вражды между государствами лежали в природе человека, прежде всего, то его последователи обращаются, пытаются вывести свои положения из самой политической системы.
    Для школы политического реализма национальной интерес (выживание государства). Это объективная категория. Реалистов не интересует, что происходит внутри государства (классы в обществе и их интересы), отрицание плюсов  влияния общественности на Внешнюю политику. Отношение к морали: Моргентау отрицает значение моральных подхоходов. Мораль – подчинененная категория. Ее нельзя  навязывать другим государствам.
    Реализм критиковали:
      сомнения, что государства действительно обладают таким большим значением
      исторические примеры школы опирались на опыт европейских государств 17 века. После 2 МВ система МО становяться всемирной. И можно ли другим государствам приписывать черты европейских государств 17 века.
      Внеисторичность. Не учитывались изменения в истории
      Мало говорилось о состоянии самой системой. Столкновение интересов государства может привести к плачевным результатам
      Надо  обращать внимание и на деятельность в результате (на итоге), а не только на деятельность самих государств.
      В 50-е в школа политического реализма подвергается критике. Как оценить  силу государства? Где показатели? Критики  говорили об этом.
      Понятие силы было расплывчатым.
      Появился  модернизм. Это проявилось в использовании математических  методов и методов естественных наук. Наряду с этим модернисты внедряли психологические методы (бихевиоризм), то есть изучение  поведения человека. Это свелось к изучению поведения широких масс, отдельных личностей. Господствующие позиции занял системный подход, анализ.
      Каплан  выстраивали целые системы МО.
      Теория  игр тоже стала популярной. Суть – выигрыш одного государства (например, прирост территорий) равен проигрышу  другого.
      Появляется  понятие иерархия МО благодаря модернистскому подходу и понятие полярности, центра силы, баланса сил.
      Оказалось, что модернистские подходы позволяют  выстроить четкие модели, но реальных результатов это не дает, так как  система МО полирациональна, слабоорганизована. Это показала война во Вьетнаме.
      Модернизм не учёл: для США это была ограниченная война, а для Вьетнама – за жизнь.
      С 70-х гг. специалисты пытаются изменить реалистический подход. ----- Развивается  неореализм. (структурный реализм)
      Теоретики: К. Уолс «Теория международной политики»
      Он  полагал, что ошибка Моргентау –  во главе угла – государства. Но на деле действия государства ограничены жесткими рамками. Они действуют  исходя из структуры МО, а не по желанию  самого государства. Действия государства  подчинены структуре МО  -- структурный реализм.  Например: во время Х.В. все остальные государства должны были присоединиться к тому или иному государству. В последующие годы все модели сторятся исходя из этих утверждений. В центре внимания -  состояние самой системы.
      Позиции структурного реализма были подтверждены в 90-е гг. Появились новые большие дебаты. Критики указывали на неудачи в прогнозировании МО отношений со стороны реалистов. Согласно реалистам должна была быть война, а ее не было.  Т.О. возродились идеи политического идеализма. 
       

      Политический  идеализм
      предметная область исследования ПИ
      современные варианты ПИ
      современные дискуссии неореалистов и сторонников неолиберального подхода
      90-е  гг – увеличение популярности  идеалистических подходов. Истоки  идеалистических подходов в философских подходах.
      Э. Кант «трактат о вечном мире»
      ИП  отразился в идее Лиги Най=ций, ограничение  вооружений.
      После 2 МВ эти иллюзии были разрушены, и идеал. Подходы потеряли популярность. Но какие-то  элементы ИП находили свое отражение во внешнеполитической риторике. После 2 МВ в широких кругах общественности находят отклик некоторые черты ИП. Формируется движение за ядерное разоружение. Но на этих людей смотрели как на мечтателей. В 70-е гг. идеалистические мечтания наложились на новое явление международной жизни. Для специалистов становилось очевидно – проблемы охраны окружающей среды, демографические проблемы.
      Т.О. выживание человека зависело от решения  этих глобальных проблем. И решение  заключалось в мирном климате.
      С 70-х гг. формируется подходы в  русле идеалистической парадигмы. Сложились 2 основные школы:
      либеральный интернационализм
      либеральный институционализм
      Общее между школами:
      Процессы  глобализации --- формируется взаимозависимость  между государствами и обществами. Во главу угла уже нельзя поставить интересы государства. Формируется международное сообщество с общими интересами и проблемами. Главное – необходимость сотрудничества.
      Различие  между школами:
      Либеральный интернационализм Внимание на состояние современного мирового сообщества. Проблема взаимозависимости – формирование единого экономического механизма, мировой финансовой системы, развитие коммуникаций, формирование единой деревни.
      Проблема  войны и мира отходят на задний план. Экономика – ведущая сила во взаимоотношениях между государствами. Ведущее место у тех государств, которые лидируют в экономических связях.
      Упор  на деятельность международных организаций. Особенно ВТО, международные финансовые институты (МВФ, ВБ), транспорта, коммуникаций. Отбрасывают постулат об игре с нулевой  суммой. Ставится вопрос о взаимной выгоде (сотрудничество выгоднее, чем соперничество)
      Либеральный  институционализм Базируется на нормах Международного Права. Исходят из идей Канта (демократические государства не воюют друг с другом) Т.О. там где господствует демократия, труднее начать войну (ведь надо убедить общественность, такие государства привыкли к переговорам)
      Развитие: демократические принципы снижают  опасность конфликтов. Основная проблема - совершенствование норм международного права, развитие международных организаций, в рамках которых обеспечивалась бы безопасность.
      Государства должны договариваться на основе общепринятых правил. Урегулирование конфликтов возможно при создании международных режимов (система договоренностей, санкции  для тех, кто их не выполняет)
      Например, ВТО, режим нераспространения ядерного оружия.
      Значимо понятия морали МО.
      создание справедливого международного порядка
      Коллектив. Безопасность возможна, если имеется  реальный механизм ее осуществления, то есть государства могут предпринимать действия и ради обеспечения общего блага.
      Утверждается  принцип прав человека. Понятие суверенитета имеет не столь важное значение.
      Значительно меняется состав участников МО, усиливается  роль негосударственных акторов  МО. Государства становятся менее важным игрокам. Существует точка зрения, что они вообще отмирают.
      Распад  СССР -  результат широкого международного воздействия. К середине 90-х гг. реалисты воспрянули духом. Период новых больших  дебатов. Но новые государства основываются, появляются на базе национализма. И мы наблюдаем повышение конфликтности в мире, с точки зрения релистов. Управляемость МО снижается, а конфликтность усиливается. Для идеалистов это трудно объяснить.
      Дебаты  нельзя свести к дебатам 20-30 х гг. (или силе, или сотрудничество в МО)
      Правы и те, и другие система МО переживают переходный период. Каждая исключительно  обращает внимание на те или другие процессы. Для реалистов -  это  региональные конфликты.
      Дебаты  носят относительный характер. Они  дополняют друг друга. Для реалистов очевидно – понятие баланса или серьезно изменилась ( это и наличие природных ресурсов, экономическая мощь – мягкая силы.  Раньше  на нее больше внимание обращали идеалисты)
      Реалисты, воспринимают ряд идей относительно МО, норм международного права ( это  включается в понятие баланса сил). Есть оговорка – любой международный режим отражает реальное соотношение сил, и дейтсвует до тех пор, пока государство согласно выполнять их.
      Идеалисты не могут отрицать наличие конфликтов, обострение этнических противостояний.
      Обе школы согласны с тем, что государства  занимают важное место в международных  отношениях. Процессы глобализации тоже важны. Сама глобализация выражает расширение возможностей прежде  всего стран  Запада и США. Эти процессы отражают противоречия и между развитым Севером и слаборазвитым Югом.
      2 подхода,  вбирающие реализм и идеализм
      традиц. Школа геополитики
      Идеи  геополитики стали популярными  с 19 века (Гане Гаузгофер)
      Геополитика – это вариант реалистической школы. Для геополитиков это выражалось в географическом положении, наличие природного ресурсов. Сейчас развивается понятие:
      геополитики
      геостратегии
      геокультуры
      крнцепция Хантингтона о столкновении цивилизаций. Суть – противоречие капитализма и коммунизма – это противоречие различных культур.
      Столкновение проявляется в противоречиях в регионах.
      Критика:
      Полит. Реализм  и Полит. Идеализм отражали опыт западных стран, прежде всего.
      против школы ПР в большей  степени
      Глобализация  отражает интересы прежде всего развитых стран. Они ставят в подчиненное  положение развивающиеся страны.
              3. школы – это формальные методы, характеризующие современное состояние МО. Не говорят............................................. 
     

Миросистемные школы в системе  МО
    идейные истоки миросистемы
    основные положения миросистемной концепции
    постпозитивистские подходы в изучении МО
Основоположник  миросистемы- И. Валлерстайн
Литература: Глобализация мировой политики 

И реализм  и идеализм обращают внимание только на госудаства, а миросисмемное развитие общества характеризуется социально-экономическими процессами, классовой борьбой. Внешняя политика должна иметь отражение этого.
Идейные истоки миросистемной школы различны.
I Обращено внимание на теорию империализма, которая связана с именем Ленина.
Каутский, Люксенбург, Гобсон- выдвинули идею о развитии МО.
Вступление  капитализма в стадию имериализма  характеризуется интересами капиталистических  стран, желающих своей гегемонии. Поэтому  в основе МО лежит борьба за гегимонию.
Здесь они видят основное содержание проблем, задач.
Мо определяется противостоянием между развитыми странами и угнетенными слоями населения прежду всего в Африки, Азии.
Но в  рамках Марксизма Мо занимали второстепенное место:
# Это  получило развитие в работах  Антонио Грамши
Суть- попытаться объяснить какие противоречия между пролетариатом и буржуазией не ведут к сильным потрясениям. В рамках отдельных государств и международных систем правящим классам удается навязывать свою идеологию всем слоям населения- это политический гегемонистический блок.
Идеи  правящих классов становятся господствующими идеями=> поддержка империалистической внешней политики.
После второй мировой войны опора в  исторических исследованиях французская  школа аналитиков. Она пыталась выяснить долговременные тенденции для социально-экономических процессов, МО.
Например  Фернан Бродель.
МО характеризуется  господством мировой капиталистической  системы( по Броделю).
В 60-х  годах-«новые левые» (леворадикальное  движение):МО определяется интересами капиталистических классов, идеи распространены в академических кругах. Надежда на социально-освободительное движение.
С 70-х  годов эти взгляды стал выражать и И. Валлерстайн. В основе его  трудов лежит понятие мировой  капиталистической системы. Суть МО с 1500-х гг. (когда сформировались мировые капиталистические системы) определяется интересами этой системы. Но капиталистические отношения формируются во взаимодействиии капиталистических государств, которые формируют систему МО.
Содержание  Мо определяется взаимодействием 3-х  групп государств:
    Ядро- ведущие капиталистические государства, ведут борьбу между собой и лидеры могут меняться. Ядро стремится расспространить эти отношения на другие государства.
 
    полуперефирия- менее развитые страны рбеспечивают рабочую силу.
 
    Перефирия- наимение развитые страны. Эксплуатация.
 
    Ядро  навязывает свои представлния, идеологию  другим странам. По отношению к перефирии  идеи навязываются политическими, идеологическими  методами; в случае необходимости  грубыми методами.
    Валлерстайн вводит понятие геоэкономики. (глобализация, формирование мировой экономики, это осуществляется в интересах ядра), геокультура.
    Ядро  навязывает и свои взгляды в области  геокультуры. А как дальше развивается  эта система? Пролетариат интегрирован в эту систему, кто ее изменит?
    На  это способно внесистемное движение(слои и группы в развитых странах, которые не многочисленны в капиталистической системе- это маргинальные слои). Мир ожидают большие потрясения. Критический настрой привлекает внимание прежде всего в академической среде. Центр Ф. Броделля(гл.-Валлер), в Каларадо.
    Миросистемная школа может объяснить долговременные процессы в МО. МШ вряд ли может объяснить  конкретные решения в мировой  политике, связанные с сохранением  мира( например борьба с терроризмом).
    Подходы миросистемной школы нашли отражения  в проблеме Север-Юг. Это ненадуманная проблема( финансовая задолжность развивающихся стран развитым).
    Основные  идеи мш отразились в международной  зависимости( в основном разрабатывалась  в Латинской Америке). Уровень  развития самосознания политических наук высок.
    Школа очень популярна в Латинской  Америке- вклад внес президент Бразилии Кардоза. Страны Латинской Америке  находятся в экономической зависимости  от США( плюс к тому же политическая зависимость).  Неравноправное положение  определяется тем, что США эксплуатирует Латинскую Америку, они создают свои группы, которые выражают интересы США.
    В современных  МО выдвигается проблема развития- необходимость преодолеть разрыв в развитии между развитыми и развивающимися государствами. В последнее время можно было наблюдать существование еще несколько подходов из-за развития научной мысли.
    С XIX в. Научная мысль развивается в русле преобладания позитивистского направления( есть объективный мир, который может быть познан научными методами).
    Во  второй половине 20 столетия этот подход критиковали.
    Например: постмодернизм, экзестенционализм. Объективной  истины нет. Познание мира зависит от того, как мы на него смотрим. Это  феноменология, то есть упор на  субъективные особенности. Это нашло отражение в МО.
    Школы смотрят на мир с точки зрения людей, характеризующих мир. Но могут  быть иные взгляды, подходы, интересы.
    Это отразилось в направлении- постмодернизм.  Сначало он возник в литературе(подход к изучению литературных текстов). Делидарр, Леота.
    Суть- приложение литературоведческих методов к изучению МО. Сколько авторов столько мнений.
    Феминистская  теория МО. Все МО определяются белыми мужчинами, от войн, конфликтов страдают женщины, дети. МО-это угнетение, насилие  над женщинами.
    Историческая  социология- изучение МО не может объяснять влияние МО на отдельных людей, социальные группы. В изучении МО нужно смотреть на то как МО влияет на жизнь отдельного человека. Важно изучать кто и что пишет о МО.
    Ни  одна школа не даст полного представления  о МО, строго понятийного аппарата.
    В теории МО под воздействием феноменологии был поставлен вопрос: так как МО это результат сознательной деятельности, мы имеем международные договоры.
    Кроме знания нужно понимать почему были приняты  такие решения, государство занимало такую позицию во время переговоров.
    Объяснения, прогнозирование событий в Мобез  понимания целей невозможно.
    Социальный  конструктивизм- ученые работающие в  рамках традиционных подходов, используют современные критические подходы  для уменьшения разрыва.
    Национальные школы в ТМО
    Англо-американская школа
    Изучение ТМО в странах континентальной Европы
    Наука о Мо в странах Азии и Африки, Латинской Америке.
    16-17 Века Школы ТМО в США и Англии.
    По  объему исследований американские школы  господствуют( например 90% литературы на английском языке, но не все авторы являются американцами или англичанами).
    Почему?
    А) историческая причина, первые кафедры по МО появляются в Великобритании
    B) развитие науки о МО обусловлено:
    # общий  уровень развития общественных  наук, когда существует высокий уровень, тогда возникают серьезные исследования. В США и Великобритании политическая наука получила наиболее широкое развитие.
    # потребность  в исследовании, когда есть потребность  в  теоретическом обосновании  политики государства, выделяются  деньги для создания научных центров от государства.
    # потребность  в критической массе. Ученые  должны общаться, в дискуссиях  происходит формирование научных  подходов. Образовательные и научные  центры, создание профессиональных  сообществ, объединения ученых,- издательская база( специальные журналы)- это все основа критической массы.
    Отличие между США и Великобританией  существуют.
    Изучение  МО в США
    характеризуется наличием большого количества образованных центров. В большинстве университетов изучение МО идет на отдельных факультетах.
Такая подготовка ведется в Гарварде, Колумбийском университете, Принстоне, Йельском университете,Калифорнистском  университете, Беркли, Стэнфордском университете, в Монтерее(Тихоокеанское побережье)+Вашингтонский  университет там же.
Мичиганский университет и университет штата- между ними острая конкуренция, на среднем  западе: штат Джоджия. На юге страны в Луизиане, Атланте, штате Техас(Остин, Хьюстон).
    специализированные научные центры(при университетах и в самих университетах). Это как правило небольшие организации.
Прикладными исследованиями занимаются в интересах  государства, политических партий, бизнеса. Пример: Рэн corporation, Гуверовский институт войны, революции и мира.(на территории стенфордского университета); Брукленский институт(мозговой центр демократической партии); Центр исследованийй международных и стратегических проблем( в Джорджтаунском университете, близки к республиканской партии).
Foreign Affairs
International security      все это издательства, журналы
Diplomatic history
Нью-йорский  совет по МО(создан в 1922 году)- ведущая  рекомендация в подготовке практических рекомендаций, разработке исследований.
Существуют  два центра, ориентированные на подготовку дипломатов:
# школа  дипломатов
# институт  зарубежной службы (переподготовка дипломатов), все это при Джорждтаунском университете.
Политический  реализм был господствующим подходом. Центры в основном исповедуют этот подход. Реализм и структурный  реализм характерен для центров, обслуживает вооруженные силы.
С 70-х  годов реалистические подходы теряют свои позиции в ведущих исследовательских центрах.
Коэйн и Най- основоположники изучения в/з, создание системы регулирования  МО.  

Миросистемные школы в Великобритании
Наиболее  крупные центры в университетах: Оксфорд, Кэмбридж, Лонд-Унес,Лестер, Манчестер, Лидс, Абердин, Глазгон, Шефилд(или что то вроде этого точно не ясно).
Королевский институт МО, Лондонские школы экономики  и политических наук, Центр изучения международных конфликтов, Университет  в Кэнтербере.
Господствовала реалистичная школа, даже школа циничного реализма.
В последнее 10-тие заметно снизилась роль Великобритании в МО. Это уже страна второго ранга. Но увеличился уровень  задач в регулировании отношений  с бывшими колониями, нахождения своего места в ЕС.
Все ведущие центры характеризуются преобладанием ученых либеральных взглядов. Понятие мировое сообщество связывают с работами Хэдли Булла, например «анархическое общество».
Лондонские  школы экономики и политических наук:
Изучаемые проблемы Север –Юг
                                        Урегулирование конфликтов
                                         Природные ресурсы
World today, Millennium, Евроазиатские исследования- основыне журналы.
Наличие в британских университетах ученых с миросистемными взглядами( например  Чейз Дан, Йохан Галдман).
Важное  место занимает изучение проблем  ЕС( например, супруги Уоллес). 

Изучение  МО в странах Западной Европы
Для большинства  Европейских стран характерно то, что они еще не доросли до критической  массы. По этой причине крупных, оригинальных школ здесь нет.
Например: Франция не имеет своей самостоятельной  школы, хотя они формируются. Преподавание Мо ведется в университетах. Для  французов характерен низкий уровень  междисциплинарных отношений.
МО изучаются  в рамках международного права. Лишь в последние годы это меняется. Французы преуспели в социологии( Раймон, Арон). Социология МО- Мёрл, Смец, Бади.
Особенность французской школы: школа ориенталистов(знание стран Азии и Африки)- разрабатывается проблематика зависимости стран третьего мира. Нет серьезных работ по интеграции.
Германия 
Фашистское  правление дискредитировало серьезные  подходы в изучении МО.С 60-70-х годов  разрабатывается проблематика МО. В  Германии университетских специалистов меньше чем во Франции. Институты  в Кёльне, Г(Т)юбинский университет. Немцы проскочили период господства реализма. Изучаются проблемы Север-Юг, Восток-Запад, проблемы разоружения, разрабатывается интеграционная проблематика.
Бельгия, Нидерланды(Амстердам, Утрих, Брюссель: Ориентация на практическую подготовку работы в МО, изучение МО, международно-правовых проблем), Скандинавия(SIPRI, Норв,Дания, университеты МО). 

Испания,
В последние  годы интерес к частным проблемам (МО в регионах), интерес к странам Латинской Америки.
  Италия.
Пареть, Моско- социология, по истории МО- Ди Нольфо.
Для Италии, Испании+ Греции- это начальный этап подготовки специалистов. 

Исследования  МО в странах Азии, Африки и Латинской  Америке.
Но нигде  еще не сложилась критическая  масса, и характерно наличие нескольких крупных центров.
С другой стороны, в старанах Латинской Америки  уровень преподавания и научно-исследовательской  работы высок.
Для странах  Латинской Америки характерно:
      общее понимание стран Латинской Америки
      в странах Латинской Америки давно сформировалась своя оригинальная школа- школа зависимости( университеты Бразилии, Чили, Мексики). В особенности она оказывает серьезное влияние на дипломатов в ООН. Идет сотрудничество с американскими учеными.
В африканских  странах мало крупных центров. Например, в Нигерии университет Ифе, Зимбабве, Кении.
В южной  Африки активно разрабатываются  проблемы региональной политики.
Для африканских  стран характерно:
    восприятие школ стран Запада(Великобритания, Франция), через призму интересов этих стран. Но в последнее время наблюдается попытка отойти от влияния Запада. Наиболееквалифицированные специалисты уезжают на Запад.
    В арабских странах свои особенности:
    1) серьезное  влияние ислама, отсутствует понятие  национального государства. Международные  проблемы рассматриваются черезпризму  арабского единства. Турецкие и иранские специалисты выделяются своей оригинальностью. Наиболее лучшие специалисты именно в этих двух странах.
    Турки работают в русле западных традиций. Своеобразное место занимает Иран. Здесь высокий теоритический  уровень изучения МО. Рассматривает ислам в культурном русле. Крупные институты: Иранский институт международных исследований, Тегеранский институт стратегических исследований.  Описывают структуры МО, международные режимы(в Иране). 

    Пакистан, Индия, Бангладеш: английское влияние, традиция.Здесь по одному крупному институту. Занимаются региональными проблемами.
    В китае:
    # существует  давняя традиция изучения МО.Например  изучаются труды Сунь Изы(5-6 век  до н.э.).
    # идея  Мао о борьбе города и деревни.  Сегодня это ощутимо в исследовательской мысли. Но Китай переосмысливает свои тардиционные подходы:
    пекинская школа( развивается в русле партии). Институт международных исследований в Пекине. Характерен марксистский подход. Догматичные школы.
    Шанхайская школа( сочетание  западных подходов реалистической школы с китайскими традиционными).
    Япония:
             Несоответствие между ролью Японии  в международной жизни и уровнем  международных исследований. До 2-й  мировой войны в стране не  было особой традиции, а в послевоенное  время не думали о том, как проводить внешнюю политику. Фактически все за них решали США.
              С 70-х годов начинаются дисскусии,  разработки. В Японии МО до  сих пор не отделились от  политических наук.
               Специалисты: профессор Инагучи.  Японцев интересуетэкономика, научно-технические связи, региональные проблемы( например территория Курил, АТР). 
     
     

    Отечественные исследования МО.
    дореволюционная традиция.
    советский период в международных исследованиях
    современные подходы в ТМО.
 
    Так как  российская империя занимала важное место в мире, то осмысление этого, Мо всегда привлекало исследователей.
    В течении  долгого времени подходы были связаны с практическими задачами внешней политики. В 19 веке сложились  свои традиции. Для работ российскихученых характерно сочетание реалистических и идеалистических традиций.
    Россию  волновала территориальная экспансия. Это проявлялось в терминах внешней  угрозы( например Словьев, Ключевский). Это проявлялось в борьбе с  кочевыми народами( с ними надо бороться).
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.