На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие и предмет налогового права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Реформирование  российской экономики, политической системы  и социально-культурной сферы немыслимо без создания эффективной налоговой системы. Налоговые поступления составляют сегодня более 90 % бюджетных доходов всех уровней. Успех или неудача проводимых в стране преобразований напрямую зависит от собираемости налоговых платежей.
     Для налогового права характерно тесное переплетение, с одной стороны, публичных проблем, связанных с общими интересами государства, с другой стороны, частных проблем, ставящих в центр научной парадигмы отдельного налогоплательщика.
     Налоговое право – одна из самых молодых  отраслей в правовой системе России. Однако уже сформировались доктринальные основы налогового законодательства, завершается его кодификация, активно формируется судебная практика по налоговым спорам, практически с нуля создана и функционирует разветвленная система налоговых органов. Вместе с тем налоговому праву до сих пор присущи повышенная сложность, противоречивость, наличие многочисленных пробелов, неопределенностей, нечетких и неясных формулировок. Процесс реформирования налогового законодательства, связанный, прежде всего, с его кодификацией, продолжается непрерывно, что постоянно ставит все новые вопросы и проблемы перед налогово-правовой наукой и практикой. Указанные обстоятельства обуславливают своевременность и актуальность настоящего исследования.
     В числе современных ученых, обращавшихся к данной проблематике  следует  назвать таких авторов, как: А.В. Демин, М.В. Карасева, М.В Кустова, Г.В. Петрова, и др.
     Цель  настоящей курсовой состоит в  том, чтобы на основе изучения налогового законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать особенности предмета и понятия налогового права.
     Из  цели вытекают следующие задачи: определить место налогового права в системе  права; рассмотреть основные принципы и источники налогового права; исследовать предмет налогового права.
      По  своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие  налогового права
     1.1 Сущность и место налогового права в правовой системе
     Финансовое  обеспечение страны осуществляется за счет различных видов государственных доходов. На сегодняшний день в демократических странах с экономиками рыночного типа главным видом таких доходов служат налоги и сборы, поступающие в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения.
     Налоговое право — это отрасль системы  права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, формирующиеся в процессе функционирования налоговой системы, т. е. в сфере налогообложения.
       В современной науке не существует единого мнения о месте налогового права в правовой системе. Обычно выделяют три основных подхода к определению природы налогового права.
     Налоговое право – это один из институтов финансового права, регулирующий правовой режим бюджетных доходов государства. Действительно, в предмет финансового права входят общественные отношения, регулирующие формирование государственного бюджета. Бюджет пополняется за счет различных доходов, одним из которых являются налоги.
     Налоговое право имеет особенности, присущие финансовой деятельности государства, и является по своему юридическому назначению управленческим правом или  правом налогового управления). Закрепляя  соответствующие правила поведения в сфере налогового управления и контроля, финансовое право придает налоговым общественным отношениям характер правоотношений.
     Налоговое право – это самостоятельная  отрасль права в системе российского права со своим специфическим предметом и методом. Обоснованием данного подхода служит то, что общественные отношения, регулируемые налоговым правом, действительно носят специфический характер и, соответственно, требуют особого метода регулирования.
     Принятие  Налогового Кодекса Российской Федерации, установившего основные принципы налогообложения и взаимоотношений между государством и налогоплательщиками, систему налогов, порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, основы налоговой отчетности, отдельные виды налогов, обуславливает выделение налогового права в самостоятельную отрасль права [6;7].
     Налоговое право – это подотрасль финансового  права, находящаяся в стадии перехода от института к отрасли. Данный подход служит компромиссом при определении места налогового права, поскольку объединяет основные доводы сторонников предыдущих концепций.
     Термин  «налоговое право» употребляется не только как название отдельной отрасли законодательства или подотрасли финансового права, но и других отраслей права, касающихся системы налогообложения, контроля и ответственности в этой сфере.   

     1.2 Принципы налогового права
     Принципы  права представляют собой, с одной  стороны, систему координат, в рамках которой развивается соответствующая отрасль права, и одновременно (с другой стороны) являются вектором, определяющим направление развития этой отрасли. Последнее обстоятельство особенно важно для налогового права в условиях продолжающейся налоговой реформы, когда еще не выработана общепринятая концепция построения и развития налоговой системы Российской Федерации, не определены на государственном уровне ориентиры налоговой политики страны. В таких условиях именно принципы налогового права становятся ценностными ориентирами развития столь сложного социально-экономического феномена, как налоговая система.
     Принципы  налогового права — это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала налогового права.
     Эти общие начала находят свое выражение  непосредственно в нормах налогового права.
     Общие принципы налогообложения и сборов должны быть установлены федеральным законом. В положениях Конституции не указано, для чего они устанавливаются, каково их значение. Ответ на эти вопросы дается в практике Конституционного Суда Российской Федерации [2;23]. В 1997 г. в постановлении по одному из дел о проверке конституционности актов законодательства о налогах и сборах Конституционный Суд отметил, что «общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации указал на общеценностную и общегуманитарную природу отраслевых принципов налогового права.
     Внимание  к правовым принципам возрастает и потому, что согласно ч. 4 ст. 15 Конституции  РФ в Российской Федерации «общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы».
     Твердая позиция по вопросу об общепризнанных принципах международного права особенно важна и в связи с современным этапом интеграции России в мировое сообщество, что предполагает, в частности, сближение правовых, финансовых и налоговых систем различных стран.
     Специфика налогообложения (его дуалистичность), являющегося предметной областью регулирования налогового права, также нашла отражение в принципах налогового права. Принципы налогового права включают в себя и общие принципы налогообложения (как экономические, так и юридические). Не все экономические принципы реализованы в законодательстве. В Налоговом Кодексе Российской Федерации не нашел закрепления принцип экономической эффективности налогообложения и связанный с ним принцип рентабельности налоговых мероприятий (содержание которых упрощенно можно сформулировать так: бюджетные поступления от отдельного вида налогов не должны превышать затраты на его введение и сбор). Как отмечается экономистами, сегодня этому принципу не отвечают налог на имущество физических лиц и налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения.
     Как и принципы других отраслей права, они  могут быть разделены на два вида: социально-правовые (они, как правило, имеют общеправовое значение) и специально-правовые [9;25].
     В отдельных случаях в литературе выделяются экономические принципы налогообложения, принципы налогового права и принципы организации налоговой системы. При этом следует учитывать, что важнейшие для юридической науки экономические принципы налогообложения (например, принцип экономического основания налогов и сборов) и организационные принципы налоговой системы (например, принцип ее единства) являются и принципами налогового права.
     При классификации основных принципов  налогового права к социально-правовым относят такие присущие всем отраслям права принципы, как законность, принцип гуманизма, принцип демократизма, принцип равенства. В свою очередь, специально-правовые принципы (в литературе их именуют также отраслевыми) определяют специфику налогового права.
     К основным (базовым) принципам этого  вида относятся, в частности, следующие принципы: законности налогообложения; всеобщности и равенства налогообложения; справедливости налогообложения; взимания налогов в публичных целях; установления налогов и сборов в должной правовой процедуре; экономического основания налогов (сборов); презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах; определенности налоговой обязанности; единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики; единства системы налогов и сборов. 

     1.3 Источники налогового права
     Источник  права — это форма выражения правовой нормы. Юридическая наука выделяет следующие виды: правовой обычай, юридический прецедент и нормативный акт, а также международное законодательство, судебная и арбитражная практика.
     Источники налогового права имеют определенную специфику. Состав источников налогового права как подотрасли финансового  права определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в Российской Федерации.
     Источниками налогового права являются нормативные  правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права. Современное финансовое право допускает существование налоговых договоров. Такие договоры заключаются в целях избежания двойного налогообложения, они имеют межгосударственный характер. Внутригосударственные налоговые договоры заключаются и в случаях, если предприятия принимают на себя обязательства по выполнению общенациональных инвестиционных и социальных программ. Однако и в этом случае необходимо принятие особого закона, регламентирующего порядок действия такой системы налогового стимулирования.
     Все нормативные акты принято подразделять на законы и подзаконные нормативные акты [5;55].
     Закон — это обладающий высшей юридической  силой нормативный акт, принятый в специальном порядке законодательным  органом государства либо населением на референдуме.
     Конституция Российской Федерации является основным законом. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты должны приниматься на основе и в развитие Конституции Российской Федерации и не должны ей противоречить. В ст. 8, ст. 19, ст. 57, п. 3 ст. 71, п. 4 ст. 72, п. 3 ст. 75, ст. 132 Конституции Российской Федерации содержатся основные положения (принципы), которые развиты в Наловом Кодексе Российской Федерации, законах о налогах, а также в иных законах и подзаконных актах. Так, принцип равного налогового бремени вытекает из ст. 8, ст. 19 и 57 Конституции Российской Федерации. В сфере налоговых отношений он означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований.
     Конституционные принципы составляют основу разграничения  полномочий в налоговой сфере.
     Налоговое законодательство — это система  нормативных актов различного уровня, регулирующих правоотношения плательщиков с государством, организацию, ход и цели налогового производства, ответственность сторон за налоговые правонарушения.
     Центральное место в налоговом законодательстве занимает Налоговый Кодекс Российской Федерации. Помимо него налоговые правоотношения регулируются системой таможенного, арбитражного, уголовного, административного, гражданского законодательства. Кроме того, силу закона приобретают межгосударственные договоры, принимаемые для избежания двойного налогообложения.
     К другим источникам налогового права  относятся акты исполнительных органов: указы Президента Российской Федерации, постановления правительства, приказы и инструкции министерств и других центральных органов, решения местного самоуправления, имеющие нормативное значение, т.е. устанавливающие общие правила поведения. Эти нормативные акты именуются подзаконными, чем подчеркивается их подчиненное положение по отношению к закону. С их помощью осуществляется оперативная управленческая деятельность, поскольку закон устанавливает более общие правила, а подзаконные акты — правила, способствующие применению законов к конкретным отношениям. Акты, не прошедшие государственной регистрации и (или) неопубликованные в установленном порядке, не имеют юридической силы и не влекут за собой правовых последствий.
     Акты  Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации вступают в силу с момента подписания, или через семь дней после подписания, или в иной срок, установленный в самом нормативном акте и подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после дня подписания.
     Основной  формой нормотворчества федеральных  органов государственной власти, составляющих финансовый аппарат, является издание приказов и инструкций.
     Согласно  п. 1 ст. 4 Налогового Кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
     Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов [1;6].
     Нормативные акты Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы и др., в отличие от нормативных актов, о которых идет речь в п. 1 ст. 4 Налогового Кодекса Российской Федерации, обязательны для исполнения не для всех участников налоговых отношений, а лишь для подразделений органов, их издавших. Поскольку указанные акты определяют деятельность налоговых и других органов, осуществляемую в отношении налогоплательщиков и других обязанных лиц, ст. 137—138 Налогового Кодекса Российской Федерации предусматривают возможность судебного обжалования налогоплательщиками и налоговыми агентами как ненормативных, так и нормативных правовых актов налоговых органов.
     Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции также принимают нормативные правовые акты в сфере финансов.
     Помимо  нормативных актов, существуют акты толкования права, к которым относятся разного рода разъяснения, ответы на вопросы и т. п. Важнейшая особенность таких актов заключается в том, что они могут толковать и разъяснять отдельные законы и подзаконные акты, но не дополнять и уточнять их. В любом случае при обращении в суд такого рода документы не применяются при рассмотрении спора по существу. Говоря об актах толкования права, отдельно следует остановиться на постановлениях пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые являются актами официального толкования и в этом качестве обязательны для применения соответствующими судами Российской Федерации, а также на постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, которые являются источниками права, в том числе финансового, в отличие от постановлений иных судов.
     Согласно  Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, является Федеральная налоговая служба РФ.
     Однако  их особенность состоит в том, что они не устанавливают юридические нормы, а признают их неконституционными в том случае, если они не соответствуют Конституции Российской Федерации.
     Кроме правовых, в правоприменительной  практике используются акты ненормативного характера, т. е. такие, которые не содержат правовых норм общего характера, а применяются в индивидуальном порядке. Это, например, решения арбитражного суда по конкретному налоговому делу.
     Особое  место в регулировании налоговых  отношений отводится нормам, которые устанавливаются на межгосударственном уровне, совокупность которых принято именовать международным налоговым правом.
     В налоговых законах и подзаконных  нормативных актах изложены не только нормы, закрепляющие права, обязанности  и ответственность участников правоотношений, но и теоретические положения налогового законодательства и практика его применения. Отмечается, что взаимосвязанная совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы, составляет систему налогового законодательства.
     Понятие «налоговое законодательство» трактуется неоднозначно. В законодательных актах о налогообложении можно встретить формулировки «законодательство о налогах», «законодательство по налогообложению», «правовые акты, регулирующие отношения в области налогообложения» и другие. Правоприменительная практика выявила проблему конкуренции различных отраслей законодательства в регулировании вопросов, так или иначе связанных с налогообложением. Наиболее остро нуждаются в разграничении сферы, регулируемые гражданским и налоговым законодательством. Регулирование налоговым законодательством несвойственных ему отношений создает реальную угрозу стабильности правовой системы в целом, чревато нарушениями прав и законных интересов граждан и предприятий.
     В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации (п. 5 ст. 1) законодательство о налогах и сборах в совокупности образуют: законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах; законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, которое в соответствии с п. 4 ст. 1 Налогового Кодекса Российской Федерации состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, которые принимаются представительными органами местного самоуправления.
     В массив законодательства о налогах и сборах не входят акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (Федеральной налоговой службы), иных органов исполнительной власти.
     На  практике это исключает применение налоговой санкции — штрафа за нарушение требований подзаконных  нормативных правовых актов.
     Налоговое право не является самодостаточным, изолированным правовым образованием, оно, в частности, находится в неразрывном единстве с конституционным правом. Конституция страны определяет основной налоговый правопорядок. Взаимодействует налоговое право и с административным правом, а также комплексными отраслями права земельным, муниципальным, банковским, страховым и т. п. Самым тесным образом оно связано с иными подотраслями и институтами финансового права.
     Таким образом, в современной науке  не существует единого мнения  о  месте налогового права в правовой системе. Обычно выделяют три основных подхода: налоговое право – это  один из институтов финансового права; налоговое право – это самостоятельная отрасль права; налоговое право – это подотрасль финансового права, находящаяся на стадии перехода от института к отрасли.
     Основные  принципы находят свое выражение  непосредственно в нормах налогового права. Твердая позиция по вопросу об общепризнанных принципах международного права особенно важна и в связи с современным этапом интеграции России в мировое сообщество, что предполагает сближение правовых, финансовых и налоговых систем различных стран.
     Источники налогового права имеют определенную специфику. Состав источников налогового права как подотрасли  финансового  права определяются принципом федерализма и действием местного самоуправления в Российской  Федерации. 

     2. Предмет налогового права
     2.1 Понятие предмета налогового права
     Согласно  господствующей в российской науке  точке зрения, юридические особенности, свидетельствующие о распределении норм права по отраслям, должны найти свое объяснение в неправа, в структуре общественных отношений, регулируемых правом. Поэтому традиционно главным системообразующим фактором, обусловливающим выделение отрасли в правовой системе, является предмет правового регулирования.
     Наличие собственного предмета регулирования  у налогового права признают практически  все ученые, вне зависимости от своей позиции относительно положения данного правового образования в системе права. Различие состоит в том, что одни рассматривают его (предмет налогового права) как неотъемлемую часть предмета финансового права, другие — допускают его относительную обособленность, самостоятельность. Следовательно, центральным моментом в соответствующей дискуссии должен быть вопрос о том, обладают ли отношения, регулируемые налоговым правом, качественным своеобразием, представляют ли они собой отдельный вид общественных отношений, требующий особых, в чем-то уникальных, способов правового воздействия. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо остановиться на общей характеристике соответствующих отношений [15;27].
     В научных публикациях налоговые  отношения (предмет налогового права) нередко определяются не через анализ их сущности, а путем перечисления составляющих их элементов.
     Необходимо выделить пять общих родовых свойств основной массы налоговых отношений, интегрирующих последние в единый предмет правового регулирования: во-первых, они выступают как отношения по распределению бремени публичных расходов; во-вторых, налоговые отношения имеют организационно-имущественный характер; в-третьих, с одной стороны, в данных отношениях выступают публичные субъекты, с другой — частные; в-четвертых, они строятся на принципах равенства, всеобщности, соразмерности; в-пятых, могут существовать только в правовой форме.
     Налоговые отношения — это отношения по распределению бремени публичных расходов.
     Справедливое  распределение бремени публичных  расходов среди граждан и их объединений — основная задача налогового права, необходимость решения которой требует особых средств правового воздействия. Объективная потребность в решении указанной задачи и вызвала к жизни отрасль налогового права, предопределила ее своеобразие. Таким образом, рассматриваемый признак налоговых отношений, характеризующий данные отношения с точки зрения целей их возникновения и развития, присущ всем без исключения видам этих отношений.
     Отношения по распределению бремени публичных  расходов тесно связаны с отношениями распределения и перераспределения национального дохода. Понятие «отношения перераспределения», как и «отношения распределения», является сложной экономической категорией. Действительно, согласно экономической науке в ходе функционирования рыночной экономической системы в обществе объективно складывается определенный механизм распределения совокупного продукта. Лица, сосредоточившие в своих руках значительные объемы материальных ресурсов благодаря системе наследования, в результате тяжелого труда и бережливости, с помощью криминальных операций или деловой хватки, получают доходы и распоряжаются большими долями совокупного продукта, произведенного экономикой. Другие, поставляющие на рынок неквалифицированные и относительно непроизводительные, а в силу этого малооплачиваемые трудовые ресурсы, получают скудные денежные средства и незначительные доли общественного продукта. Такой механизм распределения доходов и материальных благ не способен принимать во внимание многие морально-этические и социальные проблемы, возникающие в ходе распределения. В целом рыночная система, понимаемая как совокупность известных объективных экономических законов, приводит, как правило, к значительно более неравному распределению доходов, чем это желательно и допустимо для общества. Поэтому опосредуемые государством отношения перераспределения доходов являются одним из важнейших способов сглаживания возникающих в связи с функционированием рыночной системы противоречий. В свою очередь налоги и сборы представляют собой инструменты, используемые на наиболее сложном этапе перераспределения, на котором имеет место прекращение права частной формы собственности и возникновение публичной (государственной, муниципальной) собственности.
     Следует отметить, что имеются возможности  использовать механизмы налогообложения  в целях перераспределения ресурсов.
     Налоговые отношения — это организационно-имущественные  отношения.
     В праве глубоко исследованы понятия  как имущественных, так и организационных отношений. Нам необходимо обратиться к обоим этим терминам, поскольку налоговые отношения нередко представляют собой тесное переплетение имущественных и организационных связей между лицами, что позволяет охарактеризовать налоговые отношения как организационно- имущественные.
     Необходимо  начать с анализа имущественной  стороны налоговых отношений. Не требует доказательств утверждение о том, что имущественные отношения представляют собой такую группу общественных связей, которая обособляется от других по специфике объекта. В соответствии с этим имущественные отношения могут быть охарактеризованы как отношения, складывающиеся по поводу имущества, в связи с имуществом. Если же попытаться непосредственно определить понятие имущества, отправляясь от неправовых, экономических позиций, то наиболее приемлемым окажется определение, характеризующее имущество как материальное благо. С указанной точки зрения имущественный характер ряда групп налоговых отношений не вызывает сомнения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.