Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовое прогнозирование, его характеристика и сферы применения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


         Федеральное агентство по образованию РФ
    Государственное образовательное учреждение высшего  и профессионального образования.
     Самарский Государственный Технический Университет 
 

           Кафедра «Национальная экономика» 
       

             Курсовой  проект:
«Финансовое прогнозирование, его характеристика и сферы применения» 
 
 
 

                  Выполнила: студентка 
                  4-ИЭ-1 Чупахина М.С
                  Проверила: старший преподаватель
                  Хорина И.В. 
                   
                   
                   

               Самара 2011 г.
 

           
               Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Социально-экономическая  сущность финансового прогнозирования
      Возникновение, сущность, цели, функции и методологические принципы финансового прогнозирования ……………………………………………...5
      Классификация методов прогнозирования. Обзор  базовых методов прогнозирования  и точность прогнозов. …………………………………..13
1.3 Прогнозирование и планирование на макро и микро уровнях …………..21
Глава 2. Виды и сферы применения финансовых прогнозов.
2.1. Сферы  применения  и этапы  финансовых  прогнозов. …………………..25
2.2. Виды финансовых  прогнозов.
2.2.1. Сводный  баланс финансовых ресурсов, его содержание и методика разработки………………………………………………………………………..28
2.2.2. Прогнозирование  финансового бюджета. ………………………………30
2.2.3.Прогнозирование  кредитно-денежных отношений. ……………………33
2.2.4.Прогнозирование  платежного баланса и валютного  курса …………….36
Глава 3. Построение системы прогноза государственных  финансов как основа любого финансового  прогнозирования………………………………..42
Заключение. ……………………………………………………………………...54
Список литературы. ……………………………………………………………..56 
 
 
 
 
 
 
 

               Введение.

Прогноз представляет собой предвидение, предсказание, основанное сведениях, определенных данных.
     Человека  всегда интересовало будущее. Собственно, любой вид знания рассматривается  как основа его адекватного понимания. Ожидание будущего для человека зачастую принимает форму прогноза, который выражается мысленно или письменно. История Древнего мира знает массу примеров, когда основой деятельности людей были прогнозы.
     Однако  эти прогнозы несли в себе больше субъективного, чем объективного. Они предсказывали будущие события, не имея под собой глубокого научного обоснования.
     Современные прогнозы и планы отличаются от прошлых методологией обоснования. Повышение уровня обоснования прогнозов свидетельствует о накопленном и используемом человечеством опыте научного подхода к разработке образа будущего. Творческое усвоение опыта — залог успеха в любой области деятельности. Если же рассматривать конкретно экономику, то результаты прогнозирования и планирования в различных сферах деятельности зависят прежде всего от правильного понимания законов и тенденций экономических и финансовых отношений, хорошего знания и учета условий функционирования конкретного субъекта хозяйствования и, наконец, от обоснованного отражения указанных выше двух составляющих в экономических расчетах.
     Основная  цель прогнозирования состоит в том, чтобы получить возможность оценивать работу компании как «удачную» или «неудачную» не по тем показателям (прибыли, рынкам, дивидендам), которые есть, а по тем, которые потенциально могли бы быть.
     Выбор методов, используемых при прогнозировании, зависит только от квалификации аналитики. Это могут быть как сложные математические модели, так и интуитивные выводы. Главное, чтобы конечный результат, полученный в результате использования этих методов, как можно более точно описывал реальную ситуацию.
     Данная  курсовая работа посвящена исследованию влияния финансового прогнозирования  на деятельность организации, с целью  правильности определения стратегии  и тактики экономического поведения  субъектов рынка. Точные и надежные прогнозы такого рода являются важнейшим инструментом политики эффективного использования денежных средств любой организации.
     Актуальность  данной темы очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано  это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
    увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
    высокая нестабильность внешних условий и факторов;
    новый стиль руководства персоналом;
    усиление центробежных сил в экономической организации;
     Возможности планирования в экономической организации  предприятия ограничены рядом объективных  и субъективных причин. Наиболее важными  из них являются:
    неопределенность внешней (рыночной) среды;
    возможность слияния или поглощения другой фирмой;
    возможность монопольного установления цены реализации продукции;
    контрактные отношения;
 
 
 
Глава1. Социально-экономическая сущность финансового прогнозирования 

    1.1 Возникновение, сущность, цели, функции и методологические принципы финансового прогнозирования 

      Прогнозирование и планирование не является специфическим  атрибутом социализма. История свидетельствуем, что прогнозирование возникло много  столетий назад. Прогнозировали развитие своего хозяйства и феодалы. Но довел до совершенства планирование и управление производством на основе плана внутри фирмы капиталист. План как система экономических мероприятий в хозяйстве (крупном или мелком) возник вместе с появлением разделения и кооперации труда и служит программой хозяйствования в определенный временной период. При углублении разделения общественного труда появляется необходимость установления и поддержания пропорции. Планомерность как общественная категория возникает по мере становления общественно-государственной, муниципальной собственности.
      В начале ХХ в. были сделаны первые попытки  выявления экономических индикаторов. В частности, Дж. Брукмайер уже  в 1911 г. пробовал использовать для прогнозирования  три хронологических ряда следующих  показателей: индекс банковских кредитов, индекс цен акций, индекс общей экономической активности. Дальнейшее развитие этот подход получил в 20-е годы в исследованиях Гарвардского университета, где использовались так называемые «гарвардские кривые АВС». Кривая А представляла собой индекс стоимости ценных бумаг на бирже, кривая В – величину депозитов в банках, кривая С – норму процента. В основе выбора именно этих показателей в качестве индикаторов лежали представления, согласно которым в окрестностях поворотных точек цикла данные показатели, прежде всего, должны были фиксировать изменение экономической конъюнктуры в указанной последовательности.
      Мощным  толчком в развитии прогнозирования  и планирования за рубежом явился кризис 1929-1933 гг., заставивший искать пути выхода из него.
      В 30-е годы впервые за рубежом возникает  планирование на макроуровне. Прогнозы и планы становятся необходимым  элементом систем регулирования  экономики. Прогнозы составлялись с  помощью модели «затраты - выпуск», линейного программирования, моделей  системного анализа и на основе экспертных оценок.
      Первые  планы на макроуровне охватывали финансово-бюджетную и денежно-кредитную  политику и выражались в составлении  национальных бюджетов. Они отличались от государственных бюджетов тем, что  учитывали доходы не только государства, но и в целом по стране.
      В послевоенные годы планирование на макроуровне  становится предметом широких дискуссий  с целью не только избежания кризисов, но и регулирования процессов  распределения товаров. Национализация ряда отраслей, рост доли государственного сектора в экономике дали возможность правительствам осуществлять прямой контроль внешней торговли, цен, финансов.
      В 50-годы во многих станах произошел отход  от составления национальных планов в форме бюджетов. Сформировались два новых направления. Первое связано с усложнением административного аппарата, используемого для разработки планов, второе – с расширением сферы планирования. Если на первом этапе национальные экономические планы составлялись в Министерстве финансов, то в начале 60-годов создаются специальные плановые органы: во Франции – Генеральный комиссариат по планированию; в Японии – Экономический консультативный совет, Управление экономического планирования; в Нидерландах – Центральное плановое бюро; в Канаде – Экономический совет.
      До 70-х годов осуществляли прогноз  посредством национальных моделей  прогнозирования. В середине 70-х  годов начинают создаваться макроэкономические модели, с помощью которых прогнозируется развитие экономики ряда стран, регионов и всего мира. Впервые они стали разрабатываться в США. Так, модель ЛИНК включает 10 национальных моделей (9 европейских стран и Японию). При разработке будущего мировой экономики ООН использовала макроэкономическую модель В. Леонтьева, состоявшую из 15 взаимосвязанных региональных моделей.
      Каждая  страна с учетом специфики национальной экономики использует определенные подходы к прогнозированию и  планированию экономических и социальных процессов, постоянно совершенствуя  их применительно к изменяющимся условиям.
            Прогнозирование соотносится с более широким понятием – предвидением. Предвидение опережает отражение действительности и основано на познании законов природы, общества и мышления. В зависимости от степени конкретности и характера воздействия на ход исследуемых процессов различают следующие его формы: гипотеза, прогноз, план.
      Гипотеза  характеризует научное предвидение, исходя из общей теории, т.е. исходную базу построения гипотезы составляют теория и открытые на ее основе закономерности и причинно-следственные связи функционирования и развития исследуемых объектов. На уровне гипотезы дается их качественная характеристика, выражающая общие закономерности поведения.
      Прогноз в сравнении с гипотезой имеет гораздо большую определенность, так как основывается не только на качественных, но и на количественных показателях и поэтому позволяет характеризовать будущее состояние объекта и количественно. Следовательно, прогноз отличается от гипотезы меньшей степенью неопределенности и большей достоверностью. В то же время связи прогноза с исследуемым объектом не являются жесткими, однозначными, т.е. носят вероятностный характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием, то есть это вероятностное представление о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.1
      План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение детальных событий исследуемого объекта, в нем устанавливаются пути и средства развития в соответствии с поставленными задачами, обосновываются принимаемые управленческие решения. Его главная отличительная черта – конкретность показателей, их определенность по времени и количественно. Процесс разработки плана принято называть планированием.
      Формы предвидения тесно связаны в  своих проявлениях друг с другом, представляя собой последовательные в своей конкретности ступени познания поведения объекта в будущем. Исходное начало этого процесса – общенаучное предвидение состояний объекта, завершающий этап – разработка методов перевода объекта в новое заданное для него состояние. Важнейшим средством для этого служит прогноз как связующее звено между общенаучным предвидением и планом.
      Хотя  гипотеза носит наиболее общий характер, без нее невозможно никакое научное  управление. Гипотеза оказывает воздействие на этот процесс через прогноз, являясь важным источником информации для принятия решения. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. При этом прогноз выступает как фактор, ориентирующий существующую практику на возможности развития в будущем. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми различными: прогноз может предшествовать разработке плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процесс разработки плана, самостоятельно играть роль плана, особенно, в крупномасштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное определение показателей, т.е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз.
      Таким образом, применительно к специфике финансов финансовое планирование – это процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде.2 В более широком смысле можно охарактеризовать финансовое планирование как процесс анализа дивидендной, финансовой и инвестиционной политики, прогнозирование их результатов и воздействия на экономическое окружение компании и принятия решений о допустимом степени риска и выборе проектов. Так модели финансового планирования представляют собой просто инструменты более точного прогнозирования, предназначенные, в том числе, для прояснения взаимосвязи решений о дивидендах, инвестициях, источниках и методах финансирования.3 Цель финансового планирования - обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами.
      Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая дает представление о положении дел в будущем, т.е. прогностическая информация.
      Финансовое  прогнозирование – это прежде всего обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени.4 Другими словами, чтобы определенными методами с использованием специального инструментария количественных оценок обработать имеющуюся на данный момент информацию о финансах, закономерностях их изменений, конкретных условиях их функционирования в данный момент времени и получить представление о направлениях их развития и состоянии в будущем.5
      Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансового положения на тот или иной период времени. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих перед всеми субъектами финансовой системы.
      Главные функции финансового прогнозирования:
    научный анализ социальных, экономических и научно-технических процессов и тенденций, объективных причинно-следственных связей социально-экономических явлений хозяйственного развития в конкретно-исторических условиях, оценка сложившейся ситуации и выявление узловых проблем хозяйственного развития;
    оценка действия этих тенденций в будущем и предвидение новых условий и проблем, требующих своего разрешения;
    выявление возможных альтернатив развития в перспективе, накопление материала для всесторонне обоснованного выбора той или иной возможности развития и принятие оптимального планового решения, обеспечивающего активное воздействие на дальнейшее развитие финансов.
      Прогноз очерчивает области и возможности, в рамках которых могут быть поставлены реальные задачи и цели, выявляет проблемы, которые должны стать объектом разработки в плане. В нем рассматриваются варианты активного воздействия на объективные факторы будущего развития финансов. Финансовый прогноз – это такое исследование перспективного развития, которое не ограничено принятым конкретным экономическим и политическим решением, а потому имеет предварительный, вариантный характер, горизонты его не ограничены рамками планируемого периода.
      Методология прогнозирования  и планирования развития экономики определяет основные принципы, подходы и методы проведения прогнозных и плановых расчетов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления.
      Принципы – это основополагающие правила прогнозирования и планирования, т.е. исходные положения формирования прогнозов и обоснования планов с точки зрения их целенаправленности, системности, структуры, логики и организации разработки. Иными словами, это основные требования, которые должны выполняться при разработке прогнозов и планов.
      Методы  – это способы, приемы, используемые при разработке прогнозов, планов, программ. Они выступают в качестве инструмента, позволяющего реализовывать методологические принципы прогнозирования и планирования.
      Разработка  прогнозов и планов должна основываться на методологических принципах. К важнейшим методологическим принципам как прогнозирования, так и планирования следует отнести принципы: системности, непрерывности, комплексности, адекватности, целенаправленности и приоритетности, оптимальности, сбалансированности и пропорциональности, социальной ориентации, сочетания отраслевого и регионального аспектов планирования.6
      Основополагающим  принципом прогнозирования является принцип альтернативности, который требует проведения многовариантных прогнозных разработок (альтернатив). Согласно этому принципу, в основу должен браться наилучший вариант из двух или нескольких возможных вариантов. Этот принцип исходит из сущностных характеристик прогноза и связан с возможностями развития экономики и ее звеньев по разным траекториям.
      Принцип системности предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в экономических системных построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения должен отталкиваться от определения общей цели системы и подчинять деятельность всех подсистем достижению этой цели. Он позволяет расчленить любую систему на множество подсистем (экономика делится на комплексы, последние – на подкомплексы и т.д.). Этот принцип предполагает создание системы показателей, методов, моделей, которые соответствовали бы содержанию каждого объекта и позволяли бы построить целостную картину его развития.
      В связи с непрерывностью экономического развития, совершенствованием производства на базе развития науки и техники должен соблюдаться принцип непрерывности планирования, т.е. преемственности прогнозов, планов. В соответствии с этим принципом должны разрабатываться прогнозы и планы различного временного аспекта и увязываться между собой. Так, среднесрочные планы должны разрабатываться на основе перспективных направлений, отражаемых в долгосрочных планах, краткосрочные - исходя из показателей среднесрочных планов. Долгосрочные планы должны корректироваться и продлеваться на соответствующий период. Это обусловлено возникновением новых потребностей общества, крупными изменениями в технике и по другим причинам.
      Принцип целенаправленности и приоритетности требует, чтобы каждый план носил целевой характер, т.е. был бы направлен на достижение определенных целей. Принцип приоритетности реализуется в тесной связи с принципом комплексности, предполагающим рассмотрение всех сторон объекта исследования в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями.
      С целью обеспечения наиболее эффективного функционирования экономики должен соблюдаться принцип оптимальности. Термин «оптимальный» означает наилучший, т.е. из всех возможных вариантов должен выбираться наилучший, наиболее эффективный.

1.2 Классификация методов  прогнозирования

Обзор базовых методов прогнозирования и точность прогнозов

 
      В мировой практике используется более  двухсот методов прогнозирования, в отечественной же науке  –  не более двадцати. Во введении указывалось, что будут рассматриваться методы финансового прогнозирования, получившие широкое распространение в развитых зарубежных странах.
      Таким образом, в зависимости от вида используемой модели все методы прогнозирования  можно подразделить на три большие  группы:
      Методы экспертных оценок, которые предусматривают многоступенчатый опрос экспертов по специальным схемам и обработку полученных результатов с помощью инструментария экономической статистики. Это наиболее простые и достаточно популярные методы, история которых насчитывает не одно тысячелетие. Применение этих методов на практике, обычно, заключается в использовании опыта и знаний торговых, финансовых, производственных руководителей предприятия или госучреждения. Как правило, это обеспечивает принятие решения наиболее простым и быстрым образом. Недостатком является снижение или полное отсутствие персональной ответственности за сделанный прогноз. Экспертные оценки применяются не только для прогнозирования значений показателей, но и в аналитической работе, например, для разработки весовых коэффициентов, пороговых значений контролируемых показателей и т. п.
      Стохастические методы, предполагающие вероятностный характер как прогноза, так и самой связи между исследуемыми показателями. Вероятность получения точного прогноза растет с ростом числа эмпирических данных. Эти методы занимают ведущее место с позиции формализованного прогнозирования и существенно варьируют по сложности используемых алгоритмов. Наиболее простой пример - исследование тенденций изменения объема продаж с помощью анализа темпов роста показателей реализации. Результаты прогнозирования, полученные методами статистики, подвержены влиянию случайных колебаний данных, что может иногда приводить к серьезным просчетам.
      Стохастические методы можно разделить на три типовые группы, которые будут названы ниже. Выбор для прогнозирования метода той или иной группы зависит от множества факторов, в том числе и от имеющихся в наличии исходных данных.
      Первая ситуация - наличие временного ряда - встречается на практике наиболее часто: финансовый менеджер  или аналитик имеет в своем распоряжении данные о динамике показателя, на основании которых требуется построить приемлемый прогноз. Иными словами, речь идет о выделении тренда. Это можно сделать различными способами, основными из которых являются простой динамический анализ и анализ с помощью авторегрессионых зависимостей.
      Вторая ситуация - наличие пространственной совокупности - имеет место в том случае, если по некоторым причинам статистические данные о показателе отсутствуют либо есть основание полагать, что его значение определяется влиянием некоторых факторов. В этом случае может применяться многофакторный регрессионный анализ, представляющий собой распространение простого динамического анализа на многомерный случай.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Классификация методов прогнозирования финансового состояния предприятия
 
Третья ситуация - наличие пространственно-временной совокупности - имеет место в том случае, когда: а) ряды динамики недостаточны по своей длине для построения статистически значимых прогнозов; б) аналитик имеет намерение учесть в прогнозе влияние факторов, различающиеся по экономической природе и их динамике. Исходными данными служат матрицы показателей, каждая из которых представляет собой значения тех же самых показателей за различные периоды или на разные последовательные даты.
      Детерминированные методы, предполагающие наличие функциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака. В качестве примера можно привести зависимости, реализованные в рамках известной модели факторного анализа фирмы Дюпон. Используя эту модель и подставляя в нее прогнозные значения различных факторов, например выручки от реализации, оборачиваемости активов, степени финансовой зависимости и других, можно рассчитать прогнозное значение одного из основных показателей эффективности - коэффициента рентабельности собственного капитала.
      Другим  весьма наглядным примером служит форма  отчета о прибылях и убытках, представляющая собой табличную реализацию жестко детерминированной факторной модели, связывающей результативный признак (прибыль) с факторами (доход от реализации, уровень затрат, уровень налоговых ставок и др.). А на уровне государственного финансового прогнозирования факторной моделью выступает взаимосвязь объема государственных доходов и налоговой базы или ставок процента.
      Здесь нельзя не упомянуть об еще одной  группе методов для финансового  прогнозирование на микро уровне, основанных на построении динамических имитационных моделей предприятия. В такие модели включаются данные о планируемых закупках материалов и комплектующих, объемах производства и сбыта, структуре издержек, инвестиционной активности предприятия, налоговом окружении и т.д. Обработка этой информации в рамках единой финансовой модели позволяет оценить прогнозное финансовое состояние компании с очень высокой степенью точности. Реально такого рода модели можно строить только с использованием персональных компьютеров, позволяющих быстро производить огромный объем необходимых вычислений. 

Обзор базовых методов  прогнозирования
      Методы  моделирования и  экономико-математические методы
      Моделирование предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделения его существенных характеристик или признаков. Прогнозирование экономических и социальных процессов с использованием моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение модели.
      К методам экономико-математического  моделирования относят следующие  методы:
    матричные модели (статистические и динамические),
    модели оптимального планирования,
    экономико-статистические,
    многофакторные модели,
    эконометрические модели,
    имитационные модели,
    модели принятия решений,
    модели сетевого планирования,
    метод межотраслевого баланса,
    методы оптимизации,
    корреляционно-регрессионные модели.
      Метод экономического анализа
      Экономический анализ является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования. Он должен осуществляться как на макро-, так и на мезо- и микроуровнях.
      Сущность  метода экономического анализа заключается  в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимная связь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяем раскрыть сущность процесса, определить закономерности его изменения в прогнозируемом (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей.
      В процессе экономического анализа применяются  такие приемы, как сравнение, группировки, индексный метод, проводятся балансовые расчеты, используются нормативный  и экономико-математические методы.
      Балансовый  метод
      Балансовые  метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая  ресурсы по источника поступления, равна другой части, показывающей распределение (использование) по всем направления их расхода.
      В переходный период к рыночным отношениям усиливается роль прогнозных балансов, разрабатываемых на макроуровне: платежного баланса, баланса доходов и расходов государства, баланса денежных доходов  и расходов населения, сводного баланса трудовых ресурсов, балансов спроса и предложения. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности. Балансы применяются также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснования новых пропорций.
      Нормативный метод
      Нормативный метод является одним из основных методов прогнозирования и планирования. В современных условиях ему стала придаваться особая значимость в связи с использованием ряда норм и нормативов в качестве регуляторов экономики. Сущность нормативного метода заключается в технико-экономическом обосновании прогнозов, планов, программ с использованием норм  и нормативов. С их помощью обосновываются важнейшие пропорции, развитие материального производства и не производственной сферы, осуществляется регулирование экономики.
Точность  прогнозов
      Основными критериями при оценке эффективности модели, используемой в прогнозировании, служат точность прогноза и полнота представления будущего финансового состояния прогнозируемого объекта. Вопрос с точностью прогноза несколько более сложен и требует более пристального внимания. Точность или ошибка прогноза - это разница между прогнозным и фактическим значениями. В каждой конкретной модели эта величина зависит от ряда факторов.
      Чрезвычайно важную роль играют исторические данные, используемые при выработке модели прогнозирования. В идеале желательно иметь большое количество данных за значительный период времени. Кроме того, используемые данные должны быть "типичными" с точки зрения ситуации. Стохастические методы прогнозирования, использующие аппарат математической статистики, предъявляют к историческим данным вполне конкретные требования, в случае невыполнения которых не может быть гарантирована точность прогнозирования. Данные должны быть достоверны, сопоставимы, достаточно представительны для проявления закономерности, однородны и устойчивы.
      Точность  прогноза однозначно зависит от правильности выбора метода прогнозирования в  том или ином конкретном случае. Однако это не означает, что в  каждом случае применима только какая-нибудь одна модель. Вполне возможно, что в  ряде случаев несколько различных моделей выдадут относительно надежные оценки. Основным элементом в любой модели прогнозирования является тренд или линия основной тенденции изменения ряда. В большинстве моделей предполагается, что тренд является линейным, однако такое предположение не всегда закономерно и может отрицательно повлиять на точность прогноза. На точность прогноза также влияет используемый метод отделения от тренда сезонных колебаний - сложения или умножения. При использовании методов регрессии крайне важно правильно выделить причинно-следственные связи между различными факторами и заложить эти соотношения в модель.
      Прежде  чем использовать модель для составления  реальных прогнозов, ее необходимо проверить  на объективность, с тем чтобы  обеспечить точность прогнозов. Этого можно достичь двумя разными путями:
      Результаты, полученные с помощью модели, сравниваются с фактическими значениями через  какой-то промежуток времени, когда  те появляются. Недостаток такого подхода  состоит в том, что проверка "беспристрастности" модели может занять много времени, так как по-настоящему проверить модель можно только на продолжительном временном отрезке.
      Модель  строится исходя из усеченного набора имеющихся исторических данных. Оставшиеся данные можно использовать для сравнения  с прогнозными показателями, полученными с помощью этой модели. Такого рода проверка более реалистична, так как она фактически моделирует прогнозную ситуацию. Недостаток этого метода состоит в том, что самые последние, а, следовательно, и наиболее значимые показатели исключены из процесса формирования исходной модели.  
 В свете вышесказанного относительно проверки модели становится ясным, что для того, чтобы уменьшить ожидаемые ошибки, придется вносить изменения в уже существующую модель. Такие изменения вносятся на протяжении всего периода применения модели в реальной жизни. Непрерывное внесение изменений возможно в том, что касается тренда, сезонных и циклических колебаний, а также любого используемого причинно-следственного соотношения. Эти изменения затем проверяются с помощью уже описанных методов. Таким образом, процесс оформления модели включает в себя несколько этапов: сбор данных, выработку исходной модели, проверку, уточнение - и опять все сначала на основе непрерывного сбора дополнительных данных с целью обеспечения надежности модели.
 

1.3 Прогнозирование  и планирование  на макро и микро  уровнях 

      В условиях нестабильной экономики особая значимость должна придаваться макроэкономическому прогнозированию и планированию. Приставка «макро» означает, что прогнозирование и планирование отнесено к высшему уровню государственной структуры управления, а в качестве его объекта используется экономическая система в целом, национальная экономика. Субъектами макроэкономического прогнозирования и планирования являются центральные планирующие органы.
     Информационной  базой для финансового планирования на макроуровне являются прогнозы социально-экономического развития (страны или региона), программы, национальные проекты, бизнес-планы. В  то же время в процессе финансового  планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития регионов, отраслей, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций.
     Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчётный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета.7
     В этой связи финансовое планирование на макроуровне можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов.
     Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики государства, обеспечение устойчивых темпов экономического роста.
     Следовательно, финансовое планирование создаёт условия  для реализации финансовой политики государства. Посредством финансового  планирования намечаются пропорции распределения финансовых ресурсов и их планомерного использования на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются соотношение между объёмом и темпами роста ВВП и консолидированного бюджета страны, между объёмом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределении средств. При помощи финансового планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разного уровней, государственных внебюджетных фондов; создаёт предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства.
     Можно сделать вывод, что финансовое планирование на макроуровне представляет совокупность мероприятий, проводимых органами государственной  власти и местного самоуправления по планомерному формированию и использованию  денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, документах, определяющих финансовую политику.8
     Цель  финансового планирования на макроуровне  – обеспечение финансовыми ресурсами (по объёму, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития и с учётом рыночной конъюнктуры, тенденций развития.
     Она реализуется на основе использования  распределительной функции финансов, позволяющей устанавливать научно обоснованные пропорции при определении источников и планировании объёмов финансовых ресурсов, направлений их использования. Данные пропорции находят выражение в конкретных финансовых показателях, объединяемых субъектами финансового планирования в единый документ – финансовый план. Необходимость расчета плановых финансовых показателей и составления финансовых планов связана с тем, что натуральные показатели не отражают экономической эффективности заданий бизнес-планов и социально-экономических прогнозов, не позволяют определить затраты на производство ВВП на всех уровнях хозяйственной деятельности, а также охарактеризовать все процессы производства, распределения и потребления. Решить эти задачи могут только показатели, полученные в процессе финансового планирования. Таким образом, его результатом являются составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение разделов целевых программ.
      На  микроуровне – уровне предприятия, организации (фирмы) объектами прогнозирования и планирования являются: спрос, производство продукции (выполнение услуг), потребность в материальных и трудовых ресурсах, издержки производства и реализации продукции, цены, доходы предприятия, его техническое развитие. Результаты прогнозов являются основой для принятия управленческих решений.
      Субъекты  прогнозирования  и планирования – планово-финансовые органы предприятия, маркетинговые и технические отделы.
      Планы-прогнозы разрабатываются как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям: цехам, участкам, службам.
      На  предприятии различают следующие  виды планов:
      Стратегические  планы - планы генерального развития бизнеса. В финансовом аспекте эти планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Стратегические планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для функционирования предприятия.
      Текущие планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации. Если стратегический план дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования, изучается эффективность каждого возможного источника финансирования, а также проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия и путей получения дохода.
      Оперативные планы - это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы (план производства, план закупки сырья и материалов и т.п.).
      Прогнозирование будущего развития предприятия –  самый значительный и сложный  этап подготовки бизнес-плана, поскольку на основе результатов прогнозных расчетов будущего изменения рынка, издержек, цен, прибыли определяются рамки проекта и требуемые ресурсы.
      При прогнозировании финансовых показателей  целесообразно использовать систему  методов: экспертные оценки, методы экстраполяции, факторные модели, методы оптимизации, нормативный метод. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Виды и сферы  применения финансовых прогнозов.
      2.1. Сферы применения  и этапы  финансовых  прогнозов.
      Рассмотрим  специфику  сфер применения и этапов финансового прогнозирования на различных экономических уровнях.
      Использование материальных и нематериальных ресурсов в условиях товарно-денежных отношений сопровождается движением денежных средств, в процессе которого осуществляются экономические операции между субъектами экономических отношений. Такие операции в большинстве случаев представляют собой обмен товаров и услуг на финансовые активы (продажа за деньги) или финансовых активов на другие финансовые активы (продажа ценных бумаг за деньги).
      Совокупность экономических операций за некоторый период времени обозначается как поток. Применяется также термин запас (ресурс), отражающий остаточную величину какого-либо показателя на данный момент времени. Потоки рассматриваются как нефинансовые (реальные) и финансовые.
      Нефинансовые  потоки относятся к операциям, которые совершаются в процессе производства, приобретения товаров или услуг; финансовые включают в себя изменения в финансовых активах и пассивах.
      В условиях функционирования командно-административной системы движение товарных и денежных потоков рассматривалось через призму жесткой плановой организации процесса воспроизводства. Рыночным отношениям присуще более свободное движение товаров, услуг, капитала, рабочей силы. Перераспределение средств из отрасли в отрасль осуществляется через рынок финансовых ресурсов.
      Рынок финансовых ресурсов выполняет множество  различных функций Основные из них  — перемещение финансовых ресурсов из одной отрасли в другую и  обеспечение тем самым структурных  пропорций и балансов и их движение к более эффективным сферам применения.
      Из  вышесказанного можно сделать вывод, что финансы  — это система  экономических отношений по поводу образования, распределения и использования денежных средств всеми субъектами хозяйствования (экономическими единицами), или совокупность экономических операций, связанных с изменениями в активах и пассивах денежных средств.
      Финансовые  ресурсы характеризуют финансовое состояние экономики и одновременно являются источником ее развития. Различают централизованные (на уровне государства) и децентрализованные (на уровне предприятий, организаций, объединений) финансовые ресурсы. Эффективное управление финансовыми ресурсами требует их прогнозирования и планирования. В мировой практике при прогнозировании финансов широкое распространение получили методы экспертных оценок, экстраполяции и моделирования. В моделях используются два вида переменных: экзогенные и эндогенные.9
      Разрабатываемые финансовые планы-прогнозы (программы) представляют собой комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных макроэкономических целей. Формирование финансового плана включает расчет итоговых показателей на конец периода по основным секторам экономики.
        На первом этапе формирования финансового плана разрабатывается так называемая базисная программа, которая основывается на допущении, что экономическая политика страны не будет подвергаться изменениям. Цель базисной программы состоит в том, чтобы дать ответ на вопрос, решаются ли существующие проблемы сами по себе, остаются в прежнем виде или обостряются.
      На  втором этапе рассматриваются изменения экономической политики с учетом специфики того или иного периода в зависимости от политики государства. Эта процедура является базой для подготовки нормативной программы, которая должна быть основана на использовании определенного комплекса мероприятий, разработанных для достижения требуемых целей. Сравнение базисной и нормативной программ позволяет судить об ожидаемых результатах осуществления данного комплекса мероприятий. 

      Процесс разработки финансового плана можно  представить в следующем виде:
      оценка экономических проблем;
      формулирование целей и разработка комплекса мер;
      подготовка прогнозов для отдельных секторов (отраслей) экономики;
      анализ целесообразности дополнительных ресурсов, потребности в них и определение их источников.
      Система финансов должна обеспечить расходы  на производство валового внутреннего (национального) продукта Y в виде средств на потребление. С, инвестиций I, государственных закупок G, расходов на торговлю с внешним миром (чистый экспорт Е - М), т.е.
      Y =  C + I + G +  (E-M)
      На  базе ориентированных целей и  мероприятий можно осуществить прогноз макроэкономических параметров на рассматриваемый период.
      Изучение  динамики показателей, определение  мер и целей, разработка планов с  учетом внутреннего состояния экономики и внешнеэкономических перспектив, рассмотрение планов отдельных отраслей и их взаимоувязка, установление предельных значений денежных ограничений — все это непрерывная цепь итераций по разработке оптимального варианта финансового плана в целях обеспечения воспроизводственных процессов в экономике. 10
         2.2. Виды финансовых  прогнозов.
      2.2.1. Сводный баланс  финансовых ресурсов, его содержание  и методика разработки.
      Для осуществления государством своих  функций по регулированию финансовых ресурсов необходимо располагать информацией о финансовых потоках в экономике, которые формируют ресурсы финансов. Такую информацию может предоставить сводный финансовый баланс, при составлении которого даются характеристика объема средств, их распределения и использования, оценка финансовых взаимоотношений между секторами экономики. Это позволяет определить тенденции и закономерности, складывающиеся в финансовых взаимоотношениях между секторами экономки, оценить эффективность налоговой и кредитной политики государства.
      Сводный финансовый баланс (в  ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) — 1) Сводный финансовый баланс Российской Федерации - документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики. 2) Сводный финансовый баланс Российской Федерации составляется в целях оценки объемов финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. 3) Порядок разработки сводного финансового баланса Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
     Финансовые  ресурсы экономики формируются  как совокупность финансовых ресурсов секторов. Они создаются преимущественно в нефинансовом и финансовом секторах и выступают в форме прибыли, дохода и амортизационных отчислений. Финансовые ресурсы нефинансового сектора могут быть пополнены за счет субсидий государства, кредитов банков. В качестве привлеченных средств финансовых учреждений могут выступать средства государственного бюджета в форме капитальных вложений государственным учреждениям, средства предприятий, населения.
      Финансовые  ресурсы сектора государственных  учреждений формируются за счет централизованных средств государственного бюджета, ресурсов фондов социальной защиты населения, занятости и прочих внебюджетных фондов. Основным источником финансовых ресурсов государства являются налоги.
      В секторе экономики "Домашние хозяйства" в финансовые ресурсы включаются доходы, получаемые от ведения домашних хозяйств, индивидуального предпринимательства, собственности в форме дивидендов и процентов и др.
      Финансовые  ресурсы сектора "Остальной мир" формируются из доходов, получаемых от экспорта продуктов и услуг, субсидий на производство и импорт, предпринимательского дохода, дохода от собственности, других доходов и поступлений.
      Использование финансовых ресурсов государственного сектора осуществляется через расходные  части государственного бюджета и внебюджетных фондов.
      В секторе домашних хозяйств предусматривается  расходование финансовых средств на уплату налогов (подоходного, земельного, на недвижимость), обязательных платежей, добровольных взносов, на прирост вкладов, приобретение ценных бумаг и потребление. Эти параметры представляют собой статьи расходной части баланса денежных доходов и расходов населения.
      Финансовые  ресурсы сектора "Остальной мир" используются на уплату налогов на производство и импорт, конечное потребление домашних хозяйств, находящихся за границей, на долгосрочные вложения в производство и расходы, связанные с отчуждением доходов от собственности
      В формировании сводного финансового  баланса государства особое значение имеет денежно-кредитный баланс. Реально формирующиеся в народном хозяйстве доходы становятся финансовыми ресурсами и могут быть использованы в этом качестве лишь в том случае, если они представлены соответствующими денежными средствами. Поэтому динамика денежной массы в обращении должна соответствовать динамике изменения финансовых ресурсов.
      "Денежный  голод", или несоответствие денежной  массы объемам доходов, обостряет  кризисные явления и стимулирует  падение производства к уровню, адекватному имеющейся денежной массе.
      2.2.2. Прогнозирование  финансового бюджета.
      Центральное место в системе финансовых балансов занимает государственный бюджет. Он, в отличие от сводного финансового баланса, ежегодно утверждается в виде закона и представляет собой систему экономических отношений по планомерному формированию и использованию централизованного фонда денежных средств государства. Государственный бюджет состоит из централизованного и местных бюджетов, которые включают бюджеты областей, районов, городов, поселков. Кроме государственного бюджета к централизованным государственным фондам относятся и внебюджетные централизованные фонды, перечень и условия, формирования которых могут пересматриваться.11
      По  форме государственный бюджет представляет собой баланс, доходной частью которого являются налоги, неналоговые поступления, а расходной — затраты на социальные услуги, хозяйственные нужды (дотации предприятиям, субсидии, расходы на осуществление государственных программ), расходы на содержание органов государственной власти и управления, платежи по государственному долгу и др.
      Обладая возможностью устанавливать условия налогообложения (налоговые ставки и виды налогов), государство может активно воздействовать на объемы совокупного спроса и предложения.
      Концепция государственного баланса предусматривает  равенство сумм всех государственных расходов и доходов. Однако на практике часто расходная часть бюджета превышает размер доходов. Важно не допустить чрезмерного разрыва между ними и предусмотреть возможные резервы для его ликвидации. Обычно источники покрытия дефицита разделяются на внутренние и внешние займы. Совокупный дефицит, который устраняется за счет внешних займов, оценивается в зависимости от того, каким образом планируется использовать такие средства. Внешний заем, идущий на увеличение расходов внутри страны, будет иметь стимулирующее воздействие на экономику страны. Если же внешний заем ведет к увеличению расходов за рубежом, он не будет оказывать немедленного воздействия на внутренний спрос.
      К внутренним источникам финансирования относятся займы у центрального банка, коммерческих банков и небанковского сектора. Чистый заем (разница между совокупной суммой займов и суммой возврата по ним или обратного займа) у центрального банка увеличивает объем денежной массы.
      Государственный бюджет играет главную роль в определении экономических факторов, влияющих на совокупный выпуск и доход. Следовательно, необходимы прогнозы доходов, расходов и отдельных финансовых статей, формирующих бюджет. При прогнозировании доходов можно применять методы экстраполяции, однако результаты таких расчетов могут быть весьма неточными, так как базируются на основе прошлого развития без учета эволюции налоговой базы. Более надежный прогноз достигается построением функциональных зависимостей. Такие построения требуют принятия решения о степени дезагрегированности, а также выбора соответствующих расчетных налоговых баз. Необходимо проанализировать различия между основными налоговыми категориями, дезагрегировать группу налогов в случае, если их базы принципиально различны.
      Для налога на добавленную стоимость налоговой базой является величина добавленной стоимости, на прибыль — сумма налогооблагаемой прибыли, акцизов — сумма продаж товаров, на которые установлен акциз, и т.д.
      Прирост суммы налогов может быть связан с ростом как налоговой базы, гак  и налогообложения (например, с увеличением ставок налогов). Первый вид изменений принято называть автоматическим эффектом, а второй — дискреционным.
      Автоматический  эффект измеряется при помощи коэффициента эластичности. Например, устанавливается cooi ношение темпов прироста налоговых доходов с темпами прироста ВВП. При этом принимается условие, что налоговая система не изменялась в течение сравниваемого периода. Для учета дискреционного влияния необходимо располагать информацией о том, в каком году были изменены налоговые системы, а также определить абсолютный размер влияния этих изменений на сумму налоговых доходов. Для этих целей применяется метод пропорциональных корректировок, основанный на данных о фактических налоговых поступлениях и расчетном уровне воздействия дискреционных мер. Неналоговые поступления обычно включают в себя доходы от пользования имуществом, пошлины и сборы. Прогноз их величины осуществляется аналогичным методом, а также на основе информации финансирующих организаций.
      В отличие от доходов государства при прогнозировании правительственных расходов существует гораздо меньше возможностей определить их урове
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.