На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Содержание и значение экономического анализа в управлении деятельностью предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Глава 1. Содержание и значение экономического анализа в управлении деятельностью предприятия. 

       1.1. Понятие экономического анализа  и анализа хозяйственной деятельности. 

       Термин  «анализ» происходит от греческого «analysis» и в переводе означает «разложение», «разделение». Следовательно, анализ в узком плане представляет собой разложение изучаемого объекта на составные части с целью изучения их самостоятельного функционирования.
       Под анализом в широком плане понимается метод научного исследования, способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
       В науке применяются различные  виды анализа: физический, математический, статистический, экономический и др. Экономический анализ носит в основном прикладной характер.
       В настоящее время следует различать  общетеоретический экономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на уровне общественно-экономической формации, на государственном уровне национальной экономики и ее отдельных отраслей (на макроуровне), и конкретно-экономический анализ, или анализ хозяйственной деятельности, который применяется для изучения экономики отдельных предприятий (на микроуровне).
       Анализ  хозяйственной деятельности представляет собой:
       - систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития предприятия;
       - функцию управления, которая обеспечивает эффективность принимаемых решений;
       - элемент в системе управления производством, связанный с поиском, измерением и обоснованием величины внутрихозяйственных резервов.
       Современное состояние экономического анализа  можно охарактеризовать как основательно разработанную в теоретическом плане науку. Ряд методик, созданных российскими учеными-экономистами, используется в управлении хозяйственной деятельностью на разных уровнях. Вместе с тем наука находится в состоянии развития. Ведутся исследования в области более широкого применения математических методов, ЭВМ, позволяющих оптимизировать управленческие решения. Идет процесс внедрения теоретических достижений отечественной и зарубежной науки в практику.
       Одним из новейших направлений в развитии теории и практики анализа хозяйственной деятельности за рубежом является контроллинг, который определен как концепция информации, управления и регулирования бизнеса. С точки зрения предприятия контроллинг определяют как систему управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности.
       В зависимости от вида деятельности, размеров предприятия и его управленческой структуры существуют различные подходы к системе организации контроллинга. Например, на крупных и средних предприятиях руководитель службы контроллинга (контроллер) — это коммерческий директор предприятия, которому подчинены отделы и службы внешнего учета (производственная и финансовая бухгалтерия, ревизия, страхование, организация производства) и, зачастую, информационно-вычислительные центры. На небольших предприятиях главный контроллер является руководителем предприятия или главным менеджером, а основная служба контроллинга — это бухгалтерия.
       Основная  задача контроллеров заключается в  поиске и предложении идей, позволяющих предприятию повысить экономическую эффективность хозяйственной деятельности.
       Экономический анализ сформировался в результате разделения наук, вызванного их чрезмерной специализацией. В настоящее время экономический анализ является самостоятельной наукой. Но очевидна его связь и с другими науками: бухгалтерским учетом, статистикой, математикой, планированием, менеджментом, маркетингом.
       Основным  поставщиком информации для целей  экономического анализа является бухгалтерский (управленческий, налоговый) учет и статистика. Помимо получения информации экономический анализ заимствует у статистики некоторые приемы обработки информации (методы корреляции и регрессии, метод группировок, индексный метод).
       Использование математических методов в экономическом  анализе позволяет формировать модель экономического процесса и изучать функциональные зависимости между отдельными элементами этого процесса.
       Принятие  оптимальных решений невозможно без проведения комплексных исследований как в рамках предприятия, так  и в рамках окружающей его среды, которая является, с одной стороны, поставщиком ресурсов для его деятельности, с другой стороны, потребителем его продукции. Окружающая среда создает также определенные условия для функционирования предприятия. В связи с вышеизложенным, экономический анализ является и обеспечивающей базой маркетинга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.2. Предмет, объект, задачи и принципы анализа хозяйственной деятельности. 

       Под предметом экономического анализа традиционно понимается вся доступная исследованию реальность, принятая в совокупности предметов и явлений, находящихся в тех или иных связях друг с другом и постоянном движении и развитии.
       Предметом экономического анализа на микроуровне (анализа хозяйственной деятельности) являются определенные результаты хозяйственной  деятельности, складывающиеся под воздействием объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов.
       Объективные факторы, воздействующие на хозяйственную  деятельность предприятия, связаны с действием экономических законов. К ним можно отнести спрос и предложение, цены, тарифы и др. Субъективные факторы связаны с конкретной деятельностью человека и целиком зависят от него. К ним можно отнести непосредственное ведение хозяйственной деятельности, ритмичное и полное выполнение бизнес-планов, организацию производства, финансовую деятельность и др.
       Необходимо  отметить, что объекты анализа хозяйственной деятельности, напрямую зависят от целей анализа. Так, с одной стороны, объектом анализа хозяйственной деятельности может быть предприятие в целом или его отдельные производственные подразделения. С другой стороны, объектом анализа хозяйственной деятельности являются экономические процессы и явления, происходящие на предприятии и находящие отражение в конкретных показателях. Например, объем производства и реализации, себестоимость продукции или услуг, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия и др.
       Анализ  хозяйственной деятельности состоит  из двух взаимосвязанных разделов: управленческий анализ и финансовый анализ. Поэтому задачи анализа меняются в зависимости от его вида.
       Управленческий  анализ предполагает следующие задачи:
       - повышение научно-экономической обоснованности нормативов;
       - объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов;
       - определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
       - выявление и подсчет внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;
       - оценка управленческих решений.
       Основные  задачи финансового анализа:
         -своевременное выявление недостатков в финансовой деятельности предприятия;
       -поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия;
       -прогнозирование возможных финансовых результатов деятельности предприятия, учитывая наличие собственных и заемных ресурсов;
       -разработка моделей финансового состояния предприятия
       -при разнообразных вариантах использования ресурсов;
       -разработка мероприятий, направленных на укрепление финансового состояния предприятия.
       Содержание  анализа хозяйственной деятельности вытекает из функций и задач, которые он выполняет в системе других экономических наук, связанных с исследованием тенденций хозяйственной деятельности.
       Анализ  хозяйственной деятельности должен отвечать ряду принципов, следование которым позволяет провести его качественно, быстро, системно. Приведем основные принципы анализа:
       1. Анализ должен базироваться на государственном подходе, то есть при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйственной деятельности необходимо учитывать их соответствие экономической, социальной, экологической, международной политике государства и законодательству.
       2. Анализ должен носить научный  характер, то есть учитывать требования  экономических законов развития  производства, использовать достижения НТП, новейшие методы экономических исследований.
       3. Анализ должен быть комплексным, то есть охватывать все звенья предприятия и все стороны хозяйственной деятельности.
       4. Анализ должен обеспечивать системный  подход, то есть изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов.
       5. Анализ должен быть объективным,  конкретным, точным, то есть должен  основываться на достоверной,  проверенной информации и реально отражать объективную действительность.
       6. Анализ должен быть действенным, то есть активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе предприятия и его структурных подразделений.
       7. Анализ должен проводиться по  плану, то есть необходимо планировать аналитическую работу на предприятии, распределять обязанности по ее выполнению между исполнителями и осуществлять контроль за ее проведением.
       8. Анализ должен быть оперативным,  что означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь.
       9. Анализ должен отвечать принципу  демократизма, что предполагает участие в его проведении широкого круга работников предприятия.
       10. Анализ должен быть эффективным, то есть затраты на его проведение должны давать многократный эффект. 
 
 

       1.3. Виды анализа хозяйственной деятельности. 

       В экономической литературе анализ хозяйственной  деятельности классифицируется по разным признакам (табл. 1).
       Таблица 1
       Классификация видов анализа хозяйственной  деятельности 

Классификационный признак Вид анализа        Назначение
1.Отраслевой признак Отраслевой Проводится  с учетом специфики отдельных отраслей экономики
 
        
Межотраслевой Применяется во всех отраслях национальной экономики
2. Признак времени  
        
 
        
         Предварительный (прогнозный)
Проводится  до осуществления хозяйственных операций для обоснования управленческих решений и плановых заданий
  Последующий (ретроспективный)
Проводится  после совершения хозяйственных операций для оценки результатов деятельности предприятия. Подразделяется на оперативный (ситуационный) и итоговый (заключительный)
3.Пространственный признак Внутрихозяйственный Изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений
  Межхозяйствен-ный В процессе анализа  сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий
4. По объектам управления Технико-экономический Изучает взаимодействие технических и экономических  процессов, их влияние на результаты хозяйственной деятельности
         Финансово-экономический Анализ финансовых результатов деятельности предприятия, финансового состояния предприятия
         Управленческий Проводится  в целях планирования, контроля и  принятия оптимальных управленческих решений
         Социально-экономический Изучает взаимосвязь  социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на результаты хозяйственной деятельности
         Экономико-статистический Применяется для  изучения массовых общественных явлений  на разных уровнях управления
         Экономико-экологический Исследует взаимодействие экономических и экологических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию
         Маркетинговый Применяется для  изучения внешней и внутренней среды  функционирования предприятия, разработки тактики и стратегии маркетинговой  деятельности
5. По методике изучения объектов Сопоставительный Применяется для  сравнения отчетных показателей  с показателями плана, данными прошлых  лет, передовых предприятий
         Факторный Направлен на выявление  величины влияния факторов на прирост  и уровень результативных показателей
         Функционально-стоимостной Представляет  собой метод выявления резервов и предупреждения лишних затрат в  процессе производства продукции, оказания услуг
         Маржинальный Представляет  собой метод оценки и обоснования  эффективности управленческих решений в бизнесе на основании взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные
         Экономико-математический Применяется для  выбора наиболее оптимального варианта решения экономической задачи, выявления резервов повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов
6. По субъектам (пользователям)  анализа Внутренний Проводится  непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления хозяйственной деятельностью
         Внешний        Проводится  на основании финансовой и статистической отчетности внешними организациями (банками, акционерами, инвесторами и др.)
7. По охвату изучаемых
объектов
Сплошной Проводится  по результатам обследования всех без исключения объектов
 
        
Выборочный Проводится  по результатам обследования только части объектов
8. По содержанию программы Комплексный В процессе анализа  деятельность предприятия изучается всесторонне
 
        
Тематический В процессе анализа  изучаются только отдельные стороны хозяйственной деятельности предприятия, представляющие в определенный момент наибольший интерес
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       1.4.Организация  и информационное обеспечение  анализа хозяйственной деятельности. 

       Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы:
       1. Выделение объектов анализа.
       2. Планирование аналитической работы.
       3. Информационное и методическое  обеспечение анализа.
       4. Аналитическая обработка полученной  информации.
       5. Оформление результатов анализа.
       6. Разработка рекомендаций по результатам  анализа и контроль за их внедрением на предприятии.
       На  крупных промышленных предприятиях организацию и управление аналитической работой осуществляет главный экономист или заместитель директора по экономическим вопросам. На средних и мелких предприятиях возглавляет аналитическую работу начальник планового отдела или главный бухгалтер. Иногда для проведения комплексного анализа хозяйственной деятельности на предприятии или в качестве независимых экспертов и консультантов привлекаются специализированные организации (например, консалтинговые или аудиторские фирмы).
       Источники информации, которые используются при  проведении анализа хозяйственной деятельности, можно подразделить на плановые, учетно-отчетные и внеучетные.
       Плановые  источники включают в себя различные  планы, нормы и нормативы, сметы, ценники, проектные задания.
       К учетно-отчетным источникам следует  отнести данные бухгалтерского, статистического и оперативно-технического учета и отчетности.
       Внеучетные источники информации — федеральные законы и другие официальные документы, хозяйственно-правовые документы, материалы ревизий, аудиторских проверок, материалы производственных совещаний, собраний трудового коллектива, заседаний совета директоров, техническая и технологическая документация, средства массовой информации и пр.
       Совокупность  информационных потоков, исходящих  из разных источников, можно определить как систему экономической информации, основными принципами создания которой должны являться полезность, объективность, единство и оперативность.
       В системе экономической информации для целей анализа отдельно можно выделить микроуровневую маркетинговую систему информации. Основной задачей этой системы является наблюдение за рынком в целях обеспечения соответствия предприятия рыночным условиям, поэтому она включает в себя:
       - информацию о внутрифирменных информационных потоках;
       - информацию о состоянии рынка;
       - маркетинговые наблюдения и анализ (для изучения конкретных проблем маркетинга);
       - систему поддержки маркетинговых решений (применение экономико-математического моделирования).
       Пользователями  информации о состоянии хозяйственной  деятельности предприятия могут быть следующие группы лиц:
       - руководители предприятия, которые на основе этой информации обеспечивают эффективное управление предприятием и принимают действенные управленческие и плановые решения;
       - акционеры (владельцы) предприятия, которые на основе этой информации оценивают, насколько эффективно и прибыльно ведется хозяйственная деятельность предприятия;
       - коммерческие партнеры предприятия (например, поставщики или покупатели), которые на основе этой информации оценивают надежность предприятия (как поставщика), а также его платежеспособность (как покупателя);
       - кредиторы предприятия, которые на основе этой информации оценивают кредитоспособность предприятия (возможность выплачивать проценты и в конечном счете погасить ссуду);
       - налоговые службы, которые на основе этой информации получают данные о формировании у предприятия налоговой базы по тому или иному обязательному платежу (особенно по налогу на прибыль);
       - работники предприятия, которые на основе этой информации могут сделать вывод о перспективах каждого из них на данном предприятии (изменение заработной платы, получение социальных гарантий и льгот, возможность карьерного роста);
       - финансовые аналитики и консультанты, которые на основе этой информации могут разрабатывать рекомендации для предприятия по вопросам, касающимся его хозяйственной деятельности, для потенциальных инвесторов и партнеров предприятия;
       - общественность, которая на основе этой информации может оценить, как деятельность предприятия влияет на членов общества (например, в вопросах экологии, занятости, социальной политике).
       Эффективность аналитической работы может быть повышена посредством ее компьютеризации. К ряду достоинств применения ЭВМ для целей анализа относятся следующие:
       - сокращение сроков проведения анализа;
       - более полное использование информации;
       - точность расчетов;
       - постановка и решение многомерных задач. 
 
 
 
 

       Глава 2. Методы и инструменты экономического анализа хозяйственной деятельности. 

       2.1. Методика комплексного анализа  хозяйственной деятельности. 

       Развитие  и углубление анализа хозяйственной  деятельности являются необходимым условием стабильной работы предприятия и позволяют предвидеть хозяйственную и коммерческую ситуацию для достижения его конечной цели — получения максимальной прибыли. Цели, задачи и методику анализа целесообразно переориентировать на исследование таких сторон деятельности предприятия, которые приобретают особую важность в условиях рынка: конкуренция и обострение проблемы выживаемости, финансовая устойчивость и надежность предприятия как партнера. Поэтому в условиях рыночной экономики наибольший вес приобретают методы, направленные на прогнозирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия, на выработку мероприятий для принятия обоснованных управленческих решений.
       Под методикой в широком смысле обычно понимается совокупность способов и правил целесообразного выполнения какой-либо работы. В анализе хозяйственной деятельности методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа. Различают общую и частные методики. Общую методику понимают как систему исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов анализа во всех отраслях экономики. Частные методики конкретизируют общую в зависимости от отрасли экономики, типа производства или объекта исследования.
       Любая методика анализа содержит такие  моменты, как:
    цели и задачи анализа;
       - объекты анализа;
       - системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;
       - описание способов исследования изучаемых объектов;
       - источники данных для анализа;
       - указания по организации анализа;
       - указания по оформлению результатов анализа;
       - потребители результатов анализа.
       В качестве важнейшего элемента методики АХД выступают технические приемы и методы анализа. Среди них можно выделить традиционные и нетрадиционные.
       К традиционным методам и приемам можно отнести:
       - горизонтальный (трендовый) метод;
       - вертикальный (структурный) метод;
       - метод сравнения;
       - метод группировки;
       - балансовый метод;
       - графический метод;
       - методы и приемы факторного анализа.
       К нетрадиционным методам и приемам можно отнести:
       - методы и приемы функционально-стоимостного анализа;
       - методы и приемы маржинального анализа;
       - эвристические методы и приемы;
       - методы линейного программирования.
       Остановимся более подробно на характеристике некоторых  из них.
       Метод сравнения предусматривает сопоставление:
       - фактических значений показателей с плановыми для определения степени их выполнения;
         - отчетных показателей с такими же показателями за предшествующий период для определения размера, характера и темпов изменения анализируемых объектов;
       - достигнутых результатов со среднеотраслевыми показателями для определения места, занимаемого предприятиями в отраслевой группе и др.
       Метод группировки (аналитическая группировка  показателей) по определенным признакам применяется, когда изучаемая совокупность включает множество объектов.
       Балансовый  метод используется для определения суммарного влияния факторов на обобщающий показатель. Балансовое сопоставление влияния факторов производится при сравнении различных сторон одного и того же объекта. Этот способ является также средством счетной проверки правильности произведенных расчетов, так как нарушение равенства свидетельствует о наличии ошибки.
       Графический метод применяется в основном для того, чтобы сделать более выразительными и понятными тенденции и связи изучаемых показателей. Графическое изображение анализируемых показателей и процессов может быть линейным, столбиковым, круговым, объемным, координатным и др. График независимо от способа его построения должен соответствовать экономической сущности и направлению изменения отражаемых показателей, быть простым, точным, наглядным, масштабным, иметь объяснение смысла линий, расцветок, штриховок, названия показателей и т.д.
       Методы  линейного программирования применяются для решения многих экстремальных задач, которое сводится к нахождению максимума и минимума некоторых функций переменных величин. Методы линейного программирования основаны на решении линейных уравнений, когда зависимость между изучаемыми явлениями строго функциональна. В экономике с помощью этих методов может исчисляться оптимальная общая производительность оборудования, решаться задачи оптимального распределения имеющихся ресурсов, транспортные задач.
       Эвристические методы (методы «мозговой атаки», «мозгового штурма», «Дельфи») основаны на результатах опыта, интуиции, экспертных оценок и применяются как для количественного измерения текущих событий, так и для прогнозирования их дальнейшего развития.
       Отдельно  рассмотрим методики факторного, функционально-стоимостного и маржинального анализа и  методику выявления и подсчета резервов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.2. Методика факторного анализа 

       Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
       В анализе хозяйственной деятельности факторы — движущие силы, оказывающие положительное или отрицательное влияние на хозяйственные процессы и результаты хозяйственной деятельности.
       По  степени воздействия на результаты хозяйственной деятельности факторы делятся на основные и второстепенные. К основным относятся те факторы, которые оказывают решающее воздействие на результативный показатель. Второстепенными считаются те, которые не оказывают решающего воздействия на результаты хозяйственной деятельности в сложившихся условиях. Следует отметить, что один и тот же фактор в зависимости от обстоятельств может быть и основным, и второстепенным.
       Одним из способов систематизации факторов является создание факторных систем. Создать факторную систему — значит представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов, определяющих его величину и находящихся с ним в функциональной зависимости.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.