На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Место России на политической карте мира

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Место России на политической карте мира
Оглавление
    Введение
    Основная часть
      Глава 1. Экономико-географическое положение России
      Глава 2. Внешнеполитические связи России
          §1. Ближнее зарубежье
          §2. Восточная Европа
          §3. Страны Запада
          §4. Азия
          §5. Африка
          §6. Латинская Америка
      Глава 3. Развитие российской геостратегии
    Заключение
    Список литературы
 
     

 


    Введение 

     Имея  самую обширную территорию, невероятную  ресурсную базу и полтора десятка  соседей, Россия остаётся одним из ключевых игроков на международной политической арене. Процесс становления внешней политики России происходит на фоне динамичных, глобальных трансформаций, формулирующих мировой порядок. Её место на современной политической карте мире может быть определено путём полноценного анализа различных геополитических и экономико-географических аспектов.
     Кроме того, важную роль в определении  статуса государства на современной  мировой политической арене играет экономический потенциал страны. Распад СССР привёл к существенным изменениям в геополитическом раскладе международных сил. Россия потеряла выходы к Балтике и Черному  морю, шельфы Черного, Каспийского и  Балтийского морей, миллионы квадратных километров территорий, огромное количество населения, сухопутные выходы к Центральной  и Западной Европе, развитую сеть транспортной системы, тысячи метров линий электропередачи, труб, связи.
     Тем не менее, за последние два десятилетия  были предприняты многие действия для  укрепления суверенитета и приобретения статуса региональной державы, что  позволило преодолеть большую часть  проблем.
     Главной целью данного исследования является полноценный анализ геополитического и экономико-географического положения  России в мире, а так же перспектив их развития в будущем. Для достижения поставленной цели, были определены следующие  задачи:
      Проанализировать текущее геополитическое положение Российской Федерации, приведя фактические данные
      Дать оценку экономико-географическому положению России, исследовав статистические источники
      Исследовать внешнеполитические связи Российской Федерации по каждому региону отдельно
      На основе полученных результатов, определить сферы и весомость влияния России на международной арене
         Тема  исследования актуальна на современном  этапе, поскольку становление Российской Федерации как региональной державы  и влиятельного государства динамично развивается и ускоряется.
         Для выполнения поставленных задач и  достижения цели использовалась различная  научная литература и источники.
     Одной из самых важных монографий, использованных при написании работы, было исследование Яремчука Н.В., Суркова М.С. и Золотарева В.В1. Это исследование уделяет особое внимание анализу факторов производства и оценке перспектив развития промышленных регионов.
     Одним из главных источников, при написании  исследования, был электронный ресурс – портал Министерства Иностранных  Дел Российской Федерации2, на котором содержится большое количество важных уставных и концептуальных документов, принятых за последнее десятилетие. Кроме того, часто использовался новостной портал РИА Новости3. Благодаря этому порталу, исследование приобрело огромное количество статистических данных, на основе которых можно было делать анализ перспектив развития международных отношений.
     Исследование  структурировано таким образом, что первая часть его посвящена  мониторингу внешнеполитической деятельности РФ. Вторая часть уделяет всё своё внимание ЭГП России и концепциям геостратегии. Таким образом, из двух частей можно получить сбалансированную аналитическую информацию, на основе которой открываются дальнейшие перспективы развития внешнеполитических отношений России, а, соответственно, проанализировать настоящее положение России на политической карте мира. 
 

 


     Глава 1. Экономико-географическое положение России 

     Россия (Российская Федерация) – самое крупное  по площади государство на земном шаре (17,1 млн. км2). Располагается Россия в северной части материка Евразия. Европейская часть России (около 1/3 территории страны) занимает большую часть Русской (Восточно-Европейской) равнины, а также Урал, Предкавказье и северные склоны Большого Кавказа. Азиатская часть России (около 2/3 территории) включает Сибирь и Дальний Восток4.
     Протяженность России с запада на восток – 9 тыс.км. Крайняя западная оконечность находится  недалеко от г. Калининграда (19о38’ в.д.), а крайняя на материке восточная точка – мыс Дежнева (169о40’ з.д.). Но самая восточная точка территории РФ находится в Беринговом море на острове Ратманова (морская граница с США).
     Таким образом почти вся территория России расположена в восточном полушарии, лишь острова Врангеля и Чукотского полуострова относятся к западному полушарию.
     Протяженность страны с севера на юг составляет около 4 тыс. км. Северная материковая оконечность России (мыс Челюскин) находится на полуострове Таймыр (77о43’ с.ш. и 108о14’ в.д.). Самая же северная точка РФ (81о49’ с.ш.) расположена на острове Рудольфа в архипелаге Земля Франца-Иосифа. Крайняя южная точка России находится на гребне Главного Кавказского хребта (41о12’ с.ш.). Здесь же, на Кавказе, расположена самая высокая точка РФ – г. Эльбрус (5642 м.)
     Россия  имеет мощный и разнообразный  природно-ресурсный потенциал, способный  обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта. В стране открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. Она находится на одном из первых мест в мире по запасам природного газа, каменного угля, железных руд, ряда цветных и редких металлов, апатитов, торфа, а также занимает ведущее место по запасам земельных, водных и лесных ресурсов.
     Общая протяженность границ России составляет 58,6 тыс. км, при этом морские границы  почти вдвое больше сухопутных (около 40 тыс. км).
     Морские границы на севере и востоке страны проходят в 12 морских милях (22,7 км) от берега. В 200 морских милях (около 370 км) от берегов материка и островов располагается граница морской  экономической зоны РФ.
     Северные  границы страны полностью проходят по водам морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Кроме западной части Баренцева моря, куда проникает теплое Северо-Атлантическое течение, льды круглогодично присутствуют во всех арктических морях, поэтому судоходство здесь затруднено.
     В пределах Северного Ледовитого океана от берегов России до Северного полюса располагается российский сектор Арктики. Все острова этого сектора, за исключением нескольких островов архипелага Шпицберген, принадлежат России.
     Восточные границы России проходят по водам  морей Тихого океана: Берингова, Охотского, Японского. Ближайшими морскими соседями здесь являются Япония и США. Граница  с Японией проходит в проливе  Лаперуза, а с США – в Беринговом проливе между островами Ратманова (Россия) и Крузенштерна (США).
     На  западе морские границы России проходят по водам Балтийского моря, которые  соединяют нашу страну со многими  европейскими государствами.
     На  юго-западе морские границы проходят по водам Азовского и Черного  морей, где пограничными с Россией  являются Украина и Грузия. В Севастополе (Украина) размещаются корабли Черноморского  флота России (вопрос о разделе  Черноморского флота между Россией  и Украиной остается открытым).
     Граница с некоторыми странами ближнего зарубежья  проходит на юге по водам внутреннего  Каспийского моря.
     Протяженность сухопутных границ России около 20 тыс. км. После распада СССР у России формально не изменилось число соседей. Их четырнадцать (и еще морские  границы с США и Японией). В  пределах СССР страна граничила лишь с восемью зарубежными государствами. Остальные границы были внутренними  – 11 тыс. км (с Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Грузией, Азербайджаном  и др.) Теперь же это границы с  иностранными государствами.
     На  северо-западе Россия по суше граничит с Норвегией и Финляндией. Официально статус государственных получили границы  РФ с государствами Балтии – Эстонии, Латвией и Литвой. Вдоль западной и юго-западной границы России располагаются  Белоруссия и Украина.
     На  юге с Россией граничат Грузия, Азербайджан и Казахстан. Республики Алтай, Тува, Бурятия, а также Читинская  область, входящие в состав РФ, граничат с Монголией. Почти всюду граница  проходит по хребтам Алтая, Восточных  Саян и других гор. Ещё восточнее  Россия по рекам Аргунь, Амур и Уссури граничит с Китаем. На крайнем юго-востоке Приморский край РФ граничит с Корейской Народно-Демократической Республикой.
     Таким образом, большая часть границ России проходит по естественным рубежам: морям, горам, рекам. Часть из них затрудняют международные контакты (покрытые льдами моря, высокие горя и т.д.). Другие – речные долины, в том числе  пограничные реки, равнинные территории – благоприятствуют контактам с  соседями, позволяют прокладывать международные  сухопутные и речные трассы для осуществления  экономических связей.
     Задачей федерального уровня признана необходимость  интенсивного использования потенциала Евразийского положения России, превращения  его в экономический ресурс –  один из значительных источников доходной части бюджетов как Федерации, так и регионов, хозяйствующих субъектов, работающих в сфере транспорта и связанных с ней областях экономики.
     С распадом СССР образовались независимые  государства, в том числе, СНГ. Возможности  самостоятельного выхода России к основным торговым путям резко ограничились, особенно через Балтийское и Черное море, что сказалось на ухудшении геополитической ситуации, например, отрыв России от стран Балтии с ее крупными портами. На Балтике у РФ остался только один крупный порт – Санкт-Петербургский, а Выборгский и Калининградский – небольшие по мощности порты. Сегодня Санкт-Петербург – порт международного значения. Он обеспечивается системой внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга. В Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск и Туапсе – 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов. В связи с этим вопрос о большой эффективности использования портов внутренних морей: Азовского, Черного, Каспийского (порты Таганрог, Астрахань, Новороссийск). Сложившееся положение ограничивает морские связи со странами Запада через Балтийское и Черное моря. Но, вместе с тем, увеличивается значение северных портов. Северный выход связан с рискованным высокоширотным мореходством. Однако, надо увеличить пропускную способность портов на севере. Плавание по Северному морскому пути осуществляется в течение 4 месяцев. Он соединяет дальневосточные и европейские порты, а также устья судоходных рек Сибири. Почти при полном отсутствии других транспортных магистралей на северной Сибири для использования богатых природных ресурсов этих районов и их хозяйственного развития роль Северного морского пути неизменно будет возрастать. На Дальнем Востоке Россия не только унаследовала проблемы от СССР, но и приобрела новые. Очень слабо реализуется преимущество географического положения Дальнего Востока – его широкие выходы к морям Тихого океана. В АТР свыше 40 государств, поэтому необходимо использовать порт Владивосток (стал открытым порт Восточный). На данном этапе происходит реконструкция Калининградского порта. Порты Балтии используются слабо, следовательно страны Балтии не получают никого дохода.
     Экономико-географические и геополитические проблемы России связаны с эксплуатацией не только морских портов, но и железнодорожного транспорта на западе и пропускной способности железных дорог на востоке. Разрабатываются интересные проекты  транзитных связей через США и  Японию в Западную Европу с помощью  железных дорог, авиации и даже морских  путей. На западных границах СССР было 25 железнодорожных пересечений, а  Россия имеет только три: с Финляндией; из Калининградской области в  Польшу и далее в Брест – 620 км по территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт-Петербурга до Гродно на 2/3 проходящий по территории 3-х государств Балтии. На западе России возникло множество  транспортных, автодорожных и газопроводных  проблем. Перевозка по этим магистралям, идущим из России обходится дорого, так как, Россия вынуждена оплачивать все транспортировки. Около 70% внешней торговли приходится на страны Европы и 50% на страны ЕС5. К ним ведут морские пути через Балтийское море и сухопутные чрез границы к югу и северу от Балтии. При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими государствами.
     Одним из наиболее распространенных путей  реализации потенциала экономико-географического  и Евразийского геополитического положения  России в масштабе мирохозяйственной  системы является формирование международных, особенно трансконтинентальных, транспортных коридоров. Критерием рациональности использования столь специфического ресурса обычно является конкурентоспособность, экономическая отдача в широком  ее понимании (например, создание условий  освоения новых ресурсных баз  или решение проблем социально-экономического развития субъектов Федерации), национальная безопасность и политическая значимость России в мировом сообществе.
     Транспортные  системы РФ в постсоветском периоде  находятся в перманентной реорганизации, сочетающей поиск новых методов  хозяйствования и укрепления законодательной  и регулирующей базы. Проекты реорганизации  транспорта мало связаны как между  собой, так и с перспективами  развития остальных сфер экономики  регионов. Например, с выбором возможных путей освоения нефтегазовых ресурсов материковой части Тимано-Печорской провинции и шельфа Баренцева моря, реализации проекта “Северные ворота” и организации транспортных связей Норильско-Туруханского района (Красноярский север) связаны перспективы решения задачи поддержания в надлежащем состоянии западного сектора Северного морского пути (ледокольный и транспортный флот, режим продленной навигации и др.) – первого этапа возрождения Севморпути. В годы реформ принципиально изменились объем, состав грузов и условия организации транспортного процесса. Масштабы перевозок сократились с 6,6 млн. т до 1,5 млн. т. Норильский комбинат прекратил вывоз руды на предприятия Мурманской области и перешел на использование прямых рейсов судов между портом Дудинкой и портами Европы практически прекратился экспорт леса из Игарки, резко сократился объем “северного завоза”. Только интенсивное использование грузообразующего потенциала районов, тяготеющих к побережью Баренцева и Карского морей, может обеспечить работу атомных ледоколов, вызовет необходимость обновления грузового флота и сохранения режима продленной навигации. Залогом тому являются изменения географии добычи нефти и газа в России и переход на широкое использование морского флота для вывоза углеводородов на мировой рынок. Реализация концепции развития Норильского комплекса вызовет значительный поток нового оборудования, которое будет доставляться морем. Это позволит не только восстановить традиционную трассу СМП, но и подготовиться к следующему этапу решения стратегической задачи – освоению Высокоширотной трассы и формированию Арктического транспортного коридора между северными морями Тихого и Атлантического океанов6.
     Распад  Советского Союза в 1991 г. Привел к  образованию нового экономического сообщества – Содружества Независимых  Государств. В сентябре 1993 года двенадцатью  бывшими республиками был подписан договор о создании экономического союза.
     Российская  Федерация – крупнейшая суверенная республика в Содружестве Независимых  Государств не только по площади и  численности населения. Она обладает огромным природным, экономическим  и научным потенциалом. Россия играла ведущую роль в экономике бывшего  СССР. И в настоящее время ее роль в интеграции стран СНГ –  решающая. Внешнеторговый товарооборот России со странами СНГ в 2000 г. Составил 25,3 млрд. долл., и возрос по сравнению с 1992 г. в 2 раза. В то же время удельный вес государств Содружества в общем объеме товарооборота России с зарубежными странами составил лишь 19%. При этом экспорт продукции и услуг увеличился на 22,3% - с 11,2 до 13,7 млрд. долл. Объем импорта возрос за этот период почти в 2 раза и составил 11,6 против 6 млрд. долл. в 1992 г. В торгово-экономических взаимоотношениях России со странами СНГ основными партнерами остаются Украина, Казахстан, Белоруссия. На долю этих государств приходится 83,4% внешнеторгового товарооборота со странами СНГ, при этом в товарной структуре экспорта наибольший удельный вес приходится на топливно-энергетические ресурсы, хотя их поставки по сравнению в 1992 г. значительно сокращены. В структуре импортных товаров, поступающих в Россию из стран СНГ, преобладают продовольствие, сырье для пищевой промышленности, рудное сырье, металлопродукция и продукты нефтепереработки7.
     В производственно-экономическом смысле РФ сейчас оказалась державой иного  класса, иной категории. Глубокое падение  национального производства в нашей  стране в 1990-1997 гг. не могло не сказаться  на изменении соотношения валового внутреннего продукта (ВВП) России, США и других государств мира, в  т.ч. размера ВВП в расчете на душу населения. Валовой внутренний продукт России составил 692 млрд. долларов США в 1997 г., а в расчете на душу населения – 4700 долл. По последнему показателю РФ находится в четвертом десятке, уступая Аргентине, Мексике, Уругваю, Чили и ряду других развивающихся стран.
     Тем не менее наша страна как и ранее во много раз по экономическим показателям превосходит многие страны в мире. Ее производительные силы и экономический потенциал качественно отличаются от показателей развивающихся стран и принципиально не отличаются от таковых в странах Запада.
     Современное положение России благоприятствует укреплению внешнеэкономических связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, что позволит усилить позиции  страны и в Европе.
     Особое  значение для России имеют торгово-экономические  отношения с Китаем, которые, несмотря на имеющиеся трудности, развиваются  наиболее динамично. Объем торговли в 1999 г. составил 5,7 млрд. долл. Важное значение приобрела приграничная и межрегиональная торговля, за счет которой реализуется около 80% товарооборота. Большие возможности имеются для развития инвестиционного сотрудничества с Китаем, который проявляет значительный интерес к поставке из России комплектного оборудования для строительства объектов в области энергетики, угольной промышленности, металлургии и др. Российский экспорт в КНР включает самолеты, автомобили, сельскохозяйственную технику, горно- и нефтеперерабатывающее оборудование, оборудование для текстильной промышленности, продукцию химической промышленности, стальной прокат, древесину и др. Основными статьями российского экспорта в Китай остаются удобрения и черные металлы (50% общего объема российских поставок). Российский экспорт в Китай в 1999 г. составил около 3,5 млрд. долл. Одним из направлений сотрудничества, где Россия имеет значительные преимущества при сравнении с другими развитыми государствами, является экспорт энергии и энергоносителей. Между Россией и Китаем был заключен договор о сотрудничестве и строительстве нефте- и газопроводов из Сибири до Тихоокеанского побережья через Монголию. Важным объектом сотрудничества является строительство крупной АЭС на северо-востоке КНР. Большого эффекта можно ожидать от развития производственной кооперации между Китаем и Россией, особенно регионов Сибири и Дальнего Востока. Китай поставляет в Россию главным образом потребительские товары, продукты питания.
     Внешнеэкономические отношения с Японией осложняются  непростыми межгосударственными политическими  отношениями, связанными с претензией со стороны Японии на ряд российских островов Курильской гряды, а также  с внешним долгом, унаследованным Россией от бывшего СССР, частным  фирмам 1,5 млрд. долл. Доля России во внешней торговле с Японией не превышает 1%, что свидетельствует о слабом развитии взаимных связей. В экспорте России доля сырья превышает 50%, продукция низкой степени переработки – около 40%, тогда как на машины и оборудование приходится менее 1%. В российском импорте из Японии сохраняются низкая доля современного промышленного оборудования и других средств производства. Заметное место в российско-японских отношениях занимают региональные связи. Особенно активное участие в них принимают предприятия Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской, Амурской, Иркутской и Камчатской областей.
     Россия  стоит перед необходимостью глубоких преобразований, структурной перестройки  экономики и адаптации к современной  глобальной рыночной экономической  системе.
     Россия  представляет собой самый обширный регион всей Евразии. Страна обладает огромными ресурсами и емким  внутренним рынком. Освоение территории происходило асимметрично, существует значительный разрыв между ресурсной  базой на востоке и основной производственной базой в европейской части, представлены разнообразные природные и культурные ландшафты, велики контрасты между центром и периферией на всех уровнях.
     Геополитическое положение России изменилось в начале 90-х годов, после распада СССР, который обладал мощным экономическим  потенциалом, единым экономическим  организмом, своим территориальным  разделением труда и большим  размахом дальних связей, разрыв которых  оказался болезненным для всех. В  новых условиях перехода к новым  экономическим отношениям в значительной степени изменился характер межотраслевых  и межрайонных связей, в том  числе и между субъектами РФ.
     Основными факторами, влияющими на хозяйственную  специализацию территории являются: природные условия, наличие природных богатств, особенности географического положения, в том числе по отношению к транспортной сети, трудовые ресурсы, а также наличие на данной территории некоторых исторически сложившихся отраслей хозяйства, связанных с обычаями и традициями местного населения.
     Народное  хозяйство России включает в себя огромное количество предприятий и  учреждений. В прошедшие годы рыночного  реформирования экономики происходили  значительные изменения в отраслевой структуру промышленности, которые  выразились в значительном увеличении удельного веса добывающих отраслей (более 20%). На отрасли топливно-энергетического  комплекса приходится ныне около  трети всего объема промышленной продукции, а доля машиностроения и  металлообработки продолжает снижаться.
     На  нынешнем этапе Россия нуждается  в долговременной внутриэкономической  стратегии, от которой в свою очередь  зависит роль страны в мировой  экономике. Специфические особенности  сложившейся в России ситуации таковы, что переходу к устойчивому развитию должен предшествовать особый период, который охватывает выход из нынешнего  кризиса и преодоление ряда негативных явлений и процессов.
     Стабильность  и благополучие России, занимающей одну восьмую часть суши, - немалый  вклад в стабильность на всей планете. 

 


         Глава 2. Внешнеполитические связи России 

         §1. Ближнее зарубежье 

     Распад  СССР привел к существенным изменениям в геополитической раскладе международных сил. Эти изменения в целом неблагоприятны для России: по сравнению с Советским Союзом ее геополитические возможности сократились. После распада СССР в России осталось 17 из 22 млн. кв. км территории. Среди потерь: значительная утрата выходов к Балтике и Черному морю; в ресурсном отношении потеряны шельфы Черного, Каспийского, Балтийского морей; при сокращении территории протяженность границ увеличилась, к тому же Россия получила новые, не обустроенные границы.
     Численность населения современной Российской Федерации и занимаемая площадь  по сравнению с СССР уменьшилась  приблизительно в два раза. Также  потеряны прямые сухопутные выходы к  Центральной и Западной Европе, вследствие чего Россия оказалась отрезанной от Европы, не имея теперь непосредственных границ ни с Польшей, ни со Словакией, ни с Румынией, которыми располагал Советский Союз. На западной границе до распада СССР имелось 25 железнодорожных переходов, современная же Россия располагает всего одним - из Калининградской области в Польшу. Главные перевалочные железнодорожные узлы находятся на территории Белоруссии, Украины и Молдовы.
     Отношения между Россией и государствами-соседями складываются под влиянием многих факторов. Важную роль, несомненно, играет экономический градиент на границах. Если Россия выйдет из глубокого кризиса, а позиции рубля по отношению к валютам окружающих стран укрепятся, это станет сильнейшим фактором притяжения к ней республик постсоветского пространства. Улучшение отечественной экономической ситуации повлечет за собой и новое усиление демографического "давления" на Россию с юга, добавляя потоки экономических мигрантов к несколько сократившемуся исходу в Россию беженцев и вынужденных переселенцев.
     Однако  отношения России с ее соседями определяются далеко не только и не столько экономическими факторами. Главное в том, что между странами, столетиями входившими в состав единого государства, сформировались культурные и гуманитарные связи с их реальным долговременным характером. Эти связи определяются в том числе многомиллионными русскими и иными меньшинствами, оказавшимися за пределами России, других своих титульных государственных образований в результате распада СССР.
     Гуманитарные  связи между Россией и ближним  зарубежьем нельзя, разумеется, "измерить" только долей этнических русских. Они  во многом определены использованием русского языка и распространением русской или, точнее сказать, общероссийской в широком смысле культуры. Соотношение между этнической и политической идентичностью, так называемым родным языком и предпочитаемым языком общения весьма сложно и противоречиво.
     Несмотря  на сложность этнического и религиозного состава населения и многообразие его идентичностей, политические элиты  в странах-соседях встали на путь строительства национальных государств по моделям прошлого века, опирающихся на титульное население и обеспечивающих ему соответствующие привилегии. Для этого руководству новых стран приходится решать трудные задачи. Лидерам постсоветских государств нужно сформировать новые политические идентичности.
     Вместе  с тем отношение значительной части населения многих регионов СНГ к России остается положительным. В Украине 61% респондентов позитивно  относится к России (у нас этот показатель — 53%)8. Свыше трети украинских граждан хотели бы жить вместе с россиянами в одном государстве, а абсолютное большинство во всех районах страны выступает за прозрачные границы с Россией — без визовых и таможенных ограничений. Из России Украина получает более 30% импорта готовой продукции, и наша страна до сих пор является основным импортером украинской продукции (21% Украинского экспорта)9. Поэтому руководство Украины объективно вынуждено искать компромисс между тем, как его действия будут оценены западными партнерами и повлияют на перспективы интеграции страны в Европу, и тем, как они воспринимаются в России.
     Под воздействием комплекса политических, экономических и социокультурных факторов в последние годы наметилась дифференциация отношений России с бывшими советскими республиками. Выделяются несколько уровней этих связей.
     Самое интенсивное взаимодействие развивается  в рамках двойки - России и Белоруссии — единственное государство СНГ, которое открыто заявляет о своем союзе с Россией и возможности самой тесной интеграции. В декабре 1999 г. подписан и ратифицирован обеими палатами российского парламента договор о создании Союза России и Белоруссии, который видится многим как новое интеграционное образование на развалинах бывшего СССР10.
     На  следующем уровне находится "пятерка", которая, помимо России и Белоруссии, вобрала Казахстан, Киргизстан и Таджикистан. В марте 1996 г. эти страны (кроме Таджикистана) подписали Договор о создании Сообщества суверенных республик, символизирующий их более тесную интеграцию. Позднее они заключили между собой Таможенный союз.
     Отношения внутри "пятерки" непросты, поскольку  многие договоренности существуют лишь на бумаге, и не все ее участники  делают однозначную ставку на союз с Россией. Причем движение между Россией и ее партнерами по "пятерке" в значительной степени односторонне": российские руководители посещают эти государства заметно реже, что подчеркивает различия в геополитическом статусе. Существование "пятерки" позволяет укрепить позиции России в Азии — не случайно входящие в нее страны центральной азии участвовали в крупной российско-китайской геополитической инициативе.
     Особую  роль играет вхождение в пророссийский геополитический блок политически нестабильного пока Таджикистана. Его власти демонстрируют возрастающий интерес к России, которая, наряду с Ираном, стала одним из ключевых спонсоров процесса «межтаджикского» урегулирования. Тем самым Россия, получив возможность влиять на нынешнее политическое руководство Таджикистана, энергично включается в систему политических отношений не только в Центральной Азии, но и в исламском мире, поскольку в этой стране представлены интересы Узбекистана, Ирана, Афганистана, Пакистана и др. Значит, Таджикистан, наряду с Балканами и Ближним Востоком, стал еще одной зоной геополитического разлома, где Россия, так или иначе, сумела закрепиться за счет своей активной политики.
     С остальными странами СНГ отношения  сложнее. Они скорее тяготеют к другим политическим блокам: ориентируются на Запад (Украина, Молдова, Грузия, отчасти Армения), Турцию (Азербайджан) или пытаются проводить — независимую политику с расчетом на повышение своего геополитического статуса (Узбекистан, Туркмения).
     Притом  наиболее интенсивно развиваются внешнеполитические контакты между Россией и Украиной, хотя она все больше дистанцируется от нашей страны и даже старается  играть роль геополитического противовеса  в постсоветском пространстве. Вместе с тем Украина и Россия слишком  тесно связаны друг с другом в экономическом и историкокультурном планах. Поэтому президент Украины посещает Россию как минимум раз в год. С российской стороны примерно с такой же периодичностью организованы поездки премьер-министров. В то же время визит президента России на Украину — событие редкое.
     Особую  логику имеют отношения России еще  с одним амбициозным постсоветским государством — Узбекистаном. Под руководством И. Каримова он пытается стать региональной державой Центральной Азии и целеустремленно борется за повышение своего геополитического статуса. Это привело к ослаблению политических связей между странами. Их реальное восстановление началось только тогда, когда Россия включилась в процесс межтаджикского урегулирования, исход которого важен для Узбекистана. Результатом стал обмен визитами на высшем уровне.
     Несколько интенсивнее Россия взаимодействует  политически с Арменией, Молдовой и Туркменией, которые имеют непосредственные интересы к России: Армения —  в связи с традиционными союзническими  отношениями и своей изоляцией  на Кавказе; Молдова — в силу заинтересованности в решении приднестровской проблемы; Туркмения — из-за проблемы экспорта газа через российские трубопроводы. За последние годы отношения с Арменией и Молдовой были стабильными, хотя и недостаточно активными. Отношения же с Туркменией охлаждаются, поскольку она пытается проводить политику нейтралитета, балансируя между Россией, Ираном и Турцией. Так, Туркмения первым из постсоветских государств вводит визовую систему для граждан России, что на деле ведет к ее выходу из постсоветской геополитической системы.
     Наконец, наиболее сложно складываются связи  России с Грузией и Азербайджаном. На этих направлениях интенсивность  политического взаимодействия оказывается самой низкой, в том числе и потому, что руководство данных стран допускает откровенно антироссийские выпады. Существует явное несовпадение позиций по вопросам транзита каспийской нефти (Грузия и Азербайджан поддерживают проекты ее транспортировки через Супсу и Джейхан, но не через Новороссийск) и в связи с разрешением конфликтов вокруг Нагорного Карабаха, Абхазии и Южной Осетии. Последний пример противостояния вылился в итоге в так называемую «четырехдневную войну» в августе 2008 года в Южной Осетии. После столкновения российских и грузинских войск в Цхинвале, дипломатические отношения между двумя государствами были вовсе прекращены
     Как и следовало ожидать, хуже всего  развиваются отношения России с  балтийскими государствами, которые, оказавшись за пределами СНГ, сразу  ввели визовый режим для россиян. Страны Балтии показывают свою прозападную  ориентацию и не торопятся укреплять  политические связи с "восточным  соседом" (хотя значимая часть транзита российской нефти по-прежнему идет через Латвию и Литву). Чуть лучше обстоят дела на литовском направлении, тем более что Россия в некоторой мере зависит от Литвы — ведь через нее идет сообщение с Калининградской областью, российским эксклавом на Балтике. Руководители Литвы довольно часто бывают в Москве, в отличие от руководителей Латвии и Эстонии, которые демонстративно держат максимальную дистанцию в отношениях с Россией. Со своей стороны, российские лидеры также не удостаивают страны Балтии своими посещениями.
     Таким образом, отношения России с постсоветскими государствами за двадцать лет после распада СССР отличаются глубокой дифференциацией и различием уровней. Безусловно, ближнее зарубежье — зона пристального внимания отечественной внешней политики. Россия не уходит и не может уйти из "территорий проливов", поскольку сохраняет рычаги влияния на ситуацию во многих соседних странах и конфликтных ареалах, а это позволяет ей занимать более активные позиции на мировой сцене и включаться и региональные системы баланса сил. Россия также способна воздействовать на положение в таких конфликтных узлах, как Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Крым, Нагорный Карабах. Это позволяет ей оставаться значимым фактором в постсоветском пространстве и играть роль регионального лидера.
     Постепенно  определяются перспективы взаимодействия с каждым из постсоветских государств. Если раньше СНГ воспринималось как  единое целое, страны которого зависят  от России экономически и якобы должны рано или поздно прийти к идее реинтеграции, то теперь каждая из них обретает свое лицо. Уже не может не приниматься во внимание их участие в иных интеграционных процессах, происходящих без России. Становится ясно, что и связях с постсоветскими государствами всякий раз нужна особая линия, учитывающая их этнокультурную и экономическую специфику, своеобразие политического режима и географического положения. Отсюда — и дифференциация политики России в отношении ближнего зарубежья. 
 
 
 

         §2. Восточная Европа 

     Бывшие  социалистические страны Восточной  Европы сейчас поглощены налаживанием связей с Западом. Наследие десятилетий  существования мировой соцсистемы сильно сказывалось на протяжении 1990х годов — восточноевропейские государства настороженно относятся к России, да и экономические стимулы отношений с ней очень ослабли. Россия, в свою очередь, тоже сконцентрировалась на своих непростых взаимодействиях с Западом и долго не замечала бывших союзников. Показательно отсутствие российских инициатив на этом направлении.
     Попытки "возвращения" в Восточную Европу до сих пор остаются слабыми. Наиболее активную роль Россия старалась играть на Балканах — в одном из основных конфликтных регионов мира, где она  традиционно имела сильные позиции, а Сербия веками считалась ее надежным союзником. Но самостоятельное балканское направление появляется в российской политике только во второй половине 1990х  годов, поскольку раньше сербы следовали  в русле западной политики.
     В апреле 2004 года почти все восточноевропейские страны (кто не вступил ранее) вступают в НАТО, в мае большинство из них (кроме Болгарии и Румынии, которым был определен 2007 год) вступили в Евросоюз. Создаётся ощущение, что железный занавес никуда не исчез, а находится примерно за тысячу километров на восток от того места, где он висел раньше. И теперь он будет проходить не по границе Варшавского пакта, а по границе Советского Союза за вычетом прибалтийских стран.
     Действительно, для всех без исключения стран Варшавского пакта и для Прибалтийских республик евроатлантическая интеграция стала безусловной самоцелью. Присоединение к блоку развитых стран, доминирующих на всем мировом пространстве после краха коммунизма, должно было подтвердить элитный статус бывших соцстран, окончательно убив воспоминания о пятидесяти годах советской доминации.
     Только  за 2003-2005 года крупные и средние  российские компании приобрели в  странах Восточной Европы собственность, стоимость которой по рыночным оценкам  составляет более 10 млрд. долларов США. Притом, что к приватизации в Восточной  Европе Россия без сомнения опоздала на 6-7 лет, а рыночная стоимость уже  приватизированных объектов в  развитых восточноевропейских странах (Чехии, Польше, Венгрии) российским компаниям пока не по карману. Тем не менее, от Черногории до Румынии, от Хорватии до Словакии (уже не говоря о странах СНГ) Россия всерьез претендует на роль одного из основных инвесторов. И это уже даже не неожиданность, что на российские инвестиции рассчитывают. Иногда даже больше, чем на западные. Разумеется, речь пока идет в основном о топливе, энергетике и металлургии, иногда о туризме и транспорте. До новых технологий еще далеко, хотя к мобильной связи, например, россияне  присматриваются уже всерьез.
     За  пределами Балкан наиболее стабильны  и позитивны отношения России со Словакией, которая нацелилась на роль геополитического "моста" между  Россией и Украиной, с одной  стороны, и Западной Европой —  с другой. Однако такие контакты развивались тогда, когда фактическим  руководителем Словакии был В. Мечьяр. После прихода там к власти прозападного правительства стимулы для укрепления отношений сильно ослабли.
     Еще слабее оказалось политическое взаимодействие с Чехией и, как ни странно, Румынией. Эти страны за последнее время  слишком явно демонстрировали свою западную ориентацию и уделяли России минимальное внимание.
     Политические  элиты большинства восточноевропейских  стран — от рубежей бывшей Югославии  до Украины — не жалеют сил, чтобы доказать, что уж их страна всегда была полноценной частью Европы и лишь политический пресс со стороны СССР временно отторгли ее от "большой" Европы.
     Россия, отождествляемая с СССР и коммунистическим режимом, чаще всего оценивается как источник угроз и нестабильности. Но далеко не ясно, где на востоке проходят политические и культурные границы Европы, что такое Центральная и Восточная Европа.
     В итоге 1990-е и начало 2000-х годов остаются слабым местом российской внешней политики в Восточной Европе. Вместе с тем, Россия за последние года прилагала немало усилий, чтобы стать значимым фактором на Балканах, предлагала свои услуги в качестве международного посредника и восстанавливала связи с рядом государств данного региона. Эта активность вписывается в российскую стратегию поддержания "многополярного мира", таким образом, объяснять подобную политику традициями панславизма и/или покровительства по отношению ко всем православным странам можно лишь отчасти.
     Концепции типа "братья славяне", "православные братья" на исходе прагматического XX века во многом утратили свое значение. Правда, и в западной, и в российской прессе необходимость проведения Россией активной политики и противостояния военному вмешательству Запада в события на Балканах часто объяснялась именно кровным родством между русскими и сербами.
     Со  многими православными странами внешнеполитические связи постсоветской  России почти не развиваются (например, с Румынией и Болгарией, особенно после занятия ими открыто  прозападных позиций во время  конфликта в Косово). Относительно доверительными, правда, стали отношения  с Грецией и Кипром (в отличие  от советского периода, когда они  считались "капиталистическими"), что отразилось в переговорах  о поставках ракетных зенитных комплексов этим странам. Это, кстати, вызвало негативную реакцию как Турции, так и Запада в целом: казалось, что ситуация XIX в. с его "восточным вопросом" вновь возникает в мировой политике.
     Итогом  стала реальная опасность создания очередного "железного занавеса" к западу от российских границ. Возрастающий риск новой изоляции хорошо осознан  в России. У нее свои страхи: представления о стране как об "осажденной крепости" традиционны для российских политиков. В их коллективной памяти свежи воспоминания о недавних периодах истории, когда Россия действительно противостояла угрозам со всех сторон. Этим, кстати, объясняется характерное и для других континентальных держав стремление обезопасить себя геополитическими "оболочками", защищающими "коренную" территорию. Поэтому восстановление хороших связей со странами транзитной между Россией и Западной Европой зоны, столь внезапно выпавшей из сферы наших жизненных интересов, остается одним из основных вопросов российской внешней политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     §3. Страны Запада 

     В 1990-е годы отношениям с Западом Россия уделяла самое пристальное внимание. При этом явный приоритет был отдан интеракциям с тремя странами дальнего зарубежья — США, Германией и Францией.
     За  последнее десятилетия ситуация не раз менялась – общая тенденция  «потепления» отношений много раз  подвергалась неожиданным ударам. В 2003 году Россия, вкупе с Францией и Германией, фактически возглавила «лагерь несогласных» с действиями США в Ираке. В конце 2004 в российско-американских отношениях наступило небывалое «похолодание», связанное с событиями на Украине («Оранжевая революция»). Борьба за влияние между Россией и США охватила всё постсоветское пространство.
     К основным проблемным вопросам между Россией и США относятся помощь России Ирану в осуществлении ядерной программы, энергобезопасность, ситуация в Грузии, Украине и Палестине, а также развёртываемая Соединенными Штатами в Европе система противоракетной обороны. Под предлогом развития демократии США финансируют некоторые российские неправительственные организации и политические партии.
     В начале 2007 между США и Россией с новой силой разгорелся конфликт по поводу намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО. По словам руководства США, этот шаг направлен на защиту Европы от северокорейских и иранских ракет. Российское руководство категорически отвергает такое объяснение. 8 февраля 2007 министр обороны США Роберт Гейтсзаявил, что «Соединённым Штатам Америки следовало бы быть готовыми к возможному вооружённому конфликту с Россией». В свою очередь, во время проведения Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 Владимир Путин с жёсткой критикой обрушился на внешнюю политику США. Главнокомандующий РВСН генерал Соловцов также заявил, что в случае, если элементы ПРО США все-таки будут размещены в Восточной Европе, Россия может денонсировать Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности11.
     В августе 2008 года новый виток противостоянию России и США дало вторжение грузинских войск в Южную Осетию. Российские войска очистили территорию почти полностью захваченной непризнанной республики от грузинской армии и в течение нескольких дней продолжали бомбардировки военных объектов на всей территории Грузии, после чего Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами. Под вопросом оказалось дальнейшее существование Совета Россия-НАТО.
     В Европе Россия прежде всего ориентируется на Германию и Францию – лидеров по экономическим показателям.
     Среди стран Евросоюза Германия считается одной из стран, с которыми у России традиционно складываются наиболее дружественные и плодотворные отношения. Как во времена Гельмута Коля, так и во времена Герхарда Шрёдера немецкие лидеры всегда старались установить хорошие личные отношения с президентами России. Нередко Германию называют адвокатом России в Евросоюзе, особенно на фоне его пополнения враждебно настроенными к России странами Центральной и Восточной Европы. Особое политическое сближение между обоими государствами наблюдалось в период правления Герхарда Шрёдера и Владимира Путина, завязавших крепкую личную дружбу. В 2001 году Владимир Путин произнёс речь в германском бундестаге на немецком языке, в которой изложил своё видение сотрудничества между Россией и Европой в будущем. В том же году был основан Петербургский диалог, российско-немецкий дискуссионный форум, проводящий ежегодные встречи представителей общественности двух стран. В 2003 Россия, Германия  и Франция были едины в несогласии с развязыванием США войны в Ираке и некоторые обозреватели даже начали писать об «оси Париж—Берлин—Москва». В 2005 году Путин и Шрёдер договорились о строительстве Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря. Это решение вызвало бурные протесты в странах Восточной Европы и даже обвинения в новом Пакте Молотова-Риббентропа.
     Пришедшая в тому же году к власти Ангела Меркель относится к России более скептически. Она дала понять, что возвратит главную внешнеполитическую ориентацию Германии на Соединённые Штаты, а к России необходимо относится более дистанцировано, хоть и прагматично. Тем не менее, несмотря на её желание больше принимать во внимание интересы восточноевропейских стран, она не стала денонсировать достигнутые в эпоху Шрёдера соглашения с Россией. В качестве одной из немногих западных стран, Германия в лице своего министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера критикует планы США по базированию ПРО в Восточной Европе и призывает их к консультациям с Россией.
     Германия является самым важным торговым партнёром России, на неё приходится 13,6 процентов всей российской внешней торговли. Россия для Германии, исходя из абсолютных финансовых показателей, является 10-м по важности торговым партнёром и торговля с ней составляет около 3 % от общей цифры. Однако импорт российских энергоносителей носит для Германии стратегический характер. Уже сегодня Германия импортирует более 30 % природного газа и 20 процентов нефти из России и по оценкам экспертов эта доля в будущем ещё больше увеличится. Россия импортирует из Германии множество продуктовмашиностроения12.
     Другим важным западноевропейским партнёром России является Франция.
     Ещё во времена существования СССР Франция  в соответствии с голлистскими установками занимала особое положение в западном мире, пытаясь преодолевать противоречия между НАТО и ОВД и развивая сотрудничество с Москвой в различных сферах.
     В 1990-е гг. динамика двусторонних отношений  была положительной, однако во многом основывалась на личных отношениях Б. Ельцина с президентами Франции Ф. Миттераном (1981—1995) и Ж. Шираком (1995-2007).
     К концу 1990-х наметилось резкое ухудшение  отношений, обусловленное двумя  главными проблемами — критикой Парижа относительно контр-террористической операции в Чечне и проблемой российских долгов Франции. Примерно с 2000г. отношения приобрели более конструктивный характер; особенно сблизились позиции Франции и РФ в 2003 г., когда два государства резко высказались против операции США в Ираке. У Жака Ширака были плохие отношения с проамериканскими странами Центральной иВосточной Европы.
     После выборов президента Н. Саркози, приступившего к исполнению обязанностей 16 мая 2007 г., речь зашла о повороте во внешней политике Франции в сторону США, тем не менее воля Парижа к поддержке европейских оборонных инициатив, оппозиция немедленному присоединению Грузии и Украины к Плану доступа к членству в НАТО, сохранение стратегического союза с Германией говорят о сохранении фундаментальных основ внешней политики Пятой Республики, важных и для России. Тем не менее, Саркози значительно улучшил отношения со странами ЦВЕ. В последнее время Пятая республика проводит активнейшую политику по сближению с Россией. На данный момент идут переговоры о продаже России французских вертолетоносцев типа Мистраль.
     Франция является одним из основных торгово-экономических  партнеров России. Франция занимает среди европейских стран восьмое  место по объему товарооборота. Притом имеется значительная положительная динамика в торговых отношениях двух стран: так, в 2001 – 2008 годах товарооборот обеих стран вырос более чем в 5 раз.
     К примеру, в 2008 году товарооборот России и Франции составил 22 млрд. 250,2 млн. долларов, в том числе российский экспорт 12 млрд. 193,2 млн. долларов, импорт – 10 млрд. 057,0 млн. долларов, т.е. при положительном сальдо у России.
     Товарооборот  России и Франции в 2009 году упал по сравнению с 2008 годом по причине мирового кризиса и достиг 17,148 млрд долларов, в том числе российский экспорт составил 8,723 млрд долларов, импорт – 8,425 млрд долларов. Положительный торговый баланс у России сохранен.
     Наиболее  крупными позициями российского  экспорта во Францию являются минеральное топливо, нефть и продукты; продукция химической промышленности; металлы, изделия из них; древесина и целлюлозно-бумажные изделия; машины, оборудование, транспортные средства.
     Структуру импорта из Франции в Россию формируют, в основном, три группы товаров: машины и оборудование, транспортные средства; продукция химической промышленности, включая фармацевтическую и парфюмерную; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.
     Из  других европейских географических ареалов особо можно выделить Северную Европу, отношения с которой традиционно развиваются на протяжении веков. Здесь главным партнером остается Финляндия — тесные связи с ней были налажены еще в советское время. Руководители Финляндии неоднократно посещали Россию на протяжении всех последних лет, причем чаще, чем отечественные политики.
     Современные отношения России и Финляндии носят характер экономического сотрудничества. В постсоветский период в стране значительно увеличилась русскоязычная диаспора, достигнув в 2007 г. по оценкам 50 тыс. человек (около 1 % населения страны). Также около 100 тыс. финнов и более 200 тыс. русских в год наносят визиты (в основном туристические, а также экономические) через российско-финскую границу. При этом в отношениях между двумя странами имеются проблемы и противоречия. За годы так называемой «финляндизации» экономика Финляндии «привыкла» к определённому профилю сотрудничества с СССР, который экспортировал в страну дешёвое сырьё (нефть, древесину и др.), а взамен получал готовую продукцию с высокой надбавленной стоимостью (бумага, нефтехимикаты и др.).
     Но с конца 1990-х при поддержке правительства РФ экономика России взяла курс на последовательный отход от примитивной экспортно-сырьевой базы с целью ослабить зависимость страны от мировых цен на нефть и повысить её конкурентоспособность за счёт развития высококачественных производств. Финская экономика оказалась не готова к такому развитию событий, что вызвало неоднократные трения с финской стороной, стремящейся сохранить статус-кво. Параллельно, с развитием институтов частной собственности в РФ, возник вопрос о реституции собственности финнам, депортированным с территории РФ. Также, из-за ограниченных ресурсов Финляндия считает проблематичным для себя российское решение о расширении погранзоны России с Финляндией в шесть раз с 5 до 30 км.
     Роль  других "малых" европейских государств в российской внешней политике невелика, хотя во многих из них наши политические лидеры бывают весьма часто, участвуя в многосторонних встречах. Например, Нидерланды, Бельгия, Дания, Португалия, Ирландия оставались на периферии российских политических интересов, да и в них самих интерес к России был незначителен.
     Отношения с Западом — одни из основных и в то же время самых проблемных для России. Решение о расширении НАТО на восток принималось до того, как было разработано представление о новой системе безопасности в Европе; оно стало результатом кризиса идентичности НАТО, утратившего после распада СССР многолетнего "естественного" врага и вынужденного искать новый смысл своего существования. Самым простым способом вновь обрести такую идентичность оказалось возвращение к старым геополитическим кодам, выработанным за десятилетия холодной войны, к прежним представлениям о потенциальном противнике. Тем самым мощь НАТО противопоставляется "империалистическим устремлениям" России, якобы стремящейся любыми средствами восстановить свой контроль над территорией бывшего СССР. Западные СМИ начали настойчиво создавать образ уже новой России как "чужой" для Запада страны, принципиально невосприимчивой к ценностям либеральной демократии, пораженной коррупцией и неспособной уважать права человека. Цель прокатившихся по странам Запада за последние 20 лет пропагандистских кампаний — доказать, что Россия утратила возможности и моральное право влиять на принятие важных экономических и политических решений в Европе и в мире.
     И впрямь, очень скоро в западной прессе была инициирована мощная антироссийская кампания. Многие использованные в  ней аргументы, прежде всего о  коррумпированности российской политической и деловой элиты, соответствовали  действительности. Но основной смысл  кампании, в сущности, заключался в  доказательстве тезиса Г. Киссинджера  о том, что Запад принципиально  не может доверять России, поскольку  русской нации в целом имманентно присущ империализм и российское общество органически невосприимчиво к ценностям либеральной демократии. Следовательно, Запад должен противостоять  России с тем же постоянством, с  каким он сопротивлялся Советскому Союзу, вне зависимости от специфики московского режима власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     §4. Азия 

     Азиатская политика России за последнее время  существенно изменилась. В советские  годы она по преимуществу сводилась  к связям с арабскими странами и Индией, которые воспринимались в качестве геополитических союзников  СССР, борющихся с "империализмом". Сейчас приоритеты иные. Само формирование азиатского вектора отечественной  политики воспринимается, как способ преодолеть зависимость от Запада, восстановить российскую геополитическую  субъектность и как вклад в формирование многополярного мира в противовес американской гегемонии.
     Для России главными в геополитическом  плане на азиатском направлении  становятся отношения с Китаем. Именно российско-китайские саммиты воспринимались как доказательство самостоятельности внешней политики РФ и своего рода вызов Америке. Именно на встречах с китайскими руководителями Россия провозглашала свою приверженность идеям многополярного мира.
     Закономерным  для азиатской политики РФ стало  формирование "азиатской шестёрки", в которую вошли Россия, Китай, Узбекистан, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. В августе 1999 г. в Бишкеке прошел саммит "пятерки" (без Узбекистана), на котором стороны подтвердили свою готовность к геополитическому альянсу, который был оформлен в 2001 году как Шанхайская Организация Сотрудничества. Россия в этой евроазиатской системе претендует на роль интеграционного центра, формирующего трансконтинентальную ось Париж — Берлин — Москва — Пекин с подключением ряда центрально-азиатских государств.
     Общая территория входящих в ШОС стран  составляет 30 млн км?, то есть 60 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал — четвёртая часть населения планеты (общая численность населения стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества - 1 млрд. 455 млн. человек). Если же учесть вместе с населением Индии и других стран наблюдателей, то количество жителей стран, имеющих прямое отношение к ШОСу, будет немногим меньше всего населения земного шара
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.