На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие, структура и функции, типология политической системы общества

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ТЕМА  № 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
     План:
     Введение 
     1. Понятие, структура и функции  политической системы общества.
     2. Типологии политической системы  общества.
     3. Политическая система в России.
     Заключение 
     Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Политическая  система общества - это упорядоченная  на основе права и иных социальных норм совокупность таких институтов, как государственные органы, политические партии, движения, общественные организации, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
     Понятие «политическая система» показывает, каким образом происходит регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Это понятие используется для характеристики взаимоотношений между государством и обществом, между различными социальными субъектами на негосударственном уровне.
     Важно понять актуальность данной темы, её место  в политической науке. Рассматривая первый вопрос, будут раскрыты теоретические подходы к анализу политической системы (теории политических систем Д. Истона, Р. Алмонда, К. Дойча и др.). На их основе даны определение политической системы общества. Характеризуя структуру, закономерности и формы политической системы общества, необходимо подробно рассмотреть все её подсистемы, а также их роль в её функционировании. Кроме того будут освещены функции политической системы.
     Многообразие  политических систем, существующих в  современном мире, обусловило и разнообразие их типологий. В данной работе будут проанализированы общепризнанные типологии политических систем.
     В последнем вопросе будет рассмотрена  современная политическая система в России, изложены специфические черты, обуславливающие её переходный характер. 
 
 
 
 

     1. Понятие, структура  и функции политической системы общества
     Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целостность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свойство и отражает понятие политической системы.
     Появление этой категории непосредственно связано с развитием системного анализа общества Т. Парсонсом. Впервые теория политических систем была детально разработана крупным американским политологом Д. Истоном в 50-60-х гг. нашего столетия. Затем она получила развитие в трудах Г. Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча, А. Этциони, Д. Дивайна и многих других ученых.[4, с.183]
     Понятие «политическая система» является одним  из основных в политологии и позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики.
     Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части общественной жизни как самостоятельную часть или подсистему совокупной общественной системы. В качестве подсистемы политическая система взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, моральной, правовой, культурной, составляющими ее общественное окружение, которое наряду с природной средой и внешним политическим окружением образуют ее «окружающую среду». В этой «окружающей среде» политическая система черпает свои ресурсы.
     В основе термина «политическая система  общества» лежат три научных  понятия: «система», «политика», «общество». Первое из них призвано обратить внимание на то, что речь идет о таком общественном явлении, которое имеет системный характер. Это значит, что оно представляет собой определенную целостность, образованную совокупностью всего множества входящих в нее элементов. Эти элементы особым образом связаны между собой, находятся во взаимодействии друг с другом. А это и есть структура системы, благодаря которой она приобретает качество внутренне организованного, упорядоченного единого целого.
     Понятие системы указывает также на неразрывное единство каждой системы с окружающей ее средой, на взаимозависимость между ними. В процессе взаимодействия со средой происходит формирование и проявление присущих системе свойств и обнаруживается ее целостность.
     Каждый  структурный компонент системы можно рассматривать с двух сторон: с одной - в качестве подсистемы в рамках данного целого, с другой - в качестве системы, но более низкого уровня, которая также имеет свои компоненты, свою специфику в способах организации, функционирования и т.д. Система, взятая в качестве исходной, в свою очередь может являться одним из составных элементов системы более широкого масштаба.
     Слово «политическая» в рассматриваемом понятии указывает на характер изучаемой системы, ее отличие от других общественных систем. Назначение рассматриваемого слова состоит, следовательно, в том, чтобы с самого начала было ясно, о каком конкретном виде систем человеческого общества идет речь. Известно, что основными из них принято считать экономическую, социальную, политическую, духовную.
     Политическая система означает, что она связана с политической сферой общественной жизни. В ее основе лежат политика, политические отношения, политическая власть. Это относится как к системе в целом, так и ко всем ее структурным элементам. Политика - непосредственный, главный предмет существования и функционирования политической системы.
     Наконец, понятие «общество» дает ответ на вопрос об уровне политической системы.
     Политическая  система - это универсальная управляющая и регулирующая система, обеспечивающая единство функционирования всех других подсистем общества на основе использования государственной власти.
     В зарубежной политологии политической системой общества в одном случае считают совокупность организаций и учреждений (институтов) общества, относя к ним государство, политические партии, общественные организации, объединения, движения и т.п.; в другом - комплекс основополагающих идей политики; в третьем - единство взаимоотношений и взаимодействий в сфере политической жизни. Эти представления о политической системе общества, естественно, получили соответствующее отражение в предложенных их сторонниками определениях.
     Д. Истон политическую систему общества рассматривает как «совокупность взаимодействий субъектов, посредством которых в обществе властно, авторитарно распределяются ценности».
     И. Хус политическую систему общества определяет как «комплекс идей, принципов, законов, доктрин и т.п., формирующих единое целое и заполняющих собой содержание определенной философии, религии, формы правления».
     Ст. Колман пишет: «Система может быть определена как совокупность объектов или элементов (реальных или абстрактных), взятых вместе с существующими между ними отношениями».
     Согласно  определению Т. Мадрона политическая система общества представляет собой «совокупность объектов и их признаков, скрепленных сетью отношений».[5, с.123]
     В общественно-политической литературе, как отечественной, так и зарубежной, акцентируется классовый характер политики, подчеркивается ее управленческая роль. Она рассматривается, прежде всего, как механизм осуществления политической власти, политического руководства обществом.
     Политическая  система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.
     Это универсальная управляющая система  общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая регулирует отношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.
     Формирование  политической системы связано с  постепенным приобретением политической сферой жизни общества следующих признаков:
     - во-первых, это устойчивая взаимозависимость различных элементов политической жизни. Если такой взаимозависимости нет, возникает состояние, противоположное целостности, системности - распад, дезинтеграция общества;
     - во-вторых, упорядоченность политических отношений, наличие оптимального сочетания их стабильности и развития. Значение упорядоченности в обществе определяется тем, что она служит важнейшим условием продуктивного и целенаправленного изменения социальных отношений. Политическая жизнь - чрезвычайно динамичное явление, элементы неупорядоченности, нарушения сложившихся связей и способов их регуляции здесь постоянно присутствуют, ведь любое развитие связано с тем или иным нарушением стабильности. Но уровень неупорядоченности политических и социальных процессов не должен понижаться до такой степени, когда возникает очевидная и реальная угроза безопасности людей. Если это все-таки происходит и государство не выполняет своей важнейшей функции, оно теряет поддержку граждан, начинается интенсивный поиск альтернатив и они, как правило, находятся. Причем, поскольку отбор происходит в критических условиях, новый вариант порядка оказывается далеко не лучшим, а зачастую и просто более опасным;
     - в-третьих, у политической системы есть культурное основание. Это общность ценностей, совокупность политических символов, убеждений, принятых членами политической общности. Единство, интеграция в сфере политики возможны только при наличии определенной духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы просто понять друг друга. Исторический опыт показывает, что политические системы, способные к длительному, стабильному существованию, такие ценности обязательно имеют. Они разделяются большинством членов общества, закладываются в системы воспитания;
     - в-четвертых, для политической системы характерно совместное реагирование всех элементов на внешнее воздействие. Именно из взаимодействия, кооперации рождается способность политической системы к быстрой мобилизации необходимых ресурсов для решения той или иной общей проблемы. В этом случае усилия государственных органов опираются на участие граждан, пользуются поддержкой разнообразных политических и общественных организаций, партий, находят одобрение в общественном мнении.[1, с.98]
     Политическая  система представляет собой многофункциональную структуру, включающую в себя компоненты различного профиля:
     - институциональный, состоящий из различных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения, различные органы представительной и непосредственной демократии, средства массовой информации, церковь и др.);
     - функциональный, складывающийся из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства, воздействия на общественную жизнь и др.);
     - регулятивный, выступающий как совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и др.);
     - коммуникативный, представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики;
     - идеологический, включающий в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация).
     Каждый  из компонентов политической системы имеет свою собственную особую структуру, формы внутренней и внешней организации и способы выражения.
     Политические  системы общества различных стран  современного мира имеют сложную, разветвленную структуру. Однако так было не всегда. К такому состоянию они приходят в результате длительного исторического развития. Политическая система общества любой страны в условиях неразвитой политической жизни с точки зрения своей структуры была представлена лишь элементами, относящимися к государству. Ничего другого долгое время не существовало. Только в современных условиях политическая жизнь в большинстве стран стала достаточно зрелой, появились многие другие элементы, которые вместе с государством образуют развитую современную структуру политической системы общества. В ее состав включают самые разнообразные политические (а порой и неполитические) явления, процессы, их совокупности: государство, политические партии, общественные организации и движения; политику, политические отношения, политическую власть, средства ее организации и функционирования, демократию, выборы и другие ее институты; политические идеи, теории, представления, взгляды, ценности, политическую культуру; право, мораль, традиции, нормы общественных организаций и многое другое.
     Иногда  к политической системе относят  классы, социальные группы и слои, нации, отдельные личности. Правда, большинство современных исследователей полагает, что социальные общности людей, равно как и индивиды, являются элементами социальной структуры, но не его политической системы.[1, с.103]
     Большинство современных российских и зарубежных ученых при рассмотрении структуры политической системы общества считает целесообразным все множество входящих в нее явлений и процессов разделить на четыре основные группы, которые в специальной литературе обычно называют подсистемами политической системы общества.
     Ими являются:
     1) политические организации, учреждения, объединения;
     2) политические отношения;
     3) политические и правовые нормы и принципы;
     4) политическое сознание и политическая культура.
     Каждая  из них имеет только ей присущие особенности, играет отличную от других роль, занимает определенное место в рамках единого целого - политической системы общества.
     Первая  группа элементов представляет собой сложный и широкий комплекс объединений людей, характеризующихся, прежде всего, двумя исходными признаками: 1) они являются организациями; 2) они непосредственно связаны с политикой. Это, прежде всего политические организации. Из этого следует, что непосредственной целью создания и деятельности этих организаций является политическая, и в первую очередь государственная, власть - ее завоевание либо удержание и использование в интересах тех или иных социальных общностей людей. К таким организациям относятся, прежде всего, государство и политические партии. Именно они в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к политической организации.
     Доминирующая  роль и ведущее место в политической системе общества принадлежит государству. Как политическая организация, оно является не только первой по времени возникновения, но и единственной, которая присутствует на всех этапах истории политической системы общества, выступая при этом в различных формах, изменяя свое содержание, функции, цели и т.д.
     Специфика государства как политической организации состоит в том, что оно формирует организационные рамки всего общества. Оно призвано быть представителем всех его граждан, регулировать взаимоотношения между ними, располагая при этом законным правом применения принуждения. Его решения являются обязательными, носят властный характер.
     Иную  по сравнению с государством роль в политической системе общества играют политические партии. Как политические организации, они призваны выражать и проводить в жизнь интересы и волю отдельных классов, социальных групп и слоев или отдельных частей этих и других социальных общностей людей. Политические партии выступают в качестве связующих звеньев между названными элементами социальной структуры общества, с одной стороны, и государством - с другой. Их назначение, основной смысл деятельности заключается в том, чтобы овладеть государственной властью, использовать ее в целях реализации своих представлений об устройстве общества.
     В данную группу элементов политической системы общества включаются и многочисленные организации, которые по своей природе, характеру деятельности не являются полностью политическими. К их числу относятся, например, профсоюзы, молодежные, кооперативные и другие организации. Их создание и основные направления деятельности связаны в основном с решением экономических, социальных, культурных, демографических и иных задач. Однако в той или иной форме в определенном объеме им приходится заниматься, участвовать в государственной и общественной деятельности. На этом основании подобного рода организации рассматриваются как элементы структуры политической системы общества.
     Особенностью  структурных элементов политической системы общества является то, что, за исключением государства, они имеют исторически преходящий характер, то есть, появившись и функционируя в составе политической системы на том или ином этапе ее существования, исчерпав свои функции, они уходят из политической жизни общества, а значит, и из его политической системы.
     Вторую  группу структурных элементов политической системы общества образуют политические отношения. Они представляют собой одну из форм общественных отношений наряду с отношениями экономическими, социальными и культурными. Их специфика состоит в том, что складываются они в процессе политической деятельности людей, к которой побуждают их собственные политические интересы и потребности, связанные главным образом с решением важнейших задач государственной власти. В этом - коренное отличие политических отношений от всех других общественных отношений. Политические отношения есть результат многочисленных и разнообразных связей, взаимодействий как социальных общностей людей и отдельных личностей, так и создаваемых ими политических организаций, то есть субъектов политики. В зависимости от субъектного состава их можно разделить на три группы:
     Первая  группа - отношения между классами, крупными социальными группами, нациями и государствами. Межклассовые, межгрупповые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.
     Вторую  группу составляют так называемые вертикальные отношения, которые складываются в  процессе осуществления политической власти, воздействия высших и местных органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы.
     В третью группу политических отношений  можно включить отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями.
     Как структурный элемент политической системы общества политические отношения играют в ней особую роль. Именно они объединяют все составные части политической системы, формируя ее целостный характер, определяя ее сущность, эффективность функционирования, важнейшие направления развития.
     Третья  группа структурных элементов политической системы общества включает в себя комплекс норм и правил, с помощью которых регулируются политические отношения, деятельность их участников. В соответствии с этим данную группу элементов принято называть регулятивной подсистемой политической системы общества. Она выступает ее нормативной основой.
     Взаимодействие  политических институтов происходит на основе определенных политических норм. Наиболее важными являются правовые нормы Конституции, базирующиеся на них законы и другие нормативные акты, за отступление от которых налагаются государственные санкции. Большое значение для осуществления политической деятельности имеют также нормы, которые создаются общественными организациями и регулируют отношения внутри них. Это уставные нормы этих организаций.
     В состав этой группы элементов входят различные по своему характеру нормы и принципы - политические, правовые, этические, моральные и др. Их творцами, носителями являются субъекты политики, политических отношений, политической власти. Особое положение в этом ряду занимает государство. Им создается система норм, то есть право, которому принадлежит ведущее место среди всех остальных нормативных систем, связанных с функционированием политической системы общества в целом и ее отдельных компонентов. Она получает свое отражение и закрепление в конституции страны, законодательных и иных правовых актах государства.
     Наряду  с государством в создании нормативной  основы политической системы общества участвуют политические партии и другие политические организации. Вырабатываемые ими политические нормы и принципы формулируются в различных документах этих организаций - уставах, программах, декларациях, заявлениях, манифестах, резолюциях и т.п. Определенная часть политических норм и принципов, названных организаций в той или иной форме может и учитывается государством, которое включает их в свою нормативную систему. В первую очередь это касается нормативных систем правящих политических партий.
     Следует иметь в виду, что сущность и содержание политических и правовых норм и принципов, их особенности зависят от существующего в обществе политического режима - тоталитарного, авторитарного, демократического или какого-либо другого типа.
     Четвертая группа элементов политической системы общества может быть представлена как совокупность взглядов, учений, теорий, представлений, установок, ориентации, типичных форм поведения и т.д. Говоря иначе, ее составными элементами являются политическое сознание и политическая культура общества. От их состояния, направленности, уровня зрелости зависят функционирование политической системы общества, пути, средства и методы ее преобразования, осуществление политической власти.
     Политическое  сознание это многомерное, неоднородное образование, обозначающее восприятие субъектом политической действительности, генетически связанное с политической культурой - историческим опытом, памятью социальных общностей и отдельных людей в сфере политики. К этому элементу политической системы относят политические знания, чувства, переживания, оценки, которые оказывают сильное воздействие на поведение людей в политике и на политику в целом.
     Политическое  сознание существует на различных уровнях  и в различных формах. Следует выделить специализированное и массовое политическое сознание.
     Специализированное  сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Первоначально оно является достоянием немногих. Его носители - политические партии и иные политические организации и объединения. Они фиксируют необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию массового сознания в соответствующем направлении.
     Массовое  политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности.
     В политическом сознании можно выделить следующие уровни:
     1. Теоретический: данный уровень политического сознания представлен различного рода идеями, концепциями, взглядами, точками зрения, имеющими политический характер.
     Этот  уровень тесно связан с наукой и идеологией того или иного общественного  класса, слоя правящей элиты общества.
     В политических теориях и учениях, представленных на этом уровне, преследуется цель исследовать следующие проблемы: а) сущностные проявления политики; б) закономерные политические тенденции и процессы; в) причины, их вызывающие; г) реальный ход политических позиций; д) действительные и возможные последствия политических решений, принимаемых законодательными, административными (исполнительными) и судебными инстанциями.
     Итак, структура политической системы  общества включает в себя как материальные, так и идеальные элементы, которые в своем единстве раскрывают свойства любой политической системы общества как целостного образования.
     Политическая  система как подсистема более  общей социальной системы выполняет специфические функции.
     В политологии существует значительный разброс мнений в понимании функций политической системы. Это результат того, что функции политической системы не являются постоянными. Они видоизменяются по мере развития историко-политической обстановки и самой политической системы.
     Выделим основные ее функции:
     1) интеграционная функция выражается в интеграции, объединении в общественное целое всех элементов социальной структуры на базе ценностей, идеалов, как их понимают господствующие экономические и политические силы;
     2) целеполагающая функция состоит в определении целей и задач развития общества;
     3) организаторская функция заключается в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов для выполнения целей и задач общества;
     4) регулятивная функция состоит в легитимации политики, т.е. в обеспечении общественного признания политики и власти; в обеспечении политического участия граждан;
     5) контролирующая функция - политическая система должна контролировать конфликты интересов разных социальных групп и собственно всю социальную целостность общества. Эта функция предполагает способность политической системы снимать постоянную социальную напряженность, преодолевать конфликты и может быть осуществима только через контроль за распределением ценностей (материальные и духовные ресурсы, политические привилегии, культурные достижения, доступность различных форм образования и досуга). Контроль должен быть дифференцированным, а не всеобщим и уравнительным. 
 

     2. Типологии политической  системы общества
     Характеристика  политической системы общества будет  неполной без рассмотрения вопроса о типах современных политических систем. Необходимость типологизации обусловлена большим количеством и многообразием современных политических систем. Если исходить из того, что в каждой стране имеется одна политическая система общества, то в современном мире насчитывается более двухсот таких систем. При всей специфичности каждой из них между ними есть и определенные общие черты, характеристики. Это дает возможность все современные политические системы разделить либо отдельные политические системы объединить в какие-либо группы на основании тех или иных принципов, критериев.
     Отечественными  и зарубежными политологами и  юристами в качестве критериев типологизации современных политических систем чаще всего берутся следующие: характер общественного строя, политический режим, форма государства, господствующая в обществе идеология, географическая, национальная, религиозная принадлежность и ряд других.
     Согласно  первому из названных критериев, все политические системы стран современного мира делятся на три группы соответственно трем основным группам государств, различающихся между собой по существующему в них общественному строю, т. е. выделяют капиталистическую, социалистическую и развивающуюся политическую систему.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.