На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Особенности организации кассового обслуживания клиентов в коммерческом банке на современном этапе

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ 
 

    Банки являются неотъемлемой частью современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Будучи в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Необходимо отметить, что банки в настоящее время - это атрибут не отдельно взятого региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ: это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.
    В ходе осуществления рыночных реформ в России была создана рыночно  ориентированная банковская система, законодательное и нормативное  регулирование которой исходит  из международных требований к банковским системам рыночного типа. Однако, по мнению зарубежных экспертов, российская банковская система по степени своего экономического и институционального развития пока еще отстает от банковских систем наиболее развитых стран мира, что выражается в ее недостаточно диверсифицированной структуре, несовершенстве законодательной и нормативной баз.
    Современная банковская система России включает в себя Банк России, филиалы и  представительства иностранных  банков, а также кредитные организации - коммерческие банки. На эти банковские институты в настоящее время возложена важнейшая функция – обеспечение функционирования платежной системы страны. И основная роль в этом процессе принадлежит коммерческим банкам.
    Вместе  с тем анализ сложившейся на банковском рынке ситуации показывает, что наряду с указанными выше институциональными проблемами банковского сектора весомый вклад вносит и проблема несовершенства системы банковского обслуживания, предопределяя слабость отдельных коммерческих банков.
    В этой связи становится актуальным рассмотрение проблемы организации эффективного кассового обслуживания в коммерческом банке.
    Анализ  специальной литературы по поставленной проблеме исследования показал, что  на настоящий момент нет научных  работ, посвященных оптимизации  кассового обслуживания в банке. Вместе с тем, современная ситуация, в частности отраженная в Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2008 года, определяет целесообразность и важность принятия коммерческим банком комплекса мер по улучшению кассовых операций в банках.
     Теоретической основой настоящей работы являются труды отечественных экономистов: И.Т.Балабанова, Г.Н.Белоглазовой, А.Г.Братко, В.И.Колесникова, А.В.Калтырина, Л.А.Красавиной, О.И.Лаврушина и др.
    Методологической  основой проведения исследования являются законодательные и нормативные акты, прежде всего различные инструктивные материалы Банка России. Информационной базой стали материалы из практической деятельности банка Курчатовского отделения Сберегательного банка Российской Федерации № 8053.
    Цель  данной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию организации кассового обслуживания клиентов в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения Сберегательного банка Российской Федерации № 8053/0135.
    Объект  исследования является операционная касса  вне кассового узла Курчатовского отделения Сберегательного банка Российской Федерации № 8053/0135.
    Предмет исследования – организация кассового  обслуживания в операционной кассе  вне кассового узла Курчатовского  отделения Сберегательного банка  Российской Федерации № 8053/0135.
    Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:
    Раскрыть понятие и особенности кассового обслуживания как особой банковской услуги и выявить особенности ее организации в современном коммерческом банке;
    Дать краткую характеристику деятельности Курчатовского отделения № 8053 Сберегательного банка Российской Федерации и его;
    Осуществить анализ организации кассового обслуживания в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения Сберегательного банка Российской Федерации № 8053/0135;
    Разработать рекомендации по совершенствованию организации кассового обслуживания клиентов в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения Сберегательного банка Российской Федерации № 8053/0135;
    Определить экономический эффект от предложенных мероприятий.
    Работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В  первой главе представлен теоретический  анализ особенностей организации кассового  обслуживания в банке на современном  этапе, описана сущность и функции  коммерческих банков в современной рыночной экономике.
    Во  второй главе приведен анализ деятельности Сберегательного банка Российской Федерации, его Курчатовского отделения  № 8053, а также анализ организации кассового обслуживания в операционной кассе вне кассового узла № 8053/0135;
    В третьей главе описаны рекомендации по совершенствованию организации  кассового обслуживания клиентов в  операционной кассе вне кассового  узла Курчатовского отделения Сбербанка  РФ № 8053/0135, описаны особенности их внедрения, а также рассчитан экономический эффект от предложенных мер.
 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ  ОРГАНИЗАЦИИ КАССОВОГО  ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1.1. Сущность и функции коммерческих  банков в современной рыночной  экономике

 
    Термин  «банк» происходит от «banco», что в переводе с итальянского означает «скамья менялы», «денежный стол» [15. С.46]. Менялы не только осуществляли обмен монет и хранение ценностей, но и способствовали появлению безналичного (вексельного) платежа. В историческом плане первоначально банки возникли как частные коммерческие образования, элементы торгово-рыночной инфраструктуры. По мере развития товарного производства и расширения сферы денежного обращения происходило возрастание роли банков в экономике.
    Проведенный нами анализ литературы по изучаемому вопросу показал, что в современной литературе нет единого мнения относительно понятия и сущности банка.
    Так, в ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности в РСФСР» № 395-1 от 02.12.90 г., он определяется как кредитная  организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц [4].
    А. А. Демин считает, что «фирма (промышленная, банковская) - консервативный институт, организационная основа любой экономики. Она является ядром микроэкономики» [15. С. 91].
    А. Ю. Цыцерева, считая, что «фирма - это  юридически самостоятельная форма  существования бизнеса, соответствующим  образом зарегистрированная предпринимательская  единица, обладающая коммерческой самостоятельностью», которых «в развитой рыночной экономике существует огромное разнообразие» [69. С. 272], к числу последних относит и банковские.
    Ю. А. Львов уточняет, что «по своему хозяйственному статусу коммерческие банки - это частные корпорации акционерного типа. Основной целью их деятельности является извлечение прибыли. Источником дохода коммерческого банка служит оплата клиентами услуг банка и проценты с работающих активов - займов, кредитов, ценных бумаг», и подчеркивает, что «коммерческие банки привлекают финансовые средства от собственного имени на предоставление займов и кредитов и приобретение ценных бумаг» [43. С. 35].
    Такой же точки зрения придерживаются Ю. В. Пашкуе и О. Н. Мисько: «...банк есть особая организационная единица бизнеса, сферой деятельности которой являются операции со ссудным капиталом. Банки имеют клиентов (заемщиков и кредиторов) и корреспондентов - другие банки и кредитно-финансовые институты, с которыми банк состоит в достоянных деловых отношениях, основанных на взаимности оказываемых услуг [56. С, 64].
    Четкое  выражение данного подхода можно найти у П. Кулигина: «Коммерческие банки в рыночной экономике - это, по существу, те же предприятия или предпринимательские единицы, но только в особой, денежно-кредитной сфере хозяйственной деятельности. На принципах свободной купли-продажи они привлекают ресурсы (формируют пассивы) и размещают их по тем или другим назначениям (формируют активы), руководствуясь ценами и критериями роста своих прибылей, капиталов и престижа (надежности)» [42, С. 65].
    Известные отечественные ученые-специалисты банковского дела придерживаются схожей точки зрения. Так, М. М. Ямпольский считает, что «банк не является посредником, который аккумулирует средства и предоставляет ссуды, а представляет собой предприятие, способное создавать платежные средства» [14. С. 70] .
    Эту точку зрения разделяют Л. Н. Красавина, О. И. Лаврушин, а также Э. Я. Брегель, считавший, что «в буржуазном обществе банки - особый вид капиталистических  предприятий, осуществляющий движение ссудных капиталов, их мобилизацию  и распределение» [14. С. 60].
    Лауреат Нобелевской премии по экономике, автор  известного учебника П. Самуэльсон считает  «банк относительно простым деловым  предприятием, а банковское дело - бизнесом подобно любому другому» [16. С. 267].
    Таким образом, учитывая важную роль банков в развитии экономики, выполнение ими большого числа операций, даже простое перечисление которых может дать представление об их многосторонней деятельности, более предпочтительной представляется их характеристика как предприятия.
Об этом же свидетельствует анализ принципов организации банка (рис.1.). 

    
    
    
    
    
    
    
      
 
 

    Рис.1. Принципы организации банка 

    Необходимо  отметить, что данный подход уже  принят в мировой практике. Достаточно широкое признание получило понятие  «банковская промышленность», подчеркивающее производительный характер банковской деятельности [36. С. 21].
    Следовательно, банк можно рассматривать как  особый вид предприятий, но в кредитно-банковской сфере.
    Банковский  процесс прежде всего - предпринимательский  процесс, так как предпринимательство как процесс создания нового, обладающего ценностью, предполагает принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности и получение в результате денежного дохода и личного удовлетворения достигнутым. Обе эти составляющие присущи и банковскому делу.
    Если  собственно процесс предпринимательства  состоит из четырех четко выраженных стадий: поиск новой идеи и ее оценка, составление бизнес-плана, поиск  необходимых ресурсов и управление созданным предприятием, то они свойственны  и предпринимательству в банковском деле, как системообразующие факторы определения этого предприятия в качестве основного звена национальной экономики и самостоятельного хозяйствующего субъекта.
    
    
    
    
      

      

    
    
      

      

    Рис.2. Структурная организация банка
    Следовательно, определение предприятия как  экономической единицы, использующей факторы процесса производства для  изготовления продукции с целью  ее продажи, стремящейся к максимизации прибыли, самостоятельно принимающей  решения, полностью применимо к банку.
    На  рис.2 представлена схема организации  банка как предприятия.
    Основные  формы экономического обособления  предприятия, определяющиеся его функцией товаропроизводителя (услугопроизводителя), как мы можем отметить, в полной мере характерны для коммерческого банка [17. С.174]:
    обособление кругооборота ресурсов,
    наличие специфического собственного экономического интереса,
    осуществление индивидуального воспроизводства за счет собственных средств,
    присвоение части прибавочного продукта в виде чистого дохода.
    Хозяйственная самостоятельность, предполагающая совокупность прав и ответственность предприятия  как юридического лица: учреждение, согласно закону, наличие организационного единства, структурная оформленность, обладание необходимым имуществом, самостоятельная имущественная ответственность, выступление в хозяйственном обороте от собственного имени - присущи и деятельности банков.
    Технико-экономическая  составляющая предприятия, включающая производительные силы, кооперацию на основе внутреннего разделения труда, первичное звено реального обобществления производства, форму организации и объект управления, имеет место и в банке.
    Н.Г.Александрова отмечает: «В отличие от ссудного капиталистического предпринимателя, промышленные капиталисты  вкладывают свой капитал в промышленность, торговые капиталисты - в торговлю, банкиры - в банковское дело. Ссудный капиталист предоставляет в ссуду собственный капитал, банкиры оперируют, главным образом, чужими капиталами. Доходом ссудного капиталиста является процент, а доходом банкира - банковская прибыль» [8].
    То  есть банковская деятельность в условиях рыночного хозяйства - производственная деятельность в особой сфере. Как  деятельность торгового капиталиста  по перемещению товара туда, где  он необходим (товар только там - товар), является производительной, так и деятельность банка по коммуникации денег и платежей, по трансформации риска, временных рамок, общих рыночных условий в сторону снижения издержек и повышения эластичности сбыта - производительна [36].
    Кроме того, необходимо обратить внимание на двойственность природы коммерческого банка, определяемую исходя из фундаментальных законов диалектики. Двойственность эта заключается в том, что, с одной стороны, банк - финансовый посредник, аккумулирующей денежные ресурсы и предлагающий их в ссуды, а с другой - предприятие, способное создавать платежные средства [36]. В этой двойственности - вся природа коммерческого банка как участника воспроизводственного процесса.
    Таким образом, банк можно считать особым видом предприятия, производящего финансово-кредитные услуги, платежные средства для наличного и безналичного оборотов, услуги по коммуникации денег и платежей, а также различные виды трансформационной деятельности.
    В этой связи становится актуальным рассмотрение специфики осуществления коммерческими банками отдельных видов деятельности, в частности кассового обслуживания.

    1.2. Понятие и особенности кассового  обслуживания как особой банковской  услуги

 
     Расчеты между юридическими лицами, а также  расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в соответствии со ст. 861 ГК РФ, должны производиться в безналичном порядке [1]. Вместе с тем расчеты между этими лицами могут производиться также и наличными деньгами, если иное не установлено законом.
    В настоящее время, в соответствии с указаниями ЦБ РФ от 11.11.2001 г. № 1050-У, предельный размер таких расчетов установлен в сумме 60 тыс. р. Указанная сумма  является предельной по одной сделке [13]. При этом платежи, произведенные  одним юридическим лицом в адрес другого в один день по нескольким денежным документам в порядке реализации одного договора (контракта), следует рассматривать как единый суммарный платеж. Данное ограничение распространяется и на предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. Все расчеты между предприятиями и организациями сверх указанных свыше сумм должны производиться только в безналичном порядке.
    Расчеты с участием граждан, не связанные  с осуществлением ими предпринимательской  деятельности могут осуществляться наличными без ограничения.
    Наличные  расчеты - это расчеты наличными  деньгами (банкнотами, разменной монетой).
    Безналичные расчеты - это расчеты путем перевода банками денежных средств по счетам клиентов на основании расчетных документов в стандартизированной форме, а также путем зачета взаимных встречных требований [16. C.65]. Безналичные расчеты организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов расчетов, форм и способов совершения платежей и связанного с ними документооборота.
    Между наличными и безналичными расчетами  существует тесная связь. В сферу  обращения наличные деньги попадают из банка в форме выплаты заработной платы или для других расчетов наличными и в виде выручки  возвращаются в банк. Таким образом, на поверхности движения товаров из сферы производства в сферу потребления можно обозначить конкретных субъектов - участников этого движения:
- предприятия,  не имеющие постоянной выручки  наличными;
- предприятия,  имеющие постоянную налично-денежную выручку;
- коммерческие  банки.
    Первые  из них объективно нуждаются в  наличных деньгах для осуществления  платежей, в силу разных причин (исторических, экономических, психологических), производимых за наличный расчет: расчеты по оплате труда, командировочные и хозяйственные расходы и т.д.
    У вторых возникает потребность в  переводе выручки в безналичную  форму для осуществления платежей с расчетных счетов, в хранении и учете выручки в банке.
    Роль  банка с этих позиций можно  упрощенно определить как посредника: банк удовлетворяет потребность в наличных деньгах предприятий, не имеющих постоянной наличной выручки, и организует хранение, пересчет и зачисление на счета выручки предприятий, осуществляющих свою деятельность за наличный расчет.
    Организатором наличных и безналичных расчетов в РФ, методическим центром по разработке правил, форм и сроков расчетов, стандартов платежных документов является Банк России.
    Правовой  базой, регламентирующей в настоящее  время общие подходы к организации  кассовых операций и единый документооборот в банках, являются:
    Гражданский кодекс РФ, часть II, гл. 45 «Банковский счет», гл. 46 «Расчеты»;
    ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ, гл. XII;
    ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» (№ 17-ФЗ от 03 февраля 1996г.), ст. 30 «Отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами», ст. 31 «Осуществление расчетов кредитной организации»;
    Порядком ведения кассовых операций в РФ (утвержден решением Совета директоров ЦБ РФ 22.09.93 г. № 40);
    Положение Центрального банка РФ № 14-П от 15.01.98г. «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» ;
    Положение Центрального банка РФ № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации»;
    Указание оперативного характера Банка России от 01.10.2004 года N 116-Т О Методических рекомендациях по проверке кассовой работы в кредитных организациях (их филиалах)..
    Важная  роль в организации наличного обращения принадлежит коммерческим банкам, на которые возложено непосредственное осуществление кассовых операций по поручению клиентов – как физических, так и юридических лиц. Платежно-расчетная функция коммерческих банков, наряду с приемом депозитов и выдачей ссуд, относится к числу важнейших банковских операций. Подсчитано, что на осуществление кассового обслуживания приходится не менее 2/3 всего операционного времени банковского персонала [22. C.34].
    Таким образом, кассовое обслуживание является одной из важнейших банковских услуг.
    В современной экономической литературе не выработано единого подхода к  определению понятий «банковская  услуга» и «банковский продукт». Более того, мы можем отметить, что  ряд экономистов отождествляют  эти два понятия.
    Так, Э. А. Уткин под банковским продуктом (услугой) понимает разнообразные действия на финансовом рынке, осуществляемые коммерческими банками по поручению ив интересах своих клиентов, а также для собственных нужд [65 ст. 106].
    Ряд авторов банковский продукт определяют как определенную (конкретную или типизированную) банковскую услугу или банковскую операцию, оказываемую клиентам банка (внешний продукт) или имеющую внутреннее значение для работы банка (внутренний продукт).
    По  мнению многих специалистов, более  верным является подход, при котором понятия «банковский продукт» и «банковская услуга» рассматриваются обособленно друг от друга. Рассмотрим подробнее понятие «банковская услуга».
    Ю. С. Маслеченков под банковской услугой  понимает форму удовлетворения потребности клиента банка [48 ст.105]. По мнению С. И. Лукаш, услуга коммерческого банка - вид деятельности коммерческого банка, направленный на привлечение юридических и физических лиц как постоянных клиентов [16 ст. 103].
    Обобщая вышеизложенное, мы придерживаемся следующей интерпретации понятия «банковская услуга»: это посредническая деятельность банка, нацеленная на удовлетворение потребностей клиента при проведении банковской операции, не приводящая к изменению формы продукта труда.
    Под банковским продуктом понимают результат логического осмысления банковской операции и лежащей в ее основе банковской технологии, оформленный в виде завершенного документа и сохраняемый на определенном материальном носителе.
    Или «банковский продукт» - материальная часть оформления банковской услуги - карта, сберегательная книжка, дорожный чек [31].
    Наряду  с понятиями «банковская услуга»  и «банковский продукт» необходимо рассмотреть понятие «банковская  операция».
    Банковская  операция - форма осуществления сделки между кредитной организацией и ее клиентом. Ее следует рассматривать как систему действий, предусмотренных банковским законодательством и нормативными актами Банка России, которую обязана совершать кредитная организация для того, чтобы она могла качественно исполнить свои обязательства перед клиентом [17].
    По  своему содержанию банковская операция - это технология деятельности кредитной  организации, а для того, чтобы  эта технология соблюдалась, она  должна быть адекватно закреплена в  нормах банковского права [22].
    Таким образом, банковская операция - это предусмотренная нормами банковского права технология осуществления сделки.
     Взаимосвязь данных понятий представлена на рис.3. 

    Рис.3. Взаимосвязь продукта, услуги и операции в практике банка 

    Выделим специфические характеристики банковской услуги, отличающие ее от банковского продукта:
    неосязаемость услуг, их абстрактный характер;
    непостоянство качества услуг и неотделимость услуг от квалификации людей, их предоставляющих;
    несохраняемость услуг [29].
    Классификацию банковских услуг в зависимости от цели можно представить следующим образом:
    стратегические услуги позволяют клиентам банка разрабатывать и осуществлять стратегические преобразования в характере, направлении и масштабах деятельности;
    текущие услуги помогают клиентам банка оптимальным образом добиться целей, оговоренных в годовом плане;
    оперативные услуги способствуют подготовке и быстрому решению незапланированной проблемы клиентов банка;
    специальные услуги позволяют клиентам получить профессиональную помощь в непредвиденных ситуациях.
    Таким образом, исходя из классификации, кассовое обслуживание является текущей услугой.
    В соответствии с указанными ранее  нормативными документами, все организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы должны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.
    Согласно  положению Центрального Банка РФ № 14-П от 5.01.1998 г. «О правилах организации  наличного денежного обращения  на территории РФ» наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.
    Порядок и сроки сдачи наличных денег  устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:
    для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;
    для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - на следующий день;
    для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии - 1 раз в несколько дней.
    В кассах предприятий могут храниться  наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно - правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».
    При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях  банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе. По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.
    Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота  предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей. При этом лимит остатка кассы устанавливается:
    для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России ежедневно в конце рабочего дня, - в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня;
    для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России на следующий день, - в пределах среднедневной выручки наличными деньгами;
    для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России не ежедневно, - в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;
    для предприятий, не имеющих денежной выручки, - в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии).
    Установленные учреждением банка лимиты остатка  наличных денег в кассе письменно  сообщаются каждому предприятию, для  чего могут использоваться вторые экземпляры представленных расчетов по форме 0408020.
    Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном  порядке по обоснованной просьбе  предприятия (в случае изменения  объемов кассовых оборотов, условий  сдачи выручки и другие), а также  в соответствии с договором банковского счета.
    Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх  установленных лимитов остатка  наличных денег в кассе. Предприятия  могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных  лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков и в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
    Предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать  поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные  федеральными законами и иными правовыми  актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты. Решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимаются учреждениями банков ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и представленного расчета по форме 0408020 с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам. Решение о расходовании предприятием поступающей в его кассу денежной выручки при наличии у него нескольких счетов в различных учреждениях банков принимается в порядке, аналогичном установлению лимита остатка наличных денег в кассе такого предприятия.
    В целях равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных средств учреждения банков ежегодно составляют (по усмотрению руководителя учреждения банка) календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по дням) по форме 0408021 на основании сведений предприятий о размерах и сроках выплаты заработной платы. Исходя из предстоящих (расчетных) выдач наличных денег в мае и ноябре, учреждения банков ежегодно составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по месяцам) по форме 0408022 и не позднее 20 марта и 20 сентября представляют его территориальным учреждениям Банка России.
    Территориальные учреждения Банка России на основании  получаемых от учреждений банков материалов ежегодно составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии по республике, краю, области (по месяцам) по форме 0408023 и в срок до 29 марта и 29 сентября высылают Банку России для свода в целом по Российской Федерации. Данные сведения используются также при прогнозировании досрочных выплат по заработной плате и при оценке кассовых оборотов по приходу, расходу, эмиссионному результату за месяц в целом по территориальному учреждению Банка России.
    Учреждения  банков в целях максимального  привлечения наличных денег в  свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки  от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка  ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.
    К предприятиям, не соблюдающим порядок  ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются  меры ответственности, предусмотренные  законодательными и иными правовыми  актами Российской Федерации.
    В структуре кассовых поступлений коммерческих банков за последние годы увеличился новый источник - вкладные операции населения [35]. С оттоком вкладов из отделений Сбербанка этот источник изменяет структуру кассовых ресурсов банков, устанавливающих более высокую, чем в Сбербанке, процентную ставку по вкладам. Однако, в большей степени увеличение вкладных операций населения зависит от надежности банка и качества проводимых им операций, в том числе и кассовых.
    Территориальные учреждения Банка России осуществляют контроль за работой учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в. В этих целях территориальные учреждения Банка России и расчетно - кассовые центры проводят проверки в кредитных организациях. В случае невыполнения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России по вопросам организации наличного денежного обращения применяются меры, предусмотренные ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 20.07.2002г.
    Таким образом, кассовое обслуживание является не только одной из его услуг, но и важнейшей функцией коммерческого  банка. В кругообороте наличных денег, обеспечивающих товарообмен, банк является исходным и конечным пунктом движения денег, обеспечивающем функционирование платежной системы страны. 

1.3. Организация кассового обслуживания  в современном коммерческом банке

 
     Кассовые  операции определены в банковской практике как деятельность банка, связанная с инкассацией, приемом и выдачей наличных денежных средств, иностранной валюты и др. ценностей их оформлением и отражением в учете. Кассовые операции банка занимают достаточно большой объем работ и характеризуют одну из основных функциональных обязанностей банка.
     По  балансовому результату и по назначению кассовые операции являются приходными или расходными.
     Приходные кассовые операциями связаны с поступлением наличных денег в банк [37. C.85].
     Расходные кассовые операции банков связаны с процессом обналичивания средств со счетов клиентов (физических и юридических лиц).
     Порядок совершения кассовых операций для кредитных  организаций и их филиалов, действующих  на территории РФ устанавливает Положение  Банка России от 9 октября 2002 г. № 199 - П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации".
       Для учета движения наличных денег клиента  используются его расчетный или  текущий счета, открытые ему банком. При операциях с физическими лицами, которые не предусматривают открытие счета клиенту, учет движения наличных денег ведется на транзитных счетах. Помимо денежной наличности в кассе банка хранятся ценные бумаги, и бланки строгой отчетности.
       Для выполнения операций с наличными деньгами и другими ценностями кредитные организации в зданиях, принадлежащих или арендуемых ими, создают оборудованные и технически укрепленные помещения:
    хранилища ценностей кредитной организации, хранилища ценностей клиентов - специально оборудованные кладовые или сейфы в сейфовых комнатах, соответствующие требованиям действующих государственных стандартов;
    операционные кассы (приходные, расходные, приходно-расходные и другие);
    кассы пересчета;
    вечерние кассы;
    помещения по приему-выдаче ценностей инкассаторам;
    помещения клиентов.
       Целесообразность  создания тех или иных касс, их количество и численность кассовых работников, а также необходимость установки  банкоматов определяются руководителем  кредитной организации.
       Отношения кредитных организаций с клиентами, а также учреждениями Банка России осуществляются на договорной основе.
      Для обеспечения своевременной выдачи наличных денег с банковских счетов организаций, предприятий, учреждений независимо от организационно - правовой формы и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее по тексту - организации), а также со счетов по вкладам граждан кредитным организациям устанавливается сумма минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня.
      Фактический остаток денег в кассе не должен быть ниже установленного.
      Минимальный остаток наличных денег в операционной кассе устанавливается кредитной  организацией по согласованию с учреждением  Банка России, исходя из:
    объема оборота наличных денег, проходящих через кассу,
    графика поступления денежной наличности от клиентов,
    порядка ее обработки
    и других особенностей организации налично-денежного оборота и кассовой работы.
      По  мере необходимости минимально допустимый остаток наличных денег в операционной кассе на конец дня может пересматриваться кредитной организацией в установленном порядке.
      При совершении кассовых операций кредитные  организации могут применять:
    программно-техническое оборудование;
    электронные кассиры;
    автоматические сейфы;
    банкоматы
    другие программно-технические комплексы.
      Электронный кассир – это автомат для приема и выдачи денежной наличности клиентам, в том числе с использованием персонального компьютера, установленного на рабочем месте кассового работника.
      Автоматические сейфы – это терминалы, функционирующие в автоматическом режиме и предназначенные для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения.
      Банкомат - электронный программно-технический  комплекс, предназначенный для совершения без участия уполномоченного работника банка операций выдачи (приема) наличных денежных средств, в том числе с использованием платежных карт, и передачи распоряжений кредитной организации о перечислении денежных средств с банковского счета клиента, а также для составления документов, подтверждающих соответствующие операции.
      Виды (модели) программно-технического оборудования, электронных кассиров, автоматических сейфов, банкоматов и других программно-технических  комплексов определяются кредитной  организацией с соблюдением требований установленных законадательством.
      Кредитная организация может застраховать денежную наличность операционной кассы, находящуюся в хранилищах ценностей  самой кредитной организации  и ее внутренних структурных подразделениях, программно - технических комплексах, а также жизнь кассовых работников, осуществляющих операции с денежной наличностью (ценностями).
      Кредитная организация осуществляет инкассацию и доставку собственных наличных денежных средств и ценностей, а  также наличных денежных средств  и ценностей, принадлежащих клиентам, самостоятельно либо на договорных условиях через другие организации, осуществляющие операции по инкассации и входящие в банковскую систему Российской Федерации (далее по тексту - подразделение инкассации).
      Руководитель  подразделения инкассации обеспечивает организацию работы по доставке ценностей, создание условий, направленных на сохранность перевозимых ценностей и безопасность бригады инкассаторов, и несет ответственность в соответствии с законодательством за обеспечение соблюдения законодательных актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
      Выдача  денежных знаков Банка России из касс кредитной организации производится в упаковке:
    предприятий - изготовителей банкнот и монеты Банка России,
    учреждений Банка России
    или кредитных организаций.
      Наличная  иностранная валюта выдается из касс кредитной организации в упаковке эмиссионного банка или кредитной  организации.
      Кредитная организация обязана принимать  от физических и юридических лиц  для зачисления на банковские счета, аккредитивы или обменивать платежеспособные (в т.ч. поврежденные) денежные знаки Банка России. Поврежденные денежные знаки в обращение не выпускаются и сдаются в учреждение Банка России.
      Для комплексного кассового обслуживания клиентов и обработки денежной наличности банк создает кассовое подразделение, состоящее из приходных, расходных, приходно - расходных, вечерних касс, касс пересчета и других.
      Целесообразность  создания тех или иных касс, их количество и численность кассовых работников, а также необходимость установки банкоматов, электронных кассиров, автоматических сейфов определяются руководителем кредитной организации.
      Кассовое  подразделение возглавляется заведующим кассой, заведующим хранилищем ценностей, главным, старшим кассиром или другим кассовым работником кредитной организации (далее по тексту - заведующий кассой).
      Руководитель  кредитной организации обеспечивает сохранность денежных средств и  ценностей, организацию кассового  обслуживания клиентов, контроль за оприходованием наличных денег, поступивших в кассы кредитной организации, и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      Операции  с денежной наличностью и ценностями в хранилище ценностей осуществляются в соответствии с распорядительным документом кредитной организации руководителем (или его заместителем) кредитной организации, внутреннего структурного подразделения, руководителями (или их заместителями) иных подразделений кредитной организации, внутреннего структурного подразделения (за исключением главного бухгалтера, его заместителя) в количестве не менее двух человек, один из которых является заведующим.
      Непосредственное  выполнение операций с наличными  деньгами осуществляют кассовые и инкассаторские работники. Операции, выполняемые указанными работниками, определяются функциональными обязанностями, возложенными на них письменным распорядительным документом руководителя кредитной организации.
      С должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, кассовыми  и инкассаторскими работниками  заключаются договоры о материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      Кассовые  операции при обслуживании юридических  и физических лиц могут производиться  кассовым работником с возложением  на него обязанностей бухгалтерского работника. В этом случае должно применяться программно-техническое оборудование и соответствующее программное обеспечение, в котором устанавливается система контроля, исключающая доступ кассового работника к проведению операций по банковскому счету клиента без его распоряжения. Указанный работник осуществляет проверку принятых от клиентов кассовых документов, оформляет их, отражает сумму денег в кассовом журнале, принимает или выдает денежную наличность, отражает сумму принятых или выданных денег по банковскому счету клиента.
      Кассовым  работникам запрещается:
    передоверять выполнение порученной работы с ценностями другим лицам, а также выполнять работу, не входящую в круг их обязанностей, закрепленных распорядительным документом кредитной организации;
    выполнять поручения клиентов по проведению операций с денежной наличностью по их счетам, минуя бухгалтерских работников при отсутствии вышеуказанной системы контроля;
    хранить свои деньги и другие ценности вместе с деньгами и ценностями кредитной организации.
      Для хранения наличных денег и других ценностей в течение рабочего дня кассовые работники кредитной организации обеспечиваются металлическими шкафами, сейфами, тележками закрытого типа, специальными столами, имеющими индивидуальные секреты замков (далее по тексту - индивидуальное средство хранения).
      Оформление  приходных и расходных кассовых документов (за исключением денежного  чека), ведение кассовых журналов по приходу и расходу, заполнение кассовыми  работниками справок и других документов о проведенных операциях за день могут производиться с применением компьютерного оборудования.
      Книги учета денежной наличности и других ценностей, книги учета принятых и выданных денег (ценностей) также  могут вестись с использованием компьютерного оборудования и соответствующего программного обеспечения, предусматривающего невозможность изменения одним работником данных, ранее внесенных другими работниками в вышеуказанные книги в электронной форме. Листы книг за каждый день распечатываются на бумажном носителе и подшиваются в отдельное дело. По окончании календарного года (или по мере необходимости) листы книг брошюруются в хронологическом порядке, общее количество листов подписывается руководителем, главным бухгалтером, заведующим кассой и заверяется печатью кредитной организации.
      Кассовые  работники приходных и расходных  касс снабжаются образцами подписей операционных работников, уполномоченных подписывать приходные и расходные документы, а бухгалтерский работники, связанные с оформлением приходно-расходных кассовых документов, - образцами подписей кассовых работников указанных касс. Образцы заверяются подписями руководителя и главного бухгалтера и скрепляются печатью кредитной организации.
      Передача  приходных и расходных документов между кассовыми и бухгалтерскими работниками кредитной организации  производится внутренним порядком.
      Все работники кредитной организации, которым поручается работа с ценностями, обязаны знать и строго соблюдать установленный Положением 199-п порядок ведения кассовых операций в кредитных организациях. Допуск неподготовленных работников к совершению операций с ценностями запрещается. Незнание кассовыми и инкассаторскими работниками требований Положения 199-п не может служить основанием для освобождения их от ответственности в случае допущенных ими каких-либо нарушений.
      При совершении расчетов с использованием средств наличного платежа за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги кредитные организации в соответствии с законодательством РФ применяют контрольно-кассовую технику. Порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники регламентируется нормативными актами Банка России.
      Операции  с наличной иностранной валютой, денежной наличностью с использованием платежных карт, ценными бумагами, а также по предоставлению (возврату) кредитными организациями денежных средств осуществляются с соблюдением требований нормативных актов Банка России, регулирующих указанные вопросы.
      Операции  по банковским счетам клиентов проводятся на основании принятых к исполнению расчетных и кассовых документов клиентов.
      Прием денежной наличности от организаций в приходную кассу производится по объявлениям на взнос наличными, представляющим собой комплект документов, состоящий из объявления, ордера и квитанции (далее по тексту - объявление на взнос наличными). Организация должна вносить денежную наличность в кассу только на свой банковский счет, открытый в этом банке. Выдача наличных денег организациям с их банковских счетов производится по денежным чекам.
     Работа  банка с денежной наличностью  по обслуживанию клиентов - физических лиц, а также сотрудников самого банка производится по приходным и расходным кассовым ордерам. Приходный кассовый ордер используется прежде всего для приема наличных денег от населения, а также для внутренних операций самого банка, связанных с возвратом неизрасходованных денег, выданных под отчет работникам банка, погашением ими банковских ссуд и др.
    Выдача  денег по расходным кассовым ордерам  используется при погашении ценных бумаг банка, выдаче вкладов гражданам, выдаче под отчет работникам банка  командировочных, при оплате представительских расходов и т. д. 

      Отражение операций по соответствующим счетам бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с требованиями нормативных  актов Банка России, регулирующих вопросы бухгалтерского учета в  кредитных организациях в Российской Федерации.  

1.4. Особенности организации кассовой работы внутреннего структурного подразделения коммерческого банка

 
     Руководитель  банка определяет режим работы внутреннего  структурного подразделения (ВСП) и  порядок передачи информации о совершенных им операциях.
     Кассовые  операции в ВСП могут осуществляться одним или несколькими кассовыми  работниками, один из которых в соответствии с распорядительным документом банка  выполняет функции заведующего  кассой (далее - кассовый работник ВСП).
     В соответствии с распорядительным документом банка денежная наличность и ценности по окончании работы ВСП ежедневно сдаются в кассу банка или хранятся в ВСП. Хранение денежной наличности и ценностей ВСП осуществляется в хранилище ценностей или в сейфе, который закрывается кассовым работником внутреннего структурного подразделения и сдается под охрану в порядке, установленном договором на охрану или распорядительным документом банка. В случае хранения денежной наличности и ценностей в ВСП банк распорядительным документом устанавливает указанному подразделению сумму минимально допустимого остатка наличных денег в пределах минимально допустимого остатка наличных денег, установленного банка.
     В конце операционного дня кассовый работник внутреннего структурного подразделения сверяет имеющийся у него остаток денежной наличности с суммами, указанными в приходных и расходных кассовых документах по произведенным операциям, и авансом или фактическим остатком наличных денег в кассе на начало операционного дня, составляет сводную справку о кассовых оборотах и подписывает ее. Если денежная наличность хранится в ВСП, кассовый работник внутреннего структурного подразделения ведет книгу учета денежной наличности и других ценностей. По распорядительному документу банка кассовые документы по произведенным операциям передаются в кредитную организацию или, сформированные в надлежащем порядке, хранятся во внутреннем структурном подразделении. Порядок сверки главным бухгалтером банка (его заместителем) итогов кассовых документов с данными бухгалтерского учета определяется банком.
     Доставка  денежной наличности и других ценностей  из банка в ВСП, из ВСП в банк производится, подразделением инкассации или кассовым работником ВСП в  сопровождении специально выделенных работников, обеспечивающих безопасность кассового работника и сохранность ценностей.
     В случае посменной работы ВСП передача денежной наличности, других ценностей  и кассовых документов кассовому  работнику очередной смены кассовым работником предыдущей смены по распорядительному  документу банка может быть организована без явки последнего. При этом кассовый работник предыдущей смены составляет акт о фактическом наличии ценностей, находящихся в кассе на конец операционного дня, а кассовый работник очередной смены утром следующего операционного дня производит сверку имеющихся в наличии ценностей с данными акта. Акт заверяется подписями кассовых работников с проставлением в нем записей о том, что одной сменой "ценности сданы", а другой сменой "ценности приняты".
    Таким образом, в современной экономике банки призваны аккумулировать денежные средства, осуществлять кредитование реальных запросов экономики, выполнять функции кассиров хозяйствующих субъектов. При этом осуществление кассового обслуживания банками является одной из самых важных задач любого коммерческого банка.
     Российские  коммерческие банки оказывают своим  клиентам, в основном, следующие  кассовые операции: инкассацию, прием  и пересчет выручки организаций  и наличных средств населения, выдача наличных средств со счетов клиентов.
    Коммерческий  банк - институт, координирующий и регулирующий организацию кассового обслуживания предприятий и населения в РФ. Через свои учреждения он осуществляет расчеты между участниками рынка и в целом отвечает за эффективное и бесперебойное функционирование отечественной платежной системы. Порядок и особенности осуществления кассового обслуживания закреплены законодательно и обязательны для исполнения всеми коммерческими банками.
    Вместе  с тем, кассовое обслуживание клиентов к каждом конкретном банке может  различаться. В связи с этим, представляется целесообразным изучение практики организации кассового обслуживания в отдельно взятом банке.
 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ  КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В ОПЕРАЦИОННОЙ КАССЕ ВНЕ КАССОВОГО  УЗЛА КУРЧАТОВСКОГО  ОТДЕЛЕНИЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА РФ № 8053/0135

2.1. Характеристика деятельности Курчатовского  отделения Сберегательного банка  РФ № 8053

 
     Сберегательный  банк Российской Федерации является одним из крупнейших банков страны и по ряду экономических показателей  занимает ведущие позиции в кредитной системе. Сберегательный банк РФ (далее Банк) – это универсальный коммерческий банк. Он предоставляет своим клиентам более 100 разнообразных услуг, как традиционных, связанных с привлечением средств во вклады, кредитованием, расчетно-кассовым обслуживанием, так и сравнительно новых для банка – дилинговых, операций с фондовыми ценностями, посреднических и другие.
     Сбербанк  является крупнейшим эмитентом пластиковых  карт международных платежных систем в России и имеет статус Principal Member в международных платежных системах Visa Int. и Europay Int.
     Банк  основан в 1841 году, его учредителем  и основным акционером является Центральный  Банк Российской Федерации. Помимо Банка  России акционерами Банка являются более 230000 юридических и физических лиц.
     По  организационно-правовой форме Сберегательный банк РФ является акционерным коммерческим банком. Органы управления Банка включают:
     - Общее собрание акционеров;
     - Совет Банка;
     - Совет директоров Банка;
     - Президента Банка.
     Компетенция органов управления банка определена в его уставе.
     Уставный  капитал Сберегательного банка  РФ формируется путем выпуска  и размещения обыкновенных и привилегированных  именных акций и составил на 1 января 2006 года 1000000 тысяч рублей.
     Новые экономические реалии, рыночные реформы начала 90-х годов требовали серьезных изменений в работе Сберегательного Банка РФ, быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию. Главными задачами первых лет деятельности в новых условиях стали задачи сохранения целостности системы Банка, удержания позиций на рынке розничных банковских услуг и вкладов населения, создания для обслуживания клиентов. Решение этих задач стало возможным благодаря жесткой централизации структуры управления Банком.
     К 1996 году период гиперинфляции закончился, и экономическая ситуация в стране существенно изменилась. Основная задача Банком была решена: система Сбербанка России устояла и сохранила основу. Банк сформировал стабильную ресурсную базу, нарастил потенциал отделений и филиалов. Перед Банком встала задача эффективного управления привлекаемыми ресурсами. Принятая в 1996 году собранием акционеров «Концепция развития Сбербанка России до 2000 года» была нацелена на трансформацию в универсальный коммерческий банк, в частности, через развитие банковского обслуживания корпоративных клиентов с сохранением специализации и лидерства на рынке розничных услуг. Концепция подчеркивала приоритетность участия Банка в решении актуальных и сегодня общенациональных задач оздоровления денежно-кредитных отношений, развития отечественной экономики, участия в крупных государственных проектах, имеющих важное социальное значение. Во время кризиса финансовой системы страны в 1998 году. Сбербанк России не только подтвердил репутацию самого надежного банка страны, пройдя кризис с минимальным уровнем потерь, но и обеспечил доступ банковским услугам значительному количеству новых клиентов.
     Реализуя  «Концепцию развития Сбербанка России до 2005 года», утвержденную Общим собранием  акционеров в июне 2000 года Сбербанк к 2006 году значительно укрепил свои позиции на приоритетных сегментах рынка. Динамика основных показателей Сбербанка России на три отчетные даты (2003-2005гг.) представлена в Приложении 1.
     Как видно из приложения 1 в анализируемом  банке сохраняется положительная  динамика по всем балансовым показателям. Наибольший темп роста наблюдается по показателям: кредиты частным клиентам (215%) и объему привлеченных средств корпоративных клиентов (175%).
     В 2004 году Банк сохранил лидирующие позиции  на рынке банковского обслуживания частных клиентов. Несмотря на высокие темпы роста рынка частных сбережений и усиление конкуренции со стороны других банков на 1 января 2005 года, доля Банка в указанном сегменте остается высокой и составляет 59,6%. Кредитование частных клиентов развивалось со значительным опережением ориентиров «Концепции развития Сбербанка России до 2005 года». В результате доля Банка в этом сегменте рынка выросла с 48,3 до 48,7%, что более чем в 1,5 раза превышает установленный ориентир (30%).
     За 2004 год положение Банка на рынке  привлечения средств корпоративных клиентов существенно укрепилось: его доля выросла на 4,5 п.п. до 17,8%. В сегменте кредитования корпоративных клиентов доля Банка возросла с 30,4 до 33,5% за счет как рублевых, так и валютных кредитов.
     На  рынке государственных ценных бумаг с начала года доля Банка сократилась на 2,0 п.п. до 18,1%.
     За  анализируемый период несколько  снизился темп роста активов-нетто  на 3% и собственных средств банка  на 8%, что сказалось на изменении  показателя достаточности капитала за 2004 год с 14% до 11,1%. Таким образом, показатель приближается к пороговому значению (10%) ниже которого надежность банка попадает под сомнение.
     В результате высоких темпов развития бизнеса, совершенствования клиентского  обслуживания, реализации мероприятий  по оптимизации непроцентных расходов по итогам 2004 и 2005 годов Банк достиг значительного финансового результата, сохранив стабильность основных показателей своей работы.
     За  анализируемый период чистая прибыль  выросла на 8% за 2003 год и на 30% за 2004 год. Динамика объемов комиссионного дохода была еще выше: за 2003 год увеличение на 38%, за 2004 на 59%. Однако, рентабельность активов Банка (RОАА) в 2004 году снизилась на 0,1%, по сравнению с уровнем 2003 года до уровня 2,5%. Данный факт свидетельствует о сокращении доходности активов. Таким образом, можно предположить, что в банке увеличилась доля неработающих активов или увеличились высоколиквидные активы, доходность которых близка к нулю. Это же предположение подтверждает снижение фактической процентной маржи на 1% за 2003 год и на 2% за 2004 до 7,1% на 1 января 2005 года.
     Рентабельность  капитала (RОАЕ) за 2004 год увеличилась на 1,4 % и составила 26,3%, что значительно выше контрольного показателя (20%), заложенного в Концепции (за 2003 год наблюдалось снижение на 4,6% до 24,9%).
     Филиальная  сеть изменилась незначительно, со стабильным темпом роста (100,2%) за анализируемый  период достигла показателя – 20222 подразделения, Темп роста численности сотрудников  сократился, что свидетельствует  о переходе на трудосберегающие технологии.
     Существенно изменилась система управления Банком. Обеспечивается единая процентная политика, учитывающая региональные особенности, действует централизованная система  контроля, учета и управления рисками, управления финансовыми потоками и  ликвидностью. Разработана и постоянно совершенствуется современная методическая и регламентная база операций Банка, утверждены подходы к развитию новых видов бизнеса. Единая система нормативов и лимитов обеспечивает необходимую децентрализацию управления в сочетании с усилением вертикальной системы контроля. На постоянной основе ведется работа по совершенствованию организационной структуры Банка, оптимизации филиальной сети.
     Уральский банк Сберегательного банка РФ является одним из 17 территориальных банков Сберегательного банка РФ - и действует на территории Свердловской, Челябинской, Курганской областей и Республики Башкортостан.
     Уральский банк обладает наиболее разветвленной  филиальной сетью в регионе, обслуживает  территорию в 497,3 тыс. км2. и предоставляет полный спектр банковских услуг на рынке, охватывающем более чем 13,1 млн. человек.
     По  состоянию на 01.04.2006 филиальная сеть Уральского банка Сбербанка России представлена 1761 подразделением, в  том числе: 100 отделений, 599 дополнительных офисов и 1049 операционных касс вне кассового узла, 13 передвижных пунктов кассовых операций. В Челябинской области: 320 подразделений, в т.ч. 24 отделения, 175 дополнительных офисов и 121 операционных касс вне кассового узла.
     Курчатовское  отделение № 8053 Сбербанка России организационно подчинено Челябинскому отделению Уральского банка. В Курчатовском ОСБ функционируют 27 филиалов в Курчатовском, Металлургическом, Кунашакском и Сосновском районах Челябинской области. Курчатовское отделение № 8053 оказывает своим клиентам полный спектр банковских услуг на всей территории области. В состав отделения входят 4 дополнительных офиса и 23 операционных касс вне кассового узла.
     Отделение на протяжении многих лет сохраняет  устойчивые позиции на финансовом рынке  области, четко выполняет обязательства перед вкладчиками и партнерами, расширяет контингент своих клиентов и перечень оказываемых услуг. По основным показателям, характеризующим результаты деятельности отделений, Курчатовское ОСБ № 8053 занимает одно из лидирующих положений среди отделений Челябинской области.
      Основные  показатели баланса Курчатовского  ОСБ № 8053 и их динамика приведены  в таблице 1. Структура баланса  исследуемого отделения приведена в таблице 2.
 

       Таблица 1
      Динамика  основных показателей баланса Курчатовского отделения Сберегательного банка РФ № 80531
п/п Показатели на 1.01.05 на 1.01.06 изменение темп роста
единица измерения тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. %
І Активы-нетто 3059087 3765736 706649 123
1 Ссудная задолженность 1794601 2485386 690785 138
1.1 Срочная ссудная  задолженность юридических лиц (в  т.ч. предпринимателей) 1209161 1723311 514150 143
1.2 Срочная ссудная  задолженность физических лиц 574601 732996 158395 128
1.3 Просроченная ссудная задолженность 10839
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.