На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сырьевой фактор в развитии страны,нефтяной фактор РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
Содержание 

Введение 

Глава 1 

       Роль сырьевых ресурсов в экономическом развитии страны
      Нефть как важнейший сырьевой ресурс и двигатель экономического развития
 
Глава 2 

2.1. Роль нефтяного фактора в российской экономике
2.2. Перспективы экономического развития России как нефтедобывающей страны 

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  
 
Нефть в современном мире является не просто одним из видов минерального сырья, а необходимым источником самого существования экономической системы. Работа энергетических систем в значительной мере основывается на использовании нефти. Различные виды транс- порта практически полностью (без учета электро - и атомных двигателей) базируются на нефтеуглеродном сырье. Значительная часть химической промышленности занимается переработкой сырой нефти и нефтепродуктов. Подобная стратегическая роль нефти в развитии современной экономики неизбежно вызывает интерес к анализу данной темы со стороны исследователей. 
 
Особое значение имеет анализ действий крупнейших субъектов нефтяной политики - нефтедобывающих (нефтеэкспортирующих) государств. Нефтяной комплекс России играет сегодня одну из ключевых ролей в экономическом развитии страны. На его долю приходится не менее 70% валютной выручки, более 20% всех налоговых поступлений. Прибыль нефтяников составляет около половины объема всей прибыли, получаемой российской промышленностью.

От того, как будут складываться дела в  нефтяной промышленности, во многом зависят  и наш экономический рост, и  наши возможности по модернизации экономики, направленной на рост ее конкурентоспособности. Но существует не менее тесная и обратная связь. От того, как будет складываться система управления экономикой страны, насколько эффективными окажутся меры, нацеленные на улучшение действующей налоговой системы, вывозных пошлин, кредитования, и другие важные рычаги государственного регулирования, во многом зависит насколько эффективно будет развиваться нефтяной комплекс.
Поэтому при оценке роли и места нефтяной промышленности в долгосрочном развитии России необходимо исходить из учета как общих или народнохозяйственных интересов, так и локальных (отраслевых и корпоративных) интересов самих нефтяников. В процессе такого учета могут быть выявлены как независимые друг от друга, так и пересекающиеся области интересов двух определяющих субъектов рынка. А, следовательно, будет определена и система компромиссов, на основе которой нефтяной бизнес и государство могли бы заключить стратегическое соглашение о развитии нефтяной промышленности России. Рассмотрим в связи с этим каждую из перечисленных областей интересов в отдельности, а затем и область их возможных компромиссов.
 
 
 
Вопросы развития нефтяного комплекса России являются предметом исследования советских экономистов, таких как Андреасян Р.Н., Герасимов 0., Рагимов Н.Р., Сейфульмулгоков И.А., Нахбазян Г. С. и других, иракских и арабских экономистов Аль-Мусави Мухсин, Ассимак А., Осам Рашид X., Аль-Хафаджи Осам и других, а также западных специалистов. Но в основном эти работы относятся к периоду до середины 80-х годов, тогда как последние события в истории Ирака (война в Персидском заливе и экономические санкции ООН против Ирака) еще не нашли достаточного отражения в научной литературе. 
 
Предметом исследования в работе является нефтяной комплекс Ирака, оценка его роли в социально-экономическом развитии страны, механизм управления и функционирования нефтяного комплекса, государственная политика в нефтяном вопросе. 
 
Цель настоящей работы - анализ путей, механизмов и последствий воздействия развития нефтяного комплекса на экономику России. В соответствие с данной темой ставятся задачи: 
 
- рассмотреть вопросы формирования политики иракского государства по нефтяному вопросу; 
 
- проанализировать этапы освобождения иракской экономики от контроля зарубежных нефтяных корпораций; 
 
- 4 - 
 
- охарактеризовать условия развития нефтяной промышленности Ирака; 
 
- провести анализ роли и места нефтяного комплекса Ирака в экономике и внешней торговле страны; 
 
- исследовать причины и последствия войны в Персидском заливе, определить пути преодоления трудностей послевоенного периода. 
 
НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ, предопределившая положения, выносимые на защиту, состоит в том, что в ней: 
 
- рассмотрены особенности развития нефтяного комплекса Ирака на различных этапах его социально-экономического развития (период до национализации нефтяной промышленности; с середины 70-х до середины 80-х годов-этап усиления государственного влияния в экономике; после реформы 1987 года и усиления позиций частного капитала в экономике страны; война в Персидском заливе и период существования в условиях экономических санкций ООН); 
 
- выделены основные направления использования нефтяного фактора для формирования многоотраслевой структуры э
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 глава 

1.1. Роль сырьевых ресурсов в экономическом развитии страны
      Наличие сырьевых ресурсов предоставляет значительные возможности для развития. Вместе с тем в долгосрочном плане темпы экономического роста в странах, богатых природными ресурсами, как правило, оказываются ниже ожидаемых, поскольку сырьевая рента повышает макроэкономическую волатильность и снижает стимулы к улучшению качества институциональных структур. Чтобы избежать «ресурсной ловушки», такие страны разработали ряд стратегий экономической диверсификации; впрочем, их реализация не всегда была успешной. Ключевой задачей остается совершенствование институтов.
      Экономическое развитие стран, богатых ресурсами, в последние десять лет во многом зависело от характера использования  сырьевого богатства и решения  сопутствующих проблем. С одной  стороны, благодаря доходам от продажи сырья в распоряжении правительств оказались огромные бюджетные ресурсы. С другой — экспорт сырья и рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в добывающие отрасли способствовали масштабному притоку средств в иностранной валюте, что осложнило процесс управления экономикой на макроуровне и обусловило незащищенность этих стран от резких колебаний цен на сырье. Отчасти под влиянием обвала цен на нефть летом 2008 г. темпы роста ВВП Азербайджана резко снизились: с 16,5% в первом полугодии 2008 г. до 3,6% в первом полугодии 2009 г. В России они упали еще сильнее: с 8% в первом полугодии 2008 г. до –10,4% в первом полугодии 2009 г.
      В долгосрочной перспективе показатели роста стран, богатых ресурсами, нередко оказываются хуже, чем  в более бедных странах со сравнимым исходным уровнем доходов на душу населения. Это привело к возникновению концепции «ресурсного проклятия» [1]: в долгосрочном периоде изобилие ресурсов может не столько стимулировать, сколько замедлять экономическое развитие. В статье рассматриваются проблемы экономической политики, с которыми сталкиваются страны — крупные экспортеры сырья на постсоветском пространстве. 
      Экономическое развитие в странах, богатых природными ресурсами
      В долгосрочном плане темпы роста  определяются темпами накопления капитала, увеличения численности рабочей силы и технологического прогресса. Доходы от природных ресурсов позволяют повысить темпы роста за счет финансирования накопления капитала и создания стимулов для привлечения частных инвестиций, особенно в сектор природных ресурсов. Кроме того, благодаря доходам от сырьевых ресурсов развивающиеся страны могут выбраться из «ловушки отсталости». Если вложения в разработку новых технологий связаны с существенными постоянными издержками, а спрос на продукцию определенного сектора зависит от капиталовложений в других секторах, экономика страны сталкивается с угрозой хронического недофинансирования и низких темпов роста [2]. Имея сырьевые ресурсы, можно резко расширить агрегированный спрос, что приведет к росту инвестиций и позволит выбраться из этой ловушки.
      Но  наличие сырьевых ресурсов может  дестимулировать инвестиции, свести на нет положительный эффект ресурсного богатства и сформировать условия  для возникновения «ресурсного  проклятия». Они проявляются в  двух сферах: накоплении физического и человеческого капитала (особенно в секторах, не связанных с ресурсами) и развитии политических институтов. 
      Зависимость от природных ресурсов — очевидный  источник волатильности макроэкономических показателей. Высокие цены на сырье  вызывают экономический бум, который сменяется спадом при последующем снижении цен (см. рис. 2, где показано, что волатильность цен на нефть гораздо выше волатильности относительных цен на продукты экспорта и импорта в крупной стране с диверсифицированной экономикой — США). Застраховаться от этих рисков можно, имея развитую финансовую систему (например, поставив погашение государственного долга в зависимость от динамики цен на нефть). Однако в отсутствие развитых финансовых рынков у инвесторов возникают проблемы со страхованием. В результате изменчивость условий внешней конъюнктуры отрицательно сказывается на темпах роста, поскольку хозяйствующие субъекты могут отказаться от проектов в слишком волатильной экономической среде [3]. 
      Волатильность может отрицательно повлиять на процессы накопления человеческого капитала. Поскольку инвестиции в образование носят долгосрочный характер, в условиях, когда спрос на квалифицированную рабочую силу характеризуется повышенной неопределенностью, эти вложения становятся невыгодными, что и наблюдается в странах, богатых ресурсами [4].
      С волатильностью также связана проблема «голландской болезни» (когда экспорт  природных ресурсов может осуществляться в ущерб развитию обрабатывающего  производства) [5]. Инвестиции и потребление, обусловленные доходами от продажи сырья, приводят к повышению стоимости рабочей силы и относительных цен на неторгуемые товары (услуги). Рабочая сила и капитал перетекают в растущие отрасли добычи природных ресурсов, услуг и строительства жилья, что тормозит развитие обрабатывающей промышленности [6], а значит, и долгосрочный экономический рост [7].
      Кроме того, «голландская болезнь» может  усилить макроэкономическую волатильность. Если в обрабатывающей промышленности велика отдача от масштаба, то в периоды  повышения цен на ресурсы объем производства будет сокращаться. Но при падении этих цен не наблюдается его соответствующий рост: из-за снижения объемных показателей производительность труда в ней начинает отставать от индикаторов зарубежных стран. В результате конкурентоспособность обрабатывающей промышленности снижается, а восстановить ее трудно по причине потери доли рынка и динамического эффекта масштаба [8]. Как следствие, в условиях снижения обменного курса показатели развития национальной экономики ухудшаются в большей степени, чем в иной ситуации. 
      Несмотря  на неутихающие споры на эту тему, в настоящее время складывается консенсус, базирующийся на результатах  межстрановых сравнительных исследований [12] по проблемам экономического роста: богатые ресурсами страны развиваются менее успешно, чем бедные. Воздействие изобилия ресурсов на институты определяется исходными параметрами качества последних [13]. Если оно изначально было низким, ресурсное богатство вредно для институционального развития и, следовательно, для экономического роста. Наоборот, в странах с развитыми институтами изобилие ресурсов не оказывает негативного воздействия на темпы экономического развития.
      Вопрос  о влиянии ресурсной ренты  на институты обсуждается в ряде работ. Показано, что доходы от продажи нефти негативно сказываются на состоянии имущественных прав, корпоративного управления, свободы СМИ, институтов демократии и реформ, улучшающих условия функционирования средних предприятий в отраслях, не связанных с ресурсами [14]. В нестабильных обществах ресурсные доходы могут существенно подрывать социальную сплоченность, увеличивать вероятность гражданских беспорядков и вооруженных конфликтов [15].
      Дискуссия о «ресурсном проклятии» далека от завершения. Многие результаты межстрановых сравнительных исследований зависят от выборки изучаемых стран и периодов времени. Межстрановые регрессии также не могут разрешить ряд известных методологических проблем [16]. 
      Наличие сырьевых ресурсов создает широкие  возможности для финансирования инвестиций, образования и в конечном счете — для экономического роста. Вместе с тем нестабильность цен на ресурсы может вызвать волатильность макроэкономических показателей, что отрицательно сказывается на инвестиционной активности (в том числе и на инвестициях в человеческий капитал), особенно в странах с неразвитыми финансовыми институтами. Но главная проблема заключается в том, что в условиях высокой ресурсной ренты у элит появляется стимул к поиску личной выгоды, а не к созданию институтов с целью поддержать экономический рост.
      Чтобы решить эти проблемы, богатые ресурсами  страны могут обеспечить диверсификацию своих экономик с помощью ряда стратегий: прямые инвестиции в избранные  несырьевые отрасли; инвестиции в инфраструктуру и сферу образования в интересах  развития всех несырьевых отраслей; перераспределение бюджетных доходов для более равномерного доступа населения к ресурсному богатству; развитие финансовой системы и превращение ее в эффективно действующего посредника по привлечению средств, полученных от продажи сырья и из других источников, во все отрасли экономики. Они также могут создавать государственные фонды национального благосостояния для аккумулирования большой части доходов от углеводородов в целях устранения макроэкономической волатильности, защиты ресурсной ренты и обеспечения прозрачности ее использования.
      Институты очень важны для успешной диверсификации экономики, но изобилие ресурсов и недостаточная  степень диверсификации препятствуют их совершенствованию. Как богатые  нефтью страны могут вырваться из порочного круга институциональной слабости? В широком смысле меры по диверсификации охватывают не только промышленную политику, но и инструменты финансового развития наряду с контрциклической макроэкономической политикой. В рассматриваемых странах эти аспекты экономической политики в целом реализованы успешно, но, возможно, этого недостаточно, чтобы повлиять на структуру производства.
      Наконец, как показывает опыт создания государственных  фондов национального благосостояния, даже при наличии мощных стимулов к рентоориентированному поведению можно создавать новые институты, обеспечивающие защиту ресурсной ренты и ее более прозрачное использование. Проведению институциональных реформ могут способствовать рост численности среднего класса и развернувшаяся в мире конкуренция между новыми крупными рынками. Существуют и внешние побудительные мотивы для улучшения качества институтов, например Инициатива по обеспечению прозрачности в добывающих отраслях (EITI), а также антикоррупционное законодательство, действующее на родине иностранных компаний и определяющее их поведение в странах — получателях ПИИ [23]. Процесс создания институтов в богатых ресурсами странах скорее всего будет долгим и трудным, но хочется надеяться — успешным.  
 
 

1.2. Нефть как важнейший сырьевой ресурс и двигатель экономического развития
Нефть была, есть и в обозримом будущем  останется основным источником первичной  энергии, потребление которой неуклонно  расширяется в связи с дальнейшим развитием мировой экономики. Одновременно растет использование нефти и  нефтепродуктов в качестве сырья для химической промышленности, что, как известно, экономически более оправданно и эффективно по сравнению с прямым энергетическим использованием углеводородов.
Несмотря  на то что в течение последних 30 лет роль мирового рынка нефти в мировой экономике оставалась исключительно высокой, сам рынок вследствие различных геополитических процессов претерпевал практически революционные изменения: трансформировалась его структура, степень либерализации, принципы ценообразования.
Для экономики любой страны нефть является одним из важнейших продуктов, она служит не только сырьем для жидкого моторного топлива, но и источником большого числа ценных химических продуктов. Россия располагает значительными ресурсами нефти - примерно 13% всех мировых запасов нефти.
На начало 21 века нефть остается важнейшим  мировым энергетическим ресурсом и  крупнейшим объектом международной  торговли. Вместе с тем нефть является исчерпаемым ресурсом и по имеющимся  относительно новым прогнозам при  текущем уровне добычи мировая обеспеченность нефтью составляет по крайней мере порядка 40—50 лет. Эти оценки, сделанные в последние 5—10 лет, несравненно более оптимистичные, чем те, что имели место в 50—70 гг. истекшего столетия. Новые представления о степени обеспеченности мировыми запасами нефти обусловлены тем, что вследствие продолжающегося открытия все новых месторождений, а также использования достижений научно-технического прогресса, позволяющих увеличить степень извлекаемости нефти из недр и обеспечивающих возможность добычи нефти из месторождений, расположенных в отдаленных пока еще малоосвоенных районах, а также на мировом шельфе, на обозримую перспективу не предвидится острого дефицита нефти в мире вследствие абсолютного истощения ее геологических запасов. По показателю обеспеченности нефтяными ресурсами лидируют страны Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, Иран), а также Россия.
Мировая добыча нефти неуклонно растет, среднегодовые  темпы роста за период 1970—2002 гг. составили порядка 1,6%, причем этот показатель существенно меньше среднегодовых темпов роста ВВП. Лидерство по объемам добычи нефти делят Саудовская Аравия, Россия и США, причем в последние годы из-за истощения природных запасов добыча нефти в США неуклонно снижается. Наиболее высокие темпы прироста добычи нефти в рассматриваемый период отмечены в России, Мексике, Норвегии.
Мировой рынок нефти традиционно характеризуется  высокой степенью монополизации: на 18 крупнейших нефтедобывающих компаний приходится около 60% мировой добычи нефти, причем только 5 из них являются частными компаниями, а остальные — государственные. Характерно при этом, что крупнейшие государственные нефтедобывающие компании имеют, как правило, существенно более высокий уровень обеспеченности нефтяными запасами, тогда как у крупных частных компаний уровень обеспеченности составляет 8—13 лет, который является с их точки зрения экономически более оправданным.
Потребление нефти в мире на протяжении последних 30 лет в абсолютном выражении также неуклонно росло. Крупнейшими потребителями нефти являются США, страны Западной Европы и Япония. При этом следует отметить, что наблюдается постепенное, но неуклонное снижение удельного потребления нефти на единицу ВВП как промышленно развитыми, так и развивающимися странами, вследствие все более интенсивного использования новейших энергосберегающих экологически чистых технологий и увеличения использования других альтернативных источников энергии. В то же время наиболее вероятно, что в обозримую перспективу не предвидится сколько-нибудь существенного падения спроса на нефть за счет использования других углеводородов и альтернативных источников энергии.
Объемы  международной торговли нефтью за последние 30 лет также неуклонно росли, причем вследствие уменьшения собственной  добычи и увеличивающейся потребности импорт нефти в США только за последние 10 лет увеличился более чем на 65%. Крупнейшими мировыми странами-экспортерами являются Саудовская Аравия, Россия, Норвегия, Иран, суммарная доля которых в поставках нефти на мировой рынок составляет чуть менее 40% и в последние годы оставалась практически неизменной.
     Мировой опыт функционирования нефтегазового  комплекса, например, в Норвегии, Великобритании, Саудовской Аравии и других странах, связанных с добычей и последующей  реализацией нефти и газа, показывает и доказывает необходимость активного участия государства в создании условий для его эффективной работы[2]. Непременным условием решения государством стоящих перед ним задач является наличие детально проработанной политики в рассматриваемой сфере экономики. 

     Основополагающими  причинами бума на нефтяном рынке стали возросший спрос на углеводородное сырье, с одной стороны, и ограниченные мощности в добыче нефти (на фоне перебоев с ее поставками) и в нефтепереработке — с другой. При появлении существенного запаса в резервных мощностях добычи нефти и ее переработки влияние спроса и спекулятивных факторов на нефтяные цены будет значительно меньшим, чем сейчас. По аналитиков, в настоящее время формируются предпосылки для реализации именно такого сценария, при котором можно ожидать снижения нефтяных цен в среднесрочной перспективе. При этом рассчитывается на стабилизацию ситуации в Ираке и прекращение эскалации напряженности вокруг ядерной программы Ирана[3].
     Отставание развития нефтепереработки от растущего спроса на топливо, на взгляд аналитиков, является основной причиной повышения в недавнее  время цен на нефтяном рынке. Но с учетом надвигающегося глобального экономического и финансового кризиса резкое падение цен объяснимо замедлением темпов роста экономики.
     На  сегодняшний день мировые запасы нефти сконцентрированы, в основном, в наиболее нестабильных регионах мира. Как отмечает  Washington ProFile, государства Персидского залива ныне производят примерно 25 % мировой нефти, на их территории находится примерно     75 % всех разведанных месторождений.
     Фактически  ведущие экономики мира - США, Японии, Европы - напрямую зависят от поставок ближневосточной нефти.
     По  данным Американского Института  Нефти, 95 % доступных источников нефти  в мире будут исчерпаны в ближайшие 56 лет, оставшиеся 5 % иссякнут через 88 лет. Таким образом человечеству дано максимум 30-50 лет, чтобы найти замену нефти.
     Следовательно, польза скачков нефтяных цен в  том, что все осознали уникальность и экономическое значение нефти  как невозобновимого природного ресурса, осознали необходимость ее всемирной экономии.
     По  мнению американских экономистов, энергетические кризисы, связанные с бурным ростом или наоборот, падением цен на нефть будут постоянно повторяться в будущем, причем их острота будет только увеличиваться.
     Пол Джосков пишет: «Слово «кризис» означает лишь, что правительство той или иной страны ошиблось в определении своей энергетической политики. Ошибки всегда можно исправить. Невозможно лишь исправить полное исчезновение мировых запасов нефти».
     Потребление нефти в мире в 2008 и 2009 годах будет  несколько ниже, чем это предполагалось месяцем ранее, следует из доклада Международного энергетического агентства (МЭА), опубликованного сегодня в Париже. По итогам сентября эксперты МЭА понизили относительно августа собственные прогнозы роста потребления нефти в мире в 2008 году и в 2009 году на 240 тыс. баррелей в день и на 440 тыс. баррелей в день соответственно, передает РБК.
     Теперь, по уточненным оценкам, потребление  нефти в мире в 2008 году увеличится по сравнению с предыдущим годом  на 0,5 %, или на 400 тыс. баррелей в день, и составит 86,5 млн. баррелей в день. Тем временем ожидается, что в 2009 году потребление нефти в мире увеличится по сравнению с 2008 годом на 0,8 %, или на 700 тыс. баррелей в день, и составит 87,2 млн. баррелей в день.
     Прогнозы  роста потребления нефти были снижены из-за замедления темпов экономического роста в странах ОЭСР, а также из-за снижения МВФ своего прогноза относительно роста ВВП в мире, отмечено в докладе МЭА.
     В настоящее время только при  сохранении высоких цен на нефть российские нефтяные кампании располагают необходимыми ресурсами для финансирования инвестиций в основной капитал. Уникальность ситуации в том, что масштабного привлечения прямых западных инвестиций в комплекс в настоящее время не требуется. Однако любые фискальные ужесточения могут обернуться либо необходимостью заимствований за границей, либо провалами в инвестировании развития отрасли.
     Стоимость «черного золота» упала ниже 80 долларов за баррель на опасениях замедления роста мирового спроса. Так, экономическая  слабость заставила Международное энергетическое агентство (IEA) снизить прогноз по спросу на нефть в 2008 году в мире до минимального уровня с 1993 года.
     Мировые цены на нефть и курс доллара играют роль «клапана постоянного давления» для экономического роста мировой экономики.  От темпов роста мировой экономики в среднесрочной перспективе будут зависеть и перспективы нефтяной промышленности России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 

2.1. Роль нефтяного фактора в российской экономике 

     Тема  развития нефтяной промышленности в  России на сегодняшний день чрезвычайно актуальна. От состояния российской нефтяной промышленности во многом зависит благополучие отечественной и мировой экономики в целом. Россия занимает ведущие позиции на мировом нефтяном рынке по количеству запасов, уровню добычи и развитости системы.
     Россия  располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой  развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет её геополитическое влияние.
     Соответствовать требованиям нового времени может  только качественно новый топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично  развивающийся, соответствующий экологическим стандартам, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами.
     Сырьевую  базу нефтегазового комплекса России на современном этапе ее геологического изучения и промышленного освоения составляют 2734 нефтяных, нефтегазовых, газовых и газоконденсатных месторождения, которые открыты в недрах, а также на континентальном шельфе Российской Федерации.
     На  долю России приходится 13-15 % мировых  текущих запасов нефти и газового конденсата и около 35 % запасов газа.
     Нефтяной  комплекс в настоящее время обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса  и налоговых поступлений в  бюджеты всех уровней. Этот вклад  существенно выше доли комплекса  в промышленном производстве.
     Действующая в отношении нефтяного комплекса система регулирования играет негативную роль. Особенно опасны непредсказуемая политика квотирования экспорта, неопределенная курсовая политика, устойчиво растущие цены на услуги монополистов. Но наибольшую дестабилизирующую роль в нефтяном комплексе в настоящее время играет экспортная пошлина, произвольно и непредсказуемо устанавливаемая правительством. При изъятии дополнительных доходов нефтяного сектора государство вправе использовать лишь стабильные налоги - роялти (взимаемый с учетом условий добычи) и налог на прибыль. В определенных условиях допустим налог на сверхприбыль, складывающуюся в результате роста мировых цен на нефть[1].
     Согласно  различным оценкам авторитетных источников Россия занимает четвертое-пятое место в мире по нефтяному потенциалу. Перспективные и прогнозные ресурсы оцениваются в 62,7 млрд.тонн (13 % от общемировых).  Эксплуатируемые нефтяные запасы составляют 5% от мировых.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.