На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Эффективность научно-технического прогресса: повышение благосостояния или появление новых проблем

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального  образования
«Государственный  университет управления» 

Специальность: национальная экономика
Форма обучения: очная 
 

Курсовая  работа
По  предмету: Экономика  общественного сектора
На  тему
«Эффективность научно-технического прогресса: повышение благосостояния или появление новых проблем» 
 
 
 

Выполнила:
Студентка 2 курса,2 группы
Нестерова А.А
Проверил:
                                                                                                                                                  к.э.н., доц. А.А. Сычев 
 

Москва,2011 год 

Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………………………2
Глава. I Понятие и сущность научно-технического прогресса
      Понятие НТП…………………………………………………………………………………………………3
      Исторический аспект, этапы развития , критерии НТП………………………………5
      Направления НТП на современном этапе………………………………………………….12
Глава II .НТП  и Россия
2.1 Научно-технический  потенциал России…………………………………………………….16
2.2Опыт лидеров………………………………………………………………………………………………20
2.3Необходимость  перемен……………………………………………………………………………22
Глава III. Результаты и последствия  НТП
3.1НТП и его  влияние на благосостояние и качество жизни…………………………23
3.2НТП и экология……………………………………………………………………………………………26
3.3 НТП и мировоззрение………………………………………………………………………………..28
3.4 НТП – общественное благо?...........................................................................29
3.5 Управление НТП…………………………………………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………………………………………….35
Список  литературы…………………………………………………………………………………………37 
 
 
 
 
 
 

Введение
Благодаря научно-техническому прогрессу в XX веке экономический  рост в промышленно- развитых странах превратился в устойчивую тенденцию, что создало условия для значительного повышения уровня жизни населения. В условиях российской экономики освоение достижений НТП и проведение грамотной технологической и инновационной политики рассматривается как один из важнейших путей нормализации функционирования реального сектора экономики.
В то же время неуклонное наращивание объема производства на базе достижений НТП без учета  его негативных последствий привело  к возникновению серьезных проблем, прежде всего экологических и  социальных, и поставило человечество на грань глобальных катастроф. Это  обстоятельство обусловливает необходимость  диалектического подхода к НТП, что позволяет вскрыть противоречивый характер его воздействия на количественные и качественные параметры экономического роста. Таким образом, в современных  условиях для адекватного описания процесса развития мировой экономики  требуется теоретическая концепция, которая синтезирует положительные  и отрицательные эффекты НТП.
Актуальность, социально-экономическая  значимость и недостаточная степень  научной разработанности ряда аспектов рассматриваемой проблемы определили выбор темы, цели и задач моей курсовой работы.
Цель исследования заключается в выявлении противоречий, тенденций НТП на современном  этапе. Поставленная цель предполагает выполнение следующих задач:
    дать понятие и рассмотреть сущность НТП
    рассмотреть основные направления НТП
    выявить проблемы, касающиеся развития НТП  в России на современном этапе
    определить возможные пути решения проблем
 
 
 
ГлаваI. Понятие и сущность научно-технического прогресса .
1.1НТП  и его сущность.
Научно-технический  прогресс(НТП) - единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, производства и сферы потребления, основа социального прогресса.1
НТП можно истолковать  также как процесс накопления и практической реализации новых  научных и технических знаний, целостную циклическую систему  “наука—техника—производство”, охватывающую несколько направлений:
    фундаментальные теоретические исследования;
 
    прикладные  научно-исследовательские работы;
 
 
    опытно-конструкторские  разработки;
 
    освоение технических  нововведений;
 
 
    наращивание производства новой техники до необходимого объема, ее применение (эксплуатация) на протяжении определенного времени;
 
    технико-экономическое, экологическое и социальное старение изделий, их постоянная замена новыми, более эффективными образцами.
НПТ присущи эволюционные (связанные с накоплением количественных изменений) и революционные (обусловленные  скачкоподобными качественными изменениями) формы совершенствования технологических методов и средств производства, конечной продукции. К эволюционным формам НТП относят  улучшение отдельных технико-экономических параметров изделий или технологии их изготовления, модернизацию или создание новых моделей машин, оборудования, приборов и материалов в пределах того же самого поколения техники, а к революционным — смену техники и конечной продукции, возникновение принципиально новых научно-технических идей, научно-технических революций, в процессе которых и происходит переход к новым поколениям техники.2 НТП всегда осуществляется в комбинировании двух своих форм (эволюционной и революционной) и является главным фактором  повышения эффективности производства. НТП на протяжении истории изменялся, развивался, принимал различные формы, для исследования научно-технического прогресса на современном этапе хотелось бы обратиться к историческому аспекту , этапам развития НТП. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Исторический аспект  этапы развития и критерии НТП
Небывалый прогресс науки и техники во многом определил  неповторимое своеобразие XX в. Последствия  научно-технического прогресса прослеживаются во всех сферах жизни современного человека. Фактически двигателем НТП  является научно-техническая революция (НТР). НТР – это качественное преобразование современных производительных сил на основе постепенного превращения  науки в непосредственную производительную силу. Но НТР состоит в свою очередь  из научных и технологических  революций.
В истории естествознания можно обнаружить четыре научных  революции. Первой из них была революция XVII века, ознаменовавшая собой становление  классического естествознания, характеризующееся  следующими моментами:
а)  построение абсолютно истинной картины природы;
б) поиск очевидных, наглядных, «вытекающих из опыта» принципов, на базе которых можно строить  теории, объясняющие и предсказывающие  опытные факты;
в) эта эпоха была временем господства механики во всех отраслях знаний.
В основе науки этого  времени лежали разработанные И. Ньютоном методы классической механики и математического естествознания в целом, базировавшегося на достижениях  математики Р. Декарта, Г. Лейбница и  др.
Радикальные перемены в этой целостной и относительно устойчивой системе оснований естествознания произошли в конце XVIII - первой половине XIX века. Механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. Это можно расценить как вторую глобальную научную революцию, определившую переход к новому состоянию естествознания –дисциплинарно организованной науке, в которой можно выделить следующие моменты:
а) в биологии, химии  и других областях знания формируются  специфические картины реальности,которые уже не объясняются механикой;
б) происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования.
Первая и вторая глобальные революции в естествознании протекали как формирование и  развитие классической науки и ее стиля мышления. Третья глобальная научная революция была связана  с преобразованием этого стиля  и становлением нового, неклассического  естествознания. Она охватывает период с конца XIX до середины XX вв. В эту  эпоху происходят революционные  перемены в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой  теории), в космологии (концепция  нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление  генетики). Возникают кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира. Эта революция характеризуется следующим:
а) нормы неклассической науки отличались пониманием относительной  истинности теорий, а не полной идеализации  как было ранее;
б) допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга  конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку  в каждом из них может содержаться  момент объективно-истинного знания;
в) принимаются такие  типы объяснения и описания, которые  в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности. Наиболее ярким образцом такого подхода выступали идеалы и нормы объяснения, описания и  доказательности знаний, утвердившиеся  в квантово-релятивистской физике.
Новая система познавательных идеалов и норм обеспечивала значительное расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению сложных  саморегулирующихся систем.
В современную эпоху  мы являемся свидетелями новых радикальных  изменений в основаниях науки. Эти  изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную  революцию.
Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение  самого характера научной деятельности, связанное с революцией в средствах  хранения и получения знаний (компьютеризация  науки, появление сложных и дорогостоящих  приборных комплексов, которые обслуживают  исследовательские коллективы и  функционируют аналогично средствам  промышленного производства и т. д.) меняет характер научной деятельности. Можно говорить о следующих моментах:
а) на передний план все более выдвигаются междисциплинарные  и проблемно-ориентированные формы  исследовательской деятельности;
б) специфику современной  науки определяют комплексные исследовательские  программы, в которых принимают  участие специалисты различных  областей знания;
в) в науке наряду с собственно познавательными целями все большую роль начинают играть цели экономического и социально-политического  характера;
г) включаясь во взаимодействие, человек уже имеет дело не с  жесткими предметами и свойствами, а со своеобразными «созвездиями возможностей». Перед ним в процессе деятельности каждый раз возникает  проблема выбора некоторой линии  развития из множества возможных  путей эволюции системы. Причем сам  этот выбор необратим и чаще всего  не может быть однозначно просчитан.
Под техникой (от греч. techne – мастерство, искусство) понимается система созданных человеком средств, орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приемы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижения культуры. В формах и функциях технических средств своеобразно отразились формы и способы воздействия человека на природу. Будучи продолжением и многократным усилением органов человеческого тела, технические устройства в свою очередь диктуют человеку приемы и способы их применения.
Из всей совокупности технических средств определяющими  в жизни и развитии общества являются те, которые функционируют в сфере  материального производства. Техника, таким образом, есть результат человеческого  труда и развития знания и одновременно их средство. Уровень развития техники  – показатель степени овладения  человеком силами природы. Если на ранних стадиях истории техника в  собственном смысле слова была развита  крайне слабо и в производстве преобладал живой труд, то теперь в общей системе трудовых затрат на единицу продукции преобладает, как правило, овеществленный труд. Сокращение доли живого труда в процессе производства – закономерная тенденция технического прогресса. Последний выражается в преобразовании самого содержания и характера труда. По мере того как развиваются орудия труда, изменяется и сам человек: чем более крупные технические преобразования он осуществляет, тем более мощные силы природы он себе подчиняет, тем больше развиваются его способности и знания.
Исторический процесс  развития техники включает три основных этапа: орудия ручного труда, машины, автоматы. Технический прогресс –  важнейший фактор роста производительности труда, а следовательно, показатель уровня развития производительных сил общества.
Длительное время  развитие науки и техники шло  медленно и относительно параллельно, как бы независимо друг от друга. Техника  развивалась, в основном опираясь на совершенствование приемов и  способов эмпирического опыта, тайн ремесленного искусства, передававшихся строго по канонам наследования.
Научный и технический  прогресс впервые начали сближаться в XVI-XVIII вв., когда мануфактурное  производство, нужды торговли, мореплавания потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач. Дальнейшее развитие производительных сил становилось  невозможным на прежней основе. Правда, техника как овеществленное знание так или иначе всегда включала в себя результаты научного познания. И в этом смысле развитие техники с самого начала предполагало и развитие науки. Однако только с переходом к машинному производству была выдвинута в качестве самостоятельной задача развития науки с целью использования ее результатов для развития техники.
В общем ходе научно-технического прогресса выделяются особо крупные  вехи, связанные с качественным преобразованием  производи-тельных сил, приводящие к резкому увеличению производительности труда. Они характеризуют этапы научно-технической революции.
Первым этапом, революционизировавшим  и заметно стимулировавшим существенный подъем в развитии производительных сил, стал этап механизации, машинизации  производства, освободивший человека от изнурительного физического труда и во много раз увеличивший его производительность. Основную роль на этапе механизации сыграла Великобритания. Именно здесь были созданы машины и технологические производства, полностью изменившие предприятия. Это челнок Дж.Кея для ткацкого станка, прядильная машина «Дженни» Дж.Харгривса и т.д., включая паровую машину Дж.Уатта. С их внедрением продукция стала массовой, то есть дешевой и доступной для большинства людей. С развитием машинного производства с конца XVIII в. наука и техника взаимно стимулируют ускоряющиеся темпы развития друг друга.
Россия вступила в XX век с довольно развитой промышленностью. По объему промышленного производства наша страна занимала 5-е место в  мире, вслед за США, Германией, Англией  и Францией. При этом преимущество Франции перед России было обеспечено за счет развития некоторых отраслей легкой и пищевой промышленности. По ряду важнейших индустриальных показателей Россия опережала Францию: по механовооруженности труда, производству металлургической, машино-строительной продукции, добыче полезных ископаемых и некоторым другим. Но в целом Россия была аграрно-индустриальной страной, где сельское хозяйство давало продукции в 1,5 раза больше по сравнению с промышленностью (1913 г.). Да и многие удельные (на душу населения) показатели развития промышленности были значительно ниже, чем в других странах. В целом, по уровню экономического развития Россия отставала от стран-лидеров. Первая Мировая и Гражданская войны, иностранная интервенция нанесли по экономике страны мощнейший удар. В 1920 году объем промышленного производства составлял менее 13,2 % от уровня 1913 года.
Первым реальным действием Советской власти в  области научно-технического прогресса  был известный план электрификации России (ГОЭЛРО). В плане ГОЭЛРО были даны четкие ориентиры технической  политики, разработана система мероприятий  по его реализации. Фактически план ГОЭЛРО – это научно-техническая  программа, реализуемая государством. Инструментом управления планом является программно-целевой метод, опыт использования  которого (под другим названием) к  тому времени в России имелся. Он, в частности, использовался во время  Первой Мировой войны в деле обеспечения российской армии боеприпасами. Ведь и тогда государство стремилось управлять производством.
Плановое управление развитием науки и техники  в Советской России подкреплялось  созданием таких учреждений, как  научно-технический отдел ВСНХ, Главнаука и т.п. Научно-техническая политика стала пониматься как совокупность прежде всего директивных мер по созданию и продвижению в народное хозяйство новой техники. В какой-то период программно-целевой метод был выдвинут в качестве очередной панацеи от неэффективности хозяйственного механизма. В состав плана 11-ой пятилетки были включены 170 научно-технических программ.
Использование программно-целевого метода помогало создавать современные  образцы военной техники, лидировать в космосе, некоторых других областях, безусловно, важных, потребляющих огромные ресурсы, но не ведущих к повышению  уровня жизни населения. Темпы научно-технического прогресса стали замедляться, его  влияние на экономику страны сокращаться. К 1984 году стало ясно, что использование  программно- целевого метода с целевым финансированием из средств Госбюджета вело только к распылению средств и их неэффективному использованию. Спрос на ресурсы значительно превысил возможности плана.
К началу перестройки  доля «интенсивных», то есть инновационных, факторов в приросте национального  дохода устойчиво находилась в пределах 25-10 %. Все стороны деятельности, в  том числе научно-технической, жестко регламентировались. Предпочтение отдавалось отраслям оборонной промышленности. 2
Таким образом, НТП  со временем принимал различные формы, так же менялись и критерии прогресса, многие ученые утверждают, что прогресс в одной сфере ведет к регрессу в другой, как правило в пример приводят научно-техническое оснащение, а значит рост производительности, ускорение ритма жизни, и как следствие деградация культуры, однако, проблема в том, что авторы таких теорией занимаются абсолютизацией какой-либо одной или нескольких детерминант общественного прогресса (например, название техники, или развитие науки, или упадок культуры). Поэтому, возможно правильнее рассматривать НТП т точки зрения системного подхода, но не отрицать неприятных моментов и недостатков прогресса вообще. С точки зрения системного подхода в качестве основного критерия прогресса выступает повышение уровня организации системы, что находит свое отражение в такой дифференциации и интеграции элементов и связей, которая повышает степень целостности системы, ее адаптационные возможности, функциональную эффективность и обеспечивает высокий потенциал последующего развития.
Таким образом, прогрессом можно назвать процесс развития системы, при котором:
    возрастает число ее подсистем,
    усложняется структура системы,
    увеличивается число связей между элементами системы,
    возрастает набор функций отдельных элементов и подсистем системы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3 Направления НТП  на современном  этапе
Научно-технический  прогресс всегда осуществляемый во взаимосвязанных  эволюционных и революционных его  формах, является определяющим фактором развития производительных сил, неуклонного  повышения эффективность производства, о чем мы упоминали и раньше . Он непосредственно влияет прежде всего на формирование и поддержание высокого уровня технико-технологической базы производства, обеспечивая неуклонный рост производительности общественного труда. Опираясь на сущность, содержание и закономерности современного развития науки и техники, можно выделить характерные для большинства отраслей народного хозяйства общие направления НТП, а для каждого из них приоритеты по меньшей мере на ближайшую перспективу (рис. 1). В условия современных  революционных преобразований технического базиса производства степень его  совершенства и уровень экономического потенциала в целом определяется прогрессивностью используемых технологий — способов получения и преобразования материалов, энергии, информации, изготовления продукции. Технология становится завершающим  звеном и формой материализации фундаментальных  исследований, средством непосредственного  влияния науки на сферу производства. Если раньше ее считали обеспечивающей подсистемой производства, то сейчас она приобрела самостоятельное  значение, превратившись в авангардное  направление НТП. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1 Общие и приоритетные направления НТП
                                                                Приоритетные
 Общие 

 
 
 
 
 

 
 
 

Современным технологиям присущи определенные тенденции развития и применения. Главными из них являются:
    во-первых, переход к малостадийным процессам путем соединения в одном технологическом агрегате нескольких операций, выполняемых ранее отдельно;
    во-вторых, обеспечение в новых технологических системах мало — или безотходности производства;
    в-третьих, повышение уровня комплексной механизации процессов на основе применения систем машин и технологических линий;
    в-четвертых, использование в новых технологических процессах средств микроэлектроники, позволяющих одновременно с повышением уровня автоматизации процессов достичь большей динамической гибкости производства.
Технологические методы все чаще определяют конкретную форму  и функцию средств и предметов  труда, и тем самым инициируют появление новых направлений  НТП, вытесняют из производства технически и экономически устаревшие орудия труда, порождают новые виды машин и  оборудования, средств автоматизации. Сейчас принципиально новые виды техники разрабатываются и изготовляются  “под новые технологии”, а не наоборот, как это было ранее.
Доказано, что технический  уровень и качество современных  машин (оборудования) непосредственно  зависят от прогрессивности характеристик  применяемых для их производства конструкционных и других вспомогательных  материалов. Отсюда вытекает огромная роль создания и широкого использования  новых материалов — одного из важнейших  направлений НТП.
В сфере предметов  труда можно выделить такие тенденции  НТП:
1. существенное улучшение  качественных характеристик материалов  минерального происхождения, стабилизацию  и даже уменьшение удельных  объемов их потребления;
2. интенсивный переход  к применению во все большем  количестве легких, прочных и  коррозиестойких цветных металлов (сплавов), ставший возможным в следствие появления принципиально новых технологий, значительно уменьшивших стоимость их производства;
3. заметное расширение  номенклатуры и форсированное  наращивание объемов производства  искусственных материалов с наперед  заданными свойствами, включая уникальные.
Первая тенденция  проявляется в значительном увеличении выпуска низколегированной стали, листового и термообработанного проката, расширении применения порошковой металлургии, бесслиткового проката цветных металлов, что обеспечило повышение надежности и снижение металлоемкости различных технологических конструкций; вторая — во все более увеличивающемся использовании как новых конструкционных материалов, так и алюминия, магния и их сплавов, что позволяет в несколько раз (2-10) уменьшить массу машин (оборудования), транспортных средств и др.; третья (наиболее перспективная по своей прогрессивности и экономической эффективности) — в опережающем развитии производства полимерных, композиционных (полимерных с наполнителем) и керамических материалов, которые по сравнению с традиционными имеют более высокую термическую, абразивную и эрозионную стойкость, меньшую удельную плотность, инертны к агрессивным средам, а нередко имеют абсолютно уникальные свойства, что делает их незаменимыми конструкционными материалами для многих новейших типов техники.
К современным производственным процессам предъявляются такие  требования, как достижение максимальной непрерывности, безопасности, гибкости и производительности, которые могут  быть реализованы только при соответствующем  уровне их механизации и автоматизации  — интегрированного и завершающего направления НТП. Механизация и  автоматизация производства, отражающая разную степень замены ручного труда  машинным, в своем развитии последовательно, параллельно или параллельно- последовательно переходит от низшей (частичной) к высшей (комплексной) форме.
В условиях интенсификации производства, острой необходимости  многоразового повышения производительности труда и радикального улучшения  его социального содержания, коренного  повышения качества производимых изделий  автоматизация производственных процессов  становится стратегическим направлением НТП для предприятий большинства  отраслей народного хозяйства. Приоритетная задача состоит в обеспечении  комплексной автоматизации, поскольку  внедрение отдельных автоматических машин и агрегатов не дает желаемого  экономического эффекта из-за остающегося  значительного количества ручного  труда. Новое и достаточно перспективное  комплексное направление связано  с созданием и внедрением гибких автоматизированных производств. Форсированное  развитие таких производств (прежде всего в машиностроении и некоторых  других отраслях) обусловлено объективной  необходимостью обеспечивать высокоэффективное  использование дорогого автоматического  оборудования и достаточную мобильность  производства с постоянным обновлением  номенклатуры продукции. 3 

Глава II. НТП и Россия
2.1Научно-технический  потенциал России
В современных условиях результативность науки все в  большей степени определяются характеристиками научно-технического потенциала, который  включает в себя совокупность кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, организационных и  иных ресурсов, необходимых для осуществления  научной и научно-технической  деятельности.
Мировая практика показывает, что наука не может нормально  и результативно функционировать  без стабильного наращивания  научно-технического потенциала, состояние  которого во многом зависит от объемов  ее финансирования из бюджетов всех уровней, средств предпринимательского сектора экономики, частных бесприбыльных организаций, собственных средств научных организаций и вузов, других источников. Прогресс развития общества может быть обеспечен только на основе систематического роста объемов финансирования научно-технической сферы сбалансированного по видам затрат, видам работ, областям науки и социально-экономическим целям. Это объясняется тем, что чем глубже исследователь проникает в тайны природы, человека и общества, тем больше становятся затраты на приборы и оборудование, на сбор, анализ и переработку информации.
Теперь уже почти  очевидно, что инновационное развитие является, по сути единственной возможностью для России занять в глобальном мировом экономическом пространстве 21 века подобающее место и сохранить (или восстановить) статус Великой державы. Эксплуатируемые и экспортируемые природные ресурсы и продукты их первичной переработки принципиально не могут быть основой для этого, более того, ставят Россию в зависимость от развитых стран мира. Надо перейти от топливно-сырьевой ориентации экономики к инновационному ее развитию, стимулируя использование результатов научных исследований, интеллектуальной деятельности в энергетике, транспорте, машино- и, приборостроении, авиационно-космической, других наукоемких отраслях, а также в образовании, медицине, информационных и биотехнологиях.
Для этого необходимо активизировать и стимулировать  мощный интеллектуальный и научно-технический  потенциал, который в настоящее  время востребован в весьма незначительной степени, прежде всего в силу беспрецедентного падения производства, произошедшего  в девяностые годы, особенно в наукоемких секторах промышленности.4
 Оценки российского  интеллектуального и научно-технического  потенциала как устаревшего, громоздкого,  лишнего, имевшие место в некоторых  аналитических и высших управленческих  кругах России в эти годы, не  выдерживают критики. Использование  за рубежом "утекающих" разными  способами российских разработок  в сочетании с "утечкой мозгов" из России и "охотой" зарубежных  фирм за российскими молодыми  учеными, аспирантами и даже  студентами говорит как раз  о его высоком уровне и актуальности.
В формирующемся  многополярном мире складываются 4 главных центра научного прогресса  – США (35% мировых расходов на НИОКР  по паритету покупательной способности), Европейский Союз (24%), Япония и Китай (примерно по 12%). К сожалению, Российская Федерация в группу лидеров не входит – на нашу долю приходится менее 2% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности и 1% по обменному курсу. Таким образом, Россия отстает от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза  – в 12 раз, от Китая – в 6,4 раза, от Индии – в 1,5 раза.5
Россия не сможет добиться ведущей роли на международной  арене без развития научного потенциала страны. Мировой финансово-экономический  кризис отбросил российскую экономику  на пять лет назад. Стало ясно, что  полученные в начале прошлого десятилетия  огромные доходы от экспорта энергетических ресурсов не были использованы для  диверсификации и модернизации российской экономики. Тот факт, что падение  ВВП в России оказалось самым  большим среди стран «Большой двадцатки», подтверждает опасную зависимость  нашей страны от конъюнктуры мирового рынка. Тем временем мировые лидеры стремятся выйти из кризиса на новой технологической основе.
Как подчеркивает президент  Д.А.Медведев, «привычка жить за счёт экспорта по-прежнему тормозит инновационное развитие». Сегодня почти половина (примерно 40%) ВВП России создается за счет экспорта сырья. У нас почти исчезла конкурентоспособная наукоемкая промышленность. Машиностроение, электроника и другие высокотехнологичные отрасли формируют 7-8% нашего ВВП. Экспорт высокотехнологичной продукции составляет всего 2,3% промышленного экспорта России. В США этот показатель составляет 32,9%, в Китае – 32,8%. Удельный вес России в глобальном экспорте наукоемкой продукции не превышает 0,3%. На долю отечественного производства приходится не более 1% всех станков, закупаемых российским бизнесом. Степень износа основных фондов в 2009 году достигла 46%, а по машинам и оборудованию превышает 50%. Отсюда и техногенные катастрофы.
Россия выходит  из кризиса за счет внешних факторов, а не внутреннего спроса. Продолжение  курса на приоритетное развитие сырьевого  сектора воссоздает докризисную  ситуацию. Чистый экспорт (превышение вывоза над ввозом) товаров и услуг  составляет у нас примерно 10% ВВП. Нам потребуется по крайней мере несколько лет, чтобы по объему ВВП выйти на уровень РСФСР в 1990 году. При этом еще более усилится тенденция к превращению России в сырьевой придаток других стран. По оценке, проблема заключается в значительном сокращении финансирования фундаментальных и прикладных исследований в России после развала Советского Союза. СССР по объему внутренних расходов на НИОКР (примерно 5% ВВП) входил в число мировых лидеров. В стране была мощная система фундаментальных и прикладных исследований, включавшая более трех тысяч НИИ, где работали почти 1,5 млн. научных исследователей - примерно одна четверть всех научных работников в мире. Концентрация огромных ресурсов позволила добиться технологического прорыва в целом ряде отраслей ВПК, включая атомную и авиакосмическую промышленность, приборостроение.Хотя в период Холодной войны научный комплекс имел явный военно-промышленный перекос (3/4 расходов на НИОКР прямо или косвенно направлялась на оборону), а некоторые сферы исследований оказались жертвами идеологических догм, фундаментальная наука и многие отрасли прикладной науки в СССР находились на мировом уровне. Последние двадцать лет мы жили за счет научно-технологического задела, созданного в Советском Союзе.
В результате непродуманных  реформ в 1990-е годы значительная часть  отраслевой науки была приватизирована  и бесследно исчезла. Так доля проектных институтов и конструкторских  бюро в общей численности организаций, занимающихся НИОКР, сократилась более  чем вдвое, а число самих проектных  институтов уменьшилось в 12 раз.
Сложившаяся ситуация – это результат применения в  России неолиберальных экономических  концепций, согласно которым любое  государственное вмешательство  в экономику ведет к негативным последствиям. Такая вера в «невидимую руку рынка» затронула и государственную  политику в научной сфере. Наука  вообще не рассматривалась как фактор социально-экономического развития страны. Произошло разгосударствливание российской науки. Фактически научной политики в России нет. Это предопределяет деградацию научно-технического потенциала нашей страны, если не удастся переломить сложившуюся тенденцию.
В этих условиях чуть ли ни единственным уцелевшим оплотом  науки в нашей стране оказалась  Российская академия наук (РАН), главной  задачей которой является осуществление  фундаментальных исследований. Но и  РАН понесла немалые потери.
Не секрет, что  уже на протяжении многих лет РАН  фактически ведет борьбу за выживание. В 2009 году бюджет Академии составлял  всего 46 млрд. рублей или 1,5 млрд. долл. Эта сумма катастрофически мала и не превышает бюджет среднего американского  научно-исследовательского института (в РАН – 435 институтов и научных центров). 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Опыт лидеров
У ведущих стран  Запада расходы на НИОКР составляют 2-3% ВВП, в том числе у США  – 2,7%, а у таких стран как  Япония, Швеция, Израиль достигает 3,5-4,5% ВВП. Очень высокими темпами наращивает расходы на НИОКР Китай (1,7% ВВП). Ожидается, что в следующем десятилетии  КНР догонит США по объему расходов на науку. Быстро растут расходы на НИОКР и в Индии. К 2012 году они достигнут 2% ВВП. Европейский Союз поставил задачу увеличить расходы на НИОКР до 3% ВВП.В ряде стран активно применяются налоговые инструменты, поощряющие вложения граждан, в том числе т.н. бизнес-ангелов, в высокотехнологичные проекты. Так, в США лицам, инвестирующим в венчурные предприятия с капиталом менее 1 млн. долл., разрешается учитывать потери от таких вложений при расчете подоходного налога. Во Франции, Бельгии и Канаде действуют налоговые схемы, стимулирующие вложения граждан в венчурные фонды. В Великобритании индивидуальные инвесторы могут получить частичное возмещение налогов в счет затрат на НИОКР. Кроме того, потери от инвестиций в инновационные компании могут зачитываться в уменьшение подоходного налога и налога на доходы на капитал.Таким образом, в развитых странах – лидерах мировой науки научная политика имеет две стороны. С одной стороны, государство напрямую финансирует научные исследования, а с другой - с помощью налоговых мер стимулирует расходы на НИОКР частного сектора. В России, налоговая система не поощряет, а ущемляет расходы на НИОКР.Проблема заключается в крайне низком уровне финансирования НИОКР в России частным сектором. По сравнению с 1990-годами, количество работников в предпринимательском секторе НИОКР России сократилась более чем на 35%. В стране отсутствует спрос на инновации. Удельный вес затрат на технологические инновации нашей промышленности составляет 1,2%, в том числе добывающей промышленности – всего 0,8%. Затраты российского бизнеса на НИОКР составляют всего лишь около 0,3% ВВП (в 7-10 раз меньше, чем в развитых странах). Лишь 3 российских компании входят в число 1000 крупнейших компаний мира по размерам затрат на НИОКР.Давно пора создать в России условия для того, чтобы привлечь частный капитал в высокотехнологичные отрасли национальной экономики. Это необходимо для резкого повышения инновационной активности российского бизнеса, доля которого в расходах на НИОКР должна возрасти хотя бы до 50%. Необходимо создать систему государственной поддержки инноваций для непрерывного финансового сопровождения приоритетных проектов на всех стадиях их жизненного цикла, от разработки технической концепции до организации выпуска готовой продукции. Государство должно взять на себя часть нагрузки по финансированию начинающих инновационных предприятий, выделяя им стартовый капитал в виде грантов и льготных займов на осуществление первичных НИОКР по венчурным проектам.
Важно также изменить порядок учета интеллектуальной собственности, включая учет затрат на НИОКР при определении первоначальной стоимости нематериальных активов.6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Необходимость перемен
Представляется, что  можно говорить о трех этапах развития науки в России.
На первом этапе  задача заключается в том, чтобы  довести уже в ближайшие годы расходы на НИОКР как минимум  до 2% ВВП (1% за счет государственного финансирования и 1% за счет частных расходов). Россия может и должна в 2012 году выйти  на показатель 50% от уровня лидеров  по расходам на 1 исследователя - порядка 50 млрд. долл. в год в ценах 2010 года. Если это не будет сделано, то к  концу нынешнего десятилетия  произойдет окончательный развал российской науки, что лишит нашу страну каких-либо реальных перспектив на вхождение в  группу мировых лидеров.
На втором этапе (до 2020 г.) расходы на НИОКР должны достигнуть 3% ВВП – 75% от уровня лидеров по расходам на 1 исследователя, чтобы обеспечить выход на средний уровень в  размере 70-80 млрд. долл. в год в  постоянных ценах.
На третьем этапе (середина 21 века) расходы России на НИОКР необходимо довести до 4-5% ВВП (100-120 млрд. долл. в год в постоянных ценах), что позволит войти в группу мировых лидеров по расходам на 1 исследователя.
Только в этом случае Россия сможет вернуться в  число научных сверхдержав в 21 веке, стать одним из центров силы в многополярном мире.7 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Последствия НТП
3.1.Влияние  НТП на благосостояние  и качество жизни
Что же такое качество жизни и как оно связано  с НТП?
Качество    жизни    рассматривается    как    система    показателей, характеризующих    степень    реализации    жизненных    стратегий    людей,удовлетворения их жизненных потребностей.  Программные улучшения качества жизни рассматривается как социальный  проект,  направленный  на  увеличение возможностей  людей решать  свои  проблемы,  добиваться  личного успеха  и индивидуального счастья.
Качество жизни  -  совокупность  показателей  общего  благосостояния  людей,характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни),  а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ.
Качество жизни  предполагает:
- чистую окружающую  среду;
-  личную и  национальную безопасность;
- политические и  экономические свободы;
  +  другие  условия человеческого   благополучия,   трудно   поддающиеся
   количественному  измерению. 

Качество жизни  — это категория не столь стандартизованная, как понятие "качество", представленное в международных стандартах ISO. Каждое сообщество разрабатывает это понятие  самостоятельно, исходя из своих идеалов. Во многих странах идея качества стала  национальной идеей. Под качеством  жизни понимается, как правило, финансовая безопасность сообщества, единство с  природой, ответственность перед  будущими поколениями и многое другое.8Безусловно, на качество жизни влияет и научно-технический прогресс , вот что по этому поводу утверждает Э.Тоффлер:
«Совершенствование  техники влияет как на техническое, так и на социальное окружение  человека. Мир усложняется, а человеческая психика испытывает все большие  нагрузки. Она не успевает привыкнуть к одному изменению, как требуется  привыкание к другому. Одновременно с усложнением структуры жизни  увеличивается количество отведенных нам ролей и число необходимых  выборов, что, в свою очередь, влечет за собой потерю ощущения сложности  современного мира. Человек теряется перед этой сложностью. Чем больше событий мелькает перед глазами, тем меньше времени отводится  на пристальное и спокойное наблюдение за каждым из них. Отсюда потеря ясности  изображения. Предметы движутся быстрее  и теряют четкие очертания. Но чем  выше ускорение в жизненных перемен  и больше этих перемен, тем труднее  к ним приспособиться. В усложняющемся  мире ситуации все меньше перестают  походить друг на друга.  И это  еще один фактор, снижающий способность  к адаптации. Повышение скорости перемен заставило нас справляться  не просто с более быстрым потоком, но и со все большим количеством ситуаций, которые не знакомы нам по личному опыту. С другой стороны, известно, что если окружающие вещи начинают изменяться, то скоро наступят перемены и внутри человека, в его психике.
Чтобы пережить то, что  мы называем футурошоком, человек должен постоянно развивать свои способности к адаптации. Нужно найти совершенно новые способы зацепиться за убегающую действительность, поскольку старые устои общества и человека в нем - религия, национальность, семья и профессия – серьезно подорваны пронесшимся вихрем перемен   . Наше отношение к вещам отражает нашу систему ценностей. Мы легко расстаемся не только со старыми игрушками ради новых, но и с устоявшимися правилами и идеалами. К сожалению, у нас формируется склад ума, соответствующий одноразовой продукции. Новый менталитет основан на быстрой смене впечатлений, друзей и ценностей. К избавлению от старых вещей также добавляется избавление от старых друзей. Вместо того чтобы надолго привязаться к одному предмету, мы на короткие промежутки связываемся с целым рядом сменяющихся вещей.»9
Таким образом, нельзя с уверенностью сказать , что НТП исключительно положительно или отрицательно действует на качество жизни. НТП ,например, оказал влияние на  повышение благосостояния народов, которые в первую очередь воспользовались  достижениями. В этих странах была существенно снижена детская смертность и одновременно возросла продолжительность жизни. Произошли кардинальные изменения в быту. Жизнь стала удобней и комфортней. Степени развития расценивают по тому, насколько в них используются современные достижения.
 Технические средства  предоставляют возможность выбора, и чем из большего количества  вариантов можно выбирать, тем  выше степень индивидуальной  свободы. Человек в состоянии  создавать и выбирать из альтернатив  будущего ту, которая в большей  степени соответствует его целям  и потребностям. Возникает,  проблема  психологической адаптации человеческого  организма к создаваемой им  искусственной среде.
Конечно, было бы наивно думать, что прогресс сам по себе, независимо от его соотношения со структурой общества и личности, способен сделать человека счастливым, обеспечивая  его все большими материальными  благами. Прогресс дал человеку  атомную энергию, но как он воспользуется  ею – зависит от общества. Она  может быть использована во благо  человека, а может привести к непоправимым последствиям.
 НТП неразрывно  связан с человеком, его потребностями  и надеждами. С одной стороны,  наука дает человеку желаемое, с другой – сама влияет на  него определенным образом. Человек  эпохи НТП с его динамичным  темпом жизни совсем не тот,  хотя усложнение его бытия  в психологическом смысле может  сопровождаться уменьшением физической  активности. К тезису о том,  что наука выполняет желания  человека, следует сделать одно  серьезное дополнение. Применяя  какое-либо достижение науки,  и получая при этом определенный  результат, часто вслед за ожидаемой  пользой человек обретает нежелательные  последствия. 
 
 
 
 
 

3.2 НТП и экология
Новая техника и  технология, достижение медицины, средства массовой информации, в корне изменяют условия жизни людей. Однако все  чаще появляется вопрос о желаемых, нежелательных и непредвиденных последствиях научно-технического прогресса. Неблагоприятные экологические  явления превратились в существенный элемент жизнедеятельности человечества, осуществляя ощутимое влияние на разнообразные стороны человеческой деятельности: экономику и политику, моральное состояние и здоровье человека, и много, много другого.Особенно острой является проблема соотношения НТП и сохранение естественной среды, которое является единственно возможной средой жизни человека.
В ходе научно-технической  революции и технического прогресса  стремительно возрастают количественное и качественное воздействия человека на природу. Изменяющееся в своих  формах взаимодействие человека с природой становится по мере развития общества и совершенствования способов производства всё более интенсивным. Такие  явления имели место на протяжении всей истории человеческого общества. Однако если на ранних её этапах использование  человеком природных ресурсов, как  и его воздействие на природу, были незначительными и не нарушали заметным образом естественной природной  среды, то в индустриальную эпоху  этот процесс резко усилился и  принял угрожающий характер. Наибольшее распространение сегодня получила "концепция устойчивого развития", согласно которой следует регламентировать каждый вид деятельности человека, исходя из весьма ограниченного набора рецептов, для осуществления идеи сохранения, поддержания природы  в состоянии, пригодном для потомков, что значит признать необходимость  приостановления научно-технического прогресса.  Как видим абсолютно  приемлемого решения противоречий между прогрессом цивилизации и  экологией пока не предложено. Тем  не менее, очевидно, что:
- для роста и  развития цивилизации прогресс, том числе, и технический и  технологический, необходим (первое  необходимое условие);
- для роста и  развития цивилизации требуется  экологически чистая среда обитания (второе необходимое условие).
Влияние первого  необходимого условия на второе неизбежно. Но раз изменения в экологии при прогрессивном движении человечества неизбежны, то необходимо сделать эти изменения положительными. Это является обязательным требованием для будущего решения экологического кризиса. Экология должна стать не тормозом прогресса. Экология должна быть компасом и помощником прогресса. Именно это – необходимое и достаточное условие перспективного материального развития цивилизации.10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.3 НТП и мировоззрение
Несомненно, наука  имеет огромное мировоззренческое  значение, достаточно вспомнить тот  переворот в умах, который произошел  в результате отказа от геоцентрической  картины мира и получившей название «коперниканской революции». В прошлом веке большое влияние на создание людей имела теория эволюции Дарвина.
           Роль науки в жизни общества  неуклонно возрастала на протяжении  последних столетий. Соответственно, можно говорить и о возрастании  мировоззренческого значения науки.  Наука и НТП в целом продолжают  оказывать огромное воздействие  на формирование мировоззрения  людей. Причем как сами научные  достижения, например синергетика,  так и их применение в традиционных  направлениях научного поиска (информатика).
Научные достижения оказывают как положительное, так  и отрицательное влияние, о чем  свидетельствует современная экология. Мировоззренческое значение имеют  и новые научно-методические средства, как, например, системный подход. Есть все основания думать, что и  в обозримом будущем мировоззренческое  значение науки будет возрастать. Существует воздействие и в обратно  направлении. Не только НТП влияет на мировоззрение, но и мировоззренческие  изменения оказывают влияние  на направление научных исследований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.4 НТП- общественное благо?
В дополнение к рассмотрению влияния НТП можно рассмотреть  зависимость показателей уровня жизни от уровня финансирования НИОКР, возможно, именно это поможет нам в выяснении является ли НТП благом,  или прогресс порождает лишь новые проблемы.
Для этого рассмотрим рис.211
  Общие расходы на НИОКР Страны, распределенные в  порядке убывания по показателю уровень  жизни
млрд. долл. % от мировых расходов  на НИОКР
США 389,2 35,0 Франция
Япония 139,6 12,6 Австралия
Китай 123,7 11,1 Швейцария
Германия 67,9 6,1 Германия
Южная Корея 41,3 3,7 Новая Зеландия
Франция 41,1 3,7 Люксембург
Великобритания 37,2 3,3 США
Индия 28,1 2,5 Бельгия
Канада 23,2 2,1 Канада
Россия 21,7 2,0 Италия
Италия 18,6 1,7 Нидерланды
Бразилия 18,0 1,6 Норвегия
Тайвань 17,5 1,6 Австрия
Испания 17,2 1,6 Лихтенштейн
Австралия 14,9 1,3 Мальта
Швеция 11,4 1,0 Дания
Нидерланды 10,4 0,9 Испания
Израиль 8,8 0,8 Финляндия
 
Проанализировав списки из 18 стран с наибольшим финансирование НТП и наилучшим уровнем жизни по данным 2009 года, можно только сказать, что уровень финансирования в НИОКР является одним из факторов, влияющих на уровень жизни, но по данной совокупности ясно, что оно не играет решающей роли, т.е. только по этому показателю об уровне жизни судить нельзя. Об этом говорит и то, что Россия по уровню жизни занимает 64 место в мире, однако , как мы видим с финансированием у нас все не так плохо. Такое отсутствие закономерности на примере России говорит лишь о неграмотном, неэффективном финансировании инноваций и науки в целом. То есть здесь проблема не в самом прогрессе, а в его поддержке и организации. Таким образом, НТП все- таки является положительным явлением для общества, а значит, благом. Учитывая вышесказанное, нельзя не отметить роль управления в НТП, а можно ли управлять прогрессом и каким образом, именно это мы и будем рассматривать далее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.5 Управление НТП
Основой принятия управленческих решений в научно-технической  сфере выступают планирование и  прогнозирование направлений НТП  и инновационной деятельности. Прогнозирование  развития науки и техники предполагает разработку системы частных прогнозов  по важнейшим направлениям НТП и  комплексного прогноза научно-технического развития. Оно дает обоснованное представление  о предполагаемых научных и технических  результатах и достижениях, о  возможном использовании этих результатов  в производстве и других сферах экономики, о последствиях НТП.
При прогнозировании  развития науки и техники разрабатывается  комплексный прогноз, а также  система частных прогнозов. Комплексный  анализ означает, что:
    НТП анализируется комплексно, как и мировые тенденции развития науки и техники, динамика структуры и использования научного и образовательного потенциала страны;
    Разрабатываются рекомендации по формированию научно-технических программ, рекомендации по материальному и организационному обеспечению этих программ;
    Разрабатываются предложения по основным направлениям структурной и научно-технической политики и обосновываются предпосылки для ускорения НТП в избранных направлениях.
В систему частных  прогнозов входят прогнозы фундаментальных  исследований, научных открытий, прикладных исследований по отраслям экономики, научно-технические  прогнозы по комплексным направлениям НТП и много других.
В мировой практике в процессе разработки прогнозов  развития науки техники применяются  как интуитивные, так и формализованные  методы. При прогнозировании фундаментальных  исследований широко применяются системный  анализ и синтез, методы экспертных оценок (сценариев, построения «дерева  целей» и морфологического анализа). Из-за недостатка, а даже и отсутствия количества исходных данных возможность  применения статистических методов  мала. Прогнозирование развития фундаментальных  исследований проводится по всем научным направлениям деятельности институтов, Академии наук, ВУЗов. Объектами прогнозирования являются направления исследований, ожидаемые результаты, возможные научные и экономические эффекты, текущие затраты и капитальные вложения. Численность научных работников, докторов и кандидатов наук, вспомогательного персонала тоже прогнозируется.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.