На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Прибыль и рентабельность как основные показатели деятельности предприятия ОАО «Орский машиностроительный завод»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


         Министерство образования  и науки Российской Федерации
         Федеральное агентство  по образованию
         ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
         ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
         «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

         Факультет экономики  и управления 

         Кафедра «Экономика и управление на предприятии» 
 
 

         КУРСОВАЯ РАБОТА
 
         Прибыль и рентабельность как основные показатели деятельности предприятия ОАО «Орский машиностроительный завод». 

         ГОУ ОГУ 080301.5010.14. 00 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                           Выполнила студентка
                                                                            группы 09К
                                                                            Самсонова А. В. 

                                                                            Проверила
                                                                            Валишевская Т. И.
                                                                                             Дата «___» _________2010 г. 
 
 
 

Оренбург 2010 г.

 
 
Содержание 

     Введение ________________________________________________________3
    Теоретические основы прибыли и рентабельности __________________5
      Значение прибыли в условиях рыночной экономики ______________5
      Способы оценки рентабельности ______________________________9
    Анализ современного состояния ОАО «Орский машиностроительный завод» ______________________________________________________ 12
      Общая экономическая характеристика ОАО «Орский машиностроительный завод» ________________________________12
      Динамика показателей прибыли и рентабельности деятельности ОАО «Орский машиностроительный завод» ________________________16
    Пути повышения прибыли и рентабельности ОАО «Орский машиностроительный завод» ___________________________________23
      Способы повышения прибыли и рентабельности предприятия_____23
Заключение _______________________________________________________27
Список  использованной литературы __________________________________30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.
     Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа и, тем самым, повышает рентабельность своей деятельности.
     Прибыль и рентабельность – многозначные экономические категории. От глубины  их познания и рациональности использования  зависит эффективность коммерческого  расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования.
     Являясь источником производственного и  социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении  самофинансирования предприятий и  объединений, возможности которых  во многом определяются тем, насколько  доходы превышают затраты, т. е. насколько  рентабельна деятельность предприятия.
     Тема  прибыли и рентабельности особенно остра для российских предприятий, поскольку затяжной экономический  кризис, составляющими которого являются высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивают получаемые прибыли. К тому же оказавшись с начала реформ в условиях «свободного экономического плавания», предприятия уже не могут полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования
     Анализ  прибыли на предприятии сегодня  становится чрезвычайно актуальным. Он позволяет выявить основные факторы  роста прибыли, эффективное использование  ресурсов, потенциальные возможности  предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок  ее распределения.
Цель  данной работы – анализ прибыли  и рентабельности предприятия в  условиях рыночной экономики. Объектом исследования является ОАО 
«Орский машиностроительный завод». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

     - изучить прибыль как экономическую  категорию, выявить сущность, функции  и виды прибыли;
     - определить основные показатели  прибыли и рентабельности, их  роль и значение в оценке  эффективности деятельности предприятия;
     - изучение путей повышения рентабельности  предприятия на примере ОАО «Орский машиностроительный завод».
     В курсовой работе использованы учебники по дисциплине «Экономика предприятия», периодические издания, Формы бухгалтерской  отчетности предприятия с 2007 по 2009гг. 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические  основы прибыли и  рентабельности  

     1.1 Значение прибыли в условиях рыночной экономики 
 

     Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории.
     С экономической точки зрения прибыль - это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль - это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода.
     Общеупотребителен самый простой подход к понятию  прибыли: прибыль – это превышение доходов над расходами: 

     Доходы  – Расходы = Прибыль. 

     Обратное положение называется убытком [3].
     Коммерческие  организации в условиях рыночной экономики преследуют множество целей, причем, эти цели могут быть долгосрочными (стратегическими), среднесрочными (тактическими) и краткосрочными (оперативными). Среди них наиболее значимой является цель максимизации благосостояния собственников хозяйствующего субъекта, которая для компаний с корпоративной организационно-правовой формой выражается через показатели роста стоимости акций и роста величины дивидендных выплат. При выборе целей важно, чтобы они были взаимно непротиворечивыми и дополняющими друг друга. Для достижения цели
максимизации  благосостояния собственников (акционеров, участников) необходимо, чтобы коммерческая организация динамично развивалась  в
условиях конкурентной среды.
     В результате целенаправленных мероприятий по укреплению своих конкурентных преимуществ коммерческая организация может добиться стабильного роста объемов продаж, расширения доли рынка, увеличения чистой прибыли и различных показателей рентабельности (рентабельности капитала, активов, продаж и пр.). Среди перечня стратегических и тактических целей чрезвычайное значение для деятельности организации имеет цель достижения определенного значения прибыли. От величины прибыли организации прямо зависят рост стоимости акций, объемы дивидендных выплат, уровень эффективности деятельности компании, а следовательно, и уровень благосостояния ее собственников. От величины прибыли, как одного из важнейших показателей экономического эффекта, зависит величина бонусов, выплачиваемых менеджменту компании по результатам деятельности. Динамика и качество прибыли оказывают влияние и на обобщающие показатели финансовой устойчивости, деловой активности, инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта. А в Гражданском кодексе РФ в ст. 50 прямо указано, что извлечение прибыли является основной целью деятельности коммерческих организаций.
     Прибыль (убыток) является конечным результатом  текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации за определенный промежуток времени. Это сложный комплексный показатель, величина которого непременно учитывается в процессе обоснования и принятия управленческих решений всеми участниками рынка: сторонними лицами (инвесторами, кредиторами, поставщиками и покупателями и пр.) и внутренними субъектами (менеджментом, владельцами крупных пакетов акций или долей, пр.). В этой связи чрезвычайно важно не ошибаться при интерпретации множества различных показателей прибыли. А для этого необходимо знать порядок формирования показателей прибыли, начиная от показателя «выручка от продаж», до показателя «нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
     В процессе финансово-хозяйственной деятельности у коммерческой организации возникают не один, а сразу шесть показателей прибыли [2]:
     1) валовая прибыль, как разница между выручкой от продаж и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг (нельзя этот показатель путать с маржинальной прибылью, которая в рамках управленческого учета определяется, как разница между выручкой от продаж и переменными расходами);
     2) прибыль (убыток) от продаж, которая определяется в результате вычитания из валовой прибыли коммерческих и управленческих расходов (важнейший показатель, используемый для расчета рентабельности продаж);
     3) прибыль (убыток) до налогообложения рассчитывается, как сумма (разница) прибыли (убытка) от продаж и сальдо прочих доходов и расходов (именуется бухгалтерской прибылью);
     4) чистая прибыль (убыток) отчетного  периода определяется, как разница между прибылью (убытком) до налогообложения и отчислениями в бюджет по налогу на прибыль и иными аналогичными платежами (важнейший показатель для инвесторов; используется для расчета многих показателей рентабельности; базовая величина для объявления дивидендов и иного распределения прибыли);
     5) нераспределенная прибыль (непокрытый  убыток) отчетного года, остаток от вычитания суммы распределенной прибыли из чистой прибыли
(убытка) (показывает величину важнейшего внутреннего источника финансирования деятельности организации; зависит от дивидендной политики);
     6) нераспределенная прибыль (непокрытый  убыток), сумма нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) отчетного года и прошлых
лет (характеризует  способность менеджмента организации увеличивать собственность акционеров (пайщиков, участников); показатель
результативности  деятельности и эффективности дивидендной  политики; существенный элемент капитала организации).
     Прибыли как экономическая категория выполняет следующие функции:
     1. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный предприятием в результате его хозяйственной деятельности.
     Прибыль производственного предприятия  говорит о том, что выручка от реализации его продукции превышает себестоимость. Если при продаже товаров по розничным ценам возмещаются их покупная стоимость и сумма издержек обращения, торговое предприятие получает прибыль.
     Следовательно, прибыль отражает финансовые результаты, конкурентоспособность продукции (товаров), деловую активность предприятий на рынке.
     2. Прибыль является составной частью  формирования финансовых ресурсов  предприятия и играет стимулирующую роль в его развитии. С помощью прибыли обеспечивается принцип самофинансирования - расширенное воспроизводство и социальное развитие организации. В увеличении прибыли материально заинтересованы и трудовые коллективы, так как за счет части прибыли образуются фонды потребления, осуществляются различные поощрительные и социальные выплаты.
     Сумма дивидендов акционерных и иных обществ  непосредственно зависит от суммы  прибыли после уплаты налогов и других обязательных платежей.
     Итак, прибыль - движущая сила и источник социально-экономического развития предприятия, проведения обоснованной инвестиционной и дивидендной политики, материального поощрения и социальных выплат работникам.
     3.  Прибыль хозяйствующих субъектов через налоговую систему является одним из источников формирования бюджетов страны, что позволяет органам государственной власти решать важнейшие народнохозяйственные и социально-экономические задачи общества, национальной безопасности страны.
     Таким образом, прибыль служит рычагом  умелого сочетания социально-экономических интересов хозяйствующих субъектов, трудовых коллективов и общества в целом [9]. 
 
 

     1.2 Способы оценки рентабельности 
 

     Кроме абсолютного размера прибыли  показателем эффективности предприятия выступает рентабельность [4].
     Рентабельность (от нем. rentabel – доходный) представляет собой эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности [1]. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании [5].
     Чтобы проанализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия, необходимо правильно выбрать показатели ее рентабельности. Вообще существует более тридцати различных показателей (коэффициентов) Использование того или иного из них зависит прежде всего от целей анализа.
Самые распространенные показатели, которые  позволяют сделать основные выводы о работе фирмы - это коэффициенты рентабельности:             
     - компании в целом (так называемая рентабельность всего капитала);
     - производства;
     - продаж;
     - оборотных активов; 
     - внеоборотных активов.
     Коэффициент рентабельности всего капитала позволяет сделать общий вывод о том, насколько хорошо идут дела у предприятия. Таким образом, оценивают сразу все ресурсы компании. Используя эти данные, можно сравнить рентабельность организации с показателями других фирм.
     С помощью следующего показателя можно  оценить производство компании. Когда он высокий - деятельность уже эффективна. Если же при этом предприятие получает низкую прибыль, значит, у него слишком большие непроизводственные расходы. Тем предприятиям, которые выпускают несколько наименований продукции, советуют рассчитывать рентабельность производства каждого из товаров. Это позволит определить наиболее выгодную продукцию, увеличив  выпуск которой можно увеличить прибыль предприятия.
     Коэффициент рентабельности продаж отражает долю прибыли компании в каждом заработанном рубле. Естественно, он нужен для выводов об эффективности предпринимательской деятельности предприятия. Но не менее важную роль он играет, когда нужно сравнить фирму с ее конкурентами. Сопоставляя свои и чужие коэффициенты рентабельности продаж, можно прогнозировать развитие рынка, а также разрабатывать стратегию продвижения своей продукции.
Коэффициенты  рентабельности оборотных и внеоборотных активов помогают понять, насколько эффективно используются эти средства. Так, чем выше
показатель оборотных активов, тем быстрее «крутятся» деньги, материалы и пр. А значит, чаще поступает выручка и проще получать краткосрочные займы и кредиты.
     В свою очередь показатель внеоборотных активов демонстрирует, с какой отдачей организация использует свои основные средства, оправдывают ли себя капиталовложения. Величина этого коэффициента зависит от размеров компании и характера ее деятельности. Понятно, что фирма, оказывающая платные услуги, гораздо меньше зависит от основных средств, чем промышленное предприятие[6].
     Количественно рентабельность исчисляется как  частное от деления прибыли на затраты, расход ресурсов, обеспечивающих получение прибыли. Рентабельность продукции определяется как отношение прибыли от ее реализации к себестоимости. Рентабельность производства определяется как отношение прибыли, приносимой производством, к стоимости основных средств.
     Показатели  рентабельности не имеют нормативных значений, зависят от множества факторов и существенно изменяются в зависимости от профиля, размера, структуры активов и источников средств организации, поэтому целесообразно анализировать тенденции их изменения во временном периоде.
     Поэтому, рассчитывая показатели рентабельности, даже при наличии убытка (рентабельность со знаком минус), в динамике можно  определить складывающуюся тенденцию  развития предприятия[1].
     Конечно, для более подробных выводов  о финансовом состоянии предприятия и об общей эффективности бизнеса одних коэффициентов рентабельности недостаточно. Для полного анализа деятельности компании необходимо использовать комплексный подход с еще несколькими показателями. Такими, как показатели финансовой устойчивости предприятия, ликвидности его активов, и др. [6]. 
 
 
 
 
 

     Глава 2 Анализ современного состояния ОАО «Орский машиностроительный завод» 

     1.2 Общая экономическая характеристика ОАО «Орский машиностроительный завод» 
 

     Орский  машиностроительный завод был основан  в 1941 году на базе предприятия, эвакуированного  с Украины. В настоящее время  завод является одним из крупнейших машиностроительных предприятий Оренбургской области по производству продукции  для нефтегазового комплекса  и продукции общего назначения. Он занимает лидирующее место среди предприятий машиностроения Оренбургской области и входит в сотню лучших предприятий машиностроительной отрасли России. Орский машиностроительный завод осуществляет обслуживание нефтяных компаний, среди которых Роснефть, БК Евразия.
     Продукция предприятия поставляется как российским, так и зарубежным потребителям [13].
     ОАО «Орский машиностроительный завод» расположен на территории Оренбургской области в г. Орске по адресу улица Крупской, дом 1.
     Предприятие функционирует на основе Устава, в котором определены цели и виды деятельности организации, права и обязанности, управление организацией, имущество, прибыль и оплата труда работникам, учет, отчетность и контроль, ответственность организации, реорганизация и прекращение деятельности организации.
     Высшим  органом управления предприятием является общее собрание акционеров.
     Уставный  капитал предприятия составляет 1 320 918 рублей. Основными акционерами предприятия являются ОАО «Трубная металлургическая компания – 75% и Государственная корпорация «Ростехнология» – 25%.
     Общество  осуществляет следующие основные виды деятельности:
     - производство стальных труб и  фитингов;
     - производство металлических цистерн,  резервуаров и прочих емкостей;
     - обработка металлических изделий  с использованием основных технологических  процессов машиностроения;
         - производство прочего подъемно-транспортного оборудования;
      - производство гидравлических и  пневматических силовых установок  и двигателей;
      - деятельность автомобильного грузового  специализированного транспорта;
      - деятельность автомобильного грузового  неспециализированного транспорта;
      - производство строительных металлических  конструкций;
      - производство фасовочно-упаковочного  и весоизмерительного оборудования;
    -  производство оборудования для  разбрызгивания или распыления  жидких или газообразных материалов;
      - деятельность в области телефонной связи.
     Производство  основных видов продукции на предприятии за три года представлено в таблице 1. 

     Таблица 1 – Производство основных видов продукции предприятия ОАО «Оренбургский машиностроительный завод»
     шт.
Вид продукции 2007 г. 2008 г. 2009 г. % изменения
Замки для бурильных труб 202 895 196 976 105 297 51,9
Муфты 269 987 252 816 214 531 79,5
Переводники 3 817 3 070 1 422 37,3
Втулки 27 645 28 778 9 578 34,6
Газовые баллоны 42 001 31 080 2 251 5,4
Гидроцилиндры 17 565 14 295 1 224 7
 
    Как видно из таблицы производство продукции по сравнению с 2007 годом снизилось,  основной причиной снижения является ухудшение макроэкономической ситуации, что привело к резкому уменьшению объемов заказов в отчетном году.
    Динамику  основных производственно-экономических показателей деятельности предприятия (табл. 2) ОАО «Орский машиностроительный завод», можно показать, проанализировав показатели организации за три года. 

    Таблица 2 – Динамика основных производственно-экономических показателей деятельности предприятия 

Показатели 2007 г. 2008г. 2009г. Темп роста, %
Товарная  продукция в отпускных  ценах, тыс. руб.
1 968 976 2 016 167 834 448 42,4
Прибыль по отгруженной основной продукции, тыс. руб. 396 305 407 676 23 431 5,9
Валовая прибыль, тыс. руб. 633 747 585 949 156 456 24,7
Балансовая  прибыль, тыс. руб. 349 310 343 678 -113 624 -
Чистая  прибыль, тыс. руб. 260 673 249 430 -93 065 -
Стоимость чистых активов, тыс. руб. 493 849 729 795 635 462 128,7
Среднесписочная численность рабочих, чел 2 796 2 729 2 077 74,3
Средняя зарплата, руб. 10 459 11 588 10 346 98,9
 
     Из  данных табл.2  видно, что в 2009 году в ОАО «Орский машиностроительный завод» выпуск товарной продукции составил 834 448 тыс. руб. против 1 968 976 тыс. руб. в 2007г., темп роста 42,4%.
       Численность работников предприятия  сократилась в 2009 году по сравнению  с 2007 годом и составила 2077 человек. Значительное влияние  на уменьшение объема производства оказали чистые активы общества. По данным таблицы наблюдается рост чистых активов по сравнению с 2007 годом, что характеризует предприятие как активно развивающееся, наращивающее капитал [7]. В 2009 году чистые активы увеличились на 28,7%, что свидетельствует о эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия и одновременно о способности расплатиться со своими обязательствами. Чем выше стоимость чистых активов, тем выше инвестиционная привлекательность организации, к ней больше доверия со стороны кредиторов, акционеров, работников [8].
     Валовая прибыль в 2009 г. составила  1 56 456 тыс. руб. против 633 747 тыс. руб. в 2007 г., темп роста 24,7%.
     Балансовая  прибыль в 2009 г. уменьшилась и  равняется -113 624 тыс. руб. против 349 310 тыс. руб.   в 2007 г.
     Чистая  прибыль в 2009 г. -93 065 тыс. руб. когда в 2007 г. она составляла 260 673 тыс. руб.
     Основными стратегическими направлениями развития предприятия являются:
      - завоевание прочных конкурентных  позиций на внутреннем и внешнем  рынках в секторе газовые баллоны;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.