На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Геополитические последствия распада СССР для России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


НАЦИОНАЛЬНЫЙ  БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

на тему: «Геополитические последствия распада СССР для России » 
 
 
 
 

                    Выполнила:
                    студентка 2-го курса
                    группы 611111
                    Куратник  Ирина 
                     
                     
                     

                    Проверил:
                    В.А.Евстафьев 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

                                     
                                      
                                  ПИНСК 2007 
 
 

Введение 

     История многократно ставила перед российской государственностью самые трудные  задачи. Многие завоеватели пытались покорить Россию, поставив ее на колени навсегда. И тем не менее Россия, ведомая русским народом, находила силы вставать с колен, преодолевать препятствия, социальные потрясения и набирать новую силу.
     Значение  распада Советского Союза и системы  социализма с позиций нынешнего дня оценить чрезвычайно трудно. Время, прошедшее с момента фактического развала СССР, по меркам истории слишком мало. Поэтому даже границы России нельзя пока считать окончательно определившимися. Геополитическое положение РФ еще неопределеннее: политическая система, характер международных отношений, положение в геополитическом пространстве бывшего СССР ее очень зыбки.
     Причины и последствия распада СССР в  современной российской и зарубежной историографии рассматриваются, как  правило, в контексте глобальных социально-экономических, политических, научных и технологических процессов ХХ века. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Крупнейший мыслитель XVIII в. Ш. Монтескье утверждал, что малые государства погибают чаще всего от удара внешнего врага, большие же - в результате внутренней измены. К сожалению, в истории России были, по мнению А.С. Пушкина, не только славные героические времена, когда она вошла в Европу как спущенный корабль - при стуке топора и громе пушек - в годы правления Петра Великого, но и подлые времена смуты, когда Гришка Отрепьев привел в свою страну грабителей разных мастей и национальностей. В затылок Гришке Отрепьеву и ему подобных будут смотреть предатели Горбачев, Яковлев, Ельцин, которые нанесли страшный удар по всему геополитическому, устройству Европы начала 90-х гг. XX в.
     Крупнейшая  национальная катастрофа произошла  с Советским Союзом в декабре 1991 г. как результат сговора полупьяных вождей: Ельцина, Кравчука и Шушкевича. Как гениально предсказал Ш. Монтескье  судьбу великой страны!
     Итогом беловежского сговора стало то,что СССР, как писал М. Цукерман - главный редактор крупнейшего американского еженедельника "Юнайтед Стейтс ньюс энд уорлд рапорт", в одночасье потерял имя, флаг, объединяющую идеологию и половину территории. Россия территориально отброшена к границам XVI в. Натовским самолетам сейчас требуется только минута, чтобы достичь Калининграда, четыре - Минска, около 12 - 15 мини - Москвы. Вслед за Польшей, Чехией, Венгрией в двери НАТО сочатся страны Прибалтики, Грузия и Азербайджан, т.е. агрессивный блок стремится охватить Россию с трех сторон: запада, севера запада и юга.
     Распад  Советского Союза, появление 15 суверенных государств можно считать состоявшимися  в политическом и правовом смыслах. И далеко не все независимые государства - осколки СССР - горят желанием найти какие-либо формы объединения с Россией. Связующим звеном в первую очередь остаются ранее сложившиеся экономические связи. Все республики бывшего СССР страдают от нарушения этих связей.
     Рынки республик десятилетиями были приспособлены к товарам друг друга, спрос на которые на Западе, в Японии, во многих странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), за исключением сырья и некоторых товаров, тонких технологий, практически отсутствует или ограничен. При попытках выйти со своими товарами на рынки конвертируемых валют республики СНГ конкурируют друг с другом и терпят взаимный ущерб.
     Кроме того, в России и во всех странах  ближнего зарубежья действуют хорошо организованные криминальные и полукриминальные структуры, которые контролируют, по различным данным, от 40 до 80% экономики стран CHГ .
     К числу факторов, которые еще как-то связывают бывшие советские республики, относятся: демографические, социальные, культурные, психологические. В последнее  время представители многих правящих национальных элит осознали опасность со стороны более могущественных соседей и для них все более явственно вырисовывается фактор национальной безопасности (Армения, Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и т.д.).
     Межнациональные противоречия, существующие почти во всех бывших братских республиках (если не произойдет нового объединения, решающего и эти проблемы), будут сопровождаться насилиями, конфликтами, кровопролитиями не год и не два, а десятилетия. Это, безусловно, затормозит социально-экономическое развитие всех стран - очагов межнациональных противоречий, отбросит их в ряды государств третьего мира.
     Очень важный момент в политических, экономических  и иных отношениях государств на постсоветском  пространстве - сохранение единого социального пространства. Вариантов решения этой проблемы пока нет, но для начала можно взять схему, по которой формируется Европейское сообщество, где национальная безопасность каждого государства определяется готовностью действовать согласованно во многих сферах общественной жизни, и прежде всего в социально-экономической. И если меняется экономический или социальный уклад, то делается это более или менее согласованно. А упор на национально-государственный эгоизм порождает встречный эгоизм, что хорошо отслеживается, например, на истории постсоветских отношений между Прибалтикой и Россией. Попытки государств-суверенов самостоятельно решить проблемы национальной безопасности чаще всего оканчиваются неудачей.
     Итак, можно утверждать, что от разрушения СССР имеется больше потерь, чем приобретений. Перечислим "чисто" геополитические потери России.
     1.Утрачено  более 5 млн км территории (СССР).
     2.Потеряны  выходы к Балтике (кроме Санкт-Петербурга  и "анклавного" Калининграда) и  к Черному морю.
     3.В  ресурсном отношении потеряны шельфы морей: Черного, Каспийского, Балтийского.
     4.Произошел  "сдвиг" всей нашей территории  на север и восток.
     5. Потеряны прямые сухопутные выходы  к Центральной и Западной Европе.
     6.На  новых рубежах России появилось  нескольких маложизнеспособных стран, экономически слабых соседей, "осколков" - по терминологии американских геополитиков (уровень ВВП в 1997 г. в Армении составлял 20% уровня 1991 г., Азербайджане - 23%, Киргизии - 20%). В итоге, как и СССР, Россия к концу XX в. была вынуждена в тяжелых условиях оставаться для них донором.
     7. Русская нация вошла в число  "рассеченных народов в главной  полосе расселения, на главной  магистрали Запад - Восток".
     8.На  юге Россия практически выполняет  роль защитника Европы от исламского  фундаментализма. Это противостояние включает РФ в военную конфронтацию в Таджикистане, а в начале XXI в. такая ситуация возможно сложится и в других республиках Средней Азии.
     9. На востоке России - "вакуум" по населению (всего 8 млн человек  живет на Дальнем Востоке) при экономической насыщенности региона. В Сибири и на Дальнем Волоке, в Забайкалье и Приморье России противостоит третье по силе государство мира- КНР. По обеим сторонам Амура районы различаются по плотности населения на два порядка. Китайскую и вьетнамскую эмиграцию специалисты оценивают в таких цифрах: ori150 тыс. человек до 500 тыс., а иногда и до 2 млн (например, так считают эксперты Института Европы РАН). %
     10.Россия  получила необустроенные границы. 
     11.Последствия  развала СССР вылились в попытки  конфедерализации России.
Политические  и экономические перемены в стране и мире привели также к потерям  демографического, экономического и  научно-технического потенциала России. Население России уменьшается, ухудшаются все важные демографические показатели. Растет смертность, число заболеваний, уменьшается рождаемость и естественный прирост. Резкое сокращение доли молодых возрастов в возрастной структуре населения требует проведения особой демографической политики, направленной на поддержание простого воспроизводства населения. Демографическая ситуация осложняется потоком русских беженцев, хлынувшим из бывших союзных республик. По данным Госкомстата, население России (несмотря на довольно активную иммиграцию русских, украинцев, белорусов из стран ближнего зарубежья Прибалтики, Казахстана, Таджикистана и других регионов) убывает: за 1993 г. оно уменьшилось на 804 тыс. человек, за 1996 г. - на 912 тыс., за 1997 г. - почти на 1,5 млн человек, в 2000 г. - почти на 1 млн.
       К последствиям геополитического  развала СССР надо отнести и усиливающиеся региональные контрасты: разница в доходах населения страны составляет приблизительно 1:14. В перспективе можно ожидать еще большего разрыва в доходах Тому есть несколько причин:
     1. усиление вывоза сырья (нефть, газ, руды, алмазы, драгметаллы и др.) из ресурсных районов страны (это стимулируется Западом, Китаем и Японией, другими странами АТР);
     2. влияние мощного лобби, прежде всего олигархов, представляющих топливно-энергетический комплекс, финансовые структуры в Москве;
     3. в Москве, Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге оборачивается более 95% финансов России.
Москва - единственное безресурсное исключение - находится  в числе благополучных регионов Объясняется это тем, что в  Москве вращается около 80% капиталов  страны плюс субвенции, которые она получает, выполняя столичные функции
Большинство районов  России не просто депрессивные, а бездействующие. Это Кабардино-Балкария, Дагестан, Карачаево-Черкессия, Калмыкия, Адыгея, Чечня, Ингушетия. В Ингушетии, например, на каждое рабочее место приходится 197 безработных Приблизительно такое же положение сохраняется в Дагестане. 

     Распад  СССР повлек за собой также изменение  экологического состояния России.
     Увеличилась "северность" страны. 64% площади России находится в области распространения многолетне-мерзлотных грунтов, а в СССР только 50% в суровых климатических условиях. Здесь затруднено выращивание зерновых, требуются большие затраты на освоение природных ресурсов и обеспечение жизнедеятельности людей.
     В последние годы происходит экологическая деградация структуры хозяйства. Доля сырьевых секторов резко возросла, а доля обрабатывающей промышленности (особенно наукоемких, экологически более приемлемых отраслей) сократилась. Общее сокращение производства не привело к соответственному сокращению давления человека на природу. В 1990-1995 гг. ВВП уменьшился на 39%, а водозабор -только на 17%, сброс загрязненных сточных вод - на 12%. Это говорит, о росте удельной ресурсоемкости производства и увеличении его отходности.
     Увеличивается количество аварий и катастроф с большими негативными экологическими последствиями.
     Динамика  структуры экспорта также носит  антиэкологический характер.
     Вблизи  границ России, на территориях бывших союзных республик возникли новые  очаги загрязнения, из которых в  Россию поступают отравленный воздух и вода.
     Таким образом, можно сказать, что распад СССР имел серьезные геополитические последствия. Двухполярная система международных отношений, определявшаяся стратегическим противостоянием СССР и США, ушла в прошлое. Государства — участники мировой политики столкнулись с необходимостью заново определять свои внешнеполитические приоритеты, ориентиры, союзы.
     Россия  в этом смысле решала те же задачи, что  и другие ведущие страны. Но масштаб, сложность, характер стоящих перед  российской внешней политикой проблем уникальны.
     В 1992 г. Российская Федерация добилась подтверждения своего международного статуса как правопреемника СССР, постоянного члена Совета Безопасности ООН, крупной ядерной державы. В  рамках созданного в конце 1991 г. Содружества Независимых Государств (СНГ) Россия заняла соответствующее ее геостратегическому, экономическому, демографическому, военному потенциалу лидирующее положение, заявила о том, что рассматривает СНГ как сферу своих жизненных интересов. Тогда же определились главные направления российской внешней политики: отношения со странами ближнего зарубежья (бывшими республиками СССР, ставшими суверенными независимыми государствами) и отношения с ведущими мировыми державами (США, страны Западной Европы, Японией, Китаем и др.).
     Отношения со странами ближнего зарубежья. Наиболее острые проблемы связаны с: 
— созданием механизмов и структур в рамках СНГ, которые позволили бы решать проблемы безопасности, экономического и политического взаимодействия; 
— судьбой огромного военного потенциала распавшегося СССР; 
— защитой интересов русскоязычного населения (25 млн человек), оказавшегося вне пределов России;— налаживанием двусторонних политических, экономических, военно-стратегических отношений. 
Важными достижениями 1992—1993 гг. были принятие Устава СНГ, подписание договора о коллективной безопасности, начало вывода российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Армении, участие России в урегулировании приднестровского, осетино-грузинского, грузино-абхазского, таджикского конфликтов.

     Опыт  первых лет показал, что взаимодействие в рамках СНГ складывается непросто, возникают серьезные проблемы и  даже кризисы. В частности, не все  страны подписали Устав СНГ и  договор о коллективной безопасности, тяжело решались вопросы экспорта российских энергоносителей и др. Вместе с тем просьбы руководства Грузии, Армении, Таджикистана и других стран о создании российских военных баз на их территории доказывали заинтересованность в сохранении и углублении сотрудничества.
     В 1994 г. было принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета и формировании Таможенного союза. В марте 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях». 
Взаимодействие в рамках СНГ дополняется налаживанием двусторонних отношений. Здесь есть свои достижения и трудности.

     Отношения со странами Прибалтики омрачаются проблемами статуса и правового положения  русскоязычного населения. Международное  сообщество признает дискриминационными законы Эстонии и Латвии о статусе национальных меньшинств.
     Российско-украинские отношения складывались непросто. Камнем преткновения был вопрос о судьбе Черноморского флота и статусе  Севастополя. В мае 1997г. было подписано  соответствующее соглашение (о параметрах раздела флота между Россией и Украиной и об аренде Россией Севастопольской военно-морской базы), что позволило заключить Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Серьезные разногласия в двусторонних отношениях на протяжении последних лет вызывает проблема поставок российских энергоносителей и порядок расчетов за эти поставки. 
Успехи в российско-белорусских отношениях позволили заключить договор о создании союзного государства России и Белоруссии (2000), учреждении исполнительных и законодательных органов этого союза. Интеграция с Белоруссией имеет для обеих стран важное стратегическое значение. 
Позиция современной России в отношениях со странами ближнего зарубежья определяется в первую очередь защитой российских национальных интересов на всем пространстве СНГ.

     Отношения с Западом. В развитии этих отношений  можно выделить несколько этапов. 
1991 —1993гг. Позиция России формировалось под влиянием острой заинтересованности в политической и экономической поддержке Западом преобразований, проводимых руководством страны. К достижениям этих лет следует отнести: деидеологизацию российской внешней политики; признание статуса России как правопреемника СССР; заключение договора с США об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2); соглашение с США о взаимном перенацеливании стратегических ракет и о прекращении разработки в США программы стратегической оборонной инициативы; налаживание тесных контактов с лидерами США, Франции, ФРГ, Великобритании; вступление России в Международный валютный фонд и Всемирный банк. Негативные последствия данного внешнеполитического курса состояли в угрозе утраты Россией самостоятельной роли на международной арене, ослаблении ее влияния в развивающихся странах и «горячих точках», формировании однополярного мира. 1994—1999 гг. Этот период связан с попытками России выработать самостоятельную позицию на международной арене, четче определить свои национальные интересы, восстановить влияние на ход мировой политики. Была выдвинута доктрина построения многополярного мира.

     Россия  стала полноправным членом «большой восьмерки» развитых стран мира (с 1997 г.). Ей удалось четко обозначить свое отношение к планам расширения НАТО на Восток. Вопрос о принятии в  состав НАТО бывших членов Организации Варшавского Договора был поставлен летом 1994 г. Россия заявила о принципиальном несогласии с этими планами, нарушающими ее безопасность (несмотря на это, в 1999 г. членами НАТО стали Польша, Венгрия и Чехия). В 1997 г. Россия подписала с НАТО договор об особом партнерстве. В 1996 г. наша страна стала полноправным членом Совета Европы. В 1994— 1996 гг. российскому внешнеполитическому ведомству удалось добиться понимания Западом военной акции в Чечне как вынужденной, направленной на сохранение государственной целостности России.
     1999—2002 гг. В 1999г. отношения России  с США и странами Запада  обострились. Россия заняла резко  негативную позицию в связи  с военной операцией НАТО против  Республики Югославия в Косово. Запад, в свою очередь, осудил Россию за «непропорциональное применение силы» в рамках контртеррористической операции в Чечне, хотя и подтвердил право России защищать территориальную целостность страны. В 2000 г. Россия была временно лишена права участвовать в полном объеме в деятельности Совета Европы (в начале 2001 г. было принято решении о восстановлении этих полномочий). В 2000 г. Россия четко заявила о том, что ее внешняя политика определяется российскими национальными интересами. Существенный экономический рост, достигнутый в 1999 и 2000 гг., подкрепляет стремление России к проведению сильной, самостоятельной, конструктивной внешней политики, основанной на приверженности идее многополярного мира.
     Важнейшим направлением внешней политики остается деятельность по активизации сотрудничества, направленного на борьбу с угрозами, исходящими от мирового терроризма. Россия жестко осудила террористические акты в США 11 сентября 2001 г., выступила в поддержку политических, экономических, финансовых, военных мер против терроризма. 
Отношения с Японией, Китаем, странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В 1990-е гг. Россия не раз заявляла о своем статусе как великой евразийской державы, заинтересованной в тесном сотрудничестве со странами Востока. В 1998—2000 гг. плодотворно развивались российско-японские отношения. Китай стал одним из основных торговых партнеров России. Позитивно складываются отношения с Южной Распад СССР имел серьезные геополитические последствия. Двухполярная система международных отношений, определявшаяся стратегическим противостоянием СССР и США, ушла в прошлое. Государства — участники мировой политики столкнулись с необходимостью заново определять свои внешнеполитические приоритеты, ориентиры, союзы.

     В связи с развалом СССР среди множества  вопросов возникает главный: "Почему произошел этот развал? Почему огромная сверхдержава рухнула почти в одночасье?". Ответить не просто, но объективные причины, хотя бы эскизно, обозначить можно.
     Во-первых, это огромные размеры СССР. Исторически  они несли России, а потом Советскому Союзу благо (например, войны, когда необъятные просторы Руси, а потом России, СССР губили немало войск завоевателей: будь то татаро-монгольские орды или литовские и польские захватчики, армии Наполеона или Гитлера). Но большие пространства - это не только благо. С тех пор, как во второй половине XX в. мировое развитие двинулось по пути интенсификации производства, в СССР на всю территорию просто не хватало населения. Создание инфраструктуры, сопоставимой с европейскими стандартами, обходилось Советскому Союзу многократно дороже. Например, среднее "плечо" транспортировки грузов - топлива, различного сырья от мест добычи до переработки в 3-5 раз длиннее, чем в США. Экстенсивный путь хозяйствования, избранный еще в конце 50-х годов, объективно тормозил развитие СССР. Стремление к созданию в промышленности монополий при оценке эффективности работы суммой прибыли сделало их невосприимчивыми к научно-техническому прогрессу. Состояние технологий и организации труда в бывшем СССР и в современной России пока не дает возможности "отыграть" один из главных геополитических факторов современности - экономический.
     Другая  группа причин - политическая. Авторитарное руководство и управление страной  и народным хозяйством несли как  положительные, так и отрицательные  черты. Эффективность руководства и управления во многом зависела от интеллекта, профессиональной подготовки, личностных (в том числе психологических) качеств субъекта политического руководства и управления. Во второй половине XX в эти качества субъектов власти напоминали (за редким исключением) затухающую синусоиду. В силу раздробленности элиты на местах (в республиках, краях, областях) было невозможно эффективно противостоять ошибочным решениям центра.
Почти все перечисленные  факторы, способствующие разрушению СССР, действуют и сейчас. Но к ним добавились новью, в числе которых наиболее мощными являются ослабление экономических связей между регионами, падение научно-технического потенциала федерации и др.
     Ослабление  научно-технического потенциала страны связано с "утечкой умов", обусловленной бедственным положением науки и образования, разрушением передовых технологий. Чисто научных работников России сократилось более чем на 1/3 и сейчас составляет около 350 тыс. человек против 1,2 млн в 1991г 25% эмигрантов из России - люди с законченным и незаконченным высшим образованием Доля Москвы и Санкт-Петербурга в их числе составляет 41% Тотальное и скоростное разрушение военно-промышленного комплекса отнимает у страны как минимум 20 млрд. долл. в год.
     Л. Н. Гумилев пришел к выводу, что распад СССР связан не только с субъективными факторами исторического развития, но, прежде всего, с объективной логикой этногенеза. Его концепция свидетельствует, что сейчас мы, как суперэтнос, живущий на территории бывшего СССР, переживаем один из наиболее тяжелых моментов в его жизни — фазовый переход от надлома к инерции. Это наиболее тяжелая фаза надлома, которая характеризуется исчезновением былого единства суперэтноса (этническая система, состоящая из нескольких этносов и противопоставляющая себя всем подобным целостностям) со значительной степенью вероятности его гибели.
     Существуют и другие мнения по поводу распада СССР.
     Директор  Института политических исследований Сергей Марков:
- Мне представляется, что распад СССР не был предопределен. Это большей частью сказки. Это произошло в результате суммы неблагоприятных факторов. Конечно, был предопределен откол от центра ряд республик, таких как Латвия, Эстония, возможно, Армения, Грузия. Союз мог продолжаться на других условиях, и в этом случае в Латвии и Эстонии русские бы не оказались людьми второго сорта. Были бы определены условия получения независимости, которые бы не привели к созданию режимов на основе русофобии.
Я согласен, что  СССР был развален российской элитой, руководством, прежде всего, России. На РФ главная ответственность. Видимо, не имеет смысла рассматривать это в уголовном порядке, хотя это в принципе возможно.
Распад СССР является важнейшим событием для  нескольких поколений. И мы должны извлечь  урок из этой катастрофы и неудавшейся реформы. Кризис распада СССР не был результатом упадка Союза. Это был кризис развития. В СССР наблюдались интенсивные темпы экономического роста, которые требовали абсолютно других форм хозяйствования, значительно больше свободы и переход к рынку. Советский человек стал более образованным, на порядок более мыслящим, и он уже не терпел той жесткой авторитарной политической системы, которую представлял из себя Советский Союз. Этот советский человек - средний класс - потребовал свободы. Экономика потребовала более гибких форм хозяйствования. Это типичный кризис развития, с которым не справилась тогдашняя элита.
Пока как нация, мы не сможем понять причины катастрофы, которая с нами случилась, не сможем извлечь уроки из этой катастрофы, мы не изменимся. Не изменившись, мы не сможем обеспечить будущей реформы, создать нормальной политической и экономической системы, основанной на конкуренции, что принято называть демократией и рынком, и предотвратить будущую катастрофу.
Генеральный директор Института региональных проблем Максим Дианов:
- На самом  деле, те люди, которые участвовали  в подписании Беловежских соглашений, никогда не признавались в  том, что они разваливают Советский  Союз. Их посыл - мы сохраняли  государство в виде СНГ. Говорилось, что пройдет 2-3 года и СНГ будет крепче СССР - цитирую Бориса Николаевича.
Никто не просчитывал  последствия распада СССР, что  будет с Россией, другими республиками и СНГ. Оценки произошедшего менялись временами с точностью до наоборот. Например, в 1999 году, когда Кравчука награждали за неотдачу Крыма России, он, выступая с ответной речью, сказал, что его большой заслуги в этом нет, Ельцин был готов пол-России отдать, чтобы скинуть Горбачева. То есть Кравчук пытался переложить ответственность.
В большей степени  в 1991 году распад СССР повлиял не столько на Россию, сколько на мировую политику. В этот день были порушены все Хельсинкские соглашения и в первую очередь о нерушимости тех границ, которые существовали с 1976 года. Последствия ощущаются до сих пор, и еще очень долго будут ощущаться, пока не будет установлена новая система международных договоров.
Генеральный директор Агентства  политических и экономических  коммуникаций Дмитрий  Орлов:
- Я хочу напомнить,  на отпечатанном на машинке  и достаточно коротком тексте, который был подписан в Беловежской пуще, не говорилось о прекращении существования СССР. Речь шла о том, что эти субъекты объявляют о прекращении существования СССР как геополитической реальности. С правовой точки зрения этот документ ничего не означал. Никто в мире не признал глав России, Белоруссии и Украины руководителями суверенных независимых государств. Это произошло позже после завершения процедуры ратификации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.