На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль и место экономической безопасности в России, а также анализ проведенных мероприятий и их результов.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.9.2014. Сдан: 2011. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение………………………………………………………………………… .4
Глава I: Сущность, виды и основные показатели экономической безопасности………………………………………………………………………6
1.1. Определение экономической безопасности и ее виды…………………….6
1.1.1. Финансовая безопасность………………………………………………….6
1.1.1.1. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны……7
1.1.2.Энергетическая безопасность………………………………………………8
1.1.3. Оборонная безопасность…………………………………………………...9
1.1.4. Оборонно – промышленная безопасность………………………………. 9
1.2. Уровни экономической безопасности………………………………………9
1.3. Объекты, субъекты показатели экономической безопасности. Пороговые   значения экономической безопасности………………………………………...11
Глава II: Классификация угроз экономической безопасности………………13
2.1.Угрозы экономической безопасности.  Внутренние и внешние угрозы. Внутренние и внешние составляющие экономической безопасности……….13
2.2. Структурная деформация экономики……………………………………...17
2.3. Снижение топливно-сырьевого потенциала………………………………19
2.4. Зависимость от импорта продовольствия…………………………………20
2.5. Отток капитала………………………………………………………………21
2.6. Имущественное расслоение населения……………………………………23
2.7. Проблемы государственного внешнего долга…………………………….24
2.8. Чрезмерная открытость экономики………………………………………..25
2.9. Криминализация экономики………………………………………………..26
2.10. Опасность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера…………………………………………………………………………27
Глава III: Стратегические цели, меры, задачи и механизмы обеспечения экономической безопасности…………………………………………………...29 

3.1. Цели обеспечения экономической безопасности…………………………29
3.2. Методы по обеспечению экономической безопасности………………….30
3.3. Задачи по обеспечению экономической безопасности……………...........31
3.4. Механизмы реализации экономической безопасности…………………..38
Глава IV: Анализ действий правительства РФ по экономической безопасности России…………………………………………………………….42
4.1. Оценка экономической безопасности России на основе макроэкономических индикаторов……………………………………………..42
4.2. Малообеспеченность и бедность населения как угроза экономической безопасности России…………………………………………………………….56
4.3. СТРАТЕГИЯ национальной безопасности Российской Федерации до 2020года………………………………………………………………………….63
Заключение……………………………………………………………………...69
Список используемой литературы…………………………………………...71 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 

    Введение
    Политика  проводимых в России экономических  и административных реформ затронула  фундаментальные основы жизнедеятельности  личности, коллективов, общества в целом: отношения собственности, управление, стимулы, интересы, право. Осуществление таких коренных преобразований не могло не вызвать коллизий, противоречий, кризиса все экономической системы. Мы пережили сильный спад производства, дестабилизацию валютного рынка. К этому следует добавить, что реформы вызвали небывало высокую степень  рассогласования экономических интересов государства и отдельных субъектов хозяйствования, процесс саморазрушения сложившегося  народно-хозяйственного комплекса и системы управления им, чрезмерное отставание правовой базы от происходящих в экономике перемен, законодательства и реально происходящих в обществе процессов.
    Обострению  ситуации способствовал и недостаточно обоснованный для конкретных условий  России выбор варианта перехода к  рыночной системе, вызвавший значительное снижение и без того невысокого уровня жизни большинства населения, деформацию его привычного уклада и образа жизни. Одновременно в международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленного развития стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в России и государствах – участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах. Эти и другие дестабилизирующие факторы создали угрозу экономической безопасности России, сохранению целостности ее экономического пространства, демократическим преобразованиям. Все это делает особо актуальной разработку и реализацию государственной стратегии экономической безопасности страны и ее граждан, выработку системы конкретных целенаправленных мер по ее обеспечению.
    Цель данной работы состоит в определении роли и места экономической безопасности в России, а также анализе проведенных мероприятий и их результатах.
    Задачи данной работы:
    1. Определение понятия «экономическая  безопасность России»;
    2. Рассмотреть уровни экономической безопасности;
    3. Определить виды экономической  безопасности;
    4. Рассмотреть внутренние и внешние  угрозы;
    5. Классифицировать угрозы экономической  безопасности;
    6. Изучить мероприятия проведенные правительством РФ по обеспечению экономической безопасности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I: Сущность, виды и основные показатели экономической безопасности.
1.1. Определение экономической безопасности и ее виды.
    Экономическая безопасность – это такое состояние экономики, при котором обеспечиваются устойчивый экономический рост, достаточное удовлетворение человеческих потребностей, эффективное управление, защита экономических интересов на национальном и международном уровне. Высшим приоритетом в области национальной безопасности является эффективность экономики, ее конкурентоспособность, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Это ключевые элементы всей системы безопасности. Исторически и логически проблема экономической безопасности связана со становлением и развитием государственности, осознанием нацией своих экономических интересов. Проблема эта в разных странах и в разное время стояла с различной степенью актуальности. Однако она никогда не исчезала из поля зрения общественности, лидеров государства. В равной мере это относится и к России, особенно в современный реформенный период.
      Важнейшие виды экономической безопасности: финансовая, энергетическая, военная или, точнее, оборонная, оборонно-промышленная и продовольственная безопасность.
    1.1.1. Финансовая безопасность.
    Финансовая  безопасность- часть экономической и национальной безопасности. Специальное рассмотрение этого термина нацелено на анализ и прогнозирование широкой совокупности факторов, определяющих устойчивость финансово-банковской системы, выявляющих угрозы и слабые места в ее функционировании, с тем, чтобы сделать более структурированным и прозрачным функционирование всех элементов этой системы. Такой подход позволяет определить, в какой мере устойчивость и безопасность экономического и социального развития зависят от факторов, лежащих в сфере финансов, а в какой - от особенностей экономики и технологии развития отраслей реального сектора. Финансовая безопасность – это такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов. Основные структурные звенья для России - федеральный бюджет, бюджеты регионов, консолидированный бюджет, финансовый рынок, государственный долг(внутренний и внешний), платежный баланс, финансы корпораций и домашних хозяйств.
    Опасность и угроза – однопорядковые категории, но количественно разные явления, и определение их, а также мер по снижению их влияния – предмет обеспечения финансовой безопасности.
    Финансовая система России – основное звено регулирования экономических процессов развивающегося российского рынка – представляет собой наиболее уязвимую систему для использования ее преступными элементами, конкурирующими международными корпорациями, заинтересованными международными кланами и государствами в обеспечении своих интересов на российском рынке в ущерб интересам экономики России.
    Одна  из важнейших сторон проблемы экономической  безопасности государства – состояние  его финансовой системы, способность  этой системы обеспечивать государство финансовыми средствами, достаточными для выполнения его внутренних и внешних функций.             
    1.1.1.1. Роль финансовой  системы в национальной  безопасности страны.
    Формирование  эффективной национальной системы  финансовой безопасности должно опираться на создание комплексного мониторинга, то есть многоуровневой и полномасштабной системы отслеживания динамики всех основных финансово – экономических процессов в стране.
    Финансы все больше становятся достаточно самостоятельным сегментом экономики, обладающим колоссальным потенциалом.
    Финансы как важнейший виртуальный ресурс субъектов существуют в нескольких формах. Во-первых, финансы, обслуживающие реальную экономику, являются ее отражением.
    Во-вторых, финансы существуют в виде самостоятельной и независимой формы деятельности, функционирующей на собственной базе в соответствии со своими законами, инструментами, технологиями, присущими только ей.
    В-третьих, финансы существуют как отрасль знаний, как наука.
    Сегодня перед экономикой стоит проблема выработки нового курса, важнейшим элементом которого является стратегия финансовой безопасности, что требует последовательной целеустремленной практической работы, направленной на оздоровление экономики и возобновлении ее роста. Из этого следует, что система финансовой безопасности предполагает не только эффективное функционирование самой финансовой системы, но и безопасное функционирование всех элементов финансово – экономического механизма страны.
    1.1.2.Энергетическая  безопасность.
       Энергетическая безопасность выделяется в специальный раздел экономической безопасности потому, что безопасное состояние российской экономики во многом определяется состоянием топливно-энергетических отраслей. Энергия - такой универсальный, структурообразующий товар, непоступление которого на общероссийский рынок нарушает весь ход воспроизводства, останавливает работу компьютеров, Интернета, может резко подорвать функционирование как отраслей старой, традиционной экономики, так и новой экономики высоких технологий. Применение новых технологий в отраслях, потребляющих топливно-энергетические ресурсы, - другой важный путь обеспечения энергетической безопасности страны.
1.1.3. Оборонная безопасность.
    Оборонная безопасность характеризует состояние структуры армии, ее готовность к отражению внешних угроз. Необходимы разработка системы геополитических интересов России, определение условий прочности ее геополитического статуса и на этой основе аналитическая оценка следующих составляющих частей оборонной безопасности под углом зрения современных угроз: количественного и качественного состава армии, ее структуры, боевой и моральной готовности, управляемости войск, взаимодействия различных родов войск и т.д.; состояния и качества оборонных сооружений, обустройства границ и т.д.; состояния и качественного состава всех видов вооружения.
    1.1.4. Оборонно – промышленная безопасность.
    Оборонно  – промышленная безопасность- это состояние военно-промышленного комплекса, его способность к поддержанию военной (оборонной) безопасности при самом неблагоприятном развитии международной ситуации и угрозах понижения геополитического статуса России. Аналитическая характеристика оборонно-промышленной безопасности с позиции структуры современных угроз содержит следующие оценки: Состояние мощностей, способных производить вооружение, по количеству и качеству соответствующее требованиям военной доктрины; состояние квалифицированных кадров; состояние научно-исследовательских и конструкторских организаций, способных разрабатывать новые, современные виды вооружений.
    1.2. Уровни экономической  безопасности.
    Экономическую безопасность необходимо рассматривать  как взаимосвязанную систему  ее различных уровней: международного, национального, уровня отдельно взятой хозяйственной структуры, личности.
    Под международной экономической безопасностью понимается такое состояние мировой экономики, при котором обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество стран в решении национальных и интернациональных (глобальных) проблем хозяйствования, свободный выбор и осуществление ими своей стратегии социально-экономического развития и участия в международном разделении труда. Международная экономическая безопасность обеспечивается с помощью созданной мировым сообществом системы международных экономических организаций – МВФ, МБРР, ВТО, ФАО, созданная недавно Международная организация по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и др. Важную роль в решении этой проблемы играют партнерские соглашения о свободном движении капиталов, товаров и услуг, учет взаимных экономических интересов, отказ от силового давления, равноправные отношения с менее развитыми в экономическом отношении странами.
    Экономическую безопасность страны характеризует система показателей, включающая способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, устойчивость финансовой системы, рациональную структуру внешней торговли, поддержание на требуемом уровне научного потенциала, сохранение единого экономического пространства и целостности общероссийского рынка, создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества, обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, обеспечение приемлемого уровня жизни населения.
    Под экономической безопасностью предприятия  понимается такое состояние, при котором обеспечивается сохранение и эффективное использование имеющегося капитала, стабильность роста, высокое качество управления, постоянное обновление технологий и информационной базы. Важными условиями и элементами в обеспечении нормального функционирования предприятия являются оценка и управление экономическими рисками, общее состояние экономики.
    Под экономической безопасностью личности понимается такое состояние жизнедеятельности, при котором обеспечиваются правовая и экономическая защита его жизненных интересов, соблюдение конституционных прав и обязанностей. Наиболее серьезными видами угроз личности являются нарушение прав потребителя, невыплата пенсий и заработной платы, безработица, невосполнимое обесценение сбережений, рэкет, мошенничество и др. Экономическая безопасность личности во многом определяется общим состоянием экономики.
    Экономическая безопасность – составная часть  национальной безопасности, ее фундамент  и материальная основа. В Концепции  национальной безопасности РФ отмечается, что кризисное состояние экономики – основная причина возникновения угроз национальной безопасности России. Это означает, что состояние национальной безопасности России зависит от жизнеспособности экономики, ее эффективности, мобильности, конкурентоспособности. Обеспечение экономической безопасности является исключительной прерогативой государства. Никто другой не в состоянии решить эту задачу. В практическом плане обеспечить экономическую безопасность страны – значит создать некую систему ее самосохранения, которая автоматически приводила бы в движение ее защитные механизмы по отражению той или иной угрозы.
    1.3. Объекты, субъекты показатели экономической безопасности. Пороговые значения экономической безопасности.
    Объекты. Ими выступают как экономическая система в целом, так и ее составляющие: природные богатства, производственные и непроизводственные фонды, недвижимость, финансовые ресурсы, хозяйственные структуры, семья, отдельная личность и др.
    Субъекты. Ими выступают: государство и его институты, законодательные структуры, предприятия и фирмы как государственного, так и частного сектора экономики.
    Показатели  экономической безопасности – наиболее значимые параметры, дающие представление о состоянии экономической системы в целом, ее устойчивости и мобильности. Основными показателями безопасности в экономике являются: темпы роста ВВП, уровень и качество жизни большинства населения, темпы инфляции, норма безработицы, структура экономики, чрезмерное имущественное расслоение населения, состояние технической базы хозяйства, расходы на НИОКР, конкурентоспособность, импортная зависимость, открытость экономики, внутренний и внешний долг государства.
    Пороговые значения экономической  безопасности – предельные величины, несоблюдение которых способствует разрушению экономики, обострению социальной и политической ситуации в стране. Для характеристики реального состояния экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые (предельные) значения. Последние не могут быть универсальными. Их величины зависят от уровня развития экономики, сложившихся традиций, текущей хозяйственной ситуации, сочетания и комбинации этих показателей. Разработка системы пороговых значений для России – одна из актуальных и важных задач экономической науки.  
 
 
 
 
 

Глава II: Классификация угроз экономической безопасности.
    2.1.Угрозы экономической безопасности. Внутренние и внешние угрозы. Внутренние и внешние составляющие экономической безопасности.
    Угрозы  экономической безопасности – это явления и процессы, оказывающие негативное воздействие на хозяйство страны, ущемляющие экономические интересы личности, общества и государства.
    Внутренние  угрозы – это не способность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безопасных путей развития общества. Внутренняя составляющая означает устойчивость экономики, общества и государственных институтов к стихийным и преднамеренным угрозам, возникающим вследствие экономических, социальных, технологических, экологических и иных процессов, которые происходят внутри страны. 
    Внешние угрозы на первый взгляд, отражая текущее состояние мировой экономики, не подрывают основ ее развития. Это изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга, чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами. Внешняя составляющая означает спонтанные и преднамеренные угрозы, источником которых служат действия или намерения иностранных экономических или политических субъектов.
    В Концепции национальной безопасности РФ отмечается, что угрозы безопасности России в настоящее время и  в обозримой перспективе носят  преимущественно внутренний характер. Однако продолжительность их действия и расширения спектра взаимодействия угроз ведут к отставанию России от зарубежных стран в темпах роста экономики, конкурентоспособности и благосостояния граждан. Наиболее чувствительны к внутренним и внешним угрозам политические оппозиционные движения и партии. Как политическая часть общества, они перерабатывают информационные сигналы опасностей, которые угрожают благоприятному развитию общества и его процветанию в будущем.
    Необходимо  подчеркнуть, что в последние  годы воздействия внутренних факторов на негативное развитие экономики не только не приостановлено, но, напротив, продолжает усиливаться. Объясняется как объективными трудностями переходного периода, так и субъективными причинами в управлении ее развитием. Все это свидетельствует о том, что стратегия экономической безопасности страны должна основываться на учете всего многообразия факторов, включая ее главный элемент – эффективность и устойчивость развития отечественной экономики. Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других многообразных связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки. Нарушение связей межу различными компонентами экономической системы ведет к сокращению возможностей сопротивляемости, к внутренним и внешним угрозам ее дестабилизации и является сигналом перехода экономики от безопасного состояния к опасному.
    Длительное  сохранение внутренних угроз без  проведения эффективной экономической  политики делает страну более уязвимой для внешних угроз. Во-первых, это связано с тем, что внутренние угрозы, ослабляя экономическую и особенно финансовую силу государства, мешают поддерживать и модернизировать армию с учетом структуры новых угроз. Во-вторых, экономическая слабость государства превращает нацию в заложницу международных финансовых организаций, поскольку бюджетные ресурсы страны не позволяют государству эффективно функционировать, выполнять даже минимальные социальные обязательства, например выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы, пенсии, пособия. Залезание в долги не только не решает проблемы бюджета, его дефицита, но и, напротив, ведет к увеличению его расходов на обслуживание внешнего долга. В-третьих, внутренние угрозы, неспособность отечественного товарного производства удовлетворять внутренний спрос ведут к большой зависимости экономики от импорта, конъюнктуры внешнего рынка на его товарном и финансовом сегментах, прежде всего в части продовольствия, машин и оборудования, международных кредитов. В-четвертых, не справляясь с внутренними угрозами, государство лишено возможности проводить активную внешнюю политику, защищать интересы отечественных  производителей,  способствовать  экспорту конкурентоспособной продукции, завоевывать новые товарные рынки. Государство при ослабленной экономике и несовершенной финансовой системе лишено возможности влиять на политику международных финансовых организаций.
    Отличительная особенность 2002-2003 гг. и ближайших  лет – сочетание острой фазы угроз  в финансовой сфере, прежде всего  в виде непомерно высокой нагрузки на ВВП и финансово-банковскую систему из-за выплат по внешнему долгу, с усилением негативных тенденций в воспроизводстве основного капитала, что порождает сбои в функционировании жизнеобеспечивающих отраслей и производств.
    В стратегическом плане при изучении вопроса о соотношении внутренних и внешних угроз экономической безопасности государства следует учитывать одно немаловажное обстоятельство. В условиях нарастающей глобализации мировой экономики различия между внутренними и внешними угрозами становятся все менее значимыми.
    Перенесение акцента из сферы военно-политического  противостояния стран в сферу  конкуренции и глобального бизнеса  – одна из характерных особенностей современного состояния международных  экономических отношений. В новых  условиях мировой бизнес и повышение конкурентоспособности для российской экономики становится средством выживания и борьбы за достойное место в международном разделении труда со странами, традиционно занимающими в нем господствующее положение. Поэтому многие государства проявляют необычайно высокий интерес к тому, что происходит в российской экономики и вокруг нее.
    В этой связи заслуживает внимания тот факт, что в некоторых странах  – конкурентах разработана так  называемая система «индикаторов чувствительности», на основе анализа которых они по отношению к России как к потенциальному конкуренту намерены принимать как тактические, так и стратегические решения. Эти «индикаторы чувствительности» включают различные оценочные показатели, и в частности стабильность социально – политической ситуации и ее возможные изменения в перспективе (возможные варианты изменений); оценку уровня управленческой деятельности правительства; уровень компетентности директорского корпуса; характеристику официальной оппозиции и ее отношение к экономическим преобразованиям; характер тенденций в экономической политике правительства страны; отношение властных структур к зарубежному капиталу; риск национализации капитала и возможные варианты его компенсации; уровень коррумпированности высших эшелонов власти; степень государственного вмешательства в экономику; удельный вес государственной собственности и перспективы его изменения в обозримом будущем. Перечень этих «индикаторов» характеризует не столько интерес к декларируемому партнерству, сколько заинтересованную оценку расчетливого конкурента, обеспокоенного собственной экономической безопасностью, защитой своих экономических интересов.
 Исходя из реально сложившейся ситуации в российской экономике и наметившихся негативных тенденций в процессе ее реформирования, можно выделить следующие экономические угрозы:
      Усиление структурной деформации экономики;
      Снижение инвестиционной и инновационной активности и разрушение научно-технического потенциала;
      Ослабление топливно-сырьевого потенциала страны;
      Усиление импортной зависимости;
      Отток капитала;
      Усиление имущественного расслоения общества;
      Внешняя задолженность;
      Чрезмерная открытость экономики;
      Криминализация экономических отношений.
2.2. Структурная деформация экономики.
       Структурная деформация экономики, дальнейшее усиление этой неблагоприятной тенденции – фундаментальная угроза безопасности России, поскольку она является перманентной основой воспроизводства сложившихся в прошлом народнохозяйственных диспропорций и связанных с этим трудностей в народном хозяйстве. Сложившаяся негативная структура экономики обуславливает и постоянно воспроизводит многие современные проблемы, а возможности ее изменения определяют будущее российской экономики, судьбу рыночных преобразований.
       Изменение структуры экономики включает два этапа – пассивный и активный. На первом этапе происходит сокращение мощностей по производству продукции, не востребованной рынком. Этот этап необходим для достижения текущей сбалансированности спроса и предложения. На втором этапе наращиваются мощности по производству конкурентоспособной продукции, производимой ранее, и создаются мощности для производства новых видов продукции.
        Снижение инвестиционной и инновационной   активности, разрушение научно –  технического потенциала – серьезная угроза экономической безопасности страны. Кризисное состояние экономики проявляется прежде всего в существенном снижении инвестиционной и инновационной активности. Это значит, что без крупных капиталовложений в стратегической сфере народного хозяйства экономическое возрождение России невозможно.
        Проводимая экономическая политика  последних лет привела к тому, что наиболее остро встал вопрос  уже не о развитии или хотя  бы стабилизации инвестиционного  процесса, а о восстановлении  потенциала инвестиционного комплекса страны.
        К основным характеристикам угроз  экономической безопасности в инвестиционном комплексе можно отнести резкое уменьшение объемов ресурсов капитального строительства; разрушение экономических связей между его подсистемами (сырьевая база, техническое и технологическое обеспечение, научная и кадровая база); отсутствие стратегических ориентиров в инвестиционной сфере; преобладание тактической направленности в инвестиционном процессе над стратегической.
       Отрицательное воздействие на инвестиционную деятельность оказывает неблагоприятная структура денежной массы. Здесь можно выделить три наиболее важных момента: а) сжатие денежной массы; б) высокая скорость обращения российских денег; в) снижение инвестиционного потенциала сбережений населения в банках и различного рода фондах по причине перевода их в так называемые «короткие» деньги, то есть вовлечения в текущий оборот.
       Выход из кризиса возможен  только на путях активации  инвестиционной деятельности по  обновлению реального капитала. Доходность инвестиций низка, внутренний рынок неустойчив, высоки риски, дороги кредиты, чрезмерен налоговый пресс – это все не позволяет оптимистически оценивать возможности повышения инвестиционной  активности и перспективы технического перевооружения производства без существенной корректировки структурной политики правительства и активации роли государства в решении этой проблемы.
       Выхода из инвестиционного и  инновационного кризиса, обеспечение  экономической безопасности в  этой ключевой сфере можно достичь с помощью активации инвестиционной деятельности по обновлению основного капитала; выделения приоритетов и направлений современного экономического роста, прежде всего капитального строительства; создания холдинговых компаний в виде строительно-финансовых корпораций, формирования финансово-промышленных групп по замкнутым воспроизводственным и технологическим структурам; осуществления мер по стимулированию частных инвестиций; создания условий для трансформации накоплений и сбережений населения в инвестиции.
2.3. Снижение топливно-сырьевого потенциала.
       В последние годы все более четко проявляется тенденция к наращиванию поставок из России на мировые рынки сырья и невозобновляемых энергоресурсов. В настоящее время Россия экспортирует значительную часть основных видов сырья: нефти – 41 – 45%, нефтепродуктов – 30 – 34, газа – 30 – 33, меди – 85 – 90, никеля – 97, алюминия – 99% от общего объема производства. По оценкам специалистов, в ближайшие годы недостаток топливно-энергетических ресурсов для внутреннего потребления будет усиливаться. Следует заметить, что сложившийся в общественном сознании стереотип о «неисчерпаемости» наших полезных ископаемых является вымыслом. Фактические данные говорят об  их исчерпаемости в относительно короткие сроки. По ориентировочным подсчетам экономистов, разведанных запасов некоторых видов полезных ископаемых (при современных объемах и добычи) хватит: нефти на 39 лет, газа – на 77, угля – на 60 – 180, железной руды – на 42 года, меди – на 40 лет, никеля – на 28, свинца – на 15, кобальта – на 42 года, титана – на 22, сурьмы – на 14 лет. С точки зрения экономической безопасности сохранение такого положения объективно способствует усилению чрезмерной зависимости страны от конъюнктуры мирового рынка, разбазариванию невосполнимых природных богатств, включая и стратегические ресурсы.
        Решение данной задачи невозможно обеспечить с помощью одноразовых мер. Ее можно решить на основе тщательно продуманной стратегии структурной перестройки российской экономики. Выйти из кризисной ситуации без продажи за рубеж сырьевых ресурсов практически невозможно. Особенно когда для этого складывается благоприятная конъюнктура мирового рынка.
2.4. Зависимость от импорта продовольствия.
       Усиление импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам создает несомненную угрозу экономической безопасности страны, опасность завоевания ее внутреннего рынка иностранными фирмами. Речь идет о необходимости ослабления импортной зависимости, о разумной мере продовольственного импорта. Разумеется, было бы неправильным совершенно отказаться от импорта, поскольку это привело бы к потере экономических выгод, снижению конкуренции отечественных товаропроизводителей, способствовало бы усилению национальных монополий в этой сфере и т.д. Мировой опыт свидетельствует, что страна сохраняет свою независимость, если доля импорта к внутреннему потреблению колеблется в пределах 20 – 25%. Опасность превышения этой черты с очки зрения обеспечения экономической безопасности страны состоит в том, что сохранение такой ситуации может привести к диктату цен, а также к разрушению отечественного производства, захвату российского внутреннего рынка.
       Первоочередными мерами по ослаблению опасности импортной зависимости являются финансовая поддержка со стороны государства отечественных производителей, способных производить те виды продукции, которые в настоящее время закупаются в других странах; применение более гибкой системы таможенных пошлин, определение отраслей экономики, нуждающихся в таможенной защите; диверсификация импорта; введение государственной монополии на ввоз лекарственных препаратов, алкоголя и табачных изделий, зерна, а также на вывоз нефти и нефтепродуктов, цветных и редких металлов, с тем чтобы упорядочить внешнюю торговлю ими, увеличить доходы бюджета и обеспечить по таким товарам, как зерно и нефтепродукты, гарантированное снабжение внутреннего рынка по обоснованным ценам; пересмотр и упорядочение всей законодательной и нормативно-правовой базы внешней торговли, приведение ее в соответствие с мировой практикой, нормами Всемирной торговой организации (ВТО).
2.5. Отток капитала.
        Одним из проявлений угрозы безопасности российской экономики является отток российского капитала за границу. Следует отметить, что это не является сугубо российским явлением. Как свидетельствует мировой опыт, частный капитал всегда чутко реагирует на угрозы политической и экономической стабильности, и, когда такие угрозы реально возникают, средством сохранения капитал избирает заграничные вложения. В этой связи перед странами, в которых это явление получает нежелательные формы и масштабы развития, возникают, по крайней  мере три проблемы: а) изучение мотивов оттоков капиталов; б) разработка мер по его возвращению; в) выработка мер о предотвращению дальнейшего оттока капитала.
       Отток капитала представляет собой такой вывоз капитала из страны, который мотивируется не соображениями коммерческой целесообразности, а исключительно соображениями его сохранности и безопасности. Если рассматривать движение капитала таким образом, то он выглядит как естественное  поведение определенных групп состоятельной части населения в условиях несоответствия политических условий их ожиданиям и представлениям о нормальной обстановке для функционирования предпринимательства. Отрицательные последствия этого явления  в том, что массированная утечка капитала из страны приводит к нехватке ресурсов для сохранения жизнеспособности и обеспечения роста отечественной национальной экономики, вынуждает государство прибегать к иностранным займам и кредитам, предпринимать специальные энергичные усилия для привлечения иностранных инвестиций.
       К числу наиболее существенных побудительных мотивов вызывающих отток капитала, относится высокий уровень инфляции; незащищенность собственности; недостаточная законодательная база для предпринимательства; чрезмерно высокие налоги, в том числе и на финансовые операции;  финансовые ограничения; угроза девальвации; невыполнение правительством своих финансовых обязательств; стремление к диверсификации портфеля активов с целью снижения рисков и получения устойчивой прибыли; долларизация экономики.
       Следует отметить, что далеко не совершенное валютное законодательство из-за соответствующего жесткого государственного контроля постоянно нарушается. Основными видами нарушений валютного законодательства являются: сокрытие, полный или частичный неперевод экспортной валютной выручки на счета российских банков, перевод иностранной валюты со счетов резидентов в российских банках на счета нерезидентов в иностранных банках в качестве взносов в уставные фонды, портфельные инвестиции российских предприятий и организаций в ценные бумаги иностранных компаний без разрешения Банка России, фиктивные контракты на импорт и т.д.
        Такие нарушения валютного законодательства предопределили основные каналы нелицензируемого оттока капитала из России. Это – не возврат валютной выручки под предлогом форс-мажорных обстоятельств, необоснованные авансовые отчисления при импорте в счет будущих поставок товаров, которые затем вообще не осуществляются, перечисления на счета иностранных фирм валютных средств в счет оплаты фиктивных услуг, завышение контрактной цены при импорте, вывоз капитала частными лицами, в том числе с помощью кредитных карточек, и др.
2.6. Имущественное расслоение населения.
       Угрозой безопасности России в социальной сфере является усиление имущественного расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан. В мире не было, нет и не может быть стран, где все население живет богато. Везде есть бедные и богатые. Имущественное расслоение населения характерно фактически для всех стран. Однако степень этого расслоения, амплитуда доходов различных групп населения не должны быть чрезмерными. В 2001 г. на долю 10% наиболее обеспеченных россиян приходилось 32,3% общей суммы денежных доходов. В стране фактически образовались  два уровня жизни, два потребительских рынка. Важно отметить, что бедность – это не только нехватка у населения денег, но это – свидетельство отсутствия обеспеченности для значительной части населения прав, предусмотренных Конституцией РФ на образование, лечение, отдых, жилье и т.д.
       Переход России к рыночной экономике породил проблему адаптации населения к новым непривычным условиям жизни. Все это усугубляет угрозы социально-экономической безопасности страны, а именно способствует ухудшению демографической ситуации, сокращению продолжительности жизни, деградации населения, падению доверия к властям, ухудшению криминогенной обстановки.
       Необходимо базу воспроизводства  бедности: повысить темпы экономического  развития. Важно повысить роль  налоговой системы в уменьшении  разрыва в доходах, увеличив  прогрессию налоговых ставок  на сверхдоходы. Необходимо также   усилить и ужесточить контроль за правильностью декларирования собственности  и доходов наиболее богатой части населения и учитывать эти данные при налогообложении.
2.7. Проблемы государственного внешнего долга.
       Серьезные угрозы экономической безопасности и политическому авторитету страны создает размер его внешнего долга, а тем более если этот долг постоянно возрастает. Страна в этих условиях отвлекает на нужды  его погашения значительные бюджетные средства, теряет самостоятельность в принятии экономических решений и т.д. В мировой практике критерием уровня внешнего долга считается сумма в иностранной валюте, направляемая на обслуживание внешнего долга. Безопасным условием внешнего долга принято считать такую величину, на обслуживание которой направляется не более 25% общих валютных поступлений страны.
       Если же говорить об абсолютной величине внешнего долга России, то начало 2004г. он составлял 119,1 млрд. долл., в то время как в 2000г. он достиг 158,4 млрд. долл. Следует заметить, что основная часть долга перешла к России по наследству от бывшего СССР (97,8 млрд. долл.).
       Сама по себе абсолютная величина долга ни о чем не говорит. Для того чтобы получить реальную картину состояния безопасности в этой сфере, надо сопоставить внешний долг со следующими сравнительными характеристиками – показателями: годовой суммой валютных поступлений; суммой долга других государств России; структурой долга.
       Сопоставление абсолютной величины  внутреннего долга России с  вышеперечисленными показателями  не дает оснований квалифицировать ситуацию как катастрофическую или чрезвычайно опасную. Тем более что в последние годы было достигнуто смягчение ситуации, связанной с внешним долгом. Оно было достигнуто за счет положительного сальдо платежного баланса в течение последних лет, реструктуризации внешних долгов и отсрочки их погашения на боле поздние сроки возврата, вступление России В Парижский клуб стран-кредиторов, что открыло возможности возврата части долгов нашей стране.
2.8. Чрезмерная открытость  экономики.
        К существенным угрозам экономической безопасности России следует отнести чрезмерную открытость экономики. Открытость экономики в стратегическом плане – курс верный, и мировой опыт стран с развитой, зрелой рыночной экономикой подтвердил это.
        Разумная открытость экономики способствует повышению ее эффективности, конкурентоспособности, мобильности. Однако особые условия, в которых осуществляется вхождение отечественного хозяйства в международное разделение труда, незрелость рыночных отношений и кризисное состояние экономики требует осторожности в определении меры такой открытости. Открывая экономику, необходимо учитывать состояние защищенности отечественного производства, финансов в банковской системы, денежного обращения, стратегических отраслей и сфер производства. Недопустимыми являются поспешность и пассивность государства в регулировании процессов, связанных с открытостью экономики.
        С учетом всего этого Концепция национальной безопасности РФ предусматривает необходимость введения определенных ограничений на деятельность иностранных банковских и страховых компаний, на передачу в эксплуатацию иностранным предприятиям месторождений невосполнимых природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих путей. Нельзя допустить установления контроля со стороны иностранных компаний над стратегически важными отраслями экономики, оборонной промышленности и естественными монополиями.
        В нынешних же условиях эта  проблема самым непосредственным  образом связана  с экономической  безопасностью страны, угрозами, которые могут возникнуть вследствие чрезмерной открытости ее экономики.
        Серьезным испытанием на прочность  российской экономики является  возможное ее присоединение к  ВТО. Это может принести России  определенные выгоды: торговые квоты,  доступ к передовым технологиям, правовую защиту интересов и др. Вместе с тем  вступление в ВТО потребует еще большей открытости экономики, к чему она не готова. Выходом из этой ситуации является вступление в ВТО на условиях, обеспечивающих защиту национальных интересов России.
2.9. Криминализация экономики.
        Значительную остроту приобретает  в настоящее время угроза криминализация  экономики. Криминальная экономика  – это специфических способ  хозяйствования, при котором определенная, относительно небольшая по численности группа лиц получает сверхдоходы, доходы от преступной деятельности, используя в этих целях пробелы и недостатки в законодательстве, коррупцию и другие способы.
        В этих условиях противоправное  поведение субъектов хозяйствования  становится условием их существования. Наиболее криминализированными сферами оказались отношения собственности, финансы и кредит, банковская деятельность, торговля, внешнеэкономическая деятельность, денежное обращение. Последнее обладает наибольшей привлекательностью для преступных элементов. Объясняется это тем, что деньги являются самой ликвидной формой капитала и к тому же всеобщим эквивалентом, особенно в условиях долларизации российской экономики. Наибольшей криминализации подвержена кредитно – финансовая сфера. В ней ежегодно выявляется до 40 тыс. преступлений. Из них почти четверть совершена в крупном  особо крупном размере. Наиболее широкое распространение получили такие противоправные действия как хищение бюджетных средств, уклонение от налогообложения, отмывание денег, мошенничество, подделка денежных знаков и др.
        Опасность расширения криминальной, теневой экономики для государства  состоит в том, что ее существование,  а тем более нарастание снижает  управляемость народным хозяйством, существенно приуменьшает налогооблагаемую базу и величину собираемых налогов, способствует проникновению ее представителей во властные структуры. Обращение огромных финансовых средств вне легальных структур, использование бартера и «квазиденег» лишает российское правительство возможности использовать типичные для современной рыночной экономики методы макроэкономического регулирования деловой активности. Кроме того, огромный объем неучтенного производства и услуг искажает картину экономической динамики, величину ВВП и т.д. Доля теневой экономики по отношению к ВВП составляет ныне более 20%.
        Для преодоления криминализации  российской экономики государству  требуется осуществить ряд мер  организационно-экономического характера,  прежде всего устранить в действующем  законодательстве так называемые «правовые дыры», позволяющие преступным элементам  разворовывать национальное богатство, а также принять меры по предотвращению проникновения теневого капитала в законную экономику и во властные структуры.
2.10. Опасность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
    Аварийность во многих отраслях экономики России сохраняется на достаточно высоком  уровне, что приводит к масштабному  загрязнению окружающей природной  среды и гибели людей. Наиболее распространены пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения, автомобильные катастрофы, аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ.
    Наиболее  аварийно-опасными по-прежнему остаются объекты магистрального трубопроводного транспорта, предприятия угольной, химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. Основные причины аварийности на предприятиях различных отраслей промышленности:
      на предприятиях угольной промышленности высокий уровень аварийности и травматизма объясняется крайне неудовлетворительным состоянием большинства шахт и разрезов;
      на предприятиях горнорудной и нерудной промышленности медленно повышается противоаварийная устойчивость хвосто - и шламохранилищ; на предприятиях черной и цветной металлургии отсутствуют в необходимом количестве средства противопожарной защиты, эффектные системы пылеподавления и вентиляции;
      в нефтегазодобывающей промышленности и в геологоразведке аварийность и травматизм связаны в основном с эксплуатацией бурового и нефтегазопромыслового оборудования устаревшего типа и применением устаревшей техники;
      на магистральных трубо – и нефтепроводах;
      на предприятиях металлургической промышленности при снижении аварийности состояние безопасности остается неудовлетворительным;
      в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности главные причины аварийности – грубейшие требований, правил и норм безопасности специалистами и персоналом, отступления от установленных технологий и регламентов.
 
    Глава III: Стратегические цели, меры, задачи и механизмы обеспечения экономической безопасности.
    3.1. Цели обеспечения  экономической безопасности.
    Стратегической  целью обеспечения экономической  безопасности является обеспечение  такого развития экономики, при котором  были бы обеспечены приемлемые условия для жизни и развития личности, социально – экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Государственная стратегия экономической безопасности России должна быть ориентирована прежде всего на поддержание достаточного уровня производственного, научно-технического потенциала, недопущения снижения уровня жизни населения до пороговых, предельных значений, способного вызвать социальную напряженность, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и народностями. Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности должна осуществляться прежде всего через систему противодействий, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, общественные и иные организации и объединения. Государственная стратегия может быть успешно претворена в жизнь только при соблюдении ряда отдельных требований.
    Во-первых, необходимо четко разграничить функции аппаратов Президента РФ и Правительства, а также федеральных органов исполнительной власти.
    Во-вторых, необходимо четко определить задачи федерального и местного уровня и  соответствующее разграничение  по государственному управлению между федеральными органами и органами исполнительной власти  субъектов Федерации при обеспечении единства систем исполнительной власти.
    В-третьих, необходимо адекватное информационное обеспечение регулирующей функции  государства.
    Некоторые важные положения государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должны учитываться при разработке проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год.
    Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности разрабатывается и реализуется в рамках проводимой экономической политики , основными приоритетами которой являются обеспечение устойчивости экономического положения личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества, государства, соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина, законности и законопослушания всех, включая органы государственной власти.
    В целях достижения эффективности  стратегии экономической безопасности должна быть сформирована отлаженная и надежная система государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших экономических преобразований, включая взаимодействие между ними, а также способная взять на себя функции регулирования и поддержания экономики страны на безопасном уровне. При этом должны быть четко определены границы и критерии или условия государственного вмешательства в экономику, в частности границы государственного сектора, а также обеспечено развитие эффективных методов государственного регулирования.
    3.2. Методы по обеспечению  экономической безопасности.
    Методы  по обеспечению экономической  безопасности –  это сознательная, повседневная деятельность государственных и общественных институтов, направленная на отражение (блокирование) негативных явлений процессов в сфере экономики.  Такая деятельность включает прогнозирование угроз экономической безопасности; определение пороговых значений экономической безопасности; разработку законодательных актов, обеспечивающих защиту экономических интересов нации; устранение деформации в структуре экономики; содействие в становлении и развитии частного предпринимательства, его защиту, дедолларизацию экономики; поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства. Главным условием обеспечения экономической безопасности России является подъем экономики, создание условий для ее функционирования в режиме расширенного воспроизводства и высокой конкурентоспособности.
    3.3. Задачи по обеспечению  экономической безопасности.
    Постановка  и определение стратегической цели экономической безопасности не станут действенным инструментом политики и целенаправленных действий, если не будут конкретизированы соответствующие задачи по ее обеспечению. В этой связи государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по выводу экономики из кризиса,  что и явится гарантией экономической безопасности страны. Причем реализовываться они должны во всех сферах экономики. Это значит, что реализация мер, направленных на обеспечение экономической безопасности, должна проходить в русле осуществления активной структурной и социальной политики, усиления активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере и продолжения институциональных преобразований.
    Крупные задачи состоят в области структурной политики. На макроэкономическом уровне в ходе реализации структурной политики должны решаться проблемы повышения совокупного спроса, увеличения нормы сбережения и формирование инвестиционного климата, способствующего трансформации накоплений в инвестиции, обеспечения перелива финансовых и производственных ресурсов от нежизнеспособных предприятий и из стагнирующих секторов к эффективным производителям и в сектора роста, стимулирование экспорта и его диверсификации, регулирование импорта в целях защиты отечественных производителей в рамках общепринятых процедур.
    На  макроэкономическом уровне в ходе осуществления  структурной политики должны ставиться  и реализовываться задачи поддержки  и стимулирования развития экономически эффективных предприятий и организаций, ликвидации или реорганизации неэффективных экономических структур, организации согласительного процесса в целях торможения роста цен, организации внедрения рыночных норм поведения экономики.
     Для осуществления этих целей необходимо выявить «точки роста», то есть предприятия, организации, реализующие проекты и программы, обеспечивающие нахождение и освоение реального платежеспособного спроса на свободном рынке; определить роль и место действующих предприятий в хозяйственной системе, организовать процесс вывода неэффективных предприятий, повысить эффективность управления государственными предприятиями; определить перечень казенных предприятий, продукция которых необходима для обеспечения государственных нужд; определить те хозяйственные субъекты, в которых контрольный пакет акций или «золотая акция» должны быть закреплены за государством для оказания влияния на решения, принимаемые данными субъектами в целях обеспечения экономической безопасности; определить перечень конкретных предприятий, которым необходимо предоставить государственную поддержку в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
  Непременным условием достижения требований экономической безопасности является реализация системы проектов и программ перспективного, задельного характера, как научных и инновационных, так и производственных и инвестиционных.
  Проводимая государством социальная политика должна содействовать консолидации общества на условиях устойчивого экономического положения граждан, повышения уровня жизни населения.
  Определенный позитивный сдвиг в росте среднемесячных денежных доходов населения в течение последнего времени не является достаточным для того, чтобы гражданин мог в полной мере воспользоваться такими конституционными правами, как право на отдых, лечение, образование, жилье и др.
    Между тем реализация экономической политики должна сопровождаться не углублением поляризации общества, а равномерным, справедливым распределением тяжести кризисного периода между различными социальными группами населения. В этих условиях необходимо создать действенный механизм, который был бы направлен на регулирование роста доходов экономически сильных групп. Необходимо восстановить основную функцию заработной платы как стимула высокопроизводительного труда, смягчения социальной напряженности в обществе и повысить роль государства в решении этих вопросов. Целесообразно ввести материальную ответственность руководителей предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности за нарушение сроков выплаты заработной платы и т. д.
    Для сохранения и развития научно-технического потенциала, обеспечивающего стратегические интересы и научно-техническую независимость России, необходимо определить приоритеты государственной научно-технической политики, согласованные с задачами обеспечения экономической безопасности страны; разработать государственные программы по направлениям фундаментальных исследований, важнейшим для обеспечения научно-технической независимости страны; создать благоприятный инновационный климат в экономике с
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.