На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенная и несовершенная конкуренция

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
с.
 

Введение

 
    Конкуренция, которая в той или иной степени  связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции  характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.
    Чистая  монополия и совершенная конкуренция  это два крайних случая рыночной структуры, которые встречаются в экономической практике чрезвычайно редко. Промежуточной и гораздо более реалистичной стадией является монополистическая конкуренция и олигополия. В этом случае фирмы ,хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм, входящих в отрасль или уже существ. продавцов, но обладают некоторой властью над ценами на свои товары. Для этой рыночной структуры характерна дифференциация товаров, т.е. многие фирмы предлагают похожие, но не идентичные, а так же взаимозаменяемые товары. Кроме того, данные структуры имеют место на сырьевых рынках и в случае конкуренции абсолютно различных товаров (борьба за «карман» покупателя, между секторами рынка).1
    Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая  конкуренция, олигополия и монополия.  Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Всевластию монополиста помогает уникальность (незаменимость) продукции последнего. Олигополия — это структура рынка, на котором действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. Олигополистические фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции.
    В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
    Некоторые отрасли, особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою власть надолго. С течением времени происходят многократные разделения и слияния, что в конечном итоге приводит к конкуренции сильных соперников.2
    Объектом  исследования в работе послужила  конкуренция и ценообразование. Предмет изучения – сущность и принципы функционирования предприятия в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
    Цель  курсовой работы – проанализировать конкуренцию как экономическую категорию, выявить ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, определить достоинства и недостатки совершенной и несовершенной конкуренции.
    Реализация  поставленной цели потребовала решения  следующих задач:
    проанализировать учебную литературу по изучаемой проблеме;
    проанализировать несовершенную конкуренцию с целью дать им объективную оценку, определить ее отличие от совершенной конкуренции;
    выявить особенности определения цены и объема производства в условиях монополистической и совершенной конкуренции;
    выявить особенности олигополистического рынка в современной России;
    сделать выводы по работе.
    Остается  отметить, что данный вопрос достаточно хорошо изучен как в общей учебной  литературе по экономической теории, так и в много численных  публикациях в экономической  периодике. 
    При написании работы использовались следующие методы: анализ учебной литературы и метод контент-анализа (главы 1,2,3); метод сравнения (глава 3). В связи с выбором темы курсовой работы выбрана следующая структура работы: введение, где рассмотрена краткая характеристика темы работы, определены цель, задачи, объект и предмет исследования в курсового проекта; первая глава, в которой рассмотрен механизм функционирования несовершенной конкуренции и ее отличия  от совершенной конкуренции; заключительная глава – здесь автор рассматривает особенности определения цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции; заключительная часть – определены главные моменты работы, сделаны обобщающие выводы; список литературы.
 

1. Особенности  совершенной и  несовершенной конкуренции

1.1. Конкуренция: понятие и роль в экономике

 
      Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) –  это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя.3 Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.4
      Конкуренция в РФ - состязательность хозяйствующих  субъектов, при которой их самостоятельные  действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке.
      Рассматривая  конкуренцию необходимо показать ее как положительные стороны, так  и отрицательные.
      Положительные стороны конкуренции:5
    конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
    конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
    конкуренция стимулирует повышение качества товара;
    конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
    конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
    конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
    конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
    конкуренция вводит новые формы управления.
      Отрицательные стороны конкуренции:6
    при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
    многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.
     Любой товар или услуга в большей  или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:
    при его производстве:
    производительность труда;
    уровень налогообложения;
    внедрение научно-технических разработок;
    размеры прибыли предприятия;
    величина оплаты труда.
б) при  его потреблении:
    продажная цена товара;
    качество;
    новизна;
    послепродажное обслуживание;
    уровень предпродажной подготовки.
    Говоря  о конкуренции необходимо показать ее виды. Существует шесть видов  конкуренции:
    функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
    видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
    предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
    ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
    скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов
    продажа личного товара по цене конкурента
    снижение цены потребления товара
    незаконные методы:
    антиреклама товаров конкурентов;
    производство товаров имитаторов (подделка).
     Рыночные  отношения оказывают через спрос  и предложение постоянное влияние  на развитие производства. Однако это  влияние не исчерпывается ролью  цены и ценообразования. Огромное воздействие на производство, распределение, обмен материальных благ в обществе оказывают модели рынка.
     Будем рассматривать типы рынков прежде всего  в соответствии с основными параметрами  — численностью и распределением действующих на них продавцов  и покупателей. Кроме этого, для понимания структуры соответствующего рынка важны следующие показатели: дифференциация продукта, барьеры входа на рынок, структура затрат на производство, степень вертикальной интеграции предприятий, степень диверсификации производства у отдельных субъектов рынка.
     В общем виде ответ на вопрос «Кто действует на рынке?» позволяет  описать структуру рынка в  ее статическом виде. Ответ на вопрос «Как действуют присутствующие на рынке  субъекты?» позволяет проследить за динамическим состоянием рынка, дать характеристику поведения субъектов рынка, которое проявляется в ценовой политике, продуктовой и рекламной стратегии, инвестиционной и инновационной политике, юридической тактике, согласовании действий конкурентов на рынке.
     Таким образом, анализируя состояние товарного рынка, делая выводы об эффективности его функционирования, необходимо всегда учитывать как структурную, так и поведенческую составляющую, а также последствия отдельных видов государственного регулирования (налогового, таможенно-тарифного, антимонопольной политики, политики государственной помощи, регулирования цен и их контроля).
     При классификации типов рынков используются термины, образованные от греческих  слов, характеризующих принадлежность субъектов к одной из двух сторон рынка – продавцам или покупателям (poleo – продаю, psoneo – покупаю) и их численность (mono — один, oligos — несколько, poly — много). Парная их комбинация дает наиболее простую и общую классификацию.
     Идеальные модели рынков почти не встречаются  на практике. Многообразие реальной экономической жизни всегда состоит из переплетения разных типов рынков, из их видовой трансформации во времени и пространстве. Экономическая теория выделяет чистые формы для изучения наиболее характерных свойств каждой. Наиболее распространенные типы рынков и их характеристики представлены ниже.7

Таблица 1.1.

Типы  рынков и их основные характеристики

Тип рынка Количество  субъектов рынка Однородность  продукции Заменяемость  товаров Взаимозаменяемость  субъектов рынка Вход-выход  на рынок Доли субъектов на рынке
продавцов покупателей
Совершенная конкуренция Много Много Однородная Полная Нет Свободный Равные и  небольшие
Монополистическая конкуренция Ограниченное Много Дифференцированная Высокая степень Незначительная Ограниченный Доминирующее предприятие и предприятия-аутсайдеры с малыми долями на рынке
Олигополия Несколько Много Однородная  либо дифференцированная Высокая степень Значительная Ограниченный Крупные, примерно равные
Монополия Один Много Однородная Нет Нет Блокирован 100%
Мтнопсония Много Один Незначительно дифференцированная либо однородная Незначительная Нет Блокирован 100%
 
      Необходимо  отметить, что возможности покупателей  и продавцов равны только при  чистой конкуренции. При всех остальных  типах рынков влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая минимума при чистой монополии.
      Рассматривая  конкуренцию необходимо отметить антимонопольную  политику государства направленную на демонополизацию рынка. Антимонопольная  политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции.
      Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного  рынка, на котором она будет пытаться работать, следует учесть, что конкуренция бывает трех видов.
      Функциональная  конкуренция возникает потому, что  любую потребность, вообще говоря, можно  удовлетворить очень различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

1.2. Механизм функционирования несовершенной конкуренции, ее отлицие от совершенной конкуренции

 
    Конкуренция, которая в той или иной степени  связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции  характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями. Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид ее, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов,  это так называемая монополистическая конкуренция. Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными хотя и взаимозаменяемыми.         
    Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.
    Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая  конкуренция, олигополия и монополия.
    Взаимодействие  между продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке. Решения продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка. Вообще говоря, в зависимости от целей экономического исследования могут быть различные классификации рыночных структур.
    По  степени развития конкуренции экономическая  теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической литературе их также называют видами рыночных структур):
    совершенная (чистая) конкуренция
    монополистическая конкуренция
    олигополия
    монополия
    На  рынке совершенной конкуренции  расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции  работают в полную силу. Здесь действует  множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям.
    Прежде  всего, надо установить, по каким критериям  различаются рыночные структуры, которые  сложились в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:
    количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;
    характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная);
    степень доступности экономической информации.
    При несовершенной конкуренции расщепление  экономической власти ослаблено  или вовсе отсутствует. Поэтому  производитель приобретает известную  степень влияния на рынок.
    Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции  она невелика и связана только с умением производителя выпускать  особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.
    На  большинстве реальных рынков подавляющая  часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях  с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.
    Совершенная конкуренция, является скорее абстрактной  моделью, удобной для анализа  основных принципов формирования рыночного  поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются  редко, как правило каждая фирма имеет «свое лицо», и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, или, иными словами, в ее поведении присутствует элемент монополизма. Этот элемент накладывает отпечаток на деятельность фирмы, заставляет ее несколько иначе подходить к формированию ценовой стратегии, определению объема выпуска продукции, наиболее эффективного с точки зрения прибылей и убытков.
      
 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Критерий несовершенства конкуренции 

    Подавляющее большинство реальных рынков — это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно. В частности, часто нарушается принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы. Коль скоро какие-то блага избыточны, а каких-то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.
    Предпосылками несовершенной конкуренции являются:
    значительная доля рынка у отдельных производителей;
    наличие барьеров проникновения в отрасль;
    неоднородность продуктов;
    несовершенство (неадекватность) рыночной информации.
    Каждый  из этих факторов в отдельности и  все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов — тем просто больше негде взять этот продукт.
    Таким образом, если в условиях совершенной  конкуренции объем выпуска продукции  фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции  такое влияние существует (наглядно это можно проследить на рис. 1).
     Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что большие  объемы продукции при несовершенной  конкуренции фирма может реализовывать, только снижая цены. Или по-другому: поведение фирмы значимо в  масштабах отрасли.
     Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенном конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.
     Строго  говоря, совершенная конкуренция  в чистом виде никогда и нигде  не существовала. Ее можно рассматривать  как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.8
     Между рыночной ценой товара и тем его  количеством, на которое предъявляется  спрос, всегда существует определенное соотношение: чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный товар, т. е. меньший уровень спроса (при данном уровне доходов); и наоборот чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара. Изобразим эту зависимость между ценой и величиной! спроса графически. Если на абсциссе обозначить количество товара Q, покупаемого на рынке, а на ординате - движение цены Р, то получится следующий результат.

Рис. 2. Кривая спроса 

     Кривую  D в называют кривой спроса. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены.
     Полученная  кривая иллюстрирует закон постепенного убывания спроса, который можно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товара повышается (и при этом все  другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок поступает большее количество какого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.
     Если  теперь рассмотрим рыночную ситуацию со стороны продавцов или со стороны предложения, то заметим обратную картину. Все продавцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т. е. увеличить предложение.
     Иными словами, у каждого продавца объем  предложения будет меняться в  зависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного  товара. Графически данная зависимость  изображена ниже (абсцисса служит для обозначения количества товара Q, доставленного на рынок; ордината обозначает движение цены Р). Кривую S называют кривой предложения.

Рис. 3. Кривая предложения 

     Тенденция к увеличению производства при высоких  ценах объясняется тем, что, с  одной стороны, повышение цены привлекает в данную отрасль новых производителей. С другой стороны, при росте цен предприниматель получает добавочную прибыль и имеет возможность нанять больше рабочих, купить больше сырья и машин, расширить производство.
     Вместе  с тем следует иметь в виду, что речь идет лишь о тенденции к увеличению предложения. До известного предела рост цен вызывает рост предложения.
     Однако, если рост цен продолжается, то производитель  может снизить объем производства. Это объясняется, с одной стороны тем, что высокий уровень дохода в известной мере снижает стимулы к продолжению интенсивной работы. С другой стороны, производитель может опасаться, что при дальнейшем наращивании объемов производства произойдет затоваривание и цены начнут снижаться.
     Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Однако было бы неправильно представить, их как раз и навсегда данные. Под воздействием ряда факторов кривые спроса и предложения могут смещаться. В этой связи важно различать величину спроса и сам спрос. При снижении цены увеличивается величина спроса, сам спрос как выражение потребности в данном товаре остается неизменным. Можно говорить об увеличении спроса, если при каждой цене (и высокой, и низкой) покупатели будут приобретать большее количество данного товара. В этом случае будем двигаться не по кривой D1 а произойдет сдвиг кривой в новое положение D2.

Рис. 4. Смещение кривой спроса 

     Кроме того, следует отметить, что на величину спроса кроме цены, влияют уровень  доходов, размер рынка, цена и полезность других товаров, особенно товаров-заменителей (субститутов), субъективные вкусы и предпочтения, мода и т. п. Если, например, средний доход покупателей возрастает, то, при прочих равных условиях, кривая спроса Dl сместится вправо вверх и тому же уровню цены Р1 будет соответствовать возросший уровень спроса Q2. Главный фактор, воздействующий на предложение, — издержки производства. Поэтому, если в результате использования достижений технического прогресса или применительно к сельскому хозяйству, в силу благоприятных погодных условий удается снизить издержки производства, кривая предложения S1 смещается вправо вниз. Величина предложения при неизменной цене P1 возрастает c Q1 до Q2.
 

Рис. 5. Смещение кривой предложения  

     Рассмотренные кривые, взятые сами по себе, показывают, что происходит с покупками и продажами, если цена изменяется. Но на каком уровне должна установиться цена? Чтобы ответить на этот вопрос, надо свести вместе и сопоставить кривые спроса и предложения.
     Если  наложить друг на друга два графика, обозначающие совокупный спрос и совокупное предложение одного и того же товара, получим график, показывающий одновременное поведение спроса и предложения интересующего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся.
     В точке встречи Е спрос количественно  равен предложению (Q1) и цена P1 выступает как уравновешивающая цена, или цена равновесия.

Рис. 6. Равновесие спроса и предложения 

     При более высокой цене P2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будут способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (Р3) спрос превышает предложение (отрезок CF). В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будет толкать цену вверх. Лишь в точке Е, достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться.
     Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается равенство не покупок  и продаж — такое равенство  существует при любой цене. При  цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.
     Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количество имеющегося в обществе данного товара распределено между возможными его потребителями. Но это лишь частичное равновесие на единичном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в предложении или спросе товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а напротив, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенный момент и одновременно в ее совокупности. В этом случае говорят об общем равновесии рынка.
     В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того, чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия — уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей.
     В условиях совершенной конкуренции  при любом сложившимся уровне цены существует своего рода «внешний предел», при котором производители или вступают в данную отрасль или же выталкиваются из нее. Повышение цены обуславливает появление новых фирм и сохранение старых. Снижение цены приводит к тому, что фирмы с высоким уровнем издержек становятся убыточными и должны покинуть данную отрасль.
     То  в какой мере объем спроса на рынке  повышается при данном снижении цены или сокращается при данном ее увеличении, характеризует степень  эластичности спроса в зависимости  от цены. Коэффициент эластичности показывает на сколько на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на 1%. Эластичность предложения – это показатель относительного изменения предлагаемого количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Эластичность предложения зависит от многих факторов: дифференциации индивидуальных затрат, степени загрузки производственных мощностей, наличие свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую и т.д.
     Конечно, равенство спроса и предложения — это теоретическая абстракция, ибо в реальной хозяйственной практике такое совпадение бывает весьма редким.. Однако именно эта абстракция позволяет выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма.
     Дадим несколько свойств чистой конкуренции:
    Очень большое число. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.
    Стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г, Д и так далее рассматриваются покупателями как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулирования сбыта.
    «Принимающие цену». На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предыдущих двух. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение и, следовательно, цену продукта. Короче говоря, отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней. Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукции есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Также у фирмы нет причины назначать какую-либо более низкую цену, так как это вызвало бы уменьшение ее прибылей.
    Свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие - свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, технологических, финансовых и других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.
     Чистая  конкуренция на практике встречается  довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного ранка – неуместное логическое упражнение.
    Существует несколько отраслей, более близких к конкурентной модели, чем любой другой рыночной структуре. Например, многие особенности сельского хозяйства намного легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.
    Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.
    Функционирование чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт с которым можно сравнивать или оценивать эффективность реальной экономики.
 

2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической и совершенной конкуренции

2.1. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции

 
      Из  выше перечисленного следует, что монополистическая конкуренция похожа на монополию, так как отдельные фирмы могут контролировать цену, однако она же похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами и на рынке существует свободный вход и выход.
      Поскольку каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного  блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон, и  он сам определяет объем своего предложения и цену. Но поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены на его продукцию, но и от цен на продукцию других конкурентов.

Рис. 7. Различия в поведении предприятий в условиях монополии и монополистической конкуренции 

      Линия AB является графиком спроса при полной монополии, тогда как ломанная CDEK - кривая спроса при монополистической  конкуренции.
      Производитель чувствует себя монополистом лишь на отрезке Q2Q3. Если он решит снизить  объем до Q1, с тем, чтобы цена была P`1, часть покупателей уйдет к  конкурентам и цена установится  на уровне P1. Соответственно при установлении низкой цены P4 производитель рассчитывает производить Q`4, однако его конкуренты тоже снизили цену и ему приходится увеличить объем до Q4.
      Рассматривая  монопольно конкурентную фирму, действующую  на отрезке Q2Q3, становится очевидно, что  поведение этой фирмы, ставящей перед  собой цель максимизацию прибыли, в краткосрочном периоде идентично поведению монополиста.
      В краткосрочном периоде фирма  будет максимизировать свои прибыли (или минимизировать убытки), производя  объем продукции, обозначенный пересечением кривых предельных издержек и предельной выручки, в соответствии с формулой.
      Фирма, производя выпуск объема Q1 и назначая цену P1 способна получить монопольную  прибыль, если конечно P1>P` (см. рис. 8). В этом случае ее прибыль характеризуется закрашенным прямоугольником (как и в противном случае (см. рис. 8) может нести убытки, которые она способно минимизировать в соответствии с той же формулой (10). В этом случае P1<P`).

Рис. 8. Монопольная прибыль 

      Таким образом, фирма при монополистической  конкуренции в коротком периоде ведет себя как монополист, стремясь максимизировать прибыль (минимизировать убытки).
      Однако  на рынке монополистической конкуренции  это долго продолжаться не может.
      Прибыли: фирмы входят в отрасль.
      В случае получения прибылей в краткосрочном периоде (Рисунок 9 и Рисунок 10а) можно ожидать, что экономические выгоды привлекут новых конкурентов, поскольку вхождение в отрасль является относительно простым. Что приведет к увеличению предложения. Когда новые конкуренты войдут в отрасль, кривая спроса, с которым сталкивается типичная фирма, сдвинется влево, потому что в этом случае каждая фирма станет обладать меньшей долей совокупного спроса и конкурирует с большим числом продуктов, представляющих собой близкие заменители. Это в свою очередь приводит к исчезновению экономических прибылей. Когда кривая спроса является касательной к кривой средних издержек при максимизирующем прибыль объеме производства, фирма просто покрывает свои издержки, т.е. безубыточна. При объеме производства равном Q, фирма достигает состояния равновесия (Рисунок 10в.). Любое отклонение от этого объема повлечет за собой возникновение средних издержек, которые превысят цену производства и, следовательно, приведут фирму к убыткам.

Рис. 9. Варианты поведения фирмы 

      Более того, в ходе конкуренции исчезают экономические прибыли и стимул для вхождения в отрасль большего числа фирм.
      Убытки: часть фирм уходит.
      Когда в отрасли наступает краткосрочный  период убытков (Рисунок 10б), некоторые фирмы постепенно покидают отрасль. Столкнувшись с меньшим количеством продуктов-заменителей и увеличившейся долей совокупного спроса, выжившие фирмы видят, что их убытки прекращаются и постепенно уступают место нормальной прибыли. (Для простоты мы предположили постоянство цен; смещение ценовых кривых, по мере того как фирмы приходят и уходят, слегка бы усложнило рассмотрение вопроса, но не изменило бы выводов).
      Таким образом, для фирм, действующих при  монополистической конкуренции, в  долгосрочном периоде существует тенденция  к получению нормальной прибыли, или к возникновению безубыточности. Эти тенденции, основанные на наличии свойств «чистых конкурентов» и «чистых монополистов», и определяют цены и объемы производства в рассматриваемых нами условиях.
      Экономическая эффективность – отношение между затратами редких ресурсов и производимым в результате их использования объемом товаров или услуг.
      Эффективное использование ограниченных ресурсов требуется соблюдение двух условий: эффективности распределения ресурсов и эффективности производства.
      Для достижения эффективность распределения  ресурсов они должны быть распределены между фирмами и отраслями  таким образом, чтобы обеспечить производство определенного ассортимента продуктов, которые более всего  нужны обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно как-либо изменить структуру совокупного продукта, чтобы при этом получать чистую выгоду для общества.
      Эффективность производства – требует, чтобы каждый товар, входящий в этот оптимальный  ассортимент продуктов (достигаемый при эффективном распределении ресурсов), производился наименее дорогостоящим способом.
      С целью определить эффективна или  неэффективна экономика монопольного конкурента определим критерии ее эффективности  и обратимся к экономикам совершенного (чистого) конкурента и монополиста, которые являются предельными типами и оказывают определяющие значение на промежуточный тип – монополистическую конкуренцию.
      Экономисты  придерживаются единого мнения, что  чисто конкурентная экономика представляет собой наиболее эффективный способ использования ограниченных (редких) ресурсов общества. В экономике конкурентных цен ограниченный объем ресурсов, которым располагает общество, распределяется таким образом, чтобы максимально удовлетворить потребности потребителей.
      Вернемся  к равенству (12) определяющее состояние  долговременного равновесия в условиях чистой конкуренции. Чтобы лучше  понять как условия эффективности  выполняются при совершенной  конкуренции рассмотрим сначала  эффективность производства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.