На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы занятости выпускников высших учебных заведений и пути их решения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«КЕМЕРОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра социальной работы и менеджмента социальной сферы 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине специализации 

Тема: Проблемы занятости выпускников высших учебных заведений и пути их решения  

Выполнил:
студентка 4 курса СР-062
Шапошникова А.С.
 направление бакалавр «Социальная работа»
  

Научный руководитель:
ст. пр. Кривцова Е. В.
                                                                                                     
 
 
 

Кемерово 2009
 

 

Оглавление 
 
 

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Положение молодых специалистов в современных
 условиях ……………………………………………………………………………5
      Проблема востребованности молодых специалистов в   современных условиях…………………………………………………………………………5
1.2 Законодательная  поддержка молодых специалистов  ………………………..7
Глава 2. Способы решения проблем занятости  и конкурентоспособности
выпускников ВУЗов…………………………………………………………….....11
2.1 Развитие конкурентоспособности выпускников ВУЗов на рынке труда….11
2.2 Деятельность Центра трудоустройства и маркетинга образовательных услуг КемГУ, как форма поддержки выпускников……………………………..14
Заключение………………………………………………………………………...18
Список  литературы……………………………………………………………......21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

  Для регионов Сибири общее снижение темпов экономического развития привело к  тому, что в конце 1990-х гг. показатель интенсивности сокращения занятости во многих районах более чем в два раза превысил показатель данного процесса в России. В начале ХХ в. безработица продолжает оставаться одним из важнейших факторов усугубляющих непростое положение российской экономики. В особенности опасна высокая доля безработицы среди молодых специалистов. Молодые специалисты относятся к наиболее продуктивному возрасту, и их неучастие в хозяйственной деятельности, приводит к значительным потерям национальной экономики за счет неполного использования трудового потенциала страны.
  На  протяжении последних 10-12 лет выпускники ВУЗов зачастую самостоятельно решают проблемы, связанные с трудоустройством после завершения обучения. Непредсказуемость рынка труда, отсутствие полной информации о вакансиях, переизбыток выпускников некоторых специальностей приводят к тому, что молодой специалист встает на учет в службе занятости или же сам, используя свои способности, ищет работу; нередко он вынужден устраиваться на работу не по специальности и заново переучиваться, что ведет к затрате как его личных средств, так и средств государства и работодателя.
  Все это дает основания полагать, что  проблема занятости молодых специалистов в ближайшей перспективе будет  оставаться актуальной в общегосударственном  масштабе и ведет к развитию конкурентоспособности молодых специалистов.
  Цель  исследования: выявление основных проблем занятости, трудоустройства выпускников ВУЗов и нахождение существующих путей решения данных проблем.
  Объект  исследования: проблемы занятости выпускников ВУЗов и пути их решения. 
  Предмет исследования: выпускники ВУЗов.
  Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
  - рассмотреть положение молодых специалистов в современных условиях России;
  - выявить существующую поддержку  молодых специалистов на законодательном уровне;
  - рассмотреть некоторые способы  решения проблем занятости и  конкурентоспособности выпускников ВУЗов.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Положение молодых  специалистов в современных  условиях России  
 

1.1 Проблема востребованности молодых специалистов
в современных условиях   
 

  До  принятия Трудового кодекса РФ молодыми специалистами именовались лица, окончившие образовательные учреждения среднего и высшего профессионального  образования.
  Современная развивающаяся экономика предъявляет к уровню образования, к компетентности молодых специалистов и выпускников ВУЗов довольно высокие требования. Эти требования касаются как теоретических знаний по определенной специальности, так и практических навыков. Каждый человек уникален в сочетании своих профессиональных и личностных качеств [12, с.134]. Уровень профессиональной компетенции определяется способностями человека, приобретенными знаниями, умениями и опытом, которые необходимы для выполнения определенного вида деятельности, а также личностными качествами. Способные, активные, трудолюбивые, получившие хорошее образование и востребованную специальность, имеют отличный «стартовый капитал» для успешной карьеры. Поэтому востребованность выпускников и их конкурентоспособность во многом определяются качеством обучения, которое напрямую связано с уровнем преподавания, с наличием профессиональных преподавателей-практиков и солидной научной базы в ВУЗе. Следует также подчеркнуть, что переход на двухуровневую систему подготовки хоть и труден и пока неоднозначен с точки зрения восприятия  работодателя, позволяет сделать конвертируемыми дипломы российских ВУЗов. Вхождение России в Болонский процесс также может положительно сказаться на развитии российского образования и роста востребованности специалистов в дальнейшем [7, с.23].
  Рынок трудоустройства ежегодно пополняется  выпускниками ВУЗов, которые встают практически на первую ступень своей  карьеры. Молодой специалист, прежде чем пойти на интервью, всегда размышляет о перспективе предлагаемой позиции. На формирование его мнения влияют размеры компании, узнаваемость ее на рынке [2, с.90].
  Чтобы избежать неприятных последствий при  приеме на работу молодых специалистов, работодатели проводят довольно жесткий  предварительный отбор для того, чтобы иметь правильное представление о профессиональной ориентированности, уровне подготовки будущих работников [7, с.26].
  На  мой взгляд, определенный интерес, с  точки зрения размышления над  проблемой востребованности специалистов, представляют данные исследования, посвященные изучению преимуществ и недостатков процесса найма для молодых специалистов. Основным методом сбора данных был опрос следующих целевых групп: студенты 4-5 курсов КемГУ (100 человек); работодатели (21).
  Опрос студентов 4-го курса показал, что после окончания ВУЗа 85% студентов планируют пойти работать, 4% - поступить в аспирантуру, процент «неопределившихся» составил 11%. Данные опроса студентов 5-го курса показали, что основными путями поиска рабочего места являются: знакомые (85%), агентства по трудоустройству (29%), сайты поиска работы (29%), пресса (11%), ярмарки вакансий (18%). По данным молодежной биржи труда процент трудоустройства обратившихся студентов ежегодно составляет 54-58%, 15% - процент трудоустройства молодых специалистов [6, с.95].
  Как работодателями, так и молодыми специалистами  были отмечены следующие важные личностные качества при трудоустройстве:  
  - ответственность;
  - целеустремленность;
  - опыт работы.
  Из  этого следует, что студенты понимают требования, которые предъявляет работодатель. Наиболее важными преимуществами при привлечении молодых специалистов работодатели считают энергичность и активность молодых специалистов [4, с.205].
  Среди главных причин отказа в трудоустройстве  молодых специалистов работодатели называют отсутствие опыта работы (более 90%), отсутствие вакансий (48%), недостаток личностных и деловых качеств (43%), плохая самопрезентация (41%), плохая теоретическая подготовка и даже несоответствующий внешний вид (7%) [11, с.134].
  Таким образом, необходим комплексный подход к решению проблемы востребованности и трудоустройства молодых специалистов. Он заключается в проведении специализированных программ работы со студентами ВУЗов, в развитии каналов коммуникаций для поиска работы, в проведении тренингов, ярмарок вакансий, поддержки стажеров в период адаптации.  
 
 

1.2 Законодательная поддержка молодых специалистов 
 

  До  принятия Трудового кодекса РФ молодыми специалистами именовались лица, окончившие образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования.
  Ранее действовавший КЗоТ РФ отдельно оговаривал ряд правовых мер, направленных на повышение  социальной защищенности при поступлении  на работу указанной категории лиц  по окончании учебных заведений. К их числу относились, в частности, положения, согласно которым лица, окончившие указанные образовательные учреждения, обеспечивались работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией на основании договоров, заключаемых ими с работодателями, или на основании договоров о подготовке специалистов, заключаемых образовательными учреждениями и работодателями (часть первая статьи 182 КЗоТ РФ), а отказ работодателя в приеме на работу выпускникам данных образовательных учреждений в соответствии с указанными договорами мог быть обжалован непосредственно в суд (часть четвертая статьи 182 КЗоТ РФ, часть третья статьи 210 КЗоТ РФ).
  Кроме того, согласно части третьей статьи 21 КЗоТ РФ не устанавливалось испытание  при приеме на работу молодых специалистов по окончании высших и средних  специальных учебных заведений [19].
  Что касается действующего правового регулирования, то в Трудовом кодексе РФ больше не содержится само понятие «молодой специалист». При этом данным Кодексом фактически сохранено правило о  том, что испытание при приеме на работу не устанавливается, в частности, для лиц, окончивших образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности (часть четвертая статьи 70). За этим исключением каких-либо иных особенностей правового положения указанной категории лиц Трудовой кодекс РФ не устанавливает.
  Поскольку в настоящее время в сфере  занятости выпускников учреждений профессионального образования  существуют серьезные проблемы, Коллегия Федерального агентства по образованию в своем решении от 23.11.2004 № 4 наметила ряд мер, направленных на содействие занятости, трудоустройству и поддержке экономической самостоятельности молодых граждан.
  В числе таких мер необходимо отметить следующие:
1)  разработка  межведомственной программы внедрения эффективной системы содействия трудоустройству выпускников вузов и временной занятости студентов с учетом основных направлений проекта программы «Содействие трудоустройству выпускников государственных учреждений высшего профессионального образования на 2005—2007 годы», разработанного Российской ассоциацией профсоюзных организаций студентов. В указанной программе особое внимание было обращено на следующие направления:
    - развитие системы профессиональной ориентации молодежи;
    - организацию мониторинга трудоустройства и закрепляемости выпускников учреждений профессионального образования, в том числе по полученным специальностям и направлениям подготовки специалистов;
    - социально-профессиональную адаптацию выпускников образовательных учреждений профессионального образования;
   2) разработка и утверждение двухстороннего договора между Федеральным агентством по образованию и Федеральной службой по труду и занятости об обеспечении занятости и трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования;
   3) разработка и согласование типового договора учреждений профессионального образования с региональными отделениями Федеральной службы по труду и занятости;
   4) разработка положения о конкурсе среди учреждений профессионального образования на лучшую модель трудоустройства выпускников и ежегодная организация указанного конкурса;
   5) создание электронной базы «Выпускников вузов России»;
   6) разработка программы проведения тренинг-курсов по поддержке молодежного предпринимательства.
    Как следует из приведенного  перечня введение каких-либо новых  положений законодательства, возлагающих  на работодателей дополнительные  обязанности с трудоустройством  молодых специалистов, не предусматривается.  Более того, законодатели собираются  скорректировать запрет на установление молодым специалистам испытания при приеме на работу. Так, проектом федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации», принятого Государственной Думой РФ в первом чтении 20.06.2003 (№ 329663-3) планируется уточнить часть четвертую статьи 70 Трудового кодекса РФ, указав, что испытание при приеме на работу не устанавливается для лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение года со дня окончания учебного заведения. Таким образом, после подписания Президентом РФ указанного законопроекта запрет установления испытания будет распространяться:
1) на  только окончивших образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию (выпускники учебных заведений, не имеющих государственной аккредитации не смогут воспользоваться этой льготой);
2) только в течение 1 года со дня окончания учебного заведения (если выпускник будет впервые заключать трудовой договор по полученной специальности по истечении 1 года с момента получения документа об образовании, установление ему испытания при приеме на работу будет правомерным) [19].
  Из  всего вышеизложенного можно  сделать вывод о том, что такая  категория как «молодые специалисты», является одной из слабозащищенных  в Российской Федерации. Нормативная  база поддержки молодых специалистов требует существенных доработок со стороны Правительства.  И так как данная категория населения является наиболее производительной в сфере труда, то необходимо разрабатывать новые способы решения проблем занятости молодых специалистов.  
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Способы решения  проблем занятости и конкурентоспособности выпускников ВУЗов 
 

  2.1 Развитие конкурентоспособности выпускников ВУЗов на рынке труда 
 

  Конкурентоспособность рабочей силы выступает как абстрактная  категория, характеризующая потенциальные  способности человека к труду; представляет собой на первом этапе анализа два уровня способностей: 1) совокупность качеств, характеризующих способности к труду в самом широком аспекте; 2) умение человека находить рабочее место, доказать работодателю свои преимущества перед другими кандидатами [9, с.225].
  Первый  уровень способностей представляет собой на рынке потребительскую  стоимость товара «рабочая сила», характеризуется  она рядом более конкретных качеств. Конкурентоспособным в определенной области деятельности является специалист, обладающий:
    профессиональной компетентностью на уровне, достаточном для решения профессиональных задач (уровень образования, опыт работы, уровень профессиональных знаний);
    набором специальных личностных качеств специалиста (активность, деловитость, трудолюбие, целеустремленность, общительность, обязательность, дисциплинированность, контактность, инициативность, уверенность, мобильность, лидерство, внимательность, самостоятельность.
  Второй  уровень конкурентоспособности  современного специалиста – умение находить рабочее место и убедить работодателя в своих преимуществах перед другими кандидатами. Здесь речь идет о самомаркетинге специалиста. Самомаркетинг в теоретическом плане выражает общественные связи и действия работника на рынке труда, связанные с удовлетворением его потребностей в подходящем рабочем месте [3, с.15].
  К специфическим особенностям молодого поколения по степени возрастания  конкурентоспособности относят:
  1) в возрасте до 18 лет начальный  этап адаптации к трудовой  деятельности; как правило, молодые люди не имеют специальности, трудоустройство осуществляется в административном порядке через квоты;
  2) 19-21-летние, как правило, имеют  среднее образование и профессию,  во многих случаях специальность  оказывается невостребованной, и  в этом случае остро встает вопрос профессионального переобучения;
  3) молодежь 22-25 лет – впервые входящая  на рынок труда, где значительную  долю составляют выпускники ВУЗов;
  4) 26-29 лет – первоначальное освоение специальности закончено, идет формирование квалифицированного специалиста или руководителя [20, с.26].
  Таким образом, существенная роль в развитии конкурентоспособности молодых  специалистов принадлежит системе  высшего образования [3, с.17].
  Основными направлениями деятельности ВУЗов, по которым целесообразно осуществлять подготовку конкурентоспособных специалистов являются:
      повышение качества обучения, как фундамента профессиональных компетенций специалиста;
      сбор, систематизация и анализ информации о потребности региона в выпускаемых специалистах;
      формирование базы данных вакансий по специальностям профессионального образования;
      формирование базы данных молодых специалистов;
      разработка совместно с соответствующими структурными подразделениями мер, позволяющих студентам реализовать свои потребности во временной или краткосрочной занятости;
      заключение с организациями и учреждениями договоров на целевую контрактную подготовку студентов;
      организация сотрудничества с организациями и учреждениями, а также их подразделениями, занимающимися вопросами трудоустройства выпускников [10, с.37].
      Также необходимо отметить ,что целесообразно создать в вузах учебно-консультационные центры, где силами преподавателей организовывать для студентов специальные занятия, консультации по современным методам и технологиям трудоустройства, подбора и найма персонала, обмен опытом работы в организациях работодателей; проводить воспитательную работу среди студентов с целью формирования определенных профессиональных и личностных качеств; проводить анкетирование среди руководителей организаций и учреждений с целью выявления требований, предъявляемых к выпускникам [15, с.214].
      Необходимо  повысить роль и значение руководителей  организаций в формировании и  развитии конкурентоспособности молодых специалистов. В организациях разрабатывать специальные программы производственной адаптации для молодых специалистов, что в свою очередь позволит не только сократить текучесть кадров в организации, но и уменьшить издержки молодых специалистов при первичной занятости [5, с.44].
      Большое значение в развитии конкурентоспособности  молодежи на рынке труда принадлежит  раннему, целенаправленному формированию деловой репутации выпускников  ВУЗов. Под деловой репутацией следует  понимать мнение о профессионально важных  и личностных качествах молодых специалистов, сформированное ВУЗом, работодателем, студенческим коллективом, профессиональными сообществами, общественными организациями и другими заинтересованными лицами в ходе обучения студентов и их практической подготовки, опирающееся на научно обоснованную методику оценки [14, с.117].
      Существенная  роль в развитии конкурентоспособности  молодых специалистов принадлежит  системе высшего образования. 
     
     

2.2 Деятельность Центра  трудоустройства и маркетинга  образовательных услуг КемГУ,
как форма поддержки выпускников  
 

  Современная социально-экономическая ситуация в регионе и в целом в  стране предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовки специалиста. Но кроме этого важного  показателя его конкурентоспособности, сегодня выпускникам вузов необходимы еще многие личностные качества: целеустремленность и мобильность, умение ориентироваться на рынке труда и правильного общения с работодателем, коллегами, подчиненными, которые можно сформировать в ходе воспитательно-образовательного процесса и внеаудиторной деятельности студентов [18, с.85].
  В целях комплексного решения задач  трудоустройства выпускников КемГУ  создается Центр содействия занятости  учащейся молодежи и трудоустройства  выпускников КемГУ (далее Центр).
  Основной  идеей Центра является формирование единой информационно-аналитической  базы по проблемам функционирования регионального рынка труда и  рынка образовательных услуг.
  В основу деятельности Центра положены систематические научные исследования и мониторинг состояния рынка труда и рынка образовательных услуг.
  Основными принципами деятельности Центра являются: комплексный подход к проблеме трудоустройства выпускников, содействие формированию в вузе целостной, практико-ориентированной системы мер продвижения выпускников на рынке труда, охватывающей весь цикл подготовки специалиста.
  Особое  внимание уделяется при этом подготовке выпускника к самостоятельному построению профессиональной карьеры и активному  поиску рабочего места, а также к расширению возможностей получения дополнительного образования студентам и выпускникам вуза, расширяющего возможности свободного выбора на современном рынке труда.
  Система мер, направленных на содействие трудоустройству  выпускников КемГУ, включает в себя:
  - изучения состояния и тенденций  рынка труда по профилю подготовки  КемГУ;
  - заключение договоров и соглашений  о сотрудничестве в сфере трудоустройства  выпускников КемГУ между Департаментом  труда и занятости населения  Кемеровской области, государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Кемеровский Государственный Университет» и государственным учреждением Центр занятости населения города Кемерово, с ведущими кадровыми агентствами города Кемерово;
  - информирование студентов о наличии временных и постоянных рабочих мест в учреждениях и на предприятиях города, об имеющихся курсах повышения квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке, а также о различных сопровождающих карьеру видах и формах обучения;
  - проведение семинаров для студентов  5-го курса: «Эффективное поведение на рынке труда».
  - создание и актуализация баз  данных «Студенты», «Выпускники», «Работодатели».
  - проведение презентаций работодателей  – основных потребителей выпускников  КемГУ;
  - проведение «Ярмарок выпускников» с привлечением представителей работодателей, служб занятости населения и кадровых агентств г. Кемерово и Кемеровской области;
  - проведение индивидуальных консультаций  по вопросам трудоустройства  для студентов старших курсов и выпускников, составление индивидуальных рекомендаций по планированию профессиональной деятельности;
  - изучение социальных и профессиональных  ориентаций студентов КемГУ с  целью совершенствования мероприятий  по профессиональной ориентации  студентов и выпускников КемГУ;
  - проведение мониторинга эффективности  трудоустройства выпускников КемГУ  на постоянные рабочие места  и их адаптации на рабочем  месте. 
  В рамках реализации этих направлений  Центр трудоустройства и маркетинга  образовательных услуг  КемГУ активно сотрудничает с:
  - учебно-методическим управлением – по организационно-методическим вопросам;
  - ЦНО КемГУ – по организации  профориентационной работы;
  - заместителями деканов факультетов – по организации работы со студентами и выпускниками факультетов;
  - приемной комиссией университета – по организации и проведению целевого набора в КемГУ;
  - планово-финансовым управлением и бухгалтерией – по всем планово-экономическим вопросам деятельности Центра;
  - департаментом ФГСЗН по Кемеровской области;
  - департаментом образования по Кемеровской области;
  - департаментом науки и профессионального образования Кемеровской области;
  - городским центром занятости населения;
  - Кемеровским областным центром профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения;
  - предприятиями, организациями, учреждениями различных форм собственности г. Кемерово и Кемеровской области.
  В заключении хотелось бы отметить перспективы  реализации работы по содействию в  трудоустройстве студентов и  выпускников КемГУ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.