На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Системный анализ как метод исследования социально-экономических процессов

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 20 М. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Оглавление:
     Введение
    Глава I. Место и роль системного анализа в исследовании социально-экономических процессов
      Из истории возникновения системного анализа
      Основные понятия системного анализа
      Принципы системного анализа
      Цели системного анализа. Построение «дерева целей»
    Глава II. Специфика системного подхода в исследовании социально-экономических процессов
    Заключение 
    Список использованной литературы
     
     

стр. 2 
 
стр. 4
стр. 7
стр. 9
стр. 10 

стр. 11
стр. 16
стр. 17
      

 


     Введение 

     Проблема  возрастающей трудности управления экономическими и социальными процессами, характерная для всех  развитых стран, породила целый ряд научных дисциплин и методов, которые позволяют познать и исследовать сложные экономические явления; выработать конкретные методы и формы управления экономическими процессами.
     Процесс исследования и познания является основополагающим процессом человеческой жизнедеятельности. Познание предшествует любой осознанной деятельности, а результаты исследований являются основой для деятельности человека. То насколько ясно человек представляет себе природу объектов и процессов окружающего мира и полнота меры его понимания этих объектов и процессов определяет адекватность поведения человека по отношению к ним и то, насколько успешным будет его управление.
     Если говорить о социально-экономических процессах, то можно сказать, что это весьма сложные процессы, так же как и сложны объекты социально-экономического и политического миров. В этих отношениях участвуют многие субъекты имеющие многочисленные разнообразные связи. Эти процессы невозможно понять, не рассматривая их как процессы, происходящие в сложных системах и являющиеся результатом взаимодействия множества элементов. Необходимо стремиться познать систему как можно в более полной мере.
     Системный анализ и является таким методом исследования, при котором исследуемый объект представляется как система взаимосвязанных компонентов. Сложность системного подхода напрямую зависит от сложности исследуемой системы, потому системный подход в отношении сферы общественных отношений весьма труден, но, тем не менее, он необходим, поскольку даёт наиболее полное представление об объекте исследования.
     В данной работе будут рассмотрены  теоретические основы системного подхода, а также рассмотрение системного анализа как метода исследования социально-экономических процессов проходящих в обществе.
 


Глава I. Место и роль системного анализа в исследовании социально-экономических процессов 

     1.1 Из истории возникновения системного анализа
     В мировой экономике во второй половине XX века под воздействием научно-технической революции произошли громадные сдвиги. В научной, технической, производственной и других сферах деятельности выдвинулись  новые проблемы, возникли явления, с которыми ранее не приходилось сталкиваться. Растущая потребность в исследованиях и разработках потребовали обращения особого внимания и привели  к тому, что прошлый опыт в значительной мере потерял свое значение как руководство при  управлении, которое отличается от управления в прошлом не только в глубоко логическом, но и практическом смысле.
     Центральным положением новой концепции управления явилось  использование систематизированных  аналитических проработок. Для проведения аналитических проработок потребовались новые методы анализа, «возникла необходимость  создания методологии их наиболее рационального использования на  практике, ибо когда «у общества появляется техническая потребность, то она продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов». Именно в так возникла необходимость системного анализа.
     Системный анализ возник в США и прежде всего  в недрах ВПК. Кроме того, в США  системный анализ изучался во многих государственных организациях. Он считался наиболее ценным побочным достижением  в области обороны и изучения космического пространства. В обеих  палатах конгресса США в 60-е  гг. прошлого века были внесены законопроекты  «о мобилизации и использовании  научно-технических сил страны для  применения системного анализа и  системотехники в целях наиболее полного использования людских  ресурсов для решения национальных проблем».
     Системный анализа использовался также руководителями и инженерами в крупных предприятиях промышленности. Цель применения методов системного анализа в промышленности и в коммерческой области -- изыскание путей получения высокой прибыли.
     По  данным на 1969 г., только в гражданских  ведомствах США системный анализ применялся при обосновании по крайней мере 50 типов крупных проектов и программ, охватывающих свыше 60% всей гражданской деятельности правительства. К ним относятся: программа эксплуатации водных ресурсов, управление лесным хозяйством страны, проектирование и производство космических ракет типа «Сатурн-5», разработка месторождений нефти и сланца, программы в области здравоохранения (контроль заболеваний, снижение детской смертности и др.).
     По  мнению руководителей компании «Локхид» и некоторых других фирм, применение системного подхода лучше всего  выявляет возможные источники роста  промышленной фирмы. В 70-80-х гг. прошлого века на роль высших управляющих крупнейших американских корпораций выдвинулись  люди, обладающие квалификацией в  области системных дисциплин, поскольку  именно такая подготовка в существенной мере определяет лицо американского  менеджмента.
     Примером  использования методов системного анализа в США может служить  система программного планирования, известная под названием «планирование  - программирование - разработка бюджета» (ППБ), или сокращенно «программное финансирование».
     Элементами  системы ППБ являются: «планирование» -формулирование целей и установление способов их достижения на возможных театрах военных действий; «программирование» -- определение видов военной техники, необходимой для осуществления военной доктрины, и сопоставление затрат с целями и задачами с учетом фактора времени, разработка детального перечня мероприятий по достижению поставленных целей; «разработка бюджета» -- распределение наличных или ожидаемых ресурсов, необходимых для осуществления программ вооружений. (Программа программного развития вооружений также активно внедрялась в СССР начиная со второй половины 60-х гг. прошлого века.)
     Помимо  применения системы ППБ в США  используется целый ряд систем прогнозирования  и планирования, в основе которых  лежат методы системного анализа. В частности, для прогнозирования и планирования НИОКР применялась информационная система «ПАТТЕРН», для руководства космическим проектом «Аполлон» на всех этапах его разработки использовалась автоматизированная информационная система «ФЕЙМ», с помощью системы «КВЕСТ» достигалась количественная взаимосвязь между военными задачами и целями и научно-техническими средствами, необходимыми для их реализации, для тех же целей в промышленности служила система «СКОР».
     Главной методической особенностью этих систем являлся принцип последовательного  расчленения каждой проблемы на несколько  задач более низкого уровня с  целью построения «дерева целей».
     Например, система «ПАТТЕРН» дала возможность  анализировать нужды и интересы военных министерств на различных  уровнях управления. Отсечение частей «дерева целей» на соответствующем  уровне означало выделение областей ответственности за научно-исследовательскую  деятельность отдельного министерства, ведомства, отрасли промышленности, научно-исследовательского института  и даже лаборатории.
     Рассматриваемые системы позволяли определить сроки  решения научных и технических  проблем и взаимную полезность работ, способствовали повышению качества принимаемых решений за счет преодоления  узковедомственного подхода к их принятию, отказа от интуитивных и  волевых решений а также от работ, которые не могут быть выполнены в установленные сроки.
     Вместе  с тем практика управления в США  последних десятилетий показывает, что термин «системный анализ» не так часто применяется, как это  имело место ранее. Многие подходы  к обоснованию сложных решений, которые с ним связывались, продолжали использоваться и развиваться достаточно интенсивно уже под новыми названиями - «программный анализ», «анализ политики», «анализ последствий» и т.д. В то же время «новизна» названных видов анализа заключается скорее в их названиях. Методологической и методической их основой продолжает оставаться системный анализ, идеология системного подхода. 

     1.2. Основные понятия системного анализа.
     Системный подход, или системный анализ как метод исследования в первую очередь, характеризуется тем, что предполагает рассмотрение объекта исследования или любого изучаемого явления как определенной системы составляющих его и взаимодействующих между собой  элементов. Понятие система, в связи с этим, является ключевым при рассмотрении этого метода.
     Система – это совокупность элементов, объединённых в единое целое, каким-либо образом ограниченное от среды, и структура связей между этими элементами. В качестве системы может быть рассмотрен любой неэлементарный объект, в котором можно выделить части, находящиеся во взаимодействии, будь то организация или целое государство.
     При рассмотрении понятия системы упоминается  понятие элемент. Элемент можно  назвать структурной единицей системы, своего рода, узлом замыкания связей.
     Элемент – неделимая часть системы, обладающая самостоятельностью по отношению к данной системе. Неделимость элемента рассматривается как нецелесообразность учёта в пределах модели данной системы его внутреннего строения.
     Сами  элементы системы, также, могут рассматриваться  как системы или подсистемы в  зависимости от целей исследования. В принципе рассматривая какую-либо систему, принимая её за точку отсчёта – начальный иерархический уровень, - мы можем сколько угодно расширять границы системы, а точнее переходить к рассмотрению все более крупных система, в которых предыдущие являются подсистемами, или вовсе элементами. Так же мы можем двигаться и в другую сторону, представляя элементы системы как подсистемы, подвергая их анализу.
     Таким образом, можно сказать, что границы  системы определяются исключительно  позицией исследователя и целями исследования. А определение границ системы это условное разделение мира на две части, одна из которых  называется системой, а вторая средой.
     При этом исходя из того что при взаимодействии элементов системы как целостного явления возникают ее новые свойства, отсутствующие у ее элементов и называемые эмерджентными (от англ. emergence – появление). Само явление эмерджентности  выражает несводимость свойств системы к свойствам ее элементов.
     Из  сказанного следует, что любая система  представляет собой внутренне расчлененную структурную целостность. Структура  системы есть совокупность прямых и  обратных связей ее элементов, поэтому  исследование любой социальной – экономической или же политической и т.д. – направлено на изучение взаимосвязей и взаимозависимостей ее элементов. Связи обеспечивают процесс обмена информацией в системе и, подтверждая своё название, связывают разрозненные элементы системы в единое целое.
     Структура экономических  и социальных процессов, как динамично функционирующих систем выражает степень упорядоченности и организованности ее элементов, механизмы их взаимодействий. Таким образом, формируется целостность системы – такое состояние, при котором элементы находятся в постоянном взаимодействии, и изменение состояния одного элемента, через системные связи передаётся другим, то есть система реагирует на воздействие целиком. Кроме того, целостность системы предполагает наличие в системе своего собственного источника развития, то есть некоторой самостоятельности, или, иначе говоря, субъективности.
     В то же время система функционирует  и развивается в тесном взаимодействии с другими системами. Например, на любую современную экономическую систему, в условиях мировой глобализации,  в той или иной степени воздействуют как другие экономические системы, так и разного рода политические, правовые и духовные факторы общественной жизни. На это справедливо указывают представители таких современных направлений экономической науки, как маржинализм, институционализм и др. То же можно сказать и о влиянии на функционирование политических систем различных явлений экономической, социальной и других сфер общественной жизни. 

     1.3. Принципы системного анализа.
     Применение системного подхода к исследованию социально-экономических процессов основано на определённых принципах.
     Важнейшим является принцип фиксирования целостности системы, который предполагает рассмотрение системы как целого, состоящего из элементов. Система состоит из частей, а не делится на части. При этом сама система, при определённом рассмотрении, может выступать как целое и неделимое.
     Определяющими характеристиками системы являются её элементы и структура связей и отношений между ними, следовательно, изучить систему это изучить эти самые составляющие её элементы и их взаимосвязи, которые в определяющей степени задаются характером самой системы.
     Следующий принцип исследования системы состоит  в выявлении источников развития системы (внутренних и внешних). Сложным системам свойственно развитие и изменение под воздействием внешних факторов, что может являться адаптацией системы к среде – природной и социальной. Также системе свойственно воспроизводство своих структуры и функций. Выявление источников развития это определение субъектов формирующих управляющее воздействие на систему и определение природы воздействия. А также механизма формирования реакции системы.
     Эти и другие принципы системного анализа  выражают теоретико-методологические подходы к изучению социально-экономических  процессов. 

     1.4. Цели системного анализа. Построение «дерева целей».
     Как уже говорилось, суть системного подхода  состоит в том, что исследуемый  объект рассматривается как система. При рассмотрении системы, прежде всего, осуществляется сбор информации о ней, формулируются цели исследования. Цели системного анализа определяются пониманием его сути и содержания, а также обусловлены его логическими основами и заключаются в том, чтобы выявить и изучить основные элементы процессов социальных, политических, экономических, как явлений определенной системы.
     Как правило, имеется одна или несколько  основных целей, которые задают характер и направление исследования. Прочие же цели являются сопутствующими и обуславливающими достижение первичной цели, будь то цель – выявление объективных и субъективных сторон существования и развития социально-экономического явления процесса.
     В конечном счете, в процессе системного исследования формируется, так называемое, «дерево целей» отражающее структуру, порядок вложенности и субординации целей, место и роль каждой цели в процессе достижения главной. «Дерево целей» дает более четкое представление о содержании будущего системного исследования процесса (экономического или социального), его направленности и ожидаемых результатах.
     Затем систему подвергают анализу, выявляют основные её элементы и связи между  ними. Элементы и их связи необходимо рассматривать совместно, поскольку  взаимосвязи элементы являются значимой характеристикой его в системе. Таким образом создаётся целостное восприятие системы.
     Далее встает вопрос об определении внутренних и внешних источников воспроизводства, функционирования и развития системы. И уже определив суть и закономерности системы можно находить ответы на вопросы являющиеся целями исследования.
     Системный подход позволяет иметь более  прочную и в то же время гибкую позицию при исследовании объекта, нежели суммативный или холистический подходы. Системный подход можно представить как синтез двух прочих вышеназванных. Явление эмерджментности объективно показывает несостоятельность утверждения об исчерпанности свойств системы суммой свойств её элементов. В то же время, сами элементы могут представляться в совершенно ином качестве, находясь в системе нежели отдельно от неё. То есть целое это нечто самостоятельное, способное включить в себя и подчинить себе части. Но в то же время целое не может существовать без частей, и свойства целого невозможно осознать, в полной мере, не изучив свойств элементов составляющих его и, что особенно важно, характера связей и взаимодействий между частями – структуры системы. Именно та или иная конфигурация связей и отношений между элементами обуславливает возникновение новых свойств системы в целом. Все эти обстоятельства учитываются в системном подходе, что делает его весьма эффективным.
 

 
 

Глава II. Специфика системного подхода в исследовании социально-экономических процессов. 

     Сложные и противоречивые социально-экономические  процессы, протекающие в современной  России, ставят перед учеными ряд  задач, в первую очередь связанных  с осмыслением условий и факторов, способствующих или препятствующих развитию демократизации российской системы. Для повышения эффективности  функционирования экономических и социальных институтов, внедрению форм и механизмов взаимодействия власти, и развитию гражданской инициативы используют метод системного анализа для выявления проблем, существующих в данных системах.
     Социальная система — целостная структура, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение.
     Социальная  система — это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый целостный социальный объект, т.е. совокупность элементов (различных социальных групп, слоев, социальных общностей), находящихся между собой в определенных отношениях и связях и образующих определенную целостность. Наиболее важным является выделение системообразующих связей, обеспечивающих свойство целостности - условие относительно обособленного функционирования и развития социальной системы.
     Функционирование  социальной системы во внешней среде  опирается на определенную упорядоченность  ее элементов, отношений и связей. Структурно и функционально различные  аспекты упорядоченности образуют основу для выделения в социальных системах ее подсистем. Как упорядоченное целостное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией, социальная система в своем взаимодействии со средой демонстрирует определенное поведение, которое может быть реактивным (определяться воздействием среды) или активным (определяться собственными целями, предполагающими преобразование среды и подчинение ее своим потребностям). Специфической чертой сложно организованных систем является наличие в них процессов социального управления, которое обеспечивает автономность и целенаправленный характер поведения социальной системы, а специфические черты управления приводят к выделению классов многоуровневых, многоцелевых, самоорганизующихся и других систем.
     Экономическая система  - это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества. Основными элементами экономической системы являются:
      социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;
      организационные формы хозяйственной деятельности;
      хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;
      конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.
     Cистемный анализ социальных и экономических  процессов строится на проведении исследования социально-экономических процессов.
     Выделяют  различные этапы системного исследования экономических и социальных явлений, на каждом из которых решаются определенные задачи. Например:
    Формулировка основных целей и задач исследования.
    Определение границ системы, отделение ее от внешней среды.
    Сопоставление списка элементов системы (подсистем, факторов и т.д.)
    Анализ элементов системы.
    Построение структуры системы (т.е. выявление связей ее элементов)
    Установление функций системы и ее подсистем.
    Уточнение границ системы и каждой подсистемы.
    Анализ появления свойств системы, отсутствующих у ее элементов.
    Конструирование системной модели.
     Подобный  цикл системного анализа не является раз и навсегда установленным, некоторые  из этапов можно опустить или же возможен возврат к предыдущим этапам и т.д. Поэтому представляется справедливым, что системный анализ на сегодняшний  день чаще выступает как методология, не столько решения, сколько постановкой  проблемы социально-экономического характера.
     Системы, в том числе социальные, могут  быть условно поделены на основании  нескольких признаков. Среди них можно выделять:
     Материальные  и идеальные системы. Материальные это системы явлений состоящее из объектов материального мира (природного, социального); идеальные – системы знаний о них.
     Открытые  и закрытые. Данный критерий основан на степени взаимодействия: обмена информацией, энергией системы со средой. Соответственно, закрытые системы предполагают отсутствие обмена. Но объективно сложно найти закрытые системы, никак не подверженные влиянию среды и не оказывающие на неё влияния. Можно говорить лишь о закрытости определённых каналов связи. Закрытая система может быть закрыта от одноуровневых систем, но не может быть закрыта от иерархически объемлющей её, через которую и может доходить воздействие других систем.
     Детерминистические  и стохастические. Первые рассматриваются как системы, функционирующие на основе устойчивых причинно-следственных закономерностях; вторые управляются на основе «законов случая» и вероятностных предрасположенностей. Данное разграничения является весьма субъективным в силу того, что система является для нас стохастической до тех пор, пока мы не знаем тех закономерностей, на основе которых она развивается.
     Телеологические, или ненаправленные, и целенаправленные. Первые - это целесообразные и целеориентированные действия живых систем, в частности социальных коллективов, вторые – не имеющие целей и направленности, характерны для неживой природы.
     Можно также различать простые и сложные системы. Простые системы характерны небольшим количеством элементов, устойчивыми связями и детерминированностью, высокой степенью закрытости. Сложные системы содержать большее количество и разнообразие элементов их связей и отношений, они весьма непостоянны. В силу этого их исследование весьма сложно и они могут представляться как стохастические системы, подверженные случайным изменениям, более чувствительные к воздействию.
     Социально-экономические  процессы это, прежде всего, социальные процессы, - процессы происходящие в системе человеческого общества. В качество элементарного компонента такого общества можно рассматривать Человека, со всем множеством его особенностей. Природа и сущность Человека является предметом изучения на протяжении всей известной истории. Существует много наук изучающих социальные отношения людей, возникающие в процессе взаимодействия людей, процессы внутри психики человека. И, эти науки еще не достигли своего предела, то есть элемент общественной системы остаётся не изученным в полной мере.
     Имеет значение, также, то обстоятельство, что  и объект и субъект исследования это, условно говоря, одно и то же лицо. Общество изучает само себя.
     Ну  и, наконец, динамичность и разнообразие процессов происходящих в обществе, существование различных подсистем, образованных по различным признакам, при этом одни и те же элементы могут  быть включены в различные структуры.
     Всё это формирует систему невероятной  сложности и многогранности. Подвергать такую систему комплексному осмыслению весьма непростая задача, особенно в то время когда исследователь  является элементом этой системы.
     Однако, не смотря на сложность задачи, системный  подход необходим для применения при изучении общественных процессов, так как на данный момент он является наиболее перспективным в плане  полноты и существенности получаемых знаний.
     Практическое  применение системного анализа в  социально-экономических процессах  представляет собой моделирование  явлений, и представляет собой искусственное  воспроизведение в модели, отражающей их основные свойства. Анализ таких  моделей направлен на изучение с  их помощью процесса, а также механизмов их функционирования и развития. Такие  модели  системных исследований социальных процессов можно классифицировать по разным основаниям:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.