На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Оценка конкурентных возможностей организации (на примере ООО «Аутсорсинговая Компания ГЛАВБУХ»)

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИМ. П.Ф.ЛЕСГАФТА 

Факультет экономики, управления и права
Кафедра менеджмента 
 
 
 
 
 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Оценка  конкурентных возможностей организации
(на примере  ООО «Аутсорсинговая Компания ГЛАВБУХ») 
 

                  Исполнитель
                  Студентка 5 курса ЗО
                  Иванова Наталья Игоревна 

                  Научный руководитель
                  Доктор  педагогических наук Састамойнен Т.В. 
                   

Предоставляется
Для защиты в  ГАК
________________(дата)
Зав кафедрой ____________ (подпись)
Защищена на ГАК ____________(дата)
С оценкой ___________________
Председатель ____________(подпись) 
 
 

Санкт-Петербург
2006

Оглавление:Введение.

    Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в наши дни выявление конкурентных возможностей на рынке затрагивают интересы каждой организации. Это процесс, в ходе которого разрабатываются методики, обеспечивающие определенный уровень качества предоставляемых услуг.
    Объектом  исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Аутсорсинговая Компания ГЛАВБУХ», оказывающая услуги юридическим лицам в области ведения бухгалтерского учета.
    Предмет исследования – исследование конкурентных возможностей организации с помощью маркетинговых способов оценки конкурентных преимуществ.
    Гипотеза  исследования: предполагается, что выявление конкурентных преимуществ фирмы позволит ей расширить круг потребителей, увеличить долю рынка и занять более высокое положение по сравнению с фирмами-конкурентами.
    Основной  целью данного исследования является выявление конкурентоспособных возможностей молодой фирмы, только что вышедшей на рынок бухгалтерских услуг.
    Задачи  исследования:
    Изучение конкурентных возможностей организации при выходе на рынок;
    Определить основные методы оценки факторов конкурентных преимуществ организации.
    Выявить конкурентные возможности «АК ГЛАВБУХ» на рынке бухгалтерских услуг;
    Методы  исследования: анализ теоретических источников, исследование факторов конкурентных возможностей организации, анализ деятельности организаций-конкурентов.
    Данное  исследование имеет практическую значимость для малых организаций, работающих в сфере оказания услуг и только-только выходящих на рынок. 

     В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, предоставляющих однородные услуги, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И предоставление качественных, недорогих, конкурентоспособных услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая организация стремится сделать все, чтобы ее услуги были конкурентоспособными.
     Реализация конкурентоспособных услуг завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.
    Предприятиям  необходимо знать потребительский круг, его потребности, объемы, спрос на свои услуги, цены на них, исследовать емкости рынка, определить доли предприятия в общем объеме продаж данных услуг, проанализировать рыночную ситуацию, исследовать динамику объема продаж, проанализировать каналы сбыта, изучить мнение покупателей и потребительские предпочтения.
      В настоящее время в России далеко не все предприятия способны предоставлять конкурентоспособные услуги.
Новые предприятия успешно создаются  и функционируют, производят качественную и конкурентоспособную продукцию.
    Возникает вопрос: почему в России так мало малых предприятий? Дело в том, что  малые предприятия составляют основу экономики любой страны. Поэтому, в экономически развитых странах существует четко сформированная государственная политика поддержки малого бизнеса: льготные кредиты, упрощенная система налогообложения, а в некоторых странах малый бизнес вообще не облагается налогами. Существуют четкие методы оценки качества и конкурентоспособности продукции и услуг, единые государственные стандарты.
    Но  для начала организации необходимо выйти на рынок.
    Разумный  выход организации на рынок предполагает строго обозначенную этапность и  последовательность проводимых мероприятий, разработку и реализацию которых будет диктовать складывающаяся в стране экономическая и политическая ситуация. Очевидно, что наиболее эффективным инструментом настоящей рыночной экономики для выбора оптимального пути приспособления к рынку и повышения конкурентоспособности фирмы является маркетинг, понятие, в буквальном смысле означающее рыночную деятельность, работу с рынком. Ориентированный на рынок предприниматель стремится сделать свои услуги возможно более индивидуализированными, более плотно отвечающими потребностям более или менее узкой группы потребителей, вплоть до учета требований каждого отдельного человека или предприятия. В зависимости от масштабов и характера оказываемых услуг, поставленных целей и других важных фактора каждая фирма разрабатывает собственную систему маркетинга, определяет направленность и интенсивность тех или иных видов маркетинговой деятельности. Однако при этом все технические и коммерческие мероприятия, так или иначе связанные с процессом оказанием услуг, рассматриваются комплексно, системно, то есть в тесной связи с внутренней структурой фирмы, внутренней и внешней средой. Цель такого комплексного подхода – обеспечить решение поставленных задач с учетом имеющихся ресурсов.
    Если  говорить с точки зрения рыночной структуры, конкуренция представляет собой ряд условий, которые ставят фирму в положение «принимающего цену». В этом смысле можно определить конкурентный рынок как тип противоположный монопольной структуре. Система предпринимательства – это механизм побуждения к действию предпринимателей оперативно реагировать на изменение рынка.
    Для успешного ведения дел необходимо не только уметь предоставлять качественные услуги, но и знать кому они необходимы, почему и для каких целей и  главной задачей ставится исследование всех возможностей для успешного конкурирования на рынке. В работе используется российский опыт ведения комплексного бухгалтерского обслуживания.
    К оценке конкурентоспособности фирмы  можно применить разные подходы. Дать оценку конкурентоспособности организации можно по следующим критериям: экономические перспективы, показатель задолженности, платежеспособность по кредитным долгам и другие финансовые показатели., Один подход к оценке учитывает потенциал компании, другой – эффективность деятельности по предоставлению услуг. Третий подход – условия в области повышения качества оказываемых услуг и так далее[26]. Как будто перечисленные аспекты не нужно анализировать одновременно, системно, комплексно[22]. Считается также неправомерным определять обобщающий показатель конкурентоспособности организации путем умножения индексов конкурентоспособности услуг и относительной эффективности организации. Эти показатели, во-первых, тесно связаны друг с другом, во-вторых, конкурентоспособность – первична, эффективность – вторична, не будет конкурентоспособных услуг, не будет и прибыли, положительной эффективности.

Глава 1. Исследование конкурентных возможностей организации.

      Понятие конкуренции и  конкурентоспособности  на рынке услуг.
 
 
     В экономической литературе можно  выделить ряд подходов и типологий  к конкуренции. В зависимости  от классификационного признака различают  следующие виды конкуренции [24]:
     По  состоянию рынка выделяют: совершенная (свободная), несовершенная, регулирующая. Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:
1. Объём  производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;
2. Реализуемые  каждым производителем товары  являются однородными;
3. Покупатели  хорошо информированы о ценах,  и если кто-то повысит цену  на свою продукцию, то потеряет покупателей;
4. Продавцы  действуют независимо друг от  друга;
5. Доступ  на рынок никем и ничем не  ограничен.
     Последнее условие предполагает возможность  каждому гражданину стать свободным  предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет, в основном, теоретическое значение. Однако, она является ключом к  пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.
     Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Монополия предполагает исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса[9].
     Регулирующая конкуренция. Для того, чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
     По  способам соперничества выделяют: ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:
1. Продавец  должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;
2.  Продавец  должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную покупательскую способность;
3.  Первоначальный  покупатель не может перепродавать товар или услугу.
     Ценовая дискриминация наиболее часто применяется  в сфере услуг (аутсорсинге, врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой). Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.
     Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.
     Сильнейшим  орудием неценовой конкуренции  всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только    доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.
     К незаконным методам неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования.
     Главным фактором ценовой и неценовой  конкуренции является конкурентоспособность  товаров и услуг, поскольку на конкурентоспособность, главным образом  влияют такие факторы, как качество товаров и услуг и их цена.
    На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила вынуждает производителей услуг постоянно искать пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества процесса оказания услуг.
    По  степени интенсивности конкуренция  может быть:
    Привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;
    Умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;
    Ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента.
    Конкуренция может иметь предметную форму (конкуренция  между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность) и функциональную (конкуренция межу товарами (объектами) – заменителями).
    Конкуренция использует следующие методы:
    На основе критерия повышения качества товара или услуги (неценовая);
    На основе критерия повышения качества сервиса потребителей товара;
    На основе снижения цены (ценовая);
    На основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара и услуг;
    На основе использования динамичных факторов, в большей мере характеризующих качество управления – факторов времени (продолжительность, скорость, ускорение), синергичность, организованность, адаптивность и т.д.
    На основе использования нескольких или всех предыдущих методов конкуренции.
    Конкуренция может происходить на следующих  уровнях:
    Местном (в группе, отделе, организации);
    Региональном (районе, городе, области);
    Национальном (в стране);
    Межнациональном (в нескольких странах);
    Глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран).
    Варианты  изменения силы конкуренции между  фирмами могут быть следующие:
      Конкуренция усиливается с увеличением количества соперничающих фирм;
      Конкуренция усиливается, когда крупные фирмы присоединяют другую фирму и принимают решительные меры по выводу ее в лидеры;
      Конкуренция сильна, когда спрос на товар растет медленно;
      Конкуренция усиливается, когда условия хозяйствования в отрасли толкают фирму на снижение цены или на применение других средств увеличения объема продаж;
      Конкуренция усиливается, когда затраты покупателей при переходе с потребления одной марки на другие невелики;
      Конкуренция усиливается, когда одна или несколько фирм не удовлетворены своей долей рынка;
      Конкуренция усиливается пропорционально росту прибыли от успешных стратегических решений;
      Конкуренция усиливается, когда затраты на выходе из рынка велики, высоки барьеры;
      Ход конкуренции предсказуем, когда стратегии, ресурсы, организационные особенности, миссии фирмы различаются в значительной мере и открыты большинству.
    Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:
    Размер рынка – чем больше, тем сильнее конкуренты;
    Темпы роста рынка – быстрый рост облегчает проникновение на рынок;
    Мощности – излишние мощности приводят к падению цен;
    Препятствия для входа или выхода из рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынок уязвимым для проникновения туда неконкурентоспособных новичков;
    Цена;
    Уровень стандартизации товаров и услуг – покупатели имеют преимущество, так как им легко переключится с одного товара или услуги на другой;
    Мобильные технологические модули;
    Требования к размерам необходимых капитальных вложений – жесткие требования повышают риск, создают дополнительные барьеры входа-выхода;
    Вертикальная интеграция повышает требования к размерам капитала, приводит к сильным различиям в конкурентоспособности и затратах на производство интегрированных, частично интегрированных и неинтегрированных фирм;
    Экономия на масштабе – увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара;
    Быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции [20].
 
    Маркетинговая возможность фирмы – привлекательное  направление маркетинговых усилий, на котором конкретная фирма может добиться конкурентного преимущества. Исследование проблемы конкуренции и конкурентоспособности до 90-х годов прошлого века в нашей стране не имело необходимости. Термин «конкуренция» не применялся в советской экономике. Элементы конкуренции и конкурентной борьбы были знакомы только руководителям предприятий, чья продукция шла на внешний рынок. Отсутствие частной собственности на средства производства и установление планов для всех предприятий являлось причиной отсутствия конкуренции.
    Существует  большое количество определений  конкуренции и конкурентоспособности. Наиболее подходящее в данном исследовании определение дал Фатхутдинов  Р.А. «это процесс управления субъектом  своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях».
    Наличие конкуренции на рынке услуг, на котором  действует предприятие, требует  от него обеспечения определенной конкурентоспособности или, в противном случае, грозит вытеснением его с данных рынков [28].
    Ожегов  С.и. в «Толковом словаре русского языка» термин  конкурентоспособность  трактует как способность выдерживать  конкуренцию, противостоять конкурентам. Данное определение конкурентоспособности не дает полного представления и не дает полного представления и не применимо для оценки конкретного вида услуг [18]. Этот недостаток устраняется в определении Швеца В.Е.: «конкурентоспособность продукции есть не что иное, как проявление качества продукции в условиях рыночных отношений и определяется способностью продукции быть проданной на конкретном рынке, в максимально возможном объеме и без убытков для изготовителя». Автор показал, что товар или услуга являются конкурентоспособными на конкретном рынке, их продается больше чем аналогов и при этом продавец работает с прибылью, которая в свою очередь является одним из показателей эффективности работы любого субъекта рыночной экономики.
    Системы обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг имеют незначительные отличия, но они все же есть, и эти отличия в каждом конкретном случае свои. При этом следует отметить, что большинство элементов конкурентоспособности товаров схожи с конкурентоспособностью услуги, и саму услугу также можно считать специфическим «товаром» [23].
     Конечная  цель любой фирмы — победа в  конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?
     Обычно  под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения начинаются именно здесь.
     Большинство новичков сосредотачивается на параметрах товара и затем для оценки конкурентоспособности  сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для разных конкурирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети? Они связаны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условиями приобретения и будущего использования товара [4].
     Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий этого положения.
1. Конкурентоспособность  включает три основные составляющие. Первая  жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Вторая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.
2. Покупатель  — главный оценщик товара. А  это приводит к очень важной  в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем "комплекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Интересный факт: почти все зарубежные пособия по рекламе особо выделяют материал, связанный с рекламой в малограмотной или интеллектуально неразвитой аудитории.
3. Как  известно, каждый рынок характеризуется  "своим" покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.
     Рыночное  хозяйство, а вслед за ним и его ученые давно и хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара — это все равно, что пытаться схемой показать всю сложность и все тонкости рыночного процесса. Для них конкурентоспособность стала просто удобным, концентрирующим внимание и мысль термином, за которым выстраивается все разнообразие стратегических и тактических приемов менеджмента в целом и маркетинга в частности. Конкурентоспособность — не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего — это философия работы в условиях рынка, ориентированная на:
    понимание нужд потребителя и тенденции их развития;
    знание поведения и возможностей конкурентов;
    знание состояния и тенденций развития рынка;
    знание окружающей среды и ее тенденций;
    умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.
     Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг:
    Качество товаров и услуг;
    Цена товаров и услуг;
    Уровень квалификации персонала и менеджмента;
    Технологический уровень производства;
    Доступность источников финансирования.
    Существует  большое количество определений  понятия «услуга». Услуга – действие, приносящее пользу, помощь другому  или как создание бытовых удобств, предоставляемых кому-либо [18]. В странах с развитой экономикой на долю сферы услуг приходится большая часть ВВП страны и количества рабочих мест. Кроме этого можно отметить, что темпы роста промышленного производства в значительной степени уступают темпам роста в сфере услуг. Услуги в различных сферах производства и обращения можно классифицировать на следующие группы:
    производственные услуги, к которым относятся инжиниринговые, лизинговые, обслуживание клиентов по ремонту оборудования и различной техники. В сфере обращения такие виды услуг, как нарезка и раскрой металла, разлив жидких видов материалов, нарезка бумаги и другие;
    распределительные услуги. К ним относятся услуги в торговле (по закупке и сбыту товаров), в транспортном обслуживании и в средствах связи;
    потребительские услуги. Это услуги по туризму, коммунальные услуги, связанные с домашним хозяйством;
    общественные услуги – это услуги телевидения, радиовещания, образования, здравоохранения и культуры;
    профессиональные услуги – это банковские услуги, страховые, финансовые, консультационные, рекламные и другие. К профессиональным услугам можно также отнести и услуги по ведению бухгалтерского учета организаций [17].
    Услуги  могут оказываться работниками  различной квалификации. К услугам, требующим высокой квалификации исполнителя, потребитель услуги проявляет большую избирательность при выборе.
    Услуга  отличается от товара и в то же время  является товаром, так как имеет  свою цену или ценность. Для услуги в сфере нематериального производства, к которым можно отнести бухгалтерские,  присущи следующие характеристики:
    неосязаемость – услуги невозможно продемонстрировать, транспортировать, хранить, учитывать и упаковывать до момента приобретения. Можно лишь описывать преимущества, которые могут быть получены в результате приобретения услуги. Неосязаемость услуги вызывает сложность и у поставщика услуги, так как он не может продемонстрировать ее, и у потребителя услуги, так как он находится в состоянии неопределенности. Трудно оценить качество услуги до ее получения, а в некоторых сферах и после ее получения;
    неразрывность производства и потребителя, то есть отличительной чертой услуги является то, что ее невозможно произвести заранее и хранить как товар. Данный фактор ставит в затруднительное положение покупателя услуги, так как становится невозможным проведение сравнений между конкурирующими предложениями;
    неотделимость от источника – услуга неотделима от своего источника, в то время когда товар в материальном виде может существовать независимо от присутствия или отсутствия его источника. Данный фактор приводит к тому, что количество потребителей услуги ограничено и необходимы специальные механизмы или мероприятия для преодоления данных ограничений;
    непостоянство качества – качество услуги может колебаться в широких пределах в зависимости от их поставщиков, а также времени и места оказания услуг. Качество услуги может меняться даже в тех случаях, когда услугу оказывает одно и то же лицо, организации или фирма;
    несохраняемость – услугу невозможно хранить, услуга имеет «однократный сиюминутный» характер [9].
      Внутренние  и внешние конкурентные преимущества организации.
 
    Конкурентоспособный персонал организации это только часть конкурентоспособности организации. Услуги организации должны быть конкурентоспособными и в будущем должны превосходить конкурентов по потенциалу, причем превосходство должно достигаться без ущерба финансовому состоянию предприятия. Оценка конкурентоспособности организации может осуществляться только среди предприятий, относящихся к одной отрасли, либо оказывающие одинаковые услуги. Конкурентоспособность организации во многом зависит от того, насколько фирма может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке. Конкурентоспособность организации не может быть достигнута в короткий промежуток времени, в отличие от конкурентоспособности товара и услуг.
    Конкурентоспособность организации достигается при длительной и безупречной работе на рынке. Отсюда можно сделать вывод, что фирма, работающая более длительный период времени на рынке имеет большие конкурентные преимущества перед фирмой только входящей на данный рынок или работающей короткий промежуток времени на нем. Другими словами конкурентоспособность фирмы определяют ее конкурентные преимущества. Конкурентные преимущества организации в свою очередь делят на внешние и внутренние. Конкурентное преимущество называется внутренним, если оно базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управления фирмой, товаром или услугой, которое создает ценность для изготовителя, позволяющая добиться себестоимости меньшей, чем у конкурента. Повлиять на внешние факторы организация не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководством организации, а точнее сказать менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.
    Внутренние  конкурентные преимущества организации  подразделяются на шесть групп[25]:
    структурные, образуемые при проектировании организации;
    ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;
    технические, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;
    управленческие;
    рыночные;
    эффективности.
    Конкурентное  преимущество – это те характеристики, свойства товара или услуги, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.
    Конкурентное  преимущество называется внешним, если оно основано на отличительных качествах товара, которые образуют ценность для покупателя за счет либо сокращения издержек, либо повышения эффективности. Внешнее конкурентное преимущество, следовательно, увеличивает «рыночную силу» фирмы в том смысле, что она может заставить рынок принять цену продаж выше, чем у приоритетного конкурента, не обеспечивающего соответствующего отличительного качества. Стратегия, вытекающая из внешнего конкурентного преимущества – это стратегия дифференциации, которая опирается на маркетинговое ноу-хау фирмы, ее превосходство в выявлении и удовлетворении ожиданий покупателей, недовольных существующими товарами.
    Внутренний  и внешний типы конкурентного  преимущества, имеющие разное происхождение  и различную природу, часто оказываются  несовместимыми, поскольку требуют существенно различающихся навыков и культуры. Используя два вопроса, касающихся различных аспектов конкурентного преимущества: рыночная сила (как наша максимальная цена продаж,, принимаемая рынком, соотносится с ценой приоритетного конкурента?), производительность (наши издержки на единицу продукции (услуги) выше или ниже, чем у приоритетного конкурента) можно наглядно представить оба аспекта конкурентного преимущества.
      Методы  измерения конкурентоспособности  организации.
 
    Существуют  различные методики определения конкурентоспособности организации. М.Портер определяет конкурентоспособность предприятия как способность успешно оперировать на конкретном рынке в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг. Существует пять факторов, которые, по его мнению, в наибольшей степени влияют на конкурентоспособность организации:
    борьба с существующими конкурентами;
    угрозы со стороны новых конкурентов;
    возможности проведения торгов с поставщиками;
    возможности потребителей сделать свой выбор и осуществить торги с ними;
    угрозы со стороны альтернативных изделий и услуг.
    Также в своем исследовании М.Портер показал  существование трех основных стратегий  бизнеса, следуя которым, предприятия  пытаются добиться конкурентных преимуществ:
    стремится стать производителем с низкими издержками производства товаров или оказания услуг, для выпуска продукции или предоставления услуг с наименьшей себестоимостью в данной отрасли или сфере бизнеса.
    стремиться к дифференциации изделий и услуг для более полного удовлетворения нужд и запросов потребителей, что в свою очередь предполагает более высокий уровень цен.
    сфокусировать внимание на основных сегментах рынка, для удовлетворения нужд и запросов строго очерченного круга потребителей, либо за счет низкой цены, либо высокого качества.
    Добиться  конкурентных преимуществ можно, решая  одновременно как минимум три  задачи:
    повышение качества и потребительских свойств продукта и услуг;
    снижение издержек и сохранение максимально приемлемого уровня цен;
    ориентация своей продукции на целевые сегменты рынка, где конкуренция в силу высокой степени неоднородности рынка ослаблена.
    Внутренние  и внешние конкурентные преимущества часто являются несовместимыми, так  как имеют разное происхождение  и различную природу и при этом требуют различающихся навыков и культуры. Если на горизонтальной оси отложить цену, а на вертикальной издержки производства в процентах по сравнению с аналогичными значениями для приоритетного конкурента, то можно определить границу безубыточности, провальную зону и идеальную зону.
    В зависимости от наличия ресурсов, тех или иных конкурентных преимуществ  фирма может выбрать для себя одну их стратегий. При этом главным является то, чтобы стратегия фирмы находилась правее (ниже) границы безубыточности.
    Анализ  сильных и слабых сторон, появляющихся возможностей и угроз объединяет SWOT-анализ (от англ. Strengths-weaknesses-opportunities-threats). Более систематизированная модель сравнительного анализа предприятий на основе модели М.Портера была предложена Американской ассоциацией управления (АМА). АМА разработала контрольный лист SWOT-анализа, заполнив который для различных конкурирующих фирм, можно оценить сильные и слабые стороны предприятия в конкурентной борьбе. Показатели конкурентоспособности оценивались по следующим блокам: финансы, производство, организация и управление, маркетинг, кадровый состав, технология. Приложение 2.
    В графах 1-5 отмечается место, занимаемое предприятие на рынке по следующему принципу:
    лучше, чем кто-либо на рынке, лидирует в отрасли
    выше среднего уровня. Показатели хозяйственной деятельности хорошие и стабильные
    средний уровень. Соответствие отраслевым стандартам. Устойчивые позиции на рынке
    уровень ниже среднего. Есть повод для беспокойства. Отмечено ухудшение показателей хозяйственной деятельности. Следует позаботиться об улучшении своих позиций на рынке.
    положение тревожное. Ситуация предприятия в отрасли должна быть улучшена самым решительным образом. Предприятие находится в кризисной ситуации.
    Естественно, для организаций, не производящей какие-либо товары или продукцию, а оказывающей услуги, данный анализ по некоторым параметрам не подходит.
    Можно сравнить SWOT-анализ со стратегическим балансом, где сильные стороны – это активы предприятия в конкурентной борьбе, а слабые стороны пассивны[4].
    Данная  методика оценки конкурентоспособности  предприятия не дает интегрального  показателя конкурентоспособности  и как следствие затруднительно произвести сравнение конкурентных преимуществ организаций. 

    Методика  оценки конкурентоспособности организации «4Р», в отличие от ранее рассмотренной, позволяет дать количественную оценку, как по отдельным факторам, так и по всем факторам в целом. Методика основана на сравнительном анализе организации и предприятий конкурентов по следующим факторам: продукт, цена, продвижение на рынке, регион и каналы сбыта. Всем факторам конкурентоспособности присваивается количественная оценка, например, от 1 до 5 баллов. Приложение 3.
    Недостаток  данного метода заключается в  том, что оцениваются факторы  конкурентоспособности экспертами. При их оценке может сказываться их личные симпатии к продукту или услуге, их самочувствие, положение дел на работе и в семье, и т.д.
    Примерно  такими же недостатками обладает и  метод оценки конкурентоспособности  путем составления функциональных карт. Сущность данного метода основана в сочетании «4Р» с сегментацией рынка. Оценка также ведется экспертами по отдельным факторам конкурентоспособности с учетом их значимости для потребителей на основных сегментах рынка. Достоинства метода в том, что он позволяет, во-первых, уточнить какой из сегментов рынка можно выбрать в качестве целевого, во-вторых, определить приоритеты при разработке плана по повышению конкурентоспособности организации, в-третьих, позволяет определить, что необходимо улучшить в параметрах товара или услуги, чтобы лучше конкурентов приспособить его к требованиям потребителей данного сегмента рынка.
    Ж.Ж.Ламбен дает следующее определение конкурентного  преимущества – это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти характеристики могут быть самыми различными и относиться как к самому товару или услуге, так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара.
    Указанное превосходство является относительным, определяемое по сравнению с конкурентом, занимающим наилучшую позицию на рынке или сегменте рынка.
    Одним из важнейших вопросов анализа конкурентоспособности  фирмы является реакция конкурентов. Ж.Ж.Ламбен предлагает вести анализ по трем факторам: цена, реклама, качество (точнее – снижение цены, усилие рекламного давления и повышение качества). На основе этих факторов он предлагает строить матрицу эластичности конкурентной реакции. На основе данной матрицы сравниваются конкурирующие марки или фирмы. Сама матрица конкурентных реакций является удобным инструментом предвидения поведения конкурентов.
    Достоинством  данного метода является наглядность  конкурентного преимущества и конкурентоспособности фирмы по отношению к конкурентам, но при этом можно отметить ряд недостатков. Так к одному из основных недостатков можно отнести то, что при рассмотрении конкурентоспособности фирмы учитывается малое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность [11].
    Можно также оценивать конкурентоспособность  фирмы, используя следующие методы:
    по сравнительным преимуществам;
    по теории равновесия фирмы и отрасли (по факторам производства);
    по рыночным позициям фирмы (структурный, функциональный);
    по методу «профилей» и качеству продукции;
    матричный[16].
    Непосредственно измерить сравнительные преимущества невозможно, поэтому предложено несколько  косвенных методов. Одним из наиболее часто используемых методов является метод, построенный на предложении: чем ниже издержки производства, тем большими преимуществами обладает фирма по отношению к конкурентам.
    Используя методику сравнительных преимуществ, дать оценку конкурентоспособности  фирмы в общем виде затруднительно, поскольку имеющиеся преимущества характеризуют конкурентоспособность не только  конкретной фирмы, но и всей отрасли.
    По  рыночным позициям фирмы и в рамках теории эффективной конкуренции  можно выделить два основных подхода  к определению критерия конкурентоспособности: структурный и функциональный.
    При использовании структурного подхода, оценка положения может быть сделана  исходя из уровня монополизации отрасли, то есть концентрации производства и  капитала, и барьеров для вновь  вступающих на отраслевой рынок компаний.
    Возможности завоевания фирмой рынка зависят не только от внутренних факторов, но и от внешних условий, а также обстоятельств, складывающихся на рынке. Принято выделять следующие факторы, оказывающие воздействие на интенсивность конкуренции, тем самым оказывающих влияние на уровень конкурентоспособности:
    потенциал рынка (возможная емкость);
    легкость доступа;
    вид товара или услуг;
    входные барьеры (необходимые инвестиции, государственное регулирование);
    однородность рынка;
    структура отрасли или конкурентные позиции фирмы;
    возможность технологических нововведений;
    экономия на масштабе;
    диверсификация фирм.
    В сравнении с ранее рассмотренным  методом оценки конкурентоспособности  последний метод учитывает большее  количество факторов, влияющих на конкурентоспособность  фирмы, что в свою очередь делает данный метод более привлекательным, но при этом к недостаткам можно отнести то, что не все факторы имеют возможность количественной оценки.
    Функциональный  подход, в отличие от структурного метода оценки конкурентоспособности фирмы не имеет данных недостатков. Основная роль при оценки конкурентоспособности фирмы уделяется экономическим показателям деятельности, таким как: соотношение издержки-цены, загрузка производственных мощностей, объемы выпуска продукции, норма прибыли и т.д. Данный метод позволяет в определенных пределах строить заключения относительно всей отрасли, а не только в отношении отдельно взятой фирмы.
    Кроме выше названных показателей функциональный метод позволяет оценивать величину производительности труда в организации, которая рассчитывается как отношение  величины добавленной стоимости к общему количеству занятых на предприятии, или как отношение чистой добавочной стоимости к количеству занятых на предприятии.
    Функциональный  метод оценки конкурентоспособности  во многом схож с методом проведения анализа производственно-хозяйственной деятельности. Достоинством его является то, что он позволяет оценить состояние дел на предприятии, установить ряд показателей, при выходе за пределы которых следует применять меры по оздоровлению предприятия, позволяет проводить количественную оценку показателей и их сравнение с показателями других предприятий и отраслей. К недостаткам данного метода можно отнести то, что он не позволяет проводить оценку качественных показателей, оценивает только состояние предприятия в данный момент времени, не учитывает конкурентный потенциал предприятия.
    Следующим методом оценки конкурентоспособности  фирмы является метод оценки конкурентоспособности  производителя по качеству товаров  и услуг, который осуществляется по «методу профилей». При использовании данного метода выявляются различные критерии удовлетворения запросов потребителей применительно к какому-либо товару или услуге, устанавливается их иерархия и сравнительная важность в пределах того спектра характеристик, которые в состоянии заметить и оценит потребитель, проводится сравнение технико-экономических показателей товара или услуги с другими конкурирующими товарами и услугами. Проведение данной процедуры можно осуществлять в три этапа.
    Первый  этап заключается в выделении  рынка данного товара или услуги и выявления требований рынка. Для каждого рынка устанавливается, насколько удовлетворяются его требования конкурирующими на нем товарами и услугами в сравнении с идеальным продуктом, который хотел бы иметь потребитель. На следующем этапе решается вопрос: каким должен быть произведенный товар или услуга, для его дальнейшей реализации с обеспечением максимальной рентабельности. Последний этап заключается в анализе работы сбытового подразделения фирмы и всей товаропроводящей сети в сопоставлении с аналогичными подразделениями конкурентов. Цель данного этапа – определить продолжительность сбыта и изучить возможность его снижения.
    При использовании данной методики возможно использование косвенных обобщенных показателей. Количество факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия и подлежащих применению при использовании данной методики является неограниченным. В этом заключается одно из основных достоинств данной методики оценки конкурентоспособности. Данная методика позволяет оценить конкурентоспособность товара или услуги.
    Матричная методика оценки конкурентоспособности  применима для оценки конкурентоспособности  товаров, услуг, «стратегических единиц бизнеса» - сбытовой деятельности, отдельной  компании, отраслей.
    Методика  заключается в построении матрицы с использованием двух показателей. По вертикали отмечаются темпы роста емкости рынка в линейном масштабе, а по горизонтали – относительная доля продуцента на рынке в логарифмическом масштабе. Все стратегические единицы бизнеса могут быть расположены на этой матрице в зависимости от своих характеристик и условий рынка. Наиболее конкурентоспособными являются фирмы, занимающие значительную долю на быстрорастущем рынке.
    По  мнению Лифиц И.М. следует принять  следующую номенклатуру критериев  конкурентоспособности услуг:
    показатели результата использования услуги (критерии результата);
    показатели процесса (культуры) обслуживания (критерии результата);
    показатели (критерии) условий обслуживания;
    показатели (критерии) доступности.
    Критерии 1-3 определяют полезность услуги. Критерий результата услуги, т.е. перечень составляющих его единичных показателей является специфичным для каждого вида услуг, а содержание критериев 2,3 идентичны для всех видов услуг. Критерий доступности услуги характеризуется затратами денежных средств и затратами времени. Под затратами времени подразумевается время, затрачиваемое на проезд до места оказания услуги и время, затраченное на ожидание услуги [13].

 Глава 2. Исследование объектов, составляющих конкурентные возможности организации.

      Сущность, актуальность и принципы оценки конкурентоспособных  факторов.
 
    Конкурентоспособность – это свойство объекта и системы  сервиса, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению  с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке.
    Конкурентоспособность определяется по конкретному объекту  на конкретном рынке. Конкурентоспособность может быть стратегической и тактической. На стадиях стратегического маркетинга, стратегического и инновационного менеджмента формируются и постепенно уточняются нормативы стратегической конкурентоспособности, а после изготовления товара или формирования услуги изыскиваются методы и средства максимального использования конкурентных преимуществ готового объекта и системы сервиса, т.е. реализуется тактическая конкурентоспособность.
    Конкурентоспособность объекта исследуется для конкретной группы потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условия рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.
    В России проблемам повышения конкурентоспособности  на высшем уровне управления стали  уделять некоторое внимание приблизительно в 1999 году. Так, в ежегодном послании первого российского президента большое внимание уделено проблемам повышения конкурентоспособности страны.
    Цель  любого государства может быть только одна: реальный и устойчивый рост уровня жизни граждан. Для этого наше государство, как и все остальные, должно поддерживать и наращивать эффективность экономики в условиях неуклонного обострения международной конкуренции. Все текущие задачи, включая задачи социальной политики, мы также должны решать за счет своей конкурентоспособности. Исходя из этого, основным смыслом развития страны, главной идеей нашего вхождения в XXI век должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики.
    Все действия президента, Федерального собрания, правительства, каждого министерства и ведомства, каждого политика должны оцениваться не с точки зрения соответствия либеральным или антилиберальным экономическим взглядам, а по единственному критерию: способствуют ли эти действия укреплению или ослаблению конкурентоспособности России.
    Важно знать, что конкурентоспособность  определяется долгосрочными процессами развития, а выгода от поддержки  производителей некачественных товаров  может быть лишь краткосрочной. Поэтому  поддержка производителей некачественных отечественных товаров и услуг отнюдь не повышает, а наоборот, подрывает конкурентоспособность страны, позволяет оставаться на плаву неэффективным предприятиям и тем самым топит эффективные.
    Оценка  конкурентоспособности товара или  услуги должна осуществляться на основе измерения факторов конкурентоспособности: качества товара или услуги, цены, затрат в сфере потребления, качества сервиса. Эти факторы по анализируемому товару или услуге должны сравниваться с соответствующими факторами основных конкурентов либо с нормативами. Оценка конкурентоспособности организации должна осуществляться на основе двух показателей: интегрального показателя конкурентоспособности товаров или услуг организации и устойчивости  (эффективности) ее функционирования.
      Методические  основы оценки конкурентоспособных факторов организации.
    Оценка  уровня конкурентоспособности различных факторов представляет собой очень сложную работу, так как во-первых, в конкурентоспособности фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы всего персонала по всем стадиям жизненного цикла объектов, во-вторых, в настоящее время отсутствуют международные документы (по аналогии со стандартизацией других факторов) по оценке конкурентоспособности различных факторов, в-третьих, например, в России техническая, экономическая, кадровая, социальная политика не ориентированы на обеспечение конкурентоспособности различных факторов.
    конкурентоспособность факторов целесообразно определять  на основе экспертной оценки или пробных  продаж нового товара или услуги [7].
    Для расчета и анализа конкурентоспособности  товаров, услуг, организации, и ее конкурентов  исходные данные собираются по форме, представленной в таблице 4 Приложения 4.
    Специфические принципы оценки конкурентоспособности  персонала конкретных объектов формулируются в каждом конкретном случае исходя из сложности, особенностей и важности объекта
    Так, в основу измерения конкурентоспособности  персонала могут быть положены методы экспертной оценки. Конкурентоспособность организации рекомендуется оценивать на основе показателей конкурентоспособности товаров и услуг с учетом значимости рынков, на которых они были реализованы, и рентабельности организации. Конкурентоспособность отрасли можно измерить на основе конкурентоспособности, например, 30лучших товаров отрасли. Конкурентоспособность страны можно измерить на основе главных показателей, определяющих качество и эффективность отдельных сторон деятельности в прошлом, настоящем и будущем.
    Исходная  информация должна приводиться в  сопоставимый вид по следующим факторам:
    фактор времени (время осуществления проектов или вложения инвестиций должно быть приведено к одному году при помощи коэффициентов;
    фактор качества объекта;
    фактор масштаба (объема) производства объекта;
    фактор освоенности объекта в производстве;
    метод получения информации для принятия управленческого решения;
    условия применения (эксплуатации) объекта;
    фактор инфляции;
    фактор риска и неопределенности.
    Сопоставимость  альтернативных вариантов по перечисленным  восьми факторам обеспечивается, как  правило, при обосновании технических, организационных или экономических мероприятий, направленных на улучшение частных показателей качества товара или услуги, его цены, качества сервиса, сферы потребления и других факторов конкурентоспособности объектов.
    В каждом конкретном случае альтернативные варианты управленческого решения по повышению (улучшению) частных показателей конкурентоспособности объектов могут отличаться не по всем факторам. Задача специалиста, менеджера или лица, принимающего решение, заключается в проведении комплексного анализа конкретных ситуаций с целью обеспечения сопоставимости по максимальному количеству факторов. Чем больше число правильно учтенных факторов, тем точнее расчеты.
    Основные  правила обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений в области оценки конкурентоспособности:
    количество альтернативных вариантов должно быть не менее трех;
    в качестве базового варианта решения должен приниматься наиболее по времени вариант. Остальные альтернативные варианты приводятся к базовому при помощи корректирующих коэффициентов;
    формирование альтернативных вариантов должно осуществляться с соблюдением условий обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения (применение научных подходов и принципов, методов функционально-стоимостного анализа и оптимизации, структуризация проблемы, мотивация качественного решения, наличие механизма его реализации и др.);
    для сокращения времени разработки решения, повышения его качества и снижения затрат рекомендуется шире применять методы кодирования и современные технические средства информационного обеспечения процесса принятия решения.
    Технология  решения проблемы и оценки конкурентоспособности  объектов укрупнено сводится к организации  ответов на ряд вопросов.
    что или почему делать (какие новые потребности потребителей необходимо удовлетворить либо на каком качественном уровне необходимо удовлетворить старые потребности, какую новую идею надо реализовать)?
    как сделать (по какой технологии)?
    с какими затратами делать?
    в каком количестве производить?
    в какие сроки?
    где и кому делать (место, персонал)?
    кому поставлять, когда и по какой цене?
    что это дает инвестору и обществу в целом?
    Этапы оценки конкурентоспособности фактора  могут выглядеть так:
    изучение проблемы;
    изучение нормативно-методических документов по оценке и другим смежным вопросам;
    изучение внешней среды и внутренней структуры объекта анализа;
    изучение конъюнктуры, параметров рынка;
    сбор исходной информации для оценки конкурентоспособности объекта;
    приведение информации в сопоставимый вид по восьми факторам;
    разработка технологии оценки;
    анализ информации по факторам конкурентоспособности объекта;
    оценка конкурентоспособности фактора;
    разработка предложений по формированию программы повышения конкурентоспособности объекта [5].
      Оценка  конкурентоспособности  персонала.
    Одной из отличительных свойств услуги от товара является то, что в процессе продажи или предоставления услуги возникает личный контакт между  продавцом и клиентом. Данное отличие требует особых навыков персонала предприятия, работающего в сфере услуг. В этом случае целесообразно применить понятие «конкурентоспособность персонала». Его можно подразделить на три категории: рабочий, специалист, менеджер. Сами конкурентные преимущества определяются внешними или внутренними условиями. Для специалиста, работающего в конкурентной среде характерно стремление быть конкурентоспособным. Эта способность в соответствующей среде зависит от способностей специалиста. Внешние условия можно отнести к наиболее важным при определении конкурентоспособности специалиста.
    Внутренние  конкурентные преимущества персонала  подразделяются на наследственные (талант, гениальность, способность к данному  виду деятельности, физические данные и другое) и приобретенные (деловые качества, интеллигентность, характер, общительность, коммуникабельность и другое) [23].
    Конкурентные  преимущества организации в большой  мере зависят от эффективности менеджмента  данной организации. Менеджер или менеджеры  различного уровня в свою очередь являются персоналом организации. Конкурентоспособность менеджера можно определить как преимущество менеджера по отношению к другому менеджеру, характеризующееся умением разрабатывать систему обеспечения конкурентоспособности данного объекта, управлять коллективом по достижению целей системы. Для достижения этих преимуществ от менеджера требуются знания и умения формирования и работы с коллективом, организации и мотивации труда, укрепления здоровья и повышения культуры [24].
    Существует  методика управления персоналом – это способ воздействия субъекта управления на объект по практическому осуществлению стратегических и тактических целей системы управления. Система управления представляет собой совокупность внешней среды и внутренней структуры, состоящей из целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей системы. Целью системы управления является достижение конкурентоспособности предоставляемой услуги (выпускаемого товара), организации и т.д. на внешнем или внутреннем рынке.
    Для достижения конечной цели субъект управления должен с одинаково высоким уровнем качества выполнять все функции управления, начиная со стратегического анализа и кончая регулированием. Эти функции должны выполняться с применением научных подходов и наиболее подходящих для данной ситуации методов управления.
    В настоящее время раскрываются и  применяются на практике три группы методов управления: административные (организационные или организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические. Эти группы методов управления чаще всего рассматриваются как альтернативные. Между тем общепринятая классификация методов управления не в полной мере отражает их сущность. Например, любой нормативный акт как атрибут административного метода управления, кроме решения административно-правовых вопросов находит ответы на социально-экономические задачи, а реализация нормативного акта требует применения знаний в области психологии. Или результаты экономического управления чаще всего отражаются или фиксируются в нормативных (административных) документах. Экономические вопросы неправомерно рассматривать в отрыве от социальных и, наоборот, социальные – в отрыве от экономических и правовых.
    В основание классификации методов  управления следует положить иной признак  – степень свободы исполнителя в связи с воздействием на него субъекта. Индивидуум как объект управления может иметь следующие степени свободы:
    Ограниченную свободу, при которой субъект управления принуждает зависимый объект выполнять планы или задания;
    Мотивационную свободу, при которой субъект управления должен найти обоснованные мотивы, побуждающие объект управления к выполнению планов и заданий;
    Высокую степень свободы, при которой субъект управления должен с использованием психотехнологий формировать метод воздействия на относительно независимый объект управления, ставя во главу угла изучение психологического портрета управляемой личности и тенденции ее развития. Для объекта управления в этом случае удовлетворение первичных физиологических потребностей не является приоритетным, для него важнее удовлетворение высших потребностей (самореализация, самовыражение).
    Исходя  из рассмотренных степеней свободы  объекта методы управления целесообразно  подразделять на следующие три группы: методы принуждения, методы побуждения, методы убеждения. Приложение 1.
    Приведенные в таблице характеристики методов  управления являются укрупненными, отражающими  преобладание или приоритет конкретного  признака по конкретной группе методов. Новизна представленной таблицы  заключается в системности подхода к проблеме. Анализ соответствия характеристики конкретной системы управления приведенным в таблице рекомендациям позволит найти «узкие» места в этой системе. Структура применяемых методов может быть такой: 4:4:2.
    Для повышения результативности методов  управления персоналом необходимо:
    Повышать качество правовой базы;
    Усилить работу:
      по стандартизации терминов и понятий в области управления персоналом;
      по унификации принципов, методов, стандартов, норм, требований к компонентам системы управления персоналом;
    Восстановить применявшиеся ранее методы нормирования труда;
    Дифференцировать принципы управления персоналом для субъектов управления разного уровня иерархии и объектов;
    Обеспечивать требуемую законом безопасность труда;
    Изучить взаимосвязи элементов мотивационного процесса;
    Изучат параметры трудового потенциала человека;
    Изучать параметры психологического портрета личности (темперамент, характер, способности и др.);
    Восстановить систему повышения квалификации работников;
    Систему подготовки кадров ориентировать на конкурентоспособность и др.
    Оценку  конкурентоспособности персонала  следует осуществлять исходя из его  конкурентных преимуществ, которые  бывают внешними по отношению к персоналу  и внутренними. Внешнее конкурентное преимущество персонала определяется конкурентоспособностью организации, в которой работает конкретный рабочий или специалист. Если у организации высокий уровень конкурентоспособности, то персонал имеет хорошие внешние условия для достижения высокого уровня конкурентоспособности. 

    Перечень качеств персонала и их весомость
    Таблица 5
Качества  персонала (конкурентные преимущества при  положительной оценке) Весомость качества персонала  по категориям
Рабочий Специалист Менеджер
    конкурентоспособность организации, в которой работает персонал
    наследственные конкурентные преимущества (способности, физические данные, темперамент и т.п.)
    деловые качества (образование, специальные знания, навыки, умения)
    интеллигентность, культура
    коммуникабельность
    организованность
    возраст, здоровье
0,20 
0,20 
 

0,30 

0,05
0,05
0,05
0,15
0,25 
0,15 
 

0,40 

0,05
0,05
0,05
0,05
0,20 
0,15 
 

0,20 

0,10
0,10
0,15
0,10
Итого 1,00 1,00 1,00
    Оценку  конкурентоспособности конкретной категории персонала рекомендуется  осуществлять по формуле 

    Кn=Si=1nSj=17(ajbij)/5n®1,0,
    где Кn – уровень конкурентоспособности конкретной категории персонала; i – 1,2,…n – количество экспертов; j – 1,2,…,7 – количество оцениваемых качеств персонала; aj – весомость j-го  качества персонала; bij  - оценка i-м экспертом j-го качества персонала по пятибалльной системе; 5n – максимально возможное количество баллов, которое может получить оцениваемый индивидуум (5 баллов * n экспертов).
    Устанавливаются следующие условия оценки качества персонала:
    качество отсутствует - 1 балл;
    качество проявляется очень редко – 2 балла;
    качество проявляется не сильно и не слабо – 3 балла;
    качество проявляется часто – 4 балла;
    качество проявляется систематически, устойчиво, наглядно – 5 баллов.
    Для примера оценивается конкурентоспособность  менеджера (заведующего отделом, экспертной группы из трех человек. Результаты оценки качества менеджера приведены в таблице 6.
    Подставив в формулу результаты экспертной оценки из таблицы 6, получается:
    Кn = [0,20(4+4+4)+0,15(5+4+5)+0,20(4+5+5)+0,10(4+3+4)+0,10(5+5+5)+0,15(5+5+4)+0,10(4+4+4)/(5+3)=13,2/15=0,88
    Следовательно, менеджер имеет достаточно высокую  конкурентоспособность. Для ее дальнейшего  повышения ему следует развивать  деловые качества и укреплять  здоровье.
    Результаты  оценки качества менеджера
    Таблица 6
Номер эксперта Экспертная оценка семи качеств по пятибалльной системе
1 2
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.