На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Фирма как экономический субъект

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Факультет экономики и управления
Кафедра экономической теории 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по экономике
Фирма как экономический  субъект
ГОУ ОГУ 080401.5001.10 ОО 
 
 
 

                                           Руководитель работы
                                           __________________Н.П. Щепачева
                                           «_______»_________________ 2010г.
                                           Исполнитель
                                           __________________Е.В. Барышева
                                           «_______»_________________ 2010 г. 
 
 
 
 
 
 

Оренбург 2010 

 


Содержание

Введение   3
1 Сущность  фирмы и ее типы 4
1.1 Понятие  и природа фирмы  4
1.2 Виды  фирм 10
1.3 Цели  деятельности фирмы  17
1.4 Основные  показатели эффективности работы фирмы  20
2 Промышленный  потенциал России  23
2.1 Характерные  черты развития промышленности 23
 России в период с 2005 по 2009 год
2.2 Перспективы  развития промышленности России 29
Заключение 31
Список  использованных источников 35 
 

 

     

     Введение

     Первоначально слово «фирма» (от wifirma— подпись) означало «торговое имя» коммерсанта. В настоящее время фирма — элемент любой рыночной экономики, организационно-экономическая структура предпринимательской деятельности, обладающая экономической и юридической самостоятельностью. 
     Фирма в течение более чем 100 лет была основным инструментом социального прогресса и является, в свою очередь, продуктом эволюционного развития. Развитие происходило в благоприятной социальной обстановке, когда основными ценностями были неприкосновенность частной собственности и свобода личности, а основной целью — экономический прогресс. Фирма получила свой правовой статус на основе теории А. Смита о том, что свобода каждого человека действовать в своих экономических интересах обеспечивает благодаря «невидимой силе» максимальный экономический выигрыш для всего общества.
     В настоящее время несмотря на то, что понятие «фирма» широко используется в странах с разным уровнем  экономического развития, в лучших современных западных учебниках  не отведено достойного места экономической теории фирмы.
     Данная  работа посвящена понятию фирмы (предприятию), как основному субъекту рыночной экономики.
     Цель  работы – рассмотреть понятие  фирмы, ее место в рыночной экономике  и показатели эффективности работы фирмы.
     В данной работе использованы труды таких известных авторов, как Рональд Коуз, Оливер Итон Уильямсон и Гарольд Демсец.
     Работа  состоит из двух глав. Первая глава  рассматривает понятие и природу фирмы, ее сущность, виды, а так же основные показатели эффективности работы предприятия. Вторая описывает характерные черты развития промышленности в период с 2005 до 2009 года и возможные перспективы развития.  
 

     1 Сущность фирмы  и ее типы
     1.1 Понятие и природа фирмы
     Предполагается, что слово "фирма" может в  экономической теории использоваться совсем не так, как его употребляют "обычные люди". Поскольку в экономической теории заметна явная тенденция начинать анализ с отдельной фирмы, а не с отрасли, тем больше необходимость не только в ясном определении слова "фирма", но и в установлении отличия, если оно существует, от того, как употребляется это слово в "реальном мире".[7]
     Вначале определим причины происхождения  фирмы. Представим себе экономику, в  которой каждый отдельный индивид  самостоятельно, вне какой-либо формальной структуры занимается производством благ. В отличие от неоклассической концепции, перед нами мир с ненулевыми трансакционными издержками, минимизировать которые можно только при условии четкого распределения прав собственности каждого экономического субъекта. Следовательно, вступая в отношения с другими лицами в процессе осуществления обмена, нам, как экономическим агентам, просто нужно предусмотреть защиту всех наших интересов путем заключения соответствующего контракта (договора).
     Каждая  обменная сделка заключается в такой  модели экономики только после проведения переговоров о порядке передачи блага, его цене и так далее, то есть все хозяйственные субъекты, производя блага, договариваются в индивидуальном порядке о поставке сырья, оборудования и продаже конечной продукции. Но при таких условиях большая часть времени будет потрачена именно на переговоры.[4]
     Попробуем представить, сколько времени займет производство автомобиля при смоделированном нами устройстве хозяйственной жизни. Каждый отдельный производитель шин договаривается с отдельным контрагентом по производству стекол, электротехнического оборудования, изготовления корпуса, двигателя и т. д. Величина трансакционных издержек при таком способе производства благ была бы огромной. Таким образом, рыночный механизм оказывается весьма дорогостоящим способом координации хозяйственной деятельности.
     Следовательно, можно сделать вывод о том  что, создавая фирмы, индивиды стремятся найти альтернативные способы координации своей деятельности, сокращающие величину издержек. Деятельность рынка предполагает затраты и, формируя организации и предоставляя некоему авторитету ("предпринимателю") право направлять ресурсы, можно сократить некоторые рыночные затраты. Предприниматель, поскольку он может получать факторы производства по меньшей цене, чем предоставил бы вытесненный им рынок, должен выполнять свои функции с меньшими затратами. [7]
     На  основе рассмотренных проблем можно  дать следующее определение фирмы: фирма - это структура деятельности, направленная на поиск наиболее выгодного способа производства в условиях неопределенности. Или, фирма - система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя.
     Таким образом, возникновение фирм обусловлено  рыночными отношениями общества, поэтому, можно сделать следующие выводы:
     во-первых, фирма представляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг;
     во-вторых, в социально-экономическом отношении фирмы — это общность людей, объединенных едиными мотивами действия;
     в-третьих, фирма — совокупность взаимовыгодных контрактов. Последнее определение интересно потому, что фирма представляется не как объединение людей, машин и технологий, а как механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат издержки по осуществлению хозяйственных сделок — трансакций.[2]
     Именно фирмы дополняют рынок, если рассматривать фирму и рынок как альтернативные способы экономической организации. Следовательно, выбор при принятии предпринимателем административного решения состоит в том, чтобы определить, каким образом дешевле осуществлять трансакции (сделки), путем создания фирмы или посредством рыночного механизма.
     Очевидно, что его выбор будет зависеть от величины трансакционных издержек в каждом из названных случаев, а также от того, насколько вероятным предприниматель считает возникновение подобных неприятных проблем в будущем. Результат выбора при этом должен определяться сопоставлением величин предельных трансакционных издержек для каждого из вариантов. Иначе говоря, сравниваются предельные трансакционные издержки рыночной организации производства благ и предельные трансакционные издержки функционирования фирмы.[8] На последнем следует остановиться подробнее.
     Фирма не уничтожает трансакционные издержки вообще, иначе все  
общественное производство было бы организовано как огромная фирма в масштабе национального хозяйства. Внутри фирмы существуют трансакционные издержки административного (бюрократического)  управления,   издержки измерения выполняемых работником функций, издержки на защиту от оппортунистического поведения работников фирмы после заключения с ними трудового соглашения и так далее. Внутрифирменные экономические связи (внутрифирменные трансакции) охватывают многогранную деятельность фирмы по организации производства, рациональному использованию факторов производства. Рыночные (внешние) и внутрифирменные трансакции тесным образом связаны между собой, и соотношение между ними влияет на оптимальный размер фирмы, иначе можно было бы рассматривать всю экономику как одну гигантскую фирму.[9]

     В этом аспекте можно выделить следующие существенные моменты:
     1. По мере того как фирма становится крупнее, доходы от предпринимательской деятельности могут снижаться, т.е. издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы могут возрастать. Действительно, должна быть достигнута некая точка, в которой издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы равняются издержкам, связанным с осуществлением трансакций на открытом рынке, или издержкам организации их другим предпринимателем.
     2. Может случиться так, что в  результате роста числа организуемых трансакций предпринимателю не удастся разместить факторы производства так, чтобы они создавали наибольшую стоимость, иначе говоря, ему не удастся извлечь максимальную пользу из факторов производства. То есть должна быть достигнута такая точка, в которой потери от неэффективного использования ресурсов равняются издержкам трансакций обмена на открытом рынке или потерям, имеющим место в случае организации этой трансакции другим предпринимателем.
     3. Цена реализации одного или  более фактора производства может  расти, так как «другие преимущества»  мелкой фирмы выше, чем преимущества  крупной фирмы.[7]
     Значит, фирма будет расширяться до тех пор, пока затраты на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не сравняются с затратами на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или затратами на организацию ее через другую фирму.[2]
     Следовательно, абстрагируясь от других обстоятельств, можно заключить, что стремление фирм к увеличению размеров будет тем сильнее, чем:
     а) ниже издержки организации и медленнее  рост этих издержек по мере увеличения числа организуемых трансакций;
     б) менее склонен предприниматель  делать ошибки и рост числа ошибок уменьшается по мере увеличения числа организуемых трансакций;
     в) больше снижение (или чем меньше рост) цены поставок факторов производства более крупным фирмам.[19]
     Объяснение  необходимости существования фирмы  как общественного института только в связи с тем, что снижаются издержки трансакций, недостаточно. Следует иметь в виду, что производство характеризуется свойствами «организованного процесса». Оно носит коллективный характер при все усложняющейся организации. В производство вовлечено множество самых разнообразных факторов, деятельность которых должна координироваться.[4] На фирме осуществляется непрерывный процесс управления, складывающийся в разветвленную систему принятия и исполнения решений, связи между которыми не описываются как взаимодействие спроса и предложения, то есть их нельзя описать на основе представлений о трансакциях.
     Внутри  фирмы осуществляется сложная коллективная управленческая деятельность. В процессе управления соблюдаются соподчиненность и сбалансированность определенных задач и функций, что предполагает строгое следование некоторым правилам (ограничениям) со стороны участников производственного процесса, то есть осуществление административных функций, которые становятся одним из отличительных признаков фирмы.
     Здесь уместно дать еще одно определение  фирмы — хозяйственная единица коллективного характера, обладающая всей полнотой прав для заключения контрактов, обеспечивающих все стороны ее деятельности.[18]
     В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) не употребляется понятие фирмы, принятое в международной практике и используемое по отношению к промышленной, посреднической, торговой и другой деятельности, приносящей прибыль. В нем указывается (Ст. 132):
     Предприятием  как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
     Предприятие в целом как имущественный  комплекс признается недвижимостью.
     Предприятие в целом или его часть могут  быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением  вещных прав.
     В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права, требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.[17]
     Понятия «фирма» и «предприятие» не тождественны. Предприятием уместно называть производственную организацию, осуществляющую с технологической точки зрения достаточно однородную деятельность (выпуск товаров, оказание услуг).[22] Фирма может заниматься различными видами деятельности, совершенно не связанными между собой (производственная, торговая, финансовая), и производить весьма разнородную продукцию. Как правило, подавляющее большинство современных предприятий входит в состав тех или иных фирм. Если фирма имеет только одно предприятие, то понятия фирмы и предприятия совпадают.
     В условиях рыночной экономики через  фирмы граждане осуществляют предпринимательскую деятельность исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.[3]
     Фирма, не имея абсолютной гарантии в успехе при производстве одного вида товара (услуги), расширяет сферу своей деятельности, т.е. происходит диверсификация производства и деятельности.
     В развитой рыночной экономике фирмы  многообразны. Они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг — финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских. 
 

     1.2 Виды фирм
     Фирмы различаются между собой по многим характеристика, по которым и ведется их классификация. Основными признаками классификации фирм по группам являются:
    отраслевая и предметная специализация;
    структура производства;
    мощность производственного потенциала (размер фирмы);
    форма ведения бизнеса.[20]
     Одними  из главных до сих пор считались отраслевые различия выпускаемой продукции, в том числе ее назначение, способы производства и потребления. Уже при создании предприятия четко определяется, для какого конкретного вида продукции (вида работ) оно предназначено. В зависимости от этого фирмы разделяются на:
    промышленные предприятия по выпуску продуктов питания, одежды и обуви; по изготовления машин, оборудования, инструментов, добыче сырья, производству материалов, выработке электроэнергии и другие;
    сельскохозяйственные предприятия по выращиванию зерна, овощей, скота, технических культур;
    предприятия строительной индустрии, транспорта.
     Принадлежность  предприятия к той или иной отрасли производства должна конкретизироваться по видам внутриотраслевой специализации. Крупные предприятия народного хозяйства делятся на более мелкие, специализированные. В силу различных причин специализация предприятия не обязательно совпадает с административной структурой и основной специализацией отрасли. Поэтому в народном хозяйстве используются два вида определения отраслей принадлежности предприятия – по административно-организационному  и продуктовому признакам. При использовании административно-организационного признака учитываются основной заявленный вид деятельности, а также принадлежность предприятия к тому или иному ведомству или фирме (холдингу, концерну).
     В соответствии с продуктовым признаком, то есть с отраслевой принадлежностью  выпускаемой продукции, определяется структура и объем производства по каждой чистой отрасли.[21]
     На  практике все реже встречаются фирмы, отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как правило, большинство из них имеют межотраслевую структуру. В связи с этим по структуре производства предприятия делятся на узкоспециализованные, многопрофильные и комбинированные. Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства. К многопрофильным относят предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. Такие организации чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве. Комбинированные предприятия в классическом виде чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности, в сельском хозяйстве. Суть комбинирования производства состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем в третий вид.
     Группировка предприятий по мощности производственного  потенциала (по размеру предприятия) получила наиболее широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на малые, средние и крупные. При соотнесении предприятия к одной из указанных групп используются следующие показатели:
    численность персонала;
    стоимостной объем выпуска продукции;
    стоимость средств производства.[20]
     Согласно  Гражданского кодекса РФ в России могут создаваться организации с правом юридического лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации). Это могут быть хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Допускается объединение коммерческих организаций в ассоциации и союзы.[17]
     По  формам ведения бизнеса фирмы  подразделяются на индивидуальные владения, товарищества и акционерные общества.
     Индивидуальное  владение, как это уже видно из названия, представляет собой фирму, находящуюся в собственности одного лица (предпринимателя). Эта наиболее простая и поэтому самая распространенная форма хозяйственной организации в действующем российском законодательстве именуется — хозяйственным обществом с единственным участником. Создатель такой фирмы — ее единоличный хозяин, который ни с кем не обязан делиться своей чистой прибылью (чистая прибыль — это часть прибыли, которая остается в распоряжении хозяйственной организации после уплаты налогов и других обязательных платежей). В то же время существуют определенные ограничения возможностей привлечения денежных средств для развития такой фирмы. Владелец такой фирмы, с одной стороны, единолично распоряжается прибылью, полученной в результате ее хозяйственной деятельности, а, с другой стороны, несет единоличную ответственность по всем обязательствам данной фирмы. Эта форма организации бизнеса в странах развитой рыночной экономики лидирует с огромным отрывом.
     Для индивидуального владения характерна концентрация всего пучка прав собственности в руках владельца фирмы. Оно, как правило, более иерархично, по сравнению с другими организационными формами, поскольку команды в такой фирме исходят от одного лица, что связывает воедино принятие решения, оценку этого решения механизмом рынка и экономический результат.[21] Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень трансакционных издержек внутри фирмы - индивидуального владения, связанных с реализацией экономического решения, ниже, чем в более сложных организационных структурах бизнеса.[9]
     Рассмотренный аспект является одним из существенных преимуществ индивидуального владения. Кроме него, преимуществами этой формы организации бизнеса являются:
    простота регистрации при создании;
    налоговые льготы (во многих развитых странах);
    лучшие условия для реализации функции новатора, ввиду отсутствия необходимости согласования решений;
    сильные стимулы к извлечению экономической прибыли.
     Однако, помимо существенных плюсов, индивидуальное владение не лишено ряда недостатков, к основным из которых можно отнести:
    отсутствие дополнительных источников финансирования хозяйственной деятельности (или затрудненный доступ к ним);
    концентрация риска на ограниченной сфере деятельности (нет ресурсов для диверсификации).
    сосредоточение всех функций управления на владельце фирмы (проблема степени его компетентности и распределения рабочего времени);
    высокий уровень ответственности за ошибочные управленческие решения (вплоть до банкротства фирмы и потери личного имущества);
    меньшая стабильность фирмы.
     Малые предприятия в развитых странах  занимают прочные позиции в таких отраслях, как торговля, строительство, автосервис, сфера услуг. При этом осуществляется активная диверсификационная политика малого бизнеса в новые области производства – машиностроение, энергетику, энерготехническую, химическую промышленность, приборостроение, транспортные перевозки коммуникации, телекоммуникации, информационные технологии, а также другие наукоемкие, высокотехнологичные сферы производства.[22]
     Товарищество (партнерство) — форма собственности, при которой фирма находится во владении двух и более физических лиц, не объединенных в одно юридическое лицо.
     Владельцы осуществляют совместное управление деятельностью фирмы, а доля в прибыли каждого из них пропорциональна его доле в уставном капитале. Партнеры несут совместную ответственность по обязательствам фирмы, величина которой определяется как их долей, так и видом партнерства. В зависимости от вида партнерства (полного или предусматривающего ограниченную ответственность) владельцы могут отвечать по обязательствам фирмы всем своим имуществом или в размере доли участия в уставном капитале фирмы. Партнерства являются менее распространенной формой организации бизнеса, однако величина их среднего дохода на одну фирму почти в четыре раза превышает аналогичный показатель для индивидуальных владений.[21]
     К числу преимуществ партнерства  как формы организации бизнеса  следует отнести следующие:
    относительная простота регистрации при создании;
    большие возможности привлечения финансовых ресурсов по сравнению с индивидуальным владением;
    специализация владельцев на отдельных участках управления фирмой;
    регулирование со стороны государства не особенно жесткое.
     Однако, партнерствам присущи и определенные недостатки:
    неограниченная имущественная ответственность по обязательствам фирмы (в случае полного партнерства);
    возможные разногласия между партнерами по реализации прав собственности;
    проблема «припципал-агент» (когда функции управления передаются собственниками наемному руководителю);
    ограниченные возможности доступа к источникам финансирования деятельности;
    выход из дела одного из партнеров требует переоформления     документов фирмы;
    для крупных проектов деньги собрать крайне трудно.[20]
     Акционерное общество (корпорация, компания) — форма собственности, при которой фирма находится во владении множества людей, однако она регистрируется местными или центральными органами власти как единое и самостоятельное юридическое лицо.
     Экономическая природа корпорации и ее организационная  структура сложны и многогранны; не случайно этими проблемами занимается самостоятельная наука - теория организаций.
     В отличие от рассмотренных выше форм организации бизнеса, совладельцами  корпораций могут являться десятки, сотни и даже тысячи экономических  агентов. Уставный (акционерный) капитал корпорации является суммой всех долей участия (паев) различных фирм и граждан.  Каждому из них принадлежит определенное количество единиц уставного капитала - акций. Владелец акций имеет права на долю в прибыли корпорации пропорционально своей доле участия, а тот доход, который начисляется на одну акцию, называется дивидендом. Размер прибыли, подлежащей распределению по итогам хозяйственной деятельности за год, определяется собранием акционеров. Каждый из совладельцев имеет право голоса на годовом собрании, а «вес» этого голоса определяется количеством акций у данного акционера. Несмотря на то, что капитал распределен между большим количеством агентов (так называемая «диффузия собственности»), всегда существует владелец (или группа владельцев), концентрирующий контрольный пакет (50% плюс одна акция). В крупных корпорациях такой пакет, ввиду огромного количества акционеров, может составлять гораздо меньшие значений (3-5%). Собрание акционеров обладает правом назначения управляющих корпораций, осуществляющих текущее руководство деятельность компании.[21]
     Не  вдаваясь в более детальное рассмотрение структуры корпорации, отметим, что, в отличие от индивидуального владения и партнерства, она сталкивается с нарастающей величиной трансакционных издержек внутри фирмы. К числу преимуществ корпорации как формы организации бизнеса относятся:
    возможности привлечения значительных финансовых ресурсов для целей своего развития (выпуск акций и облигаций);
    ограниченная ответствен пo обязательствам фирмы, т. е. только в пределах внесенного пая;
    диверсифицированная по разным рынкам и, возможно, странам деятельность;
    возможности   лоббирования своих интересов   через   механизмы государственной власти.
    максимальная стабильность фирмы при смене ее владельцев
    возможность найма профессиональных менеджеров.
     Недостатками корпорации являются:
сложная процедура регистрации и отчетности перед государственными органами;
    можно потерять контроль над фирмой, если кто-то скупит большое количество акций;
    работа с акционерами требует больших усилий (надо вести реестр акционеров, организовывать выплату дивидендов и т.д.);
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.