На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация и функционирование фискальной политики в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РЕФЕРАТ 

       Курсовая работа: 45 с., 5 рис.,18 источников. 

    ФИКСАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА, СТИМУЛИРУЮЩАЯ, СДЕРЖИВАЮЩАЯ, МУЛЬТИПЛИКАТОР, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ, ЗАКУПКИ, ТРАНСФЕРТЫ, НАЛОГИ.
 
    Объектом  исследования является  г фискальная политика Республики Беларусь.
    Предмет исследования – организация и функционирование фискальной политики в Республике Беларусь
     Цель  работы - анализ осуществления фискальной политики в Республике Беларусь и выявление основных направлений реформирования ее составляющих: бюджетной и налоговой политики.
    При выполнении работы использованы методы балансового и структурного анализа.
    В процессе работы определены теоретические основы организации и функционирования фискальной политики; дана характеристика бюджетной политики Республики Беларусь, приведены показатели исполнения бюджета; выявлены основные черты налоговой политики в Республики Беларусь, определить влияние проведенных налоговых реформ; на основании проведенного анализа предложены основные направления реформирования бюджетной и налоговой политики.
    Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические  и методологические положения сопровождаются ссылками на их авторов.       

__________________________
                                                                              (подпись студента) 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
     СОДЕРЖАНИЕ
  

                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                                                                                           

ВВЕДЕНИЕ

 
 
    Используя ту или иную форму воздействия  на экономику, государство и его  институты выбирает методы, с помощью  которых осуществляет регулирование. Первоначальной задачей государства является стабилизация экономики, которая реализуется фискальной политикой, т.е. через манипулирование государственным бюджетом, государственными расходами и налогообложением.
     Фискальная  политика может преследовать тактические и стратегические цели, в зависимости от того, какой период она охватывает и какой эффект (краткосрочный или долгосрочный) предполагает в качестве результата.
     Целями  государственной фискальной политики могут быть: обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики, ограничение доступа импорта на внутренний рынок и др.
     Государство может оказывать на экономику  прямое и косвенное влияние. Прямое воздействие осуществляется через изменение величины государственных закупок, поскольку они непосредственно включены в формулу совокупного спроса, являясь компонентом совокупных расходов. Косвенное – через изменение величины налогов и трансфертов (в том числе субсидий), поскольку они не входят в формулу совокупного спроса и воздействуют на экономику опосредовано – через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов.
    Исследования  природы налога, влияния налогов  на национальную экономику имеют принципиальное значение для обоснования фискальной политики. С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.
     Объект  исследования – фискальная политика Республики Беларусь.
     Предмет исследования – организация и функционирование фискальной политики в Республике Беларусь
     Целью данной работы является анализ осуществления фискальной политики в Республике Беларусь и выявление основных направлений реформирования ее составляющих: бюджетной и налоговой политики.
       Для реализации этой цели необходимо  решить следующие задачи:
      раскрыть сущность фискальной политики, ее цели, определить виды;
      определить инструменты фискальной политики и охарактеризовать их воздействие на экономику страны;
      выявить недостатки и достоинства фискальной политики;
      дать характеристику бюджетной политике Республики Беларусь, привести показатели исполнения бюджета;
      выявить основные черты налоговой политики в Республики Беларусь, определить влияние проведенных налоговых реформ;
      на основании проведенного анализа предложить основные направления реформирования бюджетной и налоговой политики.
    При написании курсовой работы использованы учебно-методические издания, законы и законодательные материалы, аналитические доклады, источники сети «Интернет». 
 
 
 
 
 

1 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

      Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой  политики
 
 
     Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования  является бюджетно-налоговая политика.
     Под бюджетно-налоговой (фискальной) политикой понимается система регулирования экономики посредством формирования величины и структуры государственных расходов и налоговых платежей. Ее основными целями как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются: обеспечение устойчивого экономического роста; достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции [11, с.90].
     Материальной  основой проведения фискальной политики служит сосредоточение в руках государства натурально-вещественных и финансовых ресурсов, которые перераспределяются между юридическими и физическими лицами в государственных интересах. По существу фискальная политика сводится к формированию и расходованию государственных средств через налоговую и бюджетную системы. Поэтому фискальную политику можно интерпретировать как налогово-бюджетную политику.
     Методы  бюджетно-налоговой политики различаются  в зависимости от того, какая цель признается главной: стабилизация в  краткосрочном периоде или достижение макроэкономического равновесия в долгосрочном периоде для создания условий экономического роста. 

      Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
 
     Инструменты бюджетно-налоговой политики могут  использоваться для стабилизации экономики  на разных фазах экономического цикла. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую политику.
     Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика (фискальная экспансия) в краткосрочном периоде имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде снижение налогов может привести к расширению факторов производства и стимулированию экономического роста. Осуществление этих целей связано с проведением налоговой реформы и оптимизацией структуры государственных расходов [17, с.104].
     Сдерживающая  бюджетно-налоговая  политика (фискальная рестрикция) предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер с целью ограничения циклического подъема экономики. В краткосрочном периоде эти меры позволяют снизить инфляцию со стороны спроса. В долгосрочной перспективе она может привести к спаду производства и развертыванию механизма стагфляции [11, с.91].
     Согласно  классической концепции фискальная политика рассматривается лишь как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика. Классическая концепция основывается на логике рикардианства, согласно которой инструменты фискального воздействия приводят лишь к перераспределению средств от частного сектора к государственному, но не влияют на значения реальных переменных (национального дохода и занятости) в экономике.
     Согласно  кейнсианской концепции фискальная политика является основным инструментом макроэкономического регулирования, так как по мере роста государственных расходов растет совокупный спрос и национальный доход. Прирост последнего обеспечивает рост сбережений, который является дополнительным источником финансирования государственных расходов. При этом фискальная политика особо эффективна в период экономического спада как стимулирующая политика.
     Пусть экономика находится в состоянии  депрессии (экономического спада). Такое состояние характеризуется следующим:
    предложение благ высокоэластично по цене, поэтому кривая совокупного спроса AD пересекает кривую совокупного предложения AS на кейнсианском отрезке, при этом совокупный спрос низкоэластичен по цене, кривая AD0 имеет крутой наклон (рис. 1.1, А);
    уровень безработицы высок, поэтому предложение труда неэластично по его цене и равновесие на рынке труда устанавливается на вертикальном участке кривой предложения труда NS (рис.1.1, С, где NS – предложение труда, ND – спрос на труд, W – номинальная заработная плата).
     Предположим, что государство в целях преодоления  экономического спада увеличивает  госрасходы на величину ?G. В результате эффективный спрос возрастает с Y0 до Y1. Величина эффективного спроса проецируется на график производственной функции Y(N) (рис. 1.1, В), в результате определяется спрос на труд. Вследствие роста эффективного спроса кривая совокупного спроса также сдвигается вправо с AD0 до AD1. Это вызовет, в свою очередь, рост спроса на труд и рост занятости с N0 до N1 при неизменном предложении труда (рис. 1.1).

    Рисунок  1.1.  Стимулирующая фискальная политика в кейнсианской концепции
    Примечание: Источник [11, с.91]
     Таким образом, в результате фискальных мероприятий  в экономике наблюдается оживление  экономической активности при некотором росте уровня цен. Однако новое равновесие устойчиво только в краткосрочном периоде, рано или поздно владельцы факторов производства будут корректировать предложение труда с учетом роста цен. Тогда по мере движения кривой NS в сторону от начала координат занятость начнет убывать, и положительные эффекты стимулирующих фискальных мероприятий пропадут.
     В теории монетаризма, как и в других портфельных теориях, большое значение придается тому влиянию, которое оказывают на экономику решения экономических субъектов по оптимизации портфелей своих активов. Принципиальное отличие монетаристского подхода от кейнсианского заключается не в количественном увеличении элементов портфеля активов с двух до пяти, а в том, что в монетаристском портфеле представлен весь сектор имущества: не только финансовые активы, но и реальный капитал, реальные блага (предметы потребления длительного пользования), факторы производства (человеческий капитал) [12, с.127]
     При условии, что дефицит государственного бюджета обслуживается путем эмиссии государственных облигаций, любые изменения в государственной задолженности приводят к изменению объема обращающихся государственных облигаций. Последнее экономические субъекты воспринимают, во-первых, как изменение объема своего имущества; во-вторых, как нарушение оптимальной структуры портфеля. Действия, предпринимаемые субъектами в ответ на указанные изменения, непосредственным образом влияют на экономическую конъюнктуру и реальные переменные в экономике. Механизм этого влияния выражается через два известных эффекта: эффект имущества и эффект субституции.
     Эффект  имущества: рост государственной задолженности  вызывает прирост обращающихся государственных  облигаций. Прирост государственных облигаций в своих портфелях экономические субъекты оценивают как прирост своего имущества в целом, а так как объем их потребления основывается на оценке величины имущества, то потребительские расходы возрастают, что приводит к росту совокупного спроса и национального дохода.
     Эффект  субституции: рост государственной задолженности вызывает прирост обращающихся государственных облигаций. Однако вновь выпускаемые облигации будут размещены при условии, что процентные выплаты по ним окажутся выше, чем по уже обращающимся облигациям, что вызовет рост процентной ставки по облигациям. В случае, если финансовые активы и реальный капитал взаимозаменяемы, повышение доходности по облигациям вызовет рост требований и к доходности акций, что равносильно снижению спроса на реальный капитал и, следовательно, сокращению инвестиционного спроса. Последнее оказывает понижающее воздействие на совокупный спрос и национальный доход.
     Действие  эффектов имущества и субституции  прямо противоположное, если первый усиливает стимулирующее воздействие  фискальной политики, то второй, наоборот, – снижает его. Поэтому оценка окончательного воздействия фискальных мероприятий на совокупный спрос и национальный доход зависит от степени взаимозаменяемости активов и, соответственно, от характера действия экономических субъектов по оптимизации структуры своих портфелей в ответ на изменение доли и доходности какого-либо актива. 
 
 
 
 
 
 
 

2 ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

    2.1 Государственные  закупки. Мультипликатор  государственных  закупок

 
     Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции. Эта политика связана, прежде всего, с осуществлением правительственных программ занятости, социальной программы, а также с изменениями налоговой системы  [11, с.92].
     Государственные расходы делятся на трансформационные (государственные закупки) и трансфертные расходы. К государственным закупкам (G) относят государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплату из бюджета заработной платы. При трансфертных расходах (tr) затраты государства выступают как прямая передача средств. Среди трансфертных расходов – субсидии, пособия домашним хозяйствам, социальное обеспечение (за счет бюджета финансируются в основном начальное и среднее образование, медицинская помощь для бедных слоев населения, противоэпидемические мероприятия, культурные и др.). Отличие между двумя этими видами расходов состоит в том, что государственные закупки изменяют величину национального дохода, а трансфертные платежи лишь означают его перераспределение.
     Государство может оказывать на экономику  прямое и косвенное влияние. Прямое воздействие осуществляется через  изменение величины государственных закупок, поскольку они непосредственно включены в формулу совокупного спроса (AD = C + I + G), являясь компонентом совокупных расходов. Косвенное – через изменение величины налогов и трансфертов (в том числе субсидий), поскольку они не входят в формулу совокупного спроса и воздействуют на экономику опосредовано – через изменение величины потребительских (С) и инвестиционных расходов (I).
     При этом рост государственных закупок  увеличивает совокупный спрос, а  их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса. Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы; с другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.
     Рост  налогов действует в противоположном  направлении. Увеличение налогов ведет  к снижению и потребительских (поскольку  сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку  сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно, снижение налогов увеличивает совокупный спрос.
     Используя кейнсианскую модель макроэкономического  равновесия, рассмотрим механизм воздействия дискреционной фискальной политики.
     Экономика находится в равновесии, если фактические  расходы (Y) равны планируемым (E). В закрытой экономике E = C + I + G, а равновесие достигается в точке А, где Y = E (рис. 2.1).
     

    Рис.  2.1.  Влияние увеличения государственных расходов на доход
    Примечание: Источник [11, с. 92]
     Рассмотрим  воздействие изменения государственных  расходов. При росте государственных  расходов на DG кривая планируемых расходов сдвигается вверх на величину, равную DG, равновесие перемещается из точки А в точку В, объем производства увеличивается с Y1 до Y2 на величину DY, причем DY больше DG (рис. 2.1).
     Отношение DY/DG изменения национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов называется мультипликатором государственных расходов.
     Мультипликативный процесс начинается, когда расходы  возрастают на DG, что означает увеличение дохода на эту же величину, что, в свою очередь, увеличивает потребление на mpc?DG (в соответствии с функцией потребления C = a + mpc ? Y, где mpc – предельная склонность к потреблению. Мультипликатор государственных расходов:
                                                                                    (2.1)
     Алгебраически величина мультипликатора государственных  расходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:
                                                                                           (2.2)
     Подстановка функции потребления в основное макроэкономическое тождество позволяет определить равновесный объем производства:
        (2.3)
где a + I + G – автономные расходы, не зависящие от величины дохода;
                                  – мультипликатор.                           (2.4)
     Основным  фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению mpc. Чем больше mpc, тем больше крутая кривая планируемых расходов E и тем больше величина мультипликатора государственных расходов. Следует иметь в виду, что эффект мультипликатора имеет и обратную направленность (при сокращении государственных расходов объем национального выпуска мультипликативно уменьшается). 

    2.2 Социальные выплаты  (трансферты), их влияние  на совокупный  выпуск

 
     Так же, как изменения государственных  закупок, на величину национального  дохода действуют изменения трансфертных выплат как составляющей государственных расходов. Однако их влияние на совокупный спрос и на объем национального производства меньше. Это объясняется тем, что только часть трансфертных выплат население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупный спрос. Трансферты, являясь экзогенной величиной, оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения.
     Мультипликатор  трансфертов – отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению трансфертных расходов, равен
                                                                                           (2.5)
     Алгебраически величина мультипликатора трансфертов  может быть найдена в результате решения системы уравнений:
                                                                              (2.6)
где располагаемый доход Yd=Y – T;
   T – налоги;
   tr – трансферты.
     Подставим функцию потребления в основное макроэкономическое тождество и перегруппируем:
 
    (2.7)

     Таким образом, мультипликатор трансфертов:
                                           .                                               (2.8)
     Эффект  мультипликатора предполагает, что  следствием бюджетно-налоговой политики может быть большее, в сравнении  с изменением объема государственных расходов, увеличение совокупного спроса и равновесного дохода. Однако экономическая политика может сопровождаться другим эффектом, действующим в противоположном направлении. Увеличение государственных расходов стимулирует спрос на товары и услуги, что приводит к повышению спроса на деньги. При заданном их предложении ставка процента повышается. Следствием этого становится сокращение совокупного спроса, поскольку снижается спрос на производственные капиталовложения и инвестиции в жилищное строительство. Таким образом, рост государственных расходов ведет к увеличению спроса на товары и услуги, но следствием данного процесса может быть вытеснение инвестиций. Уменьшение совокупного спроса, вызванное повышением процентной ставки вследствие бюджетной экспансии, называется эффектом вытеснения.

    2.3 Налогообложение. Налоговый мультипликатор

 
     Одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций. Для соответствия основополагающим принципам при построении налоговой системы используются различные виды налогов.
     В макроэкономике налоги делятся на: автономные (аккордные), которые не зависят от уровня дохода (обозначим Тa), и подоходные, величину которых будем определять t ? Y, где t – предельная налоговая ставка. Предельная налоговая ставка – это соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода
                                                                                                         (2.9)
     В рамках кейнсианской модели налоги, так  же, как и государственные расходы, действуют на объем национального  производства с мультипликативным  эффектом.
     Рассмотрим  сначала действие мультипликатора  автономных налогов.
     Уменьшение  налогов на величину DT увеличит планируемые расходы на mpc?DT. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с Y1 до Y2 на величину равную DY (рис. 1.3).
                                                                               (2.10)
     где налоговый мультипликатор – отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению налогов. 

     

    Рис.  2.2.  Влияние снижения налогов на равновесный доход
    Примечание: Источник []
     Следует обратить внимание, что мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на доход обратное.
     При наличии подоходного налога соответственно мультипликатор налогов равен: , а мультипликатор трансфертов: . 

3 НЕДИСКРИЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: «ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ»

 
     В результате циклических колебаний  совокупного дохода бюджетный дефицит, как и излишек, может возникать  автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики. Фискальная политика, предполагающая автоматическое изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода, называется недискреционной фискальной политикой. Она предполагает автоматическое увеличение чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста валового национального продукта (ВНП), и наоборот, что оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.
     Встроенный (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в странах с рыночной экономикой обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система социальных пособий. Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.
     К автоматическим стабилизаторам относятся: подоходный налог, косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную  стоимость), пособия по безработице и социальные выплаты. В период спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту социальных выплат и дефициту государственного бюджета. В период подъема, наоборот.
     Встроенные  стабилизаторы не следует смешивать  с такими элементами самоорганизации  рыночного механизма, как: гибкость цен, перелив капиталов из нерентабельных в прибыльные отрасли, формирование потребительского спроса не только в зависимости от текущего, но и от ожидаемого в будущем дохода.
     Рассмотрим  механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику. Подоходный налог действует следующим образом: если по каким-либо причинам в экономике наступает падение инвестиционного спроса, то за ним последует падение совокупного спроса, а это в силу мультипликативного эффекта вызовет еще большее падение равновесного уровня дохода Y. Однако наличие налоговой ставки t на доходы, поскольку налоговая функция имеет вид Т = Тa + t?Y, уменьшает величину мультипликатора, и это уменьшение будет тем больше, чем выше значение t.
     Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. В условиях экономической активности, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.
     Что касается пособий по безработице  и по бедности, то общая сумма  их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и их доходы сокращаются) и уменьшается при подъеме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.
     Хотелось  бы отметить, что увеличение степени  встроенной стабильности экономики противоречит другой, более долгосрочной цели фискальной политики – укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, предпринимательскому риску и труду оказываются относительно сильнее при сравнительно более пологой кривой налоговой функции, что может быть достигнуто путем снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровождается сокращением величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, а, следовательно, и снижением степени встроенной стабильности экономики. Выбор между краткосрочными и долгосрочными эффектами фискальной политики является сложной макроэкономической проблемой как для промышленно развитых, так и для переходных экономик.
     Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах (излишках) нельзя оценивать эффективности мер фискальной политики, т.к. наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости. 

4 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 
    Оценивая эффективность фискальной политики, которая является важнейшим инструментом воздействия государства на экономику, необходимо отметить ее некоторые недостатки  и достоинства.
     К достоинствам фискальной политики следует отнести:
     1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
     2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.
     3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.
     Недостатки  фискальной политики:
     1. Эффект вытеснения. Часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.
     2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к «перегреву» и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.
     3. Неопределенность. Неопределенность касается проблемы идентификации экономической ситуации. Бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбора типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики.
     4. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики – монетаристы, сторонники теории экономики предложения и теории рациональных ожиданий считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Дж. Кейнс, получили название «дефицитного финансирования», а проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.
    Рассмотрим  особенности бюджетно-налоговой  политики в Республике Беларусь.
    С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный  кодекс Республики Беларусь. Его разработка была продиктована необходимостью обеспечить полное системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется бюджетный процесс [3].
    Сферой  правового регулирования Бюджетного кодекса определены отношения, возникающие  в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
    В состав Кодекса вошли нормы действовавших  ранее законов в этой сфере  – в значительно расширенном  и актуализированном виде, и введены  новые положения, необходимые для  решения вопросов, стоящих в настоящее время перед экономикой.
    В Кодекс включены нормы, регулирующие основные положения составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных  бюджетов, что дает возможность для  совершенствования системы межбюджетных отношений, повышения ответственности и заинтересованности местных органов власти в эффективности использования бюджетных средств.
    В рамках систематизации бюджетного законодательства в Бюджетном кодексе пересмотрен  понятийный аппарат, терминология изложена в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь. Учтена практика применения Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», других законодательных актов, регулирующих вопросы бюджетных отношений, и положительный опыт формирования бюджетного законодательства в странах СНГ и других государствах.
    На  постоянной основе установлено разграничение  доходных источников и расходных  полномочий между бюджетами разного  уровня бюджетной системы Республики Беларусь на основе сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов и с учетом закрепленных за ними функций.
    В отдельный раздел Бюджетного кодекса  выделены вопросы межбюджетных отношений, включая формы финансовой помощи нижестоящим бюджетам, условия и  порядок ее предоставления.
    С учетом допустимых параметров финансовой безопасности Республики Беларусь в  законопроекте установлены основные нормы в области заимствований местных бюджетов.
    В Кодекс включены вопросы формирования бюджета в разрезе бюджетных  программ и в состав бюджетной  классификации включена программная  классификация расходов бюджета. Функциональная классификация расходов бюджета по разделам и подразделам устанавливается согласно приложению к Кодексу.
    Предусмотрено внедрение метода среднесрочного финансового  планирования (3-х летнее бюджетное  планирование) и других современных  подходов бюджетной политики.
    Нормы Кодекса учитывают опыт применения бюджетного законодательства в странах  СНГ и современные методологические подходы к его разработке, гармонизированы  с бюджетным законодательством  в рамках Союзного государства и  ЕврАзЭС.
    В целях усиления контроля за экономным и эффективным использованием бюджетных средств Министерством финансов был реализован комплекс мер антикризисного характера по ужесточению бюджетной политики.
    Были  предприняты следующие ключевые шаги, направленные на сбалансированность консолидированного бюджета сектора государственного управления и выполнение принятых бюджетных обязательств:
    с целью ограничения бюджетных расходов  проведена инвентаризация государственных программ, в ходе которой принимались решения о сокращении непервоочередных расходов и переносе отдельных мероприятий, в первую очередь инвестиционных, на последующие годы;
    сокращение текущих и капитальных расходов бюджетных организаций. При этом в полном объеме обеспечено финансирование расходов бюджетных организаций на выплату заработной платы, трансфертов населению, оплату коммунальных услуг;
    проводилась работа по расширению адресной социальной помощи населению;
    предприняты меры по компенсации недопоступления налоговых доходов за счет увеличения неналоговых доходов, включая поступления от управления средствами бюджетов, доходы от осуществления приносящей доходы деятельности и компенсации затрат государства, прочие неналоговые доходы бюджетов;
    обеспечено привлечение внешних государственных заимствований от международных финансовых организаций и по двусторонним соглашениям для целей формирования государственных золотовалютных резервов.
    С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и  социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года № 70-З «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год» и в 2010 году не входит в состав республиканского и консолидированного бюджетов. В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.
    В январе-июне 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 22,1 трлн. рублей, что на 8,2% больше, чем в январе-июне 2009 года (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, – на 1,5%), рис 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в январе-июне 2009 года до 31,8% в январе-июне текущего года [4].
    
    Рисунок  2.1. Динамика поступления доходов консолидированного бюджета
    Примечание: Источник [4]
    Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с январем-июнем 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 18,1%, налога на прибыль – на 17,7%, акцизов – на 15,5% в реальном выражении, приложение 1.
    Доля  НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых  доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,2%. При этом 31,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 13,3% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.
    Расходы консолидированного бюджета в январе-июне 2010 года профинансированы в сумме 24,3 трлн. рублей. По сравнению с январем-июнем 2009 года расходы в реальном выражении  увеличились на 3,6%.
    Расходы консолидированного бюджета в разрезе  функциональной классификации увеличились  по всем разделам, кроме «Национальной  экономики». Наиболее значительно (в  реальном выражении) возросли расходы  по разделам «Социальная политика»  – на 22,3%, «Общегосударственные расходы» - на 12,7% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 16%), «Здравоохранение» - 7,1%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 10,7%.
    Рост  расходов по разделу «Социальная  политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. За шесть месяцев текущего года на эти цели направлено в 1,5 раза в реальном выражении средств больше, чем за тот же период 2009 года. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в январе-июне 2010 года в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с январем-июнем 2009 года на 1,4 процентных пункта, рис. 2.2.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.