На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социально-психологическая проблема суицидальных наклонностей подростков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Суицид (суицидальное поведение) как  объект социально-                   педагогической работы…………..........................................................
 
6
         1.1 Сущность и причины суицидального поведения подростков…….. 6
         1.2 Типология суицидов подростков…………………………………….. 14
Глава 2. Содержание социально-педагогической работы в направлении                суицидального поведения подростков……………………………….
 
20
         2.1 Сущность, функции и цели социально-педагогической работы в                сфере суицидального поведения  подростков………………………..
 
20
         2.2 Направления социально-педагогической  работы в сфере                 суицидального поведения подростков………………………………
 
22
Заключение………………………………………………………………………. 35
Список  использованной литературы…………………………………………... 37
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Ежегодно  в мире 500 миллионов человек кончают  жизнь самоубийством, т.е. осознано лишают себя жизни. Число незавершенных  суицидальных действий превышает миллионы1
     Количество  самоубийств среди подростков за последние 15 лет удвоилось, а в  некоторых странах даже утроилось (Франция) и стоит на 2-3 месте среди  причин смертей подростков. Наибольшая частота самоубийств приходится на возраст в 15-24 года. За прошедшие 30 лет число суицидов у 5-14- летних выросло в 8 раз2.
     Показатели  суицидов в России в возрастной группе 15-21 год в 1990 г. составляли 28,6 / 100 000 у  юношей и 6,6 у девушек, а в 2003 г. выросли  до 53,2 и 9,0 соответственно, что выше в сравнении с США в 2-3 раза3
     Приведенная статистика свидетельствует о чрезвычайной ситуации в психологическом состоянии  подростков и отсутствии должной  социально-педагогической поддержки  в направлении такого объекта, как  суицидальное поведение подростков.
     Актуальность  исследования решения проблем суицида  подростков с точки зрения социально-педагогических технологий подтверждается отсутствием  научных работ в данной области. В любом учебнике по социальной работе можно найти различные программы  и системы работы с инвалидами, пожилыми людьми, беспризорниками, наркоманами, детьми-сиротами, беженцами и другими социальными группами, но только не с подростками, имеющими проявления суицидального поведения.
     Отсутствует и достаточный практический опыт (либо его освещение в печати) в педагогической работе по профилактике суицидального поведения подростков. Как правило, работа с такими подростками включена в рамки программ социально-психологической поддержки неполных семей, детей-сирот и беспризорников. Однако, довольно часто проявление суицидального поведения подростков отмечаются в «нормальных» обеспеченных семьях.
     Проблеме  суицидального поведения посвящено  достаточно большое количество исследований в психологической науке. Среди  них следует отметить фундаментальные работы таких авторов, как: Э. С. Шнейдман и И. Паперно. Так, исследования ведущего американского суицидолога, основателя и руководителя центров исследований и профилактики самоубийств в США и основателя Американской Ассоциации Суицидологи, Э.С. Шнейдмана представлены множеством статей и книг. В работе использована его монография «Душа самоубийцы» (2001)4, в которой предпринимается попытка по-новому рассмотреть суицидальные явления и их психологические корни.
     Самоубийство  как культурный институт рассматривается в одноименном исследовании Ирины Паперно5. В ее работе анализируются медицинские и исторические источники, газетные хроники и журнальные дискуссии, предсмертные записки самоубийц и художественная литература.
     Проблемам суицидального поведения подростков и молодежи посвящена отдельные главы в учебных изданиях А.Н. Исаева «Детская медицинская психология»6 и «Социология молодежи».7
     Представляет  интерес с точки зрения социальной работы с подростками, имеющими проявления суицидального поведения, учебное пособие С.В. Тетерского8, книга для учителя А.Д. Андреевой9; публикации практического характера в специализированной прессе10.
     Однако, анализ литературы по проблеме суицидального  поведения подростков позволяет  отметить, что в большинстве исследований представлен в большей степени психологический аспект рассматриваемой проблемы, нежели социально-педагогический. Как отмечалось выше, недостаточно литературы по организации социольно-педагогической помощи и технологиям  работы с подростками, имеющими проявления суицидального поведения.
     Вышеизложенное  подтверждает актуальность и необходимость  изучения проблемы организации социально-педагогической работы в сфере суицидального поведения подростков 
     Цель  настоящего исследования – проанализировать основные направления организации социально-педагогической работы в сфере суицидального поведения подростков.
     Задачи  исследования:
     - рассмотреть суицид (суицидальное  поведение) как объект социально-педагогической  работы;
     - представить содержание социально-педагогической работы в сфере суицидального поведения подростков.
     В соответствии с поставленными задачами построена и структура курсовой работы. Так, в первой главе рассмотрены  вопросы понятия, и причин суицидального  поведения подростков; выявлены особенности  суицидального поведения подростков и представлена типология подростковых суицидов. Вторая глава посвящена непосредственно сущности, функциям и целям социально-педагогической работы в сфере суицидального поведения подростков. Здесь же рассмотрены основные технологии (методы) социально-педагогической работы в сфере суицидального поведения подростков.
     Предмет исследования – технологии социально-педагогической работы. Объект исследования - суицидальное поведение подростков. 
 

1  СУИЦИД (СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ) КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 

1.1 Сущность  и причины суицидального поведения  подростков 

      Самоубийство, суицид, суицидальное поведение (от лат. Sui - себя, caedere - убивать) - намеренное лишение себя жизни. В русском языке словом «самоубийство» обозначается и индивидуальный поведенческий акт, и относительно массовое, статистически устойчивое социальное явление. «Суицидальное поведение включает завершенное самоубийство, суицидальные попытки (покушения на свою жизнь) и намерения (идеи)»11.
      С.В. Тетерский, давая определение понятию самоубийство, отмечает, что «под самоубийством понимают:
      1) индивидуальный поведенческий акт,  лишение себя жизни конкретным  человеком;
      2) относительно массовый добровольный  уход из жизни некоторого количества  людей.
      В узком, медико-правовом смысле самоубийство означает вид насильственной смерти с указанием ее причины.
      В широком смысле суицид – вид саморазрушительного  поведения, к которому относятся  пьянство, курение, употребление наркотиков, переедание, альпинизм, мотогонки и т.п.»12
      Самоубийство - очень сложный многогранный феномен, аккумулирующий проблемы философские (утрата смысла жизни)13 и психологические (психологическая дезадаптация, фрустрация), социальные (социальная неустроенность, неудовлетворенность, утрата статуса, престижа и т. п.) и нравственные, правовые и медицинские (тяжелая неизлечимая болезнь, психическое расстройство).
      Вопрос  о том, что считать самоубийством, на первый взгляд, вполне очевиден: намеренное лишение себя жизни. Тем не менее, при анализе данного социального отклонения выясняется, что не все так очевидно. Дело в том, что самоубийство зачастую граничит с несчастным случаем или убийством. Все эти три вида лишения человека жизни имеют сходные признаки и являются насильственной смертью.
      К самоубийству нельзя относить причинение себе смерти в состоянии невменяемости. Не является самоубийством причинение себе смерти по неосторожности.
      Для лишения себя жизни может быть использован любой способ. Чаще всего встречаются: повешение, отравление ядом или газом, применение оружия, падение с высоты, утопление.
      Развернутое представление о том, что считать  суицидом, дано в книге «Определение самоубийства» одного из создателей суицидологии Е.С. Шнейдмана (1985)14. В ней он сформулировал общие характеристики самоубийства.
      Эти характеристики мотивационной теории суицидального поведения относятся как к взрослым, так и к подросткам. План в отношении самоубийства у любого суицидента одинаков - утолить душевную боль, уменьшить страдания, возникшие в силу фрустрированных психологических потребностей.
      В исследованиях психологов отмечается, что самоубийство не происходит случайно. Для людей с суицидальными  наклонностями это  способ разрешения жизненной проблемы, это единственно  доступное из всех возможных решений на почти неразрешимый вопрос о том, что делать в сложившейся сложной ситуации.
      Самоубийство  порождается комбинациями нереализованных, заблокированных или неудовлетворенных  психологических потребностей. Они причиняют душевную боль и толкают на суицидальные действия. С точки зрения суицидента,  именно суицид направлен на преодоление фрустрации стремлений.
      Важно подчеркнуть, что в суицидальном состоянии у суицидента проявлением  эмоционального состояния является нe враждебность, а бессильная внутренняя опустошенность, унылое ощущение, что все вокруг совершенно безнадежно, а сам человек беспомощен, что-либо изменить.
      Суициденты  испытывают двойственное отношение  к жизни и смерти, даже в тот  момент, когда кончают с собой. Они желают умереть, но одновременно хотят, чтобы их спасли. Именно эта их амбивалентность дает деонтологическое основание для терапевтического вмешательства.
      Суицид - более или менее преходящее психологическое  состояние и аффективной и интеллектуальной сферы. Туннельное сознание - резкое ограничение выбора вариантов поведения, обычно доступных сознанию данного человека в конкретной ситуации, если его мышление в состоянии паники не стало дихотомическим (либо - либо; все или ничего). Ответственность, например, отсутствует в поле сознания. Суицидент находится вне пределов досягаемости воспоминаний.
      Для выяснения сущности самоубийства важную роль играет его оценка в обществе. Рассматривая самоубийство с позиций  морали, следует признать, что такой  способ ухода из жизни не отвечает идеалам совершенной личности. В связи с этим обоснована постановка вопроса о дифференцированном подходе к оценке лишения себя жизни. Исключения составляют лишь те случаи, когда они совершаются в состоянии крайней необходимости - чтобы спасти жизнь других людей или самопожертовование.
      Самоубийства  свидетельствуют о наличии в  обществе, в межличностных отношениях проблем, которые человек не может  или не считает необходимым разрешить  обычным общепринятым путем, о переживаниях, связанных с личным горем, разочарованиями, пессимизмом. Самоубийства являются одной из распространенных причин смертности населения. Покушение на самоубийство нередко влечет за собой длительную болезнь, а иногда и инвалидность.
      Одна  их главных тенденций - это связь  самоубийств с общественно-политической обстановкой в стране, и здесь четко прослеживается закономерность уменьшения суицидов при общественном подъеме, при оживлении в политике, экономике, культурной жизни общества и увеличения - при общественных" спадах.
      Итак, сущность суицида заключается в намеренном лишении себя жизни, которое порождается комбинациями нереализованных, заблокированных или неудовлетворенных психологических потребностей. Это способ решения проблемы, возникающий на фоне  туннельного сознания - резкого ограничения выбора вариантов поведения.
      Суицидальное  поведение подростков, так же как  и у взрослых, основано на желании  уменьшить страдания, возникшие  в силу фрустрированных психологических  потребностей. Однако оно в большей  степени основано на присущем данному возрасту (12-15 лет) максимализму, как проявлению поведенческих реакций, и желанию привлечь внимание к своей проблеме.
      Каковы  основные факторы, способствующие попыткам суицида у подростков, и насколько они сегодня существенны в нашем обществе? По мнению исследователей15, на первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с родителями (примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом), на втором месте - трудности, связанные со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.
      Причинами суицидов, по мнению А. Е. Личко, могут  быть:
      1) потеря любимого,
      2) состояние переутомления, 
      3) уязвленное чувство собственного достоинства,
      4) разрушение защитных механизмов  личности в результате алкоголизации,  наркотизации,
      5) отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство,
      6) различные формы страха, гнева и печали по разным поводам16.
      К этиологическим факторам суицидального поведений у здоровых подростков относят:
      1) дезадаптацию из-за нарушения социализации, при несоответствии притязаний;
      2) конфликты с семьей, в связи с неприятием системы ценностей старшего поколения;
      3) алкоголизацию и наркотизацию  как почву для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации17.
      В. Т. Кондратенко причинами самоубийств  считает болезненные состояния - 26% (психозы - 10%, пограничные состояния - 15%, соматические заболевания - 1%), трудную семейную ситуацию - 12%, сложную романтическую ситуацию - 18%, нездоровые отношения со сверстниками - 15%, нездоровые отношения со взрослыми (в том числе с учителями) - 8%, боязнь ответственности и стыд за совершенное правонарушение - 7%, алкоголизацию и наркотизацию - 5%, прочие и невыясненные причины - 9%18.
      По  мнению X. Ремшмидта (1994)19, среди этиологических факторов суицидальных попыток в период взросления наиболее распространены (наряду с психическими заболеваниями) проблемы идентичности и специфические для данного возраста конфликты. Суицидальные мысли и фантазии в этот период очень широко распространены: около половины молодых людей сообщают, что в тот или иной период переживали подобные состояния.
      К факторам, обусловливающим и провоцирующим  суицидальные попытки у подростков, относятся наряду с тяжелыми психическими заболеваниями конфликты самооценки, одиночество, нарушение межличностных отношений, неудовлетворенность своей внешностью (комплекс Терзита), разочарование в отношениях с представителями противоположного пола, депрессивные состояния. Часто эти попытки оказываются спровоцированными сугубо ситуативными факторами, которые спустя год-два утрачивают всякую значимость.
      М. В. Горская указывает на следующую  этиологию суицидального поведения подростков.
      1. Проблемы во взаимоотношениях  с родителями, которые зависят  от степени понимания ими своих  детей, сопереживания, нормативности отношений.
      2. Проблемы в школе, чаще связанные  с личностью учителя (авторитарной, попустительской, сотрудничающей), социометрическим статусом подростка в классе (лидер, изгой и т. д.) и личностными отношениями к успеваемости, факторам жизненных перспектив.
      3. Проблемы во взаимоотношениях  со сверстниками: обращение с  друзьями (наличие близкого друга,  принадлежность к неформальному объединению), межполовое общение (любовь, конфликты с противоположным полом)20.
      Выявлено 4 вида причин, в которые группируются 17 ситуаций, субъективно для подростков не разрешимых и не совместимых с  жизнью:
      - семейные проблемы — непонимание родителями, развод, смерть
одного  из родителей;
      -  личностные проблемы — одиночество,  бездарность, наличие врагов, провал  на экзамене, болезнь, инвалидность;
      - любовные проблемы - несчастная любовь, измена любимого изнасилование,  ранняя беременность, импотенция (у мужчин) или бесплодие (у женщин);
      -  экономические проблемы - безденежье, отсутствие жилья, безработица21.
      Выделяют 5 групп психологических потребностей, фрустрации которых объясняют большинство самоубийств:
      1)  неудовлетворенные потребности в любви и принятии, которые связаны с фрустрацией стремления к поддержке и аффилиации;
      2)  нарушение контроля, предсказуемости и организованности, связанные с фрустрированными потребностями к достижению, автономии, порядку и пониманию;
      3)  нарушение образа «Я» и избегание стыда, поражения, унижения или позора, обусловленные фрустрированными потребностями в аффилиации, самооправданием и избеганием стыда;
      4)  разрушенные значимые отношения,  с возникшим вследствие этого  горем и чувством потери, связанными с фрустрированными потребностями в аффилиации и заботе о другом;
      5) чрезмерный гнев, ярость и враждебность, вызванные фрустрированными потребностями  в доминировании, агрессии и  противодействии22.
      Однако  в жизни существует более пяти типов самоубийств. Профессионал, работающий с подростками, дожжен исполнять роль «поводыря», помогающего пациенту пройти критический этап взросления. Суицидальные действия у подростков часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Такой их характер встречается и в период взросления, но в большинстве случаев у подростков суицидальные попытки становятся завершением длительного кризиса или ситуации, которую, как показывает ретроспективный анализ, во многих случаях можно было предусмотреть.
      Представляется, что все рассмотренные факторы, способствующие попыткам суицида у подростков, можно объединить в 3 группы: психологические, социально-педагогические и медицинские (клинико-патологические).
      В основе первой группы факторов лежит  низкая самооценка подростков; в основе второй группы факторов – дезадаптация как нарушение взаимоотношений в коллективе: в семье (с родителями), в школе ( с педагогами и сверстниками); третью группу факторов отличает психическая патология (врожденные заболевания психического характера).
      Вне зависимости от типа факторов, лежащих  в основе суицидального поведения  подростков, отличительной чертой исследуемого явления (суицидального поведения  подростков) является имитационное поведение.
      Таким образом, анализ сущности суицидального  поведения свидетельствует о том, что это – реакция подростка на психологическую боль, проявляющаяся в намерениях (идеях), суицидальных попытках (покушениях на свою жизнь) и завершенном самоубийстве подростков, в основе которых лежат причины низкой самооценки и сложных взаимоотношений  с родителями и сверстниками.
     Вместе  с тем, самойбиуйство подростка  – это способ оказать влияние  на других людей: продемонстрировать свое состояние, избавление от плохого обращения; демонстрация любви; оказание влияния  на другого; призыв к помощи.  
     Определяющую  роль в суицидальном поведении подростков занимают факторы нарушения взаимоотношений  как со взрослыми, так и со сверстниками. Именно это обуславливает необходимость  проведения социально-педагогической работы в сфере суицидального поведения подростков. 

1.2 Типология  суицидов подростков 

      Как отмечалось выше, суицидальное поведение  объединяет все проявления суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения. Оно имеет  три основные разновидности. 
      Психотерапевт Юрий Поляков на основе длительных наблюдений выделил три основных типа суицидального поведения:   демонстративное, аффективное и  истинное23.
      Демонстративный тип (театральное разыгрывание сцен с изображением попыток самоубийства безо всякого намерения действительно покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут) характеризуется стремлением показать реальность суицидных намерений. Его целью является привлечение или возврат утраченного внимания, желание вызвать жалость, сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей, наказать обидчика, обратив на него возмущение окружающих, или чтобы доставить ему серьезные неприятности. Как правило, такие суицидные попытки совершаются открыто, громко и артистично. Тем не менее, этот вид поведения требует к себе серьезного отношения, так как нередки случаи, когда суицидная попытка, начавшаяся как демонстрация, из-за нелепой случайности может окончиться катастрофой.
      Аффективный тип (суицидальные попытки, совершаемые в состоянии аффекта (сильного и относительно кратковременного эмоционального переживания), который может длиться всего несколько минут, но иногда в силу напряженной ситуации может растягиваться на часы и сутки) определяется тем, что попытка самоубийства совершается на высоте сильного переживания и страдания. Здесь также могут быть элементы демонстративности. В зависимости от степени его проявления психологи выделяют: аффективную демонстрацию, аффективную демонстрацию с желанием "произвестивпечатление", истинное покушение на самоубийство на высоте аффективной реакции. Примерно 27% таких попыток совершается в состоянии опьянения. По форме - это чаще всего попытки самоповешения и отравления, реже - порезы вен.24
      И, наконец, в случае истинного суицидного поведения имеет место обдуманное укрепившееся желание покончить с собой. Применяются все меры к реальному и полному осуществлению плана, все необходимые приготовления проводятся скрытно. В таких ситуациях поведение строится так, чтобы суицидная попытка была эффективной, чтобы суицидным действиям не помешали. В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения, записки более адресованы самому себе, чем другим, или предназначены для того, чтобы избавить от обвинения близких. В состоянии алкогольного опьянения совершается 47% таких попыток. Девочки чаще всего избирают отравление, мальчики - самоповешение, реже отравление.
      Примечательно, что значение разного рода проблем, приводящих к трагическому концу, неодинаково. Например, семейные проблемы послужили причиной демонстративного поведения в 52% случаев, аффективного - в 51%, истинного - в 13%. Сексуальные проблемы -соответственно в 24, 29 и 61%; школьные - в 26-29% случаев суицидных попыток.25
      Эти цифры красноречиво говорят о  том, что семейные и сексуальные проблемы являются ведущими во всех видах суицидного поведения. При этом стоит знать, что подростки формируют свое сексуальное поведение по образу и подобию того, что видят ежедневно, и на основе той информации, которая им становится доступной. Уровень их понимания собственной сексуальной полноценности и соответствующих притязаний зависит прежде всего от установок семьи, от такта, культуры и интеллекта родителей, иными словами, значительная часть трагических последствий неумелого решения подростком своих сексуальных проблем также должна быть предупреждена в семье.
      Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого  человека, что возникает обычно в качестве компенсации плохих отношений с родителями, из-за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения с другом и подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми (по типу: «Я не могу жить без тебя»), что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, уход к другому, воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. При этом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят «ситуативные самоубийства» - импульсивные, неподготовленные и собственно не связанные с осознанным намерением лишить себя жизни.
      В связи со сказанным вряд ли оправданно, как это делается при анализе суицидального поведения взрослых, выделять в детском суицидальном поведении истинные покушения и демонстративные поступки. У детей невозможно убедительно отдифференцировать истинные стремления ухода из жизни от демонстративных попыток, нацеленных на получение преимуществ, льгот или желаемых вещей. В то же время суицидальное поведение детей имеет несколько особенностей.
      Во-первых, дети, стремящиеся уйти из жизни, отличаются от других детей, как и от взрослых суицидентов, тем, что воспитывались в условиях, которые помешали им сформировать глубокие привязанности к своим родителям. Это, в свою очередь, воспрепятствовало появлению каких-либо серьезных интересов, которые могли бы удерживать их от суицида. Совершая покушения, они без серьезных сожалений оставляют родителей, братьев, сестер, прародителей. Они были лишены опыта переживания глубоких чувств и не могут представить их у других людей.
      Во-вторых, детские суициды в отличие  от таковых у взрослых и даже подростков провоцируются незначительными  событиями в жизни.
      В-третьих, применяемые средства для ухода  из жизни не соответствуют выраженности их желания и случайно приводят либо к очень серьезным нарушениям здоровья, либо практически не приносят никакого вреда.
      В-четвертых, характер суицидального поведения  зависит от степени понимания детьми необратимости смерти.
      В-пятых, суицидальное поведение детей определяется констелляцией многих неблагоприятных факторов, рассмотренных выше.
      В психолого-педагогической литературе выделяют группы повышенного риска  подростков, склонных к проявлению суицидального поведения.
      Это подростки со сниженной самооценкой, чувством неполноценности и ненужности. Суициду могут предшествовать переживания утраты взаимоотношений из-за несчастной любви, переезда в другое место или семейных потерь.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.