На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Политика: понятия и функции

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Поли?тика — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства
     Политоло?гия — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
     Политология, будучи наукой о власти, настолько  древняя, насколько древняя сама власть. Волхвы Киевской Руси, Жрецы  Древнего Египта, Визири Султанов, Мудрецы Китайских императоров -- все они, выражаясь современным языком, были политологами.
     В СССР официально была названа «буржуазной лженаукой», что, однако, не помешало открытию в 1955 году Советской ассоциации политических наук.
     В рамках системно-управленческого подхода  в политологии объектом изучения политологии называются процессы и эффективность политического управления всеми видами технологий и процессов жизнедеятельности в государстве. В качестве логической основы системы политического управления рассматривается идеология. При системно-управленческом подходе в политологии формулируются функции и роли идеологии, политической культуры, гражданского общества (как субъекта и объекта политического управления), разработана система коэффициентов для количественной оценки эффективности политического управления и оценки деятельности политических субъектов (политических партий)
     Функции
     -Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать существующие.
     -Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.
     -Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.
     -Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.
     -Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.
     -Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.
     -Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.
     Ещё одна трактовка:
     В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:
     1. выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества,
     2. разрешение общественных конфликтов, их рационализация,
     3. руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом,
     4. интеграция различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка,
     5. политическая социализация,
     6. обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества и всего государства в целом
     Сравни?тельная политоло?гия — одно из направлений политологии( политической науки ). Основным методом сравнительной политологии выступает метод сравнения. Отсюда происходит еще одно название этого направления — компаративистика (от англ. — compare — сравнивать). Сравнительная политология занимается изучением политики путем сравнения и сопоставления однотипных политических явлений в различных политических системах. Среди таких явлений в первую очередь подвергаются изучению политические процессы, политические отношения, политические институты, политические режимы, политическая культура, политические партии, движения и т. п.
     Прикладная  политология — отрасль политической науки, исследующая конкретные политические ситуации с целью получения для заинтересованных лиц и организаций определенной информации, разработки для них политических прогнозов, практических советов и рекомендаций, служащих повышению эффективности их деятельности.
     Основные  сферы применения прикладной политологии:
     —разработка программ, обладающих устойчивой практической значимостью для государства: здравоохранение, социальная, национальная, оборонная политика,
     —проведение избирательных кампаний: рекомендации по характеру финансирования, выбору важнейших тем для ведения предвыборной борьбы, созданию имиджа и т.п.,
     —определение  путей предотвращения или разрешения социальных конфликтов и достижение необходимого общественного консенсуса,
     —выработка  и принятие политических решений: разработка критериев политически значимых общественных проблем, альтернативных вариантов, мер по нейтрализации оппонентов,
     —ведение  переговоров, «технология торга», определение  приемов и способов взаимодействия сторон.
     Методы  политологии
     Политология имеет большой арсенал исследовательских  методов, поскольку является междисциплинарной наукой и использует методологическую базу всех смежных дисциплин.
     Большинство исследователей склонны выделять три  группы методов. 

     Первая  группа — общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это — не собственно методы политической науки. Сюда входят:
     -анализ  и синтез;
     -индукция  и дедукция;
     -аналогия;
     -моделирование;
     -классификация;
     -абстрагирование  и восхождение от абстрактного к конкретному;
     -сочетание  исторического и логического  анализов;
     -мысленный  эксперимент.
     Вторая  группа — методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся:
     -использование  статистики (прежде всего электоральной);
     -анализ  документов (количественный и качественный  контент-анализ);
     -опрос  (анкетный и экспертная оценка);
     -интервьюирование;
     -лабораторные  эксперименты;
     -теория  игр;
     современные компьютерные технологии, включая методы искусственного интеллекта, геоинформационные системы и другие.
     На  основе вышесказанного можно выделить третью группу — методологии (концептуальные практико-теоретические подходы к исследованию, объединяющие совокупности специфических методов) политической науки. К ним относятся:
     Социологическая методология — предполагает выяснение  зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. В своих крайних проявлениях представлена в марксизме — тезис зависимости политической структуры от экономического базиса.
     Бихевиоралистская — пришла на смену институциональной. Особое развитие получила в США в последней трети XIX в. Претендует на максимальную научность в политологии, широко использует методы естественных наук, конкретной социологии. Суть бихевиоралистской методологии заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов). Конституирующие начала данного подхода: 1) политика имеет личностное измерение, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению отдельных личностей, которые и являются объектом исследования; 2) доминирующие мотивы поведения людей — психологические, они могут иметь и индивидуальную природу; 3) политические явления измеряются количественно; это открывает перед политологами возможность использования математики.
     Нормативно-ценностная — предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он исходит из должного или желаемого и в соответствии с этим строит политические институты и поведение.
     Функциональная — требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой.
     Системная, применительно к политике, была впервые  разработана в 50-60-е годы XX в. Д. Истоном и Т. Парсонсом. Суть этого подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе.
     Антропологический подход — противоположен во многом социологическому. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.).
     Психологический подход — сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития. Важнейшее место здесь занимает психоанализ, основы которого разработал 3игмунд Фрейд.
     Социально-психологический  подход аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. д.).
     Критико-диалектический подход широко применялся в советском  марксизме. Анализ политических явлений проводился в контексте выявления внутренних противоречий как источника самодвижения политики. Пользуются им и в неомарксизме (Ю. Хабермас, Т. Адорно и др.), прибегает к нему также леволиберальная и социалистическая мысль.
     Сравнительная методология широко распространена в современной политической науке, в которой выделяется специальная отрасль знания — сравнительная политология (например, политические мировые системы: англо-американская, европейская, континентальная, восточная и т. д.). Этот подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, различных способов выполнения одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации.
     Предмет
     В первую очередь Объектом изучения политологии  как науки является власть, основы её правовой системы, определение основ  её легитимности, выяснение механизмов обеспечения её стабильности и оптимальности с точки зрения правления. Кроме этого, Объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни.
     Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.
     Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т. д. Политология же изучает их, интегрируя в себя отдельные аспекты этих дисциплин.
     В представлении многих учёных политология  представляет собой междисциплинарную науку, предметом изучения которой являются тенденции и законы функционирования и развития политической жизни, которые отражают реальный процесс включения субъектов политики в деятельность с реализацией политической власти и политических интересов. Но в то же время многие учёные придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для открытия «вечных» истин и «неизменных» политических законов. По их мнению, часто сторонники поиска политических законов не учитывают главного — то, что один теоретик рассматривает как «прогресс», для другого оказывается регрессом.
     Проблемы, которыми занимается политология, можно  разделить на три крупных блока:
     философские и идейно-теоретические основания  политики, системообразующие признаки и важнейшие характеристики подсистемы политического, политические феномены, свойственные тому или иному конкретному периоду истории;
     политические  системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и т. д.;
     политические  институты, политический процесс, политическое поведение и т. д. 

     История
        Для выявления истоков политической науки многие исследователи обращались к истории античной мысли. Так, к миру политического пристальный интерес проявляли такие выдающиеся философы как Платон, Аристотель, Цицерон. Ими были созданы фундаментальные трактаты: «Политика», «Государство», «Законы», «Республика», «Государь», популярные у современных политологов.
       Американский политический философ  Л.Страусс пытался обосновать мысль о том, что античные мыслители подняли политическую науку до уровня самостоятельной дисциплины и таким образом «стали основателями политической науки в точном и окончательном смысле слова».
     Политология, как самостоятельная наука стала  возможна в результате вычленения политической сферы из целостного человеческого социума, отделения мира политического от экономической, социальной и духовной подсистем, что по времени совпало с Новым и Новейшим периодами истории, а точнее с периодами формирования и капиталистического общества. Важно подчеркнуть, что мир политического в собственном смысле слова – это исторический феномен, его формирование и выделение из целостного человеческого социума произошли на определенном этапе исторического развития и тесно связаны с процессами формирования и вычленения гражданского общества. История политологии – это, по сути. Процесс постоянного обновления и обогащения ее теоретико-методологического и методического арсенала. Политическая наука немыслима без традиции, в рамках которой она развивается. Под традицией в данном случае подразумеваются формы организации науки, системы теорий и идей, методы аргументации, методологии, технические приемы и т.д.
     В истории Запада формирование политического  знания отличалось высокой степенью развития. Особенно это характерно для периодов Нового и Новейшего времени. В целом формирование политического знания было тесным образом связано с процессами становления и изменения конкретных политических систем, режимов, отношений. Большую роль при этом играло политическое знание, которое в той или иной мере отражалось затем на развитии политической практики. Подобная взаимосвязь хорошо прослеживается в истории стран Запада в периоды Нового и новейшего времени, в формировании и развитии их государственной системы. И в самом деле трудно себе представить формирование и утверждение современной западной государственно-политической системы  без идей Платона, Аристотеля, Макиавелли, Монтескье  и т.д.
     Можно выделить три крупных этапа в  истории формирования и развития политологии.
     Первый  период – предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период предстален Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья.
     Второй  период – с начала Нового времени до середины ХIХ в. – характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и , соответственно, истоко их научного анализа.
     В третий период, охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ в., политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов.
     3. Античные истоки  политической науки
       Первоначально в рамках общественно-политических и социокультурных парадигм  политические феномены изучались в связи со всем комплексом общественных явлений. В античном и средневековом мирах имел место своеобразный универсализм, при котором политическое специально не выделялось из общего комплекса всех общественных явлений. Основополагающие аспекты жизни воспринимались человеком античности в их целостности, без различий между государством и гражданским состоянием, фактами и ценностями, реальным и идеальным и т.д. Знания, будучи знаниями о мироздании, космосе, бытии т.д. носили целостно-синкретический характер; поэтому миросозерцание людей характеризовалось целостностью и нерасчлененностью на отдельные сферы.
     В результате в течение всей предшествующей Новому времени эпохи ученый смотрел на себя не как на специалиста в какой-либо области знания, а как на искателя знаний и мудрости вообще о всех сферах и проявлениях человеческой жизни. К концу V в. имело место определенное разграничение отдельных областей знания, например арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Трактаты Аристотеля по физике, физиологии, этике, политике, риторике в течение многих веков рассматривались не иначе как подразделы своеобразной единой энциклопедии по философии. Разделение интеллектуального труда по различным отраслям знания произошли значительно позднее, чем в сфере материальной деятельности.
     Таким образом, об обществе и мире политического, как самостоятельных сферах жизни  людей, тем более об отделении  государства от отдельного общества не могло быть и речи. Дело в том, что у античных и средневековых  авторов понятия «гражданское общество», «политическое сообщество», «государство» выступали в качестве синонимов и взаимозаменяемых терминов. В этом смысле всю античную философию можно назвать политической т.е. общественной. Иначе говоря речь может идти отнюдь не о политической науке в строгом смысле слова, а о философии или о науке об обществе-государстве в лице полиса, что далеко не однозначно содержанию, которое мы вкладываем в понятие «государство».
     4. Политическая мысль  Средневековья
        В течение всего Средневековья сохранял силу принцип единства всех сфер жизни, их нерасчлененности и подчиненности некому единому началу. Не ограничиваясь одними только философскими и эстетическими категориями, литературой, изобразительным искусством и музыкой, культурное начало пронизывало так же право, хозяйство всю практическую деятельность. В свою очередь сама культура и все сферы общественной жизни были пронизаны политическим или государственным началом. И человек воспринимал свое социальное окружение как нечто целостное.
     Феодальная  система не знала аппарата государства, существующего самостоятельно от хозяйственной системы, или аппарата управления хозяйством. Аристократия, городские и сельские общины, корпорации ремесленников представляли собой в той или иной форме привилегированные группы, обладающие определенными свободами в рамках соей сферы деятельности. Это был период преобладания частного права. Все права коренились  в собственности, в договоре и наследстве. Каждый человек стал зависеть от своего господина, и такое подчинение получило правовое основание. Власть оказалась теснейшим образом сопряжена с землевладением. В средневековой концепции свободы отсутствовало различие между гражданской и политической свободами. Палата лордов и палата общин в Великобритании, генеральные штаты во Франции состояли не из представителей народа, а выражали исключительно интересы отдельных сословий, корпораций, профессий и т.д. По прежнему философия сохраняла за собой статус универсальной дисциплины, призванной исследовать и объяснять все аспекты общественной и индивидуальной жизни, но , по сравнению с античностью роль философии подверглась существенной трансформации. В основе этой трансформации лежало радикальное изменение самой постановки основополагающих проблем мироустройства.
     После принятия христианства императором  Византийской империи Константином постепенно христианская теология приобрела политическое значение. Религия стала стержнем культуры и мировоззрения феодального общества. Политика, право, юриспруденция в руках священнослужителей превратились в прикладные отрасли богословия. Чуть ли не с самого начала акцент был сделан на постулате о божественном происхождении власти и необходимости покорности и недопустимости сопротивления ей. Эта установка получила дальнейшее развитие с превращением христианства в государственную религию. Церковь утверждала, что она получила власть прямо от самого Христа, и в силу этого безусловная обязанность земных государей состоит в том, чтобы подчиняться главе христианской церкви.
     На  исходе Средневековья постепенно возникла идея о двойной истине – богословской и философской, религиозной и научной. Постепенно формировалась мысль о необходимости разграничения сфер деятельности церкви и государства.
     5. Формирование основ  политической науки  в Новое время
     Качественные  изменения с позиции возникновения  политической науки произошли в связи с переходом от Средних веков к Новому времени. Следует отметить, что только начиная с Нового времени можно вести речь о мире политического и гражданском обществе, как о самостоятельных подсистемах человеческого социума
     В контексте данных изменений протекал подспудный процесс диверсификации и возникновения новых научных дисциплин. Уже в середине века право, теология и медицина существовали как самостоятельные дисциплины в университетах. Но философия продолжала охатывать подавляющую часть знаний о природе и обществе. Такой точки зрения продолжали придерживаться и ряд мыслителей Нового времени.
     Вместе  с тем процесс сегментации  единой философии и рождения новых  научных дисциплин приобрел необратимый характер. К середине ХVIII в. философия разделилась на естественную и моральную, позднее эти две сферы знания получили названия «естественные науки» и «моральные науки». В рамках моральных изучались и анализировались почти все общественные и политические явления, процессы, институты.
     В ХIХ в. возникло и получило распространение понятие «гуманитарные науки». В рамках социальных и гуманитарных наук и сформировалась политическая наука. Этот процесс происходил на фоне всевозрастающего интереса к таким ключевым проблемам как происхождение, сущность и предназначение государства; теория  общественного договора; отношения между государством и церковью; народный суверенитет; праа и свободы человека; формы правления и т.д.
     Большой вклад в освобождение политики и  политической мысли от теологии и  церковной морали внесли Н.Макиавелли, Ж.Боден, Т. Гоббс, Б.Спиноза. Сильный импульс развитию политической теории, иде конституционного строя, республиканской и либерально-демократической форм правления, а так же вызреванию предпосылок формирования и утверждения институтов, отношений и норм, соответствующих эти теориям и идеям, был дан эпохой просвещения, а затем Великой французской революцией.
     Во  второй половине ХVIII – начале ХIХ в. были сформулированы важнейшие подходы, которые послужили основой для разработки ведущих политических теорий и концепций современности. Так создавались предпосылки формирования самостоятельной научной дисциплины, призванной профессионально исследовать и анализировать мир политического.
     Процесс вычленения собственно политологии  со своим понятийно-категориальным аппаратом методологическими принципами и системой аргументации протекал в общем контексте развития науки Нового времени. Многие политики нового времени стремились к тому, чтобы свети политику к науке с целью создания механизма разрешения или смягчения политических конфликтов. Считалось, что наука о политике, раскрывая причинно-следственные закономерности и связи в тех или иных конкретных формах и сферах дает возможность определить константы и переменные величины, действуя на которые удается достичь желаемых результатов. Постепенно объяснение политических феноменов и процессов в терминах рационализма становится общепринятым в западном обществознании.
     Утверждалось, что в социальных и политических реальностях будут обнаружены законы и закономерности. Создавалась методология анализа общественно-политических явлений, разрабатывались новые специальные методы исследования, неуклонно возрастал интерес к методам формально-правового анализа, юридической логике и сравнительно-правовому анализу. Уже к началу ХIХ в. созрела мысль о необходимости систематического эмпирического изучения политических феноменов, исследования политики с помощью конкретных методов.
     ХIХ век стал в некотором роде веком не только исторической, но госудорствоведческой, юридической науки, поскольку он ознаменовался развитием истории и теории права . Наметилась тенденция к политизации и социологизации проблематики государства и права и, соответственно, к пересмотру юридического формализма.
     Сложились такие направления политической и правовой мысли, как теория политического  представительства , юридический позитивизм и социологическая юриспруденция, теория правового государства и сравнительное правоведение . Как бы подытоживая эти тенденции и процессы известный французский историк А. Де Токвиль  в середине ХIХ в. пришел к выводу о необходимости создать «новую политическую науку для нового мира». С этого времени начинается период окончательной институализации политологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины.
     6.Завершение  процесса формирования  и утверждения  политологии  
            Процесс выделения политологии  из общей системы социальных  и гуманитарных наук занял несколько десятилетий в конце ХIХ – начале ХХ в.
     Называть  же какую-либо конкретную дату ее рождения  той или иной стране можно лишь условно.
            Постепенно наметилось разделение между государствоведением и собственно политической наукой, которая достигла заметного прогресса во второй половине ХIХ – начале ХХ в. Заметный вклад в разработку важнейших категорий и концепций мира политического внесли представители нерманской политической науки и политической философии М.Хасбах, М.Вебер, К Шмитт и др. Формирование политической науки во Франции заняли примерно полвека между двумя символическими датами 1871г., когда Э.Бутли основал «Свободную школу политических наук» и 1913г. когда была опубликоана книга А.Зигфрида «Политическая карта западной Франции при третьей республике. Между этими датами было опубликовано множество работ, составиших основы французской политической науки.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.