На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование государственного бюджета

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования 

Кафедра экономической дисциплины 
 
 
 
 

Курсовая  работа
Тема: Формирование государственного бюджета 
 
 
 
 

Работу  выполнила студентка
1 курса Т-ЭУ 1-1
Ф.Т и  П. (экономика и управление)
Барышникова Алина Викторовна
Руководитель:
Филоненко Е.И. 
 
 
 
 
 

Армавир 2008
ПЛАН
 

Вступление

 
     Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.
     По материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.
   Политическое  значение бюджета многогранное, и в частности, оно состоит в том как законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.
   Проблеме  государственных финансов и государственного бюджета посвящено ряд работ таких ученых – экономистов как Меньшиков С.М., Ревинский И.А., Иванов А.С., Журавлева Г.П., Михальчакова Н.Н., Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. и др.
   Основная  цель курсовой работы – изучить  экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, бюджетный дефицит, государственный долг.
   Поставленная  цель требует решения ряда взаимосвязанных  заданий:
    изучить особенности формирования государственного бюджета;
    рассмотреть понятие бюджетного дефицита;
    охарактеризовать суть государственного долга.
    Данная  тема является актуальной в силу того, что в  данный момент российская экономика стремительно растет, следовательно, растет государственный бюджет. Что это за собой несет, рассматривается более подробно в первой главе данной работы.
 

1. Понятие государственного бюджета

1.1 Общие принципы построения бюджетной системы

 
     Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый  для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контроль за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:
    вмешательство в экономику;
    поддержание государственного аппарата управления;
    правоохранительные органы и судоустройство;
    медицина, здравоохранение и образование;
    оборона страны.
     Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе.
     Принципами  бюджетной системы являются ее основополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности  всех бюджетов, входящих в бюджетную  систему1.
     Единство  бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством  формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого. Принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является единая социально-экономическая, включая налоговую, политика.
     Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов и местными органами власти.
     Решения представительных органов власти по бюджетным вопросам подлежат опубликованию в средствах массовой информации в сроки, установленные соответствующим представительным органом власти, или доводятся до сведения населения иным способом исходя из возможностей соответствующего представительного органа власти. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения2.
     Структура бюджетной системы той или  иной страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Россия) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, краев, областей и т.д.
     Через бюджетную систему  реализуются  распределительная и контрольная функция бюджета.
     Распределительная функция предполагает концепцию формирования денежных средств в государстве через различные каналы  поступления  и их  использование для выполнения государственных целей и функций. В некоторых странах  эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы.
     Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих  мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.
     Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания  государственного аппарата, вооруженных сил,  здравоохранения,  образования, выплаты социальных пособий.  Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления ме6р по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д.
     Бюджет современного государства  - сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношении социально-экономических интересов различных групп и партий. Это компромисс между собственниками  и работающими по найму по вопросам налогообложения, доходов и заработной платы, по поводу расходов на социальные цели.
     С помощью бюджета государство  осуществляет сочетание централизованных и местных  интересов регионов  через  распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов; бюджет к5ак экономический документ отражает политическую и социальную динамику общества.
     Местные бюджеты -  бюджеты штатов, земель, субъектов Федерации. Под влиянием усложнения производства, рост НТП, а развитых рыночных странах развивается тенденция повышения  и усиления влияния местных органов власти. Растут  масштабы и объемы регионального  хозяйства, расширяются и усложняются  межтерриториальные  связи  и функции местных властей. Все это усиливает значение, авторитет и удельный вес местных бюджетов. На их долю в федеративных  государствах приходится от 40 до 50% всех бюджетных ресурсов, тогда как в унитарных государствах не более 30 %.
     Бюджет  центрального правительства и местных  бюджеты тесно связанны как по источникам поступления денежных средств, так и по их расходованию. В главном  они совместно решают политические, экономические и социальные  цели общества  на принципе компромисса интересов основных групп, как в политике, так и в экономике. Носителями этих интересов выступают политические партии, финансово-промышленные группы, монополии, союзы предпринимателей, профсоюзы отраслей и т.д.
     Достигается этот компромисс иногда в острой политической и экономической борьбе путем перераспределения налогов, бюджетных дотаций, распределения  государственных законов и т.д. в этой борьбе  складываются распределение  и перераспределение  денежных ресурсов в рамках единого государственного бюджета.
     Таким образом, государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно-территориальных властей (штатов, губерний, субъектов Федерации).
     К бюджету так же относятся  различные  внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение. По своему количественному составу они не всегда включаются в состав бюджета. Но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Находятся они в распоряжении центральных и местных органов власти, концентрируясь в определенные целевые фонды. Это пенсионные фонды, внебюджетные  и другие, которые создаются за счет  специальных налогов, займов, субсидий из бюджета. Число их постоянно увеличивается  по мере усложнения экономических и социальных связей. Так, в рамках федерального бюджета США насчитывается более 800 подобных фондов. В переходной экономике России численность их не велика, но роль значительна. По средством их государство сглаживает остроту бюджетного дефицита, оказывает помощь в развитии северных регионов, стимулирует инвестиционные процессы в областях и республиках.
     Большинство государственных фондов формируются  для содержания и финансирования производственной и социальной  инфраструктуры. Крупнейшими являются  фонды  социального страхования: пенсионного обеспечения, пособий по болезни, безработице, переквалификации кадров.
     Внебюджетные  фонды расширяют возможность  государственного регулирования и вмешательства в экономику, минуя бюджет и парламентский контроль. 

1.2 Доходы и расходы  государственного  бюджета 

     Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями расходов государственного бюджета являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели. С первой трети двадцатого века повышается роль государства, а следовательно, и расходная часть госбюджета в экономическом регулировании.
     При составлении проектов бюджетов, уточнении  бюджетов в ходе их исполнения, при рассмотрении проектов бюджетов, утверждении бюджетов:
    определяется объем финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств;
    определяются направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы; на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления и на другие цели;
    определяются и уточняются нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;
    определяются размеры дотаций, субвенций бюджетам нижестоящего территориального уровня и их целевое назначение3.
      Расходная часть бюджета характеризует  направление и цели бюджетных  ассигнований для развития и регулирования  экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита.
      Надо  заметить, что безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольности в их использовании. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения.
      Каков характер и направление бюджетных  расходов? Значительное место среди  них приходится на так называемые социальные статьи: образование, здравоохранение, социальные пособия. Они предназначены смягчить социальную дифференциации., обеспечить доступность к получению квалификации, достойное медицинское обслуживание, гарантированное пенсионное обеспечение. Эти расходы способствуют развитию человеческого капитала, квалификации работника, укреплению его здоровья. В условиях современной НТР возросла роль человеческого капитала, что требует нового подхода к работнику. Быстрые темпы НТП повышают требования к качеству рабочей силы, к ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. В конечном счете, участие здорового населения в реальном производстве обеспечивает рост внутреннего валового продукта и национального дохода.
      Расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост через субсидии и инвестиции оказывают влияние на повышение нормы накопления, ускорения темпов в развитии отраслей и производств. Государство выступает катализатором развития научно-технического процесса, инновационных технологий, повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках.
      Во  многих странах особое значение  приобретают расходы на развитие аграрного производства, изменение  его социального статуса и  роли в обеспечении хозяйства сырьем и продовольствием. Бюджетные субсидии аграрному сектору всегда имеют социальную, политическую и экономическую направленность. И дело не только в том, что аграрный сектор в среднем обеспечивает  20 – 25%  ежегодного прироста ВВП, но и в том, что общество заинтересованно в стабилизации этого сектора, имеющего  значительный вес в общей структуре экономики.
      Важное  место в бюджете занимают расходы  на вооружение, материальное обеспечение внешнеполитических связей и содержание аппарата управления.
      Определенное  место в бюджете приходится не обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга, оборону, закупку вооружений и военное строительство. Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций, а так же на отраслевую и региональную структуру экономики, оказывают прямое воздействие на национальную конкурентоспособность продукции на мировых рынках.
      Расходы бюджета на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и  иностранного инвестирования, ввозимого  и вывозимого капитала стимулируют экспорт на долгосрочную перспективу, оптимизируют сальдо платежного баланса страны, открывают возможность освоения новых зарубежных рынков, способствуют повышению авторитета и укреплению национальной валюты.
      Доходная  часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.
      Порядок и условия предоставления и использования  дотаций и субвенций из государственного бюджета Российской Федерации устанавливаются  законодательными актами Российской Федерации, а порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из других бюджетов устанавливаются законодательными актами республик в составе Российской Федерации и решениями соответствующих представительных органов власти, принятыми в пределах их компетенции.
      При недостаточности бюджетных средств  для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета возможно получение процентных или беспроцентных ссуд, а также выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств бюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации4.
      Вместе  с тем, основной статьей дохода государственного бюджета (около 95% в РФ) являются налоги. Основы налоговой системы России установлены в различных нормативных актах, в частности, в Законе "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Так, следующие основные налоги являются федеральным:
      а) налог  на добавленную стоимость;
      б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
      в) налог  на операции с ценными бумагами;
      г) таможенная пошлина;
      д) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
      ж) платежи  за пользование природными ресурсами;
      з) налог  на прибыль предприятий и организаций;
      и) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;
      к) гербовый сбор;
      л) государственная  пошлина;
      м) сбор за использование  наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;
      н) налог  на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
      о) налог  на доходы (дивиденды, проценты и др.).
     Сбалансированность  бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целях сбалансированности бюджета могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи5.
     Состав  защищенных статей определяется Федеральным Собранием РФ, а также представительными органами власти субъектов РФ в рамках их компетенции. Покрытие дефицита бюджета развития осуществляется также за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов.

1.3 Суть бюджетного  дефицита

 
     При превышении расходной части государственного бюджета над расходной возникает бюджетный дефицит.
     Бюджетный дефицит - сумма денег, на которую за данный период (обычно - год) расходы правительства, фирмы, организации, семьи, гражданина превосходят его доходы; на микроэкономическом (частном) уровне он служит одним из основных показателей банкротства фирмы; на макроэкономическом - одним из факторов развития инфляционного процесса, показателем кризисного состояния государственных финансов.
     Баланс  государственного бюджета - соотношение  денежных доходов и расходов государства. Превышение расходов над доходами создает  дефицит государственного бюджета.
     Бюджетные доходы государства формируются  за счет бюджетных поступлений, которые подразделяются на налоговые и неналоговые. Налоговые поступления бюджета - прямые и косвенные налоги с доходов населения, предпринимателей и государственных предприятий. Неналоговые поступления - поступления различного рода платежей и сборов, например от реализации государственных запасов, приватизации; это доходы от внешнеэкономической деятельности и поступления от государственной предпринимательской деятельности, а также поступления от государственных займов, доходы от реализации билетов денежно-вещевой лотереи и др. Это также и обязательные платежи фирм, организаций, предприятий и граждан во внебюджетные фонды, например, на социальное страхование, в фонд занятости.
     Бюджетные расходы - финансовые ресурсы, направляемые на развитие национального хозяйства и социальные нужды общества. Для финансирования бюджетных расходов широко используются государственные займы. Это особый вид кредита, при котором государство одалживает деньги у предприятий и населения, как правило, путем выпуска облигаций6.
     Облигация - долговое обязательство государства, выдаваемое на определенный срок с выкупом и выплатой заранее оговоренного процента. От облигации следует отличать сертификаты - билеты особого вида государственного займа с высоким процентом и выкупом лишь по истечении установленного срока.
     Государственные займы в зависимости от сроков возврата могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше  пяти лет). Особыми формами государственного финансирования являются дотации, субсидии и субвенции. Дотация - денежные средства, выдаваемые государством, действующим предприятиям для покрытия превышения ими расходов над доходами (например, дотацию получают многие предприятия угольной промышленности, предприятия, производящие товары детского ассортимента, сельскохозяйственные предприятия). Субсидия - выделяемая из госбюджета отдельным предприятиям сумма на конкретную цель (например, на финансирование фундаментальных исследований, осуществление экологических программ и т.п.). Субвенция - вид финансовой поддержки государством отдельных отраслей и предприятий, имеющих целью восполнить недостающие им средства для решения какой-либо конкретной хозяйственной задачи.
     Итак, основными причинами дефицита государственного бюджета в современном обществе выступают необоснованное увеличение расходов на оборону, ведение боевых действий, рост расходов на аппарат управления и финансовая поддержка убыточных предприятий, необоснованный рост бюджетных расходов на социальные программы, а также бюджетное финансирование программ решения проблем безработицы. В условиях кризиса усиливает бюджетный дефицит и государственная (правительственная) экономическая политика по стабилизации экономики, смягчению кризисных последствий и финансированию экономического роста. Существует определенная зависимость между экономическим ростом, состоянием занятости (безработицы) и инфляцией. Для повышения занятости и снижения безработицы с целью смягчения социальных проблем финансируется создание новых рабочих мест, что обеспечивает экономическое развитие. Однако такое бюджетное финансирование становится причиной развития инфляционных процессов7.
     Основоположником  концепции дефицитного бюджетного финансирования был английский экономист Дж. Кейнс.
     Решение проблемы бюджетного дефицита и потребности в денежных средствах имеет несколько направлений. Это прежде всего более эффективное и рациональное использование имеющихся бюджетных средств, реструктурирование доходной и расходной частей бюджета и жесткий контроль над эмиссией - выпуском новых денежных средств, не обеспеченных товарами.
 

2. Государственный долг как составная часть государственного бюджета

2.1 Экономическая суть  понятия государственного  долга

 
     Государственный долг - неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связанны со спадом производства, с ростом придельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.
     Государственный долг - это долговые обязательства  государства перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Термин государственный долг в его общеупотребимом значении охватывает не весь государственный сектор - в частности, он не учитывает финансы местных административных единиц.
     Долговые  обязательства РФ могут быть в  форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ, а также других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ. Порядок, условия выпуска и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ8.
     Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
     Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в рублях. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
     Внутренний  государственный долг РФ включает в  себя задолженность по ГКО (государственным  краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.
     Эмитентом облигаций государственного займа  от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ, владельцами облигаций государственного сберегательного займа РФ могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству РФ являются резидентами и нерезидентами.
     Обслуживание  государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями. Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведения о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.
     Государственным внешним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в основном в евро и долларах США. Внешний государственный долг РФ включает в себя задолженность по кредитам правительств иностранных государств (в том числе официальным кредиторам Парижского клуба и бывшим странам СЭВ), по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм (кредиторы Лондонского клуба), по кредитам международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) и государственные ценные бумаги России (еврооблигационные займы, ОВВЗ).
     Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юридических лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского долга. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Минфина РФ, а их порядок определяется Правительством РФ9.
     Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по следующим параметрам:
    срок действия - долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет; право эмиссии - эмитентом долговых обязательств РФ могут выступать центральное правительство, правительства национально-государственных и административно-территориальных образований, а также органы местного самоуправления;
    признак субъектов - держателей ценных бумаг - долговые обязательства РФ могут быть реализуемыми только среди населения, только среди юридических лиц, а также как среди юридических лиц, так и среди населения;
    по форме займы делятся на облигационные и безоблигационные; облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг; безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.
      С появлением долга появляется обязанность  управлять им. Под этим понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а так же по привлечению новых заемных средств. Погашение государственного долга и процентов по нему производится путем либо рефинансирования ( выпуска новых займов для того, что бы рассчитаться по облигациям старых займов), либо конверсии и консолидации.
      Конверсия – изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции в этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности. Частные национальные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны –должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.
      Займы также классифицируются по форме  выплаты доходов и методам размещения.
      Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения  займа и другие условия. Внешние  облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.
      Взятые  взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других стран поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные займы в разных формах используются для покрытия бюджетного дефицита10.
        С появлением долга появляется обязанность управлять им. Под этим понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а так же по привлечению новых заемных средств. Погашение государственного долга и процентов по нему производится путем либо рефинансирования ( выпуска новых займов для того, что бы рассчитаться по облигациям старых займов), либо конверсии и консолидации.
      Конверсия – изменение условий займа  и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции в этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности. Частные национальные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны – должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.
      Консолидация  – изменение условий займа, связанное  с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные.
      Источником  погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. В условиях нарастания бюджетного дефицита или отсутствия средств для обслуживания долга государство может прибегнуть к реструктуризации своих долгов. Возможные схемы реструктуризации долговых обязательств включают списание долга - если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности; выкуп долга - некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов, в таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке; секьютеризация - основная идея секьютеризации состоит в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств; обмен госдолга на акции национальных предприятий - Предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний.

2.2 Стратегия управления государственным долгом РФ.

 
   Внешний долг Российской Федерации формировался в неблагоприятных экономических и политических условиях, а также в значительной степени унаследован от бывшего СССР. Специфика формирования внешнего долга России обусловливает особенности его структуры. Прежде всего, речь идет о преобладании в структуре долга нерыночных долговых инструментов и обязательств. Более 42 % внешних обязательств приходится на соглашения по долгу бывшего СССР со странами-членами Парижского клуба, другими странами -официальными кредиторами. Кроме того, порядка 6 млрд. долл. (около 5 %) представляют собой неурегулированные обязательства по долгу бывшего СССР. Только 37 % внешнего долга выражено в рыночных инструментах (еврооблигации и облигации государственного внутреннего валютного займа -ОВГВЗ). Управление таким долгом на основе стандартных подходов, используемых долговыми агентствами развитых стран (регулярное рефинансирование с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках, проведение процентных и валютных свопов и т.д.), весьма затруднительно.
   К началу 2003 года долгосрочный рейтинг России по заимствованиям в иностранной валюте и облигациям внешних облигационных займов согласно терминологии международных рейтинговых агентств соответствовал “среднему качеству инвестиций с некоторыми спекулятивными элементами”. Кардинальное улучшение рейтинга и переход в инвестиционную категорию предполагают улучшение ряда макроэкономических индикаторов, отражающих долговую устойчивость экономики, до средних значений, характерных для стран с инвестиционным рейтингом в пределах Baal - ВааЗ (низшие пределы инвестиционного рейтинга по методологии агентства Moody's).
   В частности, в соответствии со сложившейся практикой  оценки инвесторами платежеспособности суверенного заемщика и принятых в международной практике показателей  долгового бремени страны, отношение  государственного долга к валовому внутреннему продукту не должно превышать 40-42% ВВП, отношение общего внешнего долга страны (включая долг регионов и частного сектора) должно находится на уровне 60% от ВВП, а коэффициент обслуживания внешнего долга (отношение всех платежей по общему внешнему долгу страны к поступлениям по счету текущих операций) - на уровне 13 - 14 %. Последний показатель для России в настоящий момент составляет около 11,9 % и увеличится до 14,3 % в 2003 году. Вместе с тем, показатель отношения общего объема долга к поступлениям по счету текущих операций пока превышает показатель стран с инвестиционным рейтингом (131% против обычных 80-90%).
   По  другим параметрам Российская Федерация  превосходит значительное число  стран с инвестиционным рейтингом. В целом, при реализации базового сценария макроэкономического прогноза и сохранении позиции России в качестве нетто-плателыцика по внешнему долгу предпосылки для перехода России в инвестиционную категорию кредитного рейтинга будут полностью сформированы к 2005 году.
   Повышение кредитного рейтинга Российской Федерации  до инвестиционного, по существу, будет означать, что риски доступа государства и крупнейших российских компаний на международные рынки капиталов станут минимальными.
   Вместе  с тем, как показывает практика, активное управление внешним долгом, развитие внутреннего рынка государственных заимствований, наличие значительных финансового резерва и достаточных золотовалютных резервов, а также сбалансированность бюджета и высокая платежная репутация суверенного заемщика, позволяет успешно осуществлять международные займы на благоприятных условиях до достижения страной инвестиционного кредитного рейтинга. Наличие в настоящее время всех этих условий у Российской Федерации создает необходимые предпосылки для активизации внешней заемной политики в ближайший период с одновременным сохранением тенденции к улучшению показателей внешней долговой нагрузки России.
   В этой связи основным целями политики в  области государственного внешнего долга на среднесрочную перспективу являются:
    обеспечение стабильного доступа Российской Федерации на рынки внешних заимствований на выгодных условиях;
    расширение объемов внешних заимствований на цели рефинансирования внешнего долга;
    активное управление внешней задолженностью с целью сокращения стоимости ее обслуживания, а также сглаживания имеющихся “пиков платежей” по государственному внешнему долгу в 2005 и 2008 годах;
    существенное сокращение долга бывшего СССР, задолженности Российской Федерации перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями;
    наращивание рыночной составляющей внешнего долга Российской Федерации;
    проведение сбалансированной политики в области внешних заимствований с целью сохранения и дальнейшего улучшения платежной репутации России и получения ею инвестиционного рейтинга к 2005 году.
   Следует в короткие сроки завершить урегулирование долга бывшего СССР, параллельно  в максимальной степени сокращая ту его часть, которая оформлена двусторонними межправительственными соглашениями. Временные рамки завершения процесса реструктуризации и переоформления всего долга в обязательства Российской Федерации должны быть ограничены 2003 годом. Очевидно, что сохранение части долга неурегулированной может поставить под сомнение получение Россией инвестиционного рейтинга в 2005 году. В настоящее время Россия имеет просроченную (неурегулированную) задолженность перед Кувейтом, Оманом, Таиландом, Турцией, Южной Кореей, Грецией, Мальтой и неурегулированные взаимные финансовые требования в отношениях с Китаем и республиками бывшей СФРЮ.
     По  итогам переоформления долга необходимо принять специальное заявление Правительства Российской Федерации, официально подтверждающее отказ от условного деления долговых обязательств на долг бывшего СССР и долг Российской Федерации, а также декларирующее намерение неукоснительно соблюдать все суверенные платежные обязательства вне зависимости от природы их возникновения. Данный шаг, имеющий главным образом символическое значение, в практическом плане позволит окончательно снять озабоченность партнеров России по Парижскому клубу в отношении намерения вернуться к обсуждению реструктуризации или списания советского долга. Соответственно будут созданы политические предпосылки для выделения странами-членами клуба большей доли своих финансовых требований к России на проведение операций по конверсии долга.
     Помимо  обеспечения безусловного погашения  обязательств долга бывшего СССР перед Парижским клубом кредиторов, в период 2003-2004 годов целесообразно приступить к трансформации этого долга в рыночные инструменты и сокращение указанного долга посредством проведения операций по конверсии долга.
     Кроме экономической целесообразности (оптимизация и улучшения управления этой категорией задолженности Российской Федерации), подобная политика диктуется и политическими причинами.
     В прошлом, страны “семерки” использовали в определенные моменты вопросы  задолженности как эффективный  инструмент воздействия на Российскую Федерацию. Кроме того, намерение Российской Федерации стать равноправным членом “Большой Восьмерки” к 2006 году, в том числе в сфере финансово-экономического взаимодействия, предопределяет приоритетность кардинального сокращения и изменения структуры и формы этой категории долга с учетом финансовой эффективности осуществления указанных действий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.