На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Ответы по социологии

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Социологическое   Исследование - Исследование соц. объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей обществ, жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

  2 функции прикладной социологии:
познавательная. Она выражается в том, что прикладная социология наряду с общей социологией помогает обществу глубже понять сущность социальных процессов и явлений, раскрыть динамику, тенденции и перспективы их развития.
информационная, заключается в том, что она на основе познания социальных процессов и явлений предоставляет в распоряжение общества, его обучающих и управляющих структур, предпринимательских, коммерческих и иных организаций информацию об интересующих их социальных объектах, особенностях их изменения и развития в современном обществе. Эта функция позволяет прикладной социологии стать важным фактором информатизации социологического пространства, в рамках которого происходят все явления и процессы общественной жизни.
диагностическая, выражающаяся в том, что она позволяет установить и изучить признаки, характеризующие состояние изучаемых социальных объектов, в том числе признаки социальной напряженности, экстремальных ситуаций, конфликтов, а это содействует своевременному принятию необходимых управленческих решений, способствующих поддержанию социальной системы в динамичном и устойчивом состоянии.
созидательно  преобразующую, инновационную, воплощающуюся в активном воздействии на социальные процессы и явления, их прогнозировании и проектировании в целях создания более благополучных условий для развития социальных объектов и систем.
Наконец, пятая функция прикладной социологии заключается в том, что она способна выполнять технологизацию социального пространства, т.е. разрабатывать и применять в практике управления социальные технологии, методы выявления и использования скрытых резервов и потенциалов социальной системы, помогать управляющим структурам получать оптимальные социальные результаты при наименьших материальных и организационных издержках. 

Предметом фундаментальной  социологии, стало быть, является действительное, реально существующее в человеческой жизни общее. Но оно не есть некое формально-логическим путем образованное общее, помещаемое или над, или между общественными формациями, сферами общественной жизни. Оно составляет их реальное основание, субстанцию и законы развития общества, которые «скрепляют» в единое целое исторический процесс и различные сферы общественной жизни. Следовательно, основа бытия всякого общества, законы его развития и функционирования образуют предмет фундаментальной социологической науки. Но эта основа не может быть только в социальной сфере. Она лежит глубже — в экономике, в материальном производстве, определяющих развитие других сфер общественной жизни.

3  В Чикагском университете в 1892 г. возник первый в мире социологический университет, возглавляемого А.Смоллом, с которого началась институциализация университетской социологии. Сам университет был основан семейством Рокфеллеров. Чикагская социологическая школа - явление в социологической науке действительно уникальное, не только вызывающее интерес у исследователей, но и имеющее безусловную значимость для развития социологии и ее утверждения как академической дисциплины. Ее основателем считается Р. Парк.

Первой  заявкой на лидерство Чикагской  школы в социологии была работа У. Томаса и Ф. Знанецкого <Польский крестьянин в Европе и Америке>. Среди центральных  тем исследования значилась социология города, разрабатывавшаяся Р. Парком и Э. Берджесом в рамках социально-экологической теории (<инвайронментальной социологии>). Городские исследования, проводившиеся в духе социального реформизма, были нацелены на установление <социального контроля> и <консенсуса>. Чикагская социологическая школа в период с 1915 года до начала 30-х годов сформировала интегральную и кумулятивную программу проведения основанных на местных проблемах исследований, которые произвели в свое время очень сильное впечатление. Несмотря на имевшиеся в этой программе слабые места, она стала важным этапом в институциализации социологии и эмпирических исследований и имела долгосрочное значение и влияние. Несколько меньшее значение как социологический центр имел в начале XX века Колумбийский университет, который приобрел международную значимость с 1940 года под руководством Пауля Лазарсфельда и Роберта Мертона.

Главной своей практической задачей школа с момента создания поставила научное обеспечение решений, принимаемых местными органами власти, в частности муниципальными властями Чикаго. Вот почему в перечне ее исследований значительное место занимали такие проблемы, как девиантное и маргинальное поведение, изучаемое на примере работы тюрем графств, суда для несовершеннолетних, выполнения закона о бедности. Объектом исследования являлись пенитенциарная система, жизнь в отелях, бродяги, городские районы порока, банды, самоубийства, психические заболевания, «сухой закон», религиозные секты.

Школа существует и пользуется высокой  профессиональной репутацией и сегодня (ее представители специализируют на проблемах урбанизма и окружающей среды), но уже не в качестве безусловного научного лидера.

5. Социальное исследование - это научная последовательность действий, которая называется эмпирической, когда исследуются соц. факты опытным путем.

Социологическое исследование - это системное изучение социальных процессов и явлений, характеризующееся: всесторонним сущностным анализом предмета исследования; эмпирическим способом получения данных об изучаемом явлении, процессе; статистической обработкой данных об единичных проявлениях социальной реальности. Это система теоретических и эмпирических методов обследования социальной реальности с использованием методов статистической обработки данных.

Кратко  различия между двумя типами исследования можно сформулировать так:
    ¦   Понятие «социальное исследование»  более широкое, чем понятие «социологическое исследование».
    ¦   Понятие «социальное исследование»  не отражает стоящую за ним конкретную науку, а «социологическое исследование»  — отражает. Это социология.
    ¦   Социологическое исследование нормировано идеалом научного метода, а социальное — нет.
    ¦   Социологическое исследование определено предметом и тематикой социологии, а также методом, социальное исследование — нет.
    ¦   У социологического исследования есть специфический метод, а у социального нет.
    ¦   Социологическое исследование —  внутридисциплинарный метод познания, а социальное — междисциплинарный.
    ¦   Социальное исследование охватывает любые  социальные проблемы общества, даже те, которые необязательно принадлежат  к социологии, а социологическое — узкий круг проблем, заданных предметом социологии.
    ¦   Социальное исследование всеядно и  неразборчиво, социологическое —  избирательно.
    ¦   Социальные исследования (опросы) проводят юристы, врачи, экономисты, журналисты, кадровики. Это общественные социологи. Социологическое исследование проводят только профес-ионалы. Его отличительная черта — спаянность теории и метода. Этого не понимают первые.
    ¦   Источник социологического исследования — научная литература и профессиональная подготовка, социального — популярная литература и обыденный опыт (собственный жизненный опыт или опыт данного ведомства).
    ¦   Социальное исследование отражает широкий  взгляд на общество, социологическое  — узкий, специализированный. 

6. Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

Разведывательное  исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем. Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных данных. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент.

Обычно  в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных  методов сбора первичной социологической  информации, дающий возможность сделать  это в короткие сроки.

Описательное  исследование - более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

Описательное  исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе  и на базе методически апробированного  инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное  исследование обычно применяется в  тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных  методов повышает представительность, объективность, полноту социологической  информации, а следовательно, позволяет дать более обоснованные выводы и рекомендации.

Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

Подготовка  аналитического исследования требует  значительного времени, тщательно  разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической  информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует умения взаимоувязывать, «стыковать» информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определенных критериев ее интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.

Разновидностью  аналитического исследования можно считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.

7 Пилотажное исс — это исс выполняется в виде предварительного, когда предмет исс мало изучен. Такие исс применяются для уточнения гипотез и задач, отработки методик исс. Проводится без заранее готового плана. Пилотажное исследование предназначено для отработки технических процедур и приемов, чаще всего — для апробации вопросника.
При проведении пилотажного исследования необходимо учитывать правила:
Объем выборки в пилотажном исследовании не имеет четкого методического обоснования. Обычно полагают достаточным опросить около 30 респондентов. Важно только, чтобы они представляли все существенные категории планируемого объекта исследования.
Малая выборка в пилотаже вовсе не обязательно должна быть репрезентативной по отношению к генеральной совокупности. Куда важнее другое ее качество — разнообразие: она должна включать те группы респондентов, которые способны реагировать на инструментарий по-разному. Если малообразованные люди составят в будущей выборке незначительную долю, их необходимо опрашивать в первую очередь именно потому, что они могут отвечать на ваши умные вопросы совсем не так, как ожидается.
В пилотажную выборку включают тех респондентов, которые представляют наиболее важные для темы опроса социально-демографичекие признаки (пол, возраст, образование, стаж работы, содержание труда и т.п.). 

    Пилотажное  исследование составляется на основе логического осмысления всей проблемы будущего исследования, приблизительного расположения вопросов с точки зрения их очевидной целесообразности. В ходе пилотажа проверяются все процедуры, весь инструментарий исследования, выбраковываются неудачные вопросы, вносятся коррективы на отдельных этапах исследования. 

Повторное исследование рассматривает изучаемый объект в динамике, изменении. Это - исследование одного и того же или различных контингентов, проводимое несколько раз, через определенные промежутки времени в одинаковых или различающихся условиях. Основными требованиями к повторным исследованиям является сопоставимость исследований, а также обоснованность существенности различий по сравнимым показателям. Чтобы обеспечить сопоставимость исследований, повторное исследование проводят по единой программе и инструментарию. Повторные исследования, в свою очередь, делятся на панельные (повторяющиеся с определенным интервалом) и лонгитюдные (длительные исследования, подготовка и проведение которых осуществляются в течение нескольких лет).
Повторные социологические исследования при  соответствующей организационной работе обеспечивают новую форму получения социальной информации - социальный мониторинг, который представляет собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе процессов на основе сбора, хранения и обработки информации через определенные промежутки времени. 

9 Ме?тод опро?са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы.
Метод анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
Метод лестницы или лэддеринг — метод опроса, применяемый в маркетинговых исследованиях, один из методов частично стандартизированных качественных опросов. Целью лэддеринга является установление причинно-следственных связей между свойствами (attributes) продукта или бренда, выгодами от использования (consequences) и ценностями (values) потребителей. Например, домохозяйка может покупать дорогой стиральный порошок, чтобы удовлетворить потребность в чистом, опрятном внешнем виде (выгода). Ценностный ориентир, который определяет выбор бренда/продукта — стремление быть образцовой женой и матерью и заслужить таким образом уважение в обществе. Другим мотивом (выгодой) может быть сохранение первоначального цвета белья и потребность модно выглядеть. За последней выгодой стоят уже иные ценностные ориентиры — например, стремление выделиться из общей массы.
Опросники личностные — совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием которых испытуемый (информант) может либо согласиться, либо не согласиться. Вопросы в анкете сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал экспериментатору о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с различных точек зрения, освещал особенности своих взаимоотношений с окружающими и т. д. Личностные опросники позволяют получать информацию, характеризующую личность испытуемого в широком диапазоне — от особенностей его физического и психического состояния до его морально-этических и общественных взглядов. Личностные опросники создаются на базе одной или нескольких шкал установок. Вопросы группируются таким образом, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы, получившие название шкал, различаются между собой по наименованию изучаемого свойства личности (шкалы тревожности, лидерства, агрессивности и др.).
10 Наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменении в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.
Выделят следующие виды наблюдения: включенное и невключенное; открытое и скрытое; полевое и лабораторное, а также спровоцированное.
Включенное  наблюдение: исследователь является членом наблюдаемой им группы людей, полноправным участником событий (например, используется в оперативно-розыскной деятельности при внедрении сотрудника правоохранительных органов в преступную среду);
при невключенном, внешнем наблюдении наблюдатель является сторонним лицом (часто используется при подготовке программы исследования, для уточнения гипотез, определения принципов организации исследования).
Наблюдение  может быть открытым, явным и скрытым (например, наблюдатель скрыт, невидим за стеклом Гезелла).
Полевое наблюдение проводится в естественных для наблюдаемого лица условиях и позволяет исследовать естественную жизнь объекта наблюдения, но интересующая ситуация мало поддается контролю, а может и вообще не проявиться – это часто выжидательное, несистематическое наблюдение.
Лабораторное  наблюдение направлено на исследование личности (группы) в контролируемой ситуации, которая создается искусственно и это может исказить получаемые результаты.
Спровоцированное  наблюдение по форме является приближенным к естественному эксперименту, так как исследователь создает ситуацию, которая его интересует. 

11 Эксперимент – это изучение объекта в искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях. Проведение экспериментов в социологии весьма затруднено. И не только вследствие сложности объектов исследования, трудностей с контролированием и управлением социальными условиями, но и по этическим соображениям.
По  характеру экспериментальной  ситуации эксперименты делятся на полевые  и лабораторные.
В полевом эксперименте воздействие экспериментального фактора происходит в реальной жизненной ситуации, объекты исследования функционируют в привычной среде и участники, как правило, не знают о проводимом эксперименте. Такой эксперимент может быть неконтролируемым ( исследователь просто наблюдает за действием фактора) и контролируемым (исследователь сам вводит в действие экспериментальный фактор).
В лабораторном эксперименте объект исследования наблюдается не в естественных условиях, а в лабораторной обстановке. Это позволяет более точно контролировать воздействие экспериментального фактора. Но поскольку участники знают о факте эксперимента, исследователю необходимо замаскировать его истинные цели и задачи.
Для эксперимента важнейшим  условием является установление его валидности, т.е. обоснованности и адекватности его результатов и выводов. Внутренняя валидность означает доказательство того, что именно экспериментальный фактор вызвал наблюдаемые изменения объекта. Внешняя валидность – установление того, что выявленная экспериментом закономерность может быть перенесена на естественную, неэкспериментальную ситуацию. Для полевого эксперимента особой проблемой является обеспечение внутренней валидности, для лабораторного – внешней. 

12 Анализ документов - это совокупность методических приемов, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой для решения исследовательских задач.
Количественный  анализ документов (контент-анализ). Наиболее существенным ограничением, связанным  с использованием традиционных методов анализа таких документов, как газеты и т.п. источники, является возможность, субъективных влияний на результаты анализа, т.е. влияния установок исследователя, его интересов, сложившихся стереотипных представлений о предмете анализа. Эти влияния могут не осознаваться, а строгих критериев для обнаружения подобных влияний при интуитивном анализе не существует. Данный недостаток преодолевается методиками формализованного анализа, которые основаны на статистическом расчете различных объективных характеристик текста. Суть метода контент-анализа сводится к тому, чтобы найти и использовать для подсчета такие признаки документа (например, упоминания названий партий), которые отражали бы определенные существенные стороны его содержания.
Контент-анализ целесообразно использовать при наличии больших текстовых массивов с четкой структурой, определяемой коммуникативными намерениями авторов текста. Этот метод широко используется при изучении сообщений, транслируемых на массовую аудиторию газетами, радио, телевидением.
13 Качественные методы ставят в центр рассмотрения общие закономерности, при которых из отдельных случаев можно вывести повторяющиеся или общие признаки. Тем самым, в отличие от качественных количественные не учитывают единое и особенное в предмете исследования. Отличие качественных методов будет заключаться в том, что позволяет выявить частное, специфичное. Таким образом, принципиальные различия между качественным и количественными методами проявляются в особом эмпирическом угле зрения при рассмотрении соц.реальности. Количественные методы нацелены на выявление  общих принципов, а качественные- на определение различий в соц. Явлениях или процессах. Качествен. Методы позволяют анализировать специфические признаки, а количествен. – позволяют выявить общие закономерности и тенденции.
Если  необходимо изучить проблему характерную  для всего общества в целом  используют количественный метод для  выявления соц. Аспектов. Например: рост подростковой и молодежной преступности в украинском обществе.
Качественные методы эффективно применяются в случаях, когда необходимо:
получить  глубинное понимание моделей  потребления, покупательского поведения  и факторов, определяющих выбор потребителя; его привычек, предпочтений;
изучить процесс принятия решений о покупке;
описать отношение потребителя к продуктам, брендам и компаниям;
оценить степень удовлетворенности существующими  продуктами.
14 Глубинные интервью
Это полустандартизированные/интервью с одним, реже 2-3, респондентами. Длительность одного интервью: 1-1,5 часа.
Глубинное интервью - разновидность личного интервью, в ходе которого наряду с непосредственными оценками и суждениями исследователь старается выяснить глубинные психологические мотивы и установки по отношению к изучаемому продукту. Глубинное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы маркетингового исследования, а не заполнение формальной анкеты. Это позволяет детально выяснить все аспекты поведения и реакций респондента, которые могут быть важны для решения задач исследования.
Основная  идея метода - откровенный разговор на определенную тему, которая закрыта при присутствии других людей либо связана с процессом принятия индивидуальных решений, как например, процесс приобретения товаров. Методика позволяет получить более детальную информацию о восприятии продукта потребителем, выяснить поведенческие установки, критерии выбора и факторы влияния.
Глубинные интервью применяют, когда:
-тема  исследования затрагивает личные  взгляды или может вызвать  смущение (например, использование предметов женской гигиены, социально значимые темы)
- тема  обсуждения касается особенностей  принятия личных решений мнения  по теме очень варьируется,  что нарушает гомогенность группы
-изучаемая  группа людей представляет собой  редкую категорию населения или с так называемыми
труднодоступными" респондентами (например, респонденты - директора крупных компаний)
Глубинные интервью проводятся профессиональными  интервьюерами, которые способны эффективно контролировать ход мыслей респондента  и фиксировать его глубинные мотивации. Полученная информация записывается с помощью видео- и аудио-оборудования. Видеозапись используется также при анализе невербальных реакций респондентов. 

15 Композиция анкеты:
1. Титульный  лист( не обязательно)- указывают  реквизиты службы, которая проводит исследование.
2. Вводная  часть: обращение к респонденту, преамбула, в которой коротко излагается тематика исследования: цель и условия заполнения анкеты.
3. Содержательная: все вопросы по типам, которые  выбраны.
4. Паспортичка: Как правило хорошо разработанная анкета должна заполняться не более 30 мин.
Социологическая анкета должна соответствовать ряду требований, которые повышают уровень  надежности социологической информации:
1) Анкета  должна быть анонимной и факт  конфиденциальности должен быть прописан.
2) Ситуация  анкетного опроса должна быть  объявлена (время, место, необходимые  инструменты)
3) Содержание  анкеты строго по ее структуре  и композиции
4)В анкете  должны содержаться инструкции  по ее заполнению
5) Не  рекомендуется использовать общепринятые сокращения. 

16. Виды вопросов в социолог. анкете.
Открытые  – вообще не содержат вариантов ответов. Дают более богатую по содержанию информацию, т.к.  опрашиваемый может полностью выразить свое мнение.
Закрытые – представляют собой форму вопроса и варианты ответов на него. Респонденту следует только указать свой выбор.
Шкальные- содержат шкалу измерения признака вопроса. При ответе необходимо отметить интенсивность какого-либо явления или мнения.
Ранговые  – респонденту предлагается упорядочить ответы по степени значимости. 

17 Включенное наблюдение- наблюдение , при котором наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с людьми, за которыми он наблюдает и которых он оценивает.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.