На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Тоталитаризм

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность, истоки и исторические условия  формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима…………………5
2. Проблемы  перехода от тоталитаризма к  демократии. Концепция политической модернизации………………………………………………….12
3. Сравнение  основных типов политических  режимов…………………….. 16
Заключение……………………………………………………………………..18
Список  использованной литературы………………………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Целью данной работы является необходимость рассмотреть такой политический режим, как тоталитаризм.
     Задача  заключается в том, чтобы разобраться  в сложном механизме тоталитарного  политического режима и  попытаться найти ответы на немаловажные вопросы: Что представлял собой тоталитарный феномен? Как осуществлялась власть? Почему этот режим просуществовал так долго? Можно ли найти модель тоталитарной системы? Как возник данный политический режим? Какие политические группировки находятся у власти? Каково положение личности при данной системе? и др. 

     При рассмотрении политической системы  какого-либо государства или общества не следует ограничиваться лишь официально провозглашенными и действующими в  нём институтами и правовыми  нормами, конституционными актами, т.е. тем, что "заявляет" о себе само государство. Существуют часто весьма значительные различия и противоречия между парадным фасадом государства и реальными процессами, происходящими за этим фасадом. Для характеристики этих процессов применяется понятие "политический режим" - способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
     Именно  политический режим определяет политическую атмосферу общества, в отличие  от сравнительно устойчивых правовых норм, он подвижен и способен эволюционировать в различных направлениях.
     В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) - сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн. Это были режимы, получившие название тоталитарные, но они постепенно сошли со сцены. Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР рухнули окончательно. [ 2, c. 123] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима.
    Понятие тоталитаризм, его  сущность и основные признаки.
    Термин тоталитаризм (происходит от позднелатинских слов "totalitas" - полнота, цельность и "totalis" - полный, целый, всеобщий) - это полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Осуществление политического господства над всеми сферами жизнедеятельности общества возможно лишь в том случае, если власть широко использует развитую карательную систему, политический террор, тотальную идеологическую обработку общественного мнения.[4, c. 32]
    Впервые его употребил  в 1925 году один из "отцов" фашизма Бенито Муссолини(1883—1945), глава итальянской фашистской партии и итальянского фашистского правительства в 1922-1943 гг., который придавал ему положительный смысл в своей теории «органистского государства» (stato totalitario), олицетворявшего мощь официальной власти и призванного обеспечить высокую степень сплочения государства и общества.
    Ученые  стали использовать понятие «тоталитаризм» уже в 30-е годы, и незадолго до второй мировой войны состоялся специальный симпозиум, посвященный тоталитарному государству. На этом симпозиуме, организованном Американским философским обществом в 1939 году, впервые была сделана попытка дать научную трактовку тоталитаризму. В одном из докладов он был определен как "восстание против всей исторической цивилизации Запада". [3, с.205]
    Политологи отмечают, что тоталитаризм — это не просто политический режим как характеристика власти, а практически способ организации общества, который характеризуется следующими моментами:
    1) Власть претендует на роль выразителя высших интересов народа. Общество отчуждено от власти, но не осознает этого, так как в тоталитарном сознании власть и народ предстают как единое и неразделимое целое.
    2)Существует единственная правящая партия во главе с харизматическим лидером. Ее партийные ячейки пронизывают все производственно-организационные структуры, направляя их деятельность и осуществляя контроль. Попытки создания альтернативных политических и общественных объединений подавляются.
    3)Постоянно или периодически проводятся репрессии среди членов общества как средство внутренней политики.
    4)Осуществляется жесткий контроль со стороны государства за экономикой, происходит ликвидация почти всех форм негосударственной формы собственности;
    5)В тоталитарных идеологиях история предстает преимущественно как закономерное движение к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма). Во имя достижения этой цели оправдываются любые средства.
    6)Политическая социализация имеет целью воспитать «нового человека», преданного режиму, готового на любые жертвы во имя «общего дела». Подавляются проявления индивидуальности, насаждаются представления о государстве как источнике распределения благ, поощряется доносительство.
    7)Государственное устройство носит унитарный характер.
    8)Политические права и свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима. У граждан нет выбора, они ориентированы на существование единой системы, для которой нет вариантов.
    9)Разделение властей отвергается, в конституциях в том или ином варианте фигурирует принцип единства власти. Представительные органы либо распущены, либо являются единственными законодательными органами. Местное самоуправление также лишено всякого реального значения.
    10) Характерными чертами тоталитарного политического сознания личности являются абсолютизм мышления: «свой—чужой», «друг—враг»; самолюбование: «лучшая нация», «лучшая страна»; односторонность: «одна идея», «одна партия», некритическое отношение к существующим порядкам и шаблонам, стереотипность мышления, пропитанного стереотипами пропаганды; авторитарная агрессия с одной стороны, а с другой — постоянная готовность к подчинению; упрощение, сведение сложного к более простому, схематизм, однолинейность мышления: «Кто не с нами — тот против нас»,  «Есть человек — есть проблема. Нет человека — нет проблемы ...»; фанатизм; исступленная ненависть, подозрительность, перерастающие в моральный и физический террор против сограждан, друзей и даже родственников; ориентация на «светлое будущее».
    Однако  ресурсы страха и принуждения  недостаточно долговечны и требуют  постоянного внешнего стимулирования. Для этого правящая элита формирует «образы врага» (внутреннего и внешнего) для концентрации социальной энергии масс при решении конкретных задач.
    В обстановке всеобщей взаимной подозрительности, когда лояльность режиму измеряется числом доносов, любые личные связи становятся обоюдоопасными. Элементарная осторожность требует отказа от тесных связей, чтобы не ставить близких людей в такое положение, когда они ценой спасения своей собственной жизни будут вынуждены погубить тебя.      11)Устанавливается монопольный государственный контроль над средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
    12)Активная мобилизация населения на выполнение политических и социальных задач с помощью целого ряда монополистических институтов, которые практически душат в зародыше любую форму автономной общественной и политической организации.
    Так же любая тоталитарная система создает культ. Но подлинным и главным объектом его выступает не человек, а власть как таковая. Власть оказывается сверхценностью — ценностью абсолютного, высшего порядка..
    Создавая  свой культ, тоталитарная власть мистифицирует  все властные функции, безгранично  преувеличивая их значение, засекречивая обеспечивающие их огромные средства и отрицая роль любых объективных обстоятельств.
    Культ власти оказался гораздо жизненнее  культа личности. Мы давно уже научились  критически относиться к самовосхвалениям власти, понимая незначительность или  относительность ее реальных успехов. Но считать, что наши беды объясняются только тем, что руководство недоглядело, ошиблось, что оно виновно или даже преступно — значит все еще оставаться в плену культа власти. [7, c.185]
    Основные  формы тоталитаризма
    Большинство авторов придерживается тезиса, согласно которому в политической системе тоталитарного типа выделяются, по меньшей мере, три основные разновидности. Во-первых, это национал-социализм, прежде всего, в Германии. Во-вторых, коммунизм, оказавшийся значительно более распространенным. Два наиболее очевидных и бросающихся в глаза примера — СССР и Китай. В-третьих, это тоталитарная теократия, представленная, прежде всего, фашизм в Италии.
    Для всех этих режимов в той или  иной степени свойственны характеристики тоталитаризма. Тем не менее, вписываясь в аналитические рамки тоталитарных, выделенные режимы обладают и несомненным, заслуживающим осмысления своеобразием.
    Национал-социализм  как реальный политический и общественный строй  возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов. Национал-социализму, кроме того, по преимуществу свойственна националистическая идеология, проповедовавшая идею превосходства одной нации над другими, в то время как большевизм отличал его интернационалистский характер и, по крайней мере, формальная приверженность федеративному, многонациональному государству. [1, c.75]
    Тоталитаризм  в его коммунистической форме наиболее живуч. В отдельных странах он существует и сегодня. Эта форма наиболее полно отражает характерные черты тоталитарного режима т.е. частная собственность ликвидируется, а следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономия членов общества. Коммунистическая форма приобрела значительную популярность в мире благодаря своей связи с социалистической идеологией, содержащей многие гуманные, идеи. Привлекательности тоталитаризма способствовал и страх еще не оторвавшегося от общинно-коллективистской пуповины индивида перед отчуждением, конкуренцией и ответственностью, свойственными рыночному обществу. Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарата социального контроля и принуждения, жестоким подавлением всякой оппозиции.[1, c. 77]
    Что касается фашизма, то в нём произошло органическое слияние социализма и национализма. Фашизм отождествлял общество с нацией, а нацию - с государством. Государство рассматривалось как юридическое воплощение нации и стояло неизмеримо выше и отдельно взятых индивидов и организаций, из которых национальная община состоит.
    Вообще  фашизм - это правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс. [1, c.86]
    Истоки  и исторические условия  формирования политического  тоталитаризма.
    Тоталитаризм  — порождение XX в. Однако идеи о возможности  полного, всеобщего управления обществом  со стороны государства уходят корнями в древность. Такого рода идеи высказывали Гераклит, Платон, в Китае — теоретики легизма. Позднее, уже в средние века и в Новое время, многие тоталитарные идеи были воплощены в проектах будущего государства коммунистов-утопистов Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы.
    Все тоталитарные режимы существенно тормозили прогресс экономического и социального развития. Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных политических режимов главную роль, как показывает история, играет глубокая кризисная ситуация, в которой оказывается экономика и вся общественная жизнь государства. В СССР тоталитаризм “стартовал” также в условиях глубокого кризиса. В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, когда резко возросли возможности средств массовой информации, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению всестороннего контроля над личностью. Через средства массовой информации тоталитарные режимы осуществляют главным образом распространение и внедрение различного рода политических мифов и стереотипов. Наиболее типичным при этом являются следующие два. Во-первых, миф о явном превосходстве данной общественной системы над всеми другими прошлыми. И, во-вторых, миф о ее особом предназначении в современном и будущем мире, состоящем в том, чтобы установить если и не "царство божье", то, по меньшей мере, "идеальное общество" на земле. [8, c.132]
    Однако  выделяют и другие, не менее важные, условия формирования тоталитаризма:
    1.Нарастание рационализма и организованности в жизни общества.
    2.Появление монополий и их срастания с государством (тоталитаризм - высшая их ступень, всеобъемлющая монополия).
    3.Этатизация общества, усиление в общественном сознании культа государства, распространение коллективистских взглядов.
    4.Массовая эмоциональная уверенность в возможности быстрого улучшения жизни с помощью планирования и рациональных преобразований.
    5. Массовая психологическая неудовлетворённость отчуждением личности при капитализме, её незащищенностью и одиночеством.
    Все перечисленные, объективно благоприятные условия для формирования тоталитарных режимов, вовсе не означают фатальной неизбежности их установления - все зависит от зрелости гражданского общества, наличия демократической политической культуры, развитых демократических традиций. Названные факторы позволили большинству индустриально развитых стран преодолеть кризис 1929 - 1933 гг. и сохранить институты демократии. [8, c.137] 
 
 
 

  2. Проблема перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации.
  В более или менее целостном  виде теория политических режимов сложилась  к 50-м годам нашего столетия. Однако многие вопросы и до настоящего времени  остаются дискуссионными. Существуют также проблемы, теоретические выводы о развитии которых претерпели существенные изменения. Это касается вопроса о перерастании тоталитарных режимов в демократические. В 70-х годах ученые сделали вывод, что тоталитарный режим не способен меняться, что его можно уничтожить лишь извне. Они доказывали, что все тоталитарные государства обречены на гибель .
  В различных странах процесс перехода к демократии специфичен, тем не менее, есть и некоторые общие черты. Один из теоретиков и политических руководителей процессов демократизации в Испании Ф. Гонсалес отмечает следующие элементы: желание перемен, воля большинства к преобразованиям в обществе; способность членов общества к соглашению, к договоренности.[5, c.189]
  Начало  в обществе политического кризиса – еще одна из существенных общих черт процесса перехода к демократии. Кризисная ситуация является предшественником перехода к демократии при наличии у населения данной страны определенной политической культуры и способности к соответствующим переменам.
  Если  же речь идет об эволюционном переходе, то наличие культурно-политических предпосылок также немаловажно. Традиционное уважение воли большинства  и вместе с тем признание за каждым членом сообщества и отдельными меньшинствами защищать свои интересы, выражать свою волю.
  С политическим национальным кризисом общество может покончить при условии  осуществления качественных изменений  системы, а не отдельных частичных  перемен и уступок со стороны  устаревшего режима. Реформирование политической системы в направлении введения демократических институтов и норм, расширения (или установления) прав и свобод граждан; перерастание ограниченных реформ (если они имеют место) в глубокие и всеохватывающие, в результате чего к власти приходят и у власти закрепляются подлинно реформаторские силы, - таково главное содержание политического перехода к демократии. В  этом узловом процессе прослеживаются, как правило, свои этапы: проведение реформ в рамках существующего режима, чему последний уже не в силах препятствовать; осуществление реформ, непосредственно разрушающих авторитарный режим. [5, c.210]
  Конкретные  особенности, как политического  национального кризиса, так и  реформаторского процесса определяются спецификой общественно-политической ситуации. При тоталитарном режиме государство поглощает гражданское общество. Оно стремится контролировать все стороны жизни людей. Большое различие политических процессов имеет место в тех странах, где утверждение демократических режимов связано со сменой социально-экономических систем.
  Задача демократизации, проведения политических и экономических реформ решается каждый раз по-разному. Поэтому в политической науке выделяются несколько способов политического перехода. Для каждого перехода характерны свои особенности взаимоотношения.
  Во-первых, пактовый переход,  элитный в своей основе,  он не навязывается одной из группировок политической элиты, а выступает как результат многостороннего элитного соглашения. В качестве примеров такого перехода можно привести Испанию, Колумбию, Венесуэлу.
  Следующая разновидность- это, так называемые, навязанные переходы. Их отличительная особенность заключается в ярко выраженном элитном характере, причем элита принимает решение о начале перехода в одностороннем порядке, без решающего давления со стороны оппозиции. В Советском Союзе и Турции переход начался похожим образом.
  Третий  вид перехода — реформа, на протяжении которой активными участниками  политического процесса наряду с  элитами выступают массы. В данном случае мобилизация масс ведет к  компромиссному соглашению с правящей элитой без использования насилия с той или иной стороны. Подобным образом политический переход осуществлялся в Польше, Чехословакии, Югославии.
    И наконец, четвертый вид перехода представляет собой революцию, т.е. насильственное ниспровержение прежнего авторитарного режима с активным участием массовых социальных слоев. В данном случае наиболее характерными примерами являются переходы, осуществлявшиеся в Румынии, Албании и в августе 1991 года — в СССР.[5, c. 221]
  Эти переходы редко могут быть однозначно классифицированы как пактовые, навязанные, реформистские или революционные. Чаще всего переход является смешанным, сочетая в себе различные, порой трудносовмещающиеся элементы. Один из примеров — демократический переход в Советском Союзе. Начавшись как навязанный, инициированный реформистской частью правящего класса, данный переход постепенно приобрел качественно иную, революционную динамику, миновав на своем пути более умеренные пактовые и реформистские альтернативы
         Необходимо подчеркнуть, что навязанные и, особенно, пактовые переходы осуществляются в условиях, когда правительство обладает достаточным авторитетом. Это важнейшее их отличие от переходов реформистского и революционного характера. Обладающее авторитетом правительство может быть коммунистическим (Венгрия), военным (Турция, Пакистан), расово-олигархическим (Южная Африка) или режимом личной власти (Испания, Чили), но оно должно осознавать необходимость перемен и обладать достаточными ресурсами.
  Однако  навязанные переходы чаще всего менее прочны, чем пактовые, ибо оставляют без внимания достаточно мощный деструктивный потенциал, сосредоточенный в консервативной части элиты. Вместе с тем, в политической практике может возникать ситуация, когда переход не может начаться иначе, чем навязанный.
  Реформистский переход в ряде своих характеристик  больше напоминает пактовый, чем революционный: компромисс, несмотря на использование  оппозицией опоры на политическую мобилизацию  масс, является здесь все же преобладающей  характеристикой. В отличие от революционного перехода, здесь существуют и взаимно признаются определенные правила политической игры — прежняя элита уступает власть пусть и не в результате переговоров, но добровольно, на основании состоявшихся выборов. Оппозиция, невзирая на традиционализм отстаиваемых ею позиций, признается и рассматривается как полноценный участник политического процесса.
  Качественно иначе протекают революционные  переходы. В данном случае оппозиция, добивающаяся власти путем выборов, нередко терпит поражение в результате либо путча, превентивно предпринятого прежней правящей элитой (СССР), либо открытого свертывания начатых преобразований (Китай в 1989 г.). Поэтому власть, оказавшись в руках оппозиции, рассматривается ею как «завоеванная».[6,c.52]
  Но, какими бы путями ни происходила трансформация тоталитарных режимов в демократические, перед ними неизбежно встают следующие проблемы. Во-первых, это проблема экономическая, связанная с постепенным вхождением в систему новых хозяйственных отношений. Во-вторых, это проблема социальная, требующая от реформаторов всестороннего учета социально-групповых, этнических, национальных и прочих интересов людей. В-третьих, проблема государственно-правовая, заключающаяся в разумном разделении власти, как по вертикали, так и по горизонтали. И, в-четвертых, проблема теоретико-идеологическая, суть которой состоит не только в готовности организованных сил разрушить старую общественную систему, но и в умении построить новую систему, основанную на исторической преемственности и творческом развитии.
  Важно, что в политической жизни общества демократия, независимо каким путем к ней пришли, была и остается высшим типом политического режима, так как она характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Каждая отдельная личность или коллектив должны уважать мнения и желания окружающих, терпимо относиться к различиям, существующим между людьми, признавать другие, отличные от собственных позиций, взгляды, точки зрения. Демократия – это не раз и навсегда установленная система. Это механизм, создающий возможность посредством споров и дискуссий совершенствовать общество, выявлять противоречия, неизменно в нем существующие, и преодолевать их.
  Сегодня, когда международная ситуация формируется, прежде всего, под влиянием распада  коммунистических режимов в Советском  Союзе и Восточной Европе, проблемы политического перехода все заметнее выдвигаются в центр внимания политологии.
     3.Сравнение основных типов политических режимов:
Критерии Тоталитаризм Авторитаризм Демократия
Роль  государства Полное вмешательство  государства во все сферы жизни  общества. Жесткий контроль за политической сферой, но невмешательство  во внеполитические сферы жизни. Народ устанавливает  рамки «вторжения» государства  в различные сферы жизни.
Характер  партийной системы Однопартийная политическая система. Существование неполитических структур. Многопартийная  политическая система.
Развитость  гражданского общества Гражданское общество полностью подчинено власти. Гражданское общество неподконтрольно власти. Равноправие всех граждан.
Соблюдение  прав и свобод человека Полное не соблюдение. Террор, тотальное насилие. Попытки выразить общенациональный интерес. Гарантии основных прав и свобод человека.
Отношение к рыночным экономическим  механизмам Огосударствление  экономики. Командно-административная система управления. Огосударствление  экономики. Командно-административная система управления. Рыночная система  управления экономикой. Конкуренция.
Идеологическая  ситуация Насильственное  политическое господство. Культ личности вождя. Диалог народа с властью.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение 

    Итак, исходя из выше изложенного, можно сказать, что тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество не способное к эффективному созиданию, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к своевременному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира. Его адаптивные возможности ограничены идеологическими догмами. Сами тоталитарные руководители являются пленниками утопической по своей сути идеологии и пропаганды.
    Статистика  показывает, что за последние 20 лет очень много недемократических, в частности тоталитарных, режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражд
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.